Рабочая программа по внеурочной деятельности "Интеллектуальная мозаика"
рабочая программа (1 класс)
В наше быстро меняющееся время требования к умственной деятельности учащихся непрерывно растут. Высокими темпами происходит увеличение объема знаний, но продуктивность мыслительной деятельности школьников, к сожалению, остается далеко позади их потенциальных возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения. Как показывает практика, интеллектуально-пассивные дети успешнее всего решают проблемы и задачи, которые предлагаются им в игровой, занимательной форме. Поэтому и возникла необходимость в разработке данной программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 373.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности «Интеллектуальная мозаика»
для 1 Г класса 2021-2022 учебный год. Цеплухина Т.А.
1. Раздел
Пояснительная записка
Актуальность программы
Согласно ФГОС НОО второго поколения и Закону об образовании организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.
В наше быстро меняющееся время требования к умственной деятельности учащихся непрерывно растут. Высокими темпами происходит увеличение объема знаний, но продуктивность мыслительной деятельности школьников, к сожалению, остается далеко позади их потенциальных возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения. Как показывает практика, интеллектуально-пассивные дети успешнее всего решают проблемы и задачи, которые предлагаются им в игровой, занимательной форме. Поэтому и возникла необходимость в разработке данной программы.
Практическая значимость
Разнообразие творческо-поисковых задач неучебного характера, их систематическое и целенаправленное использование создает благоприятные возможности для развития познавательных способностей. А именно, позволяют развивать у детей подвижность и гибкость мышления, поисковой активности; учат детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы, получать удовольствие от обучения.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Интеллектуальнаямозаика» направлена на совершенствование познавательных способностей учащихся. Система представленных в программе задач и упражнений позволит успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, поможет формированию нестандартного мышления, чувства уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
Источник программы
Программа является авторской, рассчитана на один год обучения.
Цель и задачи
Основная цель программы:совершенствование познавательных способностей.
Задачи первого года обучения:знакомство с понятиями изограф, анаграмма, ребус, кроссворд и правилами работы с ними; приемами складывания и перекладывания спичек с целью составления заданных фигур; приемами работы с магическим квадратом; развитие концентрации внимания, логического мышления, аналитических способностей, глазомера; совершенствование воображения и мыслительных операций; формирование навыков межличностного взаимодействия, активизация творческих способностей; развитие мелких мышц пальцев и кисти руки; воспитание трудолюбия и усидчивости.
2. Раздел
Общая характеристика курса
Программа внеурочной деятельности «Интеллектуальнаямозаика» предназначена для обучающихся 1 класса. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения. Все занятия проводятся после уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 45 минут.
Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель начальных классов.
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу.
Каждое занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Подготовительная часть включает в себя мозговую гимнастику, разминку. После гимнастики проводится разминка, в которую включены легкие вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции. Затем выполняются упражнения, способствующие развитию таких психических процессов, как память, внимание, воображение и мышление.
В основной части занятия обучающиеся знакомятся с определенным видом нестандартных задач, анализируют их, коллективно обсуждают решения.
Заключительная часть занятия используется для подведения итогов, рефлексии.
Наряду с традиционными занятиями используются их нетрадиционные формы: интеллектуальные игры, конкурсы, оформление математической газеты. Для решения задач, поставленных программой, используются следующие методы обучения: словесность, наглядность, проблемная ситуация, игровая деятельность.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной для детей.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю (33 часа в год).
Курс реализуется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
Образовательной программой ГБОУ СОШ №453, Учебным планом ГБОУ СОШ №453 на 2021-2022 учебный год.
Формы организации детского коллектива: работа с классом и в малых группах (10-15 человек)
Описание изменений, внесённых в основную образовательную программу
На изучение программы учебным планом предусмотрено 33 учебных часа, за 2021 – 2022 учебный год будет дано 33учебных часа, за 2021-2022 учебный год будет дано 32 часа, так как:
8.03- праздничный день.
выполнение содержательной части образовательной программы будет реализоваться за счет объединения тем занятий.
Изменений, внесённых в основную образовательную программа нет.
3. Раздел
Тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов | Количество часов | |
теория | практика | |||
1 | Вводный раздел | 1 | 1 | 0 |
2 | Слушай, смотри, запоминай, думай | 6 | 3 | 3 |
3 | Обучение с увлечением | 9 | 4 | 5 |
4 | Считай, смекай, отгадывай | 15 | 6 | 9 |
5 | Заключительный раздел | 2 | 1 | 1 |
Всего | 32 | 15 | 18 | |
Резервные занятия | 1 | |||
Итого | 33 |
4. Раздел
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | № в разделе | Дата | Тема занятия | Вид занятия | Примечания |
I Вводный раздел | |||||
1 | 07.09.2020 | Давайте познакомимся | теория | ||
II Слушай, смотри, запоминай, думай | |||||
1 | 14.09 | Будь внимательным. | теория | ||
2 | 18.09 | Будь внимательным. | практика | ||
3 | 21.09 | Слушайте и запоминайте. | теория | ||
4 | 28.09 | Слушайте и запоминайте. | практика | ||
5 | 05.10 | Смотрите и запоминайте. Развитие быстроты реакции, мышления. | теория | ||
6 | 12.10 | Смотрите и запоминайте. Развитие быстроты реакции, мышления. | практика | ||
III Обучение с увлечением | |||||
1 | 19.10 | Рассмотри, дорисуй и раскрась. | теория | ||
2 | 09.11 | Рассмотри, дорисуй и раскрась. | практика | ||
3 | 16.11 | Графический диктант. | теория | ||
4 | 23.11 | Графический диктант. | практика | ||
5 | 30.11 | Штриховка. | теория | ||
6 | 07.12 | Штриховка. | практика | ||
7 | 14.12 | Умные палочки. | теория | ||
8 | 21.12 | Умные палочки. | практика | ||
9 | 28.12 | Викторина «Умники и умницы». | практика | Показатель результативности освоения курса | |
IV Считай, смекай, отгадывай | |||||
1 | 11.01 | Учимся подбирать рифмы. | теория | ||
2 | 18.01 | Учимся подбирать рифмы. | практика | ||
3 | 25.01 | Учимся разгадывать анаграммы. | практика | ||
4 | 01.02 | Словесные прятки. | практика | ||
5 | 08.02 | Учимся разгадывать ребусы. | теория | ||
6 | 22.02 | Конкурс «Учимся разгадывать ребусы» | практика | Показатель результативности освоения курса | |
7 | 01.03 | Магический квадрат. | теория | ||
8 | 15.03 | Магический квадрат. | практика | ||
9 | 22.03 | Поиск закономерностей. | теория | ||
10 | 05.04 | Кроссворд. | теория | ||
11 | 12.04 | Кроссворд | практика | ||
12 | 19.04 | Кроссворд. | практика | ||
13 | 26.04 | Наборщик. | практика | ||
14 | 17.05 | Логические задачи. | теория | ||
15 | 24.05 | Логические задачи. | практика | ||
V Заключительный раздел | |||||
1 | 31.05 | Интеллектуальная игра «Юные эрудиты». | практика | Показатель результативности освоения курса | |
2 | 08.03 | Резервное занятие |
5. Раздел
Содержание программы
I. Вводный раздел (1 ч)
Занятие 1. Давайте познакомимся.
Познакомить учащихся с правилами ТБ на занятии. Совместно с преподавателем учиться определять и формулировать цель деятельности.
II. «Слушай, смотри, запоминай, думай» (6 ч)
Занятие 1. Будь внимательным.
Совместно с преподавателем учиться рационально использовать силы и время,целенаправленно сосредотачиваться.
Занятие 2. Будь внимательным.
Совместно с преподавателем учиться рационально использовать силы и время,целенаправленно сосредотачиваться.
Занятие 3. Слушайте и запоминайте.
Познакомить учащихся со специальными приемами, облегчающими запоминание.
Занятие 4. Слушайте и запоминайте.
Совместно с преподавателем учиться запоминать различную информацию используя специальные приемы, облегчающие запоминание.
Занятие 5. Смотрите и запоминайте. Развитие быстроты реакции, мышления.
Совместно с преподавателем учитьсядобывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация).
Занятие 6. Смотрите и запоминайте. Развитие быстроты реакции, мышления.
Совместно с преподавателем учитьсядобывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация). Делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий.
III. «Обучение с увлечением» (9 ч)
Занятие 1. Рассмотри, дорисуй и раскрась.
Научить учащихся работать по инструкции, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий.
Занятие 2. Рассмотри, дорисуй и раскрась.
Научить учащихся работать по инструкции, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий.
Занятие 3. Графический диктант.
Познакомить учащихся с правилами выполнения графического диктанта.
Занятие 4. Графический диктант.
Совместно с преподавателем учиться ориентироваться на листе, рисовать графические фигуры под диктовку и штриховать их.
Занятие 5. Штриховка.
Познакомить учащихся с различными способами штриховки предметов.
Занятие 6. Штриховка.
Совместно с преподавателем и самостоятельно учиться штриховать различными способами.
Занятие 7. Умные палочки.
Познакомить учащихся с приемами работы по перекладыванию спичек.
Занятие 8. Умные палочки.
Совместно с преподавателем и самостоятельно учиться складывать и перекладывать спички с целью оставления заданных фигур.
Занятие 9. Викторина «Умники и умницы».
Познакомить учащихся с правилами конструктивной работы в группе.
Использовать изученные приемы и способы для решения заданий различного характера.
IV. «Считай, смекай, отгадывай» (15 ч)
Занятие 1. Учимся подбирать рифмы.
Познакомить учащихся с понятием рифма.
Занятие 2. Учимся подбирать рифмы.
Совместно с преподавателем и самостоятельно учиться рифмовать слова, выбирая их из предложенных, соединяя их попарно.
Занятие 3. Учимся разгадывать анаграммы.
Познакомить учащихся с понятием анаграмма. Совместно с преподавателем и самостоятельно учиться образовывать из одних и тех же букв различные слова.
Занятие 4. Словесные прятки.
Познакомить учащихся с понятием «словесные прятки». Совместно с преподавателем и самостоятельно учиться находить в слове «спрятавшиеся слова».
Занятие 5. Учимся разгадывать ребусы.
Познакомить учащихся с правилами решения ребусов.
Занятие 6. Учимся разгадывать ребусы.
Совместно с преподавателем и самостоятельно учиться решать и составлять ребусы.
Занятие 7. Магический квадрат.
Познакомить учащихся с приемами работы с магическим квадратом.
Занятие 8. Магический квадрат.
Совместно с преподавателем и самостоятельно учиться работать с магическим квадратом.
Занятие 9. Поиск закономерностей.
Познакомить учащихся с приемами поиска закономерностей. Совместно с преподавателем и самостоятельно учиться сравнивать предметы, явления между собой, выявлять закономерности и проводить аналогии.
Занятие 10. Кроссворд.
Познакомить учащихся с правилами решения кроссвордов.
Занятие 11. Кроссворд.
Совместно с преподавателем и самостоятельно учиться разгадывать и составлять кроссворды.
Занятие 12. Кроссворд.
Совместно с преподавателем и самостоятельно учиться разгадывать и составлять кроссворды.
Занятие 13. Наборщик.
Познакомить учащихся с правилами игры «Наборщик». Совместно с преподавателем и самостоятельно учиться составлять слова из букв другого слова.
Занятие 14. Логические задачи.
Совместно с преподавателем и самостоятельно учиться классифицировать предметы, слова; делать выводы, простейшие умозаключения.
Занятие 15. Логические задачи.
Совместно с преподавателем и самостоятельно учиться решать логические задачи.
V. «Заключительный раздел» (1 ч)
Занятие 1. Интеллектуальная игра «Юные эрудиты». Подведение итогов года.
Проверить уровень сформированности знаний и умений по различным разделам курса. Использовать изученные приемы и способы для решения заданий различного характера.
6. Раздел
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Личностными результатами в 1-м классе является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Высказывать своё предположение (версию).
- Работать по предложенному учителем плану.
- Отличать верно выполненное задание от неверного.
- Давать оценку работе класса на занятии.
Познавательные УУД:
- Отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и знания, полученные на занятии.
- Делать выводы вместе с учителем.
- Сравнивать и группировать предметы.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться работать в группе.
Предметными результатами в 1-м классе являются формирование следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
7. Раздел
Учебно-методическое обеспечение курса
Список литературы для учителя
- Агапова И.А. Головоломки, шарады, ребусы на уроках и во внеурочное время.- Волгоград: Учитель, 2009 г.
- Сушинскас Л.Л. Викторины, конкурсы, кроссворды для начальной школы. 2 изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2012
- Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7 -10лет). Рабочие тетради в 2-х частях. Москва: РОСТ книга, 2007 г.
- Холодова О. Юным умникам и умницам: Методическое пособие для 1-4 классов, Москва: РОСТ книга, 2007 г.
8. Раздел
Материально – техническое обеспечение курса
Современные программно-технологические комплексы (используются в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.20120 (пункт 10.18 «Продолжительность непрерывного применения технических средств на уроках»):
- фото-, видео-, мультимедийная аппаратура;
- компьютерная техника, программное обеспечение.
Корректировка рабочей программы «Интеллектуальная мозаика»
для 1Г класса
на 2021– 2022 учебный год
Преподаватель: Цеплухина Татьяна Андреевна
Чет-верть | Тема занятия | Кол-во часов по плану | Кол-во фактически данных часов | Причина отставания | Способ преодоления отставания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458868-1403186039.jpg)
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/24/picture-572245-1422132804.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Бумажная мозаика», направление – общекультурное, для учащихся 1 "Б" класса
Внеурочная деятельность 1класс "Бумажная мозаика"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/16/picture-457467-1402883853.jpg)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...