«Развитие пространственно-временных представлений» у учащегося 2 класса с задержкой психического развития.
рабочая программа (2 класс) по теме
Актуальность исследования таких ученых как Семенович А.В., Семага М.М., Цветкова Л.С. доказали, что пространственно-временная организация деятельности ребенка, развитие пространственной ориентировки и пространственно-временных представлений в онтогенезе лежит в основе не только дальнейшего формирования ВПФ, но и эмоциональной жизни ребенка. Недостаточность сформированности пространственных, пространственно-временных и квазипространственных представлений напрямую влияет на уровень актуального интеллектуального развития ребенка, феноменологически проявляется в нарушениях графической деятельности, чтении, письма, владения математическими операциями, различными видами мышления (особенно абстрактно-логического), которые являются составляющей всех интеллектуальных операций. Коррекционная программа по развитию этих уровней позволяет скомпенсировать различные варианты задержки развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitie_prostranstvenno-vremennyh_predstavleniy.docx | 50.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МКБУ «Управление образования администрации Емельяновского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Стеклозаводская средняя общеобразовательная школа
663013 Россия, Красноярский край, Емельяновский район
п. Памяти 13 Борцов ул. Культуры 8 «а»
факс 8(39133)44167, телефон 8(39133)44288, e-mail:steklo13@mail.ru
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Елисеевой Дарьи Николаевны
«Развитие пространственно-временных представлений»
у учащегося 2 класса с задержкой психического развития.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _1 _
от «29»августа2015 г.
2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно правовых документов:
1.Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 1.09.13г
2.Письма Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 г. №АФ- 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»
3. Рекомендаций РПМПК.
4.Психодиагностического обследования.
Актуальность исследования таких ученых как Семенович А.В., Семага М.М., Цветкова Л.С. доказали, что пространственно-временная организация деятельности ребенка, развитие пространственной ориентировки и пространственно-временных представлений в онтогенезе лежит в основе не только дальнейшего формирования ВПФ, но и эмоциональной жизни ребенка. Недостаточность сформированности пространственных, пространственно-временных и квазипространственных представлений напрямую влияет на уровень актуального интеллектуального развития ребенка, феноменологически проявляется в нарушениях графической деятельности, чтении, письма, владения математическими операциями, различными видами мышления (особенно абстрактно-логического), которые являются составляющей всех интеллектуальных операций. Коррекционная программа по развитию этих уровней позволяет скомпенсировать различные варианты задержки развития ребенка.
Данная программа составлена для развития пространственно-временных представлений у учащегося 2 класса. По результатам обследование специалистами ТПМПК ребенку было рекомендовано обучение по адаптированной программе для детей с задержкой психического развития. По итогам диагностики были выявлены следующие результаты: ребенок существенно затрудняется в понимании пространственно-временных представлений: времена года заучены (признаки каждого года затрудняется назвать); месяцы и дни недели знает не в полном объеме, называет непоследовательно; существенно затрудняется в ориентировке в пространстве: «лево» - «право» путает (как на примере собственного тела, так и в ориентировке в пространстве комнаты), затрудняется в понимании и назывании предлогов «над», «под», «между». По часовому циферблату не ориентируется.
Цель программы: развитие пространственно-временных представлений у учащегося с задержкой психического развития.
Реализация программы позволяет решить следующие задачи:
1.Сформировать пространство собственного тела.
2.Сформировать пространство расположения объектов по отношению к собственному телу.
3.Сформировать взаимоотношения внешних объектов между собой.
4.Сформировать лингвистическое пространство.
5.Сформировать временные представления.
Данная программа курса коррекционных занятий адресована: ученику 2 класса, обучающемуся по адаптированной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития. Коррекционные занятия проводятся по расписанию продолжительностью 45 мин., 2 раза в неделю.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ:
- овладеть представлениями о собственном теле: в отношении собственного лица; по отношению к телу в целом; по отношению к руке;
- овладеть пространственными представлениями о взаимоотношении внешних объектов и тела, внешних объектов между собой: взаимоотношение объектов и тела по вертикальной оси; взаиморасположение объектов и тела по горизонтальной оси (вперед и назад от тела); взаиморасположение объектов и тела в направлении вправо-влево от основной оси;
- освоить методы вербализации пространственных представлений и взаимоотношение объектов между собой (анализ сформированности пространственных представлений и понятий ребенка на уровне понимания и показа ребенком (импрессивный уровень); анализ возможности самостоятельного употребления предлогов и составления пространственных речевых конструкций (экспрессивный уровень));
- научиться понимать временные последовательности и интервалы времени.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей. В специально организованной предметно-развивающей среде стимулируются познавательные интересы, закрепляются навыки, полученные на коррекционно-развивающих занятиях.
Раздел «Восприятие пространства». Затрудненности пространственной ориентировки проявляются не только на всех уроках без исключения (в первую очередь на уроках русского языка, математики, ручного труда, физкультуры), но и во внеурочное время, когда остро встает вопрос ориентировки в школьном здании, на пришкольной территории, близлежащих улицах. Пространственные нарушения - один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов, встречающихся при задержке психического развития.
Важное место занимает обучение ориентировке в ограниченном пространстве - пространстве листа и на поверхности парты, что также с большим трудом осваивается ребенком в силу его особенностей.
Раздел «Восприятие времени» предполагает формирование временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года. Временные представления менее конкретны, чем, например, пространственные представления. Восприятие времени больше опирается не на реальные представления, а на рассуждения о том, что можно сделать за тот или иной временной интервал. Еще сложнее формируются представления о последовательности основных жизненных событий и их продолжительности. От умения ориентироваться во времени зависит осознание учеником режима дня, качество выполнения различных видов практической деятельности в течение определенного временного промежутка, дальнейшая социальная адаптация.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Раздел, тема | Кол-во часов |
1 | 2 | 3 |
I | Восприятие пространства | 12 |
1 | Формирование взаимоотношений объектов с точки зрения вертикальной оси, введение параметров: «выше всего…», «ниже всего…», «выше, чем…», «ниже, чем…», введение предлогов: «НАД», «ПОД». | 4 |
2 | Работа по формированию взаимоотношения объектов с точки зрения горизонтальной организации пространства. Введение параметров: «ближе к…», «дальше от …», введение предлогов: «ПЕРЕД» и «ЗА». | 2 |
3 | Анализ взаимоотношения объектов в пространстве с точки зрения «сторонности». Введение параметров: «слева», «справа», «левее», «правее», «слева от …», «справа от …», «левее, чем», «правее, чем». Формирование пространственных представлений посредством графических диктантов. Развитие пространственного анализа и синтеза. | 5 |
4 | Формирование квазипространственных представлений. Овладение числовым рядом. Закрепление числового ряда. | 1 |
II | Восприятие времени | 11 |
1 | Анализ временного распорядка дня ребенка. Введение понятий: «раньше», «позже». Умение выделять существенные признаки каждого времени суток. | 3 |
2 | Знакомство и закрепление, анализ последовательности дней недели и месяцев. | 2 |
3 | Анализ последовательности смены времен года. Умение выделять существенные признаки сезонных изменений в природе, в мире людей и животном мире. Закрепление словаря, обозначающего времена года и их признаки, отработка умения правильно строить предложения. | 5 |
4 | Знакомство с мерами времени (секунда, минута, час, сутки). Формирование представления о бытовом времени. Овладение определенной группой слов, словосочетаний («рано», «поздно», «вовремя», «давно»). | 1 |
Итого: | 23 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
№ | Тема | Цель | Оборудование |
1 | 2 | 5 | 6 |
Раздел I. Восприятие пространства (12 часов) | |||
Формирование взаимоотношений объектов с точки зрения вертикальной оси, введение параметров: «выше всего…», «ниже всего…», «выше, чем…», «ниже, чем…», введение предлогов: «НАД», «ПОД». | |||
1 | Дидактическое упражнение «Части тела», «Веснушки». | Развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточнение названия частей тела. Работа по формированию представлений о собственном лице. | Бумага, карандаши |
2 | Дидактические упражнения «Лицо», «Найди пару». | Закрепление знания о месте расположения частей лица, умение ориентироваться на собственном теле. Формирование представлений о сторонах тела (правая, левая). | Схематическое изображение лица человека. Несколько пар варежек. |
3 | Дидактические упражнения «Покажи правильно». «Определи по следу». | Научить ребенка учитывать относительность пространственных отношений в соответствии с положением самого себя и точки отсчета при ориентировке, без чьей-либо помощи определять пространственные направления в этих ситуациях. Развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточнение названия частей тела. | Большая кукла. Нарисованные отпечатки рук и ног. |
4 | Упражнение «Зеркало». Упражнение с конструктором «Лего». | Развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточнение названия частей тела. Работа по формированию взаимоотношения объектов с точки зрения вертикальной оси. | Настенное зеркало. Конструктор «Лего». |
Работа по формированию взаимоотношения объектов с точки зрения горизонтальной организации пространства. Введение параметров: «ближе к…», «дальше от …», введение предлогов: «ПЕРЕД» и «ЗА». | |||
5 | Дидактическое упражнение с сюжетными картинками. Упражнение с конструктором «Лего». | Закрепление знаний о месте расположения предметов в пространстве, используя предлоги «над», «под». Работа по формированию взаимоотношения объектов с точки зрения горизонтальной оси. | Сюжетные картинки. Конструктор «Лего». |
6 | Дидактическое упражнение «Автогонки». Упражнение с сюжетными картинками. | Научить ребенка при помощи слуха определять направления движущихся предметов, обозначать в речи эти направления соответствующими пространственными терминами. Закрепление знания о месте расположения предметов в пространстве, используя предлоги «перед», «за». | 2 машинки разного цвета, размера, способа управления (обычная и инерционная), темная повязка для глаз. Сюжетные картинки. |
Анализ взаимоотношения объектов в пространстве с точки зрения «сторонности». Введение параметров: «слева», «справа», «левее», «правее», «слева от …», «справа от …», «левее, чем», «правее, чем». Формирование пространственных представлений посредством графических диктантов. Развитие пространственного анализа и синтеза | |||
7 | Дидактическое упражнение «Фигуры высшего пилотажа». Упражнение по рисунку-схеме комнаты. | Развитие пространственных представлений; ориентировка относительно сторон «право», «лево», «вверх», «вниз». Развитие навыка ориентировки в пространстве, закрепление навыка работы по схеме, закрепление ориентировки в сторонах лево, право. | Магнитная доска, картонный муляж самолета. Любая игрушка. |
8 | Дидактическое упражнение «Путешествуем на листе». «Проведи линию». | Закрепление ориентировки «лево-право» на листе бумаги. Формирование пространственных представлений посредством графических диктантов. | Бумага, карандаши. |
9 | Дидактическое упражнение «Раскрась, как я скажу». «Графический диктант». | Усвоение понятий «левая сторона листа – правая сторона листа». Формирование пространственных представлений, закрепление навыка ориентировки в пространстве относительно верха, низа листа, сторон лево, право; развитие слухового внимания. | Заранее подготовленные листы бумаги с изображенными на них геометрическими фигурами, цветные карандаши. |
10 | Дидактическое упражнение «Динозаврик». Упражнение с кубиками Никитина. | Формирование пространственных представлений, закрепление навыка ориентировки в пространстве относительно верха, низа листа, сторон лево, право; развитие слухового внимания. Развитие пространственного анализа и синтеза. | Заранее подготовленные листы бумаги с рисунком, цветные карандаши. |
11 | Дидактическое упражнение «Картинка сломалась». «Магазин». | Развитие пространственного анализа и синтеза. Закрепление в речи употребление слов «правее», «левее», обозначающих месторасположение предметов. | Разрезанные картинки. Картинка с горизонтальным изображением фруктов. |
Формирование квазипространственных представлений. Овладение числовым рядом. Закрепление числового ряда. | |||
12 | Дидактическое упражнение «Магазин». «Шифровка слова». | Формирование квазипространственных представлений. Овладение числовым рядом. Закрепление числового ряда. Закрепление числового ряда. | Картинка с горизонтальным изображением фруктов, каждый из которых пронумерован. Заранее подготовленные листы бумаги с нанесенным на них рисунком, где в верхней части изображены цифры от 1 до 10, а в нижней части листа оставлено специально выделенное место для зашифрованного слова. |
Раздел II. Восприятие времени (11 часов) | |||
Анализ временного распорядка дня ребенка. Введение понятий: «раньше», «позже». Умение выделять существенные признаки каждого времени суток | |||
1 | Дидактическое упражнение «Распорядок дня». | Научить и закрепить умение ориентироваться во времени суток, введение понятий «раньше», «позже». | Рисунок в форме круга, разделенный на четыре части, в каждой из которой последовательно изображено разное время суток. |
2 | Дидактическое упражнение «Когда это бывает?». | Научить и закрепить умение ориентироваться во времени суток, введение понятий «утро», «вечер», «день», «ночь». | Иллюстрации деятельности людей в разные части суток. |
3 | Дидактическое упражнение «Определи возраст человека». | Научить и закрепить умение ориентироваться во времени, знакомство с понятиями «младенчество», «детство», «зрелость», «старость» и их последовательность. | Картинки (фотографии) с изображением людей разного возраста |
Знакомство и закрепление, анализ последовательности дней недели и месяцев. | |||
4 | Дидактическое упражнение «Молчанка». | Научить и закрепить умение ориентироваться в последовательности дней в неделе, «места» каждого дня в неделе. | Круг, разделенный на 7 частей — дней недели, набор карточек с цифрами от 1 до 7 по количеству учеников. |
5 | Дидактическое упражнение «Смена времен года». | Научить и закрепить умение ориентироваться в последовательности дней в неделе, «места» каждого дня в неделе. | Таблички с названиями дней недели. |
Анализ последовательности смены времен года. Умение выделять существенные признаки сезонных изменений в природе, в мире людей и животном мире. Закрепление словаря, обозначающего времена года и их признаки, отработка умения правильно строить предложения | |||
6 | Дидактическое упражнение «Неделька». | Научить устанавливать последовательность времен года. Закрепление понятий «раньше», «позже». | Рисунок в форме круга, разделенный на четыре части, в каждой из которой последовательно изображены разные времена года. |
7 | Дидактическое упражнение «Когда деревья надевают этот наряд?». | Научить определять время года, ориентируясь на существенные признаки. | Карточки с цветными изображениями деревьев в разное время года, таблички (по количеству детей) с названиями времен года. |
8 | Дидактическое упражнение «Времена года».
| Научить видеть признаки сезонных изменений в погоде, растениях, поведении животных, жизни и труде людей. | «Круглый год» – большой, размером на всю магнитную доску, вращающийся диск, разделенный на четыре сектора, окрашенных в 4 цвета (белый – зима, зеленый – весна, красный – лето, желтый – осень). Сюжетные картинки. |
9 | Дидактическое упражнение «Так бывает или нет?». | Закрепление признаков времен года, воспитание умения замечать нереальность суждений, правильно выражать свою мысль. | |
10 | Дидактическое упражнение «Лови – назови». «Угадай, что это». | Закрепление названий и порядка следования времен года, месяцев и дней недели. Закрепление словаря, обозначающего времена года и их признаки, отработка умения правильно строить предложения. | Мяч. Загадки про времена года. |
Знакомство с мерами времени (секунда, минута, час, сутки). Формирование представления о бытовом времени. Овладение определенной группой слов, словосочетаний («рано», «поздно», «вовремя», «давно»). | |||
11 | Дидактическое упражнение «Что длится короче». | Формирование представлений о бытовом времени, овладение определенной группой слов, словосочетаний (рано, поздно, вовремя, давно и др.). |
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Психодиагностическая схема обследования для определения уровня развития пространственно-временных представлений у учащегося с задержкой психического развития до начала коррекционных занятий и определения эффективности в конце учебного года:
Бланк
Фамилия, имя ребенка ____________________
Дата обследования _____________ класс___________
| ||||||
Анализ частей лица и их расположение на лице по отношению друг к другу: | ||||||
над/под глазами | над/под губами | |||||
над/под носом | сбоку от носа | |||||
надо лбом | сбоку от уха | |||||
Анализ расположения частей собственного тела. | ||||||
над плечами | под коленями | |||||
под шеей | Над грудью | |||||
Анализ положения рук относительно собственного тела и частей рук относительно друг друга: | ||||||
плечо или локоть | ||||||
плечо или ладонь/запястье | ||||||
локоть или ладонь | ||||||
| ||||||
Пространственные представления о взаимоотношении объектов в пространстве: | ||||||
над тобой | за тобой | |||||
под тобой | с лево | |||||
перед тобой | с право | |||||
| ||||||
Понимание предлогов на конкретных предметах (лист 32): | ||||||
какие предметы изображены выше медведя | под медведем | |||||
какие игрушки нарисованы на верхней полке | ниже медведя | |||||
какие игрушки нарисованы на нижней полке | над медведем | |||||
понимание предлогов на разноцветных геометрических фигурах (лист 33) | ||||||
что нарисовано под квадратом | выше звездочки | |||||
над треугольником | между квадратом и треугольником | |||||
ниже треугольника | ||||||
возможность ориентироваться в горизонтальной плоскости (лист 34) | ||||||
что находится ближе к квадрату | за кругом | |||||
дальше от креста | спереди от квадрата | |||||
перед ромбом | сзади от круга | |||||
правильное владение предлогами (лист 32) | ||||||
«Где находится машина по отношению к медведю?» | ||||||
«Как ты думаешь, где находится елка по отношению к медведю?» | ||||||
«Где находится кукла по отношению к полке?» | ||||||
«Где находятся книги по отношению к самолету?» | ||||||
возможность ориентироваться в горизонтальной плоскости (лист 34) | ||||||
«Где находится крест по отношению к кругу?» | ||||||
«Как ты скажешь, где находится ромб по отношению к треугольнику?» | ||||||
правильное владение ребенком предлогами (лист 35) | ||||||
на | за | |||||
под | между | |||||
в | перед | |||||
возможность самостоятельного употребления предлогов и составление пространственных речевых конструкций, для конкретных изображений (лист 32) | ||||||
«Скажи, что находится на полке слева от ракеты?» | ||||||
«Что находится на полке справа от елки?» | ||||||
возможность самостоятельного употребления предлогов и составление пространственных речевых конструкций, для абстрактных изображений (лист 33) | ||||||
«Что находится слева от ромба?» | ||||||
«Какого цвета фигура справа от креста?» | ||||||
«Какие фигуры правее, чем крест?» | ||||||
Владение ребенком сложными пространственно-речевыми конструкциями (лист 37) | ||||||
Покажи, где перед ящиком бочонок | ящик перед бочонком | |||||
под бочонком ящик | в бочонке ящик | |||||
в ящике бочонок | на бочонке ящик | |||||
Понимание временных последовательностей и интервалов времени. | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
(лист 44) | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
|
ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Аппаратные средства
1.Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео - изображение, качественный стереозвук в наушниках и др.
2.Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
3.Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
Не аппаратные средства (игры, специализированные приспособления):
- Схематическое изображение лица человека.
- Несколько пар варежек.
- Большая кукла.
- Нарисованные отпечатки рук и ног.
- Настенное зеркало.
- Конструктор «Лего».
- Машинки разного цвета, размера, способа управления (обычная и инерционная), темная повязка для глаз.
- Сюжетные картинки.
- Фланелеграф.
- Рисунок-схема комнаты.
- Бумага А-4.
- Карандаши.
- Бумага в клетку.
- Картинки, разрезанные на части.
- Иллюстрации деятельности людей в разные части суток.
- Картинки (фотографии) с изображением людей разного возраста.
- Круг, разделенный на 7 частей — дней недели, набор карточек с цифрами от 1 до 7 по количеству учеников.
- Таблички с названиями дней недели.
- «Круглый год» – большой, размером на всю доску, вращающийся диск, разделенный на четыре сектора, оклеенных цветной фланелью (белой – зима, зеленой – весна, красной – лето, желтой – осень. Сюжетные картинки, наклеенные на фланель.
- Мяч.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Ананьев, Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей. / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. - М. : Просвещение, 1964 - 303 с.
- Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. / Под ред. Л. С. Цветковой.- М. : ТЦ Сфера, 2001 – 167 с.
- Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. / Н. Ю. Борякова. - М. : Гном-Пресс, 2002– 64 с.
- Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966 - № 6. – С. 15-17.
- Давиденко, Н. В. Особенности пространственной ориентации младших школьников. / Н. В. Давиденко // Вестник МГОУ, серия «Психологические науки». - 2007- № 1. - С. 74-80.
- Корсакова, Н. К. Неуспевающие дети : нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. / Н. К. Корсакова, Ю. В. Микадзе, Е. Ю. Балашова. - М. : Просвещение, 2002 – 364 с.
- Лебединский, Л. Л. Нарушения психического развития в детском возрасте : Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. / В. В. Лебединский. – М. : Издательский центр «Академия», 2003 — 144 с.
- Семенович, А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А. В. Семенович. - М. : Просвещение, 2002 – 167 с.
- Семаго Н. Я. Руководство по психологической диагностике : Дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. – М. : Издательство АПКиПРО РФ, 2000 – 263 с.
- Семаго Н. Я. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - М. : Айрис-пресс, 2005 – 48 с. - (Библиотека психолога образования).
- Семаго Н. Я. Методические рекомендаций к «Диагностическому альбомудля оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст». / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - М. : Айрис-пресс, 2005 – 64 с. - (Библиотека психолога образования).
- Семаго, Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - СПб.: Речь, 2005– 384 с.
- Детское творчество и развитие. Детские поделки, оригами, аппликация, поделки из бумаги [Электронный ресурс] – URL : http://detkam.e-papa.ru/podelki/7/97.html.
- Deti-Online.com © 2012-2013 Загадки про времена года, месяцы, дни и часы [Электронный ресурс] – URL : http://deti-online.com/zagadki/zagadki-vremena-goda/.
- Шалимов, В. Ф. Клиника интеллектуальных нарушений [Электронный ресурс] / В. Ф. Шалимов – URL : http://svitk.ru/004_book_book/7b/1825_halimov-klinika.php.
- Курчигина, О. Л. Своеобразие пространственно-временного континуума у школьников с ЗПР [Электронный ресурс] / О. Л. Курчигина – URL :http://www.sudexp.org/publ/11-1-0-1677.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: "Внеклассная работа как средство развития основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития"
Статья представлена в сборнике: // Materialy X Mezinarodni vedecko-practicka konference, Veda a Vznik, Dill 19 Pedagogika, Praha Publishing House “Education and Science” s.r.o., 27.12.2013. – 05...
Статья: "Направление работы по формированию экологических представлений у младших школьников с задержкой психического развития"
Статья представлена в сборнике: Materialy VIII Miedzynarodowej nauKowy-praktycznej konferencjl, Wyksztalcenie I nauka bezgranic, Volume 22 Pedagogiczne nauki, Przemysl, 07-15 grudnia 2012 roku...
Статья: "Формирование экологических представлений у младших школьников с задержкой психического развития"
Статья представлена в сборнике: Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: позиция молодых, Челябинск, 2012....
Методическая разработка родительского собрания по теме: «Способы развития познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития»
В данной методической разработке представлен материал по особенностям детей с задержкой психического развития, а также способах развития их познавательных процессов родителями....
Развитие временных представлений у младших школьников с задержкой психического развития.
Методические рекомендации развития временных представлений у младших школьников с Задержкой психического развития....
Статья "Развитие орфографической зоркости у обучающихся начальных классов с задержкой психического развития"
Развитие орфографической зоркости...
Развитие внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
В любом аспекте жизнедеятельности человека важно внимание, которое позволяет познавать новое, концентрироваться и качественно выполнять действия. Внимание детей с ЗПР всегда в той или иной степени нар...