Рабочая программа Игротерапия
рабочая программа

Трофимов Сергей Сергеевич

Игра – один из основных видов деятельности младшего школьного возраста. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования норм человеческих взаимоотношений, развитие морали ребенка и совершенствование психических процессов. В ходе игры, учащиеся приобретают навыки взаимодействия в коллективной деятельности: умение действовать сообща (навык сотрудничества), считаться с интересами других (само и взаимоконтроль), подчинять свои интересы общим (соподчинение), уступать, принимать правильное решение. Игра помогает развивать любознательность, облегчить процесс усвоения знаний, сделать любой учебный материал доступным для каждого учащегося.

        Термин «игротерапия» предполагает наличие игровой деятельности.  Игротерапия является одним из эффективных методов лечебно- педагогического воздействия на детей, проводимый с определенной целью и выполняющий следующие функции:

  • коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение учащихся в коллектив;
  • релаксационную – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;
  • воспитательную – психотренинг и психокоррекция отклоняющегося поведения;
  • развивающую – развитие психических процессов и ВПФ, двигательной сферы;
  • дидактическую (обучающую) – обогащение информацией об окружающем мире.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igroterapiya.docx51.66 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат  № 16

Пушкинского района  г.Санкт-Петербурга

(структурное подразделение: Дошкольное)

РАССМОТРЕНА

на заседании педагогического совета

ГБОУ школа-интернат № 16

Пушкинского района

Санкт-Петербурга

Протокол №  1

От   29.08.2019 г.

УТВЕРЖДЕНА

Директор ГБОУ

школа-интернат  № 16

Пушкинского района

Санкт-Петербурга

С.Д.Станпакова ________________

Приказ № 289 от 30.08.2019г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

       ПО КРЗ «ИГРА И ИГРОТЕРАПИЯ»

для детей дошкольного возраста

с задержкой психического развития

на 2019 – 2020 учебный год

Разработчик программы: педагог-организатор

Трофимов Сергей Сергеевич

Санкт-Петербург

2019 г.

               Пояснительная записка

Игра – один из основных видов деятельности младшего школьного возраста. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования норм человеческих взаимоотношений, развитие морали ребенка и совершенствование психических процессов. В ходе игры, учащиеся приобретают навыки взаимодействия в коллективной деятельности: умение действовать сообща (навык сотрудничества), считаться с интересами других (само и взаимоконтроль), подчинять свои интересы общим (соподчинение), уступать, принимать правильное решение. Игра помогает развивать любознательность, облегчить процесс усвоения знаний, сделать любой учебный материал доступным для каждого учащегося.

                Термин «игротерапия» предполагает наличие игровой деятельности.  Игротерапия является одним из эффективных методов лечебно- педагогического воздействия на детей, проводимый с определенной целью и выполняющий следующие функции:

  • коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение учащихся в коллектив;
  • релаксационную – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;
  • воспитательную – психотренинг и психокоррекция отклоняющегося поведения;
  • развивающую – развитие психических процессов и ВПФ, двигательной сферы;
  • дидактическую (обучающую) – обогащение информацией об окружающем мире.

Занятия по игре и игротерапии направлены на коррекцию имеющихся у умственно отсталых учащихся нарушений в интеллектуальном развитии, коррекцию психических процессов, эмоционально-личностной сферы. В ходе игры решаются следующие задачи: развитие мелкой и общей моторик, всех видов памяти, внимания, мышления; развитие таких важных процессов как анализ, синтез, обобщение и сравнение, развитие самоконтроля и саморегуляции; повышение самооценки; развитие коммуникативных способностей и уверенности в себе. В игре ребенок развивает речь. Особое внимание уделяется коррекции детской агрессивности и тревожности.

Актуальность использования игры как средства коррекции обусловлена тем, что игра является не только основным и любимым занятием детей, но и становится универсальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на их развитие. Игра улучшает процесс передачи социально ценных отношений, делая его эмоциональным, позволяет включиться в общение.

Цели программы: коррекция недостатков психического и физического развития, создание условий для развития умений и навыков общения со сверстниками, обеспечение эмоционального комфорта ребенка.

Задачи программы.

Коррекционно- образовательные:

  • развитие познавательной деятельности учащегося;
  • на основе наблюдений и простейших опытных действий расширять представления обучающихся о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие пространственной ориентации, мелкой моторики;
  • развитие умения сравнивать, обобщать, классифицировать предметы, выделять существенные признаки предметов и явлений, отражать их в речи;
  • формировать пространственно-временные представления и ориентировки, знания сенсорных эталонов: цвет, форма, величина;
  • обогащать словарный запас;
  • развивать интерес к самопознанию
  • способствовать развитию умения устанавливать контакт с помощью вербальных и невербальных средств, открыто выражать свои чувства как положительные, так и отрицательные;

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать мотивацию к учению;
  • побуждать к осмыслению своих поступков и поступков других;
  • воспитывать чувства доброжелательного отношения к окружающим.

Содержание игр предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитания хороших манер, снятие эмоционального напряжения.

Разделы программы:

Наименование раздела

I. Психолого-педагогическая диагностика

II. Индивидуальные занятия

1.

Развитие общей и мелкой моторики, тактильно-двигательного восприятия.

2.

Развитие зрительного и слухового восприятия, формирование представления о форме, величине, цвете предметов, конструирование.

3.

Формирование пространственных и временных представлений

4.

Развитие концентрации внимания, увеличение объема внимания, распределение внимания.

5.

Развитие зрительной и слуховой памяти.

6.

Развитие логического и понятийного мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи, анализ, сравнение, классификация, обобщение.

7.

Развитие речи.

8.

Развитие творческого воображения.

9.

Развитие эмоционально-волевой и личностной сферы.

II. Групповые занятия

Календарно – тематическое планирование.

№ п\п

Тема

Кол-во часов

Дата проведения занятий

Словарь

Виды деятельности

Предполагаемый результат

Оборудование  (ЭСО, ТСО, наглядные пособия)

Интеграция

1.

Исследование мелкой моторики рук

1

14.09.17

«Дорожки», «узоры»

Исследовать уровень мелкой моторики рук

Бланк с дорожками и узорами

2.

Исследование восприятия и пространственных представлений

1

15.09.17

«Подбери комплект по цвету» (С.Д. Забрамная); «Почтовый ящик», «Разложи на группы», «Разложи по величине», «Разрезные картинки» (С.Д. Забрамная), «Словесная ориентация» (Л.И. Плаксина).

Исследовать и выявить уровень развития восприятия цвета, формы, величины; сформированности целостных образов предметов и пространственных представлений.

Изображения комплектов одежды; ящик с прорезями геометрических фигур; набор плоских геометрических фигур одного цвета; картинки, разрезанные на 2-4 части; изображения 5 разных предметов.

3.

Исследование внимания

1

21.09.17

«Найди отличия» (С.Д. Забрамная), «Чего не хватает» (С.Д. Забрамная), Корректурная проба.

Выявить способность концентрировать внимание, исследовать устойчивость, переключаемость, распределение и объем внимания.

Изображения на нахождения отличий; изображения предметов, на которых что-то недорисовано; специальный бланк корректурной пробы

4.

Исследование мышления

1

22.09.17

Цветные матрицы Равена, «Четвертый лишний» (С.Д. Забрамная), Определение уровня вербального мышления (Й. Ерасек).

Выявить способность выделять существенные признаки, речевого обобщения, уровень вербального мышления.

Изображения с пробелами; таблица с изображением четырех предметов; бланк теста

5.

Исследование памяти

2

28.09.17

29.09.17

«Воспроизведение рассказов» (С.Д. Забрамная), «Опосредованное запоминание» (По Леонтьеву).

Исследовать и выявить уровень развития памяти, способность устанавливать опосредованные связи и пользоваться ими при воспроизведении.

Тексты рассказов; изображения шести предметов и слова для запоминания.

6.

Исследование речи

1

05.10.17

«Расскажи» (Стребелева Е.А.)

Выявить уровень понимания, восприятия сюжетного изображения, развития связной речи.

Сюжетная картинка

7.

Исследование эмоционально-волевой сферы

1

06.10.17

«Соотнесение экспрессии с сюжетной картинкой»,

«Кактус»

Выявить способность соотносить эмоции с ситуациями.

Лист А4; бланк с графическим изображением эмоций и сюжетной картинки

8.

Исследование сформирован-ности нравственных качеств личности и поведения

1

12.10.17

«Эмоциональное отношение к моральным нормам»

Выявить сформированность у детей нравственных качеств личности и поведения.

Сюжетные картины

Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия

1.

Складывание бумаги. Изготовление самолёта.

1

1. Пальчиковая гимнастика «Замок»;

2. «Квадратик»;

3. Загадка;

4. Складывание из бумаги самолёт.

5.Физкульт-минутка

Уметь делать квадрат из прямоугольника; учить складывать самолетик из бумаги, согласно инструкции.

Листы бумаги форматом А4; ножницы.

Русск.яз,

Реч. прак,

Труд

Подготовка руки к письму

«Закончи штриховку»,

«Дорисуй по клеточкам»,

Дидактическая игра «Собери бусы»

Уметь выполнять штриховку в разных направлениях, дорисовывать картинку по клеточкам, уметь составлять бусы в определенной последовательности

Образцы с готовой одной половиной рисунка; картинки с незакон-ченной штрихов-кой, набор бусин, штурок.

Реч. прак,

труд

Развитие тактильно-двигательного восприятия

Холодный, горячий, тёплый

1. «Четыре времени года»;

2. «Холодный, теплый, горячий»;

3. «Три стакана»

изображением пейзажей в разное время года, предметные картинки, три пластиковых стаканчика, холодная и горячая вода.

Формирование барических ощущений

Тяжелый, легкий

1. «Сравни по тяжести»;

2. «Что самое тяжелое?»;

3. «Чем различаются?»;

4. «Определи вес».

Знать особые свойства предметов

Предметы разной тяжести: перышко, тетрадь, нитка, стул, книга, пакет ваты, гвоздь, салфетка, ножницы, бутылка с песком. Для игры «Чем различаются»: книга и карандаш, камень и лист бумаги, гвоздь и семечко. Предметные картинки.  

2.

Развитие тактильно-двигательного восприятия

1

13.10.17

Гладкий, 

шершавый, мягкий, твердый

«Доска тактильных ощущений»;

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Развить сенсорную чувствительность и мелкую моторику.

На твердый картон клеятся разные материалы (мех, губка, лента-липучка, трубочки коктейльные, бутылочная пробка, пуговки разных размеров, травка искусств.

Непрозрачный мешок, предметы (овощи, геометрические фигуры, животные, буквы или цифры, животные).

Реч. прак

Развитие зрительного и слухового восприятия, формирование представления о форме, величине, цвете предметов, конструирование

1.

Формирование представления о цвете

2

19.10.17

20.10.17

Названия цветов: красный, синий, жёлтый. зелёный

«Цветная радуга»;

«Цветик- семицветик»;

«Цветной коврик».

Познакомить с основными цветами: красный, желтый, синий, зеленый. Формирование умения группировать предметы по цвету.

Карточки, на которых нанесены различные изображения красного, синего, желтого, зеленого цвета.

Реч. прак

2.

Развитие слухового восприятия

1

26.10.17

«Догадайся, что за звук»

Развить умение прислушиваться к речевым звукам, соотносить их с предметами.

Звуки разных предметов (стук двери, шум дождя и т.д.)

Реч. прак, мир пр.

3.

Формирование представления о величине

1

27.10.17

Большой, маленький

«Пирамида»;

«Большой – маленький»

Сформировать представления о величине.

Деревянная пирамида, предметы разных размеров.

4.

Формирование представления о форме

1

02.11.17

Названия геометрич. фигур: круг, квадрат, треуголь-ник

«Геометрические фигуры», выкладывание геометрических фигур из счетных палочек; выкладывание геометрических фигур из счетных палочек по нарисованному контуру.

Познакомить с геометрическими фигурами, развить умения обследовать фигуры; называть их; находить сходства с предметами окружающей среды; группировать геометрические фигуры по форме; развивать способности выделения существенных признаков.

Счетные палочки, геометрические фигуры.

1.

«Весёлый старт!»

1

03.11.17

«Поменяться местами по какому-либо признаку»; «Пианино»; «Недостающий стул»; "Стоп-кадр".

Снять психологическое напряжения в группе, сформировать у детей интерес и уважение друг к другу.

2.

«Я - сам и мы -вместе»

1

09.11.17

Игра «Знакомство», беседа на тему дружба, чтение стихотворений о дружбе, просмотр и обсуждение мультфильма «По дороге с облаками», игра «У кого длинный хвост?», рефлексия.

Снять психологическое напряжения в группе, сформировать у детей интерес и уважение друг к другу.

Мячик или мягкая игрушка, мультфильм и ноутбук, картонное дерево, картонные листочки зелёного, желтого и красного цвета.

3.

«Волшебница Осень»

1

16.11.17

Игра «Загадка», игра «Признаки осени», игра «Листочки», «Подбери нужное слово», упражнение на релаксацию, рефлексия.

Развить словесно-логическое мышление, слуховое внимание, связную речь, память, воображение, обогатить словарного запаса, расширить кругозора, мелкую моторику, двигательную координацию, снять психологического напряжения в группе.

Листья дуба, клена, осины, березы, рябины

4.

«В мире животных»

1

17.11.17

«Шифровка»; «Угадай, кто говорит»; подвижная игра «Жираф, зебра, суслик»; «Мультфильмы с животными»; «Загадки»; релаксационное упражнение «Ленивые кошки»; «Птицы и предметы»; рефлексия.

Развить внимание и память

Названия животных, некоторые буквы которых отсутствуютзаписи голосов животных.

5.

«С детства дружбой дорожить»

1

23.11.17

Дружба

Анализ ситуации; «Закончи предложение»; игра «Вежливость»; «Друзья героев»; «Дом Дружбы»; рефлексия.

Раскрыть сущность понятия «дружба», какими качествами должен обладать настоящий друг; какую роль играют в жизни друзья; воспитывать стремление дружить с окружающими; чувство сопереживания и сострадания.

№ п\п

Тема

Кол-во часов

Дата проведения занятий

Словарь.

Виды деятельности

Предполагаемый результат.

Оборудование  (ЭСО, ТСО, наглядные пособия).

Интеграция.

Развитие зрительного и слухового восприятия, формирование представления о форме, величине, цвете предметов, конструирование

1.

Конструирова-ние

1

24.11.17

Работа с деревянными пазлами;

«Собери сам»

Научить составлять целое из частей, развить моторику пальцев рук

Деревянные пазлы

Реч. прак,

Формирование пространственных и временных представлений

1.

Формирование пространственных представлений

1

30.11.17

Справа, слева, наверху, внизу

Ориентировка на собственном теле (правая и левая нога, рука);

«Кто идет направо, кто идет налево?»,

«Рассели жильцов»,

«Сыщики»

Научить ориентироваться в собственном теле, показывать правую и левую ногу, руку). Закреплять умение ориентироваться в направлениях пространства на плоскости, осуществлять движения в заданном направлении пространства.

Картинки

Реч. прак,

2.

Формирование временных представлений

1

01.12.17

Сутки, утро, день, вечер, ночь, неделя, сегодня, завтра, вчера

«Что я делал?»; «Когда это было?»;

Познакомить с последовательностью смены времени суток, с порядком дней недели.

Презентация, сюжетные картины

Реч. прак,

Развитие концентрации внимания, увеличение объема внимания, распределение внимания

1.

 Развитие концентрации внимания

1

07.12.17

«Нос, пол, потолок». «Найди отличия» «Найди два одинаковых предмета»

«Корректурная проба»

Развить концентрацию внимания, развить умение действовать по инструкции.

Лист, заполненный какими-нибудь рисунками-миниатюрами

Реч. прак.

2.

Развитие распределения внимания.

1

08.12.17

«Путаница» «Найди предмет, который встречается 1 раз»

Слушай внимательно»

Развить распределение внимания, слуховое внимание.

Реч. прак.

1.

«Ничуть не страшно»

1

14.12.17

Просмотр мультфильма, обсуждение увиденного; размышление о выражении «У страха глаза велики»; нарисовать на маске свой страх.

Научить распознавать проявления страха, называть это чувство.

М\ф «Ничуть не страшно. Змей на чердаке», СССР, режиссер Леонид Каюков, 1983г., аудиозапись «Песенка ночных страхов», маски «Страх» по количеству детей, цветные карандаши, цветная бумага, клей.

2.

«Доброта спасет мир»

1

15.12.17

Беседа «Что такое добро?»;

упражнение «Добрые и злые герои», игра «Весы», просмотр мультфильма «Олень и Волк».

Сформировать чувство принадлежности к группе, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать; сформировать позитивное отношение к группе.

Изображение разных сказочных героев, картонные весы, м\ф «Олень и волк».

3.

«Сказочный лес»

2

21.12.17

22.12.17

«Сказочные герои»; «Добрые дела»; Загадки «Лесные животные»; «Звериная зарядка»; «Четвертый лишний».

Развить речь; воспитывать дружеские взаимоотношения;

познакомить детей с лесом;

сформировать представления о жизни лесных животных;

развить игровые умения; совершенствовать игровые действия.

Презентация; картинки с изображением диких животных.

4.

«У бабушки в лукошке»

1

28.12.17

Помидор, свёкла, морковка, лук, капуста, огурец.

«Сколько овощей на грядке?»; «Узнай овощ на ощупь»; «Что можно приготовить из этого овоща?»

Загадки.

Обобщить и систематизировать знание об овощах; развить мышление.

Картинки с разным кол-вом овощей, презентация, пластмассовые овощи.

5.

«Школа здоровья»

1

29.12.17

Здоровье

Загадка; «Полиэтиленовые мешочки»; «Полезная зарядка»; «Полезные советы».

Сформировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни; воспитать интерес к здоровому образу жизни; создать радостное настроение.

Полиэтиленовые пакетики

6.

«Зайка обиделся»

1

11.01.18

Беседа по картинке; «Закончите предложения»; нахождение вариантов выхода из обиды; чтение сказки «Зайка обиделся»; просмотр мультфильма.

Развить эмоционально-волевую сферу; расширить представления о том, что такое обида и каковы её причины; содействовать формированию дружного коллектива.

М/ф «Четверка друзей: Обида»

7.

«Красавица Зима»

1

12.01.18

Загадка; «Закончи предложения»; "Бывает, не бывает зимой…"; Беседа о празднике;

Просмотр мультфильма.

Расширить представления о зиме; совершенствовать грамматический строй речи: учить образовывать относительные прилагательные, существительные, согласуя их в роде, числе, падеже; развить логическое мышление; создать эмоциональный комфорт и удовлетворение от игрового общения.

Мяч,

м\ф «Новогодняя ночь» (1948).

№ п\п

Тема

Кол-во часов

Дата проведения занятий.

Словарь.

Виды деятельности

Предполагаемый результат.

Оборудование  (ЭСО, ТСО, наглядные пособия).

Интеграция.

Развитие концентрации внимания, увеличение объема внимания, распределение внимания

1.

Увеличение объема внимания

1

18.01.18

«Зачеркни»;

«Дрессированная муха»

Увеличить объем внимания, развить самоконтроль, умение действовать по инструкции.

Квадрат из четырех клеток по вертикали и четырех по горизонтали; на котором нарисованы разные изображения

Реч. прак,

Развитие зрительной памяти

1.

Развитие зрительной памяти

1

19.01.18

«Что пропало?» «Имена» «Запомни порядок» «Бессмысленные слова»

Развить память и зрительное внимание.

Обучить способом эффективного запоминания

Реч. прак.

Развитие логического и понятийного мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи, анализ, сравнение, классификация, обобщение

1.

Развитие мыслительной операции обобщение.

1

25.01.18

Земля, вода, воздух

«По земле, по воде, по воздуху» «Продолжи ряд»

Развить мыслительную операцию классификацию.

2.

Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнение

1

26.01.18

«Самый тяжелый, самый легкий», «Самый маленький и большой»

«Кто что делает?».

Развить умение выделять существенные признаки предметов и явлений, сформировать сравнительные представления.

Игрушки, фигуры, предметные картинки

3.

Развитие математических представлений

1

01.02.18

«Цифры разбежались»

Развить математические представления, порядковый счет.

Бланк с цифрами

Матем.

4.

Развитие мыслительной операции классификации

1

02.02.18

«Птицы и звери» «Лишнее слово» «Что растет в лесу?»

Познакомить с классами животных, развить умение дифференцировать представителей животного мира (птиц и зверей) по нескольким признакам.

Презентация, картинки

Мир пр.

5.

 Ассоциативное мышление

1

08.02.18

«Веселые ассоциации» «Бывает - не бывает»

Набор предметных картинок

1.

«Эмоции, чувства, настроения»

1

09.02.18

Беседа об эмоциях; мимическая гимнастика «Победи свой страх»; игра «Я радуюсь, когда…»; «Музыка и эмоции»; «Море волнуется».

