ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ
статья на тему

Сибова Надежда Григорьевна

Важнейшим социальным требованием, предъявляемым сегодня к школе, является ориентация на качественную образовательную подготовку обучающихся. Это становится возможным, если сама школа заинтересована в объективной внешней оценке качества образовательной подготовки.

Для осуществления объективного контроля знаний выпускников, повышения мотивации всех участников образовательного процесса необходимо управлять качеством образования в школе. Одним из оценочных критериев является внешняя экспертиза качества образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sibova_n.g._statya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ

ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

(из опыта работы)

Сибова Н.Г., заместитель директора по УР

МАОУ лицея № 8 имени Н.Н. Рукавишникова г. Томска

Аннотация: в данной статье представлены основные направления инновационной деятельности лицея с точки зрения влияния внешней оценки качества образования на эффективность обучения.

Ключевые слова: качество преподавания, качество образования, инновационная деятельность, внешняя экспертиза, оценка качества образования.

Важнейшим социальным требованием, предъявляемым сегодня к школе, является ориентация на качественную образовательную подготовку обучающихся. Это становится возможным, если сама школа заинтересована в объективной внешней оценке качества образовательной подготовки.

Для осуществления объективного контроля знаний выпускников, повышения мотивации всех участников образовательного процесса необходимо управлять качеством образования в школе. Одним из оценочных критериев является внешняя экспертиза качества образования.

Внешняя экспертиза качества образования осуществляется через: введение единого государственного экзамена и новой формы государственной (итоговой) аттестации 9 классов, региональные, федеральные мониторинговые исследования, оценку деятельности школы родителями и обучающимися, результаты участия обучающихся и педагогов в районных, областных, всероссийских олимпиадах и конкурсах.

В связи с этим формируются и новые управленческие задачи:

- использовать независимую оценку качества образования при проведении итоговой и промежуточной аттестации обучающихся;

- создать механизм здоровой конкуренции классов, школ за учеников;

- разработать систему подготовки к внешней экспертизе качества образования;

- разработать и внедрить мониторинг качества преподавания в лицее.

Ранее оценку качества подготовки выпускников, как главную составляющую результативности деятельности нашего лицея, осуществляли мы сами как производители образовательных услуг. Введение единого государственного экзамена и новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов, на наш взгляд, позволили осуществлять объективный контроль, что приводит к более высокой мотивации всех участников образовательного процесса на успешное его прохождение.

Мы считаем, что сама технология проведения ЕГЭ позволяет добиваться большей объективности в оценке знаний выпускников, исключает негативное влияние человеческого фактора на его результаты, повышает ответственность выпускников и учителей при подготовке к итоговой аттестации.

Мы уверены, что подготовка к итоговой аттестации не должна сводиться к простому натаскиванию на решение тех или иных видов заданий или к простому увеличению объема знаний. Как показывает опыт, необходимо уделять больше внимания вопросам, требующим применения полученных знаний и умений для выполнения практических заданий, проведения исследований, формированию умений выдвинуть гипотезу, дать интерпретацию данным, представленным в различной форме, то есть формировать надпредметные компетенции обучающихся. А это требует роста возможностей образовательного выбора, который тесно связан с учебным планом лицея. Это и факультативы, и элективные курсы, и внеурочная деятельность, направленные на развитие ученика, раскрытие его творческого потенциала. И поэтому стало необходимым создание научного общества. С этой целью в нашем лицее создано научное общество обучающихся «Большая восьмёрка», в рамках деятельности которого осуществляется сопровождение исследовательской деятельности лицеистов как со стороны учителей, так и преподавателей вузов. Ежегодные научно-практические конференции обучающихся становятся той стартовой площадкой, которая позволяет им проявить свои личностные качества, творческие способности, предметные знания.

Не секрет, что показателями качества учебного процесса являются также эффективность программ обучения, обеспеченность учебной литературой, наличие оснащенных кабинетов, количество компьютерной техники, подготовленность кадрового состава, выполнение плана повышения квалификации педагогов, эффективность работы научно-методического совета и школьных методических объединений.

