Карта анализа урока
материал по теме
Настоящая карта будет полезна заместителям директора по УВР для проведения анализа урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krta_analiza_uroka.doc | 276 КБ |
Предварительный просмотр:
Карта посещения урока
Дата посещения ______________________Учитель __________________________________________________________
Предмет _____________________________Класс ____________Классный руководитель_________________________ На уроке присутствовали:________________________________________________________________________________
Общая информация об уроке
1. 1. Причина посещения урока (отмечается одна из причин)
плановое посещение;
внеплановое посещение (указывается причина внепланового посещения)._____________________________________
1. 2. Цель посещения урока (отмечается одна из целей)
знакомство с учителем;
комплексное наблюдение за работой учителя;
наблюдение за работой учителя в связи с определенной проблемой или решением определенной задачи (указывается проблема или задача) ;
наблюдение за работой класса, отдельных учеников;
диагностика затруднений учителя;
диагностика затруднений класса;
контроль (указывается форма контроля) ;
подготовка к аттестации;
аттестация;
психолого-педагогическое наблюдение;
другое (указывается цель посещения) .
1. 3. Общая характеристика урока
1.3.1. Тема урока: .
1.3.2. Место урока в системе уроков .
1.3.3. Тип урока .
1.3.4. Цель урока .
1.3.5. Задачи урока .
1.3.6. Оборудование и наглядные пособия, использованные на уроке (в том числе использование доски)__________________________________________________________________________________________.
1.3.7. Контроль и оценивание умений, знаний и навыков учащихся .
1.3.8. Работа с тетрадями учеников .
2. Краткий конспект урока с комментариями, замечаниями, рекомендациями
Этап урока, его краткое содержание | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Комментарии, замечания, рекомендации |
3. Анализ урока
3.1. Исчерпанность темы
исчерпана полностью; исчерпана не полностью; | практически не исчерпана; не исчерпана. |
Замечания, рекомендации .
3.2. Степень реализации цели урока
цель реализована;
цель реализована не полностью;
цель не реализована.
3.3. Степень выполнения задач
задачи выполнены полностью; все задачи выполнены частично; | выполнены не все задачи; задачи не выполнены. |
Замечания, рекомендации .
3.4. Характер отбора содержания материала урока
научность, значимость теоретическая; значимость практическая; логичность; соответствие возрастным и интеллектуальным возможностям учащихся; | доступность; наглядность; дифференцированность; привлекательность; другое (указать, что). |
3.5. Характеристика форм работы
соответствие цели, задачам и содержанию; разнообразие; сменяемость; | чередуемость; другое (указать, что). |
3.6. Логичность композиции урока
композиция урока логична; в композиции урока имеются нарушения логики; | композиционная логика отсутствует. |
Замечания, рекомендации
.
3.7. Развивающая характеристика урока, развитие устной речи школьников
.
3.8. Психологическая характеристика урока (психологический климат занятия)
Параметры оценки | + | +/- | - | ? |
Разнообразие приемов психологического воздействия и стимулирования активности учащихся | ||||
Разумное соотношение нагрузки на память и мышление | ||||
Разумное соотношение воспроизводящей и творческой деятельности | ||||
Разумное соотношение знаний «в готовом виде» и их самостоятельного поиска | ||||
Разумное соотношение побуждения учащихся к деятельности и корректного принуждения школьников | ||||
Педагогический такт учителя | ||||
Психологический климат в классе | ||||
Рабочее самочувствие учителя на уроке | ||||
Рабочее самочувствие учащихся на уроке | ||||
Учет возрастных и психофизических особенностей отдельных учащихся и класса в целом | ||||
Другое |
3.9. Анализ домашнего задания
По объему | По содержанию | По форме | Примечания, замечания |
соответствует нормам перегруженное недостаточное только на ближайший урок несколько уроков вперед на всю тему (блок, раздел) | только репродуктивное только продуктивное репродуктивное + продуктивное связано только с пройденным материалом перспективное связывает пройденный материал с материалом следующих уроков не связано с материалом ближайших уроков | только устное только письменное устное + письменное одинаковое для всех учащихся дифференцированное по сложности дифференцированное (предоставлен выбор самим учащимся) с индивидуальными и групповыми заданиями |
4. Оценка урока
4.1. Оценка урока учителем (самооценка)
.
4.2. Замечания и предложения
Замечания | Предложения, рекомендации, пути решения проблем |
Порядок работы с картой. Хранение и использование карт
1. Каждый посещенный урок фиксируется в карте посещения урока.
2. Карта заполняется в течение урока и сразу после его окончания, а также перед началом обсуждения урока с учителем.
3. Обсуждение урока с учителем опирается на материалы карты.
4. Все карты хранятся у руководителя школьного методического объединения или заместителя директора школы, курирующего работу данного учителя. Их материалы могут быть использованы в ходе собеседований с директором школы и его заместителями, а также при аттестации педагогических кадров.
5. Материалы карты не могут быть достоянием педагогов школы кроме как с личного согласия учителя, чей урок зафиксирован в ней.
Примечания
1. Руководитель школьного методического объединения может разработать предметное приложение к карте, если возникает необходимость учета специфики того или иного предмета, например, работа с картой на уроках географии, анализ проведения лабораторной работы на уроках по предметам естественнонаучного цикла и т.п. Заполнение приложения не отменяет необходимости заполнения типовой карты в полном объеме.
2. Содержание данной карты может быть пересмотрено в конце учебного года с учетом пожеланий и рекомендаций различных специалистов.
Пояснения к карте посещения урока (для руководителей школ, методистов, старших учителей, учителей-наставников)
В первой ее части представлена общая информация об уроке. В нее заносятся основные данные о посещенном уроке и его основные характеристики. Пункт 1.3.7 (контроль и оценивание умений, знаний и навыков учащихся) заполняется в свободной форме и подразумевает фиксацию тех приемов, форм контроля и оценивания, которые использовал учитель, а также определение «достаточности» и объективности выставленных оценок.
Вторая часть карты представляет собой конспект посещенного урока. Посещающий сам определяет степень подробности конспекта, т.е.:
• фиксировать ли ему только основные этапы урока;
• фиксировать основные этапы с особым вниманием к одному или нескольким этапам;
• детально конспектировать ход всех этапов урока.
Комментарии, замечания и рекомендации могут быть вписаны как по ходу конспектирования урока, так и после его окончания.
Третья часть — это анализ урока с опорой на основные общепедагогические и дидактические категории. В большинстве случаев они представлены в анкетной форме и сопровождаются «окном» для замечаний и рекомендаций. Посещающий урок сам определяет объем и форму этих замечаний (рекомендаций), но краткая их фиксация необходима для выявления того, в каком направлении вести работу с учителем и как педагог преодолевал выявленные сложности или исправлял недочеты. Пункт 3.7 (развивающая характеристика урока, развитие речи учащихся) заполняется в свободной форме, т.к. напрямую зависит от специфики преподаваемого предмета. Вместе с тем обращаем особое внимание методистов, что все без исключения дисциплины школьного курса должны решать задачу формирования культуры устной и письменной речи. Пункт 3.8 (психологическая характеристика урока) оценивается табличным способом: «+» — положительная оценка по указанному параметру, «+/» — оценка в целом положительная, но имеются незначительные недочеты, «-» — имеются значительные недочеты по данному параметру, «?» — посещающий урок затрудняется оценить его по данному параметру или данный параметр не может быть оценен в связи со спецификой определенного урока, темы, раздела, класса и т.д.
Четвертая часть карты включает в себя общую оценку урока учителем (самооценку) и оценку урока тем, кто его посещал. Перед началом обсуждения урока целесообразно предоставить слово учителю для его самооценки, основные выводы которой следует внести в карту. Анализ самооценки учителем урока в ряде случаев помогает выявить «поле проблем», возникающих в работе педагога, и наметить пути решения этих проблем. В раздел 4.2 «Замечания и предложения» заносятся четко сформулированные рекомендации и пути решения проблем, например, пересмотреть планирование уроков по данному разделу курса, обратиться за консультацией к психологу по вопросу…, ввести в качестве обязательного этапа урока… и т.п.
Системный анализ урока
Самоанализ урока
Содержание
- Самоанализ урока учителем: критерии оценки эффективности урока
- Анализ и самоанализ урока.
- Схема самоанализа урока.
- Примерные памятки для самоанализа урока учителем.
- Выявление уровня овладения методикой самоанализа урока учителями.
1. Самоанализ урока учителем: критерии оценки эффективности урока План 1. Закономерности учебного процесса 3. Общие критерии анализа урока 5. Самоанализ 6. Литература Урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цели, задачи, содержание, методы, средства, формы, взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся. Урок представляет собой творчество учителя, опирающегося, с одной стороны, на психолого-педагогические закономерности обучения, и, с другой стороны, на предъявленные требования образовательными стандартами. Общие закономерности учебного процесса.
Частные закономерности учебного процесса:
Знание закономерностей обучения позволяет процесс обучения построить оптимально в самых разных конкретных ситуациях. Типы и виды анализа урока Анализ и самооценка урока есть необходимый элемент педагогического творчества: Без самоанализа невозможно:
Типы анализа урока 1 – полный – проводится с целью контроля за качеством организации учебно-воспитательного процесса, для изучения стиля деятельности учителя, опыта его работы; 2 – краткий – отражает основные дидактические категории, с целью общей оценки его качества; 3 – комплексный – предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, методов и форм организации урока. Применяется чаще при анализе нескольких уроков по одной теме, а также для обучения специалистов. 4 – аспектный – используется при необходимости более глубокого рассмотрения какой-то одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления эффективности отдельных приемов деятельности учителя. Каждый из данных типов анализа урока может иметь виды: дидактический, психологический, воспитательный, методический, организационный. Цели педагогического анализа могут быть различными, исходя из них применяется частичный анализ, соответствующий какому-либо аспекту урока (общепедагогическому, психологическому и т.п.). Результативность. Считается, что результативность урока зависит от технологии его проведения, основанной на соблюдении основных правил организации учебного процесса, и чем качественнее технология, тем выше результат урока. Поэтому вся деятельность учителя и ученика должна осуществляться с учетом новейших психолого-педагогических достижений. Основные пути повышения эффективности урока:
Структура урока На сегодняшний день объем научной информации огромен, время обучения ограничено. И одним из актуальных требований является нахождение оптимальных методов и содержания обучения. Структура урока строится на основе дидактических целей, с учетом содержания учебного материала, составом умственных и практических операций, осуществляемых в ходе учебной деятельности, психологических закономерностей и условий (состав класса, уровень подготовки, влияние сильных и дезорганизующих учеников и т.д.). Исходя из закономерностей усвоения того или иного учебного материала, учитель создает свою логику его изучения, свою последовательность, что определяется многообразием возможных конкретных способов методик и приемов обучения. Рациональную структуру урока обеспечивают:
Активизация познавательной деятельности учащихся Для эффективного усвоения знаний необходимо, чтобы учебный материал стал предметом активных мыслительных и практических действий каждого ученика. Закономерно, что чем активнее познавательная деятельность обучаемого, тем выше эффективность усвоения. Поэтому преподавание учебных дисциплин должно опираться на методологический принцип деятельностного подхода, в процессе обучения необходимо формирование учебно-познавательной деятельности. Структура учебно-познавательной деятельности
Учителю необходимо уметь создать творческую самостоятельную учебную деятельность учащихся на уроке и руководить процессом усвоения через использование “активных” методов обучения и разнообразных методических приемов, через особым образом организованное общение. Уровни самоанализа урока
Самоанализ урока Это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся. Основные требования к анализу урока учителем:
Самоанализ урока 1. Оценка общей структуры урока. К какому типу урока может быть отнесен данный урок? Каково место урока в теме, разделе, курсе? Четко ли выделены элементы урока данного типа и правильно ли определена дозировка времени, отводимая на каждую часть урока? 2. Реализация основной дидактической цели урока. Все ли требования программы по данной теме (вопросу) получили отражение в уроке? Насколько активны были учащиеся при ознакомлении с новым материалом (восприятие, понимание, пробуждение познавательного интереса)? Верно ли продумана методика решения отдельных “блоков” нового материала? Как и что следовало изменить в изучении нового материала и почему? Имела ли место организация первичного, сопутствующего закрепления (в процессе ознакомления с новым, на специально выделенном этапе урока)? Как осуществлялась проверка качества знаний, умений и навыков учащихся (каким был охват учащихся, принцип вызова и т.п.)? 3. Осуществление развития учащихся в процессе обучения. Имело ли место вовлечение учащихся в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация)? Осуществлялись ли внутрипредметные и межпредметные связи? Были ли использованы средства развития творческого мышления? Сообщалась ли на уроке какая-либо информация для общего развития? Имело ли место эстетическое развитие учащихся? 4. Воспитание в процессе урока. Были ли полностью использованы воспитательные возможности содержания учебного материала? Какая работа велась по формированию мировоззрения? Как была обеспечена на уроке связь обучения с жизнью? Были ли использованы воспитательные возможности оценки знаний? Каково было воспитательное воздействие личности самого учителя? 5. Соблюдение основных принципов дидактики. Правильно ли была организована деятельность учителя и деятельность учащихся с позиции реализации принципов обучения? 6. Выбор методов обучения. Соблюдались ли общие требования к выбору методов обучения (в зависимости от общей целевой направленности, дидактической цели, специфики учебного материала, предмета, возраста и индивидуальных особенностей учащихся и т.п.)? 7. Работа учителя на уроке. Какие виды деятельности учителя имели место на уроке и в каком соотношении (речевая деятельность, слушание, записывание, помощь учащимся и др.)? Был ли достигнут контакт с классом? 8. Работа учащихся на уроке. Какой была активность учащихся на разных этапах урока? Какими были виды деятельности учащихся на уроке? Обращалось ли внимание на культуру труда? Какая дисциплина была на уроке и почему? 9. Гигиенические условия урока.
10. Некоторые социальные задачи. Задачи, связанные с решением педсовета, метод объединения или продиктованы исследованием школы. В зависимости от момента анализ может проводиться не по всем параметрам, а по двум-трем из перечисленных. Самоанализ – это уже начало подготовки учителя к следующему уроку. Вопросы для самоконтроля
Литература
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Анализ и самоанализ урока К числу основных критериев оценки урока относится в первую очередь соблюдение на нем принципов обучения, а также критериев оценки деятельности школы, утвержденных Министерством. Опираясь на эти требования, мы можем проанализировать само построение учебного процесса на уроке, выявить оптимальность задач и рациональность избранного учителем содержания урока, форм и методов обучения. Но эффективность обучения, в конечном счете, определяется не тем, что хотел дать учитель, а тем, что получили ученики во время урока. Поэтому при оценке урока надо выявлять уровень решения всех его основных задач - образовательных, воспитательных, а также задач развития школьников. Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами. Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся. Наиболее распространенные типы анализа:
Каждый из указанных типов анализа может иметь виды:
Наибольшее распространение имеют следующие схемы анализа урока. Первый вариант общей схемы анализа урока 1. Общие сведения. Дата, класс, школа, фамилия, имя, отчество учителя. Тема учебной программы, тема урока. 2. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм работы с компьютером. 3. Структура урока. Основные этапы урока, назначение и длительность. Сочетание самоуправления и управления учителем. Индивидуальная, парная, групповая и совместная работа класса. Этапы повторения и закрепление материала, способы. 4. Цели, которые намечал учитель на урок, их достижение. 5. Сравнение содержания урока с материалом школьного учебника. 6. Оценка содержания урока с точки зрения общедидактических принципов:
7. Методы деятельности учителя на уроке. Привлечение учащихся для подготовки средств к уроку. Подготовка вычислительной техники в начале урока (или до него). Свобода учителя во владении материалом. Момент ответа на актуальные вопросы (по ходу урока или в конце). Индивидуализация обучения — разные уровни заданий, привлечение сильных учащихся для помощи слабым и т.д. Приемы учителя для удержания внимания, действия при обнаружении ошибки на доске, в программе, в отчете. 8. Методы формирования и закрепления интереса к материалу. Стимулирование мыслительной деятельности учащихся. Источник заданий (из учебника, другой литературы, изобретение учителем по ходу урока). Другие известные и нестандартные методы обучения, использованные на уроке. 9. Работа учащихся на уроке. Степень интереса к изучаемому материалу. Активность и самостоятельность обучаемых. Сознательность усвоения. Доступность — стандартность терминологии, учет уровня подготовленности класса, выделение уровней усвоения. 10. Эффективность обучения - насыщенность учебного времени, отсутствие постороннего материала, оптимальность выбора ПС. Взаимоотношения учителя и учащихся: авторитарные, либеральные, сотрудничество. Организованность и дисциплинированность учащихся на уроке - отношение к вычислительной технике, соблюдение техники безопасности при работе с компьютером. Умение самостоятельно овладевать знаниями с помощью справочного материала, компьютера, учебника. 11. Обратная связь. Система контроля знаний у данного учителя. Использование компьютера для проверки знаний — контролирующие программы, самоконтроль запуском программы, взаимоконтроль с товарищем. Объективность оценки знаний. Критерии оценок данного учителя (известны ли они учащимся?). Возможность автоматизации такой системы контроля. Оценка трудоемкости типичного домашнего задания (выполните сами и «замерьте» время). 12. Воспитательный эффект урока. Черты характера и особенности личности учителя, которые могут служить ориентиром для учащихся. Воспитательные методы и приемы, замеченные Вами. 13. Выводы:
Анализ посещенного урока:
Как вы оцениваете уровень профессионального методического мастерства учителя в целом? Очень высокий, высокий, средний, ниже среднего, низкий (нужное подчеркните). Второй вариант общей схемы анализа урока 1. Учебное заведение, класс, предмет, фамилия учителя, количество учащихся по списку, и присутствовавших на уроке. 2. Тема урока, образовательные, развивающие и воспитательные цели и задачи урока. 3. Организационное начало урока:
4. Организационная структура урока:
5. Анализ содержания учебного материала урока:
6. Общепедагогические и дидактические требования к уроку:
7. Деятельность учителя:
8. Деятельность учащихся:
9. Выводы:
С помощью приведенной общей схемы можно проводить как анализ урока при взаимопосещениях, так и самоанализ. При их осуществлении наибольшие трудности вызывает детализация используемых основных положений общей схемы анализа урока. Приведем один из возможных ее вариантов: 1. Какие образовательные, развивающие и воспитательные цели достигались на уроке? Какие из них были главными и почему? Какова их взаимосвязь? 2. Какова специфика урока? Каков его тип? Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? 3. Как учитывались возможности учащихся при планировании урока? 4. Рациональны ли выбранная структура урока и распределение времени на отдельные этапы урока? 5. На каком материале или этапе урока делается главный акцент? 6. Каково обоснование выбора методов обучения и их сочетания? 7. Как отбирались для урока формы обучения? 8. Почему был необходим дифференцированный подход к обучению на уроке? Как он был реализован? 9. Чем обоснованы выбранные формы проверки и контроля знаний учащихся? 10. За счет чего обеспечивалась работоспособность: учащихся в течение всего урока? 11. Каким образом предупреждались перегрузки учащихся? Рекомендации по наблюдению за ходом урока и оценке его рациональности. При наблюдении за опросом школьников можно рекомендовать обратить внимание на такие моменты:
При наблюдении за изучением на уроке нового материала важно обратить внимание на следующее:
При закреплении изученного материала:
При сообщении домашнего задания:
В центре анализа должно быть содержание и результаты, которые проявляются в полученных учениками знаниях, умениях и навыках. Самоанализ проведенного урока
Примерная схема записи урока 1. Школа, класс, предмет, учитель, дата. 2. Тема урока. 3. Цель урока и его задачи (узнать у учителя до начала урока). 4. Этапы урока. Подробная запись деятельности учителя и учащихся на каждом этапе, фиксация времени, отведенного на тот или иной этап урока. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. СХЕМА САМОАНАЛИЗА УРОКА
Знание учителем возрастной психологии и психологический контакт с классом: как учитель следит в процессе обучения за движениями мысли и чувства каждого ученика, педагогический такт учителя | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Примерные памятки для самоанализа урока учителем Самоанализ урока (по Поташнику М.М.)
Самоанализ урока (по Шамовой Т.И. )
Самоанализ урока (по Куриленко Т.М.)
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Уровень овладения методикой самоанализа урока учителями кафедра_____________________________________________________________________________
Основные трудности, встречающиеся у учителей по самоанализу урока______________________________ Причины неполного освоения учителями кафедры методики самоанализа урока ______________________ Меры, предпринимаемые для повышения уровня овладения самоанализом урока ______________________ Зав. кафедрой _________________________ (_______________________) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностическая карта анализа урока на основе исследовательского метода обучения в рамках введения системно- деятельностного подхода ФГОС
Диагностическая карта анализа урока на основе исследовательского метода обучения в рамках введения системно- деятельностного подхода ФГОСДиагностическая карта анализа урока на основе...
Карта анализа урока с применением ИКТ
"Карта анализа урока с применением ИКТ технологии" разработана с учетом предъявляемых к современному уроку требований. Возможно использование при подготовке к урокам, а также при формировании аттестац...
Технологическая карта анализа урока Э-ОК "ЖИВОЙ УРОК"
Тема: «Технология организации урока Э-ОК. Модульная структура урока в Э-ОК. Технические и методические особенности»Тема: «Анализ урока. Работа с технологической картой» ...
Диагностическая карта анализа урока на основе исследовательского метода обучения в рамках введения системно- деятельностного подхода ФГОС
Диагностическая картаанализа урока на основеисследовательского метода обучения в рамках введения системно- деятельностного подхода ФГОС...
Карта анализа урока по ФГОС.
Типовая карта посещения урока...
Информационная карта анализа урока (занятий) на основе деятельностного подхода
Цель: Оценка уровня достижения педагогом требований нового Федерального государственного общеобразовательного стандарта (ФГОС) к результатам образования Задачи: *проанализировать урок (занятие) с т...
Карта анализа урока 8 класс
Карта анализа урока 8 класс...