«Развитие пространственно-временной ориентировки и физической готовности детей на занятиях по внеурочной деятельности».
статья по зож (2 класс)
Наиболее эффективными методами и приемами развития ребенка, как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности, являются варианты игры и игровые ситуации, которые на каждом этапе способствуют выработке общего способа выполнения. Мною разработана система двигательно-дидактических игр в определенной последовательности. Определен комплекс контрольных игровых упражнений для выявления уровня развития пространственно – временной ориентировки детей. В период 7-10 лет у дошкольников возникает интерес и потребность к получению знаний об окружающем мире, природе, космосе. Им интересны игры и задания с карточками, схемами, комплексные задания с проявлением своих физических качеств в соревновательной ситуации, что способствует увеличению функционально-резервных возможностей организма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sportivnoe_orientirovanie.docx | 18.3 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие пространственно-временной ориентировки и физической готовности детей на занятиях по внеурочной деятельности».
Общепризнано, что школьный период онтогенеза человека является одним из наиболее благоприятных для развития его психической сферы. Формирование двигательной и психической сферы взаимосвязано, и в процессе двигательной деятельности, также как и в процессе занятия познавательного цикла, происходит развитие высших психических функций, в том числе развитие пространственно – временной ориентировки.
Мониторинг психофизического развития детей нашего ГБОУ показал, что уровень развития пространственно – временных ориентировок (умение ориентироваться на плоскости листа, в пространстве) находится на низком уровне у 70% детей. Между тем, развитие этого показателя является базовым для определения функциональной и интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе, что было неоднократным предметом обсуждения в научно-теоретических и прикладных исследованиях (Б.Г.Ананьев, В.В.Башуров, А.Р.Лурия и другие). Возникли противоречия между необходимостью развития пространственно – временных ориентировок у детей, особенно нашего ГБОУ и недостаточной разработанностью данной проблемы на материале физического воспитания детей. Это и актуализировало направление моей работы.
Цель моей работы: развитие пространственно – временной ориентировки на занятиях спортивным ориентированием и включает следующие задачи:
- Формировать у детей пространственно – временные представления, умение ориентироваться в горизонтальной плоскости, на местности;
- Развивать физические качества для достижения наиболее эффективной компенсации дефицита двигательной активности и повышать уровень функциональных систем организма;
- Улучшать психоэмоциональное состояние ребенка.
Функциональная готовность к школе включает в себя четыре блока:
1 блок | скоростно – силовые качества, общая выносливость, гибкость, координационные возможности; |
2 блок | пространственно – временная ориентировка, ориентировка в горизонтальной плоскости, ориентировка в пространстве; |
3 блок | физическая подготовленность, физическое развитие, адаптационные способности, повышение энергетики организма, повышение уровня резистентности организма; |
4 блок | повышение эмоционального благополучия, повышение социального статуса, личностное развитие; |
Мною разработан комплекс занятия по спортивному ориентированию, обеспечивающий развитие пространственно – временных ориентировок у детей, физической подготовленности, психофизических качеств, функциональную готовность к обучению в школе и укрепление здоровья школьников. Наиболее эффективными методами и приемами развития ребенка, как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности, являются варианты игры и игровые ситуации, которые на каждом этапе способствуют выработке общего способа выполнения. Мною разработана система двигательно-дидактических игр в определенной последовательности. Определен комплекс контрольных игровых упражнений для выявления уровня развития пространственно – временной ориентировки детей. В период 7-10 лет у дошкольников возникает интерес и потребность к получению знаний об окружающем мире, природе, космосе. Им интересны игры и задания с карточками, схемами, комплексные задания с проявлением своих физических качеств в соревновательной ситуации, что способствует увеличению функционально-резервных возможностей организма. Разработана модель взаимодействия специалистов - учителя физической культуре, воспитателя, музыкального руководителя, педагога-психолога, медицинского работника - при организации занятий спортивным ориентированием.
Модель работы выстроила поэтапно, т. к. необходимо учитывать сложность и длительность становления у детей пространственных ориентировок.
1 этап: изучение педагогической и медицинской документации и составление физкультурно–оздоровительного маршрута ребенка. Проанализировала данные медицинских карт, медико-педагогических комиссий и заключения врача, определила уровень физического развития, обследовала функциональные и двигательные возможности детей старшей и подготовительной к школе групп по стандартным тестам Н.А.Ноткиной. Выявила уровень развития пространственно–временной ориентировки на листе бумаги (А.Л.Венгер, Е.А.Богоименко). Определила физкультурно-оздоровительные маршруты развития ребенка. Особое внимание в работе уделила осуществлению индивидуально – дифференцированного подхода к детям, имеющим существенные различия по степени сформированности двигательных навыков и уровню физической подготовленности, развитию пространственно – временной ориентировки. Проведенные мероприятия позволили выйти на второй этап.
2 этап: обучение элементам спортивного ориентирования в пространстве малого зала. Обучала детей общеразвивающим и основным движениям, используя картинки-схемы. Сочетание наглядных и словесных приемов повышает не только скорость овладения двигательным навыком, но и качество его выполнения ("Посмотри и запомни", "Покажи и объясни", "Продолжи упражнение" и другие).
