Рабочая программа по развитию коммуникативных навыков для обучающихся с ТМНР младшего школьного возраста «Речевая мозаика» (1,2,3,4 классы)
рабочая программа по логопедии
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки с осуществлением медицинской реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата № 100», г.Кемерово.
Рабочая программа по развитию коммуникативных навыков для обучающихся с ТМНР младшего школьного возраста «Речевая мозаика» (1,2,3,4 классы)
Составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ (вариант 6.3) на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (ФГОС НОО ОВЗ)
Составитель: учитель-логопед, Еремеева Е.З.
.
Обсуждено на заседании методического объединения Утверждено на педагогическом совете
Протокол №1 от 27 августа 2021г. Протокол №1 от 31 августа 2021г.
Руководитель методического объединения Председатель педагогического совета
____________________________________ ____________________Колмогоров Г.В.
Кемерово 2021
Содержание
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Актуальность
Цель и задачи программы
Принципы и подходы к реализации
Планируемые результаты освоения программы
Критерии эффективности программы
Психофизиологическая характеристика детей с (интеллектуальными нарушениями), ТМНР
Структура и содержание программы
Календарно-тематическое планирование
Список литературы
Пояснительная записка.
Программа «Развитие коммуникативных навыков для ТМНР» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012г.№273 «Об образовании в Российской федерации»( далее – ФЗ№273);
- Концепцией развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014г. 1726-р;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмом Минобрнауки России от 14.12.2015г. №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
-Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015г. №09-3242 «О направлении информации»
- Конституцией РФ;
- Конвенцией о правах ребенка;
Исследованием проблемы диагностики, развития и воспитания детей с различными нарушениями занимались Л.С. Выготский, В.П. Кащенко, Э.И. Леонгард, В.И. Лубовский и другие.
Дети с ТМНР смогут адаптироваться к окружающему миру, если будут способны выразить свои желания сказать о своих потребностях, попросить о помощи и правильно отреагировать на слова, говорящих с ними людей. Ограничение коммуникативных навыков и умений значительно осложняет процессы социализации и интеграции обучающихся в социум, снижает качество их жизни. Усвоение способов вербального общения расширяет возможности ребенка устанавливать контакты, выражать свои чувства, добиваться выполнения своих желаний. Данная программа направлена на формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с ТМНР и рекомендована для реализации с детьми младшего школьного возраста. Факультативный курс представлен в Учебном плане МБОУ «Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки с осуществлением медицинской реабилитации детей с нарушением опорно- двигательного аппарата №100» в части, формируемой участниками образовательных отношений.
Актуальность.
Являясь гражданами государства, дети, подростки, взрослые лица с тяжелыми и множественными нарушениями имеют право на образование. Эти права закреплены в Конституции РФ, в Федеральном Законе «Об образовании» (ред. от 29.12.2004), в перечне мер по реализации Федеральных Законов «О государственной социальной помощи» (от 17.07.1999), «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (от 24.11.1995), а также в Федеральном регистре Минздравсоцразвития РФ (от 16.11.2004). В пакете социальных услуг предусмотрено, что каждый ребенок с инвалидностью должен получать образовательные услуги. Так как дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Им необходимо развивать социальную компетентность, навыки общения с окружающими. Необходимо преодолеть социальную изоляцию, расширить возможности произвольного взаимодействия со сверстниками.
Таким образом, актуальность данной темы определяется следующими фактами:
- необходимостью дальнейшей работы по совершенствованию коммуникативных навыков младших школьников с ТМНР, что связано с общими задачами демократизации и гумманизации образования;
- с требованиями, предъявляемыми в настоящее время к ученику Государственными Федеральными Образовательными Стандартами нового поколения, с учетом которых современный школьник должен владеть рядом коммуникативных компетенций, а именно – владеть способами совместной деятельности в группе, умениями корректно вести учебный диалог, искать и находить компромиссы; иметь позитивные навыки общения в социуме и т.д.
Цели и задачи.
Цель программы: является создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и создание среды, обеспечивающей позитивное отношение к коммуникации.
Окружающий мир для каждого человека открывается в общении и через общение с другими людьми. Ребенку необходимо уметь устанавливать контакт со всеми, кто живет рядом с ним, научиться сотрудничать с детьми и взрослыми, благодаря этому возникают предпосылки к активности, появляется стремление к самостоятельности, понимание собственных возможностей. Дети с ТМНР, как правило, не игнорируют контактов с педагогами и сверстниками, но самостоятельно предъявить те или иные способы коммуникации не могут, поэтому формирование положительной мотивации к взаимодействию предполагает специальную организацию сотрудничества педагога с ребенком в ходе деятельности. Для данной категории детей характерен ряд особенностей – отсутствие мотивации к общению, разлаженность в поведении, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость. Все вышеперечисленные факторы мешают полноценному взаимодействию ребёнка с окружающим миром, его социализации и адаптации в обществе. Это значит, что необходимо обучать таких детей навыкам коммуникативного взаимодействия. В ходе обучения данной категории детей решаются следующие задачи:
-формировать различные формы общения (вербальных и невербальных), соответствующих возможностям обучающегося;
-тренировать различные коммуникативные умения;
- развивать активность в повседневной жизни;
-обеспечить условия для общения детей со взрослыми и сверстниками,
-развивать понимание речи и способность выразить с помощью языка свои мысли и чувства;
-формировать положительную мотивацию к взаимодействию с окружающими (одноклассниками, сверстниками, педагогами и т.д);
Принципы и подходы к реализации.
Принципиально значимыми в данной программе являются следующие принципы:
-принцип реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации в коррекционно- развивающей работе коррекционно-развивающей работе;
-формирование способов усвоения общественного опыта (в том числе и учебных навыков) ребёнка с ТМНР и раскрытие его потенциальных способностей и возможностей;
- учёт врожденных закономерностей психического развития ребёнка, при формировании ведущей деятельности и психологических новообразований в каждом возрастном периоде;
- анализ социальной ситуации развития ребенка и семьи;
- деятельностный подход в организации целостной системы коррекционно-педагогического воздействия;
- развивающий характер обучения, основывающийся на положении о формировании зоны ближайшего развития;
- реализация личностно-ориентированного подхода через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы;
-расширение форм взаимодействия взрослых с детьми и создание условий для активизации форм партнерского сотрудничества;
- определение базовых достижений ребенка с ТМНР в каждом возрастном периоде в целях планирования и осуществления коррекционно-развивающего воздействия, направленного на раскрытие его потенциальных возможностей.
Планируемые результаты освоения программы.
Планируемые результаты освоения программы обучающимися
распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социальных знаний (о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, знания, труд), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, общеобразовательной организации, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой обучающийся получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами общеобразовательной организации, в открытой общественной среде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, а сроки перехода могут варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей обучающихся.
Основные личностные результаты программы:
― ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению;
― ценностное отношение к труду, человеку труда, трудолюбие;
― эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;
― готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни;
― понимание красоты в окружающей действительности;
― развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных компонентов;
― расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
― принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
― владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
― способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;
Критерии эффективности программы.
Оценка предметных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении коммуникативными компетенциями.
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися коммуникативными компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки (специалисты ПМПк), метода наблюдения, анкетирования родителей и педагогов, тестирования обучающихся.
Система оценки предметных результатов овладения коррекционным курсом:
Низкий уровень – ребенок не овладел коммуникативными компетенциями, не стремиться к общению со сверстниками и взрослыми, либо использует неадекватные и неприемлемые способы общения.
Уровень ниже среднего – ребенок усвоил некоторые коммуникативные компетенции, однако адекватно их использует лишь при контроле со стороны взрослого.
Средний уровень – ребенок усвоил основную часть коммуникативных компетенций, однако требуется контроль со стороны взрослого за их соблюдением.
Высокий уровень – ребенок усвоил все коммуникативные компетенции и способен их применять в повседневной жизни без контроля со стороны взрослого.
Психофизиологическая характеристика детей с (интеллектуальными нарушениями), ТМНР.
Тяжелые и множественные нарушения развития – это врожденные или приобретенные в раннем возрасте сочетания нарушений различных функций организма. Возникновение ТМНР обуславливается наличием органических поражений центральной нервной системы (ЦНС), генетических аномалий, нарушениями обмена веществ, нейродегенеративными заболеваниями и т.д. Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития занимают особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья. Они представляют собой разнородную группу. Как правило, это учащиеся в выраженными нарушениями интеллектуального развития: умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью. Психическое и интеллектуальное недоразвитие сочетается с другими системными или локальными нарушениями. Это нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы.
Особенности и своеобразие психофизического развития детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР определяют специфику их образовательных потребностей.
Данная категория детей характеризуется не только значительным недоразвитием мыслительной деятельности, не позволяющим овладеть предметными учебными знаниями, но и нарушениями базовых психических функций (внимания, памяти, восприятия, мышления). У детей с ТМНР отмечается своеобразное развитие всех структурных компонентов речи вплоть до ее полного отсутствия. В последнем случае детей обучают использования средств невербальной коммуникации, альтернативной или дополнительной коммуникации.
Внимание отличается крайней непродуктивностью, неустойчивостью, истощаемостью. Дети очень отвлекаемые, неусидчивые. Слабость активного произвольного внимания препятствует решению даже простых задач познавательного содержания, связанного с формированием учебных действий. Целенаправленная и продолжительная коррекционная работа дает в отсроченной перспективе определенные результаты. Особенно заметна положительная динамика при умеренном недоразвитии мыслительной деятельности.
Психофизическое недоразвитие характеризуется нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование и развитие не только точных и тонких движений, мелкой моторики, но часто и простых физических и трудовых действий. У данной категории детей отмечается замедленный темп, рассогласованность, неловкость движений или напротив - повышенная возбудимость, хаотичная нецеленаправленная деятельность, двигательная расторможенность. Овладение навыками, требующими более тонких и дифференцированных движений, например, удержание карандаша, ручки, кисти, шнурование, застегивание пуговиц, захват ручки и ложки, вызывает значительный трудности у детей с ТМНР. Некоторые школьники с тяжелыми множественными нарушениями развития полностью зависят от помощи окружающих во время проведения гигиенических процедур, одевании, раздевании, кормления - они постоянно нуждаются в присмотре у уходе. Впрочем, часто это сохраняется и во взрослой жизни.
Возрастные нормы не применимы к детям с тяжелыми множественными нарушениями развития. Мотивационно-потребностная сфера детей данной категории как правило не развита, интерес к деятельности имеет неустойчивый и кратковременный характер, что безусловно осложняет образовательный процесс. Обучение детей с ТМНР связано, прежде всего, с социально-бытовой адаптацией и носит строго практическую направленность.
Структура и содержание программы.
Программа ориентирована на создание условий для: расширения опыта поведения, деятельности и общения в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами.
Курс предназначен для детей 1- 4 классов. Недельная нагрузка составляет 1 час в неделю (33 часа в год для 1-ых классов; 34 часов в год для 2 – 4 классов). Занятия проводятся с учащимися по 30 минут.
При реализации рабочей программы по коррекционному курсу «Развитие коммуникативных навыков у детей с ТМНР» используются:
Коррекционно-развивающие технологии.
-Личностно-ориентированные технологии.
-Игровые технологии.
-Здоровьесберегающие технологии.
Словесные методы: беседа, объяснение, разъяснение, рассказ.
Наглядные методы: иллюстрации, демонстрация, наблюдения учащихся. Практические методы: упражнения, задания, практическая работа.
Приемы: поощрение, похвала, поглаживание, порицание.
Календарно-тематическое планирование.
1 дополнительный класс.
Количество часов, предусмотренных программой- 33ч.
Количество часов в неделю- 1 ч.
№ | Тема | Содержание занятия |
1 | Давайте познакомимся! | Знакомство с детьми. Отработать фразу: «Меня зовут…». Хороводная игра «Ау!» Ход игры. Ребенок стоит в кругу с завязанными глазами, он потерялся в лесу. Дети водят хоровод, проговаривая слова «Петя (Маша), ты сейчас в лесу, мы поем тебе АУ! Ну-ка, глазки открывай поскорей, кто тебя позвал, узнай побыстрей. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал. |
2 | Семья | Беседа «Моя семья». Словарь: мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь, любить, кормить, купать, обувать, одевать, расти, большой, маленький, один, много, я, мы, мой, моя, хорошо, плохо. |
3 | В моей школе. | Правила поведения в школе. Словарь: учитель, воспитатель, школа, класс, парта, стул, гардеробная, спасибо, пожалуйста, высокий, низкий, играть, катать, кормить, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, мне, твой. |
4 | Я. Части тела и лица. | Опыт «Чиним игрушку» (строение человека). Словарь: глаз, нос, рот, ухо, спина, живот, есть, пить, сидеть, лежать, ходить, смотреть, говорить, слушать, вот, здесь, на, у. |
5 | Осень. Признаки осени. | Беседа «Вот и осень к нам пришла!» и занятие «Желтая сказка» Из цикла «Новые разноцветные сказки». Словарь: осень, дождь, туман, туча, ветер, день, ночь, утро, вечер, дерево, трава, листья, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, идти, дуть, опадать, желтеть, краснеть, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, далеко, близко, выше, ниже, длиннее, короче, шире, уже, один, два, три, первый, второй, третий, на, в, у, под. |
6 | Сад. Фрукты. | Коллективная аппликация из готовых форм «А у нас в садочке». Словарь: дерево, ветка, ствол, плод, корзина, куст, яблоко, груша, слива, апельсин, лимон, красный, желтый, зеленый, синий, круглый, длинный, вкусный, сладкий, кислый, собирать, срывать, укладывать, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, мне, твой, твоя, тебе, вверху, внизу, далеко, близко, один, два, три, первый, второй, третий, на, в, у, под. |
7 | Огород. Овощи. | Беседа «Во саду ли в огороде..» Словарь: огород, грядка, парник, теплица, овощи, корзина, ведро, лопата, грабли, морковь, свѐкла, картофель, огурец, помидор, репа, клубень, ботва, круг, квадрат, треугольник, красный, желтый, зеленый, синий, круглый, квадратный, треугольный, длинный, вкусный, сладкий, кислый, соленый, собирать, таскать, копать, срезать, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, вверху, внизу, слева, справа, посредине, далеко, близко, один, два, три, первый, второй, третий, на, в, у, под. |
8 | Одежда. | Знакомство с разной одеждой. Словарь: одежда, платье, сарафан, кофта, шорты, брюки, футболка, рубашка, куртка, пальто, шапка, шарф, колготки, носки, воротник, рукав, карман, пояс, пуговица, петля, теплый, легкий, красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, длинный, короткий, надевать, одевать, носить, завязывать, застегивать, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, четыре, пять. |
9 | Обувь. | Чтение стихотворения Чуковский К.И., Чудо- Дерево. Словарь: обувь, тапки, туфли, босоножки, ботинки, кроссовки, сапоги, красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, розовый, удобный, теплый, легкий, высокий, низкий, широкий, узкий, длинный, короткий, надевать, обувать, носить, ходить, бегать, прыгать, топать, протирать, сушить, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, четыре, пять, на, в, у, под, с (со). |
10 | Мебель. | Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери». Словарь: мебель Стол, стул, шкаф, кровать, полка, спинка, сидеть, лежать, красный, желтый, зеленый, синий, большой, маленький, круглый, квадратный, тебя, тебе, вверху, внизу, много, мало, в, на, у. |
11 | Что такое вежливость? | Беседа «Вежливые слова». Словарь: вежливость, добрые слова, спасибо, пожалуйста, подайте пожалуйста, я¸ мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, много. |
12 | Зима. | Рассматривание картины «Зима». Признаки зимы. Словарь: зима, снег, приносить, дарить, холодно, получать, много, вверху, внизу, один, два, три, в, на. |
13 | Продукты питания. | Беседа «Что в холодильнике?» Словарь: суп, сок, чай, молоко, хлеб, тарелка, чашка, ложка, вилка, нож, есть, пить, сладкий, кислый, вкусный, горячий, холодный, круглый, квадратный, треугольный, вкусно, много, мало, утро, день, вечер, ночь. |
14 | Посуда. | Опыт «Сварим куклам суп» Словарь: посуда, тарелка, чашка, ложка, вилка, круг, квадрат, треугольник, мыть, красный, желтый, зеленый, синий, большой, маленький, круглый, квадратный, треугольный, короткий, длинный, мне, меня, тебя, тебе. |
15 | Домашние птицы. | Рассматривание и обсуждение картины «На птичьем дворе». Словарь: петух, курица, цыпленок, утка, утенок, гусь, хвост, крылья, день, ночь, утро, вечер плавать, клевать, пищать, крякать, красный, желтый, зеленый, синий, большой, маленький, один, два, три, больше, меньше, в, на, у. |
16 | Домашние животные. | Интегрированное занятие «В деревню к бабушке». Словарь: домашние животные, кот, собака, котенок, щенок, корова, коза, рога, ходить, лежать, играть, пить, давать, большой, маленький, такой же, вкусный, один, два, три, тут, там, впереди, сзади, много, мало, в, на, у. |
17 | Добро и зло в сказках. | Беседа «Добро побеждает зло». Словарь: добро, зло, поступок, хороший поступок, плохой поступок, вверху, внизу, спереди, сзади, слева, справа, я¸ мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам. |
18 | Что такое хорошо и что такое плохо? | Просмотр и обсуждение мультика «Что такое хорошо и что такое плохо?» Словарь: поступок, хороший поступок, плохой поступок, грязный, чистый, вежливый, мусорить, драться, вверху, внизу, спереди, сзади, слева, справа, я¸ мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, на, в, у, под, с (со). |
19 | Дикие птицы. | Беседа «Дикие птицы». Словарь: грач, грачонок, голубь, ворона, воробей, дерево, ветка, гнездо, круглый, летать, кормить, расти, тепло, холодно, |
20 | Дикие животные. | Интегрированное занятие «В гостях у мишки». Волк, лиса, лисенок, заяц, медведь, голова, уши, лапа, хвост, ходить, прыгать, бегать, рычать, большой, маленький, один, два, три, он, она, они, много, мало, больше, меньше, в, на, у. |
21 | Весна. | Беседа «Весна. Признаки весны». Словарь: весна, год, зима, солнце, капель, ручей, проталина, подснежник, птица, утро, день, вечер, ночь, пригревать, таять, звенеть, появляться, чирикать, солнечный, мокрый, тепло, холодно, много, мало, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, в, на, у, под, с (со), за. |
22 | Первые весенние цветы. | Рисунок «Цветы». Словарь: цветок, подснежник, мать-и-мачеха, стебель, листок, проталинка, сутки, утро, день, вечер, ночь, появляться, расти, цвести, нежный, тонкий, хрупкий, тепло, холодно, много, мало, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, в, на, у, под, с (со), за. |
23 | Транспорт. | Сюжетно-ролевая игра «На улице нашей большое движенье». Словарь: транспорт Машина, автобус, трамвай, троллейбус, руль, сидение, круг, круглый, треугольник, дорога, тротуар, переход, светофор, ехать, идти, много, мало, тут, там, впереди, сзади, в, на, у. |
24 | Правила дорожного движения. | Сюжетно-ролевая игра на улице «На перекрестке». Словарь: улица, дорога, тротуар, переход, перекресток, светофор, пешеход, машина, автобус, троллейбус, такси, милиционер, водить, возить, ходить, стоять, соблюдать, красный, желтый, зеленый, один, два, три, четыре, пять, больше, меньше, одинаково, утро, день, вечер, ночь, вверху, внизу, сзади, спереди. |
25 | Профессии на транспорте. | Сюжетно-ролевая игра «В автобусе». Транспорт, шофер, водитель, летчик, капитан, кондуктор, руль, штурвал, билет, сутки, утро, день, вечер, ночь, водить, управлять, продавать, получать, много, мало, больше, меньше, столько же, один, два, три, четыре, пять, он, она, оно, они, вверху, внизу, впереди, сзади, в, на, у, с (со), под, за. |
26 | Мой внешний вид. | Беседа «Мой внешний вид». Словарь: внешний вид, улыбка, хмурый, аккуратный, грязный, утро, день, вечер, ночь, много, мало, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, в, на, у, под, с (со), за . |
27 | Закрепление пройденного. | Закрепление пройденного материала. |
28 | Домашние животные весной. | Выставка поделок «Наши любимцы». Словарь: Животное, детеныш, корова, теленок, коза, козленок, лошадь, свинья, поросенок, кролик, кошка, котенок, собака, щенок, хвост, лапа, голова, ухо, мычать, хрюкать, мяукать, лаять, приносить, ухаживать, кормить, поить, любить, дружить, домашний, ласковый, белый, серый, черный, коричневый, рыжий, полосатый, один, два, три, четыре, пять, больше, меньше, одинаково, утро, день, вечер, ночь, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, в, на, у, под, с (со), за, над. |
29 | Дикие животные весной. | Беседа «Дикие животные весной». Словарь: Животное, детеныш, медведь, медвежонок, лиса, волк, кабан, волчата, заяц, рысь, хвост, лапа, голова, ухо, приносить, ухаживать, кормить, поить, любить, дружить, домашний, ласковый, белый, серый, черный, коричневый, рыжий, один, два, три, четыре, пять, больше, меньше, одинаково, утро, день, вечер, ночь, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, в, на, у, под, с (со), за, над. |
30 | Птицы прилетели. | Рассматривание картины Васнецова «Грачи прилетели». Словарь: птица, грач, скворец, ласточка, хвост, клюв, крыло, прилетать, выть, выводить, искать, кормить, большой, маленький, один, два, три, четыре, пять, больше, меньше, одинаково, утро, день, вечер, ночь, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, посредине, в, на, у, под, с (со), за, над. |
31 | Если бы вещи умели говорить. | Чтение и обсуждение сказки «Федорино горе». Словарь: чистый, грязный, опрятный, неопрятный, посуда, вещи, предметы, в, на, под, у, с, за. |
32 | Наш город. Моя улица. | Беседа «Мой город». Словарь: город, Кемерово, улица, площадь, река, мост, красивый, прекрасный, строить, стоять, жить, любить, один, два, три, четыре, пять, больше, меньше, одинаково, утро, день, вечер, ночь, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, посредине, в центре, в, на, у, под, с (со), за, над. |
33 | Лето. Цветы. | Беседа «Летом» Словарь: лето, солнце, одуванчик, лютик, клевер, ромашка, цветок, лист, трава, дерево, небо, туча, дождь, лужа, день, ночь, утро, вечер, гулять, бегать, прыгать, смотреть, красный, желтый, зеленый, синий, один, два, три, я, мы, ты, вы, вверху, внизу. |
34 | Лето. Насекомые. | Выставка картин «Бабочки на лугу» Словарь: лето, насекомые, бабочка, жук, муха, квадрат, круг, треугольник, шар, куб, день, ночь, летать, смотреть, красный, желтый, зеленый, синий, круглый, квадратный, треугольный, один, два, три, я, мы, ты, вы, он, она они, мой, твой, ваш, наш, вверху, внизу. |
Календарно-тематическое планирование.
1 класс.
Количество часов, предусмотренных программой- 33ч.
Количество часов в неделю- 1 ч.
№ | Тема | Содержание занятия |
1 | Давайте знакомиться. Поведение в школе. | Вводная беседа «Правила поведения в школе». Знакомство с детьми. Отработать фразу: «Меня зовут…». Хороводная игра «Ау!» Ход игры. Ребенок стоит в кругу с завязанными глазами, он потерялся в лесу. Дети водят хоровод, проговаривая слова «Петя (Маша), ты сейчас в лесу, мы поем тебе АУ! Ну-ка, глазки открывай поскорей, кто тебя позвал, узнай побыстрей. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал. |
2 | Осень. Названия деревьев. Признаки осени. | Беседа «Вот и осень к нам пришла!» и интегрированное занятие «Желтая сказка» Из цикла «Новые разноцветные сказки». Словарь: Осень, дождь, туман, туча, ветер, день, ночь, утро, вечер, дерево, трава, листья, береза, дуб, клен, осина, рябина, круг, квадрат, треугольник, круглый, квадратный, треугольный, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, идти, дуть, опадать, желтеть, краснеть, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, далеко, близко, выше, ниже, длиннее, короче, шире, уже, один, два, три, первый, второй, третий, на, в, у, под. |
3 | Огород. Овощи. | Чтение и драматизация русской народной сказки «Репка». Словарь: Огород, грядка, парник, теплица, овощи, корзина, ведро, лопата, грабли, морковь, свѐкла, картофель, огурец, помидор, репа, клубень, ботва, круг, квадрат, треугольник, красный, желтый, зеленый, синий, круглый, квадратный, треугольный, длинный, вкусный, сладкий, кислый, соленый, собирать, таскать, копать, срезать, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, вверху, внизу, слева, справа, посредине, далеко, близко, один, два, три, первый, второй, третий, на, в, у, под. |
