Особенности реализации федеральных основных общеобразовательных программ основного и среднего общего образования и рабочих программ по естественно-научным предметам, математике и информатике
статья
Выступление на ММО заместителей директоров Локтевского района в котором рассмотрены особенности реализации федеральных основных общеобразовательных программ основного и среднего общего образования и рабочих программ по естественно-научным предметам, математике и информатике в соответствии с обновленными ФГОС 2022.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_realizatsii_foop_.zip | 59.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Руководитель ММО заместителей директоров
____________ Минаева Г.В.
Комитет по образованию Администрации Локтевского района
Выступление
на муниципальном методическом объединении заместителей директоров
на тему:
"Особенности реализации федеральных основных общеобразовательных программ основного и среднего общего образования и рабочих программ по естественно-научным предметам, математике и информатике"
Подготовила
учитель математики
МКОУ «Кировская сош»
Пегусова Р.В.
г. Горняк, 30.08.2023
Федеральные государственные образовательные стандарты обновляются примерно раз в 10 лет. В грядущем году мы будем работать по обновленным ФГОС третьего поколения.
Что такое ФГОС
ФГОС – это федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований к программам образования.
По ФГОС пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ. Словом, ФГОС — это фундамент образовательного процесса.
Три поколения стандартов
ФГОС принято делить на три поколения — в зависимости от того, в каких годах они применялись.
Первое поколение ФГОС
Были приняты в 2004 году и назывались государственными образовательными стандартами. Аббревиатура ФГОС ещё не использовалась. Основной целью Стандарта 2004 года был не личностный, а предметный результат, ввиду чего Стандарт быстро устарел. Во главу ставился набор информации, обязательной для изучения. Подробно описывалось содержание образования: темы, дидактические единицы.
Второе поколение ФГОС
ФГОС второго поколения разрабатывались с 2009 по 2012 год. Результаты обучения не были детализированы. Акцент в них сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Фокус сместили на личность ребёнка. Много внимания уделено проектной и внеурочной деятельности. Предполагалось, что обучающиеся по федеральным государственным стандартам 2 поколения должны любить Родину, уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни
Отличия ФГОС первого поколения от второго поколения | |
2004 | 2009 |
Три компонента: федеральный, региональный, школьный | Только федеральный компонент |
Акцент на предметное обучение | Предметное содержание больше не в центре |
Усиление воспитательной функции образования | |
Ориентация на результат |
Главная задача ФГОС третьего поколения – конкретизация требований к обучающимся. В новых ФГОС 2022 года определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.
Отличия ФГОС второго поколения от третьего поколения | |
с 2009 по 2012 | 2021 |
Акцент на личности ребенка | Конкретизация требований |
Развитие универсальных умений | Улучшение всей образовательной системы |
Отсутствие четких требований |
Обсуждение новых ФГОС началось ещё весной 2018. В мае 2021 года введен новый ФГОС основного общего образования. Он определяет целевые ориентиры развития обучающихся, уделяя большое внимание деятельностным аспектам их достижений; детализирует предметные результаты обучения; очерчивает минимум содержания, изучение которого гарантирует государство; предоставляет возможность для преподавания предметов на углубленном уровне в основной школе и средней школе; вносит изменения в систему оценки образовательных результатов.
31 мая 2021г. вышел приказ Министерства просвещения № 287 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Основной задачей ФГОС третьего поколения является создание единого образовательного пространства по всей России. Считается, что оно обеспечит комфортные условия обучения для детей при переезде в другой город или, к примеру, при переходе на семейное обучение.
ФГОС также обеспечивает преемственность образовательных программ. Предполагается, что каждый ученик на предыдущей ступени обучения получает все знания, необходимые для перехода на следующую. Иначе говоря, нельзя перейти в пятый класс, не владея знаниями и умениями начальной школы.
Стандарты нового поколения унифицируют темы и подходы преподавания. Благодаря этому школьник сможет получить все необходимые знания и навыки в любом образовательном учреждении каждого региона страны. А педагог может быть уверен, что его учебная программа подойдёт даже для ученика, который только перешёл из другой школы.
ФГОС должны соблюдать образовательные учреждения любого уровня, начиная с детского сада и заканчивая курсами повышения квалификации.
Под эту необходимость попадают не только государственные, но и частные учебные заведения. Ведь все они подчиняются закону «Об образовании в Российской Федерации». Актуальный текст государственных образовательных стандартов можно почитать на официальном сайте fgos.ru.
Какие бывают ФГОС?
На каждой ступени образования — свои стандарты. Необходимо руководствоваться следующими документами: - ФГОС начального общего образования (1-4 классы), - ФГОС основного общего образования (5-9 классы), - ФГОС среднего общего образования (10-11 классы), - ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Основные изменения, внесенные в обновленный ФГОС 2021
1) Впервые вводится ФГОС Начального Общего и Основного Общего Образования одновременно. 2) Четко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями.
3) Сделан акцент на развитие метапредметных и личностных навыков.
4) Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).
5) Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и т.д.).
6) Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников
7) Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определенный год обучения.
8) Содержание тем по новым ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось).
9) Вводится предмет «Функциональная грамотность» как одна из составляющих на уроках географии, математики, информатики, окружающего мира.
10) Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ. 11) Расширяются возможности для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания.
12) Школы имеют право обучать детей на родном языке, то есть на любом языке Российской Федерации. 13) Прописана процедура оценки качества образования (ВПР, РДР и т.д.)
14) Прописана возможность реализации системы образования через семейное обучение, когда семьи могут самостоятельно выбрать для своего ребенка образовательный маршрут.
15) Обеспечение доступа к информационно-образовательной среде образовательной организации, в том числе электронной.
16) Введены единые требования к составлению рабочих программ, в том числе и программ внеурочной деятельности.
17) Определено базовое содержание программы воспитания.
18) Уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
Переход на новые ФГОС осуществлялся постепенно с 2022 года, с 01.09.2024 г на обучение по обновленным ФГОС переходит средняя школа.
Для основного общего образования в Федеральной Образовательной Программе представлены 6 вариантов недельного учебного плана.
В основной школе предусмотрена возможность изучения ряда предметов не только на базовом, но и углубленном уровне.
Предмет | Класс | Базовый уровень | Углубленный уровень |
Математика | 5-6 | 5 | |
Алгебра | 7-9 | 3 | 4 |
Геометрия | 7-9 | 2 | 3 |
Вероятность и статистика | 7-9 | 1 | 1 |
Физика | 7 | 2 | 3 |
8 | 2 | 3 | |
9 | 3 | 4 | |
Биология | 5-6 | 1 | |
7 | 1 | 2 | |
8-9 | 2 | 3 | |
Химия | 8 | 2 | 3 |
9 | 2 | 4 | |
Информатика | 7-9 | 1 | 2 |
Дополнительные часы на углубленный уровень обучения выделяются за счёт части ООП ООО, формируемой участниками образовательных отношений.
Для среднего общего образования в Федеральной Образовательной Программе представлены 19 вариантов (профилей) недельного учебного плана.
Определены 13 предметов обязательных для изучения (из них не менее 2 предметов на углубленном уровне).
1. Русский язык Б
2. Литература Б, У
Родной язык Родная литература Второй иностранный язык | по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) |
3. Иностранный язык Б, У
4. Математика Б, У
5. Информатика Б, У
6. История Б, У
7. Обществознание Б, У (включено право, экономика, Россия в мире)
8. История Б, У ( включена Россия в мире)
9. Физика Б, У (включены астрономия, естествознание, экология)
10. Химия Б, У (включены естествознание, экология)
11. Биология Б, У (включены естествознание, экология)
12. Физическая культура Б
13. Основы безопасности жизнедеятельности Б
Предмет | Класс | Базовый уровень | Углубленный уровень |
Алгебра и начала математического анализа | 10-11 | 2 (3) | 4 |
Геометрия | 10-11 | 2 | 3 |
Вероятность и статистика | 10-11 | 1 | 1 |
Физика | 10-11 | 2 | 5 |
Биология | 10-11 | 1 | 3 |
Химия | 10-11 | 1 | 3 |
Информатика | 10-11 | 1 | 4 |
По естественно-научным предметам, математике и информатике может быть организовано обучение на базовом или углубленном уровнях. Для каждого уровня сформулированы детализированные требования к предметным результатам. Разработаны рабочие программы для базового и углубленного уровней. В них предметные результаты распределены по классам. Образовательная организация должна создавать условия для формирования функциональной грамотности (математической, естественно-научной, финансовой …).
Предполагается, что образовательные стандарты третьего поколения улучшат современную образовательную систему и конкретизируют её задачи.
В целях методического обеспечения реализации обновленных ФГОС на федеральном уровне впервые разработаны рабочие программы по предметам, которые прошли экспертизу ведущих научных и образовательных организаций.
(Для ФГОС 2009-2010-2012 гг. на федеральном уровне были разработаны только примерные основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.)
В школах должны будут созданы условия, чтобы учащиеся могли переходить с базового изучения математики на углубленный уровень и наоборот.
Научно-методическое сопровождение ФГОС:
http://edsoo.ru – (единое содержание общего образования)
сайт, сопровождающий введение и апробацию Рабочих программ ФГОС
сайт Минпросвещения России
В настоящее время по заданию Министерства просвещения РФ Институт стратегии развития образования РАО готовит серию изданий о том, как вводятся обновленные ФГОС, на что учителю следует обратить внимание при проведении урока, какие технологии, формы и методы обучения используются для достижения положительных образовательных результатов. Многие из полученных результатов исследований уже отражены на портале «Единое содержание общего образования» (edsoo.ru). На этом сайте можно ознакомиться с нормативно-правовыми документами в сфере образования, изучить примерные рабочие программы по различным учебным предметам, узнать о научных исследованиях в различных областях педагогики и их результатах. На информационном ресурсе представлены методические пособия для учителей и видеоуроки для педагогов, размещен типовой комплект методических материалов для образовательных организаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные аспекты создания и реализации основной общеобразовательной программы основного общего образования в рамках введения ФГОС.
Данная презентация может помочь администрации школы при разработки ООП ООО, а также при написании учителями рабочих программ....
Методические рекомендации по реализации образовательных программ основного и среднего общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий по предметам «Иностранный язык», «Физическая культура» и «Основы бе
Настоящие методические рекомендации разработаны на основе следующих документов:- письмо Минпросвещения РФ от 19.03.2020г. № ГД 39/04 «О направлении методических рекомендаций»;- письмо депа...
Материала КПК «Преподавание филологических дисциплин в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного и среднего общего образования» Модуль 1
выполненные задания...
Курсы повышения квалификации «Преподавание филологических дисциплин в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного и среднего общего образования» Модуль 2
Выполненные задания...
Курсы повышения квалификации «Преподавание филологических дисциплин в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного и среднего общего образования» Модуль 3
Выполненные задания...