Рабочая программа внеурочной деятельности "Краеведение"
календарно-тематическое планирование
В авторской программе представлена работа с детьми во внеурочное время по курсу "Краеведение", направленная на реализацию требований ФГОС . Культура русского и бурятского народа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАОУ «Мысовская СОШ№56»
МО «Кабанский район» Республики Бурятия
« УТВЕРЖДАЮ» « УТВЕРЖДАЮ» « УТВЕРЖДАЮ»
Директор МАОУ СОШ №56 Зам. Директора по УВР Руководитель ШМО
_____________Филонова Т.И. ___________ Шишмарева Н.Ф. _____ _______ Ф.И.О. «____»____________2015г. «____»________________2015 г. Пр. №____ «____»_____2015г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Краеведение и этика»
для 2Б класса
на 2015-2016 уч.год
учитель 1 категории
Копылова Ольга Николаевна
Рабочая программа курса «Краеведение и этика» разработана на основе:
- «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования», разработанная в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании»;
- авторской программы «Краеведение и этика» 2012г.;
- авторской программы «Театральная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников». Копылова О.Н. 2015г.;
-учебного плана МАОУ «Мысовская СОШ № 56» на 2015-2016 учебный год.
Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации – семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.
Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними:
• нация – государственно-территориальная и политико-правовая общность, существующая на основе общих политических, историко-культурных и духовно-ценностных характеристик и общего самосознания. Такой общностью является многонациональный народ Российской Федерации, представляющий собой многоэтничную гражданскую нацию, включающую этнические общности, которыми в России могут называться «нации» (в этнокультурном и социально-политическом смыслах), национальности и народы. Двойное использование категории «нация» (в общегражданском и этнокультурном значении) не противоречит конституционному положению «мы, многонациональный народ Российской Федерации», означая, что Россия есть национальное государство, а ее народ представляет собой нацию наций;
• национальное государство – государство с общей, контролируемой центральной властью, хозяйственно-экономической основой, с общей территорией, с общими историко-культурными ценностями жителей страны. Российская Федерация – национальное государство, имеющее разнообразный этнический и религиозный состав населения и отличающееся большой региональной спецификой;
• национальное самосознание (идентичность) – разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба;
• формирование национальной идентичности – формирование у личности представления о многонациональном народе Российской Федерации как о гражданской нации и воспитание патриотизма;
• патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую Родину, т. е. город или сельскую местность, где гражданин родился и воспитывался. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству;
• гражданское общество – общество, способное к самоорганизации на всех уровнях, от местных сообществ до общенационального (государственного) уровня, активно выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через институты гражданского общества, к которым относятся, прежде всего, общественные группы, организации и коалиции, а также формы прямого волеизъявления. Гражданское общество обладает способностью защищать свои права и интересы как через власть и закон, так и путём контроля над властью и воздействия на власть и на правовые нормы. Гражданское общество обязательно предполагает наличие в нем ответственного гражданина, воспитание которого является главной целью образования;
• многообразие культур и народов – культурное многообразие, существующее в стране и мире в целом. Для России это существование, диалог и взаимообогащение всех культурных потоков (или слоёв): общенациональной, общероссийской культуры на основе русского языка, этнических культур многонационального народа Российской Федерации и глобальных или мировых культурных явлений и систем. Культурное многообразие и свобода культурного выбора являются условием развития, стабильности и гражданского согласия;
• межэтнический мир и согласие – единство в многообразии, признание и поддержка культур, традиций и самосознания всех представителей многонационального народа Российской Федерации, гарантированное равноправие граждан независимо от национальности, а также политика интеграции, предотвращения напряжённости и разрешения конфликтов на этнической или религиозной основе. Межэтнический мир включает политику толерантности, т. е. признания и уважения культурных и других различий среди граждан страны и проживающих в ней граждан других стран;
• социализация – усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений;
• развитие – процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр.;
• воспитание – педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества;
• национальный воспитательный идеал – высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций;
• базовые национальные ценности – основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях;
• духовно-нравственное развитие личности – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;
• духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.
Духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:
• семейной жизни;
• культурно-регионального сообщества;
• культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий;
• российской гражданской нации;
• мирового сообщества.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.
Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.
Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):
• патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
• социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
• гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
• семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
• труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
• наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
• традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
• искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
• природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
• человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов – участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений. Ведущая, содержательно определяющая роль в создании уклада школьной жизни принадлежит субъектам образовательного процесса.
Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания.
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:
• нравственного примера педагога;
• социально-педагогического партнёрства;
• индивидуально-личностного развития;
• интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
• социальной востребованности воспитания.
Говоря о нравственном примере педагога, следует вспомнить А. Дистервега, который считал, что «повсюду ценность школы равняется ценности её учителя». Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения.
В педагогическом плане среди базовых национальных ценностей необходимо установить одну, важнейшую, системообразующую, дающую жизнь в душе детей всем другим ценностям, – ценность Учителя.
Необходимо существенно повысить государственный и социальный статус педагога, уровень его материального обеспечения. Учитель должен стать уважаемым в обществе человеком, а педагогическая профессия должна быть престижной для молодёжи.
В современных условиях без социально-педагогического партнёрства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Для решения этой общенациональной задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.
Организация социально-педагогического партнёрства может осуществляться путем согласования социально-воспитательных программ общеобразовательных учреждений и иных субъектов социализации на основе национального воспитательного идеала и базовых национальных ценностей. Это возможно при условии, что субъекты воспитания и социализации заинтересованы в разработке и реализации таких программ.
Развитие социально-педагогического партнёрства должно стать приоритетной сферой государственной политики.
Индивидуально-личностное развитие являлось безусловным приоритетом отечественной педагогики 90-х гг. ХХ в. и остаётся одной из важнейших задач современного образования. В пространстве духовно-нравственного развития оно приобретает полноту своей реализации.
Педагогическая поддержка самоопределения личности, развития её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, т. е. всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность.
Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Иными словами, необходимаинтегративность программ духовно-нравственного воспитания.
Содержание воспитания концентрируется вокруг базовых национальных ценностей. В педагогическом плане каждая из них формулируется как вопрос, обращённый человеком к самому себе, как вопрос, поставленный педагогом перед обучающимся. Это воспитательная задача, на решение которой направлена учебно-воспитательная деятельность.
Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для её решения, обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию:
• истории России, российских народов, своей семьи, рода;
• жизненного опыта своих родителей, предков;
• традиционных российских религий;
• произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры;
• периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь;
• фольклора народов России;
• общественно полезной и личностно значимой деятельности;
• учебных дисциплин;
• других источников информации и научного знания.
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Опираясь на требования данного документа, разработана рабочая программа курса «Краеведение и этика» для 2 класса.
Пояснительная записка.
В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников: формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Реформирование образования происходит в сложное время, когда наряду с экономической нестабильностью, одной из глобальных проблем современности, остается духовный кризис нашего общества, когда теряются связи с вековыми традициями, смешиваются представления о добре и зле, утрачиваются многие духовные ценности.
К сожалению, сегодня дети и в своем Отечестве, и в русских храмах, и в музеях, и в библиотеках чувствуют себя иностранцами. Кризис духовности обнажает глубинные вопросы человеческого существования, смысла жизни живущих и будущих поколений. Педагогика призвана отвечать на запросы времени, определяя такие системы, методы и формы воспитания, которые конструктивно влияли бы на молодых людей.
В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ. И возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности.
Об актуальности духовно- нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др. Из этого вытекает необходимость выделения духовно- нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.
Ребенок начинает осознавать окружающий мир с овладения информацией и знакомства с существующими нормами поведения. В этом возрасте нет еще своего мировоззрения, не сформированы духовно –нравственные навыки, которые могли бы уберечь детей от дурных поступков. К тому же в мире много зла и соблазнов, поэтому дурные поступки гораздо быстрее добрых входят в привычку, и бороться с ними трудно. Вот почему в деле воспитания становится важным то, что окружает ребенка: семья, школа, общество, поступающая информация.