Результативные выступления учителей нашего лицея на конференциях, семинарах, мастер – классах, вебинарах  разного уровня способствуют независимой оценке качества образования в лицее, помогают тем самым повысить эффективность обучения.

Появление новых механизмов контроля знаний требует на наш взгляд, использовать независимую оценку качества образования и при проведении промежуточной аттестации обучающихся. Поэтому появилась необходимость в постоянном мониторинге обученности каждого класса и каждого ученика с целью внесения необходимых корректив.

Мы считаем необходимым создание системы подготовки к внешней экспертизе качества образования. С этой целью на базе лицея была открыта региональная экспериментальная площадка по теме «Организация на уроке мониторинга качества преподавания», опыт работы обобщен и представлен в виде методических рекомендаций на региональном уровне. Внедрение в практику работы лицея мониторинга качества преподавания позволило повысить качество преподавания на 27,53%.

По нашему мнению, необходим и механизм здоровой конкуренции образовательных учреждений за учеников, повышающий возможность выбора образовательной программы, стимулирование процессов развития и инноваций, а также рост эффективности бюджетных расходов на образовательное учреждение.

Фактором, стимулирующим процесс развития лицея к поддержанию и повышению качества и конкурентоспособности на данный момент, является введение новой системы оплаты труда, что призвано стимулировать качество работы учителя и постоянный рост его квалификации.

Один из важнейших показателей развития лицея — конкурентоспособность образовательного учреждения на рынке образовательных услуг, что подразумевает:

  • удовлетворенность учеников и их родителей получаемым образованием;
  • высокий рейтинг лицея, что возможно при условии обеспечения объективной информационной среды, то есть лицей — открытая информационная система — высокий рейтинг педагогов, которые создают микроклимат, напрямую способствующий полноценному развитию ребенка.

Участие в различных районных, региональных, всероссийских и международных конкурсах обучающихся в значительной степени повышает интерес к школьным предметам и помогает увидеть собственные достижения на фоне других образовательных учреждений.

Наш педагогический коллектив ищет формы организации учебной деятельности, позволяющие объективно и по достоинству оценить работу лицея. При этом обращается внимание не на статистические данные, а на динамику качества образования и динамику развития лицея.

По итогам учебного года в лицее стало традицией на заседании Управляющего совета проводить презентации классов о проделанной работе и знакомить общественность с результатами мониторинга, для более объективной внешней оценке качества образовательной подготовки обучающихся.

Все перечисленное выше, плюс единство педагогического коллектива в сочетании с активностью детей и родителей приводят в итоге к достижению ключевых целей образования.

Вывод: внешняя оценка результатов деятельности образовательного учреждения является одним из стимулов для улучшения работы, а, следовательно, необходимым условием его развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на августовской конференции Внешняя оценка качества образовательной подготовки учащихся как один из путей повышения эффективности обучения.

Российское общество предъявляет сегодня к школе новые требования. Важнейшим социальным требованием, заявленным в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и в других стра...

Формирование общеучебных умений и навыков обучающихся на уроках столярного дела – один из путей повышения качества образования.

Многие педагоги отмечают, что умения образуются с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия. Нап...

МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ "РАБОТА НАД ОШИБКАМИ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА"

Статья содержит подробную информацию о приёмах ликвидации пробелов в знаниях учащихся....

Интеграция очного и дистанционного обучения как один из путей повышения качества математического образования

Дистанционная форма предусматривает: самостоятельную исследовательскую деятельность с использованием ресурсов Интернет; выполнение дополнительных заданий, способствующих усвоению...

Совершенствование профессиональных качеств учителя как один из путей повышения социального статуса педагога

Данный материал позволяет рассмотреть самообразование педагога и его деятельность по повышению профессионализма как один из путей повышения социального статуса учителя....

Презентация к докладу "Совершенствование профессиональных качеств учителя как один из путей повышения социального статуса педагога"

Данная презентация является сопровождением к докладу по теме "Совершенствование профессиональных качеств учителя как один из путей повышения социального статуса педагога"....

Анализ диагностического материала по оценке качества образовательной среды

Анализ диагностического материала по оценке качества образовательной среды...