Познакомить с основными эмоциями; развить умение понимать свои чувства и чувства других; развить эмпатию, воображение, развить мимику и движения.

Презентация

2.

«Зимние забавы»

1

15.02.18

«Загадка», игра «Подбери слова», упражнение «Закончи предложение», физкультминутка, игра «Что лишнее?», игра «Чего не стало?».

Закрепить и обобщить знания детей о зиме, явлениях природы.

Картинки «Четвер-тый лишний».

3.

«Учимся общаться».

1

16.02.18

Игра «Быстрые превращения»; Беседа; игра «Волшебники»; упражнение на релаксацию «Волшебный сон».

Развить навыки общения и эмоционального состояния детей.

Картинка Джина с лампой

4.

«Про Обидку и Грустинку»

1

22.02.18

Чтение и обсуждение сказки «про Обидку и Грустинку"; игра «Встаньте те, кто…»; раскрашивание рисунка «Печаль»; беседа «Как доставить радость?»; упражнение «Радость и грусть»; релаксационное упражнение «Спаси птенца»; ритуал прощания.

Расширить представления детей об эмоциях, развить у детей навыки общения.

Рисунок героя «Печаль» по количеству детей; рисунки с природой.

5.

«Животные – наши друзья»

1

23.02.18

Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Спор животных»; Беседа о детенышах домашних животных; «Кто кем становится»; Беседа: «Собака – друг человека»

Привить любовь к домашним животным, развить чувство доброты, сопереживания, стремление поддерживать других, сформировать доброжелательное отношение к животным, желание обрести в животном друга.

Картинки с изображениями диких и домашних животных; изображения взрослых животных и их детенышей; Аудиозапись «Пропала собака»; трейлер х/ф «Хатико».

6.

«Маленькие секреты большой Памяти!».

1

01.03.18

Чтение рассказа с элементами психогимнастики; «Назови по памяти»; «Кто больше запомнит?»; игра «Цвета»; игра «Чей предмет?»; упражнение «Запомни, как можно больше деталей».

Развить познавательную сферу (зрительного и слухового восприятия; внимания, памяти, мыслительных процессов).

Картинки 10 предметов, принадлежащих героям сказок. Сюжетная картинка «Собака в будке».

7.

«Путешествие с Айболитом»

1

02.03.18

Счёт; «Угадай геометрическую фигуру»; «Построй дом из геометрических фигур»; «Закрась кораблик по цифрам»; Физкультминутка «Ветер»; сравнение неравенств; задание на смекалку.

Закрепить прямой и обратный счёт в пределах 10; закрепить умение сравнивать предметы по количеству, знания о геометрических фигурах,

устанавливать соответствия между количеством предметов и цифрой,

развивать логическое мышление, наблюдательность.

Карточки с цифрами; картинка Айболита и попугая, пример дома из геометрич. фигур и геометрические фигуры для строительства; Рисунок корабля я цифрами; 7 красных и 7 желтых рыбок.

8.

«Уходи, злость»

1

15.03.18

«Встреча в кругу»; игра «Настроение»; «Уходи злость»; м\ф обсуждение; игра «Два барана»; «Найди добрых и злых героев».

Воспитать дружеские отношения между детьми, научить находить положительные решения в конфликтных ситуациях.

Камень; картонное солнышко, прищепки желтого и синего цвета; картинки добрых и злых героев; бумага; м/ф С. Михалкова «Два барана»; нитка или канат.

9.

«Вижу, слышу, ощущаю».

1

16.03.18

Беседа “Органы чувств»; «Волшебный мешочек”;

игра "Знакомый звук";

«Найди отличия»; «Удивительные запахи».

Обучить детей пользоваться и выделять признаки предметов, используя органы чувств; развить у детей любознательность, познавательный интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление, внимание, речь, сенсорно-моторные навыки и умения.

Картинка сенсорных эталонов. Непрозрачный мешок, предметы (овощи, геометрические фигуры, животные, буквы или цифры, животные); звуковые дорожки; картинка на нахождения отличий; коробка с саше, обладающими знакомым запахом.

№ п\п

Тема

Кол-во часов

Дата проведения занятий

Словарь.

Виды деятельности учащихся.

Предполагаемый результат.

Оборудование урока (ЭСО, ТСО, наглядные пособия).

Интеграция.

Развитие речи

1.

Развитие речи

1

22.03.18

«От точки к точке» «Шершавые буквы»

«Узнай буквы» «Складывание букв на слух»

Развить мелкую моторику руки; тактильное чувство, научить соотносить звук и его символ-букву; анализировать слова по буквам, складывать буквы на слух.

«Обучение чтению» методика Марии Монтессори Подвижный алфавит, гласные вырезанные из розового картона, а согласные – из голубого.

Реч. прак.

3.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

1

23.03.18

Сказка «Курочка ряба»

Познакомить с приемами составления несложного рассказа по серии сюжетных картинок; развить мелкую моторику пальцев рук, умение располагать картинки в заданной последовательности; сформировать умения устанавливать причинно-следственные связи посредством последовательного разложения сюжетных картинок.

Сюжетные картинки

Реч. прак.

Развитие творческого воображения

1.

Развитие творческого воображения

2

29.03.18

30.03.18

«Почини букву»; «Кляксы»; «Составь предмет из геометрических фигур»; «Необычные рисунки».

Развить воображение, развить мелкую моторику рук.

Недорисованные буквы, плоские геометрические фигуры

Реч. прак,

Развитие эмоционально-волевой и личностной сферы

1.

 Развитие эмоционально-волевой сферы

2

 05.04.18

06.04.18

Чувства

Эмоции

«Зеркало»; «Кубик эмоций»; «Эмоция-явление»; «Грустный и весёлый мешочек».

Развить эмоциональную сферу, научить обозначать свое эмоциональное состояние. Научить соотносить эмоцию и явление.

Кубик с изображением на сторонах разных эмоций

1.

«В гостях у Знайки»

1

12.04.18

Беседа о свойствах воды; физкультминутка «Капельки»; беседа «Откуда появляется снег»; дидактическая игра «Где спряталась вода».

Познакомить детей со свойствами воды, развить любознательность, стремление экспериментировать; сформировать представление о природных явлениях, их взаимосвязи; развить речь, внимание и память.

Банки с холодной и горячей водой, чай, растворимый кофе, варенье, краски, кисти.

2.

«Секреты хорошего внимания!»

1

13.04.18

Игра «Кто лучше слышит»;

игра «Летает-не летает»; игра «Цапли, зайчики, лошадки»; упражнение «Не пропусти хлопок»; упражнение «Путаница»; «Эстафета дружбы»

Познакомить детей с понятием внимание

3.

«Учимся думать, рассуждать, фантазиро-вать»

4

19.04.18

20.04.18

26.04.18

27.14.18

Загадки; «устный счёт»; упражнение на пространственные представления; решение примеров; обрывная аппликация «Яйцо».

Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, сравнивать числа, ориентироваться в пространстве;

развить воображение.

4.

«Я и мир вокруг нас!»

3

03.05.18

04.05.18

10.05.18

«Четвёртый лишний»; «Подбери инструменты»; «Мир продуктов»; «Готовы ли вы к школе?»; релаксационное упражнение «Сорви яблоки»; упражнение «Если бы мы были художниками».

Развить познавательную сферу, снять эмоциональное напряжение, развить чувство эмпатии.

Картинки на нахождение лишнего; картинки профессии и предметы-инструменты; картинки продуктов, школьных принадлежностей; листы А4.

5.

«Путешествие по сказкам»

2

11.05.18

17.05.18

Беседа о сказках; загадки «Сказки»; «Сказочные предметы»; просмотр отрывка из м\ф

Расширить и закрепить знания о сказках, развить воображение.

М/ф «Вовка в тридевятом царстве» (отрывок), картинки героев и сказочных предметов.

6.

«Развлекалки»

2

18.05.18

24.05.18

«Поменяйтесь местами те, кто»; «Съедобное-несъедомное»; «Весёлый светофор»; релаксационное упражнение «Птицы»

Снять эмоциональное напряжение, воспитывать стремление дружить с окружающими, создать радостное настроение.

7.

«Научи нас, светофор!»

1

25.05.18

31.05.18

Упражнение «Билет на автобус»; Беседа о ППД; игра "Раз, два, три! Светофор собери!"; упражнение «Дорожный знак».

Закрепить элементарные представления и знания о правилах дорожного движения.

Билетики на автобус; плоские макеты светофоров и по 3 кружка разного цвета (красный, жёлтый, зелёный); карточки-дорожные знаки; картинки пешеходного перехода.

Литература

1. Бардиер Г., Никольская И. Что касается меня… Сомнения и переживания самых младших школьников. – СПб.: Речь, 2005.

2. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 200

3. Битянова М. Р. «Практикум по психологическим играм с детьми и подростками». – СПб.: Питер, 2002.

4. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997.

5. Волков Б.С. Психология младшего школьника. – М: Академический проект, 2005.

6. Все идет нормально? Комплект диагностических методик для комплексного обследования младших школьников / Авт. – сост. В.И.Екимова, А.Г.Демидова. – М.: АРКТИ, 2007. – 88 с. (Школьное образование)

7. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. – СПб.: Сфера, 1994.

8. Гильбух Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция. – Киев: Випол, 1993.

9. Глазунов, Д.А. Психология. 1 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением / авт.-сост. Д.А.Глазунов. – М.:Издательство «Глобус», 2009. – 240 с.

10. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология ребенка». — СПб.:«Издательство СОЮЗ», 2000.

11. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства/ Е.П.Ильин. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

12. Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников»: Книга для учителя. – М.: «БУК-МАСТЕР», 2013.

13. Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия. Комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии /сост. С.В.Лесина, Г.П.Попова, Т.Л.Снисаренко. – Волгоград: Учитель, 2008.

14. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К.Лютова, Г.Б.Монина. –

у детей с отклонениями в развитии (Коррекционная педагогика), 2004.

25. Учебно-методическое пособие. Диагностика и коррекция развития детей младшего школьного возраста. Часть 2. – Уфа: ООО «Ривайвел», 2001.

26. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. — М.: Генезис, 1998.

27. http://nsportal.ru/

28. http://www.maam.ru

29. http://skazkater.narod.ru

30. http://iemcko.ru

31. http://ped-kopilka.ru

32. https://www.o-detstve.ru

33. http://festival.1september.ru

34. http://azps.ru

35. http://psyparents.ru/

36. http://psy.1september.ru

37. http://adalin.mospsy.ru

38. http://playroom.com.ruу детей с отклонениями в развитии (Коррекционная педагогика), 2004.

25. Учебно-методическое пособие. Диагностика и коррекция развития детей младшего школьного возраста. Часть 2. – Уфа: ООО «Ривайвел», 2001.

26. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. — М.: Генезис, 1998.

27. http://nsportal.ru/

28. http://www.maam.ru

29. http://skazkater.narod.ru

30. http://iemcko.ru

31. http://ped-kopilka.ru

32. https://www.o-detstve.ru

33. http://festival.1september.ru

34. http://azps.ru

35. http://psyparents.ru/

36. http://psy.1september.ru

37. http://adalin.mospsy.ru

38. http://playroom.com.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по игре и игротерапии для 3 класса

Коррекционная педагогикаРабочая программа по игре и игротерапиидля  3 класса...

Рабочая программа по игротерапии и КТП для школ VIII вида

На основе программы  специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида 1-4 классы  под редакцией И.М. Бгажноковой я разработала рабочую программу по игротерапии с учетом...

Рабочая программа по предмету "Игра, игротерапия" (2 класс)

Рабочая программа для 2 класса по учебному предмету «Игра, игротерапия» образовательной области «Коррекционные технологии» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2015...

Рабочая программа по предмету "Игра и игротерапия" для обучающихся 1 класса с ОВЗ

В процессе формирования игровой деятельности детей целесообразно учить:проявлять интерес и положительное отношение к играм и игрушкам;совместно со взрослым, по подражанию действиям взрослого адекватно...

Рабочая программа по игротерапии

Пояснительная записка Предлагаемая программа по предмету «Игротерапия» в 3-м классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида направлена на развитие коммуникатив...

Рабочая программа «Игротерапия». Уровень начального образования 1 года обучения

Аннотация «Игротерапия».Название курса«Игротерапия»Класс С (К)КК для обучающихся с умственной отсталостью уровень начального образования  1 года обученияКоличество часов32...

Рабочая программа "Игра, игротерапия" (4 класс VIII вид)

Программа «Игра, игротерапия» является модифицированной. Рабочая программа коррекционного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного ...