Рабочая программа к общеразвивающей программе дополнительного образования "День за днем" Навыки социально-бытового ориентирования" для детей-инвалидов с наушениями умственного развития. Возраст обучающихся 3-10 лет.
рабочая программа на тему
Эта программа применяется в Центре реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Калининского р-на Санкт-Петербурга
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_galieva_k_opdo_den_za_dnem_2_modul_20ch_1.docx | 42.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение
«Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов
Калининского района Санкт-Петербурга»
ПРИНЯТА: Педагогическим советом СПБ ГБУ «ЦСРИиДИ Калининского района» Протокол № _____ от «____»_______________201___г. | УТВЕРЖДЕНА: Приказом № ______ от «_____»_____________201____г. по СПб ГБУ «ЦСРИиДИ Калининского района» |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Галиевой Э.А, педагога дополнительного образования
к общеразвивающей программе дополнительного образования
для детей-инвалидов с нарушением умственного развития
«День за днем»
Возраст обучающихся: 3-10 лет
Модуль 2. Навыки социально-бытового ориентирования
Срок реализации: 20 часов
Санкт-Петербург
2014
№ | Оглавление | № стр. |
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Планируемые результаты | 3 |
3 | Диагностика | 3 |
4 | Учебно-тематический план | 4 |
5 | Содержание программного материала | 5 |
6 | Материально-техническое обеспечение Программы | 6 |
7 | Перечень литературных источников | 6 |
8 | Приложение 1 | 8 |
- Пояснительная записка
Рабочая программа к общеразвивающей программе дополнительного образования детей-инвалидов с нарушением умственного развития «День за днем»:
- ориентирована на детей-инвалидов 3-10 лет с нарушением умственного развития.
- реализуется в очной форме обучения на государственном языке Российской Федерации в нестационарной форме в учреждении социального обслуживания без учета каникулярного времени.
- рассчитана на 20 часов (занятий).
Цель рабочей программы – формирование основных базовых жизненных компетентностей у детей-инвалидов.
Задачи рабочей программы:
- расширение представлений об окружающем мире;
- развитие познавательной активности;
- достижение максимальной самостоятельности в освоении социально значимых навыков детьми-инвалидами;
- формирование мотивации родителей к обучению социально значимым умениям и навыкам у их детей.
Форма и режим занятий:
Занятия проводятся индивидуально и малыми группами (2-4 чел.).
Продолжительность занятий составляет 25-30 минут, в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка-инвалида.
Занятия проводятся 1-2 раза в неделю.
2. Планируемые результаты освоения Программы
Модуль 2. Навыки социально-бытового ориентирования.
Ребенок должен научиться:
- ориентироваться в разных помещениях дома и в Центре;
- открывать и закрывать межкомнатные двери, пользоваться защелкой;
- выделять отдельные предметы и группы: мебели (стол, стул, диван, шкаф, тумбочка и т.п.); посуды (кастрюля, миска, сковорода, терка, поварешка и т.п.); бытовой техники (пылесос, телевизор, холодильник и т.п.); уборочного инвентаря (ведро, тряпка, швабра, совок, щетка);
- называть функциональные назначения предметов, окружающих ребенка в повседневной жизни;
- уметь включить и выключить радио, магнитофон, телевизор;
- выполнять предметно-игровые и предметно-орудийные действия: держать ложку, пить из чашки, кормить куклу, переносить стул и ставить его на определенное место, носить поднос с различными предметами.
3. Диагностика
Цель диагностики – обеспечение оптимальных условий реализации потенциала каждого ребенка.
Задачи диагностики:
- определение уровня сформированности умений и навыков повседневной жизни
у детей-инвалидов; - выявление причин несформированности у детей-инвалидов умений и навыков повседневной жизни (характер нарушений в развитии ребенка, особенности воспитания в семье, сформированность (или отсутствие) мотивации к самообслуживанию и т.п.);
- определение модуля обучения по образовательной программе;
- анализ динамики развития ребенка-инвалида;
- анализ коррекционно-развивающей работы специалиста в процессе формирования умений и навыков повседневной жизни у ребенка-инвалида;
- разработка рекомендаций для родителей с целью закрепления сформированных умений и навыков повседневной жизни в домашних условиях.
Основные методы диагностики: беседа с родителями, игра, наблюдение за ребенком.
Диагностические показатели заносятся в определенный бланк (Приложение 1 в ОПДО). Критериями сформированных умений и навыков повседневной жизни являются четыре степени выраженности:
- несформированность;
- недостаточная сформированность, требуется значительная помощь специалиста;
- недостаточная сформированность, требуется незначительная помощь специалиста;
- сформированность.
Диагностика проводится три раза в год и разделена на следующие этапы: первичная, промежуточная, итоговая.
4. Учебно-тематический план
№ | Тематика | Количество часов | ||
Социально-бытовое ориентирование | Теория | Практика | Всего | |
20 | ||||
1 | Квартира. Назначение помещений | 0,5 | 0,5 | 1 |
2 | Центр. Назначение помещений | 1 | 1 | 1 |
3 | Двери. Открывание и закрывание | 0,5 | 0,5 | 1 |
4 | Мебель, ее назначение | 0,5 | 0,5 | 1 |
5 | Бытовая техника, ее назначение | 0,3 | 0,7 | 1 |
6 | Правила пользования бытовой техникой | 0,5 | 0,5 | 1 |
7 | Гигиенические требования к помещениям | 1,5 | 0,5 | 1 |
8 | Инвентарь и приспособления для уборки | 1 | 1 | 2 |
9 | Правила уборки после игры | 1 | 1 | 2 |
Правила вытирания пыли | 0,5 | 0,5 | 1 | |
1 | Правила сухой и влажной уборки пола | 0,5 | 1,5 | 2 |
Обобщение пройденного материала | 0,5 | 0,5 | 1 | |
1 | Столовые приборы, их назначение | 0,5 | 0,5 | 1 |
Столовая посуда | 0,5 | 0,5 | 1 | |
Кухонная посуда | 0,5 | 0,5 | 1 | |
Сервировка стола к обеду | 0,5 | 0,5 | 1 | |
Сервировка стола к завтраку и ужину | 0,5 | 0.5 | 1 |
5. Содержание программного материала
Программа предусматривает работу в двух направлениях:
- Работа с родителями – формирование заинтересованности у родителей:
- обсуждение с родителями результатов диагностики социально значимых навыков и познавательной сферы ребенка-инвалида;
- беседы о необходимости формирования у детей навыков самообслуживания;
- практическое занятие в присутствии родителей по обучению ребенка новому навыку;
- обсуждение необходимости специальной работы над социально значимыми навыками;
- обсуждение изменений в поведении, самовосприятии ребенка во время обучения; сравнение и оценка умений ребенка на различных этапах обучения;
- определение вместе с родителями следующего шага в формировании навыка, инструктирование по отработке дома данного шага.
- Работа с ребенком-инвалидом.
Этот этап предусматривает несколько уровней помощи педагога:
- совместное действие, осуществляемое "рука в руке" с ребенком, сопровождаемое пошаговой инструкцией или комментарием действий;
- частичная помощь действием (последнее действие ребенок осуществляет сам);
- помощь педагога в начале действия (продолжает и заканчивает ребенок самостоятельно при контроле взрослого);
- частично самостоятельное осуществление действия ребенком от начала до конца с опорой на пошаговую речевую инструкцию педагога;
- самостоятельное осуществление ребенком действий.
Модуль 2. Навыки социально-бытового ориентирования.
Задачи:
- знакомить детей с предметами окружающей действительности (мебель, посуда, столовые приборы, бытовая техника, уборочный инвентарь);
- учить пользоваться предметами окружающей действительности по их назначению;
- учить накрывать на стол, используя детскую посуду; уметь заправить детскую постель: встряхнуть простынь, расстелить одеяло, положить подушку. После занятия убрать со стола игры и игрушки, поставить их на место; протереть или вымыть клеенку; вытереть пыль и подмести пол;
- формировать понятия и представления разных помещений в квартире и в Центре: комната, ванная, туалет, кухня, коридор, лифт, холл, игровая, кабинет.
Ребенок должен научиться:
- ориентироваться в разных помещениях дома и в Центре;
- открывать и закрывать межкомнатные двери, пользоваться защелкой;
- выделять отдельные предметы и группы: мебели (стол, стул, диван, шкаф, тумбочка и т.п.); посуды (кастрюля, миска, сковорода, терка, поварежка и т.п); бытовой техники (пылесос, телевизор, холодильник и т.п.); уборочного инвентаря (ведро, тряпка, швабра, совок, щетка);
- называть функциональные назначения предметов, окружающих ребенка в повседневной жизни;
- уметь включить и выключить свет, радио, телевизор;
- выполнять предметно-игровые и предметно-орудийные действия: держать ложку, пить из чашки, кормить куклу, переносить стул и ставить его на определенное место, носить поднос с различными предметами.
Содержание и формы работы:
Занятия делятся на теоретическую и практическую части. В практической части педагог предлагает к рассмотрению картинки и объясняет этапность действий. В практической части педагог обучает действиям с реальными предметами.
Использование сюжетно-ролевых игр, где ребенок может выбирать и пробовать себя в разных ролях.
Занятия направлены на обучение навыкам уборки: вытирание пыли, подметание, выброс мусора, убирание пролитой воды; организация игрового пространства (Выбрать игру, взять ее, донести до стола, поставить на стол, сесть самому. После окончания игры выполнить действия в обратном направлении); застилание постели, используя кроватку для куклы; сервировать стол, используя детскую кукольную посуду; имитирование приготовления обеда (из предложенных муляжей выбрать необходимые для приготовления супа, салата и т.п.)
При формировании навыка приготовления пищи и сервировки стола, поэтапное объяснение детям каждого действия, а затем опрос, что они сделали, что делают и, что будут делать. Когда обед для кукол готов – сервировка стола детской посудой, раскладывание приготовленных блюд по тарелкам, пожелание приятного аппетита, кормление кукол детьми с соблюдением всех ритуалов.
При развитии навыков социально-бытовой ориентации, важно научить ребенка пользоваться предметами домашнего обихода, овладеть различными действиями с ними: открывать и закрывать дверь, пользоваться дверной ручкой, ключом, задвижкой; выдвигать и задвигать ящики; открывать и закрывать кран; пользоваться осветительными приборами; включать и выключать телевизор, радио, регулировать силу звука.
6. Материально-техническое обеспечение
Занятия проходят в кабинете, оборудованным удобной мебелью, дидактическими играми, модулями Монтессори, демонстрационной доской, натуральными предметами обихода или их образцами ( мыло, полотенце, щетки. салфетки), наборами кукольной одежды, куклами, образцами застежек одежды на рамках, канцелярскими принадлежностями; игрушечной бытовой техникой, наборами детской игрушечной посуды, детским уборочным инвентарем ( ведра, тазы, губки, швабры ).
7. Перечень литературных источников
- Баряева Л.Б. Диагностика-развитие-коррекция. Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью. – СПб, 2012.
- Баряева Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития. – СПб, 2010.
- Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман. Путь к независимости. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам. – М.: 1997.
- Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет: кн. для работников дошк. учреждений/ сост. В. И. Теленчи.- М.: Просвещение, 1987.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М. Просвещение, 2005
- Из опыта Центра Лечебной Педагогики г. Москва - составитель Моржина Е.В.
- Кинаш Е. А. Игры и упражнения по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у глубоко умственно отсталых детей// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2002.-№1.-с. 17-23.
- Опыт реабилитационного Центра г. Березняки «Обучение навыкам самообслуживания, поведения, ориентации в ближайшем социуме, общению»
- Паунова С. Гигиенические навыки с малых лет// Дошкольное воспитание.- 1993.-№11.-с. 67-69.
- Пикулева Н. В. Слово на ладошке: [Воспитание культуры поведения в игровой форме].- М.: Новая шк., 1994.
- Программы вспомогательной школы. Формирование санитарно-гигиенических умений и самообслуживание. 1-4 классы. – Минск: Национальный институт образования, 2003.
- Скворцова В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М. Владос Пресс, 2006.
- Смирнова Е. Т. Гигиенические основы воспитания в дошкольных учреждениях.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Просвещение, 1973.
- Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. – М.
- Чулкова Н. Воспитание культурно-гигиенических навыков [у дошкольников]// Дошкольное воспитание.-1991.-№5.-с. 11-13.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-бытовая адаптация детей-инвалидов в образовательных организациях. Выступление на педсовете.
Социально-бытовая адаптация детей-инвалидов в образовательных организациях....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Галиевой Э.А., к общеразвивающей программе дополнительного образования для детей-инвалидов с нарушениями умственного развития «День за днем» по формированию навыков персональной безопасности.
Данная программа внедрена к работе с детьми-инвалидами в Центре реабилитации детей-инвалидов Калининского р-на Санкт-Петербурга по формированию начальных навыков персональной безопасности у детей с от...
Рабочая программа по предмету: «Социально-бытовая ориентировка» 4 класс (для детей с тяжелой умственной отсталостью)
В основу уроков по предмету положен интегративный подход, который предполагает освоение обучающимися системы жизненно необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное проживание в ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа патриотической направленности «Казачата» Возраст обучающихся: 7-8 лет
Формирование первоначального представления о казачьей традиционной культуре....
Адаптивная дополнительная образовательная общеразвивающая программа Общая физическая подготовка с элементами пауэрлифтинга физкультурно-спортивной направленности для обучающихся с умственной отсталостью 12-16 лет
Пауэрлифтинг - это сложный комплекс воздействий на физиологические, психологические и биохимические процессы в организме. Особенность программы состоит в том, что она рассчитана на категорию дет...
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Лёгкая атлетика» физкультурно-спортивной направленности для обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) 10-15 лет
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Лёгкая атлетика» разработана для оздоровления и физического развития детей 10-15 лет с нарушением интеллекта. Направленность....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности «Янтарик» Возраст обучающихся:3 - 4 года
Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края осознается современным обществом жизненно важной проблемы. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать...