Рабочая программа к общеразвивающей программе дополнительного образования "День за днем" Навыки социально-бытового ориентирования" для детей-инвалидов с наушениями умственного развития. Возраст обучающихся 3-10 лет.
рабочая программа на тему

Эта программа применяется в Центре реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Калининского р-на Санкт-Петербурга

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_galieva_k_opdo_den_za_dnem_2_modul_20ch_1.docx42.24 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение

«Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов

Калининского района Санкт-Петербурга»

ПРИНЯТА:

Педагогическим советом

СПБ ГБУ «ЦСРИиДИ

Калининского района»

Протокол № _____

от «____»_______________201___г.

УТВЕРЖДЕНА:

Приказом № ______

от «_____»_____________201____г.

по СПб ГБУ «ЦСРИиДИ

Калининского района»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                     Галиевой Э.А, педагога дополнительного образования

к общеразвивающей программе дополнительного образования

для детей-инвалидов с нарушением умственного развития

«День за днем»  

Возраст обучающихся:  3-10  лет

Модуль 2. Навыки социально-бытового ориентирования

Срок реализации: 20 часов

                                               

Санкт-Петербург

2014

Оглавление

№ стр.

1

Пояснительная записка

3

2

Планируемые результаты

3

3

Диагностика

3

4

Учебно-тематический план

4

5

Содержание программного материала

5

6

Материально-техническое обеспечение Программы

6

7

Перечень литературных источников

6

8

Приложение 1

8

  1. Пояснительная записка

            Рабочая программа к общеразвивающей программе дополнительного образования детей-инвалидов с нарушением умственного развития «День за днем»:

  • ориентирована на детей-инвалидов 3-10 лет с нарушением умственного развития.
  • реализуется в очной форме обучения на государственном языке Российской Федерации в нестационарной форме в учреждении социального обслуживания без учета каникулярного времени.
  • рассчитана на 20 часов (занятий).

Цель рабочей программы – формирование основных базовых жизненных компетентностей у детей-инвалидов.

Задачи рабочей программы:

  • расширение представлений об окружающем мире;
  • развитие познавательной активности;
  • достижение максимальной самостоятельности в освоении социально значимых навыков детьми-инвалидами;
  • формирование мотивации  родителей к обучению социально значимым умениям и навыкам у их детей.

        Форма и режим занятий:

        Занятия проводятся индивидуально и малыми группами (2-4 чел.).

        Продолжительность занятий составляет 25-30 минут, в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка-инвалида.

        Занятия проводятся 1-2 раза в неделю.

2. Планируемые результаты освоения Программы

Модуль 2. Навыки социально-бытового ориентирования.

Ребенок должен научиться:

  • ориентироваться в разных помещениях дома и в Центре;
  • открывать и закрывать межкомнатные двери, пользоваться защелкой;
  • выделять отдельные предметы и группы:  мебели (стол, стул, диван, шкаф, тумбочка и т.п.); посуды (кастрюля, миска, сковорода, терка, поварешка и т.п.); бытовой техники (пылесос, телевизор, холодильник и т.п.); уборочного инвентаря (ведро, тряпка, швабра, совок, щетка);
  • называть функциональные назначения предметов, окружающих ребенка в повседневной жизни;
  • уметь включить и выключить радио, магнитофон, телевизор;
  • выполнять предметно-игровые и предметно-орудийные действия: держать ложку, пить из чашки, кормить куклу, переносить стул и ставить его на определенное место, носить поднос с различными предметами.

         

3. Диагностика

                     

Цель диагностики – обеспечение оптимальных условий реализации потенциала каждого ребенка.

           

Задачи диагностики:

  • определение уровня сформированности умений и навыков повседневной жизни
    у детей-инвалидов;
  • выявление причин несформированности у детей-инвалидов умений и навыков повседневной жизни (характер нарушений в развитии ребенка, особенности воспитания в семье, сформированность (или отсутствие) мотивации к самообслуживанию и т.п.);
  • определение модуля обучения по образовательной программе;
  • анализ динамики развития ребенка-инвалида;
  • анализ коррекционно-развивающей работы специалиста в процессе формирования умений и навыков повседневной жизни у ребенка-инвалида;
  • разработка рекомендаций для родителей с целью закрепления сформированных умений и навыков повседневной жизни в домашних условиях.

           Основные методы диагностики: беседа с родителями, игра, наблюдение за ребенком.

           

        Диагностические показатели заносятся в определенный бланк (Приложение 1 в ОПДО). Критериями сформированных умений и навыков повседневной жизни  являются четыре степени выраженности:

  • несформированность;
  • недостаточная сформированность, требуется значительная помощь специалиста;
  • недостаточная сформированность, требуется незначительная помощь специалиста;
  • сформированность.

           Диагностика проводится три раза в год и разделена на следующие этапы: первичная, промежуточная, итоговая.

4. Учебно-тематический план

Тематика

Количество часов

Социально-бытовое ориентирование

Теория

Практика

Всего

20

1

Квартира. Назначение помещений

0,5

0,5

1

2

Центр. Назначение помещений

1

1

1

3

Двери. Открывание и закрывание

0,5

0,5

1

4

Мебель, ее назначение

0,5

0,5

1

5

Бытовая техника, ее назначение

0,3

0,7

1

6

Правила пользования бытовой техникой

0,5

0,5

1

7

Гигиенические требования к помещениям

1,5

0,5

1

8

Инвентарь и приспособления для уборки

1

1

2

9

Правила уборки после игры

1

1

2

Правила вытирания пыли

0,5

0,5

1

1

Правила сухой и влажной уборки пола

0,5

1,5

2

Обобщение пройденного материала

0,5

0,5

1

1

Столовые приборы, их назначение

0,5

0,5

1

Столовая посуда

0,5

0,5

1

Кухонная посуда

0,5

0,5

1

Сервировка стола к обеду

0,5

0,5

1

Сервировка стола к завтраку и ужину

0,5

0.5

1

           5. Содержание программного материала

Программа предусматривает работу в двух направлениях:

  1. Работа с родителями – формирование заинтересованности у родителей:

  • обсуждение с родителями результатов диагностики социально значимых навыков и познавательной сферы ребенка-инвалида;
  • беседы о необходимости формирования у детей навыков самообслуживания;
  • практическое занятие в присутствии родителей по обучению ребенка новому навыку;
  • обсуждение необходимости специальной работы над социально значимыми навыками;
  • обсуждение изменений в поведении, самовосприятии ребенка во время обучения; сравнение и оценка умений ребенка на различных этапах обучения;
  • определение вместе с родителями следующего шага в формировании навыка, инструктирование по отработке дома данного шага.

  1. Работа с ребенком-инвалидом.

Этот этап предусматривает несколько уровней помощи педагога:

  • совместное действие, осуществляемое "рука в руке" с ребенком, сопровождаемое пошаговой инструкцией или комментарием действий;
  • частичная помощь действием (последнее действие ребенок осуществляет сам);
  • помощь педагога в начале действия (продолжает и заканчивает ребенок самостоятельно при контроле взрослого);
  • частично самостоятельное осуществление действия ребенком от начала до конца с опорой на пошаговую речевую инструкцию педагога;
  • самостоятельное осуществление ребенком действий.

Модуль 2. Навыки социально-бытового ориентирования.

Задачи:

  • знакомить детей с предметами окружающей действительности (мебель, посуда, столовые приборы, бытовая техника, уборочный инвентарь);
  • учить пользоваться предметами окружающей действительности по их назначению;
  • учить накрывать на стол,  используя детскую посуду; уметь заправить детскую постель: встряхнуть простынь, расстелить одеяло, положить подушку. После  занятия убрать со стола игры и игрушки, поставить их на место; протереть или вымыть клеенку;  вытереть пыль и подмести пол;
  • формировать понятия и представления разных помещений в квартире и в Центре: комната, ванная, туалет, кухня, коридор, лифт, холл, игровая, кабинет.

Ребенок должен научиться:

  • ориентироваться в разных помещениях дома и в Центре;
  • открывать и закрывать межкомнатные двери, пользоваться защелкой;
  • выделять отдельные предметы и группы:  мебели (стол, стул, диван, шкаф, тумбочка и т.п.); посуды (кастрюля, миска, сковорода, терка, поварежка и т.п); бытовой техники (пылесос, телевизор, холодильник и т.п.); уборочного инвентаря (ведро, тряпка, швабра, совок, щетка);
  • называть функциональные назначения предметов, окружающих ребенка в повседневной жизни;
  • уметь включить и выключить свет, радио, телевизор;
  • выполнять предметно-игровые и предметно-орудийные действия: держать ложку, пить из чашки, кормить куклу, переносить стул и ставить его на определенное место, носить поднос с различными предметами.

Содержание и формы работы:

Занятия делятся на теоретическую  и практическую части. В практической части педагог предлагает к рассмотрению картинки и объясняет этапность действий. В практической части педагог обучает действиям с реальными предметами.

Использование сюжетно-ролевых игр, где ребенок может выбирать и пробовать себя в разных ролях.

Занятия направлены на обучение навыкам уборки: вытирание пыли, подметание, выброс мусора, убирание пролитой воды; организация игрового пространства (Выбрать игру, взять ее, донести до стола, поставить на стол, сесть самому. После окончания игры выполнить действия в обратном направлении); застилание постели, используя кроватку для куклы; сервировать стол, используя детскую кукольную посуду; имитирование приготовления обеда (из предложенных муляжей выбрать необходимые для приготовления супа, салата и т.п.)

При формировании навыка приготовления пищи и сервировки стола, поэтапное объяснение детям каждого действия, а затем опрос, что они сделали, что делают и, что будут делать. Когда обед для кукол готов – сервировка стола детской посудой, раскладывание приготовленных блюд по тарелкам, пожелание приятного аппетита, кормление кукол детьми с соблюдением всех ритуалов.

При развитии навыков социально-бытовой ориентации, важно научить ребенка пользоваться предметами домашнего обихода, овладеть различными действиями с ними: открывать и закрывать дверь, пользоваться дверной ручкой, ключом, задвижкой; выдвигать и задвигать ящики; открывать и закрывать кран; пользоваться осветительными приборами; включать и выключать телевизор, радио, регулировать силу звука.

6. Материально-техническое обеспечение

Занятия проходят в кабинете, оборудованным удобной мебелью, дидактическими играми, модулями Монтессори, демонстрационной доской,  натуральными предметами обихода или их образцами ( мыло, полотенце, щетки. салфетки), наборами кукольной одежды, куклами, образцами застежек одежды на рамках, канцелярскими принадлежностями;  игрушечной бытовой техникой, наборами детской игрушечной посуды, детским уборочным инвентарем ( ведра, тазы, губки, швабры ).

7. Перечень литературных источников

  1. Баряева Л.Б. Диагностика-развитие-коррекция. Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью. – СПб, 2012.
  2. Баряева Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития. – СПб, 2010.
  3. Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман. Путь к независимости. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам. – М.: 1997.
  4. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет: кн. для работников дошк. учреждений/ сост. В. И. Теленчи.- М.: Просвещение, 1987.
  5. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А.  Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М. Просвещение, 2005
  6. Из опыта Центра Лечебной Педагогики г. Москва - составитель Моржина Е.В.    
  7. Кинаш Е. А. Игры и упражнения по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у глубоко умственно отсталых детей// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2002.-№1.-с. 17-23.
  8. Опыт реабилитационного Центра г. Березняки «Обучение навыкам самообслуживания, поведения, ориентации в ближайшем социуме, общению»
  9. Паунова С. Гигиенические навыки с малых лет// Дошкольное воспитание.- 1993.-№11.-с. 67-69.
  10. Пикулева Н. В. Слово на ладошке: [Воспитание культуры поведения в игровой форме].- М.: Новая шк., 1994.
  11. Программы вспомогательной школы. Формирование санитарно-гигиенических умений и самообслуживание. 1-4 классы. – Минск: Национальный институт образования, 2003.
  12. Скворцова В.О.  Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М. Владос Пресс, 2006.
  13. Смирнова Е. Т. Гигиенические основы воспитания в дошкольных учреждениях.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Просвещение, 1973.
  14.  Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. – М.
  15. Чулкова Н. Воспитание культурно-гигиенических навыков [у дошкольников]// Дошкольное воспитание.-1991.-№5.-с. 11-13.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-бытовая адаптация детей-инвалидов в образовательных организациях. Выступление на педсовете.

Социально-бытовая адаптация детей-инвалидов в образовательных организациях....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Галиевой Э.А., к общеразвивающей программе дополнительного образования для детей-инвалидов с нарушениями умственного развития «День за днем» по формированию навыков персональной безопасности.

Данная программа внедрена к работе с детьми-инвалидами в Центре реабилитации детей-инвалидов Калининского р-на Санкт-Петербурга по формированию начальных навыков персональной безопасности у детей с от...

Рабочая программа по предмету: «Социально-бытовая ориентировка» 4 класс (для детей с тяжелой умственной отсталостью)

В основу уроков по предмету положен интегративный подход, который предполагает освоение обучающимися системы жизненно необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное проживание в ...

Адаптивная дополнительная образовательная общеразвивающая программа Общая физическая подготовка с элементами пауэрлифтинга физкультурно-спортивной направленности для обучающихся с умственной отсталостью 12-16 лет

Пауэрлифтинг - это сложный комплекс воздействий на физиологические, психологические и биохимические процессы в организме. Особенность  программы состоит в том, что она рассчитана на категорию дет...

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Лёгкая атлетика» физкультурно-спортивной направленности для обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) 10-15 лет

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Лёгкая атлетика» разработана для оздоровления и физического развития детей 10-15 лет с нарушением интеллекта.  Направленность....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности «Янтарик» Возраст обучающихся:3 - 4 года

Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края осознается современным обществом жизненно важной проблемы. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать...