"Корней Чуковский детям "Путешествие в Чукокколу" занятие по внеурочной деятельности в рамках районного семинара "Методы метопредметно-психологического взаимодействия как универсальное средство развития духовно-нравственной сферы обучающихся "
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Иванова Елена Владимировна

Представляю конспект занятия по внеурочной деятельности (Кружок "Люби книгу" и "Театр юного актёра"). Цель мероприятия: создание на практике условий для развитиячитательских умений и интереса к чтению книг на материале сказок К.И. Чуковского, расширение литературно-образовательного пространства обучающихся, воспитание доброжелателльного отношения друг к другу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_chukokkola.docx238.53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Корней Чуковский  - детям.  «Путешествие в Чукокколу»

Цели:

  1. Создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг на материале сказок К. И. Чуковского
  2. Расширение литературно-образовательного пространства учащихся.
  3. Воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

Задачи:

  1. Продолжить знакомство с жизнью К. И. Чуковского.
  2. Подготовить обучающихся к литературной викторине по сказкам К.И. Чуковского.
  3. Представить работу  кружка «Театр юного актёра»
  4. Организовать родителей на работу по изготовлению костюмов и декораций.

Оборудование: книжная выставка по произведениям К.И. Чуковского.  Песни Б. Чайковского из фильма «Айболит 66». Электронная игра-викторина. Конверт «Собери сказку». Фильм Буренковой Вики.

Литература: сборник сказок К. И. Чуковского

Интернет ресурсы: http://plus-music.org/static/img/logo.png;  http://narodstory.net/images/logo.png;

Ход занятия.

  1. Оргмомент

О чём-то скрипит половица.

И спице опять не спится.

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки, краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка

                                       Ф. Кривин

2. Определение темы занятия.

А мы с вами отправляемся в сказочную страну. Её придумал известный писатель.  Многие из вас читали его стихи, сказки, переводы. Это был очень трудолюбивый человек. «Всегда, - писал он, - где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, - я, чтобы не тратить попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности». А кто этот писатель, вы узнаете, если ответите на вопросы его загадок. (Группа учеников читает наизусть загадки К. Чуковского, зрители отгадывают, на доске заполняется кроссворд, выделяется фамилия писателя )

  1. Лежит, лежит копеечка у нашего колодца.

Хорошая копеечка, а в руки не даётся.

Подите приведите четырнадцать коней,

Подите позовите пятнадцать силачей!

Пускай они попробуют копеечку поднять!

Чтоб Машенька копеечкой могла бы поиграть!

И кони прискакали, и силачи пришли,

Но маленькой копеечки не подняли с земли!

Не подняли, не подняли и сдвинуть не смогли! (луч солнца)

  1. Много этого добра

Возле нашего двора,

А рукою  не возьмёшь

И домой не принесёшь.

Маша по саду гуляла,

Собирала, собирала,

Поглядела в кузовок –

Там и нет ничего (туман)

  1. Ах, не трогайте меня:

Обожгу и без огня (крапива)

  1. Два коня у меня

Два коня.

По воде они возят меня.

А вода тверда,

Словно каменная (коньки)

  1. Лежу я у вас под ногами,

Топчите меня сапогами,

А завтра во двор унесите меня,

И бейте меня, колотите меня,

Чтоб дети могли поваляться на мне,

Барахтаться  и кувыркаться на мне (ковёр)

  1. Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт –

Заплачет она и умрёт (сосулька)

  1. Я одноухая старуха,

Я прыгаю по полотну,

И нитку длинную из уха,

Как паутинку, я тяну (иголка)

  1. Если бы сосны да ели

Бегать и прыгать умели,

Они от меня без оглядки умчались бы

И больше со мной никогда не встречались бы,

Потому что – скажу вам, не хвастая -

Я стальная и злая, и очень зубастая  (пила)

  1. Из горячего колодца через нос водица льётся (чайник)

- Это Корней Иванович Чуковский.

3. Выведение задач занятия

- Что бы вы хотели  узнать сегодня на занятии? (О жизни писателя, какие сказки написал Чуковский)

Запись задач на доске или слайде

  1. Рассказ о Чуковском (презентация)

КОРНЕЙ ИВАНОВИЧ ЧУКОВСКИЙ (1882-1969)

В сорока минутах езды от столицы, в одном из красивых     уголков Подмосковья — в посёлке Переделкино, среди берёз и   сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек, которого знали не только все дети посёлка, но и маленькие жители Москвы,  всей нашей Родины, и за её рубежами.

