Выступление по теме Посещение и анализ урока как форма оценки качества образовательного процесса.
статья
Обеспечение качества образовательного процесса является основной целью деятельности управленческой команды каждого образовательного учреждения. Главным ресурсом, позволяющим достичь этого является урок. От того какого он качества напрямую зависит качество обучения. Поэтому посещение и анализ уроков –важнейшая составляющая управленческого аспекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_n.v._garieva.docx | 23.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1. Посещение и анализ урока
как форма оценки качества образовательного процесса.
Гариева Н.В.,
заместитель директора по НМР
МАОУ «Гимназия №1»
Добрый день, коллеги! Обеспечение качества образовательного процесса является основной целью деятельности управленческой команды каждого образовательного учреждения. Главным ресурсом, позволяющим достичь этого является урок. От того какого он качества напрямую зависит качество обучения. Поэтому посещение и анализ уроков –важнейшая составляющая управленческого аспекта. Для того, чтобы упорядочить и привести в систему посещение уроков необходимо правильно организовать этот процесс. При этом необходимо помнить, что посещение урока не самоцель, а средство, позволяющее своевременно заметить успех и неудачу учителя, отметить положительное в его работе и принять меры к устранению недостатков в образовательном процессе, или подготовить обмен опытом.
Слайд 2. В нашем образовательном учреждении посещение уроков осуществляется в соответствии с Положением о посещении учебных занятий, планом внутришкольного контроля, в рамках проведения методических недель по заранее определенной теме, а также в рамках работы методических объединений.
Слайд 3. Процесс посещения и анализа урока включает следующие этапы:
1 этап. Подготовка к посещению урока:
К посещению урока необходимо тщательно подготовиться, а именно: - ознакомиться с рабочей программой, календарно-тематическим планированием, УМК;
- ознакомиться с анализом ранее посещённых уроков учителя, к которому запланировано пойти на занятие.
- определить цель посещения урока
- Слайд 4. выбрать объект для изучения: объектом при посещении уроков может являться деятельность педагога или образовательный процесс.
Слайд 5. Уважаемые коллеги на экране вы видите Алгоритм организации деятельности по посещению и анализу уроков
- определение задач посещения уроков
- подбор или разработка карты анализа урока, создание кратких методических разработок по подготовке к уроку
- представление учителю карты анализа урока и методических разработок
- посещение и анализ урока на основе аналитической карты
- подготовка аналитической справки с обобщенными выводами по урокам для совещания по результатам контроля
Слайд 6. Важным шагом является - Определение задач посещения урока
Слайд 7. 2 этап. Посещение урока, фиксация его хода.
Схема наблюдений за уроком – условие рациональной организации работы проверяющего, обеспечивающее четкую, последовательную работу во время проведения урока и последующий его анализ.
Для фиксации хода урока нами используются таблицы, карты - схемы из сборника «Основные виды анализа современного урока», разработанного министерством образования Оренбургской области, что дает возможность провести качественный анализ урока.
Слайд 8. 3 этап. Анализ урока.
- самоанализ урока учителем;
- анализ урока посещающим.
Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов рациональной организации деятельности учителя и учащихся на уроке. Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны.
Слайд 9. Очень важно, чтобы схема анализа урока была доступна для учителя до момента планирования и проведения занятия. Педагог вправе знать, какие требования будут ему предъявлены после посещения занятия. В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Только качественный анализ урока (рефлексия) позволяет выявить профессиональные затруднения, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности, своевременно оказать учителю помощь, и в тоже время увидеть его профессиональный рост.
Слайд 10. 4 этап. Рекомендации учителю по совершенствованию образовательного процесса.
На этом этапе наша задача состоит в том, чтобы подвести педагога к ситуации сопоставления его решений, деятельности, к обнаружению собственных недоработок и собственной недостаточной компетентности. Правильно поставленные вопросы в беседе с учителем – главное условие данного этапа.
Учителю не следует давать советы по устранению недостатка. Важно ему помочь самому это решение принять.
Своеобразие выводов зависит, прежде всего, от тех целей, которые были поставлены при организации посещения урока. Тем не менее следует помнить, что урок - это все-таки творение учителя и учеников, и не следует свой «методический костюм» надевать на учителя, природа одарила каждого человека своей индивидуальностью, и не всегда наши суждения могут быть единственно верными.
Слайд 11. Качественные показатели (критерии), по которым мы можем оценить деятельность в данном направлении могут быть различными, но приоритетными для нас являются:
- качество обучения на всех уровнях
- использование современных технологий , т.е. методическая компетентность учителя
- это может быть уровень сформированности универсальных учебных действий и др.
Слайд 11. Уважаемые коллеги, с урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Каждый новый урок - это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умений и моральной культуры. Все самое важное и главное для ученика совершается на уроке. И если директор школы, его заместитель не доходят до учителей, до классов, не изучают урок, все другие дела таких руководителей в школе теряют смысл.
Мы убеждены, чтобы обеспечить соответствие качества урока современным требованиям руководителю необходимо владеть мастерством его анализа. Об этом немало написано, но тема эта - из разряда «вечных»: время, жизнь, сами руководители вносят в нее постоянные коррективы.
Известный педагог и публицист Симон Соловейчик говорил: «Урок-загадка, учитель-загадчик, а человек, разбирающий урок, кто бы он ни был, должен быть разгадчиком».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ диагностического материала по оценке качества образовательной среды
Анализ диагностического материала по оценке качества образовательной среды...
Методическое пособие для педагогов дополнительного образования «Диагностика оценки качества образовательного процесса в творческом объединении»
Методическое пособие для педагогов дополнительного образования «Диагностика оценки качества образовательного процесса в творческом объединении» ...
Анализ и оценка качества образовательного процесса, современные педагогические технологии, формы, методы, средства, используемые при организации урочной и внеурочной деятельности
Анализ и оценка качества образовательного процесса, современные педагогические технологии, формы, методы, средства, используемые при организации урочной и внеурочной деятельности....
Контроль и оценка качества образовательного процесса для обучающихся с ООП
Объекты оценки Структура АООПУчебный планППкВНДИОМКачество урокаРабота с родителямиВоспитание и социализация...
Методическая разработка «Диагностика оценки качества образовательного процесса художественного направления"
Методическое пособие позволит педагогам дополнительного образования осуществлять аналитический контроль текущего состояния и результативности образовательного процесса на занятиях по изодеятельн...
Презентация Посещение и анализ урока как форма оценки качества образовательного процесса
Для того, чтобы упорядочить и привести в систему посещение уроков необходимо правильно организовать этот процесс. При этом необходимо помнить, что посещение урока не самоцель, а средство, ...
Выступление на заседании ШМО учителей Изобразительного искусства: "Современные технологии оценки качества художественного образования как показатель эффективности процесса обучения искусству в начальной и средней школе".
Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатик...