РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Краеведение» по общеинтеллектуальному направлению.
рабочая программа по истории (2 класс)

Зеленина Ульяна Валентиновна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Краеведение»  по общеинтеллектуальному направлению для 2го класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraevedenie2_klass.doc341 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Переславское

                                                       

                               

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Краеведение»

2 Б класс

по общеинтеллектуальному направлению

Учитель:   Костюк У.В.

2018-2019 учебный год

Пояснительная записка

Происходящие в нашей стране политические и социально-экономические преобразования обострили актуальность задач формирования у подрастающего поколения гражданского самосознания, нравственных, морально-этических качеств. Для этого необходимо воспитывать у школьников чувство гордости за историческое и культурное наследие своего региона. Понастоящему полюбить свою Родину дети смогут, только соприкоснувшись сердцем с ее прошлым и настоящим, на конкретных зримых объектах и примерах.  Одной из составляющих  данного подхода может стать работа с младшими школьниками  по эколого-краеведческому образованию и природоохранному воспитанию в различных ее формах. Данная программа является модификацией программы дополнительного образования детей «Путешествие в мир природы»/ авторы - Овчинникова Е.Н.,Пронина Н.А., Устюгова Е.Н., Эршон В.Г.- Пермь,2006г./. В связи с введением в образовательный процесс регионального компонента, повышается актуальность данной программы. Работа по программе имеет социально-педагогическую направленность, ориентирована на обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности. Занятия программы нацелены поощрять любопытство детей, способствовать повышению информированности, создавать эмоционально-ценностное отношение к миру, формировать личностное отношение к вопросам защиты природы.

Цель программы:  заложить в ребенке основы здоровой, интеллигентной личности, включить ребенка в диалог с окружающим миром и сформировать любовь к своему городу, краю.

Задачи программы:

Образовательные:

  • Расширить знания учащихся, приобщая их к исследовательской работе на занятиях эколого-краеведческой направленности
  • Дать учащимся знания и их практическое применение в природоохранной деятельности
  • Познакомить учащихся с общими сведениями о природе своего родного края, многообразии растительного и животного мира.

Развивающие:

  • Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
  • Сформировать навыки исследовательской работы, ведения дневника наблюдений
  • Выработать навыки оформления отчетности исследовательской работы
  • Развивать познавательную,  творческую активность учащихся на занятиях экологической направленности
  • Развивать самостоятельность и инициативу в практической области познаний.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе
  • Заложить основы  экологической культуры личности, потребности в здоровом образе жизни
  • Сформировать интерес к истории своего родного края

Структура программы

Учебная программа рассчитана на 1 год обучения для детей 1 класса и включает 33  учебных часов в год.

Структура образовательной программы  представлена 2-мя блоками: инвариантным (12 часа) и вариативным (21 часов).

Блоки программы состоят из тем занятий. Темы инвариантного блока изучаются всеми учащимися. В вариативный блок включены темы, которые используются дополнительно.

Вариативный блок программы включает темы занятий, позволяющие учитывать различные интересы и возрастные особенности учащихся. Программа включает в себя теоретическую и практическую часть, причем практические занятия составляют большую часть программы.

Формы организации работы с детьми разнообразны. Это занятия, экскурсии в природную среду, праздники, развлечения в виде викторин, конкурсов.

Занятия построены на различных методах обучения: словесных (беседа, рассказ, практических (фенологические наблюдения, лабораторные занятия, экскурсии).

Ожидаемые результаты

  • Знать общие сведения о природе своего родного края, многообразии растительного и животного мира
  • Знать основные этапы становления истории нашего края
  • Практически применять знания в природоохранной деятельности
  • Уметь сравнивать, анализировать, делать выводы
  • Приобрести навыки исследовательской работы
  • Проявлять самостоятельность, творческую активность в практической  части образовательной программы.

Проверка знаний учащихся осуществляется  через контрольные вопросы к занятиям инвариантного блока, скомплектованные по сезонам года. На входе  обучения  по данной  программе и на выходе,  учащиеся  проходят психолого-педагогическую диагностику. Используется сокращенный и переработанный опросник «Натурафил» и вербальная ассоциативная методика «Эзоп». Промежуточный контроль знаний проводится в форме тестов в январе месяце.

Формы подведения итогов реализации программы

Участие: в областном конкурсе детского творчества «Чудеса для людей из ненужных вещей», в конкурсе и организации выставки  рисунков  экологической  направленности « Каким ты хочешь видеть твой двор, улицу, дом?», экологической игре «Лучший знаток природы»,  в природоохранных акциях в рамках программы экологического образования школьников «Хранители Природы»: «Листопад», «Поможем зимующим птицам», «Первоцветы»,  в областной  конференции исследовательских работ школьников по теме «Биоразнообразие и его сохранение».

Особенности программы

  • Программа рассчитана как на постоянный состав детей в течении года, так и на переменный состав.
  • Программа может быть использована, как  цикл занятий в течении года, так и каждое занятие автономно для углубления и расширения знаний в рамках  учебных  школьных программ.

Для реализации программы необходима учебная база:

  • Лаборатория, предназначенная для проведения занятий с младшими   школьниками
  • Дидактический, методический  и иллюстративный материал
  • Автобус для проведения выездных занятий, экскурсий.

Учебно-тематический  план  

№ п/п

Темы

Всего часов

В том числе

Теоретич.    Практич.                

1

Осенняя сказка в жизни растений (осенние явления в природе)

1

0,5

0,5

2

Лес многоэтажный. Этажи леса (деревья, кустарники, травы). Лиственный, смешанный,  лес.

1

0,5

0,5

3

Многообразие плодов и семян растений

1

0,5

0,5

4

. Зимние явления в природе. Зимующие птицы Калининградской области

1

0,5

0,5

5

Край,  в котором ты живешь

( географическое положение, рельеф, климат)

1

1

0

6

Невидимые нити природы

( введение в понятие экология)

1

1

0

7

Путешествие с комнатными растениями

1

0

1

8

Наши маленькие питомцы

1

0

1

9

Обитатели морей и океанов

1

1

0

10

Характеристика весеннего периода. Раннецветущие травянистые растения

1

0,5

0,5

11

Аптека доктора Айболита

1

0

1

12

Охраняемые территории

Калининградской области

1

1

0

13

Экологические наблюдения по теме «Биоразнообразие и его сохранение»

Природоохранные акции «Листопад»,

«Поможем зимующим птицам»,

операция «Первоцвет»

         

         

         

         

ИТОГО ЧАСОВ:

12

6,5

5,5

Вариативный блок

1

Остров зеленых чудес

1

1

0

2

Калининград - западная точка России

1

0,5

0,5

3

Домашние животные. Разнообразие домашних животных и их значение в жизни человека

1

0,5

0,5

4

Определение видов деревьев и кустарников

1

0,5

0,5

5

Следы на снегу

1

0,5

0,5

6

Понятие экологическая катастрофа. Экологический словарик, экологическая азбука

1

1

7

Растения часы, растения-барометры

1

0,5

0,5

8

Жизнь в капельке воды

1

0,5

0,5

10

Экологическая игра «Лучший знаток природы»

1

1

11

Конкурс на лучший экологический плакат. Тема:  «Каким ты хочешь видеть свой город, улицу, двор?»

1

0

1

12

Волшебная грядка

1

0

1

13

О вкусной и здоровой пище

1

1

0

14

Подкормка зимующих птиц, Виды кормов и кормушек.

1

0

1

15

Тематические экскурсии по Центру:

«Растения, которые лечат»

«Разнообразие красок и оттенков»

«Их все меньше на планете»

2

0

0

0

2

16

Калининградский зоопарк

1

0

1

17

Калининград-Кенигсберг (обзорная экскурсия)

1

0

1

18

Зеленые легкие Калининграда

( скверы, парки)

1

0

1

19

Калининград - юным натуралистам

1

0

1

20

В кладовые янтаря (г. Калиниград, музей Янтаря )

1

0

1

21

Чудо природы - Куршская коса

1

0

1

ИТОГО ЧАСОВ:

21

7

14

Содержание изучаемого курса

Инвариантный блок

1. Осенняя сказка в жизни растений (1 час)

Понятие природа «живая и неживая». Природа осенью (высота солнца, температура, дожди, заморозки). Знакомство с распространенными деревьями и кустарниками, травянистыми растениями.

Экскурсия  « Знакомство с миром растений дендропарка Центра.

2. Лес многоэтажный. Этажи леса (деревья, кустарники, травы) (1 час).

Ярусы леса. Типы лесов: лиственный, хвойный, смешанный. Наиболее распространенные лиственные леса. Значение леса в жизни человека.

 Практическая работа: «Кто, где живет?» (работа с карточками)

3. Многообразие плодов и семян (1 час)

Приспособляемость растений к факторам внешней среды. Разнообразие семян и плодов деревьев и кустарников. Типы распространения семян в природе.

Практическая работа « Распространение семян» (работа с карточками)

4. Зимние явления в природе. Зимующие птицы Калининградской области (1 час)

Изменение в живой и неживой природе (температура, осадки). Растения под снегом. Следы на снегу. Подкормка птиц зимой. Основные виды кормов.

Практическая работа: Конкурс на лучшую кормушку. Подкормка зимующих птиц и ведение наблюдений за ними.

5. Край, в котором ты живешь (1 час)

Территория Калининградской области, ее география, расположение и климат. Основные виды растений и животных области, водный бассейн Калининградской области и его значение.

Практическая работа « Карта Калининградской области»

6. Невидимые нити природы (1 час)

Что означает понятие экология. Связь между живой и неживой природой. Термины «экологическая катастрофа», « экологический кризис».

 Практическая работа: работа с карточками, «биоценоз луга», «биоценоз водоема»

7. Путешествие с комнатными растениями (1 час)

Основные виды комнатных растений. Их родина, место обитания. Что такое «оранжерея». Уход за комнатными растениями. Основные способы размножения комнатных цветов.

Экскурсия « Многообразие комнатных цветов»

8. Наши маленькие питомцы (1час)

Знакомство с кабинетом зоологии. Основные виды зверей и птиц находящиеся в кабинете. Уход и питание за ними. Домашние животные. Значение и использование их человеком.

9. Обитатели морей и океанов (1 часа)

Знакомство с кабинетом аквариумистики. Основные виды аквариумных рыб и уход за ними. Рыбы и млекопитающие морей и океанов (видовое разнообразие места обитания, приспособляемость к внешним факторам)

10. Характеристика весеннего периода. Раннецветущие, травянистые растения (1 час)

Характеристика весеннего периода (погода, температура воздуха, осадки). Весеннее пробуждение у растений. Многообразие первых весенних цветов. Знакомство с Красной книгой.

Экскурсия « Раннецветущие растения дендропарка».

11. Аптека доктора «Айболита» (1 час).

Что такое лекарственные растения. Основные их виды. Лекарственные огороды. Значение лекарственных растений для человека, их использование.

Экскурсия: « Лекарственные растения дендропарка»

12. Охраняемые территории Калининградской области (1 час)

Что значит охранять природу. Охрана воздуха, почвы, воды. Понятие заказник, заповедник, национальные парки. Животные охраняемых территорий. Назначение охраняемых территорий.

Вариативный блок

  1. Остров зеленых чудес (1 час)

Знакомство с видовым разнообразием растительного мира парка. Посещение оранжереи (знакомство с видовым разнообразием комнатных растений).

  1. Калининград – западная точка России.(1час)

 Знакомство с картой Калининградской области. Географическое положение, Климат. Административные районы. Санаторно-курортные города. Водоемы. Животный и растительный мир.

Практическая работа: Работа с картой области. Нанесение объектов.

3.  Домашние животные. Разнообразие домашних животных и их значение ( 1 час).

Домашние животные. Их значение в жизни человека.  История одомашнивая диких животных. Основные виды диких животных.

  1. Определение видов деревьев и кустарников (1 часа) Морфологические признаки основных видов деревьев и кустарников.

           Практическая работа: Работа с атласом-определителем.

5.Следы на снегу (1 час)

Морфологические особенности зимующих птиц.

 Экскурсия:  « «Узнай меня»

6. Понятия «экологическая катастрофа», «экологический словарик», «экологическая азбука». (1 час)

Знакомство с библиотечным фондом Центра. Основные экологические издания, используемые при работе. Часто встречаемые понятия и их значение. Правила использования библиотечным фондом.

7.Растения часы- растения барометры (1час)

Основные виды цветочно-декоративных растений. Приспособляемость к факторам внешней среды. Использование их человеком.

Экскурсия: «Цветочно-декоративные растения парка».

8. .Жизнь в капельке воды (1час)

Лабораторное занятие:  «Видовое разнообразие организмов обитающих в пруду. Трофические связи».

9. Экологическая игра «Лучший знаток природы» (1 час)

 Вопросы и практические задания по пройденным темам. Работа с индивидуальными карточками.

10 . Конкурс на лучший экологический плакат. Тема: «Каким ты хочешь видеть свой город, улицу, двор?» (1час)

Итоговое занятие. Дети индивидуально или по группам делают свои проекты озеленения своего двора, а потом защищают свои работы.

11.. Волшебная грядка (1 часа)

Основные виды овощных культур. Их значение для жизни человека. Знакомство с отделом растениеводства Центра. Основные агротехнические работы,  выполняемые в осенний период.

12. О вкусной и здоровой пище (1 час)

 Пища и ее значение для жизни человека. Витамины, находящиеся в продуктах питания, их функциональное назначение.

Практическое занятие: « Состав пищевых добавок в продуктах питания».

13 Подкормка зимующих птиц, виды кормов и кормушек (1часа)

Практическая работа: Изготовление кормушек из подсобного материала. Подкормка птиц на кормушках. Учет птиц в карточках.

 14. Тематические экскурсии по Центру (2 часа)

«Растения, которые лечат»

 Видовое разнообразие лекарственных растений. Практическое  их      применение человеком.

«Разнообразие красок и оттенков»

Видовое разнообразие цветочных растений Центра. Их морфологические особенности. Календарь цветения. Мифы и легенды о цветах.

«Их все меньше на планете»

Реликтовые растения дендропарка. Их морфологические особенности. Красная книга Калининградской области.

15. Калининградский зоопарк (1 час) Экскурсия.

 Знакомит с историей становления зоопарка. Видовое разнообразие животных.  Их среда обитания.

16. Калининград-Кенигсберг (1 час) - экскурсия

Обзорная экскурсия по городу. Маршрут проходит по памятным местам Калининграда, знакомит учащихся с историей и современностью города.

17. Зеленые легкие Калининграда (1 часа)- экскурсия

Знакомит учащихся с видовым разнообразием растительного мира наших улиц, парко, скверов.

18. В кладовые янтаря (1 часо)- экскурсия.

Экскурсия  г. Калиниград. Посещение  музея Янтаря.

19. Чудо природы - Куршская коса (1 часов)- экскурсия

Музей национального парка, знакомство с дюной Эфа, Мюллера, танцующий лес. Знакомит с многообразием растительного и животного мира косы. Историей ее создания.

 

Календарно-тематический план занятий

Инвариантный блок

п/п

Модуль

Тема занятий

Всего часов

Приемы и формы организации

Учебной деятельности

Оборудование

Дата

проведения

1

Осенняя сказка в жизни растений

Осенние явления в природе, живая и неживая природа. Знакомство с древесно-кустарниковыми насаждениями парка

1

Беседа, экскурсия

05.09

2

Лес  многоэтажный. Этажи леса (деревья, кустарники, травы). Виды лесов.

Ярусы леса (деревья, кустарники, травы). Лиственный, хвойный, смешанный лес. Использование леса в хозяйственных целях

1

Беседа

Экскурсия

Викторина

Практическая работа с карточками

Гербарий, плакаты, карточки к индивидуальной работе

12.09

3

Многообразие плодов и семян

Созревание плодов и семян

1

Беседа, экскурсия, викторина, практическая работа с карточками

Гербарий, плакаты, карточки к индивидуальной работе

19.09

4

Зимние явления в природе. Зимующие птицы Калининградской области

Видовое разнообразие птиц. Особенности их образа жизни и строения. Подкормка на зиму

1

Беседа, экскурсия, практическая работа

Плакаты, виды кормушек и корма, интерактивная доска

26.09

5

Край, в котором ты живешь

Географическое положение. Рельеф, Климат. Водный бассейн Калининградской области

1

Беседа. Рассказ

Карта Калининградской области

02.10

6

Невидимые нити природы

( введение в понятие экология)

Что такое экология. Разъяснение сущности и значения экологии на основе анализа примеров. Экологические связи в живой природе. Значение знания пищевой цепи для охраны природы

1

Беседа. Рассказ,

Плакаты, индивидуальный набор карточек по экологическим связям в живой природе.

09.10

7

Путешествие с комнатными растениями

Разнообразие комнатных цветов. Способы их размножения. Посадка и уход за ними

1

Беседа, экскурсия в оранжерею, викторина, практическая работа

Интерактивная доска

16.10

8

Наши маленькие питомцы

Видовой состав птиц, животных, рыб зооуголка. Особенности строения, питания, обитания. Значение содержания животных в домашнем зооуголке

1

Рассказ, экскурсия, беседа

Клетки с животными и птицами

23.10

9

Обитатели морей и океанов

Видовое разнообразие рыб. Ареал обитания. Уход и обустройство аквариума. Содержание аквариумных рыб в домашних условиях

1

Рассказ, экскурсия в кабинет аквариумистики  Центра

Аквариумы с рыбками, муляжи

10

Характеристика весеннего периода. Весеннее пробуждение у растений

Весенние изменения в живой и неживой природе. Набухание почек на деревьях

1

Рассказ. Экскурсия в дендропарк Центра

11

Аптека доктора Айболита

Знакомство с основными видами лекарственных растений и их использование в лечебных целях

1

Рассказ, экскурсия, викторина

Просмотр видеофильма

12

Охраняемые территории Калининградской области

Что значит охранять природу. Нужно ли охранять воздух, воду. Животные и растения Калининградской области. Заповедники, заказники, национальные парки

1

Рассказ, практическая работа с индивидуальными карточками

Карта Калининградской области. Красная книга Калининградской области, видеофильм

Вариативный блок

1

Остров зеленых чудес

Знакомство с видовым разнообразием растительного мира  парка. Посещение оранжереи.

( знакомство с комнатными  растениями). Назначение кабинетов экологии и зоологии

1

Рассказ

Экскурсия

2

Калининград - западная точка России

Знакомимся с картой области. Географическое положение Реки, озера, климат.

1

Рассказ. Практическая работа

Карта области

видеофильм

3

Домашние животные. Разнообразие домашних животных и их значение

Разнообразие домашних животных. Их значение в жизни человека. Одомашнивание диких животных человеком

1

Беседа. Рассказ. Просмотр видеофильма

Таблицы, интерактивная доска

4

Определение видов деревьев и кустарников

Морфологические признаки основных видов деревьев и кустарников

1

Практическая работа

Атлас определитель растений

5

Следы на снегу

Морфологические особенности зимующих птиц области

1

экскурсия по дендропарку

6

Понятие экологическая катастрофа. Экологический словарик. Экологическая азбука

Знакомимся с основными экологическими изданиями. Часто встречаемые экологические понятия. Что они означают в жизни живых организмов

1

Рассказ, беседа. Просмотр видеофильма

Плакаты

видеофильм

7

Растения-часы, растения-барометры

Видовое разнообразие растений. Поведение от времени суток

1

Рассказ, экскурсия

Мультимедийная техника. Презентация

8

Жизнь в капельке воды

Видовое разнообразие организмов, обитающих в пруду. Трофические связи

1

Лабораторное занятие

Микроскопы, лупы, лабораторная

посуда

9

Экологическая игра

« Лучший знаток природы»

Вопросы и практические задания  по пройденным темам

1

викторина

Карта Калининградской области, предметные карточки

10

Конкурс на лучший экологический плакат. Тема: «Каким ты хочешь видеть свой город, улицу, двор?»

Итоговое занятие. Дети индивидуально или по группам делают свои проекты, а потом защищают свои работы

1

Индивидуальная работа. Защита проектов

Канцтовары

( ватман, краски, карандаши)

11

Волшебная грядка

Основные виды диких животных, животные леса, парка, луга. Их способ питания

1

Беседа. Рассказ. Экскурсия

12

О вкусной и здоровой пище

Пища и ее значение в жизни человека. Как определить какую пищу мы едим. Что такое витамины и для чего они нужны

1

Беседа, рассказ, лабораторное занятие

Компьютерная техника, таблицы, лабораторная посуда

13

Подкормка зимующих птиц. Виды кормов и кормушек

Основные виды подкормки птиц. Различные типы подкормки

1

Практическая работа

Интерактивная доска, коллекция видов  подкормки птиц, слайды

14

Тематические экскурсии по Центру.

«Растения, которые лечат» (лекарственные растения)

«Разнообразие красок и оттенков» (цветочные растения)

«Их все меньше на планете»

( редкие и исчезающие растения)

2

Рассказ, беседа, викторина

Пешеходная экскурсия

15

Калининградский зоопарк

Знакомит с историей становления зоопарка, Видовое разнообразие животных, среда обитания

1

Рассказ

Пешеходная экскурсия

16

Калининград–Кенигсберг

( обзорная экскурсия по городу)

Маршрут проходит по памятным местам Калининграда. Знакомит учащихся с историей и современностью города. Остров Канта - Литовский вал- площадь Победы - памятник 1200 героям гвардейцам

1

Рассказ

Автобусная экскурсия

17

Зеленые легкие Калининграда

 ( скверы, парки, проспект Кутузова)

Проходит по магистралям рядом с парками и скверами,

знакомит учащихся с экологией, дендрологией и зелеными насаждениями

1

рассказ

Автобусная экскурсия

18

Морская слава России

( музей Мирового океана, подводная лодка)

Знакомит учащихся с событиями, связанными с историей  Балтийского флота

1

рассказ

экскурсия

19

Калининград - юным натуралистам

( экскурсия в ботанический сад, зоопарк)

Знакомство с природными объектами

1

рассказ

Автобусная экскурсия

20

В кладовые янтаря

( г. Калиниград, музей  Янтаря,)

Знакомит  со способами добычи янтаря в разное время..

1

рассказ

Автобусная экскурсия

21

Чудо природы-Куршская коса

Музей национального парка « Куршская коса», дюна Эфа, Мюллера, танцующий лес, залив, море

1

рассказ

Автобусная экскурсия

Методическое обеспечение образовательной программы

  1. Учебно-методическая литература
  • Бочкарева И.А. Рефлексия как инструмент профессионального  развития педагога.- Санкт- Петербург, 2004г.
  • Экологическая игра.- Санкт-Петербург.2001г.
  • Анализ и самоанализ урока/ сост. В.И. Цыбасова - Волгоград: НТД

     « Корифей».-2003г.

  • Ньюкомб  Н. Развитие личности ребенка – СПб., Питер, 2002г.
  • Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Пособие для педагогов и родителей – Ярославль: Академия развития, 2006 г.
  • Захлебный А.М. Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во вне урочное время. М. 2004г.
  • Краснов Е.В., Шкицкий В.А. Экология Калининградской области.- Калининград 2001г.
  • Ваулина В.Д. Наш край; пособие по краеведению для среднего школьного возраста - Калининград: 1998г.
  • «Школа 2100» качественное образование для всех; Сб. материалов М. Баласс, 2001г.
  • Лавис. Э. Очерки по истории Пруссии. Калининград, 2001г.
  • Кучерявый И.И. География Калининградской области; 2003г.
  1. Методика  по исследовательской деятельности
  • Хранители Природы : Руководство к действию  для организации экологических наблюдений по теме «Биоразнообразие» / Экологическая группа «ГИД», КОДЦЭОИТ. Калининград, 2007г.
  1. Занятия с использованием компьютерных технологий
  • Занятие «Водоем и его обитатели»
  • Занятие «Первоцветы»
  • Занятие «Зимующие птицы Калининградской области»
  • Занятие «Обитатели почвы»
  • Путешествие с комнатными растениями
  • Аптека доктора Айболита
  • Охраняемые территории Калининградской области
  • Цветочно-декоративные растения и их значение в жизни человека
  • Цветы в легендах и преданиях
  • Домашние животные. Разнообразие домашних животных
  • Растения- часы, растения-барометры
  • О вкусной и здоровой пище
  1. Оборудование используемое на занятиях:

( Плакаты, гербарий, карточки к индивидуальной работе, гео-физические карты Калининградской области, видеотека, бинокуляры, настольные игры: «Наш край», « Путешествие капельки воды», « Моя семья» и др.).

  1. Приемы и формы организации учебной деятельности:

п/п

Тема занятий

Методы  и формы организации

учебной деятельности

Оборудование и материалы

1

Осенняя сказка в жизни растений

Беседа, экскурсия

2

Лес  многоэтажный. Этажи леса (деревья, кустарники, травы). Виды лесов.

Беседа

Экскурсия

Практическая работа

 в малых группах

Гербарий, плакаты, карточки

3

Многообразие плодов и семян

Эвристическая беседа, экскурсия, викторина, практическая работа  в малых группах

Гербарий, плакаты, карточки к индивидуальной работе

4

Зимние явления в природе. Зимующие птицы Калининградской области

 Интерактивный метод. Беседа, экскурсия, практическая работа

Плакаты, виды кормушек и корма, интерактивная доска

5

Край, в котором ты живешь

Беседа. Рассказ

Карта Калининградской области

6

Невидимые нити природы

( введение в понятие экология)

Беседа. Рассказ,

Плакаты, индивидуальный набор карточек по экологическим связям в живой природе.

7

Путешествие с комнатными растениями

 Интерактивный метод. Беседа, экскурсия в оранжерею, викторина, практическая работа

Интерактивная доска

8

Наши маленькие питомцы

Рассказ, экскурсия, беседа

Клетки с животными и птицами

9

Обитатели морей и океанов

Рассказ, экскурсия в кабинет аквариумистики  Центра

Аквариумы с рыбками, муляжи

10

Характеристика весеннего периода. Весеннее пробуждение у растений

Рассказ. Экскурсия в дендропарк Центра

11

Аптека доктора Айболита

Поисковый метод. Рассказ, экскурсия, викторина

Просмотр видеофильма

12

Охраняемые территории Калининградской области

Рассказ, индивидуальная практическая работа

Карта Калининградской области. Красная книга Калининградской области, видеофильм

Вариативный блок

1

Остров зеленых чудес

Рассказ. Экскурсия

2

Калининград - западная точка России

Интерактивный метод. Рассказ. Практическая работа

Мультимедийное оборудование. Карта области

видеофильм

3

Домашние животные. Разнообразие домашних животных и их значение

Интерактивный метод. Беседа. Рассказ. Просмотр видеофильма

Таблицы, Мультимедийное оборудование

4

Определение видов деревьев и кустарников

Поисковый метод. Практическая работа в малых группах

Атлас определитель растений

5

Следы на снегу

Поисковый метод. Индивидуальная практическая работа

Атлас определитель растений

6

Понятие экологическая катастрофа. Экологический словарик. Экологическая азбука

Проблемный метод. Рассказ, беседа.

Плакаты

видеофильм

7

Растения-часы, растения-барометры

Интерактивный метод. Рассказ, экскурсия

Мультимедийная техника. Презентация

8

Жизнь в капельке воды

Поисковый метод. Лабораторное занятие

Микроскопы, лупы, лабораторная

посуда

9

Экологическая игра

« Лучший знаток природы»

викторина

Карта Калининградской области, предметные карточки

10

Конкурс на лучший экологический плакат. Тема: «Каким ты хочешь видеть свой город, улицу, двор?»

Проектный метод. Индивидуальная работа. Защита проектов

Канцтовары

( ватман, краски, карандаши)

11

Волшебная грядка

Эвристическая беседа. Рассказ. Экскурсия

12

О вкусной и здоровой пище

Интерактивный метод Беседа, практическая работа в малых группах

Мультимедийное оборудование, таблицы, лабораторная посуда

13

Подкормка зимующих птиц. Виды кормов и кормушек

Интерактивный метод, беседа. индивидуальная практическая работа

Мультимедийное оборудование, коллекция видов  подкормки птиц, слайды

14

Тематические экскурсии по Центру:

«Растения которые лечат»

«Разнообразие красок и оттенков»

«Их все меньше на планете»

Эвристическая беседа, экскурсия, викторина

Коллекция открыток с изображениями растений

15

Калининградский зоопарк

экскурсия

16

Калининград–Кенигсберг

( обзорная экскурсия по городу)

экскурсия

Автобус, наборы открыток с изображением города

17

Зеленые легкие Калининграда

 ( скверы, парки, проспект Кутузова)

экскурсия

Автобус

18

Калининград - юным натуралистам

( экскурсия в ботанический сад, зоопарк)

экскурсия

Иллюстрированный материал по ботаническому саду, зоопарку

19

В кладовые янтаря

( г. Калиниград, музей янтаря.)

 экскурсия

Автобус,

Иллюстрированный материал по теме: «янтарь»

20

Чудо природы-Куршская коса

 Рассказ, экскурсия, беседа

Автобус, вопросы к викторине

ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ  ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ

«НАШ КРАЙ» ( январь)

Выберите правильные ответы на заданные вопросы (пометьте их звездочкой)

ПТИЦЫ

Наука, изучающая птиц

  1. ботаника
  2. физиология
  3. орнитология
  4. астрология

     Птицы зимующие в Калининградской области:

  1. ласточка
  2. грач
  3. жаворонок
  4. сорока
  5. воробей

Чем вы будете подкармливать птиц зимой:

  1. плоды рябины
  2. черный хлеб
  3. пшено
  4. яблоки
  5. соленое сало

      Какая птица выводит птиц зимой

  1. Филин
  2. Стриж
  3. Поползень
  4. Клест

ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ

В городах необходимо высаживать  деревья и кустарники, для чего?

  1.  Для красоты
  2. Для очищения воздуха
  3.  Для того чтобы селились птицы и животные

Какое дерево дольше всего живет?

  1. Сосна
  2. Осина
  3. Дуб
  4. Ель

Из какого растения у нас получают сахар?

  1. сахарный тростник
  2. сахарная свекла
  3. липа

      Какое хвойное дерево сбрасывает свой зеленый наряд зимой?

  1. туя
  2. сосна
  3. лиственница

    Назовите деревья – «пионеры», которые заселяют любой свободный клочок земли

  1. Ель
  2. Береза
  3. Сосна
  4.  Дуб

Какое дерево лучше всего поглощает выхлопные газы машины и взамен выделяет кислород?

  1. Береза
  2. Тополь
  3. Сирень

ГРИБЫ

   Назовите самый ядовитый гриб

  1. Мухомор
  2. Бледная поганка
  3. Желчный гриб
  4. Сатанинский гриб

Какой гриб разлагает полезную древесину и считается вредным для дерева?

  1. Подберезовик
  2. Опенок
  3. Груздь

    Почему грибы надо срезать ножом?

  1. Травмируется ножка гриба
  2. Повреждаются нити грибницы
  3. Изменяются пищевые качества гриба

 НАСЕКОМЫЕ

Насекомые это

  1. Комар
  2. Паук
  3. Сороконожка

Кто слышит ногами?

  1. Сверчок
  2. Таракан
  3. Кузнечик

Сколько ног у паука?

  1. 4
  2. 8
  3. 6

  ЗВЕРИ

 Какое самое большое животное Калининградской области

  1. Кабан
  2. Медведь
  3. Лось

 Какой зверек все зиму спит вниз головой

  1. Белка
  2. Летучая мышь
  3. Барсук

Кого называю санитаром леса

  1. Лиса
  2. Волк
  3. Рысь

Животные Красной Книги Калининградской области

  1. Рысь
  2. Лось
  3. Кабан

ОВОЩИ

Что получают из картофеля

  1. сахар
  2. сок
  3. крахмал

Какие овощи можно вырастить дома зимой

  1. морковь
  2. лук
  3. картофель
  4. петрушка

Что в переводе с латинского обозначает слово «капуста»

  1. круг
  2. голова
  3. мяч

Красна, а не калина;

Горька а не осина

Кругла , не лукошко:

Хвост есть, а не кошка

  1. свекла
  2. репа
  3. редиска

ЭНЕРГИЯ

Что является главным источником энергии на Земле

  1. луна
  2. солнце
  3. полярная звезда

Какие источники энергии не загрязняют окружающую среду

  1. газ
  2. вода
  3. древесина
  4. ветер
  5. солнце

Ветростанции строят там где

  1. есть открытые пространства
  2. есть населенный пункт
  3. дуют сильные ветра

Контрольные вопросы для проверки знаний учащихся

Все темы занятий инвариантного блока скомплектуем по сезонам года

« Осень»

  1. Дать понятие « природа» (живая и неживая природа)
  2. Перечислить изменения происходящие осенью в природе.
  3. На экскурсии по дендропарку Центра знать  5 наименований деревьев, кустарников и травянистых растений.
  4. Дать понятие « Лес». Перечислить  типы лесов и их краткую характеристику, знать ярусы леса и самостоятельно выполнить  практическую работу по карточкам « Кто, где живет?».
  5. Перечислить типы распространения семян в природе. Уметь правильно работать на практическом занятии «Распространение семян»
  6. Знать до 5 наименований лекарственных растений. Значение лекарственных растений и их использование. Викторина «Знаешь ли ты эти растения?»
  7. Перечислить основные виды грибов, встречаемые в Калининградской области. Знать строение гриба. Их польза для человека и животных. Дать ответы на вопросы викторины « Знаешь ли ты грибы?»  
  8. Знать, что такое почва и как она образуется. Перечислить основные типы почв. Кто и что оказывает влияние на образование почвы и ее плодородного слоя?
  9. Дать определение понятия « Экология». Привести примеры связей между «живой» и «неживой природой. Объяснить понятие терминов «экологическая катастрофа», «экологический кризис». Уметь работать и объяснить связь между живой и неживой природой.

« Зима»

  1. Знать до 10 видов зимующих птиц в Калининградской области. Особенности их образа жизни. Основные типы подкормки. Дать ответы на вопросы викторины « Птицы».
  2.  Знать 8-9 наименований комнатных растений. Основной уход за комнатными цветами. Дать ответы на вопросы викторины « Угадай кто я?»
  3. Что значит охранять природу? Дать определение понятия заказник, заповедник, национальный парк. Какие охраняемые территории существуют на территории Калининградской области и их назначение?
  4. Что такое полезные ископаемые? Основные виды полезных ископаемых  области. Их распространение, основные формы добычи и использования в народном хозяйстве

« Весна»

1. Перечислить изменения, происходящие в живой и неживой  природе в весенний период. Дать 6-7 наименований раннецветущих растений дендропарка. Дать ответы  на вопросы викторины « Раннецветущие растения».

2. Дать понятие водоема как экосистемы. Перечислить обитателей водоема. Уметь объяснить трофические связи между ними и приспособляемость их к факторам внешней среды.

3. Что такое бытовые отходы? Как образуются бытовые отходы и куда они деваются? Привести примеры вторичного использования бытовых отходов

4. Объяснить понятие круговорота воды в природе. Откуда берется и куда девается вода. Какое значение имеет вода в природе? Викторина «Вода вокруг нас»

5. Объяснить значение  «Красной книга  Калининградской области». Перечислить основные виды животных и растений занесенных в Красную книгу области.

Участие в конкурсе экологического плаката. «Твой двор, улица, дом».

Вариативный блок

  1. Знать основные этапы становления древней истории нашего края (население территории нашего края, их род занятий). Создание Тевтонского ордена. Его цели и задачи. Завоевание орденом Прусских земель. Обращение в христианство.
  2. Назвать ученых, философов, видных деятелей, которые прославили Кенигсберг.
  3. Великая Отечественная война (назвать года, штурм Кенигсберга и его капитуляция, какие вы знаете улицы города и города области, названные в честь советских воинов, проявивших героизм в годы войны)
  4. Уметь работать с картой Калининградской области. Уметь объяснить географическое расположение области, климат, рельеф.  Знать районные административные центры. Главные реки и водоемы области.
  5. Назвать имена земляков- космонавтов и кратко их биографию.
  6. Уметь рассказать об основных исторических достопримечательных местах города Калининграда (остров Канта, история дендропарка Центра, Музей Мирового океана, площадь Победы, мемориал 1200 гвардейцам, Музей янтаря, Королевские ворота)

7. Кратко знать историю становления городов – курортов (Зеленоградска, Светлогорска).

8.  Участие в экологической игре «Лучший знаток природы»

Нормативно-правовые документы

1. Конвенция о правах ребенка

2. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»

3. Закон РФ «Об образовании».

4. Типовое Положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей от 26.08.2012 г. № 504.

5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271.

6. Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р;

7. Федеральные образовательные стандарты второго поколения, в части, относящейся к области воспитательной работы, создания среды для развития личности.

8.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.», утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795.

Литература для педагогов

  1. Крюкова Д.А., Лысак Л.А., Фурса О.В. Здоровый человек и его окружение. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003г.  – 383 с.
  2. Ньюкомб Н. развитие личности ребенка- СПб., Питер, 2002г.
  3. Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе // Начальная школа, 2007г.-№7 с 29-33
  4. Возрастные возможности младших школьнико / под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова – М. 1966г.
  5. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты: пособие для педагогов и родителей - Ярославль: Академия развития, 2006г.
  6. Захлебный А.М. Суравегина И.Т. «Экологическое образование школьников во вне урочное время М.2004г.
  7. Бирковский В.Г.,  В. С. Исупов История нашего края. Калининград 2002г.
  8. Использование краеведческих материалов в экскурсиях.        М. Турист.2005г.
  9. Туризм и охрана природы. М. Профиздат 2009г.
  10.  Е.В. Краснов.А.И. ,В.А. Шкицкий. Экология Калининградской области.- Калининград 2001г.
  11. Ваулина В.Д. Наш край; пособие по краеведению для среднего школьного возраста - Калининград: 1998
  12. «Школа 2100» качественное образование для всех; Сб.материалов-М.Баласс,2001
  13.  Лавис Э.  Очерки по истории Пруссии. Калининград, 2001г.
  14.  Кучерявый И.И. География Калининградской области. Калининград; 2003 г.
  15. Хранители Природы: Руководство к действию/ Экологическая группа «ГИД»- Калининград, 2005.-98с.

Литература для детей

  1. Акимушкин И. Мир животных , М.Мысль 2001г.
  2. Адольф Т.А. Заповедными тропами. М. Просвещение 2001г.
  3. Дмитриев Ю. Хитрецы и невидимки. М.Детская литература.2007г.
  4. Дмитриев Ю.Твоя красная Книга. М. Детская литература.2000г.
  5. Федоров Г.М. Знаете ли вы Калининградскую область? Калининград.1999г.
  6. Клемешева М.А. М.А. Ильина. Очерки истории края / пособие для начальной школы/ Калининград. 2009г.
  7.  Беренбейм Д.Я. В.М. Литвин.  Калининградская область: очерки природы/ сост - Калининград: Янтарный сказ, 1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» для 2 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» для 2 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу общеинтеллектуального направления «Мир логики» для 4 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе авторских программ  С. Гин «Развитие Творческого Воображения. Мир фантазии. Мир логики»Настоящая программа  внеуроч...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа по краеведению доступна для учащихся 1-4 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Краеведение" для учащихся 4 класса, УМК любой, направление духовно-нравственное...

Программа внеурочной деятельности «Интеллект» по общеинтеллектуальному направлению 4 класс.

Программа внеурочной деятельности начальной школы 10. Краткая аннотация работыПрограмма «Интеллект» общеинтеллектуального направления. Расчитана для детей 10-11 лет. Срок реализации 1...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Перволого» по общеинтеллектуальному направлению

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Перволого» по общеинтеллектуальному направлению, рассчитанная на 1 год.ПервоЛого – это универсальная учебная компьютерная среда на базе язы...