ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ: ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ДЦП ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
статья
Статья посвящена развитию мелкой моторики у детей с ДЦП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_nikiforovoy_yulii.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ:
ТЕХНОЛОГИИРАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ДЦП
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Диагноз ДЦП у детей – это обширное поражение двигательных зон головного мозга, проводящих путей и нарушения способности двигаться. ДЦП - это не отдельное заболевание, а множество синдромов, которые возникают по разным причинам. Дети с диагнозом ДЦП с трудом учатся ходить, сидеть, стоять, совершать манипулятивные действия, им трудно ощущать эти движения, а это в свою очередь затрудняет формирование нужных представлений о них. Важной особенностью ДЦП считают появление симптомов у детей первых лет жизни, когда основные функции мозга только формируются.
Особенности развития детского мозга, его пластичность и способность к компенсированию нарушенных функций обусловливает важность коррекционно-развивающей работы при ДЦП.Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим предметным миром.
Манипулятивные действия с предметами осваиваются ребенком через научение в процессе его общения со взрослыми. Таким образом, у ребенка формируется предметное мышление (И.М. Сеченов), мышление в действии (И.П. Павлов). Кроме того, двигательная активность ребенка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук, оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи (М.М. Кольцова).
Связь движений руки с речью была отмечена еще в 1928 году В.М. Бехтеревым, который отмечал стимулирующее влияние движений руки на развитие речи. На основе специально проведенных исследований М.М. Кольцовой (1973) было высказано предположение, что движение пальцев рук стимулирует созревание ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка.
Эти данные говорят о необходимости проведения систематической работы по формированию общей и мелкой моторики рук на уроках и во внеурочной деятельности.
Итак, дети с ДЦП имеют в разной степени моторную недостаточность, а так же отклонения в движении пальцев рук , что тесно связано с речевой функцией. Работая с такими детьми, я столкнулась с необходимостью развития мелкой моторики на занятиях.
Мной были поставлены следующие задачи:
- выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики;
- развивать тактильную чувствительность рук детей;
- сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
Для решения поставленных задач были использованы следующие виды работ:
- изучение научно - практических и методических источников;
- подбор методического материала по развитию мелкой моторики;
- систематизация работы по развитию мелкой моторики рук у детей с ОВЗ;
- диагностика уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук (в начале и в конце учебного года);
- проведение занятий с детьми во внеурочной деятельности.
Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук проводилось с использованием следующих методик: «Домик» (по Н.И.Гуткиной), «Дорожки» (по Л.А.Венгеру); графический диктант; методика шаблонного повторения движений.
Диагностика показала, что у детей недостаточно или слабо сформированы графо-моторные навыки, задания по методике шаблонного повторения вызывают значительные затруднения.
Для развития мелкой моторики с учетом результатов диагностики были подобраны следующие материалы:
- «Волшебный мешочек» с мелкими предметами, буквами;
- контейнеры с разнообразным материалом: бусины, прищепки, пуговицы разных размеров и формы;
- природный материал: камешки, ракушки, различные семена, листья, плоды, крупы;
- мелкий конструктор;
- разрезные картинки;
- рабочие тетради «Графика» и тетради для графических диктантов;
- альбомы, цветные карандаши, губка, кисти, клей, пластилин.
На рисовании использовались нетрадиционные методы. Например: рисование методом тычка, печатанье листьями, губкой. Во время выполнения аппликаций применялись скручивание бумаги, обрывание бумаги, природные материалы. Во время занятий по внеурочной деятельности уделялось также внимание таким видам работ как лепка, конструирование (из природного и бросового материала, из бумаги), графика с использованием пальчиковой гимнастики с предметами (карандаш, катушка, каштан, шишка и т.д.), обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант, работа с трафаретами, шнуровка на различных предметах.
Использование графических упражнений позволяли учащимся ориентироваться на ограниченной плоскости, развивали их мыслительную деятельность, внимание, память, приучали руку к точным, целенаправленным движениям.
В занятиях проводились физкультминутки в сочетании движений с речью как элемент двигательной активности и переключения на другой вид деятельности. Для детей с ДЦП проговаривание стихов одновременно с движениями делает их речь более громкой, четкой и эмоциональной, а рифмы оказывают положительное воздействие на развитие слухового восприятия.
Выкладывание геометрических из различных материалов – серьезное занятие. Оно требовало от детей усидчивости и терпения, развивало у них навык выполнять действие по заданному образцу. Сначала педагог выкладывал или рисовал на бумаге фигуру-образец. Затем ребёнок копировал фигуру из предложенного материала. На занятиях использовались: мозаика, семена, мелкие орешки, пуговицы, кусочки бумаги, веточки, счетные палочки, толстые нитки, коробочки с песком и манкой. Все занятия с использованием мелких предметов проходили под контролем взрослых.
Для развития моторики рук детей с ДЦП им предлагались следующие виды работ: завязывание и развязывание бантов, узлов; застегивание пуговиц, молний, крючков; нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску, работа с проволокой; выкладывание из круп изображений по контуру.
Использование приемов развития мелкой моторики рук позволило достигнуть положительных результатов. Проведенная диагностика в конце учебного года показала, что процент детей группы слабо владеющих графо-моторными навыками снизился, а так же выявлена положительная динамика шаблонного повторения.
В результате проделанной работы можно сделать вывод, что целенаправленная работа по развитию мелкой моторики рук у детей с ДЦП способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевое развитие учащихся, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Список литературы
- Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка». – М., 1973г.
- Рузина М. С., Афонькин С. Ю. «Страна пальчиковых игр» – СПб, 1997г.
- Ткаченко Т. А. «Если дошкольник плохо говорит» - СПб, 1997г.
- Лопухина И.Н. «Логопедия. Речь, ритм, движение». Санкт-Петербург 1997г.
- Мухина А. Я. «Речедвигательная ритмика». – М. :АСТ: Астрель 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста на занятиях по изобразительной деятельности в условиях детского дома"
Развитие мелкой моторики на занятиях изобразительной деятельностью способствует улучшению освоения школьных программ....
Значение развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ОВЗ для успешного процесса обучения.
Значение развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ОВЗ для успешного процесса обучения....
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Многие специалисты утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это свя...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Многие специалисты утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это свя...
Доклад: «Развитие мелкой моторики у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста на уроках ручного труда»
В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев....
Значение развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ОВЗ для успешного процесса обучения.
Консультация для родителей "Значение развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ОВЗ для успешного процесса обучения."...