Рабочая программа внеурочной деятельности "Краеведение"
рабочая программа на тему

Феоктистова Мария Петровна

Программа по краеведению доступна для учащихся 1-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kraevedenie_dorabotannaya.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Краеведение»

Пояснительная записка

Основным двигателем общественных сил всегда был патриотизм - любовь к Родине, Отечеству, своему народу, к лучшим национальным традициям. В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории культуры, природы родного края. Это решение продиктовано потребностями современного российского общества и необходимостью в формировании личности гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям своего Отечества.

Малая родина даёт человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Изучение родного края просто необходимо, чтобы дети понимали связь с окружающим миром, эффективно взаимодействовали с ним. Благодаря программе «Краеведение» они осознают значимость наследия родного края в своей жизни и жизни близких людей, в общей судьбе народов России.

Изучение истории родного края тесно связано с изучением истории своей семьи. Эта проблема сегодня актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, развивает интерес к истории своей семьи, способствует укреплению духовных ценностей семьи, повышает её культурный уровень.

Педагогическая целесообразность

Именно в начальной школе закладываются основы морального, нравственного становления личности. Когда учащиеся понимают, какую роль играла и играет их малая родина в истории России, они ощущают гордость за свой край, появляется стремление прославить свою землю и быть лучшим.

Программа «Краеведение» дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязи с природой, историей, культурой страны, мира, приобщиться к исследованию родного края в разных формах - от простейших описаний до проектных работ

Программа «Краеведение» разработана как дополнение к курсу «Окружающий мир», построена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал образовательного компонента «Окружающий мир». Здесь прослеживается основная содержательная линия, определённая стандартом начального общего образования и представленная в разделе «Наш край».

Программа «Краеведение» связана с такими дисциплинами, как окружающий мир, география, история, экология, поэтому обеспечивает благоприятные условия для дальнейшего изучения предметов естественно - научного цикла в среднем звене.

Принципы построения программы:

  • принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
  • научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
  • систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний обучающихся, являются источником новой информации;
  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления обучающихся;
  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, специфику программы «Краеведение» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи, практические работы. Такие формы работы позволяют обучающимся почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Необходимо проводить как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть расширять образовательное пространство. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.

Цель:

создание условий для формирования у детей исторического сознания, воспитания патриотизма, бережного отношения к историко-культурному наследию родного края, приобщение обучающихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности.

Задачи:

  • систематизировать и расширить знания обучающихся об истории родного края, удовлетворение исследовательских и познавательных интересов школьников;
  • воспитывать интерес, уважение к культуре и истории своего края;
  • формировать патриотическое отношение к своей малой родине и бережное отношение к этнокультурному наследию родного края, гражданское самосознание, чувство гордости за родной край;
  • вырабатывать коммуникативные навыки в совместной деятельности;
  • создать благоприятные условия для достижения результатов в познавательно- поисковой деятельности.

Требования к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.

В основе реализации программы «Краеведение» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.

В результате обучения по программе «Краеведение» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

К окончанию начальной школы у обучающихся будут сформированы УУД:

Личностные УУД

Выпускник научится и приобретет:

  • научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
  • приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
  • приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести- как регуляторов морального поведения.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • основ гражданской идентичности личности и гордости за свой край.
  • мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно  познавательные, внешние и внутренние мотивы;
  • эстетических чувств на основе знакомства с культурой своего края;
  • чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
  • эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные УУД:

Выпускник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Выпускник получит возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
  • вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД:

Выпускник научится:

  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
  • на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • узнавать символику России, Тулы, Киреевска;
  • описывать достопримечательности Тульского края;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
  • использовать знаковосимволические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой Тульской области;  
  • находить на карте свой регион и его главный город;
  • устанавливать причинноследственные связи;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • устанавливать аналогии.

Выпускник получит возможность:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
  • работать в семейных архивах.

Коммуникативные УУД:

Выпускник научится:

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Выпускник получит возможность:

  • готовить и выступать с сообщениями;
  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность младших школьников, она органично сочетает творческую проектную деятельностью и  систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий по курсу «Краеведение» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.

В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

  • мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
  • планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
  • информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
  • рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Обучающиеся должны уметь составлять и защищать проекты по заданной теме, готовить сообщения, использовать при работе над историческим материалом атлас России, карту Тульской области.

Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Так взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость. Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с литературными произведениями (мифами, повестями, рассказами, стихами и т.д.). Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, и навыки при составлении кроссвордов.

Формы подведения итогов: подведение итогов деятельности по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:

  • викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
  • создания и защиты собственного проекта;
  • создания презентаций - представлений по изученной теме;
  • конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;
  • участия в конференциях разного уровня.

Ожидаемые результаты:

  • обучающиеся будут проявлять устойчивый интерес к истории своего края, научатся вести поиск своих предков, будут знать и продолжать семейные традиции;
  • научатся устанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим;
  • приобретут навыки исследовательской и творческой деятельности;
  • будет сформирована система ценностей, в которой на первом месте стоит патриотизм, а он начинается с любви к малой родине.

Данный курс “Краеведения” рассчитан на преподавание во 2 – 4 классах начальной школы, 34 часа в год (1 час в неделю) в рамках вариативной части базисного плана содержит два раздела:  “Край, в котором мы живем”, “Город в котором мы живём”. Каждый раздел поделен на темы.

Представленный курс по “Краеведению” углубляет изучение истории региона на локальном уровне, интегрирует в себе следующие предметы: история, биология, география, культурология.

В процессе преподавания курса “Краеведения” рекомендуется проводить уроки - лекции, уроки – встречи, викторины, конкурсы, экскурсии по городу, в парки, музеи, походы.

Основная цель курса: дать школьникам начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях региона, познакомить с достопримечательностями и, что не мало важно, людьми, строившими и прославившие родной край.

Изучения “Краеведения” способствует

формированию у младших школьников человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование;

формированию активной гражданской позиции, патриотичности, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;

формированию экологических знаний учащихся, вооружение их навыками экологически грамотного использования природных ресурсов;

в итоге учащиеся должны получить знания по краеведению и определить место и значение родного края в развитии  России , а также овладеть следующими умениями и навыками:

самостоятельно подбирать литературу по теме;

работать в читальном зале библиотеки;

готовить и выступать с докладами и сообщениями

сравнивать и обобщать факты;

воспитывать бережное отношение к своему городу, к школе.

воспитывать чувство гордости за свой город, за успехи своих земляков

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ “КРАЕВЕДЕНИЕ”

Раздел 1. Край, в котором мы живем (17ч).

Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Тульская область – часть России. Тула – город – герой. Герб. Гимн (1 ч). Путешествие по карте. Районы,  входящие в состав Тульской области (1 ч). Наш край в прошлом. Происхождение названия, легенды и предания (1 ч). Обряды, обычаи и традиции населения нашего края  (1 ч). По местам боевой славы. Туляки -  герои (1 ч). Красота родного края  в картинах художников. Музей – усадьба В.Д. Поленова (1 ч). Растительный мир нашего края. Лекарственные и ядовитые растения (1 ч). Растения из Красной книги (1 ч). Животный мир нашего края. Звери, птицы (1 ч). Животные из Красной книги (1 ч). Обитатели водоёмов (1 ч). Заочная экскурсия. Тульский Кремль (1 ч). Заочная экскурсия. Музей самоваров, Тульский пряник (1 ч). Оружейная Тула. Музей оружия (1 ч). Народные промыслы Тульской области (1 ч). Ясная поляна. Музей – усадьба Л.Н.Толстого (1ч).

 Государственный музей-заповедник «Куликово поле» (1ч).

Раздел 2. Город, в котором мы живем (17ч).

 Моя малая  Родина – г. Киреевск. Герб. Гимн.  (1 ч). Экскурсия в Краеведческий музей. Основные предметы быта в прошлом (1 ч). Улица, на которой я живу. История названия. (1 ч).

Экскурсия по г. Киреевску « Памятные места» (1 ч). Творческий проект « Каким я хочу видеть свой город в будущем» (1 ч). История развития школы (1 ч). Моя семья. Семейные праздники и традиции (1 ч). Семья. История моей семьи (1 ч). Знаменитые земляки (1 ч). Экскурсия в библиотеку. Писатели – земляки (1 ч). Водоёмы Киреевского района. Их охрана (1 ч). Экскурсия в парк. Растительный и животный мир парка (1 ч). Учреждения культуры в г. Киреевске (1 ч). Учреждения здравоохранения и образования в г. Киреевске (1 ч). Наши спортивные достижения. Спортивные комплексы (1 ч). Промышленные предприятия города (1 ч). Развитие сельского хозяйства в районе (1 ч).

Тематическое планирование

№ п/п

Темы, раскрывающие основное содержание программы

Число часов, отводимых на каждую тему

1

Край, в котором мы живем

17

2

Город, в котором мы живем

17

Итого

34

Календарно –тематическое планирование

№ занятия

        Тема

Количество часов

Дата

Раздел 1. Край, в котором мы живем

17

1

Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Тульская область – часть России. Тула – город – герой. Герб. Гимн.

1

2

Путешествие по карте. Районы,  входящие в состав Тульской области.

1

3

Наш край в прошлом. Происхождение названия, легенды и предания.  

1

4

Обряды, обычаи и традиции населения нашего края.

1

5

По местам боевой славы. Туляки -  герои.

1

6

Красота родного края  в картинах художников. Музей – усадьба В.Д. Поленова. 

1

7

Растительный мир нашего края. Лекарственные и ядовитые растения.

1

8

Растения из Красной книги.

1

9

Животный мир нашего края. Звери, птицы.

1

10

Животные из Красной книги.

1

11

Обитатели водоёмов.

1

12

Заочная экскурсия. Тульский Кремль.

1

13

Заочная экскурсия. Музей самоваров, Тульский пряник.

1

14

Оружейная Тула. Музей оружия.

1

15

Народные промыслы Тульской области.

1

16

Ясная поляна. Музей – усадьба Л.Н.Толстого.

1

17

Государственный музей-заповедник «Куликово поле».

1

Раздел 2. Город, в котором мы живем

17

18

Моя малая  Родина – г. Киреевск. Герб. Гимн.

1

19

Экскурсия в Краеведческий музей. Основные предметы быта в прошлом (1 ч).

1

20

Улица, на которой я живу. История названия.

1

21

Экскурсия по г. Киреевску « Памятные места.

1

22

Творческий проект « Каким я хочу видеть свой город в будущем».

1

23

История развития школы.

1

24

Моя семья. Семейные праздники и традиции.

1

25

Семья. История моей семьи.

1

26

Знаменитые земляки.

1

27

Экскурсия в библиотеку. Писатели – земляки.

1

28

Водоёмы Киреевского района. Их охрана.

1

29

Экскурсия в парк. Растительный и животный мир парка.

1

30

Учреждения культуры в г. Киреевске.

1

31

Учреждения здравоохранения и образования в г. Киреевске.

1

32

Наши спортивные достижения. Спортивные комплексы.

1

33

Промышленные предприятия города.

1

34

Развитие сельского хозяйства в районе.

1

Итого

34

 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. В.П.Герасимов «Животный мир нашей Родины», М. Просвещение,1985г
  2. В.Г.Труфанов « Уроки природы родного края» Тула ОАО ИПО « Лев Толстой» 2009г.
  3. «Край наш Тульский», путеводитель .Тула ,издательский дом « Пересвет»2002г.
  4. «Сердцу дорог край родной» (Отпечатано в типографии «Борук»2004г.)

5.    Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы

В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по  Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий

В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...