Дополнительная общеобразовательная программа «Цветные радости»
рабочая программа

Настоящая  программа составлена с учётом  возрастных, психофизических  и индивидуальных особенностей детей группы. У всех воспитанников группы глубоко недоразвита познавательная деятельность с её процессами анализа и синтеза. Волевые процессы и инициативность  отсутствуют. Эмоции бедные, однообразные, все психические процессы тугоподвижные и инертные. Внимание отличается неустойчивостью, трудностью распределения и слабой переключаемостью. Нарушено восприятие (замедленность, фрагментарность, снижение объёма восприятия). Память малопродуктивна. Отмечаются  глубокие нарушения письменной и устной речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_igroterapii.doc300 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ «СКОЛКОВСКИЙ»

ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

 (ГБУ ЦССВ «СКОЛКОВСКИЙ»)

«Рекомендовано»                                                         «Утверждаю»

Методическим объединением                                       Директор ГБУ ЦССВ «Сколковский»

педагогов                                                                         А.С.Комаров __________

Протокол №1                                                                  «09» сентября 2024г.          

«09» сентября 2024г.                                                      

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 «Игротерапия»

                                                                                                              Направленность: игротерапия

                                                                                                              Уровень программы: позновательный

                                                                                                              Возраст обучающихся: 12– 18 лет

                                                                                                                  Срок реализации: 1 год

                                                                                                                                     

Разработчик  программы:

                                                                                                        Воспитатель: Толстикова Т.В.                                                                                                                                

                                                                                             

                                                  г. Москва, 2024г

                                                

   СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п

Разделы/подразделы

Стр.

I

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1

II

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

5

2.1.

Учебно -  тематический план (УТП)

5

2.2.

2.2. Содержание учебно-тематического плана

6

2.3.

Календарно - учебный график по дополнительной программе образования «Игротерапия»

8

III

МЕТОДИЧЕСКОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

17

IV

ЛИТЕРАТУРА

20

                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                                                                              

  

     I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 

            1.1 Пояснительная записка.

            1.2. Актуальность, целесообразность программы:

Настоящая  программа составлена с учётом  возрастных, психофизических  и индивидуальных особенностей детей группы. У всех воспитанников группы глубоко недоразвита познавательная деятельность с её процессами анализа и синтеза. Волевые процессы и инициативность  отсутствуют. Эмоции бедные, однообразные, все психические процессы тугоподвижные и инертные. Внимание отличается неустойчивостью, трудностью распределения и слабой переключаемостью. Нарушено восприятие (замедленность, фрагментарность, снижение объёма восприятия). Память малопродуктивна. Отмечаются  глубокие нарушения письменной и устной речи.

  Представления об окружающем мире ограничены. Не развиты механизмы управления своим поведением.

          Для  детей данной  группы  характерно отсутствие навыков межличностного общения,  несформированность потребности в общении, неадекватная самооценка,  гипертрофированный эгоцентризм.

         У всех детей отмечается  выраженное недоразвитие двигательной сферы, которое обнаруживается в нарушениях статических и локомоторных функций, координации, точности и темпа произвольных движений.

Целесообразность использования игротерапии в организации коррекционно-педагогической работы с детьми с выраженной  степенью умственной отсталости обусловлена тем, что игровая деятельность (предметные, дидактические, подвижные, театрализованные, строительно  - конструктивные и сюжетно  - ролевые игры) является самым действенным средством коррекции психофизического развития детей.

            1.3. Направленность программы:                                                                                                                                                                                                                                                                              

        Данная программа направлена  на коррекцию высших  психических функций обучающихся с целью более успешного осуществления их умственного  и речевого развития.

1.4. Новизна программы.

      Игротерапия – специально создаваемые игровые ситуации, в которых взрослый становится источником игровой активности для ребенка, сохраняя при этом контроль над особенным или нарушенным поведением своего подопечного.

      Формирование у детей в игре психических процессов, личностных черт, интеллекта реализуется значительно быстрее и прочнее, нежели при использовании только дидактических приемов. Это происходит, во-первых, потому, что игра является основным видом деятельности ребенка. Во-вторых, игра – это целостное состояние души (единство мыслей, чувств, движений). Поэтому правильно подобранные и хорошо организованные игры способны выполнять не только обучающие, но и компенсаторные функции, а также являются максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить детям максимально доступный объем помощи со стороны педагога, что обусловлено значением игровой деятельности для социально-личностного и эмоционального развития ребенка. В данном случае, это не спонтанно использованные игры в системе работы учителя, а планомерно проводимые, хорошо продуманные и организованные занятия в форме урока, подчиняющиеся общим и конкретным целям.

1.5.Цель программы

Основная цель игротерапии – создать положительную эмоциональную атмосферу у детей,  помочь им выразить свои переживания наиболее приемлемым для них способом – через игру, а также проявить творческую и социальную активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.

1.6. Задачи Программы:

Образовательные: закрепить знания и умения детей, обобщить и активизировать словарный запас.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки и умения, способствовать развитию познавательной и двигательной активности.

    Воспитательные: воспитывать позитивное, доброжелательное отношение друг к другу.

1.7. Срок реализации программы -1год

        

Годовая нагрузка для каждого года обучения составляет 50 часов  при нагрузке 30 минут  в неделю).  Занятия проводятся с детьми – сиротами, оставшиеся без попечения родителей (ТМНР). Длительность занятия подбирается в соответствии с возрастом детей, а также их психофизическими и индивидуальными особенностями.  Продолжительность учебного года с 1 сентября по 31мая (каждую субботу и воскресенье).

Участники программы: дети 12 -18 лет

1.8. Планируемые результаты реализации программы: 

   Дети  должны уметь:

-  адекватно, в соответствии с функциональным назначением, использовать простые игрушки в процессе выполнения игровых  действий;

-  выполнять игровые действия совместно со взрослым, по подражанию, по  образцу, по словесной инструкции;

-  проявлять интерес и потребность к эмоциональному общению с педагогом, с детьми по ходу игры, используя как речевые, так и   не речевые средства  общения;

-  находить соответствующие предметы и игрушки по характерному образу,    звучанию и использовать эти игрушки в процессе  игровых действий;

-  использовать в игре различные предметы – заменители;

-  производить простейшие воображаемые действия по ходу игры;

-  создавать простейшую воображаемую  игровую ситуацию, брать на себя  роль и действовать в соответствии с нею при активной   помощи со стороны   взрослого;

-  выполнять простейшие трудовые действия, отражая представления, полученные в результате экскурсий, наблюдений  

    знакомства с  изобразительным и литературным произведениями;

-  совместно со взрослым моделировать постройки из крупного и мелкого     строительного материала, которые могут быть

   использованы в процессе сюжетно – ролевых игр.

1.9.Нормативно-правовое обеспечение.

Адаптированная общеобразовательная и общеразвивающая программа игровой направленности для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития от 12-18 лет воспитывающихся в ГБУ ЦССВ «Сколковский» разработана в соответствии с:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»
    от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  • Федеральный закон от 11.06. 2001№"О дополнительном образовании";
  •  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
  •  Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года №1599, зарегистрированного в министерстве юстиции РФ №35850 от 3 февраля 2015 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
  •  ФЗ от 23.10.2003 г. № 132-ФЗ. «Реабилитация инвалидов».
  •  ФЗ от 08.08.2001г. № 123-ФЗ. «Обеспечение жизнедеятельности     инвалидов»;
  •  Федеральный закон от 03.05.2012 №46- ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;
  •  Письмо Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844
    «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  •  Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242
    «О направлении информации»;
  •  «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
  •  «Концепция развития дополнительного образования детей» (распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
  •   Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298);
  •  Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» в редакции Приказа Минпросвещения РФ от 30.09.2020 № 533;
  •   Приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г.№ 922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей» (в редакции приказов  Департамента образования города Москвы от 7 августа 2015 г. № 1308, от 8 сентября 2015 г. № 2074, от 30 августа 2016 г. № 1035 и от 31 января 2017 г. № 30;
  • Письмо Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844
    «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  •  Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242
    «О направлении информации»;
  • Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями).

           

Формы обучения – очная форма.

Режим занятий: 1 занятия в субботу,1 занятие в воскресенье, продолжительность каждого занятия 30минут.  

Формы организации деятельности: коллективная деятельность.

Формы проведения занятий: теоретическое занятие, занятие-игра.

Формы подведения итогов реализации программы: практическое занятие.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2.1. Учебно тематический план (УТП)

№ п/п

Название разделов, тем занятий

Количество часов

Форма промежуточного /итогового  контроля

всего

теория

практика

РАЗДЕЛ 1.

1.1.

Развивающие игры

6

1

5

контрольные вопросы

1.2.

Сюжетно – ролевые  игры

10

1

9

Занятие- игра

1.3.

Обучающие игры

10

0

10

Занятие- игра

1.4

Контактные игры

5

0

5

Занятие- игра

1.5

Подвижные, соревновательные игры игры

10

0

10

Занятие- игра

1.6

Терапевтические, релаксационные игры

5

0

5

Занятие- игра

1.7

Настольные игры

10

0

10

Занятие- игра

1.8

Игры – инсценировки

6

0

6

Занятие- игра

1.9

Игры – упражнения

10

0

10

Занятие- игра

РАЗДЕЛ 2.

2.1.

Экскурсии

6

0

6

Практическое занятие

ИТОГО:

78

2

76

2.2. Содержание учебно-тематического плана 

№ п/п  раздела название

Форма учебного занятия по теме,

 кол-во часов

Содержание

Введение.  Правила поведения в игре.

1.Развивающие игры

теоретическое занятие – 1 ч.

Знакомство правилами игры

практическое

занятие -5 ч.

1.Организационный момент.

2.Этап обучения с использованием наглядного материала.

3.Игра

4.Этап закрепления полученных знаний

5.Итог занятия, оценка деятельности детей

2. Сюжетно – ролевые  игры

теоретическое занятие – 1 ч.

Знакомство правилами игры

практическое

занятие -9 ч.

1.Организационный момент.

2.Этап обучения с использованием наглядного материала.

3.Игра

4.Этап закрепления полученных знаний

5. Итог занятия, оценка деятельности детей

3.Обучающие игры

практическое

занятие -10 ч.

1.Организационный момент.

2.Этап обучения с использованием наглядного материала.

3.Игра

4.Этап закрепления полученных знаний

5. Итог занятия, оценка деятельности детей

4.Контактные игры

практическое

занятие -6 ч.

1.Организационный момент.

2.Этап обучения с использованием наглядного материала.

3.Игра

4.Этап закрепления полученных знаний

5. Итог занятия, оценка деятельности детей

5.Подвижные, соревновательные игры

практическое

занятие -10 ч.

1.Организационный момент.

2.Этап обучения с использованием наглядного материала.

3.Игра

4.Этап закрепления полученных знаний

5. Итог занятия, оценка деятельности детей

6.Терапевтические, релаксационные игры

практическое

занятие -5ч.

1.Организационный момент.

2.Этап обучения с использованием наглядного материала.

3.Игра

4.Этап закрепления полученных знаний

5. Итог занятия, оценка деятельности детей

7.Настольные игры

практическое

занятие -5 ч.

1.Организационный момент.

2.Этап обучения с использованием наглядного материала.

3.Игра

4.Этап закрепления полученных знаний

5. Итог занятия, оценка деятельности детей

8.Экскурсии

практическое

занятие -6 ч.

1.Организационный момент.

2.Этап обучения с использованием наглядного материала.

3.Игра

4.Этап закрепления полученных знаний

5. Итог занятия, оценка деятельности детей

9.Игры – инсценировки

практическое

занятие -6 ч.

1.Организационный момент.

2.Этап обучения с использованием наглядного материала.

3.Игра

4.Этап закрепления полученных знаний

5. Итог занятия, оценка деятельности детей

10.Игры – упражнения

практическое

занятие -5 ч.

1.Организационный момент.

2.Этап обучения с использованием наглядного материала.

3.Игра

4.Этап закрепления полученных знаний

5. Итог занятия, оценка деятельности детей

2.3. Календарно учебный график по дополнительной программе образования  «Цветные радости»

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма

и вид занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

Сентябрь

07

15.30-16.00

теория

30мин

Правила поведения в «дружной игре».

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   Кабинет

Контрольные вопросы

2.

Сентябрь

08

15.30-16.00

практика

30мин

Контактная  игра «Кто позвал?».

ГБУ ЦССВ «Сколковский»  

детская площадка

Практическая работа

3.

Сентябрь

14

15.30-16.00

теория

30мин

Контактная  игра «Паровозик с клоунами»

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   Кабинет

Контрольные вопросы

4.

Сентябрь

15

15.30-16.00

практика

30мин

Контактная  игра «Паровозик с клоунами»

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   детская площадка

Практическая работа

5.

Сентябр

21

15.30-16.00

теория

30мин

Объединяющая игра «Иголочка и ниточка»

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   Кабинет

Контрольные вопросы

6.

Сентябр

22

15.30-16.00

практика

30мин

Объединяющая игра «Иголочка и ниточка»

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   детская площадка

Практическая работа

7.

Сентябр

28

15.35-16.00

теория

30мин

Подвижная игра «У медведя на бору»

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   Кабинет

Контрольные вопросы

8.

Сентябр

29

15.30-16.00

практика

30мин

Подвижная игра «У медведя на бору»

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   детская площадка

Практическая работа

9.

Октябрь

05

15.30-16.00

теория

30мин

Развивающая игра «Какого цвета не стало»

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   Кабинет

Контрольные вопросы

10.

Октябрь

06

15.30-16.00

практика

30мин

Развивающая игра «Какого цвета не стало»

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   детская площадка

Практическая работа

11.

Октябрь

12

15.30-16.00

теория

30мин

Развивающая

 игра

 « Что лишнее?».

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   Кабинет

Контрольные вопросы

12

Октябрь

13

15.30-16.00

практика

30мин

Развивающая

игра

« Что лишнее?».

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   детская площадка

Практическая работа

13.

Октябрь

19

15.30-16.00

теория

30мин

Развивающая

игра

«Отгадай

загадку»

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   Кабинет

Контрольные вопросы

14.

Октябрь

20

15.30-16.00

практика

30мин

Развивающая

 Игра

 «Отгадай

загадку

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   детская площадка

Практическая работа

15.

Октябрь

26

15.30-16.00

теория

30мин

Развивающая

 игра «Помоги Петрушке»

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   Кабинет

Контрольные вопросы

16.

Октябрь

27

15.30-16.00

практика

30мин

Развивающая

 игра «Помоги Петрушке»

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   детская площадка

Практическая работа

17.

Октябрь

01

15.30-16.00

практика

30мин

Развивающая

 игра «Помоги Петрушке»

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   детская площадка

Практическая работа

18.

Ноябрь

02

15.30-16.00

практика

30мин

Развивающая

 игра «Помоги Петрушке»

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   детская площадка

Практическая работа

19

Ноябрь

03

15.30-16.00

теория

30мин

Логопедическая игра «Кто больше слов придумает»

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   Кабинет

Контрольные вопросы

20.

Ноябрь

09

15.30-16.00

практика

30мин

Логопедическая игра «Кто больше слов придумает»

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   детская площадка

Практическая работа

21.

Ноябрь

10

15.30-16.00

теория

30мин

Игра на

 развитие

тембра голоса «Успокой

куклу»

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   Кабинет

Контрольные вопросы

22.

Ноябрь

16

15.30-16.00

практика

30мин

Игра на

 развитие

тембра голоса «Успокой

куклу»

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   Кабинет

Практическая работа

23.

Ноябрь

17

15.30-16.00

теория

30мин

Игровые

упражнения на развитие

мимики лица.

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   Кабинет

Контрольные вопросы

24.

Ноябрь

23

15.30-16.00

практика

30мин

Игровые

упражнения на развитие

мимики лица.

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   Кабинет

Практическая работа

25.

Ноябрь

24

15.30-16.00

теория

30мин

Игровые

Упражнения

 по обучению

 жестам.

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   Кабинет

Контрольные вопросы

26.

Ноябрь

30

15.30-16.00

практика

30мин

Игровые

Упражнения

 по обучению

 жестам.

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   Кабинет

Практическая работа

27.

Декабрь

01

15.30-16.00

практика

30мин

Игровые

Упражнения

 по обучению

 жестам.

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   Кабинет

Практическая работа

28.

Декабрь

07

15.30-16.00

практика

30мин

Игровые

Упражнения

 по обучению

 жестам.

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   Кабинет

Практическая работа

29.

Декабрь

08

15.30-16.00

теория

30мин

Игровые

 Упражнения

 на развитие пантомимики.

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   Кабинет

Контрольные вопросы

30.

Декабрь

14

15.30-16.00

практика

30мин

Игровые

 Упражнения

 на развитие пантомимики

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   Кабинет

Практическая работа

31.

Декабрь

15

15.30-16.00

теория

30мин

Игровые

Упражнения

 на снятие эмоционального напряжения «Волшебные

шарики»

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   Кабинет

Контрольные вопросы

32.

Декабрь

21

15.30-16.00

практика

30мин

Игровые

Упражнения

 на снятие эмоционального напряжения «Волшебные

шарики»

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   детская площадка

Практическая работа

33.

Декабрь

22

15.30-16.00

теория

30мин

Обучающая

 игра

«Светофор»

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   Кабинет

Контрольные вопросы

34.

Декабрь

28

15.30-16.00

практика

30мин

Обучающая

 игра

«Светофор»

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   Кабинет

Практическая работа

35.

декабрь

29

15.30-16.00

теория

30мин

Игра на

 развитие

силы голоса

 «Вьюга»

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   Кабинет

Контрольные вопросы

36.

Январь

04

15.30-16.00

практика

30мин

Игра на

 развитие

силы голоса

 «Вьюга»

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   детская площадка

Практическая работа

37.

Январь

05

15.30-16.00

теория

30мин

Обучающая

игра «Автобус»

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   Кабинет

Контрольные вопросы

38.

Январь

11

15.30-16.00

практика

30мин

Обучающая

игра «Автобус

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   детская площадка

Практическая работа

39.

Январь

12

15.30-16.00

практика

30мин

Обучающая

игра «Автобус

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   детская площадка

Практическая работа

40.

Январь

18

15.30-16.00

практика

30мин

Обучающая

игра «Автобус

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   детская площадка

Практическая работа

41.

Январь

19

15.30-16.00

теория

30мин

Игровое

Упражнение

 «Прогулка по

лесу»

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   Кабинет

Контрольные вопросы

42.

Январь

25

15.30-16.00

практика

30мин

Игровое

Упражнение

 «Прогулка по

лесу»

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   детская площадка

Практическая работа

43.

Январь

26

15.30-16.00

теория

30мин

Коммуника

тивная игра

«Сороконожка»

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   Кабинет

Контрольные вопросы

44.

Февраль

01

15.30-16.00

практика

30мин

Коммуника

тивная игра

«Сороконожка

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   детская площадка

Практическая работа

45.

Февраль

02

15.30-16.00

практика

30мин

Коммуника

тивная игра

«Сороконожка

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   детская площадка

Практическая работа

46.

Февраль

08

15.30-16.00

практика

30мин

Коммуника

тивная игра

«Сороконожка

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   детская площадка

Практическая работа

47.

Февраль

09

15.30-16.00

теория

30мин

Коммуника

тивная игра

«Рисуем снег»

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   Кабинет

Контрольные вопросы

48.

Февраль

15

15.30-16.00

практика

30мин

Коммуника

тивная игра

«Рисуем снег»

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   детская площадка

Практическая работа

49.

Февраль

16

15.30-16.00

практика

30мин

Коммуника

тивная игра

«Рисуем снег»

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   детская площадка

Практическая работа

50.

Февраль

22

15.30-16.00

практика

30мин

Коммуника

тивная игра

«Рисуем снег»

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   детская площадка

Практическая работа

51.

Февраль

23

15.30-16.00

теория

30мин

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   Кабинет

Контрольные вопросы

52.

Март

01

15.30-16.00

практика

30мин

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   детская площадка

Практическая работа

53.

Март

02

15.30-16.00

практика

30мин

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   детская площадка

Практическая работа

54.

Март

08

15.30-16.00

практика

30мин

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   детская площадка

Практическая работа

55.

Март

09

15.30-16.00

теория

30мин

Сказкоте

рапевтическое упражнение

«Мы и герои

сказок»

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   Кабинет

Контрольные вопросы

56.

Март

15

15.30-16.00

практика

30мин

Сказкоте

рапевтическое упражнение

«Мы и герои

сказок»

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   детская площадка

Практическая работа

57.

Март

16

15.30-16.00

практика

30мин

Сказкоте

рапевтическое упражнение

«Мы и герои

сказок»

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   детская площадка

Практическая работа

58.

Март

22

15.30-16.00

практика

30мин

Сказкоте

рапевтическое упражнение

«Мы и герои

сказок»

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   детская площадка

Практическая работа

59.

Март

23

15.30-16.00

теория

30мин

Игра – инсценировка «Репка».

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   Кабинет

Контрольные вопросы

60.