Рано-рано утром, как только вставало солнце, этот высокий седой человек уже работал в своём саду. Зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега, весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом.

В шесть часов он уже сидел у себя в комнате наверху, у большого окна, за просторным столом и писал.

Поработав несколько часов, он отправлялся гулять. Он ходил удивительно легко и быстро, этот восьмидесятилетний прямой и стройный человек. Иногда он даже пускался вперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Этим маленьким его друзьям «от двух до пяти» он казался великаном, настоящим добрым волшебником из сказки — громадный, громкоголосый, не похожий ни на кого, щедрый на ласку, всегда имевший про запас для каждого шутку, смешную присказку, звонкое слово, громкий смех, на который нельзя не отозваться, от которого у малышей блестели глаза и розовели щёки. Вот почему с давних пор дети с великой нежностью, которую не так легко заслужить у маленького народа, звали своего любимого великана ласковым именем «Чукоша».

А он, играя с детьми, наблюдал за ними, и впоследствии появилась книжка«От двух до пяти», в которой он собрал занятные высказывания детей.

- Мама, мне так жалко лошадок, что они не могут в носу ковырять…

- Дедушкапризнался, чтонеможетпеленатьноворожденных. «Акакжетыпеленалбабушку, когдаонабыламаленькая?»

- Тётя, вы за 1000 рублей съели бы дохлую кошку?

- Ой, мама, какая прелестная гадость!

- Когда же вы со мной поиграете? Папа с работы – и сейчас же за книгу. А мама – барыня какая! – сразу стирать начала.

- Сколько тебе лет?

-Скоро 8, а пока 3!

Детским поэтом Чуковский стал случайно. А произошло это так. Заболел его маленький сын. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-то его успокоить, отец стал рассказывать сказку про Крокодила Крокодиловича. Мальчик затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал вчерашнюю сказку.

И второй случай. Рассказывает Чуковский:  «Однажды, работая в своём кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал ей: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам. А нечистым трубочистам стыд и срам!» Так родился на свет «Мойдодыр»

А однажды Корней Иванович часа 3 лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины стали тяжёлыми и их приходилось придерживать руками. Прохожие с удивлением поглядывали  на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались легко и весело. Это было «Федорино горе»

Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла.

Топоры-то топоры

Так и сыплются с горы.

Испугалася коза,

Растопырила глаза:

«Что такое? Почему?

Ничего я не пойму!»

С ранних лет стихи Чуковского приносят всем радость. Не только вы, но и ваши родители, бабушки, дедушки не представляют своего детства без «Айболита», «Тараканища», «Федорина горя», «Бармалея», «Мухи-цокотухи», «Телефона» (фильм Буренковой Вики).

 Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают наш  словарный запас, дарят нам новые слова, делают нашу речь сильнее, умнее. Стихи удивительно легко запоминаются, «сами лезут с языка», как говорят малыши. А мы с вами отправляемся в сказочную страну «Чукоккала»

  1. Путешествие по Чукокколе

(Выходит Сказочник, меняет театральные маски)

Я сказочник. А это у меня такое лицо. И это моё лицо. Это очень важно, чтобы сразу было видно, какое лицо у сказочника. А это мои артисты. (Рядом с учителем сидит группа ребят, которые посещают к ружок «Театр юного актёра». Они приветливо машут руками).  Они играют роли весёлые и грустные, добрые и злые. Они такие разные, потому что мы с ними смотрим на жизнь с разных сторон. Потому что, когда вы смотрите на жизнь с разных сторон, вы видите всё так, как бывает на самом деле. А когда вы знаете, как бывает на самом деле, тогда можно придумать сказку. Самое главное, чтобы в сказке не прозвучало ни одной фальшивой ноты. А для этого нужно тщательно настроиться на хорошее. А когда вы настроитесь на хорошее, у всех будет хорошее настроение. Тогда никто не сможет фальшивить. А если никто не фальшивит, тогда добро побеждает зло, и справедливость торжествует!

(звучит увертюра Б. Чайковского из фильма «Айболит 66». Учитель с детьми готовят классную комнату к спектаклю. Появляются герои сказки, занимают свои места)

Сказочник

И папочка, и мамочка

Под деревом сидят,

И папочка, и мамочка

Детям говорят:

Папочка и мамочка

- Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы
Будут вас кусать,
Бить и обижать,-
Не ходите, дети,
В Африку гулять.

В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный
Бар-ма-лей!

Он бегает по Африке
И кушает детей -
Гадкий, нехороший, жадный Бармалей!

«Африка ужасна,

Да-да-да!

Африка опасна,

Да-да-да!

Не ходите в Африку,

Дети, никогда!»

Сказочник

Но папочка и мамочка уснули вечерком,

А Танечка и Ванечка – в Африку бегом, -

В Африку! В Африку! ( Играют с шарами, с игрушками-зверями)

Вдоль по Африке гуляют,

Фиги-финики срывают,-  (качают шары)

Ну и Африка!

Вот так Африка!

(Идут к доске, открывают её, на ней чудо-дерево, на нём листочки-загадки)

Игра «Чудо- дерево»

Как у наших у ворот

Чудо-дерево растёт!

Чудо-чудо-чудо

Расчудесное!

Не листочки на нём,

Не цветочки на нём,

А  загадки-загадочки,

Словно яблочки!

(Компьтерная игра. Ванечка срывает листок с заданием и читает его.   Танечка бежит к компьютеру и выбирает Мойдодыра. Надо ответить на вопрос «кто это: человек, животное или предмет». Танечка выбирает неправильный ответ).

Ванечка. Скорее кликай на домик.(Танечка кликает на домик и убегает).

Танечка

-   Можно у зрителей просить помощи?

- Конечно, можно. Мы же в Чукокколе, а в Чукокколе всё можно!

(Ванечка вызывает детей . Они играют.)

Сказочник. Танечка и Ванечка в Африке  играют, ничего не замечают.

Оседлали носорога,

Покаталися немного,-  (делают висы на руках)

Ну и Африка!

Вот так Африка!

- Ребята, хотите поиграть с нами? (Проводят игру, музыка «фейерверк»)

- Сначала запомните слова:

Ну и Африка!

Вот так Африка!

Игра «Висы на руках»

Со слонами на ходу

Поиграли в чехарду,-

Ну и Африка!

Вот так Африка!

Игра в чехарду

Вдруг… Таня-Ваня задрожали –

Бармалея увидали.

Он по Африке идёт,

На всю Африку поёт

(Бармалей появляется из-за ширмы. Он разговаривает с учителем)

- А кто это?

- Это Танечка и Ванечка.

-А что они здесь делают?

- Убежали от папы и мамы в твою сказку.

- А те тоже убежали?

- Нет. Это зрители. Ученики 2 класса

- И те, взрослые, тоже из 2 класса?

- Взрослые наши гости.

- А-а (Под песню Бармалея движется по залу, подходит к детям, ведёт к костру, связывает)

Сказочник

Дети плачут и рыдают,

Бармолея умоляют:

Дети

«Милый, милый Бармалей,

Смилуйся над нами,

Отпусти нас поскорей

К нашей милой маме!

Мы от мамы убегать

Никогда не будем

И по Африке гулять

Навсегда забудем!

Милый, милый людоед,

Смилуйся над нами,

Мы дадим тебе конфет,

Чаю с сухарями»

Сказочник

Но ответил людоед:

«Не-е-ет!»

Учитель

- Подожди, подожди, Бармалей. Что значит «нет»? Посмотри на чудо-дерево. Кто это вопросы там развесил?

- Ну, я..

- А зачем ты их развесил?

- Ну, ответы не знаю… И что?

- А ты подумай: что?

- Точно! Пусть Танечка и Ванечка отвечают. Правильно ответят, отпущу, а неправильно – зажарю! Согласны?

- Как и этим можно согласиться? Но они будут просить помощи у зрителей!

- Так нельзя!

- Мы же в сказке, и не просто в сказке, а в Чукокколе! Здесь всё можно!

 Игра «Кого все испугались в сказках Корнея Ивановича Чуковского?» Дети срывают вопрос и передают в зал

  1. Волки от испуга

Скушали друг друга.

Бедный крокодил

Жабу проглотил,

А слониха, вся дрожа,

Так и села на ежа

(таракана «Тараканище»)

  1. Кто, дрожа от страха, спрятался в чулане?

Кто в собачьей будке, кто на чердаке…

Папа схоронился в старом чемодане,

Дядя под диваном, тётя в сундуке

(зверей «Крокодил»)

  1. А кузнечик, а кузнечик,

Ну, совсем как человечек,

Скок, скок, скок, скок!

За кусток, под мосток и молчок!

(паука «Муха-цокотуха»)

  1. Я к Таврическому саду,

Перепрыгнул через ограду,

А она за мною мчится

И кусает, как волчица

(мочалку «Мойдодыр»)

-Ну, что, Бармалей, мы справились с заданием. Отпускай нас! Ты обещал. Ты слово дал.

- Кто обещал? Кто дал? Я дал, я обратно взял.

И  бедные дети под пальмой лежат,

На Бармалея глядят

И плачут, и плачут, и плачут!

Пожалей нас, Бармалей, пожалей!

В рифмы с нами сыграй побыстей!

Может быть тогда нас отпустишь?

Согласился тогда Бармалей:

- Что ж, давайте играть веселей!

Игра «Найди рифму»

Как у нашего Мирона

На носу сидит …(ворона «Чудо-дерево»)

А лисички взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

Море пламенем горит,

Выбежал из моря … (кит «Путаница»)

Пиф-паф! – и буйвол наутёк

За ним в испуге … (носорог «Крокодил»)

Но, как чёрная железная нога,

Побежала, поскакала … (кочерга «Федорино горе»)

То не дождь пошёл из облака и не град,

То посыпался из облака … (виноград «Радость»)

Тут и мыло подскочило

И вцепилось в волоса.

И юлило, и мылило,

И кусало, как … (оса «Мойдодыр»)

Стыдно старому реветь,

Ты не заяц, а …(медведь «Краденое солнце»)

И сказал тогда Бармалей:

-Какие хорошие дети!

- О, я буду добрей,

Полюблю я детей!

Но сначала, скажите, о каком сказочном герое Чуковского мы ещё не вспомнили? (Айболит)

Так вот вам последнее задание:

Восстановите картинку и прочтите сказку Игра «Собери сказку»

(Дети составляют 2 отрывка из сказки и читают)

Бармалей

Молодцы!

А для девочек и мальчиков

Будут, будут у меня

Мятны прянички!

Пряник мятный, ароматный,

Удивительно приятный,

Приходите, получите,

Ни копейки не платите,

Потому что Бармалей

Любит маленьких детей!

Любит, любит, любит, любит

Любит

маленьких детей!

Бармалей угощает детей пряниками..

  1. Заключение.

- Вот и закончилось наше сказочное путешествие по Чукокколе. Давайте вернёмся к задачам, которые мы ставили  в начале занятия. Читаем задачи и делаем пометку о их выполнении

Сегодня в нашей сказочной стране  прозвучали стихи Корнея Ивановича Чуковского. Но Чуковский писал не только книги для детей. Он ещё и перевёл такие произведения, как «приключения Барона Мюнхаузена», «приключения Робинзона Крузо», «Приключения Тома Сойера и ГекльберриФина», «Принц и нищий», «Рики-Тики-Тави», английские песенки. В старших классах вы прочитаете повесть «Серебряный герб», «Живой, как жизнь».

Ираклий Андронников сказал о нём: «С таким писателем не расставайтесь всю жизнь» (Идут кадры заключительной части презентации под песню «Чукоккола, Чукоккола». На них Корней Чуковский в кругу семьи, встречается со школьниками, на прогулке с собакой, за работой, иллюстрации к его произведениям)      



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1 – 4 классов Азбука нравственности

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...

"Художественное творчество как средство гармоничного духовно-нравственного развития обучающихся ЦДТ"

Привлечение детей к декоративно-прикладному искусству, которое хранит в себе накопленный веками духовный потенциал, поможет вырастить и воспитать в ребенке гармоничное духовно-нравственное начало....

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 2 класса "Азбука нравственности"

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском ...

Работа с картинами художников на занятиях«Социокультурные Истоки», как средство развития духовно-нравственных качеств у обучающихся начальной школы.

Выступление на открытом мероприятии Форсайт-центр "Тропинки творчества к духовному наследию, как способ повышения духовно-нравственного развития и воспитания детей.  Тема: Работа с...

Внеурочная деятельность как средство формирования духовно-нравственной культуры младших школьников

Роль школы в современных условиях-стать центром духовного развития личности каждого обучающегося.Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения определяют основы духовно-нравс...

Развитие духовно – нравственной сферы личности обучающихся с ОВЗ (с легкой и умеренной умственной отсталостью) в соответствии с ФГОС.

Доклад о педагогическом опыте развития духовно - нравственной сферы личности обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью в соответствии с ФГОС....