Анализ диагностического материала по оценке качества образовательной среды
методическая разработка на тему

Чигоревская Юлия Игоревна

Анализ диагностического материала по оценке качества образовательной среды

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Методики исследования удовлетворенности педагогов, учащихся и родителей организацией воспитательного процесса и жизнедеятельностью в образовательном учреждении

Анкета выпускника

(составлена О.А. Лепиевой и Е.А. Тимошко)

Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся выпускных классов результатами и процессом воспитания и жизнедеятельности в ОУ.

Выпускникам предлагается заполнить бланк анкеты:

Уважаемый выпускник!

Вы завершаете свое обучение ОУ. Администрация школы просит Вас ответить на вопросы данной анкеты с целью экспертизы и дальнейшего развития системы школьного образования.

1. В чем Вы видите смысл школьного образования? Выберите не более 2 вариантов:

  • познание, понимание окружающей жизни;
  • развитие своих интересов, способностей;
  • познание основ наук (изучение предметов базового цикла);
  • подготовка к получению профессии;
  • самопознание и самосовершенствование,
  • подготовка к поступлению в вуз;
  • получение аттестата с отличными оценками;
  • сам процесс обучения престижен.

2. От чего Вы получили наибольшее удовлетворение при обучении в школе? Проранжируйте по степени снижения значимости (1 — самое важное, 2 — менее важное и т.д.):

  • от своих учебных результатов;
  • своих успехов в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях;
  • учебного процесса в целом;
  • атмосферы в классе;
  • взаимоотношений со сверстниками;
  • взаимоотношений с педагогами;
  • общешкольных и классных дел;
  • возможности проявить себя, свои способности и умения;
  • уровня требований;
  • престижа образовательного учреждения;
  • чего еще (допишите)

3. Что в жизнедеятельности школы вызывает Вашу неудовлетворенность? Допишите:

  • в организации школьной жизни
  • учебном процессе
  • организации общешкольных дел
  • общении с педагогами
  • общении с одноклассниками

4. В какой социальной роли Вы чаще всего выступали и школьной жизни? Выберите один ответ:

  • лидер и организатор;
  • активный участник происходящего;
  • достойный исполнитель;
  • делаю немного, но сопереживаю происходящему;
  • увлеченный зритель;
  • отстраненный наблюдатель.

Какое событие в Вашей школьной жизни Вам запомнилось больше всего?________________________________________________________________________

Что Вы считаете своим главным достижением за все годы школьной жизни?______________________________________________________________________

Какая Ваша проблема, связанная со школой, так и осталась нерешенной? Выберите:

  • результаты по отдельным учебным предметам;
  • успеваемость в целом;
  • проблемы взаимоотношений с одноклассниками;
  • проблемы взаимоотношений с педагогами;
  • не смог проявить себя в классных и школьных делах;
  • отсутствует ощущение безопасности и защищенности;
  • ухудшение состояния здоровья;
  • неумение распределить свое время;
  • сложно совмещать учебу и дополнительные занятия (спорт, музыка и т.п.);
  • нет друга;
  • страх перед экзаменами;
  • что еще (допишите)

8. Что для Вас наиболее значимо в жизни? Проранжируйте в порядке снижения значимости (1 — самое важное, 2 — менее важное и т.д.):

  • активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
  • жизненная, мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
  • здоровье (физическое и психическое);
  • интересная работа;
  • красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
  • любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
  • материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
  • наличие хороших и верных друзей;
  • общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
  • познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
  • продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
  • развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
  • развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
  • свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
  • счастливая семейная жизнь;
  • счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
  • творчество (возможность творческой деятельности);
  • уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

9. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с одноклассниками? Они:

  • в основном тёплые, близкие;
  • чаще холодные, проблемные.

10. Как Вы считаете, на какие черты Вашего характера повлияла школьная жизнь?

Каким образом?________________________________________________________________

Обработка полученных результатов. Количественный и качественный анализ ответов учащихся на вопросы 1— 3 позволяет выяснить мнение выпускников о тех сторонах жизни в школе, которые способствовали формированию у них чувства удовлетворенности жизнедеятельностью в образовательном учреждении. Ответы на восьмой вопрос содержат сведения о преобладающих ценностных ориентациях школьников. При анализе ответов учащихся на другие вопросы накапливается информация о характере отношений в образовательной среде, о положительных и отрицательных аспектах учебно-воспитательного процесса в школе.

2. Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью

(разработана А.А. Андреевым)

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

***

Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 — совершенно согласен;

3 — согласен;

2 — трудно сказать;

1 — не согласен;

0 — совершенно не согласен.

Я иду утром в школу с радостью.

В школе у меня обычно хорошее настроение.

В нашем классе хороший классный руководитель.

К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

У меня есть любимый учитель.

В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

У меня есть любимые школьные предметы.

Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

10. На летних каникулах я скучаю по школе.

Обработка полученных результатов.Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если У больше 3, можно констатировать высокую степень удовлетворенности; если же У больше 2, но меньше 3 или У меньше 2, это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

3. Комплексная методика изучения удовлетворенности родителей

жизнедеятельностью образовательного учреждения

(разработана А.А. Андреевым)

Часть I

Цель: получить количественно выраженную информацию об оценке родителями роли образовательного учреждения в воспитании у их детей качеств жизненной компетентности, положительных поведенческих и морально-психологических качеств.

***

Родителям предлагается заполнить бланк анкеты. Оцените, пожалуйста, в какой степени образовательное учреждение, которое посещают Ваши дети (Ваш ребенок), воспитывает у них (у него) перечисленные ниже качества личности.

При оценке воспользуйтесь следующей шкалой:

5 - в полной мере;

4 - в значительной степени;

3 - на достаточном уровне;

2 - в незначительной степени;

1 - практически не воспитывает.

Обведите кружком номер ответа, наиболее близкого Вашей личной точке зрения.

5 4 3 2 1

Аккуратность (умение содержать вещи в порядке)

5 4 3 2 1

Дисциплинированность (умениеследовать установленным правилам в делах)

5 4 3 2 1

Ответственность (умение держать слово)

5 4 3 2 1

Воля (умение не отступать перед трудностями)

5 4 3 2 1

Хорошие манеры поведения

5 4 3 2 1

Жизнерадостность (способность принимать жизнь и радоваться жизни)

5 4 3 2 1

Образованность

5 4 3 2 1

Ум (способность здраво и логично мыслить)

5 4 3 2 1

Высокие жизненные запросы

5 4 3 2 1

Самостоятельность (способность самому принимать ответственные жизненные решения)

5 4 3 2 1

Честность в отношениях с людьми

5 4 3 2 1

Доброта в отношениях с людьми

5 4 3 2 1

Чуткость в отношениях с людьми

5 4 3 2 1

Справедливость в отношениях с людьми

5 4 3 2 1

Терпимость к взглядам и мнениям других

Обработка полученных результатов. При обработке результатов следует названные в анкете качества личности разделить на три группы:

а) блок поведенческих качеств (1—5);

б) блок жизненной компетентности (6—10);

в) блок морально-психологических качеств личности(11-15).

Необходимо подсчитать средний показатель оценок родителей по каждому блоку, а также общий средний показатель по всей совокупности предложенных пятнадцати качеств. Полученные показатели надо соотнести с использованной при анкетировании шкалой. Если средний показатель окажется ниже 3 баллов, то это свидетельствует об оценке родителями роли образовательного учреждения в развитии перечисленных качеств личности у ребенка как недостаточной.

Часть II

Цель: получить количественно выраженную информацию об оценке родителями помощи образовательного учреждения в воспитании у их детей способности к решению основных жизненных проблем.

***

Родители заполняют опросный лист со следующим текстом.

Обведите, пожалуйста, кружком номер утверждения (табл. 1), наиболее близкого Вашей личной точке зрения на образовательное учреждение, в котором обучается Ваш ребенок (Ваши дети).

Таблица 1

Утверждения

Совершенно неверно

Едва ли это

верно

Скорее всего, верно

Совершенно

верно

1

2

3

4

Школа помогает ребенку:

а) поверить в свои силы;

1

2

3

4

б) учиться решать

жизненные проблемы;

1

2

3

4

в) учиться преодолевать жизненные трудности;

1

2

3

4

г) учиться правильно общаться со сверстниками;

1

2

3

4

д) учиться правильно общаться со взрослыми

1

2

3

4

Обработка полученных результатов. Подсчитывается средний показатель оценки родителей по всей совокупности предложенных утверждений. Его значение сопоставляется со шкалой оценивания, использованной в данной методике. Если полученный показатель окажется меньше 3 баллов, то результаты опроса свидетельствуют о низкой оценке родителями помощи образовательного учреждения в воспитании у детей способности к решению основных жизненных проблем.

Часть III

Цель: получить содержательной информации о степени соответствия жизнедеятельности образовательного учреждения представлениям о жизни и жизненным ценностям родителей.

***

Родителям предлагается заполнить бланк анкеты (возможно проведение и в устной форме, но с обязательной фиксацией содержания ответов).

Что больше всего радует Вас в жизни?

Что больше всего радует в жизни Вашего ребенка (Ваших детей)?

Какие качества Вы больше всего цените в людях?

Чего Вы больше всего боитесь в жизни?

Чего больше всего боится в жизни Ваш ребенок (Ваши дети)?

Какие качества больше всего ценит Ваш ребенок (Ваши дети) в других людях?

Какими видите жизненные перспективы Вашего ребенка (Ваших детей)?

Какой должна быть хорошая школа?

В какой степени школа, где учится Ваш ребенок (Ваши дети), отвечает этим требованиям?

10. Чем и как Вы помогаете школе в воспитании Вашего ребенка (Ваших детей)?

Обработка полученных результатов. Проводится качественный анализ ответов конкретного родителя, возможно обобщение содержания ответов на каждый вопрос различных социально-демографических групп родителей.

4. Анкета «ваше мнение»

(составлена И.Л. Забуслаевой)

Цель: выявить степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в учебном заведении.

***

На производственном совещании предлагается учителям выразить степень удовлетворенности различными сторонами жизни в школе по пятибалльной системе оценок.

1. Удовлетворенность организацией учебного процесса (нагрузка, расписание и т.д.):

5 — очень доволен(а);

4 — доволен(а), но нагрузка очень большая;

3 — затрудняюсь ответить;

2 — недоволен(а);

1 — совсем не доволен(а), так работать нельзя.

2. Удовлетворенность условиями труда (наличие кабинета, оборудование, освещенность, температурный режим и т.д.):

5 — очень доволен(а);

4— доволен(а), но хотелось бы лучших условий;

3 — затрудняюсь ответить;

2 — не доволен(а);

1 — совсем не доволен(а), так работать нельзя.

3. Удовлетворенность содержанием труда:

5— работа очень нравится, реализую в ней все свои

4— работа нравится;

3— затрудняюсь ответить;

2— работа не очень нравится;

1 — работа совсем не нравится, ищу другую.

4.Удовлетворенность моральной оценкой своего труда:

5— меня очень ценят коллеги и администрация;

4— меня достаточно ценят, я вполне удовлетворен(а);

3— затрудняюсь ответить;

2— меня недостаточно ценят, я заслуживаю большего;

1 — меня так низко ценят, что я хочу увольняться.

5.Удовлетворенность заработной платой:

5— очень доволен(а);

4— вполне доволен;

3— затрудняюсь ответить;2 — не доволен(а);

1 — совсем не доволен(а), хочу увольняться.

Обработка полученных результатов.Выявление среднего балла оценочных суждений педагогов позволяет определить степень удовлетворенности членов педагогического коллектива жизнедеятельностью образовательного учреждения.

5. Методика изучения удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении

(разработана Е.Н. Степановым)

Цель: определить степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе и своим положением в нем.

***

Педагогам предлагается прочитать включенные в тест утверждения и с помощью шкалы оценок выразить степень своего согласия с ними. Для этого педагогу следует поставить напротив каждого утверждения одну из пяти цифр, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения:

4 — совершенно согласен;

3 — согласен;

2 — трудно сказать;

1 — не согласен;

0 — совершенно не согласен.

  1. Я удовлетворен (а) своей учебной нагрузкой.
  2. Меня устраивает составленное расписание уроков.
  3. Мое рабочее время благодаря собственным усилиям действиям администрации тратится рационально.
  4. Меня устраивает работа кафедры (методического объединения) и мое участие в ней.
  5. У меня существует реальная возможность повышать свое профессиональное мастерство, проявлять творчество и способности.
  6. Я испытываю потребность в профессиональном и личностном росте и стараюсь ее реализовать.
  7. Мои достижения и успехи замечаются администрацией и педагогами школы.
  8. Мне нравится, что в школе идет научно-методический поиск.
  9. У меня сложились с коллегами неконфликтные отношения.
  10. Я ощущаю в работе поддержку своих коллег.
  11. Мне кажется, что администрация справедливо оценивает результаты моей работы.
  12. Я ощущаю доброжелательное отношение к себе со стороны администрации.
  13. Я комфортно чувствую себя в среде учащихся.
  14. Я удовлетворен(а) отношением учащихся ко мне и моему предмету.
  15. В большинстве случаев я испытываю чувство взаимопонимания в контактах с родителями учащихся.
  16. Мне кажется, что родители разделяют и поддерживают мои педагогические требования.
  17. Мне нравится мой кабинет, оборудование и условия работы в нем.
  18. Меня устраивает сложившийся нравственно-психологический климат в школе.
  19. На мой взгляд, созданная в школе система научно-методического обеспечения способствует повышению моего профессионального мастерства.
  20. Я доволен размером заработной платы и своевременностью ее выплаты.

Обработка полученных результатов. Показателем удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов педагогов на общее количество ответов. Принято считать: если коэффициент У больше или равен 3, то можно констатировать высокий уровень удовлетворенности; если он равен или больше 2, это свидетельствует о средней степени удовлетворенности; если же данный коэффициент меньше 2, то можно предположить, что существует низкая степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе и своим положением в нем.

Наряду с выявлением общей удовлетворенности целесообразно определить, насколько удовлетворены педагоги такими аспектами жизнедеятельности образовательного учреждения, как:

организация труда (1—4);

возможность проявления и реализации профессиональных и других личностных качеств педагога (5—8);

отношения с учителями и администрацией учебного заведения (9—12);

отношения с учащимися и их родителями (13—16);

— обеспечение деятельности педагога (17—20).

Коэффициент удовлетворенности педагогов перечисленными аспектами жизнедеятельности определяется с помощью тех же вычислительных операций, но подсчитывается сумма баллов и количество ответов лишь по тем утверждениям, которые соответствуют изучаемому аспекту.

6. Анкета «Школа глазами родителей»

  1. Удовлетворяет ли Вас качество преподавания учебных предметов в школе?
  2. Назовите учебные предметы, качество преподавания которых Вас не удовлетворяет?
  3. Чувствуете ли Вы, что Ваш ребенок любит школу?
  4. Чувствуете ли Вы, что Ваш ребенок не любит школу?
  5. Удовлетворяют ли Вас учителя, работающие с Вашим ребенком?
  6. Устраивает ли Вас директор школы?
  7. Удовлетворены ли Вы работой школьного совета?
  8. Чувствуете ли Вы себя желанным гостем в школе?
  9. Удовлетворены ли Вы качеством информации об учебных успехах и поведении Вашего ребенка?
  10. Дружелюбен ли обслуживающий персонал в школе?
  11. Имеете ли Вы право голоса в школе?
  12. Довольны ли Вы программой внеурочной деятельности, предложенной школой?
  13. Удовлетворены ли Вы количеством и качеством предметов по выбору, предложенных Вашему ребенку?
  14. Устраивает ли Вас то, что в школе следят за посещаемостью?
  15. Удовлетворены ли Вы количеством учащихся в классе?
  16. Удовлетворены ли Вы чистотой в школе?
  17. Удовлетворены ли Вы работой классного руководителя?
  18. Устраивает ли Вас работа библиотеки?
  19. Устраивает ли Вас работа школьной столовой?

7. Анкета для учащихся 7-11-х классов

(подготовлена Л. В. Байбородовой)

Цель: выяснить мнение детей об организации воспитательной работы в школе.

***

Учащиеся определяют, как изменились отдельные стороны жизни школы в этом году. Для этого используется следующая шкала ответов:

«+» улучшение;

«-» — ухудшение;

«0» — нет изменений.

Обработка полученных результатов. По каждому из перечисленных пунктов (табл. 1) подсчитывается количество «+», «-», «0» и эти данные заносятся в таблицу (табл. 2):

Таблица 1

Отдельные стороны жизни школы

Оценка

Проведение следующих общешкольных дел

Проведение классных дел

Дежурство по школе

Порядок в классе

Работа клубов

Деятельность спортивных секций, кружков

Вечера для старшеклассников

Проведение уроков (можно перечислить те предметы, которые отличают конкретную школу и отражают идеи, лежащие в основе воспитательной системы)

Таблица 2

п/п

Название мероприятия

Количество ответов (в процентах) за год

2006

2007

2008

+

-

0

+

-

0

+

-

0

II. Доступность дополнительных образовательных услуг

1. Анкета «определение доступности образовательной услуги»

(комплексное исследование мнений родителей)

Цель: изучить мнение родителей о доступности образовательных услуг

1. Сколько лет вашему ребенку?

- От 7 до 10 лет

- От 10 до 14 лет

- От 11 по 1 б лет

2. Как далеко, по масштабам вашего города, Вам с ребенком приходится добираться до школы?

- школа находится очень близко, рядом или почти рядом с домом

- школа находится относительно близко

- школа находится далеко

- школа находится очень далеко

3. Была ли у Вас возможность выбрать, в какую школу отдать ребенка?

- Да

- Нет

4. Если у Вас была реальная возможность выбрать, в какую школу отдать ребенка то почему Вы выбрали именно это образовательное учреждение? Оцените важность для Вас каждой из причин, которые перечислены в таблице: поставьте «галочку» в соответствующем столбце каждой строки.

Причины

Важность причин

очень важно

не главное

не

важно

не принимали во внимание

Удобное месторасположение

Рекомендации знакомых

Необременительность для семейного бюджета

Хороший уровень преподавания, уход и присмотр за ребенком

Богатая материальная база

Школа считается престижной, «элитной»

Доброжелательная атмосфера

Наличие дополнительных услуг, необходимых моему ребенку

Безопасность (наличие забора, охраны, удаленность от транспортных магистралей)

Внимательное отношение к здоровью ребенка

Сотрудничество с учреждениями дополнительного образования.

Есть классы компенсирующего типа, необходимые моему ребенку (логопедические, для слабослышащих детей, для детей с нарушением зрения, с нарушением ОДА и другие)

Удобный режим

Возможность участия и/или контроля за функционированием школы со стороны родителей

Наличие стадиона, бассейна

5. Если при выборе школы Вам приходилось учитывать финансовые возможности Вашей семьи, что имело для Вас значение: оцените важность для Вас каждого пункта, которые перечислены в таблице и поставьте «галочку» в соответствующем столбце каждой строки.

Что именно

Важность

очень важно

менее

важно

совсем не важно

не принимали во внимание

Наличие обязательного вступительного или ежегодного взноса в денежной или не денежной форме

Размер ежемесячной обязательной родительской платы

Наличие сборов на учебные пособия, охрану, канцтовары, предметы гигиены и т.д. в денежной или не денежной форме

Платность дополнительных услуг (в кружках, студиях, с репетитором, логопедом, психологом, уроки английского, танцы и др.)

Возможность льгот по оплате

Преподаватели должны быть из вузов, а также дипломанты и призеры конкурсов и олимпиад

6. Если при выборе школы Вы не учитывали, сколько Вам прядется платить, то почему? (Отметьте только один вариант)

1) Наша семья располагает достаточными средствами, чтобы не думать об этом.

2) За хорошее образование нашего ребенка мы готовы платить сколько нужно, даже если это тяжело для нашего бюджета.

3) Мы вынуждены отдать ребенка в школу и готовы платить сколько угодно, хотя это подрывает наш семейный бюджет.

7. Насколько хорошо Вы знаетеоцените каждый пункт, перечисленный в таблице, поставив «галочку» в соответствующем столбце каждой строки.

О чем именно

Знаем достаточно

Примерно

знаем

Совсем

не знаем

Об организации образовательного процесса

О возможности получения дополнительных услуг (кружки, базовые и элективные курсы, спортзал, др.)

О взаимоотношениях педагогов и детей

О программах, по которым ведется обучение

О цене дополнительных образовательных услуг

8. Если школа предоставляет дополнительные услуги, то какими Вы пользуетесь? (Отметьте, являются они платными или бесплатными)

Виды услуг в образовательном учреждении

Имеются

Желательно иметь

Услуги по оздоровлению учащихся (валеологические занятия)

Занятия с логопедом

Занятия с дефектологом

Музыкально-ритмические занятия

Курсы психологии общения

Обучение иностранному языку

Усиленная подготовка к школе (вузу)

Компьютерная грамотность и игры

Базовые курсы школьной программы

Элективные курсы (по выбору и желанию ребенка)

Экономика

Курсы делового общения

Автодело

Курсы кройки и шитья ( конструирование одежды)

Компьютерное программирование и web-дизайн

Мировая художественная культура и ИЗО

Хоровая студия (вокал)

Народное творчество и промыслы

Познай себя

Оригами

Введение в профессию (путь к карьере)

Театральная студия

Юный журналист (издание школьной, газеты)

Клубная деятельность (по интересам )

Интернет клуб ( медиатека1)

Репетиторство по предметам (тестирование)

Другое (что именно)

В нашей школе нет дополнительных услуг

9. Пользуетесь ли Вы дополнительными образовательными услугами вне школь? Отметьте, являются они платными или бесплатными

Виды услуг дополнительного образовательного учреждения

Платные

Бесплатные

1

Спортивные секции

2

Кружки (студии)

3

Интернет клубы (кафе)

4.

Центр интеллектуального развития ребенка

5.

Студии, (художественные и музыкальные школы)

6.

Репетиторы

7.

Другое (что именно?)

10. Плата за дополнительные образовательные услуги в бюджете Вашей семьи:

□ 1) Значительную часть.

□ 2) Незначительную часть.

□ 3) Практически незаметна.

11. Если Вас что-то не устраивает в организации дополнительных образовательных платных услуг, что именно? (Опишите).

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

12. Оцените важность образовательных услуг в школе. Поставьте в ячейке рядом с каждым высказыванием номер места по важности от 1 (самое важное) до 5-6 (менее важное).

Образовательные услуги

Место

Укрепление здоровья и развитие физической культуры детей

Развитие индивидуальных способностей ребенка е соответствии с возрастными особенностями и государственными образовательными стандартами (развитие образовательных интересов)

Качественная подготовка ребенка к вузу

Развитие ребенка как субъекта отношений с миром, с собой

Развитие художественно-эстетических способностей у детей (музыка, рисование...)

Занятия с нужными специалистами (логопед, психолог, дефектолог...)

Поддержка детских инициатив во всех видах деятельности

Другое (Что именно?) _________________________________________________

13. Школы имеют разные возможности. Ниже приведены три высказывания. Отметьте то, с которым Вы согласны.

1) В школе у ребенка обязательно должны быть дополнительные платные занятия по выбору. Если государственных денег на это не хватает, то наша семья готова доплачивать.

2) Если нельзя сделать так, чтобы были дополнительные платные занятия, то пусть за счет муниципального бюджета будет хоть один кружок _______(напишите).

□ 3) Невозможно, чтобы в образовательном учреждении было много дополнительных образовательных кружков. Пусть расширяется сеть муниципальных учреждений дополнительного образования (в том числе и на платной основе).

14. Ваши предложения и пожелания по улучшению работы Вашей школы и системы образования вообще.

деньги родителей за оказание дополнительных платных услуг должны идти не через РОО, а через родительский комитет;

существенно расширить перечень дополнительных услуг с учетом профилизации школы;

больше внимания уделять обучению школьников деловому этикету, малому предпринимательству, защите своих прав в соответствующих структурах власти.

15. Несколько слов о себе:

Ваш пол: 1) Мужской 2) Женский

16. Кем Вы приходитесь ребенку:

1) Родитель

2) Дедушка/бабушка

3) Сестра/брат

4) Дядя/тетя

5) Дальний родственник

17. Ваш возраст:

1) до 30 лет

2) от 30 до 40

3) от 41 до 50

4) старше 51

18. Образование родителей:

Мать - 1) неполное среднее 2) среднее 3) среднее профессиональное4) высшее.

Отец - 1) неполное среднее 2) среднее 3)среднее профессиональное4) высшее.

19. Состав семьи: 1) отец 2) мать 3) дедушка 4) бабушка 5) другие родственники.

20. Сколько детей в семье:

по 1 ребенку; по 2 ребенка; по 3 ребенка.

21. Как Вы оцениваете материальное положение Вашей семьи?

1. Процветающее (ни в чем себе не отказываем).

2. Выше среднего (можем многое себе позволить).

3) Среднее (иногда приходится экономить, но в целом вполне благополучное).

Ниже среднего (приходится на многом экономить).

Тяжелое (едва сводим концы с концами).

2. Определение спроса на образовательные услуги

(Э.Б. Финкельштейн)

Цель: выявить спрос населения на образовательные услуги как основные, так и дополнительные, выяснить, какие предметы в системе базового образования пользуются наибольшим спросом.

Анкетирование позволяет определить потребность и родителей, и учащихся в дополнительных услугах.

Исследование включает в себя анкетный опрос родителей, учащихся старших классов, а также учителей. В опросе выявляется готовность учителей к введению в их школах рынка образовательных услуг, разнообразия дополнительных образовательных услугу, в том числе и платных, реорганизации всей школьной системы с учетом новой экономической ситуации и т.д. У детей и их родителей как потребителей образовательных услуг выясняются жизненные и образовательные планы учащихся, потребности в образовании, в новом содержании образования, формах и методах преподавания.

Для обобщения данных используется таблица, куда включены только номера утверждений. Например, в графе под цифрами 2.6 2 обозначает вопрос: Обсуждали ли Вы вопрос о будущей профессии со своими родителями? 6 обозначает ответ: Да, обсуждал.

Анкета для старшеклассников

1. Есть ли у Вас планы относительно будущей профессии?

  • Да, я уже выбрал (а) профессию и буду стараться овладеть ею.
  • Да, у меня есть соображения относительно будущей профессии, но я еще твердо не решил (а).
  • Да, но я не уверен (а), что смогу добиться своей цели.
  • Нет, я еще не решил (а) этого вопроса.

2. Обсуждали ли Вы вопрос о будущей профессии со своими родителями?

  • Да, обсуждал (а).
  • Нет, но собираюсь это сделать.
  • Нет, и не собираюсь этого делать.

3. Если Вы выбрали профессию, то кем Вы хотели бы быть?

  • Еще не знаю.
  • Хочу быть____________________ (напишите)

4. Хорошо ли Вы знаете, какие возможности устроиться на работу или поступить учиться имеются в вашем городе?

  • Да, знаю очень хорошо. 14- В общем-то, знаю.
  • Знаю плохо.
  • Нет, пока не знаю.

5. Считаете ли Вы, что Вам необходимо:

  • Сначала окончить школу, а потом определять свое место в жизни.
  • Как можно скорее начать зарабатывать на жизнь собственным трудом.
  • Получить сначала профессиональное образование, специальность.
  • Продолжить свое образование в вузе.
  • Пойти работать на производство.

6. Какое образование вы планируете получить?

  • Ограничиться школьным образованием.
  • Дополнительно к среднему образованию закончить курсы.
  • Овладеть профессией в ПТУ.
  • Закончить техникум.
  • Получить высшее образование в вузе.

7. В будущем Вы хотели бы:

  • Работать на производстве.
  • Работать в государственном учреждении.
  • Работать на частном предприятии или в негосударственном учреждении.
  • Открыть собственное дело.
  • Быть домохозяйкой, рантье.
  • Другой ответ (напишите) __________________

8. Что, по Вашему мнению, в первую очередь должно давать школьное образование человеку? (отметьте не более трех суждений).

  • Прочные знания.
  • Высокую культуру.
  • Разностороннее развитие способностей, задатков.
  • Хорошую подготовку для поступления в вуз.
  • Условия для самостоятельного выбора жизненного пути.
  • Хорошую профессиональную подготовку.
  • Навыки здорового образа жизни, физическую культуру.
  • Другой ответ (напишите)___________________

9. Из перечисленных ниже предметов, входящих в обязательную программу обучения, отметьте те, которые Вы считаете наиболее важными для себя лично:

Русский язык

Литература

Математика

История

Биология

Химия

Обществоведение

Физика

География

Астрономия

Музыка

Физическая культура

Трудовое обучение

Граждановедение

Информатика

Иностранный язык

ОБЖ

Изобразительное искусство

Основы государства и права

Черчение

10. Какие из перечисленных выше обязательных предметов Вам хотелось бы изучать более углубленно, например, по программам, приближенным к вузовским?

  • Мне бы хотелось изучать более углубленно(напишите) __________________
  • В обязательней школьной программе нет таких предметов.

11. Какие дополнительные предметы Вы бы хотели изучать в школе?

  • Я не хочу изучать предметы сверх обязательной программы.
  • Ускоренное или углубленное изучение иностранного языка.
  • Изучение второго иностранного языка.
  • Изучение древних языков (латинский, греческий).
  • Освоение методов предпринимательской деятельности, менеджмента.
  • Изучение правовых основ предпринимательской деятельности, рыночной экономики.
  • Изучение психологии, культуры общения, способов саморегуляции.
  • Культура речи, ораторское искусство.
  • Этика.
  • Логика.
  • Философия.
  • Конструирование.
  • Изобразительное искусство и история искусства.
  • Эстетика и предметы общего эстетического цикла: музыка, театр, пластика и т.д.
  • Природоведение и сельскохозяйственный труд.
  • Человек и общество.
  • Граждановедение.
  • Всеобщая история XX века.
  • Изучение финансов (например, банковской деятельности и пр.).
  • Изучение религии.
  • Что-то другое (напишите)______________

12. Какие из предметов, дающих практические и профессиональные навыки, Вам бы хотелось изучать в школе?

  • Навыки скорочтения и стенографии.
  • Основы делопроизводства и машинопись,
  • Вождение автомобиля, автокласс.
  • Моделирование одежды, кройка и шитье.
  • Вязание.
  • Кулинария.
  • Программирование, навыки владения вычислительной техники.
  • Слесарное дело.
  • Электротехника.
  • Что-то другое (напишите) ______________

13. Готовы ли Ваши родители платить за углубленное изучение некоторых предметов или изучение дополнительных предметов?

  • Нет, у них на это денег.
  • Думаю, что готовы платить некоторую сумму.
  • Думаю, что готовы платить любые деньги.
  • Я не собираюсь изучать дополнительные предметы сверх обязательной программы.

14. Хотели бы Вы воспользоваться следующими возможностями: (да, нет)

  • Перейти в другую школу.
  • Выбрать индивидуальную программу обучения.
  • Выбрать форму обучения.
  • Определять сроки и темп освоения предметов.
  • Сдавать экстерном все или отдельные предметы.
  • Выбирать дополнительные предметы сверх обязательной программы.
  • Учиться в частной школе.

15. Если Вам представится возможность выбирать дополнительные предметы или форму обучения, то Вы будете делать этот выбор:

  • Совершенно самостоятельно.
  • Совместно с родителями.
  • Совместно с авторитетными взрослыми или учителями.
  • Для такого выбора нужна консультация специалиста-психолога.
  • Другой ответ.

16. Если бы у Вас была возможность, то Вы бы предпочли учиться:

  • В обычной государственной школе.
  • В школе при вузе.
  • В специализированной школе с углубленным изучением отдельных предметов гуманитарного цикла.
  • В специализированной школе с углубленным изучением предметов естественно-научного цикла.
  • В частной школе.
  • В школе с классами профессиональной подготовки.
  • Другой ответ (напишите) ___________________

17. Как Вы обычно проводите свое свободное время и чем бы Вы стали заниматься, если представится такая возможность? (реально занимаюсь, хотел бы заниматься)

  • в студии технического творчества
  • в физико-математическом кружке
  • в кружке химии, природоведения
  • в историко-литературной студии
  • в изостудии
  • в драматической студии
  • в школе бального и современного танца
  • в студии пластики и пантомимы
  • в музыкальной школе-студии
  • в шахматной школе
  • в фото и киностудии
  • в вокальном или хоровом кружке
  • в бассейне
  • заниматься восточными единоборствами
  • заниматься аэробикой
  • в спортивной школе
  • что-то другое_______________

18. Нравится ли Вам школа, в которой Вы учитесь?

  • Да, нравится
  • В общем, школа меня устраивает.
  • Если бы была возможность, перешел(а) в другую школу.
  • Нет, школа мне не нравится.

19. Как Вы можете оценить в целом отношения, которые сложились у Вас с учителями в школе?

  • Теплые, дружеские отношения.
  • Отношения носят конфликтный характер.
  • Отношения нормальные, нейтральные.

20. Какие из перечисленных суждений более всего подходят к учителям Вашей школы? (отметьте любое количество пунктов)

  • Дружелюбны.
  • Слишком строги.
  • Равнодушно относятся к своей работе.
  • Понимают проблемы подростков.
  • Не понимают интересы подростков.
  • С энтузиазмом помогают в различных делах.
  • Могут дать хороший совет о жизни, будущей профессии.
  • Хорошо знают свой предмет.
  • Высококультурные люди.
  • Слишком вмешиваются в личные дела учащихся.

21. Отметьте из нижеперечисленных характеристик те, которые наиболее подходят для описания эмоционального состояния, возникающего у Вас на уроках? (выберите три наиболее характерные).

  • Скука.
  • Неуверенность в себе.
  • Уверенность в себе.
  • Радость.
  • Страх неудачи.
  • Сомнение.
  • Уныние.
  • Неудовлетворенность собой.
  • Удовлетворенность собой.
  • Удивление.
  • Сочувствие.
  • Гнев.
  • Гордость.
  • Оскорбленность.
  • Унижение.
  • Не испытываю никаких особых эмоций.

Анкета для учителей

1. Испытываете ли Вы удовлетворение от своей профессии учителя?

  • Да, профессия нравится, вполне удовлетворяет.
  • В основном профессия нравится, но не совсем удовлетворяет.
  • Профессия как профессия, не хуже и не лучше другой.
  • Профессия не совсем нравится, да и не удовлетворяет.
  • Нет, не нравится и не удовлетворяет.
  • Затрудняюсь ответить.

2. Как, по Вашему мнению, родители учеников оценивают труд школьного коллектива?

  • В основном родители довольны нашей школой.
  • Скорее довольны, чем не довольны.
  • Больше недовольны, чем довольны.

3. Как Вы относитесь к тому, чтобы школа оказывала дополнительные, в том числе платные услуги?

  • Дополнительные педагогические услуги нужны, но оплата за них должна осуществляться государством.
  • Школа может оказывать дополнительные услуги, часть которых оплачивается родителями.
  • За дополнительные педагогические услуги полностью должны платить родители.
  • Школа должна выполнять все, что касается учебных программ и не распыляться на дополнительные услуги.
  • Не знаю.

4. Как Вам представляются последствия введения в школе оплачиваемых педагогических услуг?

  • Заставит более заинтересованно относиться к школе родителей и повысит их внимание к ребенку.
  • Заставит школьников более ответственно относиться к учебе.
  • Позволит повысить авторитет учителей, уровень оплаты их труда.
  • Позволит существенно улучшить и разнообразить качество подготовки учащихся.
  • Может сделать школу более привлекательной для ученика, поскольку будут учитываться его интересы и запросы.
  • Разделит детей в зависимости от доходов их родителей.
  • Может привести к дополнительным конфликтам между учителями.
  • Пожалуй, все останется по-старому.

5. Как Вы представляете свое собственное участие в оказании платных педагогических услуг?

  • Буду работать интенсивнее, т.к. смогу больше за это получить.
  • Хотелось бы попробовать, но боюсь, что не справлюсь с нагрузкой.
  • Сомневаюсь, что что-либо изменится.
  • Не собираюсь в этом участвовать.
  • Еще не представляю.

6. Какие виды дополнительных педагогических услуг сверх обязательной школьной программы могли бы предложить школе и ученикам лично Вы?

  • Взять на себя подготовку к вузу по своему предмету.
  • Разработать авторскую программу преподавания своего предмета.
  • Разработать интегративные курсы.
  • Что-то другое (напишите).

7. Что, по Вашему мнению, нужно в первую очередь сделать школе для введения оплачиваемых услуг?

  • Разработать и утвердить на совете школы перечень основных и дополнительных (в т.ч. платных) педагогических услуг, оказываемых школой.
  • Существенно улучшить оснащение учебных кабинетов.
  • Повысить уровень специальной подготовки учителей-предметников.
  • Улучшить организацию и планирование работы учителей с целью сокращения непроизводительных затратах времени.
  • Повысить методологическую и психолого-педагогическую культуру учителей.
  • Наладить регулярное изучение спроса населения на педагогические услуги.
  • Ознакомить всех членов педагогического коллектива с основными положениями работы в новых условиях хозяйствования.
  • Упорядочить функциональные обязанности администрации и учителей школы относительно новых условий.
  • Изучить возможность рекламы педагогических услуг школы и использовать их для активного влияния на формирование спроса населения.
  • Подготовить руководство школы по вопросам управления, экономики и социологии образования.
  • Другое.

8. Как Вы думаете, настроен пи педагогический коллектив Вашей школы к введению дополнительных педагогических услуг?

  • Да, вполне настроен.
  • В общем настроен.
  • Нет, не настроен.

9. Какие затруднения мешают введению дополнительных педагогических услуг в Вашей школе, в том числе и платных? (напишите).

Анкета для родителей

1. Есть ли у Вашего сына (дочери) планы относительно будущей профессии?

  • Да, он (она) выбрал (а) профессию.
  • Да, у него есть соображения относительно будущей профессии, но он (она) еще твердо не решил (а).
  • Нет, он (она) еще не решил (а) этого вопроса.-
  • Я не знаю его (ее) планов на будущее.

2. Совпадают ли планы Вашего сына (дочери) относительно будущей профессии с Вашем мнением?

  • Да, совпадают.
  • Совпадают в некоторой степени.
  • Нет, не совпадают.

3. Если Ваш сын (дочь) выбрали профессию или род деятельности, то кем он (она) хотел (а) бы стать?

  • Еще не выбрал(а).
  • Хочет быть (напишите)___________________________________________________
  • Кем бы Вам хотелось, чтобы в будущем стал(а) Ваш сын (дочь)? (напишите) _______________________________________________________________________
  • Хорошо ли Вы знаете, какие возможности устроиться на работу или поступить учиться для Вашего ребенка имеются в городе?
  • Да, знаю очень хорошо.
  • В общем-то знаю.
  • Знаю плохо.
  • Нет, не знаю.
  • Другой ответ (напишите)__________________________________________________

6. Можете ли Вы назвать учреждение или предприятие, на котором бы Вы хотели, чтобы работал Ваш сын (дочь)?

  • Нет, у меня нет конкретных желаний и планов.
  • Я хотел(а) бы, чтобы мой сын (дочь) работал в будущем.

7. Считает ли Вы, что Вашему сыну (дочери) необходимо:

  • Сначала получить хорошее образование, а потом думать о заработке.
  • Сначала получить профессию, а .потом зарабатывать на жизнь.
  • Считаю, что мой сын (дочь) могут при желании зарабатывать наличные нужды уже сейчас, учась в школе.
  • В сложнейшей ситуации необходимо, чтобы сын (дочь) как можно скорее начал (а) зарабатывать на жизнь собственным трудом.

8. Какое образование Вы бы хотели, чтобы получил Ваш сын (дочь)?

  • Достаточно-школьного образования.
  • После школы закончит краткосрочные курсы профессиональной подготовки.
  • Получил (а) профессиональную подготовку в ПТУ.
  • Закончил (а) техникум.
  • Получил (а) высшее образование.
  • Что-то другое (напишите)_________________

9. Что в первую очередь должно давать школьное образование ребенку? (отметьте не более трех суждений):

  • Прочные знания.
  • Высокую культуру.
  • Разностороннее развитие способностей, задатков.
  • Хорошую подготовку для поступления в вуз.
  • Условия для самостоятельного выбора жизненного пути.
  • Хорошую профессиональную подготовку.
  • Навыки здорового образа жизни, физическую культуру.
  • Другое (напишите) __________________

10. Из перечисленных ниже предметов, входящих в обязательную программу обучения, отметьте те, которые Вы считаете наиболее важными для Вашего сына (дочери)?

  • Русский язык 
  • Музыка
  • Литература 
  • Физическая культура
  • Математика
  • Трудовое обучение
  • История 
  • Граждановедение
  • Биология 
  • Информатика
  • Химия 
  • Иностранный язык
  • Обществоведение 
  • ОБЖ
  • Физика 
  • Изобразительное искусство
  • География
  • Основы государства и права
  • Астрономия
  • Черчение

11. Есть ли среди обязательных предметов те, которые Вам бы хотелось, чтобы сын (дочь) изучали по углубленной программе, по программе, приближенной к вузовской?

  • Хотелось бы, чтобы сын (дочь) изучали более углубленно (напишите) _______
  • В обязательной школьной программе нет таких предметов.

12. Какие дополнительные предметы, по Вашему мнению, следует изучать Вашему ребенку в школе?

  • В изучении дополнительных предметов не вижу необходимости.
  • Ускоренное или углубленное изучение иностранного языка.
  • Изучение второго иностранного языка.
  • Изучение древних языков (латинский, греческий).
  • Освоение методов предпринимательской деятельности, менеджмента.
  • Изучение правовых основ предпринимательской деятельности, рыночной экономики.
  • Изучение психологии, культуры общения, способов саморегуляции
  • Культура речи, ораторское искусство.
  • Этика.
  • Логика.
  • Философия.
  • Конструирование.
  • Изобразительное искусство и история искусства.
  • Эстетика и предметы общего эстетического цикла: музыка, театр, пластика и т.д.
  • Природоведение и сельскохозяйственный труд.
  • Человек и общество.
  • Граждановедение.
  • Всеобщая история XX века.
  • Изучение финансов, банковского дела.
  • Изучение религии, ее истории.
  • Что-то другое (напишите)______________

13. Какие из предметов, дающих практические и профессиональные навыки, было бы желательно изучать Вашему ребенку в школе?

  • Навыки скорочтения и стенографии.
  • Основы делопроизводства и машинопись.
  • Вождение автомобиля, автокласс.
  • Моделирование одежды, кройка и шитье.
  • Вязание.
  • Кулинария.
  • Программирование, навыки владения вычислительной техникой.
  • Слесарное дело.
  • Электротехника.
  • Что-то другое (напишите)___________________________________

14. Как Вы относитесь к необходимости оплачивать дополнительное образование детей?

  • Положительно
  • Отрицательно

15. Готовы ли Вы лично оплачивать углубленное изучение сыном (дочерью) некоторых обязательных и дополнительных предметов:

  • Нет, у меня нет на это денег.
  • Нет, я не считаю нужным для ребенка изучать дополнительные предметы сверх обязательной программы.
  • Готов(а) оплачивать частично.
  • Готов(а) оплачивать дополнительное образование полностью.
  • Другой ответ_______________________

16. Назовите, пожалуйста, дополнительные предметы, за изучение которых Вы готовы платить (напишите) __________________________

17. Какие необязательные, нетрадиционные предметы сверх обязательной программы было бы желательно изучать Вашему ребенку в школе?

(напишите)______________________________

18. Хотели бы Вы, чтобы Ваш сын (дочь) воспользовались следующими возможностями: (да, нет)

  • Перейти в другую школу.
  • Учиться в частной школе.
  • Выбрать форму обучения.
  • Определить сроки и темп освоения предметов.
  • Сдавать экстерном все или отдельные предметы.
  • Выбирать дополнительные предметы сверх обязательной программы

19. Считаете ли Вы, что Ваш сын (дочь) готов(а) способен принять решение о выборе дополнительных предметов и форме обучения:

  • Совершенно самостоятельно.
  • Совместно с Вами.
  • Совместно с авторитетными взрослыми или учителями.
  • Для такого выбора нужна консультация специалиста-психолога.
  • Другой ответ (напишите) __________________

20. Если бы у Вас была возможность, то Вы предпочли, чтобы Ваш сын (дочь) учились:

  • В обычной государственной общеобразовательной школе.
  • В школе при вузе.
  • В специализированной школе с углубленным изучением гуманитарных предметов.
  • В специализированной школе с углубленным изучением естественных и физико-математических предметов.
  • В частной школе.
  • В школе, дающей профессиональную подготовку.
  • Другой ответ (напишите) _____________________

21. Что Вы можете сказать о школе, в которой учится Ваш ребенок?

  • В основном школой доволен(а).
  • Скорее доволен(а), чем недоволен(а).
  • Более недоволен(а), чем доволен(а).

22. Как бы Вы охарактеризовали отношение Вашего ребенка с большинством учителей?

  • Отношения ограничиваются только учебными вопросами.
  • Хорошие отношения только с одним-двумя учителями.
  • Он (она) всегда может советоваться по жизненно важным вопросам.
  • Отношения носят откровенный доверительный характер.
  • Учителя не очень интересуют моего ребенка, да и они им не очень интересуются.
  • Отношения строятся на подчинении.
  • Отношения носят конфликтный характер.

23. Какая доля Вашего семейного бюджета расходуется на детей:

  • 30%
  • 50%
  • 60% и более.

24. Что Вы считаете наиболее важным по отношению к своему ребенку (детям)? (отметьте не более 3-х позиций).

  • Обеспечить полноценное питание.
  • Приобрести одежду, обувь.
  • Максимально развивать способности ребенка через занятия в кружках, спортивных секциях и т.д.
  • Дать ребенку хорошее образование.
  • Организовать интересный досуг.
  • Обеспечить возможности для хорошего отдыха детей.
  • Проводить больше времени вместе.
  • Чтобы быстрее стал зарабатывать сам.

В заключение сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе:

25. Ваш пол:

  • Мужской.
  • Женский.

26. Ваше образование:

  • Неполное среднее.
  • Среднее.
  • Среднее специальное и незаконченное высшее.
  • Высшее.

27.Специальность (напишите)_________

28.Где Вы работаете?

  • На государственном промышленном предприятии.
  • В государственном учреждении (институт, школа, поликлиника и т.д.).
  • В государственной торговле и сфере бытового обслуживания.
  • В СП, кооперативе, фирме, другой коммерческой структуре.
  • Военнослужащий.
  • Пенсионер(ка).
  • Домохозяйка.
  • Другой ответ (напишите)________

29. Состав семьи (проживают вместе с Вами):

  • Муж (жена).
  • Дети.
  • Другие родственники.

30. Сколько у Вас детей:

  • Один ребенок.
  • Двое детей.
  • Трое и более.

31. В каком классе учатся Ваши дети(напишите) ___________________

Вопросник для выявления мнения потребителя относительно предлагаемой образовательной программы

Цель: выявить мнение потребителя относительно образовательной программы.

Утверждения

Согласен с утверждением

Почти

согласен

Не

согласен

1. Образовательные программы обеспечивают качество учебных достижений ученика

2.Данные программы обеспечивают развитие обучающегося

3. Программы соответствуют жизненным устремлениям учащихся

4. Программы учитывают индивидуальные особенности обучающихся

5. Программы обеспечивают повышенный уровень освоения учебного материала

III. Уровень развития коллектива

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА

(В.С. Лазарев)

Цель: определить уровень развития коллектива образовательного учреждения.

Инструкция

Оцените по 11-балльной шкале соответствие предложенных ниже утверждений положению дел в Вашем коллективе. Вы отмечаете 0, если утверждение полностью не соответствует, и 10, если оно полностью соответствует ситуации в вашем коллективе. Промежуточные оценки даются в зависимости от степени соответствия — несоответствия. Если утверждается, что «все учителя...» или «каждый учитель...», то оценка определяется тем, для какой доли учителей приведенное утверждение справедливо. Если утверждается, что «всегда...» или «во всех случаях...», то оценка определяется тем, для какой доли подобных ситуаций это утверждение справедливо.

Долго не задумывайтесь. Подходите к каждому утверждению по отдельности, отложите их анализ до завершения оценки. Постарайтесь быть как можно более объективными, чтобы иметь возможность увидеть, на чем следует сосредоточить свое внимание.

Все учителя в нашей школе стремятся делать свою работу как можно лучше

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Для учителей нашей школы важно, чтобы весь коллектив стремился улучшить результаты ее работы

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Каждый учитель в нашей школе стремится быть в курсе всего нового по своей специальности

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Педагог, который станет работать с прохладцей, в нашем коллективе быстро почувствует неодобрение коллег

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Чтобы согласовать свои действия нашим учителям не требуется помощь директора школы или завуча

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Учителя участвуют в выработке всех наиболее важных для жизни школы решений

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В нашем коллективе существует единое понимание того, каким должен быть современный учитель

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В нашем коллективе не бывает конфликтов между учителями

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Работая в нашем коллективе, учителя могут реализовать свои способности лучше, чем в любом другом месте

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Ни про кого из учителей нашей школы нельзя сказать, что она (он) не отдает детям всего, что может

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

У каждого учителя в нашей школе есть конкретные цели, определяющие, что он будет делать, чтобы улучшить результаты своей работы

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В нашем коллективе все используют любую возможность для повышения своего профессионального уровня

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Любой учитель нашей школы будет хорошо работать и без контроля администрации

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

При распределении нагрузки между педагогами не возникает проблем, требующих вмешательства администрации

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В обсуждении итогов работы школы за год всегда активно участвует весь коллектив

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Все члены нашего коллектива согласны с целями, которые ставит перед собой школа

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Среди учителей не бывает серьезных разногласий из-за неудобного расписания уроков

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Все члены коллектива нашей школы — ее патриоты

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

У нас нет учителей, которые бы не стремились к тому, чтобы у школы была наилучшая репутация

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Учителя нашей школы убеждены, что у школы есть возможности работать лучше, и знают, что для этого нужно сделать

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Наши учителя охотно делятся со своими коллегами всем новым, о чем они узнали и что может быть полезно другим в их работе

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Многие учителя, если это необходимо для школы, по собственной инициативе делают то, что не входит в их непосредственные обязанности

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Взаимопомощь — характерная черта нашего коллектива

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Если решения, принятые администрацией, не находят поддержки в коллективе, то всегда ищется компромисс

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

При оценке общих результатов деятельности нашей школы между учителями редко возникают разногласия

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Любые разногласия по работе у нас в школе не перерастают в конфликты между педагогами

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Трудно найти, что бы могло побудить учителя уйти из нашей школы

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

У каждого учителя в нашей школе высокие требования к результатам своей работы

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Никто в нашем коллективе не будет сопротивляться внедрению полезного для школы новшества, если даже это ущемит его личные интересы

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Учитель, не занимающийся самообразованием, в нашем коллективе будет ощущать неодобрение коллег

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Ответственность — качество, присущее всем учителям нашей школы

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Учителя, работающие на разных ступенях школы, хорошо понимают проблемы друг друга

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Когда принимается решение о внедрении какого-то новшества, учителя активно участвуют в его обсуждении

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В нашем коллективе существует единство в понимании наиболее значимых проблем школы

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В нашей школе все учителя тактично относятся друг к другу

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В другом коллективе нашим учителям вряд ли было бы так же интересно работать

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Каждый учитель нашей школы стремится к таким результатам работы, которыми можно было бы гордиться

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

На педсоветах и общих собраниях у нас не редкость конструктивная критика нашей работы и предложения по ее совершенствованию

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Все наши учителя охотно встречаются с людьми, общение с которыми может быть полезно для повышения своего профессионального уровня

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В нашем коллективе при неудачах никто не станет перекладывать ответственность на других

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Никто из учителей не примет совета своего коллеги«в штыки»

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Каждого учителя в нашей школе интересует, насколько хорошо другие учителя делают свою часть общей работы

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Все учителя едины в понимании требований, предъявляемых к современной школе

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Наши учителя охотно встречаются друг с другом в нерабочее время

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

При сравнении коллектива нашей школы с другими каждый из учителей найдет в нем много преимуществ

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В нашем коллективе снижение успеваемости любого ученика обязательно станет предметом обсуждения для педагогов, работающих в этом классе

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В нашем коллективе хорошая творческая атмосфера

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В нашем коллективе вряд ли найдет понимание тот, кто считает, что уже достиг своего потолка

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

У нас не бывает случаев, чтобы кто-то неответственно отнесся к порученному делу

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Учителя доброжелательно относятся к новым сотрудникам и помогают им быстрее войти в коллектив

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

При оценке качества труда учителей администрация всегда прислушивается к мнению коллектива

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В нашем коллективе существует единое видение будущего школы

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Ни у кого из учителей нашей школы нет антипатии друг к другу

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Того, что может вызывать неудовольствие учителей в нашей школе, намного меньше, чем того, что им нравится

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Каждому учителю нашей школы небезразлично, насколько хорошо работают их коллеги

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Каждый учитель в нашей школе уверен, что если он предложит что-то для улучшения ее работы, то встретит заинтересованное отношение своих коллег

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Профессиональное мастерство очень ценится в нашем коллективе

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Опытные учителя по собственной инициативе помогают своим коллегам

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

У руководства редко возникают проблемы из-за несогласованности действий отдельных педагогов, работающих вместе

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Если педагогический коллектив сочтет, что администрация школы приняла несправедливое решение в отношении кого-то из учителей, он будет добиваться пересмотра такого решения

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В нашем коллективе существует единство взглядов на то, каким должен быть учебно-воспитательный процесс

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Отношения между всеми учителями школы можно определить как доброжелательные

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В нашей школе возможностей для профессионального роста у педагогов не меньше, чем в любой другой

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Наличие отстающих учеников каждый учитель в нашей школе рассматривает как недоработку свою и своих коллег

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Быть новатором в нашем коллективе престижно

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Наши учителя охотно учатся у своих коллег

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Никто в нашем коллективе свою недоработку не станет обосновывать внешними обстоятельствами

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В нашей школе учителя, работающие в одном классе, действуют как единая команда

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Если между учителями возникают разногласия о том, что и как делать, они улаживаются ими самими безучастия администрации

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В нашем коллективе существует единое понимание, какими должны быть взаимоотношения между учениками и учителями

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Каждый учитель нашей школы воспринимает успехи других учителей как свои собственные

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В нашем коллективе педагогов многое связывает, и чей-то уход в другую школу маловероятен

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Каждый учитель в нашей школе переживает, если обнаруживается, что есть ученики, которые не любят его предмет

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Для всех учителей школы важно, чтобы у нее были четкие цели развития и планы их достижения

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Каждый в нашем коллективе считает своей обязанностью и обязанностью других повышать свой профессиональный уровень

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Если ученик слабо осваивает учебную программу, наши учителя воспринимают это как собственную недоработку

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Решая вместе какие-то новые задачи, педагоги быстро находят общий язык

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Учителя активно участвуют в определении того, какие учебные программы реализуются в нашей школе

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В нашем коллективе существует единое понимание критериев оценки качества работы учителей

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Хорошие отношения между учителями — одно из достоинств нашего коллектива

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Мало какие школы могут предложить своим учителям такие же условия работы, как наша

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Всех учителей нашей школы заботит, чтобы наши выпускники успешно сдавали экзамены в вуз

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Учитель, безразлично относящийся к развитию школы, в нашем коллективе будет ощущать неодобрение своих коллег

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Если по результатам проверок работы наших учителей выявляются возможности что-то улучшить, они стремятся как можно быстрее сделать это

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В нашей школе каждый учитель чувствует себя ответственным за общие результаты

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

У нас не бывает, чтобы кто-то из учителей отказался дать нужную другим информацию, если он мог ее дать

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Авторитарный стиль руководства ни в каких ситуациях не будет принят учителями нашей школы

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В нашем коллективе существует единое понимание того, как должны строиться отношения между администрацией и педагогическим коллективом школы.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В нашем коллективе нет деления на группы, между которыми существуют натянутые отношения

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Учителя ценят атмосферу, которая существует в коллективе нашей школы

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Анализ результатов

Подготовьте таблицу ответов, аналогичную табл. 1.Номера вопросов в клетках таблицы ответов ставить ненужно, они должны быть пустыми.

Занесите данные вами опенки в подготовленную таблицу ответов. В каждую клетку занесите балл, соответствующий номеру утверждения, указанному в табл. 1.

Таблица ответов

А

Б

В

а1

а2

а3

б1

б2

б3

в1

в2

в3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33.

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

. 84

85

86

87

88

89

90

Σ =

Σ =

Σ =

Σ =

Σ =

Σ =

Σ =

Σ =

Σ =

А =

Б =

В =

Буквами в таблице обозначены оцениваемые характеристики коллектива:

А - ценностно-ориентационная зрелость коллектива:

а1 - ориентированность коллектива на достижения (столбец 1);

а2 - ориентированность на развитие деятельности (столбец 2);

а3- ориентированность на саморазвитие учителей (столбец 3);

Б - организованность коллектива:

б1 - ответственность (столбец 4);

б- сработанность (столбец 5);

б3 - включенность членов коллектива в управление (столбец 6);

В - сплоченность коллектива:

в1 - единство ориентации (столбец 7);

в2 - совместимость членов коллектива (столбец 8);

в3 - потенциальная стабильность (столбец 9).

Подсчитайте сумму баллов по каждому столбцу. Результат укажите в нижней строке соответствующего столбца. Максимально возможная сумма по столбцу равна 100.

Определите значение каждой первичной характеристики коллектива, разделив сумму по столбцу на 10.

Определенные таким образом значения характеристик могут изменяться от 0 до 10. Значения характеристик в интервале от 8 до 10 соответствуют высокому уровню развития характеристики, от 5 до 7 — среднему уровню, а от 0 до 4 — низкому уровню.

Подсчитайте значения характеристик ценностно-ориентационной зрелости, организованности и сплоченности коллектива по формулам:

Значения характеристик А, Б и В, так же как и значения первичных характеристик, могут изменяться от 0 до 10.

Подсчитайте интегральную оценку уровня развития коллектива по формуле:

Значениям характеристики УРК от 8 и выше соответствует высокий уровень развития коллектива, значениям 5, 6 и 7 — средний уровень, от 0 до 4 - низкий.

Для наглядности результаты оценки характеристик коллектива можно представить в виде диаграммы, изображенной на рис. 1.

Вопросник для оценки мотивационной среды развития школы

(В.С. Лазарев)

Цель: определить уровень мотивационной среды развития школы.

По 11 балльной шкале от 0 до 10 оцените, насколько приведенные в вопроснике утверждения соответствуют положению дел в данной школе (0 — полностью не соответствует... 10 - полностью соответствует).

Ожидаемые руководством школы результаты работы на ее развитие четко определены

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Они известны каждому сотруднику школы

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Задачи перед каждым сотрудником ставятся так, чтобы они соответствовали его индивидуальным способностям

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Сотрудники не сомневаются, что перед ними ставятся посильные задачи

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Существуют вознаграждения за достижение этих результатов и четко определены условия их применения

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Эти вознаграждения и условия их применения известны каждому сотруднику школы

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Каждый сотрудник школы найдет в предлагаемых вознаграждениях ценные для себя

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Отношение к сотрудникам со стороны коллег зависит от его отношения к участию в работе по развитию школы

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Система контроля обеспечивает объективную оценку вклада каждого сотрудника в решение задач развития школы

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Вознаграждения за достижения в инновационной работе распределяются в соответствии с достигнутыми результатами

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Сотрудники не сомневаются в справедливости распределения вознаграждений

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Сотрудники уверены, что существуют материально-технические, организационные и другие условия, достаточные для выполнения стоящих перед ними задач инновационной деятельности

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Достижение ожидаемых руководством школы результатов инновационной работы не требует от учителей чрезмерного напряжения

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Учителя в инновационной работе испытывают положительные эмоции намного чаще, чем отрицательные

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ

Важнейшим социальным требованием, предъявляемым сегодня к школе, является ориентация на качественную образовательную подготовку обучающихся. Это становится возможным, если сама школа заинтересована в ...

Анализ и оценка качества образовательного процесса, современные педагогические технологии, формы, методы, средства, используемые при организации урочной и внеурочной деятельности

Анализ и оценка качества образовательного процесса, современные педагогические технологии, формы, методы, средства, используемые при организации урочной и внеурочной деятельности....

Выступление по теме Посещение и анализ урока как форма оценки качества образовательного процесса.

Обеспечение качества образовательного процесса  является основной целью  деятельности управленческой  команды каждого образовательного учреждения. Главным ресурсом, позволяющим достичь ...

Презентация Посещение и анализ урока как форма оценки качества образовательного процесса

Для того, чтобы упорядочить и привести в систему посещение уроков необходимо правильно организовать этот процесс. При  этом необходимо  помнить, что посещение урока не самоцель, а средство, ...

Участие в Межрегиональном семинаре №Использование результата комплексной оценки качества образовательных результатов, как механизм перехода образовательной организации в эффективный режим функционирования"

Участие в Межрегиональном семинаре №Использование результата комплексной оценки качества образовательных результатов, как механизм перехода образовательной организации в эффективный режим функциониров...

Система оценки качества образовательного результата по математике: от результатов внутренней оценки к независимой оценке ЕГЭ и ОГЭ (презентация 2021 г.)

Система оценки предполагает процедуру внутренней и внешней оценки, из результатов которых складывается итоговая оценка (итоговая аттестация) по предмету.Важнейшей задачей каждой школы я...

Система оценки качества образовательного результата по математике: от результатов внутренней оценки к независимой оценке ЕГЭ и ОГЭ (2021 г.)

Система оценки предполагает процедуру внутренней и внешней оценки, из результатов которых складывается итоговая оценка (итоговая аттестация) по предмету.Важнейшей задачей каждой школы я...