Диагностический материал по оценке степени дифференцированности отдельных действий и операции внутри целостной деятельности обучающегося с ОВЗ
тест по психологии по теме
Данный диагностический материал будет полезен педагогам-психологам при составлении психологического профиля развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и индивидуальных программ сопровождения. Используется методика Д.И. Бойкова "Оценка степени дифференцированности отдельных действий ребенка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika.doc | 320.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое
сопровождение
процесса обучения
детей
с умственной
отсталостью.
Психологическое сопровождение процесса обучения детей с нарушением интеллекта МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» г. Мичуринска осуществляет педагог-психолог Сергеева О.П.
Психологическое сопровождение
процесса обучения
детей включает:
- диагностику
уровня развития детей;
- индивидуальные и групповые занятия психолога с детьми;
-психологическое консультирование
педагогов, родителей, обучающихся
- психологическое просвещение
педагогов, родителей, обучающихся
Важным элементом психологического сопровождения процесса обучения детей с нарушением интеллекта является диагностика уровня их развития.
Выявив уровень сформированности и доступности тех или иных видов деятельности, психолог может судить об уровне развития психических процессов, их обеспечивающих, то есть получает критерии доступности и сформированности тех или иных видов деятельности, что позволяет оценить зону актуального развития ребенка и является основанием для выбора содержания перспективных индивидуальных программ.
Психологическое обследование помогает максимально индивидуализировать программы обучения каждого ребенка, сделать наглядным успехи детей и четко отразить результаты усилий педагогов.
Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что еще предстоит ему освоить.
В начальной школе психолого-педагогическое обследование по оценке содержания актуального опыта ребенка состоит из четырех этапов, так как динамика развития детей разворачивается очень медленно.
С результатами обследований педагог-психолог знакомит родителей для координации совместных усилий.
При определении уровня развития ребенка оценивается качественное содержание доступных ему действий.
Педагогом-психологом исследуются следующие действия:
- когнитивные:
1.сенсорно-перцептивные;
2. сенсорно- двигательные;
3. графомоторные навыки;
4. навыки невербальной коммуникации;
5. общение и речь.
- Хозяйственно-бытовые:
- навыки самообслуживания;
- назначение предметов обихода;
- приготовление холодной пищи;
- стирка вещей;
- уборка помещения;
- определение видов пищевых продуктов;
- определение видов упаковки продуктов;
- использование денег.
- Социальные:
- пользование телефоном;
- ориентация на проезжей части улицы;
- пользование общественным транспортом.
Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности рекомендуется пользоваться следующей градацией и условными обозначениями:
- действие (операция) сформировано – «да»;
- действие осуществляется при сотрудничестве взрослого – «помощь»;
- действие выполняется частично, даже с помощью взрослого – «частично»;
- действие (операция) пока недоступно для выполнения – «нет».
Результаты обследования представляются в виде психологического профиля развития ребенка.
Основой индивидуализации программы обучения являются выше перечисленные показатели, которые тщательно изучает учитель по каждому обучающемуся.
Психологический профиль развития ребенка с умственной отсталостью
Фамилия, имя ребенка ________________________
Действия | Уровень овладения | |||
Когнитивные | 200 – 200 уч. г. | 200 -200 уч. г. | 200 -20 уч. г. | 200 - 20 уч . г. |
Сенсорно-перцептивные | ||||
Сенсорно-двигательные | ||||
Графомоторные навыки | ||||
Навыки невербальной коммуникации | ||||
Общение и речь | ||||
Хозяйственно-бытовые | ||||
Навыки самообслуживания | ||||
Знание назначения предметов обихода | ||||
Приготовление холодной пищи | ||||
Стирка вещей | ||||
Уборка помещения | ||||
Определение видов пищевых продуктов | ||||
Определение видов упаковки продуктов | ||||
Использование денег | ||||
Социальные | ||||
Пользование телефоном | ||||
Ориентация на проезжей части улицы | ||||
Пользование общественным транспортом |
Методическое оснащение:
Министерство образования РФ
Библиотека федеральной программы развития образования
Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации. Издательский дом «Новый учебник», 2005 г.
Д.И. Бойков «Психологическое сопровождение процесса обучения детей с умственной отсталостью»
(Оценка степени дифференцированности отдельных действий ребенка. Бланк регистрации содержания актуального опыта ребенка, Профиль развития ребенка с умственной отсталостью)
Оценка степени дифференцированности отдельных действий и операции внутри целостной деятельности
Бланк регистрации содержания актуального опыта ребенка №
Дата обследования _________________ Класс________________
Действия | О с в о е н и е д е й с т в и й | |||||||||||
Имя и фамилия ребенка | ||||||||||||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 | ||||||||||||
| ||||||||||||
IКогнитивные | ||||||||||||
1.Сенсорно-перцептивные действия | ||||||||||||
А. Сосредоточение и концентрация взгляда на объекте | ||||||||||||
Б. Перевод взгляда с одного объекта на другой | ||||||||||||
В. Сопровождение взглядом движущегося объекта | ||||||||||||
Г. Сопровождение взглядом передвигаемого самим ребенком объекта | ||||||||||||
Выводы психолога: | ||||||||||||
2.Сенсорно-двигательные действия | ||||||||||||
А. Перемещение косточек по рамке | ||||||||||||
Б. «Адресация» предметов по форме | ||||||||||||
В.Дифференциация форм по размерам | ||||||||||||
Г. Использование пишущих предметов (мелок, карандаш, ручка) | ||||||||||||
Вывод психолога: | ||||||||||||
3.Графомоторные навыки | ||||||||||||
А. Захватывание карандаша | ||||||||||||
Б. Правильное удерживание карандаша | ||||||||||||
В.Пространственные передвижения карандаша (вертикально, горизонтально, наклонно, кругообразно) |
| |||||||||||
Г. Дифференциация символов в пределах программы (букв, цифр, знаков) | ||||||||||||
Вывод психолога: | ||||||||||||
4.Навыки невербальной коммуникации | ||||||||||||
А. Установление визуального контакта с собеседником | ||||||||||||
Б. Ориентация на лицо взрослого | ||||||||||||
В. удержание позы во время диалога (сидя, стоя) | ||||||||||||
Г. Соблюдение коммуникативной и физической дистанции | ||||||||||||
Д. адекватное использование мимики и выражения лица | ||||||||||||
Е. Умение выражать желание жестами, мимикой | ||||||||||||
Вывод психолога: | ||||||||||||
5.Общение и речь | ||||||||||||
А. Восприятие и понимание речи: | ||||||||||||
-выполнение одного действия по словесной инструкции (иди сюда); | ||||||||||||
-выполнение двух действий по словесной инструкции (иди сюда, посмотри на меня); | ||||||||||||
-выполнение одного, двух, трех действий по словесной инструкции (иди сюда, посмотри на меня., сядь) | ||||||||||||
-выбрать названный предмет из двух; | ||||||||||||
-выбрать названный предмет из трех; | ||||||||||||
-принести названный предмет, выбрав из ряда объектов; | ||||||||||||
-указать названную часть тела; | ||||||||||||
-указать две и более названных частей тела; | ||||||||||||
-указать названный цвет; | ||||||||||||
-указать большой и маленький предмет; | ||||||||||||
-показать названный предмет на картинке; | ||||||||||||
Выполнить инструкцию с числительным (покажи, где пять яблок) | ||||||||||||
-найти парные предметы; | ||||||||||||
-найти парные картинки; | ||||||||||||
-убрать лишнее по цвету, размеру, форме, материалу; | ||||||||||||
-повторить предложение из 3-4 слов; | ||||||||||||
-назвать события рассказа в любом порядке; | ||||||||||||
-назвать ключевые события рассказа в правильном порядке. | ||||||||||||
Вывод психолога: | ||||||||||||
II.Хозяйственно-бытовые | ||||||||||||
1. Навыки самообслуживания | ||||||||||||
А.Знание наименований одежды | ||||||||||||
Б.Пространственное различение сторон одежды (лицевая, изнаночная) и умение правильно надевать ее. | ||||||||||||
В.Самостоятельное раздевание | ||||||||||||
Г. различение обуви по схеме тела (правая, левая) | ||||||||||||
Д.Самостоятельный прием пищи | ||||||||||||
Е. Самостоятельное пользование туалетом | ||||||||||||
Ж.Навыки личной гигиены | ||||||||||||
Выводы психолога: | ||||||||||||
2.Назначение предметов обихода | ||||||||||||
А.Для приготовления напитков: | ||||||||||||
-чайник | ||||||||||||
-чай, кофе | ||||||||||||
-молоко | ||||||||||||
-заварной чайник | ||||||||||||
-чашка | ||||||||||||
-блюдце | ||||||||||||
-стакан | ||||||||||||
-сахарница | ||||||||||||
-ложка | ||||||||||||
Вывод психолога: | ||||||||||||
3.Приготовление холодной пищи: | ||||||||||||
-пользование ножом | ||||||||||||
-приготовление бутербродов из нарезанных продуктов | ||||||||||||
-приготовление салатов | ||||||||||||
-узнавание среди банок консервированных пищевых продуктов | ||||||||||||
-пользование плитой (газовой или электрической) | ||||||||||||
-выбор кухонной посуды | ||||||||||||
