рабочая программа внеурочной деятельности "Историческое краеведение Владимирской области"
рабочая программа по окружающему миру на тему
Цель: дать школьникам начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Владимирской области, познакомить с достопримечательностями и, что немало важно, людьми, строившими и прославившими родной край.
Содержание программы соответствует внеурочной деятельности цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в нашем образовательном учреждениНаша малая родина носит несколько названий: Владимирская область, Мещера, Гусь- Хрустальный, Стеклоград … Мы здесь родились, живем, учимся, работаем. Можно уехать за границу, сменить гражданство, но Родину, как мать, не выбирают, и заменить её никем нельзя. Она даётся один раз и навсегда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 328.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
Программа внеурочной деятельности «Историческое краеведение Владимирской области» в начальной школе.
Авторы: Скорова Л.В.,
Карпова С.В.,
Кожевникова С.В.,
учителя начальных классов
г. Гусь-Хрустальный
2011 год
Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!
(Анна Роговин «Хочу сделать сам»)
- Пояснительная записка
Наша малая родина носит несколько названий: Владимирская область, Мещера, Гусь- Хрустальный, Стеклоград … Мы здесь родились, живем, учимся, работаем. Можно уехать за границу, сменить гражданство, но Родину, как мать, не выбирают, и заменить её никем нельзя. Она даётся один раз и навсегда.
Актуальность программы заключается в том, что
во-первых, не разработано методических пособий для проведения внеурочных занятий по истории и краеведению города в начальной школе;
во-вторых, в соответствии с «Положением о региональной системе оценки качества образования во Владимирской области» проводится мониторинг образовательных достижений обучающихся 4-х классов, в котором есть и вопросы по истории и краеведению Владимирской области для проверки уровня подготовки учащихся по предмету «Окружающий мир».
в-третьих, данная программа поможет учителю в реализации городской воспитательной программы «С любовью к городу».
Цель: дать школьникам начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Владимирской области, познакомить с достопримечательностями и, что немало важно, людьми, строившими и прославившими родной край.
Содержание программы соответствует внеурочной деятельности цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в нашем образовательном учреждении.
Данная программа «Историческое краеведение» рассчитана на преподавание с 1 по 4 классы начальной школы, 33 часа в год (1 час в неделю) для обучающих 1 классов и 34 часа для учеников 2 – 4 классов. Продолжительность проведения занятий 30-35 минут. Занятия по «Историческому краеведению» осуществляются во второй половине дня. Формы и режим занятий. Содержание программы ориентировано как на добровольные одновозрастные группы детей, так и отдельно взятый класс.
Задачи:
В области образования:
- содействовать формированию у обучающих представлений об историческом прошлом и настоящем нашей области, о личностях, оставивших заметный след в истории, о вкладе, который внесли жители в историко-культурное наследие региона;
- расширить и углубить знания учащихся, дополняющие школьную программу по окружающему миру;
- привить младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности;
- научить учащихся начальных классов наблюдать и описывать факты из истории Владимирской области, исследовать и систематизировать собранный материал, оформлять его.
В области воспитания:
- содействовать гармоничному развитию личности школьника;
- сформировать самостоятельность и деловые качества;
- развивать способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности;
- воспитать гуманное отношение к окружающей среде;
- способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Владимирской области;
- приобщить учеников к богатой культуре Владимирской области.
Форма организации занятии –групповая:
- Беседы (желательно использовать презентацию);
- Экскурсии (планируются на полугодие и проводятся в определенные, указанные в расписании дни по общешкольному плану, в котором четко определяется место, время и тема экскурсии; особое место в программе отводится посещению музеев: краеведческого, музея Хрусталя, музея – заповедника «Мещера», и др.);
- Встречи с людьми, прославившими наш край (почетными работниками культуры, образования, медицины и т.д.);
- Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ);
- Игры с использованием компьютерной техники (Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия «Окружающий мир 1- 4 класс, «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Большая советская энциклопедия» и т.д.;
- Викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности по разделу);
- Индивидуальная самостоятельная работа (составление и разгадывание кроссвордов, ребусов);
- Консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению);
- Конференции (участие обучающихся в школьных и городских мероприятиях) и т.п.
Требования к уровню подготовки учащихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.
В основе реализации программы «Историческое краеведение» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.
В результате обучения по программе «Историческое краеведение» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию начальной школы у ребенка будут сформированы:
Личностные действия:
Выпускник научится и приобретет:
- научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
- приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
- приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
Выпускник получит возможность для формирования:
- основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина Гусь-Хрустального, чувства сопричастности и гордости за свой край.
- мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;
- эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Владимирской области;
- чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
- эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные действия:
Выпускник научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Выпускник получит возможность:
- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
- вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные действия:
Выпускник научится:
- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
- на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- узнавать символику Владимирской области, города;
- описывать достопримечательности города Гусь-Хрустального и родного края;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
- использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Владимирской области и атласом;
- работать с атласом, глобусом и картой;
- находить на карте свой регион и его главный город;
- устанавливать причинно‐следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- устанавливать аналогии.
Выпускник получит возможность:
- самостоятельно подбирать литературу по теме;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
- работать в семейных архивах.
Коммуникативные действия:
Выпускник научится:
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
- ориентироваться на позицию партнера в общении;
- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Выпускник получит возможность:
- готовить и выступать с сообщениями;
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность младших школьников, она органично сочетает творческую проектную деятельностью и систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий по курсу «Историческое краеведение» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.
В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Учащиеся должны уметь составлять и защищать проекты по заданной теме, готовить сообщения, использовать при работе над историческим материалом атлас России, карту Владимирской области, контурные карты.
Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Так взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость.
Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с литературными произведениями (мифами, повестями, рассказами, стихами и т.д.).
Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, и навыки при составлении кроссвордов.
Программа внеурочной деятельности «Историческое краеведение» в начальной школе включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование на четыре года обучения, формы подведения итогов, учета знаний, перечень ключевых слов, хронологическую таблица важней событий Кемеровской области.
Отслеживание результатов
Подведение итогов деятельности по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:
- викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
- создания и защиты собственного проекта;
- создания презентаций - представлений по изученной теме;
- конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;
- участия в конференциях разного уровня.
2.Содержание программы «Историческое краеведение»
и примерное тематическое планирование
1 класс «Я – гусевчанин.»
Программа содержит четыре раздела: «Природа мещерского края», «Заселение и освоение края, «Рождение и становление г. Гусь-Хрустальный», «Люди нашего города». |
№ раздела | Название раздела | Всего часов |
1. | Природа мещерского края | 13 ч |
2. | Заселение и освоение края | 6 ч. |
3. | Рождение и становление г. Гусь-Хрустальный | 10 ч. |
4. | Люди нашего города | 4 ч. |
итого | 33 часа |
Каждый раздел поделен на темы, которые ежегодно будут расширяться и конкретизироваться в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.
Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живешь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности города). Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых. Программа предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях г. Гусь-Хрустальный, о богатстве растительного и животного мира.
№ занятия в учебном году | № урока в теме | Тема занятия |
Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения |
Природа мещерского края 13 ч |
1. | 1. | Вводное занятие. | Гусь-Хрустальный_- старейший центр стеклоделия. Маршрут « Золотое кольцо России». Месторасположение города. |
2. | 2. | Россия. Мещерский край. Владимирская область | Россия. Мещерский край. Владимирская область. Россия, как страна, в которой живем. Столица- Москва. Мещера- край лесов и болот. |
3. | 3. | .Г. Гусь- Хрустальный | Гусь- Хрустальный. История основания города. Основные вехи развития города. Гусь-Хрустальный районный центр. Экскурсия в историко-художественный музей. |
4. | 4. | Рельеф. Полезные ископаемые | Рельеф. Полезные ископаемые. Влияние ледника на рельеф местности. Песчаные карьеры . Разработки торфяных месторождений. Беседа: важнейшие богатства нашего края. Как добывают, где используют. Практическая работа: рассматривание образцов полезных ископаемых. |
5. 6. | 5. | Реки, озера, болота. Городское озеро | Городское озеро. Реки Гусь, Колпь, Бужа и Поль- основные реки района. Происхождение названия реки Гусь. Озеро Святое. Беседа: значение и охрана водоемов. Практическая работа: работа с энциклопедией, составление рассказа о растении или животном нашего края. Фронтальная и индивидуальная работа с картой |
7.- 8. | 6 | Растительный мир. | Особенности растительности Мещеры. Сосновые леса. Влияние человека на образование лугов. Виды растительного мира , нуждающиеся в охране Беседа: создать у учащихся представление о флоре и фауне области. Разнообразие растений. Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории района |
9 10 | 7 | Животный мир. | Виды животных, обитающих на территории нашего края. |
11 -12 | 8 | Охрана природы. | Особо охраняемые природные территории Беседа: живые организмы, занесённые в Красную Книгу области, обитающие на её территории. Практическая работа: организация конкурса рисунков о животных нашего края. Конкурс рисунков Подведение итога конкурса. |
13 | 9 | Национальный парк «Мещера» |
|
Заселение и освоение края 6ч. |
14. | Жизнь первобытных людей на территории края | Археологические раскопки древнекаменного века. Стоянки в Сунгире и Русанихе. |
15 | Древние стоянки Микулино и Петрушино |
|
16. | Первобытные племена и их занятия. | Основа хозяйства древних племен. Бортничество. Появление культа у древнейших людей |
17. | Лесное племя « Мещера» | Территория заселения племени. Занятия людей племени « Мещера». Соседи племени. |
18 | Костюм женщин племя « Мещера» |
|
19. | Традиционные блюда нашей местности |
|
|
Рождение и становление г. Гусь-Хрустальный 10ч. |
20. | 1 | А.В.Мальцов-основательГусевской Хрустальной фабрики. | Начало «стекольной империи» Мальцовых. Место для строительства новой фабрики на речке Гусь. |
21. | 2 | Производство стекла | Состав для варки стекла. Рабочий состав гуты. Тяжелый труд на стекольной фабрике Практическая работа: расписывание посуды национальным орнаментом нашего края. |
22. 23 | 3 | Промыслы на территории вокруг Хрустального завода. | Беседа: познакомить с народными и художественными промыслами края. Практическая работа: расписывание посуды национальным орнаментом нашего края. Добыча торфа. Угольный промысел. Дроворезы. Ручное ткачество. |
24 25. | 4 | Крупные заводы и фабрики города. | Реконструкция стекольной фабрики новым владельцем. Основание бумагопрядильной фабрики |
26 27. | 5 | Моя семья-работники Хрустального зав | Разработка краткосрочного проекта. |
28. | 6 | Гусь-мальцовский. Архитектура города | Как жили рабочие мальцовских фабрик. Налаживание быта рабочих Гусевской фабрики |
29. | 7 | Улицы родного города. | . История названий улиц города |
Люди нашего города 4 ч. |
30. | 1. | Моя семья в годы войны. | Творческая работа. |
31. | 2. | Гусевчанe - Герои Советского Союза. | Сообщения о подвигах героев гусевчан. |
32. | 3 | Заключительное занятие «Я-гусевчанин». |
|
33 | 4 | Мы хотим Вам рассказать | Индивидуальная (подготовка сообщений, презентаций на тему, показавшуюся самой интересной). Выступление |
2 класс
Программа второго класса содержит три раздела: «Наш город», «Наша область», «Люди нашего края».
№ | Название раздела | Всего часов |
1. | Наш город | 8 часов |
2. | Наша область (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир). | 18часов |
3. | Люди нашего края | 5часов |
4. | Итоговое занятие | 3часа |
Итого | 34 часа |
Программа второго года обучения имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний ребенка о Владимирской области и ее столице. Дети продолжают знакомиться с символикой области, города, с этапами становления города, с историческими событиями, повлиявшими на становление города, продолжат знакомство с животным и растительным миром Владимирской области. Во втором классе более углубленно изучается рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы нашей области.
№ занятия в учебном году | № урока в теме | Тема занятия | Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения |
На город (8ч) |
1. | 1. | Гусь-Хрустальный - столица стеклоделов. | Фронтальная беседа: продолжить знакомство и углубить знания учащихся об истории города, в котором живут. Практическая работа: конкурс рисунков «Мой любимый уголок города» |
2. | 2. | Из истории образования города | Просмотр и обсуждение фрагмента фильма «Гусь-Хрустальный». Работа в парах: вопросы по содержанию. |
3. | 3. | Главные исторические и культурные памятники | Беседа: «Памятники нашего города». Диспут: «Если я был бы мэром, то кому поставил памятник?» |
4. | 4. | Достопримечательности нашего города | Беседа, сопровождающая слайд презентацией «Достопримечательности нашего города». Практическая работа: выставка книг и фотографий достопримечательностей нашего города. Рассматривание и обсуждение. |
5. | 5. | Главные исторические и культурные памятники, обзорная экскурсия по городу | Рассказ экскурсовода. Обзорная экскурсия по городу. Практическая работа: картинные описания – устное изложение материала для воссоздания картин исторических и культурных памятников города. |
6. | 6. | Знакомство с районами города. Район, в котором я живу | Создание целостного представления о расположении районов города, улиц и площадей. Познакомить с архитектурой города, историей появления тех или иных архитектурных объектов. Социальный паспорт районов. Практическая работа: показать индивидуальность каждого района города. |
7. | 7. | Предприятия города. Значение для области и страны (рассказ обучающихся о профессии своих родителей) | Знакомство с крупными предприятиями области, дать представление об их роли в экономике страны. Познакомить с продукцией предприятий. Практическая работа: рассказ обучающихся о профессии своих родителей. |
8. | 8. | Игра – викторина | Практическая работа: Викторина «Почемучек» (приложение 2) |
Наша область (18ч) |
9. | 1. | Географическое положение Владимирской области. Наша область на карте мира. Символика области (флаг, гимн, герб) | Фронтальная беседа об истории своего края, символах области. Сформировать представление о территории области, географических объектах Практическая работа с контурной картой: обозначить Владимирскую область на карте России, наших соседей. |
10. | 2. | Владимирская Земля в древности | Фронтальная беседа: Какая была наша область в прошлом. Практическая работа: сравнить Владимирскую землю в древности и до наших дней. |
11. | 3. | История создания и исследования Земли Владимирской (проектная деятельность) | Индивидуальная работа (подборка литературы, сбор информации, подготовка сообщений презентаций). Групповая работа (выступление обучающихся на уроке города) |
12. | 4. | Народы Владимирской области. Национальный состав | Фронтальная беседа. Практическая работа: рисование элементов национального костюма одежды. |
13. | 5. | Игры, праздники, элементы фольклора и народного творчества | Беседа по содержанию. Практическая работа: разучивание игр. |
14. | 6. | Экскурсия в краеведческий музей | Рассказ экскурсовода о народах нашей области, национальном составе, коренных жителях края, особенностях их быта, народного творчества. Практическая работа: обобщение и оформление материала. |
15. | 7. | Города области. История возникновения городов | Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая деятельность; работа, в группах, в парах (участие обучающихся в классной конференции). Фронтальная и индивидуальная работа с картой. |
16. | 8. | Водные ресурсы. Реки Владимирской области на карте России . | Фронтальная беседа. Практическая работа: обучение работы с картой и умению находить и показывать на физической карте реки, озера |
17. | 9. | Водные ресурсы. Реки Владимирской области. Откуда берут начало и где заканчиваются | Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. Защита собственных исследовательских проектов. |
18. | 10. | Водные ресурсы. Озера Владимирской области. Флора и фауна | Практическая работа: Описание и определение флоры и фауны озер. Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Меры, предпринимаемые местным населением по охране водных объектов |
19. | 11. | Рельеф. Уникальность рельефа Владимирской области | Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Практическая работа: извлечение (по заданию учителя) необходимую информацию из словарей, хрестоматий. |
20. | 12. | Растительность. Растительный мир нашего края. Что такое смешанные леса. Растения леса. | Знакомство учащихся с яркими представителями растительного мира леса. Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории области. |
21. | 13. | Растительность. Растительный мир нашего края. Что такое «Красная книга». Растения нашей области, которые занесены в «Красную книгу» | Знакомство с «Красной книгой», заповедниками области. Оценка своего и чужого поведения в природе. Как сохранить растения. Отрицательное влияние людей на природу, сбор букетов, вырубка лесов, обламывание веток. Практическая работа: придумать и нарисовать обложку для Красной книги Владимирской области. |
22. | 14. | Животный мир. Животный мир Владимирской области. Птицы нашего края. Перелетные и зимующие. | Знакомство учащихся с птицами нашего края. Практическая работа: описание и определение перелетных и зимующих птиц обитающих на территории Владимирской области. |
23. | 15. | Животный мир. Насекомые нашей области. Охрана и значение животного мира | Фронтальная беседа о насекомых, обитающих на территории нашей области. Практическая работа: описать внешний вид, характерные особенности насекомых. |
24. | 16. | Экскурсия в краеведческий музей. | Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Наблюдения, обобщение и оформление материалов. |
25. | 17. | Полезные ископаемые. Полезные ископаемые, которые добывают в нашем крае. Значение для области и страны | Практическая работа: работа с контурной картой. Обучение умению находить и показывать на физической карте Владимирской области месторождения полезных ископаемых места и способы добычи. Выделить основные свойства полезных ископаемых. Значение полезных ископаемых для области и страны |
26. | 18. | Игра «Цветик - семицветик» | Игра «Цветик - семицветик» (Приложение №7) |
Люди нашего края (5ч) |
27. | 1. | Кубасов Валерий Николаевич- космонавт-испытатель. | Беседа по содержанию. Работа в парах: вопросы по содержанию. |
28. | 2. | Герои в годы Великой Отечественной войны | Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах (выступление обучающихся на уроке города) |
29. | 3. | Предприятия нашей области. | Практическая работа: собрать и оформить информацию из разных источников о труде жителей области. |
30. | 4. | Поэты, писатели (участие обучающихся в классной конференции) | Познакомить со знаменитыми людьми города . (Желательно пригласить на занятие) Практическая работа: конкурс стихов поэтов Гусь-Хрустального. |
31. | 5. | Художники нашего края | Практическая работа: собрать и оформить информацию из разных источников о художниках . |
Резервные занятия (3ч) |
32. | 1. | Игра – викторина «Это было интересно» | Викторина «Страницы истории родного края» (Приложение №5) |
33. | 2. | «Город будущего». Организация исследовательской работы | Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах (участие обучающихся в классной конференции) |
34 | 3. | Выставки и защита проекта «Город будущего» (пригласить родителей, учителей школы) | Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. |
Программа третьего класса содержит четыре раздела: «Наш город», «Наша область», «Путешествие вглубь веков», «Люди нашего края».
№ | Название раздела | Всего часов |
1. | Наш город | 7 часов |
2. | Наша область (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир). | 14 часов |
3. | Путешествие вглубь веков. | 6 часов |
4. | Люди нашего края | 6часов |
5. | Итоговые занятия | 1часа |
Итого | 34 часа |
Основное направление внеурочных занятий по историческому краеведению в третьем классе - развитие интеллектуальных и поисково-информационных умений в ходе изучения местного материала. Школьники знакомятся с творчеством выдающихся людей нашего края – поэтов, писателей, художников. Главная цель – расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории нашего края, его людях. Продолжается и конкретизируется работа по изучению рельефа, полезных ископаемых, водных ресурсов нашей области.
3 класс
№ занятия в учебном году | № урока в теме | Тема занятия | Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения |
Наш город (7ч) |
1 | 1. | Появление села Гусь | Практическая работа: собрать и оформить информацию из разных источников о появлении села Гусь. |
2 | 2. | Истории названий улиц и площадей города | Практическая деятельность по созданию иллюстративного текста об истории названий улиц и площадей нашего города. (выступление обучающихся на уроке города) |
3 | 3. | Храмы и церкви нашего города | Георгиевский собор, Храм Акима и Анны, часовня Варвары Мученицы |
4 | 4. | Экскурсия. Храмы и церкви нашего города | Практическая работа: подготовить в группах рассказ о полученной информации во время экскурсии. |
5 | 5. | Просмотр и обсуждение документального фильма «Гусь-Хрустальный - столица Мещерского края» (фрагментально) | Практическая работа: просмотр фрагмента документального фильма «Гусь-Хрустальный - столица Мещерского края». Работа в парах: вопросы по содержанию. |
6 | 6. | Брейн - ринг «Мой город» | Практическая работа: Брейн - ринг «Мой город» (см. приложение 9) |
7 | 7. | Защита проекта на тему «Что я бы сделал для своего города, если бы был мэром города» | Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах (участие обучающихся в классной конференции) |
Наша область (8ч) |
8 | 1. | Владимирская Земля в древности | Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) о Владимирской Земле в прошлом. |
9 | 2. | История создания и исследования Земли Владимирской | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов. |
10 | 3. | Рельеф. Знакомство с рельефом Владимирской области | Беседа по содержанию. Фронтальная и индивидуальная работа с картой. |
11 | 4. | Рельеф. Особенности рельефа | Беседа по содержанию. Практическая деятельность по созданию рельефа. Фронтальная и индивидуальная работа с картой. |
12 | 5. | Полезные ископаемые. Знакомство с полезными ископаемыми области. | Практическая работа: рассматривание образцов полезных ископаемых. |
13 | 6. | Полезные ископаемые. Значение полезных ископаемых в народном хозяйстве. Химическая, металлургическая пищевая промышленность | Беседа по содержанию. Практическая работа: умение находить и показывать на физической карте Владимирской области месторождения полезных ископаемых. |
14 | 7. | Полезные ископаемые. Вклад области в хозяйство страны. Крупные предприятия нашей области. Значения для области и страны | Беседа по содержанию. Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования |
15 | 8. | Водные ресурсы. Реки, озера, водохранилища на территории нашей области | Практическая работа над проблемой: чем загрязняется вода. Как река защищается от загрязнений. Как охраняют водные ресурсы. |
16 | 9. | Водные ресурсы. Характеристика основных водных объектов | Практическая работа: Тест « Реки, озера нашей области». Приложение №14. Работа в группах: дать характеристику о водных объектах. |
17 | 10. | Растительность. Разнообразие растительного покрова в нашей области. Мир растений лесов | Фронтальная беседа. Практическая работа: Игра «Аукцион» Приложение №8 |
18 | 11. | Растительность. Мир растений лесов | Формирование представлений об особенностях природных комплексов области. Лес. |
19 | 12. | Животный мир. Разнообразие животного мира в нашей области | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов. |
20 | 13. | Животный мир. Распространенные и редкие животные нашей фауны | Фронтальная беседа. Практическая работа: причины сокращения численности редких организмов, необходимые меры охраны. Работа в группах. |
21 | 14. | Самое интересное о природе Владимирской области | Беседа по содержанию. Практическая работа: конкурс «Самое интересное о природе Владимирской области» (Приложение № 11) Индивидуальная поисковая, групповая деятельность; работа, в группах, в парах |
Путешествие вглубь веков (6ч) |
22 | 1. | Палеонтологические находки на территории Владимирской области | Беседа по содержанию. Практическая работа: создание иллюстративного текста (лист, электронная презетация) на тему: « Палеонтологические находки на территории Владимирской области» |
23 | 2. | Каменная летопись. | Беседа по содержанию. Практическая деятельность по созданию иллюстративного текста. |
24 | 3. | Экскурсия в музей-заповедник «Мещера» | Практическая работа: описать (по результатам экскурсии) о достопримечательностях музее -заповеднике «Мещера» |
25 | 4. | Коренные жители - кочевые племена. | Беседа по содержанию. Практическая работа: найти и показать на карте первые кочевые племена. |
26 | 5. | Жилища народов, проживающих на территории края | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов. |
27 | 6. | Обрядовые праздники, национальная одежда, предметы быта коренных жителей Владимирского края | Фронтальная беседа. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. |
Люди нашего края (6ч) |
28 | 1. | Русь былинная. Илья Муромец, Андрей Боголюбский, Александр Невский, Петр и Феврония. | Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) о первые исследователи земли Кузнецкой. |
29 | 2. | Наш край в годы Великой Отечественной войны (на фронте и в тылу) | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов. |
30 | 3. | Экскурсия в музей Боевой славы | Экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Создание иллюстративного текста (лист, презентация) на тему: «Кем из моих близких (предков) я горжусь» Дискуссия. |
31 | 4. | Великая Отечественная война в истории моего края, моего города, моей семьи (выступление обучающихся на уроке города), (участие обучающихся в классной конференции) | Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая деятельность; работа, в группах, в парах (участие обучающихся в классной конференции) |
32 | 5. | Защита проекта «Великая Отечественная война в истории моей семьи» (участие обучающихся в классной конференции) | Определение и выбор темы собственного исследования (обмен литературой, рассматривание, обсуждение) |
33 | 6. | Почетные граждане нашего края. | Фронтальная беседа. Практическая работа: Викторина «Люди нашего края» (Приложение №4) |
Резервное занятие (1ч) |
34 | 1. | Составление и разгадывания кроссвордов. Игра "История земли Владимирской" | Практическая работа: составление и разгадывания кроссвордов. Кроссворд «Наш край» (приложение 1) . Игра "История земли Владимирской" |
Программа четвертого класса содержит четыре раздела: «Наш город», «Наша область», «Мифы и легенды края», «Люди нашего края».
№ | Название раздела | Всего часов |
1. | Наш город | 7 часов |
2. | Наша область (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир). | 14 часов |
3. | Мифы и легенды края | 6 часов |
4. | Люди нашего края | 5 часов |
5 | Итоговое занятие | 2часа |
Итого | 34 часа |
Некоторые темы внеурочных занятий четвертого года обучения повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Дополнительно вводится новый раздел «Мифы и легенды Кузбасса». Широко используются местные ресурсы: музеи, культурные учреждения, предприятия города и памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
№ занятия в учебном году | № урока в теме | Тема занятия | Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения |
Наш город (7ч) |
1 | 1. | Этапы становления города Гусь - Хрустальный: село Гусь- город Гусь - Хрустальный-Гусь–Хрустальный район. | Фронтальная беседа. Практическая работа: просмотр фрагмента документального фильма «Гусь – Хрустальный – столица Мещерского края.» Работа в парах: вопросы по содержанию. |
2 | 2. | Путешествие в село Гусь | Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая деятельность. Работа с энциклопедической литературой. |
3 | 3. | Районы города. Социальный паспорт районов. Индивидуальность каждого района города | Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) об одном из районов нашего города. |
4 | 4. | Основные производственные предприятия города. Заводы и фабрики города. | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов. |
5 | 5. | Фонтаны в нашем городе | Фронтальная бесед Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий, презентация) об одном из фонтанов нашего города.. |
6 | 6. | Улицы, названные в честь великих людей и великих событий | Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) об улицах названных в честь великих людей и великих событий (выступление обучающихся на уроке города) |
7 | 7. | Памятные места нашего города. | Фронтальная беседа. Практическая работа: собрать и оформить информацию о памятных местах нашего города. (работа в группах) |
Наша область (14ч) |
8 | 1. | Границы Владимирской области. Причины ее образования | Фронтальная беседа о причинах образования Владимирской области. Практическая работа: фронтальная и индивидуальная работа с картой. Кроссворд «Гусь- Хрустальный» (Приложение № 9) |
9 | 2. | Какие «пути – дороги» связывают нашу область с другими регионами России и зарубежными странами. | Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Практическое занятие (работа с атласом, контурной картой) |
10 | 3. | Население Владимирской области. Народности | Беседа по содержанию. Практическая работа: Конкурс «Что лишнее?» (Приложение № 13) |
11 | 4. | Посещение музея «» |
12 | 5. | Владимирская Земля в древности до наших дней. Освоение Земли Владимирской | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов. |
13 | 6. | История заселения и освоения Земли Владимирской. Памятники древности | Практическая работа: найти и извлечь необходимую информацию об истории заселения и освоения Земли Владимирской, памятниках древности. Конкурс «Узнай город» (Приложение № 12) |
14 | 7. | Экскурсия в музей | Практическая работа: экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Дискуссия. |
15 | 8. | Рельеф. Наши равнинные территории | Практическая работа: фронтальная и индивидуальная работа с картой, нахождение на физической карте равнинной территории. Работа с контурной картой. Найти отличие. |
16 | 9. | Водные ресурсы. Как образуются пороги и водопады. Пороги и водопады на реках нашей области | Формирование представлений об особенностях водопадов, об образовании порогов. Практическая работа: обозначение водопадов на контурной карте . |
17 | 10. | Водные ресурсы. Типы питания рек Определение типа питания рек нашего края | Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Определение проблемы и выбор собственного исследования. Работа с контурной картой. |
18 | 11. | Растительность. Растительный мир лесов и болот | Беседа по содержанию. Практическая работа: сделать сравнительную характеристику растительного мира лесов и болот. |
19 | 12. | Растительность. Растительный мир. Охрана и восстановление лесов и растительности. Роль заповедников и ботанических садов | Беседа по содержанию. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов на тему» «Как мы можем защитить леса». |
20 | 13. | Животный мир. Лесные животные и животные болот. | Беседа по содержанию. Практическая работа: сделать сравнительную характеристику лесных и болотных жмвотных |
21 | 14. | Животный мир. Пресмыкающиеся. Охрана и восстановление животного мира | Фронтальная беседа. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. Работа в группах. |
Мифы и легенды Владимирского края(6ч) |
22 | 1. | Сказание о Петре и Февронии |
23 | 2. | Сунгирская лошадка | Фронтальная беседа. . Дискуссия. |
24 | 3. | Проектная деятельность (сочинение, рисунки, поделки «Каким ты представляешь древнего человека?») | Практическая работа: найти и извлечь необходимую информацию по заданной теме. Защита проекта. |
25 | 4. | Мифы нашего края: древние стоянки Петрушино и Микулино близ д. Тюрвищи. «Божий следышек» близ села Тащилово | Беседа по содержанию. Практическая работа: (работа в парах) пересказать миф нашего края. |
26 | 5. | «Мещерские болота» - уникальное захоронение скелетов большерогих оленей. | Фронтальная беседа. Наблюдения. Наиболее интересные научные открытия. |
27 | 6. | Экскурсия в краеведческий музей | Экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Создание иллюстративного текста (лист, презентация). |
Люди нашего края (5ч) |
28 | 1. | Творчество писателей и поэтов Владимирского края | Беседа по содержанию. Практическая работа: создание иллюстративного текста (лист, электронная презетация) на тему: «Поэты и писатели нашего края». |
29 | 2. | Заслуженные и известные артисты Владимирской области | Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) о заслуженных и известных артистах Владимирской области |
30 | 3. | Знакомство с художниками и их работами. Мастерская художника. | Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) о заслуженных и известных художниках Владимирской области |
31 | 4. | Экскурсия в музей искусств | Экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Создание иллюстративного текста (лист, презентация) на тему: «Люди, которыми славится наша область». |
32 | 5. | Трудовые династии строителей, шахтеров, учителей и др. Профессии и предприятия, на которых работают наши родители (участие обучающихся в школьной конференции) | Беседа по содержанию. Практическая работа: создание иллюстративного текста (лист, электронная презентация) на тему: «Трудовые династии» Тест «Люди земли Владимирской» (Приложение № 10) |
Резервные занятия (2ч) |
33 | 1. | Научно – практическая конференция «Владимирская область – мой край родной» | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских работ. |
34 | 2. | Защита проекта на тему «Что я бы сделал для своей области, если бы был губернатором» | Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах .Защита проектов. |
- Перечень ключевых слов
Аналитическое описание - прием рассказа, в котором дается описание составных частей, деталей, их функционального назначения
Архитектура - (лат. architectura - от греч. architekthon - строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и др.
Город - крупный населенный пункт, административный, торговый, промышленный и культурный центр.
Деревня - от слов деру, драть (подготовка участка земли, выдирали кусты, деревья);
Заимка - в старину: земельный участок, занятый кем-нибудь по праву первого владения, обычно вдали от других поселений.
История - (от греч. historia - рассказ о прошедшем - об узнанном), 1) процесс развития природы и общества. 2) Комплекс общественных наук изучающих прошлое .
Краеведение - изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов главным образом силами местного населения.
Микрорайон - микро… - первая часть сложных слов, обозначающая малые размеры.
Музей - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов, памятников естественной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. .
Область – 1).Часть страны, государственной территории. 2).Крупная административно-территориальная единица.
Областной центр - город с административными, промышленными и другими учреждениями.
Переселенцы – человек, переселившийся с постоянного места жительства в новые, обычно необжитые места.
Площадь - незастроенное большое и ровное место (в городе, селе), от которого в разные стороны расходятся улицы.
Почетный гражданин города - почетный - пользующийся почетом (уважением, оказываемым обществом, окружающими людьми), заслуживающий его; гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.
Процесс – последовательная смена состояний в развитии.
Разрез - открытая горная разработка.
Район - административно-территориальная единица большого города.
Рельеф – франц ( relief - от лат. relevo - поднимаю), совокупность неровностей суши, дна океанов и морей, разнообразных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту.
Факт - имевший место фрагмент действительности, конкретной ситуации.
Явления - общие понятия (революция, восстание) безотносительно к конкретным фактам, без указания места, времени, участников.
- Приложения
Некоторые формы подведения итогов учета знаний, умений, которые должны быть сформированы у обучающихся:
Приложение № 1
Кроссворд «Наш край»
(3класс, урок 34, итоговое занятие)
1 2
б | с | 3 4 | 5 |
о | т | 6 |
7 г | е |
о | к |
л | л |
ю | о |
б |
о |
в |
о |
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
Приложение №2
Викторина Почемучек
(2класс, урок 8, игра-викторина)
1) Кто, когда и где впервые обнаружил пласт каменного угля на территории нашей области?
2) Перечислите населенные пункты, название которых созвучны названиям растений? (3) Откуда произошло название?
4) Какая река говорит о себе только в первом лице?
5) Я река. Мой путь на север
Между скал и средь равнин,
Если Я на Т заменим,
Буду в море исполин.
Приложение №3
Викторина «История города Кемерово»
(1класс, урок 28, викторина «Почемучек»)
- Кто был первым поселенцем?
- Как назывался наш город раньше?
- Из представленных гербов выберите герб города и области.
- В каком году были построены первые каменные здания?
- Назовите улицы города, связанные с жителями города?
- Перечисли площади нашего города.
- В каком районе мы живем?
Приложение №4
Викторина «Люди нашего края»
(3класс, урок «Почетные граждане нашего города»)
- Назови почетных граждан нашего города.
- Назови имена гусевчан - защитников Родины.
- Перечисли известные имена поэтов и писателей нашего города.
- Перечисли известные имена художников нашего города.
Приложение №5
Викторина «Страницы истории родного края»
(2 класс, 32урок, «Игра – викторина «Это было интересно»)
- Улица, на которой стоит памятник воинам, погибшим в годы ВОВ?
- В 19 году улица Пионерская была переименована в …?
- Он погиб при исполнении долга. Его именем названа улица…?
- Эта улица названа именем Героя Советского Союза
- Назовите улицы, носящие имена выдающихся людей нашей страны?
Ответы:. Кирова, Дзержинского, Орджоникидзе, Островского, Калинина,Р.Люксембург, Мичурина, Ленина, , Чкалова,
Приложение №6
Игра «Крестики-нолики»
(1 класс, 19 урок, «Животный мир Владимирской области. Разнообразие животного мира»)
Командам предлагаются карточки-перфокарты, где записаны номера вопросов-заданий. Ведущий читает вопрос-задание, а команды ставят «+», если вопрос-задание верное, или «0», если в нем ошибка.
Вопросы-задания:
- Бабочка и осина – это объекты живой природы.
- Самый холодный осенний месяц – октябрь.
- Осенью выпадают осадки только в виде дождя.
- Ежики запасают на зиму грибы и ягоды.
- Некоторые бабочки улетают осенью в тёплые края.
- Птицы улетают в тёплые края, потому что становится холодно.
- В конце осени залегают в спячку бурундуки и барсуки.
- На зиму запасают корм волки, лоси, лисы.
- Лягушки осенью нагуливают подкожный жир и засыпают
- Деревья зимой не умирают, а спят
Перфокарта с правильными ответами:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
+ 0 0 0 + 0 + 0 0 +
Приложение №7
Игра «Цветик - семицветик»
(2 класс, 26 урок, «Игра «Цветик - семицветик»)
Игра проводится по принципу «Решето». Ведущий задает вопрос о растительном, животном мире, о погоде, реках, горах. Участники каждой команды по очереди отвечают. Если учащийся не ответил, то отвечает следующий из команды. За каждый правильный ответ команда получает жетон в виде лепестка цветка. Какая команда наберет большее количество лепестков, та и побеждает в этом конкурсе.
Вопросы:
- С чем связаны дожди в январе в нашем крае (с теплыми ветрами с Атлантического океана);
- Какой грызун наших лесов весной часто разоряет гнезда птиц и почему (белка, весной ей не хватает растительного корма);
- Какая птица «хвостом лед разбивает» и почему (трясогузка, так как она прилетает во время вскрытия рек);
- Какие деревья и кустарники нашего края цветут до распускания листьев (карагач, осина, вяз, тополь, ива);
- Какие рыбы просыпаются весной после спячки (карась, линь, пескарь, карп, уклейка);
- Растет ли во Владимирской области подснежник (нет);
- В какую реку впадает главная река Владимирской области
- Какое широколиственное дерево осталось во Владимирской области с доледникового периода (липа);
- Самое большое озеро Владимирской области
- Самый маленький олень Владимирской (косуля).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» во 2 В классе
Рабочая программа....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» для 2 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» для 2 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Краеведение"
Программа по краеведению доступна для учащихся 1-4 классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Краеведение"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Краеведение" для учащихся 4 класса, УМК любой, направление духовно-нравственное...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Краеведение"
В авторской программе представлена работа с детьми во внеурочное время по курсу "Краеведение", направленная на реализацию требований ФГОС . Культура русского и бурятского н...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Краеведение» по общеинтеллектуальному направлению.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Краеведение» по общеинтеллектуальному направлению для 2го класса....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение»
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Краеведение» в 3 классе разработана на основе ФГОС НОО, основной образовательной программы начального общего образования, мето...