РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Краеведение»
методическая разработка (2 класс)

Лубневская Инна Леонидовна

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

 

Задачи:

  1. Ознакомление с историей и культурой родного края.
  2.  Развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний о родном крае.
  3. Развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
  4. Формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять).
  5. Воспитание любви к природе, своему Отечеству, родному краю, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.

Программа внеурочной деятельности «Краеведение» рассчитана на учащихся 1-4 классов, во 2 классе реализуется в течение 35 часов – 1 час в неделю.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraevedenie.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ №1»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Краеведение»

                                                                                                                       Учитель:

                                                                                                                                 Лубневская И.Л.


СОДЕРЖАНИЕ

1.        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        3

2.        ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА        5

3.        СОДЕРЖАНИЕ КУРСА        6

4.        ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ        8


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса «Уроки здоровья» для 2 класса составлена на основании следующих нормативных документов:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ.
  2. Приказ Минобрнауки РФ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373»;
  3. Письмо Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
  4. Образовательная программа МБОУ «Лицей №1» (утверждена приказом директора №195/2-п от 29.08.2016).
  5. Учебный план МБОУ «Лицей №1» (утверждён приказом директора
    __________ от _________________).
  6. Календарный учебный график МБОУ «Лицей №1» (утверждён приказом директора __________ от __________________).

 Программа «Краеведение» разработана в соответствии с требованиями  ФГОС НОО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрирован Минюстом РФ 22.12.2009г. рег. №15785 с изменениями и дополнениями 2010г., 2011г. и 2012г.: Приказ от 26.10.2010г. №1241, от 22.09.2011г. №2357, Приказ МОиН РФ от 11.02.2013г. №1060), Программы внеурочной деятельности по курсу «Краеведение» для начальной школы (авторы Л.А.Обухова, Н.С.Махина - Воронеж,2019), с учетом методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» (авторы: Д.В.Григорьев, П.В.Степанов – Москва «Просвещение», 2010) и «Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование)» под редакцией В.А.Горского (Москва, «Просвещение», 2011).

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Задачи:

  1. Ознакомление с историей и культурой родного края.
  2.  Развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний о родном крае.
  3. Развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
  4. Формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять).
  5. Воспитание любви к природе, своему Отечеству, родному краю, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.

Программа внеурочной деятельности «Краеведение» рассчитана на учащихся 1-4 классов, во 2 классе реализуется в течение 35 часов – 1 час в неделю.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

Рабочая тетрадь «Краеведение» 2-й год обучения, Л.А. Обухова, Н.С. Махина, Г.В. Онегина, О.И. Гребенщикова, Воронеж: ВОИПКиПРО, 2019

                                   ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Освоение детьми программы «Краеведение» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

  • готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
  • осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
  • понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами;
  • осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

Второклассник будет учиться:

  • действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;
  •  контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы;
  • оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Познавательные универсальные учебные действия

Второклассник будет учиться:

  • осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
  • применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
  • наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Второклассник будет учиться:

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
  • отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы;
  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема

Кол-во часов

Содержание

Что такое культура?

1

Культура-это духовные и материальные ценности человека. Практическая работа. Расписать воронежские матрёшки.

Источники изучения жизни народа.

1

Ничто в истории не исчезает бесследно.

Практическая работа. Отгадать загадки.

Что такое время?

1

Использование разных единиц времени.

Практическая работа. При помощи цветных карандашей пустить в ход часы.

Что такое вещь?

1

Интерьер дома. Праздничное убранство. Домашние животные.

Практическая работа. Лепка  старинной вещи.

Семейная реликвия. Знакомство с понятием «реликвия».

1

Семейные реликвии особо почитаемые, дорогие по воспоминаниям вещи.

Практическая работа. Изображение на рисунке семейной реликвии. Устный рассказ.

Путешествие в страну книг.

1

Писатели - наши земляки.

Посуда на Руси.

2

Знакомство с историей создания вещей.

Практическая работа. Расписать посуду.

В старинном доме.

1

Продолжить знакомство с понятием  «дом»: дом – жилище, дом – семья, дом – это место жизни человека.

Практическая работа. Украсить лопастку прялки узором. Устный рассказ.

Обычаи русской старины.

Конкурс рисунков и рассказов.

Экскурсия в школьный музей.

2

Знакомство с обычаями Воронежской области.

Практическая работа.

Рассказ о русских обычаях, которые соблюдают в твоём доме, городе (селе).

Для войны и мирной жизни.

1

Знакомство с предметами для войны и мирной жизни, общими правилами поведения.

Практическая работа. Экскурсия в школьный музей (15-20 мин.).

От колеса до кареты.

1

Знакомство с видами транспортных средств согласно последовательности, в которой они были изобретены.

Практическая работа. Придумай и нарисуй автомобиль будущего.

Что такое музей?

1

Понятие «Музей- машина времени». Знакомство с видами музеев. Профессии людей, которые работают в музее. Знакомство с экспонатами музеев.

Практическая работа.

Правила поведения в музее.

Экскурсии в областные музеи.

2

Понятие малой родины. Первоначальные исторические сведения о названии города (села), застройках, занятиях людей.

Практическая работа. Подготовка выставки «Воронеж сегодня».

«Дом весёлого чародея».

1

Краткая характеристика дома- музея А.Л.Дурова.

Практическая работа. Разрисовать афишу А.Дурова.

Костёнки. Путешествие в каменный век.

1

Путешествие в каменный век.

Практическая работа. «Помоги древнему человеку добраться до своего жилища».

Дивногорье.

Рассказ о седой старине.

1

Практическая работа.

Изобразить на рисунке фрагмент из жизни древнего человека.

Веневитиново. В гостях у поэта.

1

Краткая информация о писателе Д.В.Веневитинове.

Практическая работа.

Попробовать себя в роли поэта -составить стихотворение.

Памятники старины. Каменные ветераны Воронежа.

2

Практическая работа. Придумать своё архитектурное украшение для фронтона старинного здания. Сделать эскиз интерьера старинной гостиной. Поработай архитектором- «дострой» старинное здание.

Церковные архитектурные памятники.

2

История создания первых православных храмов, их роль в жизни современного человека.

Практическая работа. Дорисовать недостающие детали храма.

Храмы родного края.

2

История создания первых православных храмов, их роль в жизни современного человека.

Практическая работа. Записать историю одного из храмов.

Формы учебных занятий:

  • дидактические игры,
  • экскурсии в музеи, на пришкольный участок, в парк, на улицы города и др.;
  • уроки-путешествия,
  • уроки-заседания экологического совета,
  • уроки-конференции.
  • творческие конкурсы;
  • праздники;
  • викторины
  • творческие проекты, презентации
  •  интеллектуально-познавательные игры
  •  беседы


  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование  тем

Всего часов

1

Что такое культура?

1

2

Источники изучения жизни народа.

1

3

Что такое время?

1

4

Что такое вещь?

1

5

Семейная реликвия. Знакомство с понятием «реликвия».

1

6

Путешествие в страну книг.

1

7-8

Посуда на Руси.

2

9

В старинном доме.

1

10-11

Обычаи русской старины.

Конкурс рисунков и рассказов.

2

12

Для войны и мирной жизни

1

13

От колеса до кареты.

1

14

Что такое музей?

1

15-16

Экскурсии в областные музеи

2

17

«Дом весёлого чародея».

1

18

Костёнки. Путешествие в каменный век.

1

19

Дивногорье.

Рассказ о седой старине.

1

20

Веневитиново. В гостях у поэта.

1

21-22

Памятники старины. Каменные ветераны Воронежа.

2

23-24

Церковные архитектурные памятники

2

25-26

Храмы родного края.

2

27-28

Памятники на Воронежской земле.

2

29-30

Моя малая родина.

История родного города.

2

31-32

История родного села (деревни)

2

33-34

Люби и знай родной край. Проверь себя.

2

35

Резервное занятие

1

Итого 35 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа внеурочной деятельности "Историческое краеведение Владимирской области"

Цель: дать школьникам начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Владимирской области, познакомить с достопр...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» для 2 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» для 2 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа по краеведению доступна для учащихся 1-4 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Краеведение" для учащихся 4 класса, УМК любой, направление духовно-нравственное...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Краеведение"

В авторской программе представлена работа с детьми во внеурочное время по курсу "Краеведение", направленная на реализацию требований   ФГОС .  Культура русского и бурятского н...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Краеведение» по общеинтеллектуальному направлению.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Краеведение»  по общеинтеллектуальному направлению для 2го класса....