-жиры и масла | ||||||||||||
Вывод психолога: | ||||||||||||
4.Стирка вещей: | ||||||||||||
-пользование раковиной | ||||||||||||
-водопроводными кранами | ||||||||||||
-моющие средства | ||||||||||||
-стиральная машина | ||||||||||||
-одежда и цветные ткани | ||||||||||||
Вывод психолога: | ||||||||||||
5.Уборка помещения: | ||||||||||||
-щетки, совок | ||||||||||||
-швабра | ||||||||||||
-пылесос | ||||||||||||
-выключатели, электророзетки | ||||||||||||
-ведро | ||||||||||||
-тряпка | ||||||||||||
-моющие средства | ||||||||||||
Вывод психолога: | ||||||||||||
6.Определение видов пищевых продуктов: | ||||||||||||
-бакалея (каши, хлеб) | ||||||||||||
-мясные продукты (колбасы, сосиски) | ||||||||||||
-яйца | ||||||||||||
-молоко и молочные продукты (сыр, творог, кефир) | ||||||||||||
-овощи | ||||||||||||
-напитки | ||||||||||||
Вывод психолога: | ||||||||||||
7.Определение видов упаковки продуктов: | ||||||||||||
-консервные банки | ||||||||||||
-пакеты. коробки | ||||||||||||
-бутылки | ||||||||||||
-замороженные продукты | ||||||||||||
-тюбики | ||||||||||||
Вывод психолога: | ||||||||||||
8.Использование денег: | ||||||||||||
-узнавание достоинства купюр и монет | ||||||||||||
-ориентировка в стоимости товара | ||||||||||||
-выбор необходимого товара | ||||||||||||
-оплата и получение сдачи | ||||||||||||
Вывод психолога: | ||||||||||||
III.Социальные | ||||||||||||
1.Пользование телефоном | ||||||||||||
-действия при поступлении звонка | ||||||||||||
-умение вести разговор самостоятельно | ||||||||||||
-знание телефонов экстренной помощи | ||||||||||||
Выводы психолога: | ||||||||||||
2. Ориентация на проезжей части улицы | ||||||||||||
-узнавание места перехода | ||||||||||||
-распознавание сигналов светофора | ||||||||||||
-меры предосторожности на улице | ||||||||||||
Вывод психолога: | ||||||||||||
3.Пользование общественным транспортом: | ||||||||||||
-нахождение места остановки | ||||||||||||
-чтение и узнавание номера маршрута | ||||||||||||
-целевое ожидание на остановке | ||||||||||||
-оплата проезда | ||||||||||||
-распознавание конечного пункта поездки | ||||||||||||
-соблюдение норм поведения в общественном транспорте | ||||||||||||
Вывод психолога: | ||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПО ВОПРОСАМ ПОВЕДЕНИЯ НА ВОДЕ В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД.
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПО ВОПРОСАМ ПОВЕДЕНИЯ НА ВОДЕ В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД....
Анализ диагностического материала по оценке качества образовательной среды
Анализ диагностического материала по оценке качества образовательной среды...
Возможности вариативной части образовательных программ в формировании универсальных учебных действий, организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Наиболее полно решать задачу формирования универсальных учебных действий позволяет вариативная часть учебного плана, которая в нашей школе формируется в соответствии с образова...
Приказ Управления образования г. Когалыма Об итогах диагностических работ по оценке уровня образовательных достижений по учебным предметам «математика», «физика», «химия» обучающихся 10-х классов общеобразовательных организаций города Когалыма в 2016 году
Приказ Управления образования г. Когалыма Об итогах диагностических работ по оценке уровня образовательных достижений по учебным предметам «математика», «физика», «химия» обучающихся 10-х классов обще...
Приказ об итогах диагностических работ по оценке уровня образовательных достижений по учебным предметам «математика», «физика», «химия» обучающихся 10-х классов общеобразовательных организаций города Когалыма в 2016 году
Приказ об итогах диагностических работ по оценке уровня образовательных достижений по учебным предметам «математика», «физика», «химия» обучающихся 10-х классов общ...
Комплекс диагностического инструментария для оценки уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся НОО
Инструментарий – это совокупность средств, применяемых для оценки достижения планируемых результатов. В инструментарий входит описание используемых методик, особенности проведения диагностики, с...
Стандартизированные листы обследования самостоятельной продуктивной деятельности для диагностических приемов ЦПМПК - разработка диагностических материалов для психолого-педагогической диагностики познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ на ЦПМПК
стандартизированные листы обследования самостоятельной продуктивной деятельности детей по возрастам и классам для всех уровней образования...