Рабочая программа студии Русская мозаика
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс художественно-эстетического направления с использованием элементов народного искусства. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством способствует решению задач в области эстетического воспитания: расширение и развитие у детей художественных представлений,духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства,становления художественного вкуса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_mozaika.doc | 269.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа студии « Русская мозаика»
Пояснительная записка
Программа курса «Русская мозаика» разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс художественно-эстетического направления с использованием элементов народного искусства. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством способствует решению задач в области эстетического воспитания: расширение и развитие у детей художественных представлений,духовных потребностей навыков оценки произведений искусства,становления художествеенного вкуса.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Цель программы:
знакомство детей с основами народного художественного творчества,
формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности,
развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
расширение представлений детей о многообразии предметов народного декоративно-прикладного искусства,
Данная программа занятий художественного творчества «Русская мозаика» рассчитана на детей в возрасте 7-10 лет (1-4 класс), 66 часов (2 часа в неделю во внеурочное время), поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.
Продолжительность занятия – 35 минут.
Режим занятий
Класс | Время проведения занятий |
1 «а» | Вторник 11ч-12ч15мин |
1 «б» | Среда 11ч-12ч15мин |
1 «в» | Понедельник 11ч-12ч15мин |
1 «г» | Четверг 11ч-12ч15мин |
Задачи программы:
- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
- отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
- осваивать навыки организации и планирования работы;
- развивать творческий потенциал ребенка;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства.
- развивать внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности.
- формировать терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;
- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям.
Основные формы и методы работы:
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; индивидуальная деятельность и выставки творческих работ.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности;
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
- демократичности и гуманизма ;
- научности .
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Предполагаемые результаты работы
Учащиеся должны знать и уметь:
- иметь начальные знания по композиции и орнаменту;
- уметь ориентироваться в цветоведении и подборе красок для выполнения своей работы;
- иметь общее представление о росписи, о народных ремеслах в целом;
- уметь отличать различные виды росписей: городецкая роспись, филимоновская, дымковская роспись;
- уметь выполнять несложные композиции с применением полученных знаний, в основном составление цветочных композиций;
- уметь работать как самостоятельно, так и в коллективе;
- иметь представление о народной культуре;
- совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки;
- правила безопасности труда;
- уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить выполненную работу.
Универсальные учебные действия:
- самоопределение (личностное): широта диапазона оценок, социальная роль ученика, осознание своих возможностей в учении;
- мотивация учебной деятельности: интерес к новому, различные способы решения педагогической ситуации, стремление к самоизменению;
- нравственно-эстетические: решение моральных дилемм, оценка действий с точки зрения соблюдения моральных норм, умение аргументировать необходимость выполнения моральных норм;
- планирование: определение последовательности действий, соотношение их с планируемым результатом;
- коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия;
- логические: составление плана, определения способа действия; моделирование;
- кооперация: согласованность усилий по достижению общей цели;
- интериоризация: способность строить понятные для собеседника высказывания.
Формы и виды контроля
виды контроля | содержание | методы | сроки контроля |
Вводный | Области интересов и склонностей. Уровень знаний, умений, навыков по изобразительному искусству. | Беседы, наблюдение, просмотр творческих работ учащихся | Сентябрь |
Текущий | Освоение учебного материала по темам, разделам | Творческие и практические задания, выполнение образцов, упражнения | По каждой теме |
Творческий потенциал учащихся | Наблюдение, игры, упражнения. Участие в выставках и конкурсах | В течение года | |
Итоговый | Контроль выполнения поставленных задач. Уровень творческого роста | Зачетные, творческие работы. | Апрель Май |
Учебно-тематический план
№ | Тема | Всего часов | Теория | Худож.деятельность |
1 | Введение | 2 | - | 2 |
2 | Народное искусство | 2 | 1 | 1 |
3 | Волшебная Дымка | 12 | 1 | 11 |
4 | Русские народные потешки | 10 | 2 | 8 |
5 | Филимоновские игрушки | 10 | 1 | 9 |
6 | Рисуем отгадки к народным загадкам | 6 | - | 6 |
7 | Городецкие цветы | 9 | 2 | 7 |
8 | Русские народные сказки | 12 | 2 | 10 |
9 | Праздники и развлечения | 3 | ||
итого | 66 |
- Содержание программы
- Введение.-2ч
Знакомство с особенностями работы студии изобразительного искусства.
Народное творчество-2ч.
Многообразие изделий народного декоративно-прикладного искусства.Основные средства выразительности. Народные мастера.
- Волшебная Дымка-12 часов.
Цвет росписи игрушек ликующе-радостный, яркий, нередко контрастный в сочетаниях красок. В орнаменте много колец и кругов, варьируемых в размере и цвете.
Дымковские герои: круторогие барашки, молочница с коровой, олени, дымковский конь, поросенок, рыбы, дымковская барыня, птичница, водоноски, мамки-няньки, птичий двор.
Русские народные потешки-10ч
Особенности иллюстрирования произведений малого устного фольклора.Знакомство с работами художников-иллюстраторов. Рисование иллюстраций к потешкам. Оформление книжки-самоделки.
Филимоновские игрушки-10ч
Знакомство с творчеством филимоновских мастеров.Рисование элементов филимоновской росписи:полоски,елочки,цветы. Расписывание филимоновских игрушек: красавицы, курицы-свистульки.
- Городецкие цветы – 9часов.
История возникновения Городецкой росписи.
Особенности выполнения рисунка в стиле Городца. Основные элементы Городецкой росписи – круги, скобки, точки, капли, дуги, штрихи, спирали.
Виды рисунка: городецкие цветы, лист, ягоды, птицы, конь.
Русская народная сказка-12ч
Расширение представлений о русской народной сказке.Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов.Особенности иллюстрирования сказок. Просмотр фильмов-сказок,участие в театрализованных представлениях.Копирование иллюстраций знаменитых художников
. 2 год обучения.
Продолжается знакомство детей с видами и жанрами изобразительного искусства, законами композиции, цветоведением, дается понятие образа через создание характерных сказочных персонажей.
В течение всего года дети принимают участие в различных конкурсах, социальных акциях, совершают очные и заочные экскурсии в музеи, знакомятся с творчеством художников.
.
Методические рекомендации
Занятия по декоративному рисованию необходимо стоить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, их интересы и пожелания.
Задача педагога - показать разнообразие и традиции видов: характерные особенности, своеобразие элементов узора, сочетания цветов, композиции.
Вся работа проводится в трех направлениях:
- Ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества.
- Обучение некоторым приемам росписи по мотивам народных промыслов.
- Обучение умению выделять особенности каждого вида декоративно-прикладного искусства, находить сходства и различия в изделиях народных мастеров, формировать декоративное творчество, умение создавать узоры на любой форме, развитие творческих способностей ребенка.
Педагогическая диагностика
Учащимся в конце года предлагается сравнить две работы разных промыслов. Они должны назвать вид росписи, выделить и назвать общее и различное в цвете, форме, композиции, элементах; выразить свое эмоциональное отношение к произведению, расписать одно изделие по мотивам понравившейся росписи.
Цель: выявление полученных знаний, умений и навыков обучающихся, умения различать и выполнять орнамент к заданному виду изученных росписей, выражать свое отношение к русскому народному творчеству.
Диагностика проводится по следующим направлениям:
- определить вид росписи демонстрируемого образца (3-0 баллов);
- описать демонстрируемый вид росписи (2-0 баллов);
- выполнить узор в одном из изученных видов росписи (2-0 баллов);
- выразить свое отношение к одном из изученных видов росписи (2-0 баллов).
Анализ результатов:
От 0 до 3 баллов:
Учащийся не дифференцирует виды росписи. Изученный материал не усвоен.
От 4 до 6 баллов:
Не выражает свое отношение к росписи. Часто полностью копирует роспись. Допускает неточности, путается. Технические навыки средние.
От 7 до 9 баллов:
Описывает подробно. При сравнении указывает сходство и различия по нескольким признакам. Высокая техника выполнения.
Материально-техническое обеспечение
- Аудиозаписи с произведениями русских композиторов для сопровождения занятий.
- Дидактические игры по мотивам народного творчества.
- Трафареты народных игрушек, декоративных элементов различных видов росписи;
- Раскраски по декоративно-прикладному творчеству
- Демонстрационный материал:
видеофильм "Русские промыслы",
альбомы по народному творчеству,
иллюстрации с изображением жостовских подносов,
таблицы с элементами росписей,
схемы поэтапного рисования различных видов росписей
- Краски гуашевые, альбом, картон, кисти, ножницы, клей, линейка, карандаш, ластик.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем | Элементы содержания | дата | Формы и методы работы | Вид деятельности | |||
По плану. | По факту | |||||||
1-2 | Вводное занятие. | Использование в деятельности различных материалов: гуашь, акварель, карандаш | 3.09 3.09 | 3.09 3.09 | Беседа, упражнение | |||
3-4 | Народное искусство | Расширение представлений о многообразии изделий народно-прикладного искусства,выделение основных средств выразительности изделий различных промыслов. | 10.09 10.09 | 10.09 10.09 | Игра, упражнение, рассказ, метод наглядности,экскурсия | Тренировка графических навыков | ||
5-6 | Волшебная Дымка. История создания и виды дымковской игрушки | Русские народные игрушки. Виды и формы дымковской игрушки. Основные цвета, символика и виды орнамента. Передача настроения в творческой работе при помощи цвета. Освоение основ декоративно-прикладного искусства. | 17.09 17.09 | 17.09 17.09 | Рассказ, практи-ческая работа, метод нагляд-ности | Самостоятель-ная работа | ||
7-8- | Дымковская игрушка. Использование символического орнамента. | Формирование умения рисовать элементы дымковской росписи с помощью печатки-тычки и кисточки, развитие чувства цвета. | 24.09 24.09 | 24.09 24.09 | Рассказ, демонстра-ция, игра, наблюдение | |||
9-11 | Выполнение рисунка «Дымковская игрушка» ,уточка | 1.10 1.10 8.10 | 1.10 1.10 8.10 | Викторина, беседа, упражнение, метод нагляд-ности | Упражнение | |||
12-14 | Выполнение рисунка «Дымковская игрушка» , барышня | 8.10 15.10 15.10 | 8.10 15.10 15.10 | Упражне-ние, демонстра-ция, работа по алгоритму, выставка работ учащихся | Выполнение декоративной работы по алгоритму | |||
15-16 | Дымковский конь | 22.10 22.10 | 22.10 22.10 | Зачетная работа | ||||
17-18 | Русские народные потешки. Художник-иллюстратор Ю.А. Васнецов | Орнамент и стиль эпохи. Расширять представления о разнообразии народного творчества,показать особенности иллюстрирования произведений малого фольклора,формирование эстетического вкуса. | 29.10 29.10 | 29.10 29.10 | Рассказ, беседа, игра | Наблюдение | ||
19-20 | « Пошла Маня на базар…» | 12.11 12.11 | 12.11 12.11 | Метод нагляд-ности, рассказ, упражнение | Выполнение образцов | |||
21-22 | « Идет петушок,красный гребешок…» | 19.11 19.11 | 19.11 19.11 | Метод нагляд-ности, объяснения, игра | Работа по образцу | |||
23-24 | « как у нашего кота…». | 26.11 26.11 | 26.11 26.11 | Рассказ, метод нагляд-ности, упражнение, выставка работ | Работа с шаблоном | |||
25-26 | Проект.Оформление книги «Русские народные потешки» | 3.12 3.12 | 3.12 3.12 | Творческая работа | ||||
27 | История создания и виды филимоновских игрушек | Освоение основ декоративно-прикладного искусства. История возникновения филимоновской росписи, особенности работы в данной технике, основные виды орнамента, формы подноса. Симметрия, правила композиции. Особенности техники росписи. | 10.12 | 10.12 | Рассказ, наблюдения, метод нагляд-ности | Беседа | ||
28-30 | Рисование элементов филимоновских игрушек: полосок,елочек,цветов. | 10.12 17.12 17.12 | 10.12 17.12 17.12 | Метод нагляд-ности, рассказ, упражнение | Практическая работа | |||
31-32 | Роспись филимоновской красавицы | 24.12 24.12 | 24.12 24.12 | Рассказ, метод нагляд-ности, упражнение, выставка работ | Творческая работа | |||
33-34 | Роспись курицы-свистульки | 14.01 14.01 | 14.01 14.01 | Рассказ, демонстра-ция, игра, наблюдение | Беседа | |||
35 | Праздник «Свистулька» | 21.01 21.01 | 21.01 21.01 | Рассказ, демонстра-ция, упражнение, игра | Практи-ческая работа | |||
36-41 | Рисуем отгадки к народным загадкам лиса,медведь,собачка.Проект:оформление книги «Загадки» | Развивать самостоятельность и творчество в процессе изображения различных предметов и явлений окружающего мира | 28.01 28.01 4.02 4.02 11.02 11.02 | 28.01 28.01 4.02 4.02 11.02 11.02 | Рассказ, метод нагляд-ности, упражнение, выставка работ | Творческая работа | ||
42-43 | Городецкие узоры. | Знакомство с городецким промыслом | 25.02 25.02 | 25.02 25.02 | Демонстра-ция, беседа, упражнение | Работа с шаблонами | ||
44-45 | Рисование растительных элементов городецкой росписи:купавки,розана.листочка. | Расширение представлений об элементах городецкой росписи.метод «оживки» | 4.03 403 | 4.03 4.03 | Творческая работа | |||
46-47 | Рисование городецких птиц | Расширение представлений об элементах городецкой росписи.метод «оживки» | 11.03 11.03 | 11.03 11.03 | Подготовка к выставке | |||
48--49 | Рисование городецкого коня | Расширение представлений об элементах городецкой росписи.метод «оживки» | 18.03 18.03 | 18.03 18.03 | Выставка работ | |||
50-51 52 53 54 55 | Русские народные сказки. Художники-иллюстраторы. «Колобок» | Воспитывать интерес к русской народной сказке,продолжить знакомство с работами художников-иллюстраторов | 1.04 1.04 8.04 8.04 15.04 15.04 | 1.04 1.04 8.04 8.04 15.04 15.04 | экскурсия | |||
-56 57 | « Сказочный дворец» | Развитие воображения при изображении сказочных сюжетов,формирование эстетического вкуса | 22.04 22.04 | 22.04 22.04 | Рассказ, метод нагляд-ности, упражнение, выставка работ | |||
58 59 | « Сказочные птицы» | Развитие воображения при изображении сказочных сюжетов,формирование эстетического вкуса | 29.04 29.04 | 29.04 29 .04 | ||||
60 61 | Любимый сказочный герой | 6.05 6.05 | 6.05 6.05 | Практическая работа | ||||
62-64 | Иллюстрирование сказок | 13.05 13.05 | 13.05 13.05 | |||||
65-66 | . Творческая работа учащихся «Путешествие в Городец». | 20.05 20.05 | 20.05 20.05 | Беседа, викторина, самостоя-тельная работа, выставка работ учащихся | Творческая работа |
.
Список литературы для учителя и учащихся:
- Говорун Л.Б. «Декоративно-прикладное искусство» методическое пособие, Краснодар, 1995.
- Сокольникова Н.М. «Краткий словарь художественных терминов», изд. Титул, 1996.
- Сокольникова Н.М. «Основы композиции», изд. Титул, 1996.
- Программы дополнительного художественного образования детей, изд. Просвещение,2007.
- Е.А.Гайдаенко «Нечто из ничего», изд. «Феникс» г Ростов- на – Дону, 2008г.
- Е. Румянцева. «Украшения для девочек», изд. «Айрис Пресс» г. Москва, 2006г.
- Н.С. Чернякова. «Уроки детского творчества», изд. «Родничок» г. Тула, 2002г.
Учебно-тематический план
2 класс
№ | Тема | Всего часов | Теория | Худож.деятельность |
1 | Введение | 2 | - | 2 |
2 | Народное искусство | 2 | 1 | 1 |
3 | Голубая Гжель | 15 | 2 | 13 |
4 | Русские матрешки | 14 | 2 | 12 |
5 | Русский народный костюм | 10 | 2 | 8 |
6 | Русская изба | 10 | 2 | 8 |
7 | Русские народные сказки | 12 | 2 | 10 |
9 | Праздники и развлечения | 3 | ||
итого | 68 |
Режим занятий
Класс | Время проведения занятий |
2 «а» | Среда 12ч 15 мин-13ч 20 мин |
2 «в» | Понедельник 11ч 20 мин-12ч15мин |
2 «г» | Четверг 11ч20 мин-12ч15мин |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п Дата по плану | Наименование тем | Элементы содержания | Дата по факту | Формы и методы работы | Вид деятельности | ||||
2-а | 2-в | 2-г | |||||||
1-2 2.09 2.09 | Вводное занятие. | Использование в деятельности различных материалов: гуашь, акварель, карандаш | 4.09 4.09 | 2.09 2.09 | 5.09 5.09 | Беседа, упражнение | |||
3 9.09 4 9.09 | Народное искусство | Расширение представлений о многообразии изделий народно-прикладного искусства,выделение основных средств выразительности изделий различных промыслов. | 11.09 11.09 | 9.09 9.09 | 12.09 12.09 | Игра, упражнение, рассказ, метод наглядности,экскурсия | Тренировка графических навыков | ||
5. 16.09 6 16.09 7 23.09 8 23.09 | Голубая Гжель Элементы гжельской росписи Ознакомление с гжельской керамикой «Чайный сервиз для кукол» (коллективная работа). | Обобщить и расширить знания детей о гжельском промысле. Развивать творческие способности детей (умение самостоятельно выбирать посуду для лепки); формировать умение переносить усвоенные способы лепки на изготовление новых изделий; дать детям представление о сервизе; учить детей договариваться.. Основные цвета, символика и виды орнамента. Передача настроения в творческой работе при помощи цвета. Освоение основ декоративно-прикладного искусства. | 18.09 18.09 25.09 25.09 | 16.09 16.09 23.09 23.09 | 19.09 19.09 26.09 26.09 | Рассказ, практи-ческая работа, метод нагляд-ности | Самостоятель-ная работа | ||
9-10 30.09 30.09 | Гжельская керамика Использование символического орнамента. Рисование «Расцветай Гжель васильковая» | Формирование умения рисовать элементы гжельской росписи с помощью печатки-тычки и кисточки, развитие чувства цвета. Учить рисованию гжельской розы, использованию двойного мазка. Закрепить умение детей передавать своеобразие цветового колорита (сочетание белого и синего), рассматривать глиняные формы после побелки, использовать приёмы кистевой росписи | 2.10 2.10 | 30.09 30.09 | 3.10 3.10 | Рассказ, демонстра-ция, игра, наблюдение | |||
11-12 7.10 7.10 | Выполнение рисунка «Гжельская ваза» | 9.10 9.10 | 7.10 7.10 | 10.10 10.10 | Викторина, беседа, упражнение, метод нагляд-ности | Упражнение | |||
13-14 14.10 14.10 | Выполнение рисунка «Гжельская роза» | 16.10 16.10 | 14.10 14.10 | 17.10 17.10 | Упражне-ние, демонстра-ция, работа по алгоритму, выставка работ учащихся | Выполнение декоративной работы по алгоритму | |||
15-16 21.10 21.10 | Гжельские игрушки | 23.10 23.10 | 21.10 21.10 | 24.10 24.10 | Зачетная работа | ||||
17-18 28.10 28.10 | Проектная работа «Эта звонкая сказка- Гжель». | . Расширять представления о разнообразии народного творчества,показать особенности иллюстрирования произведений малого фольклора,формирование эстетического вкуса Познакомить детей с русской матрешкой. Показать разнообразие видов данной игрушки Продолжать знакомство детей с русской матрешкой. Показать характерные особенности полхов-майданских, загорских и семеновских матрешек. Формировать технические умения и навыки кистевой росписи. Учить использовать в росписи матрешки печатку-тычок. Формировать эстетический вкус. | 30.10 30.10 | 28.10 28.10 | 1.11 1.11 | Рассказ, беседа, игра | Наблюдение | ||
19-11.11 20-11.11 21-18.11 Русские матрешки
| 13.11 13.11 20.11 | 11.11 11.11 18.11 | 14.11 14.11 21.11 | Метод нагляд-ности, рассказ, упражнение | Выполнение образцов | ||||
Метод нагляд-ности, объяснения, игра | Работа по образцу | ||||||||
22 18.11 23-24 25.11 25.11 25 2.12 26 2.12 27 9.12 28 9.12 | Рисование Семеновские матрешки Загорские матрешки Полхов-посадские матрешки | 20.11 27.11 27.11 4.12 4.12 11.12 11.12 | 18.11 25.11 25.11 2.12 2.12 9.12 9.12 | 21.11 28.11 28.11 5.12 5.12 12.12 12.12 | Рассказ, метод нагляд-ности, упражнение, выставка работ | Работа с шаблоном | |||
29 16.12 30 16.12 31 23.12 32 23.12 | Рисование | 18.12 18.12 25.12 25.12 | 16.12 16.12 23.12 23.12 | 19.12 19.12 26.12 26.12 | Творческая работа | ||||
33 13.01 34 13.01 | Знакомство с русским народным костюмом. | Дать представления об истории и особенностях русского национального костюма. Формировать умение украшать одежду характерными деталями русского костюма. Формировать эстетическое отношение к произведениям народного декоративно-прикладного искусства.. | 15.01 15.01 | 13.01 13.01 | 16.01 16.01 | Рассказ, наблюдения, метод нагляд-ности | Беседа | ||
35 20.01 36 20.01 37 27.01 | Рисование | 22.01 22.01 29.01 | 20.01 20.01 27.01 | 23.01 23.01 6.02 | Метод нагляд-ности, рассказ, упражнение | Практическая работа | |||
38 27.01 39-40 3.02 3.02 | Рисование | 29.01 5.02 5.02 | 27.01 3.02 3.02 | 6.02 13.02 13.02 | Рассказ, метод нагляд-ности, упражнение, выставка работ | Творческая работа | |||
41 10.02 42 10.02 | Русский костюм в работах художников-иллюстраторов | Формировать эстетическое отношение к произведениям народного декоративно-прикладного искусства | 12.02 12.02 | 10.02 10.02 | 20.02 20.02 | Рассказ, демонстра-ция, игра, наблюдение | Беседа | ||
43 17.02 44 17.02 | Русская изба | Продолжать знакомить детей с русской народной культурой. Воспитывать уважение к труду народных умельцев. Формировать эстетическое отношение средствами народного декоративно-прикладного искусства | 19.02 19.02 | 17.02 17.02 | 27.02 27.02 | Рассказ, демонстра-ция, упражнение, игра | Практи-ческая работа | ||
45 24.02 46 24.02 47 3.03 | Деревянное кружево русской избы | 26.02 26.02 5.03 | 24.02 24.02 3.03 | 6.03 6.03 13.03 | Рассказ, метод нагляд-ности, упражнение, выставка работ | Творческая работа | |||
48 3.03 49 10.03 50 10.03 | Русская горница Праздничная скатерть | Познакомить с народным промыслом «кружевоплетение». Воспитывать уважение к мастерам. Дать представление о содержании и особенностях узора (симметрии, ритме). Воспитывать интерес к искусству кружевоплетения, вызвать эмоциональный отклик, желание самому творить, учиться составлять узор на полосе. | 5.03 12.03 12.03 | 3.03 17.03 17.03 | 13.03 20.03 20.03 | Демонстра-ция, беседа, упражнение | Работа с шаблонами | ||
51 17.03 52 17.03 | Праздник русской печки | 19.04 19.04 | 7.04 7.04 | 3.04 3.04 | |||||
53 7.04 54 7.04 | Русские народные сказки. Художники-иллюстраторы. | Воспитывать интерес к русской народной сказке,продолжить знакомство с работами художников-иллюстраторов | 2.04 2.04 | 14.04 14.04 | 10.04 10.04 | экскурсия | |||
55-56 14.04 14.04 | Художник В.М. Васнецов | Развитие воображения при изображении сказочных сюжетов,формирование эстетического вкуса | 9.04 9.04 | 21.04 21.04 | 17.04 17.04 | Рассказ, метод нагляд-ности, упражнение, выставка работ | |||
57-58 21.04 21.04 | Художник И. Я.Билибин | Развитие воображения при изображении сказочных сюжетов,формирование эстетического вкуса | 16.04 16.04 | 28.04 28.04 | 24.04 24.04 | ||||
59-60 28.04 28.04 61 5.05 62 5.05 | Проектная работа «Придумай свою сказку» | Закрепить знания, умения, навыки по декоративно-прикладному искусству. Умение выполнять узор на силуэте, используя различные нетрадиционные техники рисования. Развивать творческие способности детей | 23.04 23.04 30.04 30.04 | 5.05 5.05 12.05 12.05 | 8.05 8.05 15.05 15.05 | Практическая работа | |||
63-64 12.05 12.05 65 19.05 66 19.05 | Иллюстрирование русских народных сказок | 7.05 7.05 14.05 14.05 | 19.05 19.05 | 22.05 22.05 | |||||
67-68 26.05.26.05 69-70 30.05 | . Творческая работа учащихся «Родные мотивы» Резервные занятия . | Обобщить знания детей о народных промыслах родного края. Развивать творческие способности детей | 21.05 21.05 28.05 28.05 | 26.05. 26.05 | 29.05 29.05 | Беседа, викторина, самостоя-тельная работа, выставка работ учащихся | Творческая работа |
.
3 год обучения
Содержание программы.
Раздел «Мы любуемся красотой осени».
Развитие интереса к разнообразию форм, цвета в природе, создание композиции с передачей переднего, среднего и дальнего плана с помощью линий и цвета (линейная и воздушная перспектива).
Раздел «Орнаменты из форм растительного мира».
Обобщить законы построения орнаментов: симметрия, чередование элементов.
Раздел «Красавица Зима».
Развитие интереса к разнообразию форм, цвета в природе, создание композиции с передачей переднего, среднего и дальнего плана с помощью линий и цвета (линейная и воздушная перспектива). Дать понятие о многообразии оттенков белого цвета. Создание многофигурной композиции.
Раздел «В мире волшебных сказок».
-Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, последовательности выполнения работы- Ознакомление с произведениями художников-иллюстраторов в России Участие в различных видах декоративно-прикладной деятельности
Раздел «Весна-красна».
Развитие интереса к разнообразию форм, цвета в природе, создание композиции с передачей переднего, среднего и дальнего плана с помощью линий и цвета (линейная и воздушная перспектива). Передача красоты весенних цветов, развитие чувства ответственности за сохранение природных богатств (беседа о редких и исчезающих растениях).
Раздел «Мир за пределами Земли».
Знакомство с фантастическим жанром, создание композиции на тему освоения Космоса.
).
Раздел «Конкурсы, экскурсии».
В течение всего года дети принимают участие в различных конкурсах, социальных акциях, совершают очные и заочные экскурсии в музеи, знакомятся с творчеством художников.
Планируемые результаты обучения :
Личностные результаты освоения программы по изобразительному искусству:
1) формирование понятия и представления о национальной
культуре, о вкладе русского народа в культурное и художественное
наследие мира;
2) формирование интереса и уважительного отношения к культурам
разных народов ;
3) развитие творческого потенциала ребенка, активизация
воображения и фантазии;
4) развитие этических чувств и эстетических потребностей,
эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и
произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств ребенка,
сенсорных способностей детей;
5) воспитание интереса детей к самостоятельной творческой
деятельности, развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы по изобразительному искусству:
1) освоение способов решения проблем поискового характера;
развитие творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
2) развитие визуально-образного мышления, способности
откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении.
- развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в
действительности и искусстве, а также к собственной творческой
деятельности;
4) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать
и переносить информацию с одного вида художественной деятельности
на другой (с одного искусства на другое); формировать умение
накапливать знания и развивать представления об искусстве и его
истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника.
5) развитие интереса к искусству разных стран и народов;
6) понимание связи народного искусства с окружающей природой,
климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона.
- освоение выразительных особенностей языка разных искусств;
развитие интереса к различным видам искусства;
8) воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к родной
природе, своему народу, к многонациональной культуре;
Предметные результаты освоения программы должны отражать:
1) формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить
произведения изобразительного и других видов искусства;
2) индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном
искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих
работах;
3) развитость коммуникативного и художественно-образного
мышления детей ;
4) проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и
воображения детей;
5) использование в собственных творческих работах цветовых
фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;
6) умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое
отношение к художественному произведению;
7) нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие культурологические, духовные аспекты воспитания на занятиях
изобразительного искусства.
Результатом практической деятельности можно считать следующее: создание каждым ребёнком своего оригинального продукта, его способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата. Дети, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одарённые – рекомендации к обучению в специальных профессиональных учебных заведениях.
Формой контроля на занятиях в изостудии является периодическая организация выставок, что дает возможность детям заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.
Кроме того, необходимо постоянно выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание учащихся, формирует опыт творческого общения
Учебно-тематический план
№ | Тема | Всего часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Мы любуемся красотой осени | 10 |
3 | Орнаменты из форм растительного мира | 6 |
4 | Красавица зима | 18 |
5 | В мире волшебных сказок | 10 |
6 | Пришла красавица-весна | 8 |
7 | Мир за пределами Земли | 10 |
9 | Конкурсы, , экскурсии | 4 |
итого | 70 |
Режим занятий
Класс | Время проведения занятий |
3 «а» | Четверг 16ч 55 мин-18ч10 мин |
3 «в» | Пятница 16ч 00 мин-17ч15мин |
3 «г» | Вторник -16ч 55 мин-18ч10 мин |
Календарно-тематическое планирование
тема | Цель занятия | Дата | |
1-2 | Вводное занятие. | Познакомить с работой кружка | 5.09. |
Мы любуемся красотой осени10ч | |||
3-4 | Осенние листья | -Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. -Знакомство с отдельными композициями выдающихся художников: И. И. Левитан «Золотая осень» - Уметь видеть красоту природы осенью. Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать. | 12.09 |
5-6 | Осенний букет | 19.09 | |
7-8 | Осенний листопад | 26.09 | |
9-10 | Осенний натюрморт | 3.10 | |
11-12 | Осенний дождик | 10.10 | |
13-14 | Выставка рисунков «Дары осени" | 17.10 | |
Орнаменты из форм растительного мира 6ч | |||
15-16 | Узор из кругов и треугольников | Знакомить с видами орнаментов: бесконечный, ленточный и др; Обобщить законы построения орнаментов: симметрия, чередование элементов. | 24.10 |
17-18 | Узор в полосе. Орнамент из цветов, листьев и бабочек | 31.10 | |
19-20 | Орнамент из цветов для украшения коврика | 14.11 | |
Красавица зима (18ч.) | |||
21-22 | Красота снежинок | Учить видеть красоту природы, осознавать необходимость бережного отношения к природе Совершенствовать навыки грамотного отображения объёма,пространственного положения,освещённости, цвета предметов. | 21.11 |
23-26 | Веселый снеговик | 28.11 5.12 | |
27-30 | Елочные украшения | 12.12 19.12 | |
31-32 | Елочка- красавица | 26.12 | |
33-34 | Ледяной дворец | Знать жанр изобразительного искусства-пейзаж. Уметь использовать художественные материалы, применять основные средства художественной выразительности. Развитие композиционного мышления и воображения, умение создавть творческие работы на основе собственного замысла с использованием зарисовок, сделанных в природе | 16.01 |
35-38 | Зимние забавы | 23.01 30.01 | |
В мире волшебных сказок 10ч | |||
39-44 | Рисование сказочных персонажей: Золотая рыбка Проказница Баба-яга Мальчик Чипполино | Уметь передавать форму,величину предметов,соотношение частей; Совершенствование навыков грамотного отображения пропорций, конструктивного строения, объёма, пространственного положения, освещённости, цвета предметов | 6 .02 13.02 20.02 |
45-48 | Иллюстрирование сказок: « О рыбаке и рыбке» « Гуси-лебеди» | -Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, последовательности выполнения работы- Ознакомление с произведениями художников-иллюстраторов в России Участие в различных видах декоративно-прикладной деятельности. - Прививать любовь к произведениям искусства и народному сказочному творчеству. | 27.02 6.03 |
Пришла красавица-весна 8ч | |||
49-50 | Тематическое рисование « Ледоход» | Учить видеть красоту природы, осознавать необходимость бережного отношения к природе Совершенствовать навыки грамотного отображения объёма,пространственного положения,освещённости, цвета предметов. | 13.03 |
51-52 | Образ Весны | 20.03 | |
53-54 | Рисование весенних цветов | 3.04 | |
55-56 | Проектная работа « Весна на моей улице» | Учить видеть красоту природы, осознавать необходимость бережного отношения к природе | 10.04 |
Мир за пределами Земли 10ч | |||
57-60 | В далёком космосе | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке,развитие воображения и фантазии. | 17.04 24.04 |
61-64 | Инопланетяне, фантастические звери, цветы | 8.05 15.05 | |
65-66 | В подводном мире | 22.05 | |
Конкурсы, , экскурсии | |||
67-68 | Экскурсия в городской музей | - Ознакомление с произведениями современных художников в России. - Прививать любовь к произведениям искусства. Развитие детского воображения и эстетического восприятия | |
69-70 | Конкурс рисунков « Здравствуй , лето!» | 29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Студия «Театр»
Составлена на основе программы «Театр 1-3 класс» для начальной школы И.А. Генералова...
Рабочая программа "Студия волшебства"
Рабочая программа художественно-эстетического направления "Студия волшебства" для 1-4 классов с календарно-тематическим планированием за 3 класс....
Рабочая программа студии театрального мастерства "Вдохновение"
Данная программа предназначена для занятий с детьми 2 класса во внеурочное время...
Рабочая программа студии дополнительного образования "Развивайка: Книголюб"
Студия дополнительного образования...
Рабочая программа студии дополнительного образования "Развивайка: Занимательная математика"
Студия дополнительного образования...
Рабочая программа студии дополнительного образования "Развивайка: Занимательный русский язык"
Студия дополнительного образования...
Рабочая программа студии дополнительного образования "Развивайка: Занимательная информатика"
Студия дополнительного образования...