4 | Сад. Фрукты. | Коллективная аппликация из готовых форм «А у нас в садочке». Словарь: фрукты, дерево, ветка, ствол, плод, корзина, куст, яблоко, груша, слива, апельсин, лимон, красный, желтый, зеленый, синий, круглый, длинный, вкусный, сладкий, кислый, собирать, срывать, укладывать, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, мне, твой, твоя, тебе, вверху, внизу, далеко, близко, один, два, три, первый, второй, третий, на, в, у, под. |
5 | Лес. Грибы и лесные ягоды. | Беседа «Не знаешь? Не ешь!» Словарь: лес, дерево, куст, дорожка, тропинка, корзина, лукошко, опушка, полянка, боровик, подберезовик, подосиновик, лисичка, сыроежка, черника, клюква, красный, желтый, зеленый, синий, круглый, длинный, вкусный, сладкий, кислый, собирать, срывать, укладывать, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, мне, твой, твоя, тебе, вверху, внизу, далеко, близко, один, два, три, первый, второй, третий, на, в, у, под. |
6 | Я ученик. Школьные принадлежности. | Беседа «Я ученик». Дидактическая игра «Угадай предмет». Словарь: школа, кабинет, учитель, ученик, тетрадь, альбом, пенал, ручка, карандаш, резинка, линейка, мел, краски, парта, стул. |
7 | Одежда. | Беседа «Наша одежда». Словарь: одежда, платье, сарафан, кофта, шорты, брюки, футболка, рубашка, куртка, пальто, шапка, шарф, колготки, носки, воротник, рукав, карман, пояс, пуговица, петля, теплый, легкий, красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, длинный, короткий, надевать, одевать, носить, завязывать, застегивать, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, четыре, пять. |
8 | Обувь. | Чтение сказки Е. Р. Железновой «Приключения розовых босоножек». Словарь: обувь, тапки, туфли, босоножки, ботинки, кроссовки, сапоги, красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, розовый, удобный, теплый, легкий, высокий, низкий, широкий, узкий, длинный, короткий, надевать, обувать, носить, ходить, бегать, прыгать, топать, протирать, сушить, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, четыре, пять, на, в, у, под, с (со). |
9 | Мебель. | Интегрированное занятие «В магазине «Детский мир» (игрушки, одежда, обувь, мебель). Словарь: мебель, шкаф, кровать, диван, кресло, стол, стул, комод, полка, стенка, дверца, ручка, сиденье, спинка, ножка, сутки, день, ночь, утро, вечер, большой, маленький, деревянный, красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, розовый, коричневый, сидеть, лежать, вешать, ставить, хранить, я¸ мы, ты, вы, он. |
10 | Кухня. Посуда. | Дидактическая игра «Дочки-матери». Словарь: кухня, посуда, кастрюля, миска, сковорода, чайник, тарелка, стакан, чашка, блюдце, ложка, вилка, нож, сутки, утро, день, вечер, ночь, стеклянный, металлический, фарфоровый, красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, розовый, ставить, хранить, варить, жарить, готовить, есть, пить, я¸ мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, четыре, пять, поровну, одинаково, столько же, на, в, у, под, с (со). |
11 | Зима, зимующие птицы. | Беседа «Здравствуй, гостя зима!» и интегрированное занятие «Белая сказка» из цикла «Новые разноцветные сказки. Словарь: зима, птица, снег, лед, мороз, метель, вьюга, снежинка, сугроб, каток, кормушка, зерно, встречать, кормить, насыпать, дуть, завывать, засыпать, покрывать, замерзать, помогать, белый, голубой, снежный, вверху, внизу, спереди, сзади, я¸ мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, на, в, у, под, с (со). |
12 | Комнатные растения. | Опыт «Для чего растениям нужна вода». Словарь: комнатные растения, растение, кактус, герань, толстянка, горшок, поддон, лейка, стебель, лист, цветок, насыпать, рыхлить, поливать, ухаживать, расти, цвести, комнатный, красный, зеленый, красивый, вверху, внизу, спереди, сзади, слева, справа, вчера, сегодня, завтра, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, четыре, пять, на, в, у, под, с (со). |
13 | Новый год. | Просмотр мультфильма «Снеговик-почтовик». Словарь: Дед Моро, Снегурочка, мешок, подарок, елка, ветка, игрушка, гирлянда, свеча, флажок, радость, смех, поздравлять, праздновать, встречать, дарить, получать, красный, синий, желтый, зеленый, голубой, розовый, белый, оранжевый, разноцветный, пушистый, треугольный, круглый, квадратный, вверху, внизу, спереди, сзади, слева, справа, я¸ мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, на, в, у, под, с (со). |
14 | Домашние птицы. | Интегрированное занятие с рассматриванием картины «На птичьем дворе». Словарь: домашние птицы, птица, петух, курица, цыпленок, цыплята, утка, утенок, утята, гусь, гусят, индюк, индюшата, корм, зерно, кормить, ухаживать, плавать, пасти, клевать, ловить, разгребать, пруд, кормушка, домашний, пушистый, разноцветный, голосистый, пестрый, вверху, внизу, спереди, сзади, слева, справа, я¸ мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, на, в, у, под, с (со). |
15 | Домашние животные и их детеныши. | Коллективный просмотр и обсуждение мультфильма «Кто сказал: «Мяу?» Словарь: двор, хлев, сарай, животное, детеныш, корова, лошадь, коза, свинья, овца, баран, кролик, кошка, собака, котенок, щенок, теленок, козленок, поросенок, рога, хвост, пятачок, ухо, шерсть, приносить, ухаживать, кормить, поить, мыть, чистить, убирать, давать, мычать, лаять, мяукать, хрюкать, домашний, пушистый, белый, серый, черный, рыжий, вверху, внизу, спереди, сзади, слева, справа, я¸ мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, на, в, у, под, с (со). |
16 | Дикие животные и их детеныши. | Чтение сказки «Теремок». Драматизация. Словарь: животное, лес, нора, дупло, берлога, волк, лиса, лисенок, заяц, зайчонок, медведь, медвежонок, белка, лось, голова, уши, лапа, хвост, сутки, утро, день, вечер, ночь, ходить, прыгать, бегать, рычать, большой, маленький, один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, первый, второй, третий, четвертый, пятый, он, она, они, оно, много, мало, больше, меньше, в, на, у, с (со), под, за. |
17 | Профессии. Продавец. | Сюжетно- ролевая «В магазине «Овощи-фрукты». Словарь: продавец, магазин, продавец, прилавок, витрина, весы, пакет, касса, сумка, кошелек, деньги, сдача, сутки, утро, день, вечер, ночь, покупать, платить, взвешивать, получать, много, мало, больше, меньше, столько же, один, два, три, четыре, пять. |
18 | Транспорт. | Беседа «Вот такая вот машина!» Словарь: Транспорт, улица, движенье, автобус, трамвай, метро, машина, самолет, корабль, колесо, кузов, кабина, крыло, ехать, плыть, лететь, везти, большой, маленький, огромный, красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, белый, серый, много, мало, вчера, сегодня, завтра, больше, меньше, столько же, один, два, три, четыре, пять, он, она, оно, они, вверху, внизу, впереди, сзади, в, на, у, с (со), под, за. |
19 | Профессии на транспорте. | Сюжетно-ролевая игра «В автобусе». Словарь: транспорт, шофер, водитель, летчик, капитан, кондуктор, руль, штурвал, билет, сутки, утро, день, вечер, ночь, водить, управлять, продавать, получать, много, мало, больше, меньше, столько же, один, два, три, четыре, пять, он, она, оно, они, вверху, внизу, впереди, сзади, в, на, у, с (со), под, за. |
20 | Весна. | Чтение сказки «Заюшкина избушка». Словарь: весна, год, зима, солнце, капель, ручей, проталина, подснежник, птица, утро, день, вечер, ночь, пригревать, таять, звенеть, появляться, чирикать, теплый, солнечный, мокрый, тепло, холодно, много, мало, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, в, на, у, под, с (со), за. |
21 | Мамин праздник. Профессии мам. | Беседа «Мамин день». Словарь: Мама, бабушка, сестра, тетя, праздник, букет, подарок, рисунок, поделка, мимоза, тюльпан, учитель, врач, инженер, продавец, поздравлять, дарить, желать, петь, танцевать, работать, делать, учить, праздничный, солнечный, красивый, радостный, веселый, любимый, много, весело, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мне, тебе, нам, вам, вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, в, на, у, с (со), под, за. |
22 | Первые весенние цветы. | Выставка рисунков «Пришла весна с цветами». Словарь: цветок, подснежник, мать-и-мачеха, стебель, листок, проталинка, сутки, утро, день, вечер, ночь, появляться, расти, цвести, нежный, тонкий, хрупкий, тепло, холодно, много, мало, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, в, на, у, под, с (со), за. |
23 | Цветущие комнатные растения. | Коллективный коллаж «Разноцветные фиалки, как девчонки в платьях ярких». Словарь: растение, бегония, фиалка, стебель, листья, бутон, горшок, поддон, земля, лейка, расти, цвести, ухаживать, поливать, рыхлить, протирать, украшать, белый, розовый, голубой, красивый, нежный, утро, день, вечер, ночь, много, мало, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, в, на, у, под, с (со), за. |
24 | Дикие животные весной. | Беседа «Встреча птиц». Словарь: животное, детеныш, нора, дупло, берлога, лиса, лисенок, заяц, зайчонок, волк, волчонок, белка, бельчонок, медведь, медвежонок, голова, лапа, хвост, ухо, шубка, сутки, утро, день, вечер, ночь, выходить, растить, менять, линять, тепло, холодно, , утро, день, вечер, ночь, много, мало, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, в, на, у, под, с (со), за, над. |
25 | Домашние животные весной. | Выставка фотографий/ рисунков «Наши любимцы». Животное, детеныш, корова, теленок, коза, козленок, лошадь, свинья, поросенок, кролик, кошка, котенок, собака, щенок, хвост, лапа, голова, ухо, мычать, хрюкать, мяукать, лаять, приносить, ухаживать, кормить, поить, любить, дружить, домашний, ласковый, белый, серый, черный, коричневый, рыжий, полосатый, один, два, три, четыре, пять, больше, меньше, одинаково, утро, день, вечер, ночь, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, в, на, у, под, с (со), за, над. |
26 | Птицы прилетели. | Рассматривание картины «Грачи прилетели». Словарь: птица, грач, скворец, ласточка, хвост, клюв, крыло, прилетать, выть, выводить, искать, кормить, большой, маленький, один, два, три, четыре, пять, больше, меньше, одинаково, утро, день, вечер, ночь, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, посредине, в, на, у, под, с (со), за, над. |
27 | Насекомые. | Беседа «Насекомые». Насекомое, жук, бабочка, пчела, шмель, муравей, крыло, глаз, летать, жужжать, порхать, большой, маленький, один, два, три, четыре, пять, больше, меньше, одинаково, утро, день, вечер, ночь, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, посредине, в центре, в, на, у, под, с (со), за, над. |
28 | Закрепление пройденного материала. | Закрепить понимание обобщающих слов. Обобщающие слова: семья, игрушки, учебные принадлежности, овощи, фрукты, одежда, обувь |
29 | Наш город. Моя улица. | Беседа «Мой город». Словарь: город, столица, Кемерово, улица, река, мост, красивый, прекрасный, строить, стоять, жить, любить, один, два, три, четыре, пять, больше, меньше, одинаково, утро, день, вечер, ночь, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, посредине, в центре, в, на, у, под, с (со), за, над. |
30 | Правила дорожного движения. | Сюжетно-ролевая игра на улице «На перекрестке». Словарь: улица, дорога, тротуар, переход, перекресток, светофор, пешеход, машина, автобус, троллейбус, такси, милиционер, водить, возить, ходить, стоять, соблюдать, красный, желтый, зеленый, один, два, три, четыре, пять, больше, меньше, одинаково, утро, день, вечер, ночь, вверху, внизу, сзади, спереди. |
31 | Закрепление. | Закрепление пройденного материала. |
32 | Правила поведения на летних каникулах. | Беседа « Правила поведения летом». |
33 | Лето. Цветы на лугу. | Беседа «Лето». Словарь: лето, солнце, небо, трава, цветок, дерево, лист, одуванчик, ромашка, колокольчик, клевер, лютик, красный, желтый, синий, зеленый, белый, голубой, розовый, душистый, красивый, разноцветный, расти, украшать, собирать, один, два, три, четыре, пять, больше, меньше, выше, ниже, длинее, короче, одинаково, утро, день, вечер, ночь, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, посредине, в центре, в, на, у, под, с (со), за, над. |
34 | Повторение. | Закрепление пройденного материала. |
Календарно-тематическое планирование.
2 класс.
Количество часов, предусмотренных программой- 34ч.
Количество часов в неделю- 1 ч.
№ | Тема | Содержание занятия |
1 | Вводное занятие. | Знакомство. Диагностика. Установление контакта с детьми. |
2 | Осень. Признаки осени. Деревья осенью. | Интегрированное занятие с использованием картин И.Левитана «Сумерки. Луна» и Ф.Васильева «Болото в лесу» из цикла «Четыре времени года». |
3 | Правила поведения в школе. | Беседа «Мои обязанности». Обязанности ученика в школе и дома. |
4 | Угадай звук. | Формирование умения определять источник звука, распознавать речевые и неречевые звуки. Игра «Тихо-громко». |
5 | Огород. Овощи. | Коллективная аппликация «Вот так урожай!» |
6 | Сад. Фрукты. | Выставка рисунков «Мои любимые фрукты». |
7 | Лес. Грибы и лесные ягоды. | Просмотр и обсуждение мультика В. Сутеева «Под грибом». |
8 | Осень. Осенние изменения в природе. | Продолжить детей знакомить с временами года, общим понятием «Осень». Листопад, лужи, ветер, дождь, перелётные птицы, сбор урожая. |
9 | Одежда. Как я выгляжу. Мой внешний вид. | Беседа «Мой внешний вид». |
10 | Этикет вежливого общения. Сказка о вежливости. | Чтение сказки о вежливых словах. |
11 | Вежливое поведение в природе. | Беседа «Береги природу». |
12 | О дружбе и взаимопомощи людей. | Чтение и обсуждение рассказа В. Осеева «Обидчики». |
13 | Зима. Зимующие птицы. | Интегрированное занятие «Как сорока клеста судила» из цикла «Новые развивающие сказки». |
14 | Подготовка к Новому году. | Просмотр и обсуждение мультфильмов о празднике. Новогодние традиции. |
15 | Домашние животные зимой. | Интегрированное занятие «Как щенок узнал, кто всех важнее» из цикла «Новые развивающие сказки». |
16 | Дикие животные зимой. | Интегрированное занятие «Как олененку маму искали» из цикла «Новые развивающие сказки». |
17 | Закрепление. | Закрепление пройденного материала. |
18 | Чем богат человек? | Беседа «Сокровища человеческого сердца». |
19 | Ты и твое здоровье. | Презентация о здоровье. |
20 | Добрым жить на белом свете радостно. | Чтение рассказа В.Осеева «Плохо». |
21 | Наш город. | Беседа «Город в котором я живу.» |
22 | Откуда хлеб пришёл?! | Чтение и обсуждение русской народной сказки «Колосок». |
23 | Весна пришла. | Просмотр мультфильма «Веснянка». Рассматривание картины «Грачи пришли». |
24 | Правила дорожного движения. | Сюжетно-ролевая игра «Дядя Стёпа-постовой». |
25 | Транспорт. | Беседа «Грузовой и пассажирский транспорт». |
26 | Профессии взрослых. Трудовые действия. | Беседа «Профессии моих родителей». |
27 | Добро и зло в сказках. | Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят». |
28 | Наша Родина-Россия. | Страна в которой я живу. |
29 | Мы читаем. Знакомство с творчеством К. И. Чуковского. | Чтение и обсуждение стихотворения К.И. Чуковский «Путаница». |
30 | Мы читаем. Знакомство с творчеством С. Я. Маршака. | Чтение и обсуждение сказки С.Я.Маршака «Чего боялся Петя?» |
29 | Мы читаем. Знакомство с творчеством А. Л. Барто | Чтение и обсуждение стихотворения « Я расту». |
30 | Знакомство с творчеством А. С. Пушкина. | Просмотр и обсуждение мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке». |
31 | Закрепление. | Закрепление пройденного материала. |
32 | Лето. Цветы на лугу. | Интегрированное занятие «Как девочка еще раз встретила кузнечика» из цикла «Новые развивающие сказки». |
33 | Лето. Насекомые. | Интегрированное занятие «Как кузнечик помогал слабым» из цикла «Новые развивающие сказки». |
34 | Правила поведения на летних каникулах. | Беседа «Правила поведения летом». |
Календарно-тематическое планирование.
3 класс.
Количество часов, предусмотренных программой- 34ч.
Количество часов в неделю- 1 ч.
№ | Тема | Содержание занятия. |
1 | Давайте знакомиться! | Знакомство с детьми. Установление контакта с детьми. |
2 | Я –ученик. | Правила поведения в школе. |
3 | Осень. Осенние месяцы. Деревья осенью. | Интегрированное занятие с использованием картин И. Левитана «Сумерки. Луна» и Ф. Васильева «Болото в лесу» из цикла «Четыре времени года». |
4 | Овощи. Труд взрослых на полях и огородах | Беседа «Труд осенью». |
5 | Фрукты. Труд взрослых в садах . | Выставка рисунков «Мои любимые фрукты». |
6 | Насекомые. Подготовка насекомых к зиме. | Чтение и обсуждение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей». |
7 | Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету. | Просмотр и обсуждение мультфильма «Серая Шейка». |
8 | Поздняя осень. Грибы, ягоды. | Интегрированное занятие с использованием картины М. Башкирцевой «Осень» из цикла «Четыре времени года». |
9 | Осенние одежда, обувь, головные уборы. | Беседа «Демисезонная одежда». |
10 | Домашние животные и их детеныши. Содержание домашних животных. | Фотовыставка «Наши питомцы». |
11 | Дикие животные и их детеныши. Подготовка животных к зиме. | Выставка рисунков «В осеннем лесу». |
12 | Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой. | Интегрированное занятие с использованием картин И. Грабаря «Зимний вечер» и И.Шишкина «Зима» из цикла «Четыре времени года». |
13 | Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель. | Презентация « Мебель». |
14 | Подготовка к Новому году. | Просмотр и обсуждение презентации «Традиции Нового года». |
15 | Внешняя и внутренняя воспитанность человека. | Беседа «А ты воспитанный человек?» |
16 | Если бы вещи умели говорить. | Просмотр и обсуждение мультфильма «Федорино горе». |
17 | Твои поступки и твои родители. | Чтение и обсуждение притчи об уважении к родителям. |
18 | Профессии взрослых. Трудовые действия. | Выставка рисунков «Профессии моих родителей». |
19 | Труд на селе зимой. | Труд на селе зимой Интегрированное занятие с использованием картины И. Грабаря «Февральская лазурь» из цикла «Четыре времени года». |
20 | Животные жарких стран, повадки, детеныши. | Знакомство с животными жарких стран. |
21 | Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы. | Знакомство с животным миром морей и океанов. |
22 | Чем богат человек. | Беседа «Чем богат человек?» |
23 | Ты и твое здоровье. | Просмотр и обсуждение презентации «Моё здоровье». |
24 | Ранняя весна, весенние месяцы. Первые весенние цветы. | Чтение рассказа И. Соколов-Микитов «Весна». Картина И. Грабаря «Март». |
25 | Добрым жить на белом свете радостно. | Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо?!» |
26 | Наша Родина — Россия. | Презентация «Моя Родина». |
27 | Наш родной город. | Беседа «Мой любимый город». |
28 | Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной. | Интегрированное занятие с использованием картин С. Жуковского «Весенняя вода» и Н. Дубровского «Весенний вечер» из цикла «Четыре времени года». |
29 | На перекрёстке. | Правила дорожного движения для пешехода. |
30 | Вежливое поведение в природе. | Беседа «Сохрани природу». |
31 | Мы читаем. Знакомство с творчеством А. С. Пушкина. | Выставка рисунков «В мире сказок А. С. Пушкина». |
32 | Лето. | Чтение рассказа Ирис Ревю «Хорошо летом!» |
33 | Летние каникулы. | Правила безопасного поведения на каникулах. |
34 | Обобщающее занятие. | Подведение итогов. |
Календарно-тематическое планирование.
4 класс.
Количество часов, предусмотренных программой- 34ч.
Количество часов в неделю- 1ч.
№ | Тема | Содержание занятия |
1 | Вводное занятие. | Знакомство. Диагностика. Вводная беседа. |
2 | Рассказ «Как я провел это лето». | Устные выступления. Беседа. Рисунки детей. «Моё лето». |
3 | Что такое хорошо и что такое плохо? | Презентация и беседа «Что такое хорошо и что такое плохо?» |
4 | Внешний вид школьника. Порядок. Поведение в школе. | Беседа «Я-ученик!». Устные сочинения. |
5 | Уж небо осенью дышало… | Знакомство с картиной О. Гулак. «Софийская набережная». Викторина « Золотая осень». |
6 | Животные и растения осенью. | Беседа « Осень в лесу». |
7 | Дары леса: грибы и ягоды нашего края. | Презентация. |
8 | Моя мечта. | Устное сочинение по заданному плану. |
9 | Что я представляю, когда слышу слово «дружба». | Беседа. Просмотр презентации. |
10 | Моя Родина. | Устные выступления. Презентация. |
11 | Моя любимая одежда. | Беседа об аккуратности. |
12 | Зимнее настроение. | Сочинение-миниатюра на тему “Моя снежинка» |
13 | Дикие животные зимой. | Беседа. Просмотр видеофильма. |
14 | Подготовка к Новому году. | Просмотр мультфильма и обсуждение. Традиции. |
15 | Твои поступки и твои родители. | Чтение и обсуждение сказки И.Реввю «Сказка про уважение к матери, отцу». |
16 | Вежливым быть хорошо. | Чтение и обсуждение стихотворения Самуил Маршак «Ежели вы вежливы». |
17 | Охрана природы. | Просмотр и обсуждение презентации. |
18 | Составление диалогов по предложенной речевой ситуации. | Конструировать, проигрывать составленные диалогов. Ситуация: в магазине, диалог по телефону, в поликлинике. |
19 | Знакомство с творчеством А.Чехова. | Просмотр и обсуждение мультфильма А. Чехов «Каштанка». |
20 | Знакомство с творчеством А.Чехова. | Просмотр и обсуждение мультфильма А. Чехов «Каштанка». |
21 | Весна. Весенние месяцы. | Чтение рассказа Л.Н.Толстой «Пришла весна». |
22 | Животные и растения весной. | Просмотр видеофильма «Весна в лесу». |
23 | Труд людей весной. | Беседа.Презентация. |
24 | Правила дорожного движения. Дорога. Пешеходный переход. | Игра «Я- пешеход». |
25 | Знакомство с творчеством С.Аксакова «Аленький цветочек». | Просмотр и обсуждение мультфильма «Аленький цветочек». |
26 | Знакомство с творчеством С.Аксакова «Аленький цветочек». | Просмотр и обсуждение мультфильма «Аленький цветочек». |
27 | Чего в другом не любишь, того и сам не делай. | Работа с пословицами. |
28 | Делу – время, потехе – час. | Чтение и обсуждение басни. |
29 | Ты и твоё здоровье. | Беседа. |
30 | Чем богат человек. | Игра-викторина. |
31 | О дружбе и взаимопомощи людей. | Чтение басни «Собачья дружба». |
32 | Лето. | Беседа. Устные сочинения. |
33 | Летние каникулы. | Правила безопасного поведения на каникулах. |
34 | Обобщающее занятие. | Подведение итогов. |
Список литературы.
Цейтлин С. Н., Погосян В. А., Еливанова М. А., Шапиро Е. И. Язык, речь, коммуникация. Словарь. — СПб., 2006
Т. Зинкевич-Евстигнеева, «Как помочь «особому ребёнку»- Институт специальной педагогики и психологии, 2000
Фопель К., Как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис, 2006.
Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении. М.:ТЦ Сфера, 2008.
Цейтлин С. Н., Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. — М., Просвещение, 2000
Парамонова Л. Г. Развитие словарного запаса у детей. — СПб., 2009.
под ред. Комарова С.В., Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / Речевая практика 1 класс.-М.:Просвещение.,2018.
Комарова С.В., Речевая практика 2 класс.-М.:Просвещение.,2017.
Комарова С.В., Речевая практика 3 класс.-М.:Просвещение.,2020.
Комарова С.В., Речевая практика 4 класс.-М.:Просвещение.,2020
Л.М.Шипицина, «Обучение общению умственно отсталого ребёнка» 2010,Санкт-Петербург «Владос».
Худенко Е. Д., Барышников Д. И. «Планирование уроков развитие речи на основе знакомства с окружающим миром в 4 классе коррекционных школ VIII вида» АРКТИ, Москва 2004 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа комплексного развития и коррекции мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.
Для успешного овладения чтением, письмом и другими школьными навыками важно сформировать у детей не только зрительно-моторные, слухо-моторные координации, но и координации разных частей тела (наприме...
программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста
программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста разработана с учетом отработки звукового ряда. В ситему собранный материал по развитию общей и мелко...
Конспект развивающего занятия, направленного на развитие коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ младшего школьного возраста.
Цель: содействие социализации детей с ОВЗ в условиях образовательной школы через создание ситуации успеха и благоприятного психологического климата.Задачи:развивать коммуникативные навыки у обуч...
Развитие коммуникативных навыков детей с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста.
В статье отмечена важность знания педагогом особенностей коммуникативных навыков детей с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста для дальнейшей коррекции их недостатков. Так же п...
Программа по развитию мелкой моторики у обучающихся с ОВЗ младшего школьного возраста, с использованием техники плетения чия
Данная программа предназначена для работы с обучающимися младшего школьного возраста с ОВЗ. Программа имеет коррекционно-воспитательную, коррекционно-образовательную, коррекцио...
Методическая разработка.Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста
Методическая разработка.Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС.Задачи:-Определить сущность понятия «коммуникативные навыки»;-Расс...
Картотека игр и упражнений, направленных на развитие коммуникативных способностей у детей с ЗПР младшего школьного возраста.
Развитие коммуникативных способностей у детей с ЗПР младшего школьного возраста....