Март

29

15.30-16.00

практика

30мин

Игра – инсценировка «Репка».

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   детская площадка

Практическая работа

61.

Март

30

15.30-16.00

практика

30мин

Сюжетно – ролевая игра  «Магазин».

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   детская площадка

Практическая работа

62.

Апрель

05

15.30-16.00

теория

30мин

Сюжетно – ролевая игра  «Магазин».

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   Кабинет

Контрольные вопросы

63.

Апрель

06

15.30-16.00

практика

30мин

Сюжетно – ролевая игра  «Магазин».

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   детская площадка

Практическая работа

64.

Апрель

12

15.30-16.00

практика

30мин

Сюжетно – ролевая игра  «Магазин».

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   детская площадка

Практическая работа

65.

Апрель

13

15.30-16.00

теория

30мин

Подвижная игра « Пятнашки»

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   Кабинет

Контрольные вопросы

66.

Апрель

19

15.30-16.00

практика

30мин

Подвижная игра « Пятнашки»

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   детская площадка

Практическая работа

67.

Апрель

20

15.30-16.00

теория

30мин

Коммуникативная игра «Букет цветов»

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   Кабинет

Контрольные вопросы

68.

Апрель

26

15.30-16.00

практика

30мин

Коммуникативная игра «Букет цветов»

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   детская площадка

Практическая работа

69.

Апрель

27

15.30-16.00

теория

30мин

Релаксационная игра «Солнечный зайчик».

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   Кабинет

Контрольные вопросы

70.

Май

03

15.30-16.00

практика

30мин

Релаксационная игра «Солнечный зайчик».

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   детская площадка

Практическая работа

71.

Май

04

15.30-16.00

теория

30мин

Контактная игра «Добрые пожелания»

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   Кабинет

Контрольные вопросы

72.

Май

10

15.30-16.00

практика

30мин

Контактная игра «Добрые пожелания»

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   детская площадка

Практическая работа

73.

Май

11

15.30-16.00

практика

30мин

Контактная игра «Добрые пожелания»

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   детская площадка

Практическая работа

74.

Май

17

15.30-16.00

практика

30мин

Контактная игра «Добрые пожелания»

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   детская площадка

Практическая работа

75.

Май

18

15.30-16.00

теория

30мин

Обучающая игра « Светофор».

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   Кабинет

Контрольные вопросы

76.

Май

24

15.30-16.00

практика

30мин

Обучающая игра « Светофор».

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   детская площадка

Практическая работа

77.

Май

25

15.30-16.00

теория

30мин

Релаксационная игра «Прогулка по лесу».

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   Кабинет

Контрольные вопросы

78.

Май

31

15.30-16.00

практика

30мин

Релаксационная игра «Прогулка по лесу».

ГБУ ЦССВ «Сколковский»   детская площадка

Практическая работа Практическая работа

III. МЕТОДИЧЕСКОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

3.1.Методы

Процесс формирования предметной и игровой деятельности на занятиях по игротерапии обеспечивают разнообразные приемы и методы обучения в различных сочетаниях. Особая роль при этом принадлежит практическим и наглядным методам. Их рациональное использование способствует воспитанию достаточно точных и емких представлений об окружающем. На первых этапах формирования предметно-игровых и игровых действий большое значение имеет использование таких приемов, как совместные действия ребенка и взрослого, выполнение детьми действий по подражанию взрослому, по образцу, демонстрируемому взрослым. Словесная инструкция и действия детей по собственному замыслу используется на этапе закрепления и повторения формируемых действий. Они применяются на фоне высокой эмоциональной активности педагога и детей, что позволяет вызвать интерес у каждого ребенка, наладить положительный эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, постепенно перерастающий в сотрудничество.

В процессе обучения игре преобладают прямые формы руководства.

Формы организационной деятельности.

Наиболее сложна сюжетно – ролевая игра, состоящая из множества компонетов:целевого,потребностно-мотивационного,содержательно–операционного, результативного.

Операционную сторону игры составляют игровые действия, характер которых определяется содержанием отражаемой действительности. Уровень развития игровых действий является основным показателем уровня развития ребёнка.

Обучение детей с тяжелой степенью умственной отсталости построено на основе комплексного подхода, который включает следующие компоненты:

  • ознакомление детей с окружающим миром в процессе активной деятельности;
  • обучающие предметные игры;
  • организация предметно – игровой среды;
  • общение взрослого с детьми в процессе игры.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Необходимым условием для создания у детей интереса к игрушкам является их объединение в единый тематический комплекс.