3 этап: обучение пошаговому овладению техникой спортивного ориентирования. Первый шаг: Подготовительный. Знакомлю с элементарными представлениями о пространственном расположении частей тела, терминологией, условными обозначениями и знаками, с ориентировкой в пространстве малого зала, ("Возьми игрушку и отнеси до ориентира", "Найди, где предмет" и другие). Второй шаг: Основной. Закрепление умения пространственно – временной ориентировки через подвижные игры и поисковые ситуации в помещении и на местности (игровые задания "Собери следы", "Звери потерялись", "Дорисуй карту" и другие).
4 этап: Работа со схемами на малом пространстве, упражнения в координации движений на местности. Выполнение вариантов двигательных заданий, развивающие пространственно – временную ориентировку. Варьирую выполнение упражнений в разном темпе и ритме, из различных исходных положений, с предметами и без них, с музыкальным сопровождением; с карточками – схемами различной сложности. Использую прием объединения в пары: гиперактивного с уравновешенным ребенком (с первого маршрута), детей с разным уровнем физической подготовленности. Провожу игровые занятия: "В гости к Алисе", "Уральские самоцветы", "Аэробика с перебежками".
5 этап: Самостоятельная деятельность в составлении и прохождении маршрута. Совершенствую у детей навык ориентировки в пространстве и креативного использования двигательного опыта в повседневной жизни. Дошкольники решают проблемные ситуации с более сложными заданиями; придумывают самостоятельно игры и упражнения на ориентировку в пространстве. Я включаю игры и поисковые ситуации в физкультурные досуги и праздники, а так же самостоятельную двигательную деятельность дошкольников (тематические занятия ""Бросок через лесок", "Захват флага", "Что, где, когда?", "Туристята" и другие).
Мною используются следующие формы работы: занятия по спортивному ориентированию, туристические походы; игровые комплексы ("Тропа здоровья" и др.), игровые упражнения в режиме дня, самостоятельная двигательная деятельность на прогулке и в группе, развлечения (слеты – походы).
Сравнительный анализ результатов диагностик выявил положительную динамика показателей пространственно – временной ориентировки детей к концу 2016 уч.г. - 62 % (на начало года 30 %), ориентировка в горизонтальной плоскости составила 78 % (на начало года 46 %), что обеспечило положительную динамику адаптации детей к учебной деятельности. Уровень прироста результатов физической подготовки детей к концу 2017 уч. г. составил - 12 %, что говорит о положительном влиянии спортивного ориентирования на физическое развитие ребенка. Наибольший прогресс отличен в приростах результатов общей выносливости 19 %, как важного показателя функциональных возможностей организма ребенка. Под воздействием целенаправленной работы произошли улучшения психоэмоционального состояния дошкольников, что подтверждается показателями самочувствия, активности, настроения относительно исходных данных.
Таким образом, развитие пространственно – временной ориентировки на занятиях спортивным ориентированием оказывает комплексное влияние на организм и личность дошкольника, обеспечивая повышение уровня как физических, так и психических способностей, формирование всесторонне развитой, творческой личности, развивая устойчивую мотивацию к занятиям физической культуры.
Методическая ценность разработанной модели в том, что любой учитель по физическому воспитанию, профессионально подготовленный, следуя данным рекомендациям, добьется таких же положительных результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие пространственно-временных представлений» у учащегося 2 класса с задержкой психического развития.
Актуальность исследования таких ученых как Семенович А.В., Семага М.М., Цветкова Л.С. доказали, что пространственно-временная организация деятельности ребенка, развитие пространственной ориентировки и...
Памятка для родителей "Развитие пространственно-временных представлений у младших школьников"
В памятке даны рекомендации по формированию пространственно-временных представлений у младших школьников....
Конспект группового занятия. Тема: развитие пространственно- временных представлений.
Конспект группового дефектологического занятия в 1 класее...
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ: ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ДЦП ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Статья посвящена развитию мелкой моторики у детей с ДЦП...
Статья «Популярные детские игры из США и Великобритании, как средство развития памяти и внимания у младших школьников» в рамках занятий по внеурочной деятельности.
В статье приведены примеры веселых и полезных игр, которые можно использовать на занятиях английским языком в рамках внеурочной деятельности....
"Корней Чуковский детям "Путешествие в Чукокколу" занятие по внеурочной деятельности в рамках районного семинара "Методы метопредметно-психологического взаимодействия как универсальное средство развития духовно-нравственной сферы обучающихся "
Представляю конспект занятия по внеурочной деятельности (Кружок "Люби книгу" и "Театр юного актёра"). Цель мероприятия: создание на практике условий для развитиячитательских умений...
Программа :"Развитие пространственно-временных представлений у учащихся ОВЗ с РАС"
Цель программы: создание условий для повышения уровня общего развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья, осуществления коррекции отклонений в развитии их познавательной деятельности в ди...