Рабочая программа кружка "Веселая мозаика"
рабочая программа (3 класс)
рабочая программа кружка "Веселая мозаика" с календарно- тематическим планированием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_veselaya_mozayka_na_2024-2025g.docx | 38.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью.
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребёнке с рождения. Как помочь ребёнку открыть себя наиболее полно? В этом поможет аппликация – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, природных материалов, подручных средств, постичь их свойства, структуру. Большая роль овладении аппликацией отводится коллективным работам. За короткий промежуток времени на занятии ребёнок может сделать одну или две фигуры, он выразил себя технически, но морально не удовлетворён. Но если ребёнок создаёт коллективно одну большую картину, он получает конечный результат гораздо быстрее и воспринимает готовую работу целостно, как свою собственную. Система работы с аппликацией построена по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а поделки тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд и воображение.
Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.
Любая работа с аппликацией не только увлекательна, но и познавательна. Аппликация дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчестваКроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Аппликация выполняется в определённой последовательности: выбор сюжета, составление эскиза, подбор бумаги, изготовление деталей, раскладывание их, наклеивание деталей, оформление.
Цели и задачи курса
Цель – создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи курса:
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами при работе с бумагой, картоном, различными материалами;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству;
- формировать творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;
- развивать мелкую моторику рук.
Требования к уровню содержания дисциплины
Формирование представлений:
- познакомятся со свойствами и возможностями бумаги, картона, природного материала, других подручных средств как материала для художественного творчества;
- познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования;
- познакомятся с основными видами работ из аппликации;
Формирование навыков:
- научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
- научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
- научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления поделок (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль);
- овладеют основными техническими приемами макетирования;
- изучат приемы пластической проработки поверхности и ее трансформации в объемные элементы;
- освоят основные приемы учебно-исследовательской деятельности в рамках разработки творческих проектов.
Учащиеся научаться:
Научиться: работать с бумагой, картоном, природными материалами, подручными средствами (складывать, наносить разметку и т.п.).
Обладать базовыми компетенциями:
- умением использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности:
- для решения простейших задач;
- для выполнения различных действий с бумагой, картоном, природными материалами, подручными средствами.
Обладать ключевыми компетенциями:
Информационно-технологические:
- умения (на пропедевтическом уровне)самостоятельно искать, отбирать, анализировать информацию;
- способности задавать и отвечать на вопросы.
Коммуникативные:
- умение работать в группе, в парах: слушать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать своё, организовывать совместную работу на основе взаимопонимания и уважения;
- уметь обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации.
Учебно-познавательные:
- умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режимаработы;
- умения и навыки мыслительной деятельности: выделение главного, анализ и синтез, обобщение, построение ответа, формулирование выводов;
- умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий.
Обучающийся получит возможность для формирования: 1. внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; 2. выраженной познавательной мотивации; 3. устойчивого интереса к новым способам познания. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
I. планировать свои действия;
II. осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
III. адекватно воспринимать оценку учителя;
IV. различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться: ∙ проявлять познавательную инициативу; ∙ самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия Учащиеся смогут:∙ допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; ∙ учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; ∙ формулировать собственное мнение и позицию; ∙ договариваться, приходить к общему решению; ∙ соблюдать корректность в высказываниях; ∙ задавать вопросы по существу; ∙ контролировать действия партнёра. Обучающийся получит возможность научиться: ∙ учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; ∙ владеть монологической и диалогической формой речи; ∙ осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: ∙ осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; ∙ высказываться в устной и письменной форме; ∙ анализировать объекты, выделять главное; ∙ осуществлять синтез (целое из частей); ∙ проводить сравнение, классификацию по разным критериям;∙ устанавливать причинно-следственные связи; ∙ строить рассуждения об объекте. Обучающийся получит возможность научиться: ∙ осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;∙ осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; ∙ использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность: ∙ развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности; ∙ расширять знания и представления о традиционных и современных материалах; ∙ использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях; ∙ познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;∙ совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе; ∙ оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища; ∙ достичь оптимального для каждого уровня развития; ∙ сформировать навыки работы с информацией. ∙ На уровне своих возрастных особенностей развить способность работать руками, творческие способности и исследовательские навыки. ∙ Иметь уверенность в собственных силах. ∙ Сформировать коммуникативные навыки и навыки совместной коллективной деятельности. ∙ Овладеть терминологией, предусмотренной программой∙ Уметь следовать устным инструкциям и последовательности действий.
Обучающийся получит возможность для формирования: 1. внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; 2. выраженной познавательной мотивации; 3. устойчивого интереса к новым способам познания. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: I. планировать свои действия; II. осуществлять итоговый и пошаговый контроль; III. адекватно воспринимать оценку учителя; IV. различать способ и результат действия. Обучающийся получит возможность научиться: ∙ проявлять познавательную инициативу; ∙ самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. Коммуникативные универсальные учебные действия Учащиеся смогут:∙ допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; ∙ учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; ∙ формулировать собственное мнение и позицию; ∙ договариваться, приходить к общему решению; ∙ соблюдать корректность в высказываниях; ∙ задавать вопросы по существу; ∙ контролировать действия партнёра. Обучающийся получит возможность научиться: ∙ учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; ∙ владеть монологической и диалогической формой речи; ∙ осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: ∙ осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; ∙ высказываться в устной и письменной форме; ∙ анализировать объекты, выделять главное; ∙ осуществлять синтез (целое из частей); ∙ проводить сравнение, классификацию по разным критериям;∙ устанавливать причинно-следственные связи; ∙ строить рассуждения об объекте. Обучающийся получит возможность научиться: ∙ осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;∙ осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; ∙ использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность: ∙ развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности; ∙ расширять знания и представления о традиционных и современных материалах; ∙ использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях; ∙ познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;∙ совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе; ∙ оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища; ∙ достичь оптимального для каждого уровня развития; ∙ сформировать навыки работы с информацией. ∙ На уровне своих возрастных особенностей развить способность работать руками, творческие способности и исследовательские навыки. ∙ Иметь уверенность в собственных силах. ∙ Сформировать коммуникативные навыки и навыки совместной коллективной деятельности. ∙ Овладеть терминологией, предусмотренной программой∙ Уметь следовать устным инструкциям и последовательности действий.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ Подведение итогов деятельности обучающихся может проводиться в форме экскурсии, конкурсов, утренников, коллективных творческих дел
.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ В ходе реализации программы уместно использование следующих приемов: - словесные (мини-лекция, рассказ, беседа); - наглядные (иллюстрации, видеоматериалы, фотографии, схемы, гербарии, муляжи, натуральные наглядные пособия); - практические (наблюдения, эксперименты, лабораторные работы); - использование занимательного материала. Методические приемы активного обучения позволяют разнообразить внеурочную деятельность, реализовать личностно-ориентированный подход в обучении. Формирование знаний осуществляется исследовательским методом, который заключается в организации поисковой познавательной деятельности учащихся путем постановки познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения, самостоятельного построения выводов. Использование следующие формы организации учебного процесса: - учебное занятие; - занятие-наблюдение; - занятие-исследование; - практическое занятие - экскурсии; - интеллектуальные, экологические игры; - встречи с интересными людьми; - олимпиады; - тематические и праздники.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫПо окончании 3-го класса учащиеся должны: - иметь представление о декоративном искусстве, уметь чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства; - владеть терминологией, связанной с изобразительным искусством; - знать историю керамического искусства; - иметь представление о народных промыслах; - уметь использовать свои знания в практической деятельности; - владеть техническими приемами работы с пластилином, уметь чувствовать объем и пропорции; - понимать сущность скульптуры, т.е. процесс создания скульптурного изображения из мягкого пластического материала, его уплотнения, вытягивания, расплющивания, заглаживания; уметь вести работу от простого к сложному, детально прорабатывать модель и в итоге суметь ее обобщить, достигнув наибольшей полноты исполнения творческого замысла; - проявлять творческие способности: воображение, фантазию, эстетическое восприятие. У учащихся формируется позитивное отношение к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.
Технологии обучения в кружке: - технология развивающего обучения; - технология проблемного обучения; - игровая технология;- здоровьесберегающие технологии; - проектная технология; - технология разноуровнего обучения; - информационные технологии.
Описание места кружка в учебном плане Кружок рекомендовано проводить во внеурочной деятельности. Объем учебного времени, отводимого на изучение данного кружка в первом классе – 1 час в неделю, 33 часа в год., во втором классе - 1 час в неделю 34 часа в год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Планируемым результатом занятий является воспитания школьниками системы ценностей. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость; бережливость, трудолюбие. Ценность труда и творчества: признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области; уважение к труду; творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость. Ценность общения: понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества. Ценность патриотизма: любовь и уважение к своему народу; восхищение культурным наследием предшествующих поколений. Ценность природы: осознание ответственности за родную землю; экологическое сознание. Личностные, метапредметные результаты освоения программы Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся. Кружок имеет четкую практико-ориетированную направленность. Он формируя представления «о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий», обеспечивает личностное развитие ребенка. На уровне метапредметных результатов – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения работ с использованием энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве, адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания, задавать вопросы.Ученики в результате выполнения под руководством учителя коллективных творческих работ получат первоначальный опыт использования сформированных в рамках данного кружка коммуникативных УУД в целях осуществления совместной продуктивной деятельности: распределение ролей, приобретение навыков сотрудничества, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками; Овладеют начальными формами познавательных УУД – исследовательскими: наблюдение, сравнение, классификация, обобщение. Получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных УУД: планирование предстоящего практического действия, прогнозирования, отбор оптимальных способов деятельности.
Учебно–тематическое планирование
№ | Раздел | Количество часов |
Аппликация из природных материалов | 5 | |
Аппликация из подручных средств | 6 | |
Поделки из соленого теста | 3 | |
Аппликация из бумаги | 7 | |
Аппликация из текстильных материалов | 6 | |
Коллаж | 10 |
Календарно-тематический план
№ занятия | содержание | Общее колич. по разделу | Колич. часов по теме | Дата | |
план | факт | ||||
Аппликация из природных материалов 5 | |||||
| Знакомство. Правила поведения в кружке. Правила техники безопасности при работе с клеем, ножницами и другими инструментами | 1 | |||
| Аппликация из природных материалов (сухие листья). Животные | 1 | |||
| Аппликация из природного материала. Животные и птицы. | 1 | |||
| Аппликация из природных материалов. Осенний лес. | 1 | |||
| Аппликация из природных материалов. На озере. | 1 | |||
Аппликация из подручных средств 6 | |||||
| Аппликация из подручных средств. Цветы | 1 | |||
| Аппликация из подручных средств. Чебурашка, | 1 | |||
| Аппликация из пластилина. Фрукты (по выбору детей) | 1 | |||
| Аппликация из пластилина. Овощи (по выбору детей) | 1 | |||
| Аппликация из пуговиц. Рыба. | 1 | |||
| Аппликация из пуговиц. По выбору детей. | 1 | |||
Поделки из соленого теста 3 | |||||
12 | Техника приготовления соленого теста | 1 | |||
13 | Изготовление тарелочки с узорами | 1 | |||
14 | Фрукты и овощи. | 1 | |||
Аппликация из бумаги 7 | |||||
15-17 | Изготовление новогодних снежинок, игрушек. Объемные игрушки. | 3 | |||
18 | Аппликация из бумаги (рваная бумага). Котенок | 1 | |||
19-20 | Аппликация из бумаги. Цветы (объемные) | 2 | |||
21 | Аппликация из бумаги. Украшение карандашницы | 1 | |||
Аппликация из текстильных материалов 6 | |||||
24-25 | Аппликация из ткани. К 23 февраля. | 2 | |||
22-23 | Аппликация из нарезанных ниток. К 8 Марта. | 2 | |||
26-27 | Аппликация из связанной нити (по выбору детей). | 2 | |||
Коллаж 10 | |||||
28-29 | Коллаж из бумаги, подручных средств. В лесу. | 2 | |||
30-31 | Коллаж из бумаги и крупы. Мой дом | 2 | |||
32 | Коллаж из бумаги и ткани. Весенние цветы. | 1 | |||
33-34 | Коллаж из бумаги и ткани ко Дню Победы. | 2 | |||
35-36 | Коллаж из бумаги, ткани, природного материала. Летние каникулы. | 2 | |||
37 | Выставка работ | 1 |
Литература.
- «Технология»/организация кружковой работы в школе. Издательство «Учитель», Волгоград. О.Н Маркелова. 2006.
- «Аппликация. Простые поделки». Издательство «Айрис-пресс». Е.Румянцева. 2008.
- «Аппликация» Москва ИКПЦ «Лада». Агапова И., Давыдова М. 2008.
- «Аппликация» Москва, Издательство Дом МСП, В.В.Выгонов, Э.М. Галямова, И.В. Захарова.2006.
- «Самоделки из разных материалов» Г.И. Перевертень, Москва, «Просвещение 1985».
- «Книга лучших поделок» Москва «РОСМЭН». 2006.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка «Веселая мозаика»
для детей 7-11 лет
на 2024-2215 учебный год
Составитель:
Вязанкина Н.А.
учитель нач. классов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Ритмическая мозаика». 2 класс.
Рабочая программа составлена по учебному предмету "Ритмическая мозаика" ("Ритмика и хореография") в соответствии с ФГОС для учащихся 2-х классов общеобразовательных школ. Во многих школах в программу ...
Рабочая программа студии Русская мозаика
Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс художественно-эстетического направления с использованием элементов народного искусства. Знакомство с народным деко...
Рабочая программа по дополнительному образованию 4 класс. Кружок "Музыкальная мозаика"
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием для 4 класса по кружку "Музыкальная мозаика"(допобразование)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Бумажная мозаика», направление – общекультурное, для учащихся 1 "Б" класса
Внеурочная деятельность 1класс "Бумажная мозаика"...
Рабочая программа по развитию коммуникативных навыков для обучающихся с ТМНР младшего школьного возраста «Речевая мозаика» (1,2,3,4 классы)
Рабочая программа...
Рабочая программа "Творческая мозаика"
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Творческая мозаика"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Интеллектуальная мозаика"
В наше быстро меняющееся время требования к умственной деятельности учащихся непрерывно растут. Высокими темпами происходит увеличение объема знаний, но продуктивность мыслительной деятельности ...