         Существенное значение имеет и расположение игрушек. Необходимо создание в помещении группы игрового уголка, наличие атрибутики игры. При её отсутствии или недостаточном количестве у детей очень сложно вызвать интерес к игре, стимулировать её и поддерживать. Игровая атрибутика должна быть систематизирована по темам игр. Кроме того, в игровой зоне необходимо наличие зеркал, что будет способствовать развитию мимики обучающихся, стимулировать интерес  к изменениям собственного внешнего вида при примерке костюма во время сюжетно  - ролевой игры, в процессе театрализованной деятельности.

У необученных детей с выраженной умственной отсталостью не сформирован также и целевой компонент, поэтому их действия не имеют осмысленного и целенаправленного характера. Те или иные действия с игрушками производятся на уровне манипуляций. И лишь под влиянием длительного обучения  у детей формируется умение осознанно, с помощью взрослого поставить элементарную цель в игре.

В процессе обучения дети овладевают не только разнообразными игровыми действиями, но и разными вариантами их цепочек, что необходимо для развёртывания сюжетно – ролевых игр.

При обучении игре осуществляется поэтапный переход от предметных игр к конструктивным и сюжетно - отобразительным. Последовательное включение ребёнка в игру будет способствовать  формированию всех компонентов игровой деятельности – целевого, потребностно – мотивационного, операционного, содержательного.

Особое место  в ходе занятий отводится речи, которая не только сопровождает игру, но и выполняет в ней специфическую функцию замещения воображаемых в мысленном плане действии, предметов, образов. В процессе игры от детей необходимо добиваться сопровождения действий речью, мимикой, жестами. Воспитателем даётся образец правильной, чёткой речи. При этом необходимо вопросы формулировать так, чтобы они содержали лексику, необходимую для развёрнутого ответа.

У детей с выраженной умственной отсталостью имеются разнообразные нарушения двигательной сферы (нарушена координация движений, зрительно – двигательная координация). Это затрудняет овладение операционно – технической стороной игры. Поэтому воспитатель должен научить ребёнка выполнять необходимые движения для последующего адекватного действия с игрушкой.

Содержание занятий по игротерапии строится с учетом закономерностей развития нормально развивающихся детей. Это вытекает из признания общности закономерностей психического развития нормального и аномального ребенка.    

Вместе с тем при разработке коррекционно-развивающих уроков учитываются следующие принципы построения занятий:

  • частая смена видов деятельности;
  • структурная простота содержания;
  • доступность и постепенность усложнения игрового задания;
  • наглядность и выразительность игрового материала;
  • учет индивидуальных психических показателей с тенденцией к некоторому опережению, т.е. с перспективой зоны их развития.

Спецификой построения занятий игротерапии является логическая взаимосвязь  всех заданий, содержание которых включает в себя игровые действия персонажей. Единая сюжетная нить, пронизывающая всё занятие позволяет детям с нарушением интеллекта достаточно быстро овладевать предметными и игровыми действиями, преодолевать собственные затруднения в общении и в поведении.

Положительный эффект игротерапевтического воздействия на ребенка во время занятий обеспечивается тем, что вся работа идет на положительном эмоциональном настрое с максимальной психологической поддержкой со стороны педагога, с воздействием на все органы чувств.

Содержание занятий игротерапии тесно связано с  содержанием занятий ручного труда, изобразительной деятельности, музыкально и ритмики, физической культуры.

Содержанием игр являются реальные события и явления, поэтому в процессе обучения проводится целенаправленная работа  по обогащению жизненного опыта  детей. С этой целью проводятся экскурсии, в ходе которых дети знакомятся с деятельностью и отношениями людей в естественных условиях: магазине,  аптеке, на почте и т.п. В процессе закрепления знаний, полученных на экскурсии, традиционно используется беседа по картинке. Кроме беседы с использованием картинки можно провести и другие виды работ: элементы драматизации, «комментированного рисования», выкладывание в логической последовательности фотографий, привлечение взрослых в совместную работу.

3.2. Формы контроля.

У детей с тяжелой  умственной отсталостью игра развивается крайне медленно и без специального обучения она ограничивается однообразными манипуляциями с игрушками, которые,  как правило, не имеют  игрового содержания. Без специального обучения дети  не обнаруживают потребности в игре. Подчиняясь требованиям взрослого, они действуют безразлично, пассивно, не получая удовольствия от выполняемых действий. Интерес к игрушкам является разлитым, недифференцированным, неустойчивым. Случайные раздражители быстро отвлекают их внимание, после чего игра прекращается.

Умственно - отсталые дети склонны к использованию игрушек, являющихся копией реальных предметов окружающей действительности. Функции замещения у них не формируется, поэтому их необходимо учить использовать различные предметы не только в их прямом назначении, но и в качестве аналогов, например: кубик – мыло, стол, стул и т.д. Неумение детей использовать предметы – заместители связано с недоразвитием образного мышления и воображения, а также с тем, что у них чрезвычайно беден опыт предметных действий вообще.

Кроме того, дети с выраженной умственной отсталостью не могут осуществлять перенос действий с одной игрушки на другую, сходную или аналогичную. Воспитателю необходимо демонстрировать всевозможные варианты выполнения действий с той или иной игрушкой. Каждая новая игрушка должна быть обыграна. Без специального обучения дети её не будут использовать.

3.3. Формы подведения итогов реализации программы

  • Промежуточный контроль:
  • тестирование;
  • контрольные вопросы;
  • Итоговый контроль
  • Практическая работа

3.4.Критерии оценки

       Система оценки результатов освоения обучения о данной программе включает в себя уровень сформированных знаний, умений, навыков развития воспитанников, включающий индивидуальные качества.

3.5. Материально – техническое обеспечение

Успешная реализация программы во многом  зависят от правильной организации. Игровая деятельность  осуществляется на свежем воздухе в свободном пространстве. Материалы и оборудование для использования:

  • Картинки  с изображением определенных предметов;
  • Игрушки по определенной тематике;
  • Бросовый материал;
  • Различные вспомогательные материалы.

    

Наглядный, демонстрационный материал:

  • Подборка  видеороликов;
  • Фонотека:
  • сборник детских сказок;
  • сборник песен из детских кинофильмов и мультфильмов.

        Данная программа является вариативной, то есть при возникновении

необходимости допускается корректировка содержания и формы занятий, времени прохождения материала .

IV. ЛИТЕРАТУРА

4.1. Основная литература:

№ п/п

Источник информации

Пример библиографического описания

1.

Книга с одним автором

Бгажнокова И.М.Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно – методические материалы. – М. «Владос», 2010.

2.

Книга с двумя авторами

Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития.- РГПУ им. Герцена; СОЮЗ, 2001.

3.

Книга с одним автором

Баряева Л.Б. Театрализованные игры – занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии.- СОЮЗ,2001.

4.

Книга с двумя авторами

Катаева А.А., Е.А. Стребелева Е.А.  Дидактические игры и упражнения в обучении умственно-отсталых    дошкольников.- М.:Просвещение,1990

5.

Книга с одним автором

Капшук О.Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя. – Ростов н/Д:

Феникс, 2009.

6.

Книга с одним автором

Панфилова М.А. Игротерапия общения.- М. «Издательство ГНОМ и Д», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Русские народные игры» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»

1.  Пояснительная записка1.2. Цели и задачиЦель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путе...

Рабочая программа курса «Современные подвижные игры» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»

1.  Пояснительная записка 1.2. Цели и задачиЦель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Галиевой Э.А., к общеразвивающей программе дополнительного образования для детей-инвалидов с нарушениями умственного развития «День за днем» по формированию навыков персональной безопасности.

Данная программа внедрена к работе с детьми-инвалидами в Центре реабилитации детей-инвалидов Калининского р-на Санкт-Петербурга по формированию начальных навыков персональной безопасности у детей с от...

Рабочая программа «Игротерапия». Уровень начального образования 1 года обучения

Аннотация «Игротерапия».Название курса«Игротерапия»Класс С (К)КК для обучающихся с умственной отсталостью уровень начального образования  1 года обученияКоличество часов32...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Начальное техническое моделирование»

Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа ««Начальное техническое моделирование»  разработана в соответствии с «Законом об образовании...

Рабочая программа Игротерапия

Игра – один из основных видов деятельности младшего школьного возраста. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования норм человеческих взаимоотношений, развитие морали ребенк...