«Развитие пространственно-временных представлений» у учащегося 2 класса с задержкой психического развития.
рабочая программа (2 класс) по теме

Елисеева Дарья Николаевна

Актуальность исследования таких ученых как Семенович А.В., Семага М.М., Цветкова Л.С. доказали, что пространственно-временная организация деятельности ребенка, развитие пространственной ориентировки и пространственно-временных представлений в онтогенезе лежит в основе не только дальнейшего формирования ВПФ, но и эмоциональной жизни ребенка. Недостаточность сформированности пространственных, пространственно-временных и квазипространственных представлений напрямую влияет на уровень актуального интеллектуального развития ребенка, феноменологически проявляется в нарушениях графической деятельности, чтении, письма, владения математическими операциями, различными видами мышления (особенно абстрактно-логического), которые являются составляющей всех интеллектуальных операций. Коррекционная программа по развитию этих уровней  позволяет скомпенсировать различные варианты задержки развития ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       МКБУ «Управление образования администрации Емельяновского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Стеклозаводская средняя общеобразовательная школа

663013 Россия, Красноярский край, Емельяновский район

п. Памяти 13 Борцов ул.  Культуры 8 «а»

факс 8(39133)44167, телефон 8(39133)44288, e-mail:steklo13@mail.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Елисеевой Дарьи Николаевны

«Развитие пространственно-временных представлений»

        

у учащегося 2  класса с задержкой психического развития.

 

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № _1  _

от «29»августа2015 г.

2015 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно правовых документов:

1.Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 1.09.13г

2.Письма Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 г. №АФ- 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»

3. Рекомендаций РПМПК.        

4.Психодиагностического обследования.

Актуальность исследования таких ученых как Семенович А.В., Семага М.М., Цветкова Л.С. доказали, что пространственно-временная организация деятельности ребенка, развитие пространственной ориентировки и пространственно-временных представлений в онтогенезе лежит в основе не только дальнейшего формирования ВПФ, но и эмоциональной жизни ребенка. Недостаточность сформированности пространственных, пространственно-временных и квазипространственных представлений напрямую влияет на уровень актуального интеллектуального развития ребенка, феноменологически проявляется в нарушениях графической деятельности, чтении, письма, владения математическими операциями, различными видами мышления (особенно абстрактно-логического), которые являются составляющей всех интеллектуальных операций. Коррекционная программа по развитию этих уровней позволяет скомпенсировать различные варианты задержки развития ребенка.

Данная программа составлена для развития пространственно-временных представлений у учащегося 2 класса. По результатам  обследование специалистами ТПМПК ребенку было рекомендовано обучение по адаптированной программе для детей с задержкой психического развития. По итогам диагностики были выявлены следующие результаты: ребенок существенно затрудняется в понимании пространственно-временных представлений: времена года заучены (признаки каждого года затрудняется назвать); месяцы и дни недели знает не в полном объеме, называет непоследовательно; существенно затрудняется в ориентировке в пространстве: «лево» - «право»  путает (как на примере собственного тела, так и в ориентировке в пространстве комнаты), затрудняется в понимании и назывании предлогов «над», «под», «между». По часовому циферблату не ориентируется.  

Цель программы: развитие пространственно-временных представлений у  учащегося с задержкой психического развития.

Реализация программы позволяет  решить следующие задачи:

1.Сформировать пространство собственного тела.

2.Сформировать пространство расположения объектов по отношению к собственному телу.

3.Сформировать взаимоотношения внешних объектов между собой.

4.Сформировать лингвистическое пространство.

5.Сформировать временные представления.

Данная программа курса коррекционных занятий адресована: ученику 2 класса, обучающемуся по адаптированной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития. Коррекционные занятия проводятся по расписанию продолжительностью 45 мин., 2 раза в неделю.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ:

  • овладеть представлениями о собственном теле: в отношении собственного лица; по отношению к телу в целом; по отношению к руке;
  • овладеть пространственными представлениями о взаимоотношении внешних объектов и тела, внешних объектов между собой: взаимоотношение объектов и тела по вертикальной оси; взаиморасположение объектов и тела по горизонтальной оси (вперед и назад от тела); взаиморасположение объектов и тела в направлении вправо-влево от основной оси;
  • освоить методы вербализации пространственных представлений и взаимоотношение объектов между собой (анализ сформированности пространственных представлений и понятий ребенка на уровне понимания и показа ребенком (импрессивный уровень); анализ возможности самостоятельного употребления предлогов и составления пространственных речевых конструкций (экспрессивный уровень));
  • научиться понимать временные последовательности и интервалы времени.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей. В специально организованной предметно-развивающей среде стимулируются познавательные интересы, закрепляются навыки, полученные на коррекционно-развивающих занятиях.

 Раздел «Восприятие пространства». Затрудненности пространственной ориентировки проявляются не только на всех уроках без исключения (в первую очередь на уроках русского языка, математики, ручного труда, физкультуры), но и во внеурочное время, когда остро встает вопрос ориентировки в школьном здании, на пришкольной территории, близлежащих улицах. Пространственные нарушения - один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов, встречающихся при задержке психического развития.

Важное место занимает обучение ориентировке в ограниченном пространстве - пространстве листа и на поверхности парты, что также с большим трудом осваивается ребенком в силу его  особенностей.

Раздел «Восприятие времени» предполагает формирование временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года. Временные представления менее конкретны, чем, например, пространственные представления. Восприятие времени больше опирается не на реальные представления, а на рассуждения о том, что можно сделать за тот или иной временной интервал. Еще сложнее формируются представления о последовательности основных жизненных событий и их продолжительности. От умения ориентироваться во времени зависит осознание учеником режима дня, качество выполнения различных видов практической деятельности в течение определенного временного промежутка, дальнейшая социальная адаптация.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 


п/п

Раздел, тема

Кол-во

часов

1

2

3

I

Восприятие пространства

12

1

Формирование взаимоотношений объектов с точки зрения вертикальной оси, введение параметров: «выше всего…», «ниже всего…», «выше, чем…», «ниже, чем…», введение предлогов: «НАД», «ПОД».

4

2

Работа по формированию взаимоотношения объектов с точки зрения горизонтальной организации пространства. Введение параметров: «ближе к…», «дальше от …», введение предлогов: «ПЕРЕД» и «ЗА».

2

3

Анализ взаимоотношения объектов в пространстве с точки зрения «сторонности». Введение параметров: «слева», «справа», «левее», «правее», «слева от …», «справа от …», «левее, чем», «правее, чем». Формирование пространственных представлений посредством графических диктантов. Развитие пространственного анализа и синтеза.

5

4

Формирование квазипространственных представлений. Овладение числовым рядом. Закрепление числового ряда.

1

II

Восприятие времени

11

1

Анализ временного распорядка дня ребенка. Введение понятий: «раньше», «позже». Умение выделять существенные признаки каждого времени суток.

3

2

Знакомство и закрепление, анализ последовательности дней недели и месяцев.

2

3

Анализ последовательности смены времен года. Умение выделять существенные признаки сезонных изменений в природе, в мире людей и животном мире. Закрепление словаря, обозначающего времена года и их признаки, отработка умения правильно строить предложения.

5

4

Знакомство с мерами времени (секунда, минута, час, сутки). Формирование представления о бытовом времени. Овладение определенной группой слов, словосочетаний («рано», «поздно», «вовремя», «давно»).

1

Итого:

23

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ


п/п

Тема

Цель

Оборудование

1

2

5

6

Раздел I. Восприятие пространства (12 часов)

Формирование взаимоотношений объектов с точки зрения вертикальной оси, введение параметров: «выше всего…», «ниже всего…», «выше, чем…», «ниже, чем…», введение предлогов: «НАД», «ПОД».

1

Дидактическое упражнение «Части тела», «Веснушки».

Развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточнение названия частей тела. Работа по формированию представлений о собственном лице.

Бумага, карандаши

2

 Дидактические упражнения «Лицо», «Найди пару».

Закрепление знания о месте расположения частей лица, умение ориентироваться на собственном теле. Формирование представлений о сторонах тела (правая, левая).

Схематическое изображение лица человека. Несколько пар варежек.

3

Дидактические упражнения «Покажи правильно». «Определи по следу».

Научить ребенка учитывать относительность пространственных отношений в соответствии с положением самого себя и точки отсчета при ориентировке, без чьей-либо помощи определять пространственные направления в этих ситуациях. Развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточнение названия частей тела.

Большая кукла. Нарисованные отпечатки рук и ног.

4

Упражнение «Зеркало». Упражнение с конструктором «Лего».

Развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточнение названия частей тела. Работа  по  формированию  взаимоотношения  объектов  с  точки зрения вертикальной оси.

Настенное зеркало. Конструктор «Лего».

Работа по формированию взаимоотношения объектов с точки зрения горизонтальной организации пространства. Введение параметров: «ближе к…», «дальше от …», введение предлогов: «ПЕРЕД» и «ЗА».

5

Дидактическое упражнение с сюжетными картинками. Упражнение с конструктором «Лего».

Закрепление знаний о месте расположения предметов в пространстве, используя предлоги «над», «под». Работа по формированию взаимоотношения объектов с точки зрения горизонтальной оси.

 Сюжетные картинки. Конструктор «Лего».

6

Дидактическое упражнение «Автогонки».

Упражнение с  сюжетными картинками.

Научить ребенка при помощи слуха определять направления движущихся предметов, обозначать в речи эти направления соответствующими пространственными терминами. Закрепление знания о месте расположения предметов в пространстве, используя предлоги «перед», «за».    

2 машинки разного цвета, размера, способа управления (обычная и инерционная), темная повязка для глаз. Сюжетные картинки.

Анализ взаимоотношения объектов в пространстве с точки зрения «сторонности». Введение параметров: «слева», «справа», «левее», «правее», «слева от …», «справа от …», «левее, чем», «правее, чем». Формирование пространственных представлений посредством графических диктантов. Развитие пространственного анализа и синтеза

7

Дидактическое упражнение  «Фигуры высшего пилотажа». Упражнение по рисунку-схеме комнаты.

Развитие пространственных представлений; ориентировка относительно сторон «право», «лево», «вверх», «вниз». Развитие навыка ориентировки в пространстве, закрепление навыка работы по схеме, закрепление ориентировки в сторонах лево, право.

Магнитная доска, картонный муляж самолета. Любая игрушка.

8

Дидактическое упражнение «Путешествуем на листе». «Проведи линию».

Закрепление ориентировки «лево-право» на листе бумаги. Формирование пространственных представлений посредством графических диктантов.

Бумага, карандаши.

9

Дидактическое упражнение «Раскрась, как я скажу». «Графический диктант».

Усвоение понятий «левая сторона листа – правая сторона листа». Формирование пространственных представлений, закрепление навыка ориентировки в пространстве относительно верха, низа листа, сторон лево, право; развитие слухового внимания.

Заранее подготовленные листы бумаги с изображенными на них геометрическими фигурами, цветные карандаши.

10

Дидактическое упражнение «Динозаврик».  Упражнение с кубиками Никитина.

Формирование пространственных представлений, закрепление

навыка ориентировки в пространстве относительно верха, низа листа, сторон лево, право; развитие слухового внимания. Развитие пространственного анализа и синтеза.

Заранее подготовленные листы бумаги с рисунком, цветные карандаши.

11

Дидактическое упражнение «Картинка сломалась». «Магазин».

Развитие пространственного анализа и синтеза. Закрепление в речи употребление слов «правее», «левее», обозначающих месторасположение предметов.

Разрезанные картинки. Картинка с горизонтальным изображением фруктов.

Формирование квазипространственных представлений. Овладение числовым рядом. Закрепление числового ряда.

12

Дидактическое упражнение «Магазин». «Шифровка слова».

Формирование  квазипространственных  представлений.  Овладение числовым рядом. Закрепление числового ряда. Закрепление числового ряда.

Картинка с горизонтальным изображением фруктов, каждый из которых пронумерован. Заранее подготовленные листы бумаги с нанесенным на них рисунком, где в верхней части изображены цифры от 1 до 10, а в нижней части листа оставлено специально выделенное место для зашифрованного слова.

Раздел II. Восприятие времени (11 часов)

Анализ временного распорядка дня ребенка. Введение понятий: «раньше», «позже». Умение выделять существенные признаки каждого времени суток

1

Дидактическое упражнение «Распорядок дня».

Научить и закрепить умение ориентироваться во времени суток, введение понятий «раньше», «позже».

Рисунок в форме круга, разделенный на четыре части, в каждой из которой последовательно изображено разное время суток.

2

Дидактическое упражнение «Когда это бывает?».

Научить и закрепить умение ориентироваться во времени суток, введение понятий «утро», «вечер», «день», «ночь».

Иллюстрации деятельности людей в разные части суток.

3

Дидактическое упражнение «Определи возраст человека».

Научить и закрепить умение ориентироваться во времени, знакомство с понятиями «младенчество», «детство», «зрелость», «старость» и их

последовательность.

Картинки (фотографии) с изображением людей разного возраста

Знакомство и закрепление, анализ последовательности дней недели и месяцев.

4

Дидактическое упражнение «Молчанка».

Научить и закрепить умение ориентироваться  в последовательности дней в неделе, «места» каждого дня в неделе.

Круг, разделенный на 7 частей — дней недели, набор карточек с цифрами от 1 до 7 по количеству учеников.

5

Дидактическое упражнение

«Смена времен года».

Научить и закрепить умение ориентироваться в последовательности дней в неделе, «места» каждого дня в неделе.

Таблички с названиями дней недели.

Анализ последовательности смены времен года. Умение выделять существенные признаки сезонных изменений в природе, в мире людей и животном мире. Закрепление словаря, обозначающего времена года и их признаки, отработка умения правильно строить предложения

6

Дидактическое упражнение «Неделька».

Научить устанавливать последовательность времен года. Закрепление понятий «раньше», «позже».

Рисунок в форме круга, разделенный на четыре части, в каждой из которой последовательно изображены разные времена года.

7

Дидактическое упражнение «Когда деревья надевают этот наряд?».

Научить определять время года, ориентируясь на существенные признаки.

Карточки с цветными изображениями деревьев в разное время года, таблички (по количеству детей) с названиями времен года.

8

Дидактическое упражнение    «Времена года».

 

Научить видеть признаки сезонных изменений в погоде, растениях, поведении животных, жизни и труде людей.

«Круглый год» – большой, размером на всю магнитную доску, вращающийся диск, разделенный на четыре сектора, окрашенных в 4 цвета (белый – зима, зеленый – весна, красный – лето, желтый – осень). Сюжетные картинки.

9

Дидактическое упражнение «Так бывает или нет?».

Закрепление признаков времен года, воспитание умения замечать нереальность суждений, правильно выражать свою мысль.

10

Дидактическое упражнение «Лови – назови». «Угадай, что это».

Закрепление названий и порядка следования времен года, месяцев и дней недели. Закрепление словаря, обозначающего времена года и их признаки, отработка умения правильно строить предложения.

Мяч. Загадки про времена года.

Знакомство с мерами времени (секунда, минута, час, сутки). Формирование представления о бытовом времени. Овладение определенной группой слов, словосочетаний («рано», «поздно», «вовремя», «давно»).

11

Дидактическое упражнение «Что длится короче».

Формирование представлений о бытовом времени, овладение определенной группой слов, словосочетаний (рано, поздно, вовремя, давно и др.).

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Психодиагностическая схема обследования для определения уровня развития пространственно-временных представлений у учащегося с задержкой психического развития до начала коррекционных занятий и определения эффективности в конце учебного года:

Бланк

Фамилия, имя ребенка ____________________
Дата обследования _____________ класс___________

  1. Пространственные представления о собственном теле.

Анализ частей лица и их расположение на лице по отношению  друг к другу:

над/под  глазами

над/под губами

над/под носом

сбоку от носа

надо лбом

сбоку от уха

Анализ расположения частей собственного тела.

над плечами

 под коленями

под шеей

 Над грудью

Анализ положения рук относительно собственного тела и частей рук относительно друг друга:

плечо или локоть

 плечо или ладонь/запястье

 локоть или ладонь

  1. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела, внешних объектов между собой

Пространственные представления о взаимоотношении объектов в пространстве:

над тобой

за тобой

под тобой

с лево

перед тобой

с право

  1. Возможность вербализации  пространственных представлений и взаимоотношение объектов между собой.

Понимание предлогов на конкретных предметах (лист 32):

какие предметы изображены выше медведя

под медведем

какие игрушки нарисованы на верхней полке

ниже медведя

какие игрушки нарисованы на нижней полке

над медведем

понимание предлогов на разноцветных геометрических фигурах (лист 33)

что нарисовано под квадратом

выше звездочки

над треугольником

между квадратом и треугольником

ниже треугольника

возможность ориентироваться в горизонтальной плоскости (лист 34)

что находится ближе к квадрату

 за кругом

дальше от креста

спереди от квадрата

перед ромбом

 сзади от круга

правильное владение предлогами (лист 32)

«Где находится машина по отношению к медведю?»

«Как ты думаешь, где находится елка по отношению к медведю?»

«Где находится кукла по отношению к полке?»

«Где находятся книги по отношению к самолету?»

возможность ориентироваться в горизонтальной плоскости (лист 34)

«Где находится крест по отношению к кругу?»

«Как ты скажешь, где находится ромб по отношению к треугольнику?»

правильное владение ребенком предлогами (лист 35)

на

за

под

между

в

перед

возможность самостоятельного употребления предлогов и составление пространственных речевых конструкций, для конкретных изображений (лист 32)

«Скажи, что находится на полке слева от ракеты?»

«Что находится на полке справа от елки?»

возможность самостоятельного употребления предлогов и составление пространственных речевых конструкций, для абстрактных изображений (лист 33)

«Что находится слева от ромба?»

«Какого цвета фигура справа от креста?»

«Какие фигуры правее, чем крест?»

Владение ребенком сложными пространственно-речевыми конструкциями (лист 37)

Покажи, где перед ящиком бочонок

ящик перед бочонком

под бочонком ящик

в бочонке ящик

в ящике бочонок

на бочонке ящик

Понимание временных последовательностей и интервалов времени.

  1. Какие времена года ты знаешь?

  1. Сколько месяцев в году? Назови, какие месяцы ты знаешь.

  1. Какие дни недели ты знаешь? Назови.

(лист 44)

  1. Перед тем, как идти гулять, я зашел к другу. Что было раньше?

  1. Вместо того чтобы одеть сапоги, я надел носки. Что надо было надеть?

  1. Что длиннее – час или сутки?

  1. Что короче – день или секунда?

  1. Что длиться меньше – перемена или урок?

  1. Какое время года бывает перед осенью?

  1. Какой день недели бывает перед средой?

  1. После какого дня недели наступает пятница?

  1. Какой месяц является первым месяцем зимы?

  1. Какой месяц является последним месяцем весны?

ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

Аппаратные средства

1.Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео - изображение, качественный стереозвук в наушниках и др.

2.Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

3.Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).

Не аппаратные средства (игры, специализированные приспособления):

  1. Схематическое изображение лица человека.
  2. Несколько пар варежек.
  3. Большая кукла.
  4. Нарисованные отпечатки рук и ног.
  5. Настенное зеркало.
  6. Конструктор «Лего».
  7. Машинки разного цвета, размера, способа управления (обычная и инерционная), темная повязка для глаз.
  8. Сюжетные картинки.
  9. Фланелеграф.
  10. Рисунок-схема комнаты.
  11. Бумага А-4.
  12. Карандаши.
  13. Бумага в клетку.
  14. Картинки, разрезанные на части.
  15. Иллюстрации деятельности людей в разные части суток.
  16. Картинки (фотографии) с изображением людей разного возраста.  
  17. Круг, разделенный на 7 частей — дней недели, набор карточек с цифрами от 1 до 7 по количеству учеников.
  18. Таблички с названиями дней недели.
  19. «Круглый год» – большой, размером на всю доску, вращающийся диск, разделенный на четыре сектора, оклеенных цветной фланелью (белой – зима, зеленой – весна, красной – лето, желтой – осень. Сюжетные картинки, наклеенные на фланель.
  20. Мяч.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Ананьев, Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей. / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. - М. : Просвещение, 1964 - 303 с.
  2.   Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. / Под ред. Л. С. Цветковой.- М. : ТЦ Сфера, 2001 – 167 с.
  3.  Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. / Н. Ю. Борякова. - М. : Гном-Пресс, 2002– 64 с.
  4.   Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966 - № 6. – С. 15-17.
  5.    Давиденко, Н. В. Особенности пространственной ориентации младших школьников. / Н. В. Давиденко // Вестник МГОУ, серия «Психологические науки». - 2007- № 1. - С. 74-80.
  6.  Корсакова, Н. К. Неуспевающие дети : нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. / Н. К. Корсакова, Ю. В. Микадзе, Е. Ю. Балашова. - М. : Просвещение, 2002 – 364 с.
  7.  Лебединский, Л. Л. Нарушения психического развития в детском возрасте : Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. / В. В. Лебединский. – М. : Издательский центр «Академия», 2003 — 144 с.
  8.   Семенович, А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А. В. Семенович. - М. : Просвещение, 2002 – 167 с.
  9.  Семаго Н. Я. Руководство по психологической диагностике : Дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. – М. : Издательство АПКиПРО РФ, 2000 – 263 с.
  10.  Семаго Н. Я. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - М. : Айрис-пресс, 2005 – 48 с. - (Библиотека психолога образования).
  11.  Семаго Н. Я. Методические рекомендаций к «Диагностическому альбомудля оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст». / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - М. : Айрис-пресс, 2005 – 64 с. - (Библиотека психолога образования).
  12.  Семаго, Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - СПб.: Речь, 2005– 384 с.
  13.  Детское творчество и развитие. Детские поделки, оригами, аппликация, поделки из бумаги [Электронный ресурс] – URL : http://detkam.e-papa.ru/podelki/7/97.html.
  14.  Deti-Online.com © 2012-2013 Загадки про времена года, месяцы, дни и часы [Электронный ресурс] – URL : http://deti-online.com/zagadki/zagadki-vremena-goda/.
  15.  Шалимов, В. Ф. Клиника интеллектуальных нарушений [Электронный ресурс] / В. Ф. Шалимов – URL : http://svitk.ru/004_book_book/7b/1825_halimov-klinika.php.
  16.  Курчигина, О. Л. Своеобразие пространственно-временного континуума у школьников с ЗПР [Электронный ресурс] / О. Л. Курчигина – URL  :http://www.sudexp.org/publ/11-1-0-1677.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Внеклассная работа как средство развития основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития"

Статья представлена в сборнике:  // Materialy X Mezinarodni vedecko-practicka konference, Veda a Vznik, Dill 19 Pedagogika, Praha Publishing House “Education and Science” s.r.o., 27.12.2013. – 05...

Статья: "Направление работы по формированию экологических представлений у младших школьников с задержкой психического развития"

Статья представлена в сборнике: Materialy VIII Miedzynarodowej nauKowy-praktycznej konferencjl, Wyksztalcenie I nauka bezgranic, Volume 22 Pedagogiczne nauki, Przemysl, 07-15 grudnia 2012 roku...

Статья: "Формирование экологических представлений у младших школьников с задержкой психического развития"

Статья представлена в сборнике: Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: позиция молодых, Челябинск, 2012....

Методическая разработка родительского собрания по теме: «Способы развития познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития»

В данной методической разработке представлен материал по особенностям детей с задержкой психического развития, а также способах развития их познавательных процессов родителями....

Развитие временных представлений у младших школьников с задержкой психического развития.

Методические рекомендации развития временных представлений у младших школьников с Задержкой психического развития....

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В любом аспекте жизнедеятельности человека важно внимание, которое позволяет познавать новое, концентрироваться и качественно выполнять действия. Внимание детей с ЗПР всегда в той или иной степени нар...