Трагедия современной жизни состоит в том, что из-под ног человека выбиты твердые основы нравственности и духовности. Поэтому бессильными становятся подчас и родители, и школа, и органы правосудия, которые не в состоянии уберечь детей и подростков от падения. Происходит это оттого, что в жизни нет главного – иной цели, кроме удовлетворения своих потребностей любыми способами. Наша беда в том, что мы забываем о душе ребенка, не говорим с ним о истинной роли человека на Земле.
Десятилетиями существовавшая система в школе, семье, обществе, направленная в основном на приобретение знаний, не давала прочных навыков духовно-нравственного воспитания, особенно в раннем школьном возрасте, когда идет формирование характера человека, нравственных основ его жизни.
«…Духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе в результате осознанного восприятия и принятия обучающимисяценностей: ….» (КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ)
• семейной жизни;
• культурно-регионального сообщества;
• культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий;
• российской гражданской нации;
• мирового сообщества.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитаниядолжно включать в себя:
• историю России, российских народов, своей семьи, рода;
• жизненный опыт своих родителей, предков;
• традиционные российские религии;
• произведения литературы и искусства, лучшие образцы отечественной и мировой культуры;
• фольклор народов России( народов Бурятии);
• общественно полезную и личностно значимую деятельности;
- познание природы своего края и бережное отношение к ней;
- развитие лучших духовных и душевных качеств: скромности, послушания, миролюбия, искренности, уважения к личности человека; развитие воли, дисциплинированности, ответственности.
«Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России….» (КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ)
К концу года учащиеся должны знать и уметь:
-уметь давать нравственную оценку себе и своим делам;
-любить своих родителей, быть послушным в семье и школе; почитать и уважать старших;
-уметь прийти на помощь человеку, оказавшемуся в беде;
-знать и уважать государственные символы России и Республики Бурятия;
-познавать культуру своей страны и республики;
-уважительно относиться к людям разных национальностей;
-знать государственные и познакомиться с религиозными праздниками своего народа;
-интересоваться историей своего города;
-знать особенности природы своего края и бережно относиться к ней;
Общая характеристика курса «Краеведение и этика».
Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Музыка», «Технология» и курса « Краеведение и этика».
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.
Содержание программы курса «Краеведение и этика» на ступени начального общего образования.
1.Введение. Понятие о нравственности. Раскрытие понятий мораль, этика. Общечеловеческие ценности.
2.Понятие нравственных категорий: добро, совесть, честь, верность, любовь, ответственность, великодушие, стыд и т. д. Отражение нравственных качеств в словах, поступках, делах, поведении человека. «Золотое правило нравственности». Проявление нравственных качеств в отношении к людям, природе, самому себе. Воспитание этих качеств у себя. Я нужен людям. Труд на благо себе и другим.
3.Воспитанность как важное качество личности. Содержание понятия воспитанность. Воспитанность как отражение нравственности.
4.Народные традиции русских и бурят. Народные и государственные праздники.
Государственные символы России и республики Бурятия. Сказки бурятского народа.
5.Природа Байкальского края. Красота и разнообразие. Бережное отношение.
6.Культура общения. Поведение человека в разных ситуациях. Искусство приносить радость. Этикет приношения радости (подарки, поздравления, комплименты и другие формы). Игры, правила игры. Какими игрушками полезно играть.
7. Я и мое время. Распорядок моей жизни. Дом, понятие о доме и история дома.
8.Самопознание, самовоспитание. Человек. Понятие о человеке (физические, умственные, психологические данные). Кто Я? Какой Я? Зачем Я? Что составляет мое «Я»? (чувства, мысли, воля, характер). Чем Я неповторим? Самовоспитание. Средства и способы самовоспитания.
9.Семья — школа нравственности. Понятие семья. История семьи. Мой дом. Семейные традиции. Моя фамилия, ее история, значение, мое имя. Родители в семье и в моей жизни. Мои ближайшие родственники. Папины «уроки», мамины «уроки». Тепло бабушкиных рук, дедушкина мудрость.
Курс рассчитан на 102 часа. Изучается в течении учебного года, включая каникулярное время.
Формы проведения занятий:
- урок – игра;
- экскурсия;
- круглый стол;
- конференция;
- конкурс, викторина;
- встреча с интересными людьми;
- спектакль;
- музыкальная постановка;
- защита проектов;
- праздник с приглашением родителей;
Виды деятельности:
- проект;
- исследование;
- групповая работа;
- изготовление презентаций;
- выставка творческих работ;
- театральная ( репетиции, изготовление декораций и др.);
- художественно-музыкальная;
- слушание худ. произведения;
- просмотр фильма, обсуждение;
- выставка творческих работ.
Программа предполагает участие второклассников в реализации проектов:
«Юные Музеисты»
Сотрудничество с Краеведческим музеем, организация музея в классе, обучение и ведение учащимися экскурсий.
«Театр» - продолжение знакомства с театральным искусством: создание спектакля, мастерство актера, звуковое и художественное оформление, зритель в театре и т.д.
Планирование занятий.
№ п/п | Тема урока. | Содержание. | Формы и методы. | Дата. | ||
1. (2) | 1 четверть – 9 уроков. «Здравствуй, школа!» Вводный урок. | «Путешествие в Страну Знаний.» | Урок-игра с приглашением родителей. | |||
2. (2) | «Моя Республика – частичка моей страны» | Образование Республики Бурятия | Рассказ учителя. Презентация. Рисование. | |||
3. (2) | «Улан-Удэ –столица Бурятии». | Достопримечательности города. | Презентация. | |||
4.(3) | «Бабушкин – город мой родной». | История города. Мысовск. Бабушкин. | Посещение музея. | |||
5.(2) | «Пословицы и загадки,легенды моего народа». | Значение и роль.пословиц. Составление загадок. | Конкурс пословиц и загадок. Оформление, рисование в тетради. | |||
6. (2) | «Учение –свет, а неучение – тьма…» | «Рассказы детям». О св. Сергии Радонежском. | Чтение. Слушание. Рисование. | |||
7. (2) | «Послушание». | К.Д.Ушинский «Дедушка». Почитание родителей, старших. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»-р.н.с. | Чтение, обсуждение рассказа. Просмотр м/ф. | |||
8. (2) | «Государственные символы моей страны». | Флаг, герб,гимн России. | Рисование, пение. Презентация. | |||
9. (2) | «Государственные символы моей Республики.» | Флаг, герб,гимн Бурятии. | Рисование, пение. Презентация. | |||
10. (2) | 2 четверть - 8 уроков. «Кто я?»ЧЕЛОвек: а) душа;б) разум; в) тело. | Образ души в сказках: «Три ржаных колоса» Ц.Топелиус. «История гусеницы» Б.Заходер. Серая звёздочка» Б.Заходер. | ||||
11. (2) | Музыка бурятского народа. | О чем рассказывается в песнях. | Слушание.Разучивание народной песни. | |||
12. (3) | «Семь — я». Мой дом. | Понятие о семье. Обо мне, о моих родителях. Семейный альбом. Кто в нем «живет», кто они мне, а я — им? Родня, кто же это? Любимые занятия моей семьи. | Защита творческих проектов. Праздник. | |||
13. (3) | «День Матери». | Самый дорогой человек в жизни каждого – МАМА. | Праздник с приглашением родителей. | |||
14. (2) | История моего имени. | Именины, день рождения, день ангела. | Подготовка индивидуальных проектов. Презентация. | |||
15. (2) | «...Ты да я, да мы с тобой...» Мои друзья. | Об умении вести себя в коллективе сверстников Культура общения. | Постановка различных ситуаций и т.д. Творческое задание «Сочиняем песенку». | |||
16. (2) | «Костюм моего народа» | Одежда русского и бурятского народа. | Рассматривание иллюстраций. Рисование. Презентация. | |||
17. (6) | «В ожидании Рождества и Нового года». | Знакомство с историей Рождества Христова.
| Рассказ учителя. Слушание аудиобеседы. Рисование. Изготовление подарков. Подготовка спектакля, костюмов,декораций. Репетиции. | |||
18. (2) | Театральная постановка к празднику Рождества. | Постановка Рождественской сказки. | Участие в городском Рождественском концерте. | |||
19. (3) | 3 четверть. «Зимушка-зима…» | Красота зимней природы. Зима в стихах, картинах, музыке бурятского народа. | Рассказы детей. Выставка книг, рисунков. Слушание музыки. Подготовка проектов. Катание с горы. | |||
20. (2) | Сагаалган- народный праздник бурятского народа. | История, значение праздника. Танец Ехор. Участие в школьном мероприятии. | Посещение библиотеки. Презентация. | |||
21. (2) | Храмы моей Республики. | Храмы Улан-Удэ. | Рассказ учителя. Презентация. Экскурсия в Храм | |||
22. (2) | Русские народные сказки. | История возникновения. | Чтение сказок. Викторина. | |||
23. (2) | Бурятские народные сказки. | Знакомство. | Встреча с библиотекарем. | |||
24. (2) | «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». Авторские сказки. | Сказки о добре и зле у бурятского и русского народа. | Конференция. | |||
25. (2) | «День Защитника Отечества». | Защитники Отечества в разные времена. Русские богатыри. Богатыри Бурятского народа. | Посещение детской городской библиотеки. Выставка рисунков. | |||
26. (2) | «Цветы для мамы». | Женский день 8 марта. | Рисунок «Букет счастья». | |||
27. (2) | О трудолюбии. | Старательность. Как мы учимся в школе. Помощь родителям. Бережливость. | Обсуждение ситуаций по стихам А.Л.Барто. | |||
28. (2) | «Природа Байкала.» Флора и фауна. | Изучаем растительный мир Байкальского края. | Подготовка проектов Круглый стол. | |||
29. (3) | «Природа Байкала.» Флора и фауна. | Изучаем животный мир Байкальского края. | Защита проектов Конференция. | |||
30. (6) | «Праздники моего народа- Пасха». | Смысл и значение праздника. Традиции праздника. | Рассказ учителя. Слушание аудиобеседы. Рисование. Изготовление подарков. Подготовка спектакля, костюмов, декораций.Репетиции. Спектакль для родителей. | |||
31. (3) | «День Победы». « Герои войны» -Б.С.Быстрых. | Значение праздника. Улица героя-земляка. | Встреча с ветераном ВОв. Посещение музея. Экскурсия по ул.Быстрых | |||
32. (2) | «Дружба крепкая…» | Что такое настоящая дружба, крепкая дружба. | Ролевые игры. Тестирование. Песни о дружбе. | |||
33. (2) | «Мои любимые игры». Игры моего народа. | Виды игр. Правила игры. | Игра. Защита проектов. | |||
34. (2) | Подведение итогов. «Вместе дружная семья» | Праздник с приглашением родителей. | ||||
Материалы интернет-ресурсов:
http://4stupeni.ru/stady/svet_etika/8798-imeniny-den-rozhdeniya-den-angela.html
http://ananino-school.edu.yar.ru/programma_po_etike_.doc
http://8ob.ru/nachalnajashkola/15763-.html
http://festival.1september.ru/articles/411851/
Литература:
«Лесенка-чудесенка» . Литературно-художественный православный календарь для детей и родителей. «Сказка –ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!». М.2010
«Основы православной культуры». Книга для учителя. 1 класс.М.2002г., Изд-во «Покров».
Дугаров Б. и др. “ Бурятские народные сказки”. Сборник- М:, Современник 1990
«Новогодние и Рождественские утренники». Серия «Сердце отдаю детям». П.П.Дзюба.
Ростов-на-Дону. «Феникс»2005г.
Энциклопедия Байкала “Байкал. Флора и фауна” СD- Иркутск: Восьмое небо – 2005
«Вера исцеляет сердца».Екименкова В.М. Из опыта преподавания православной этики учащимся 1-10 классов. «Ковчег» М. 2001г.
Авторская программа «Театральная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников». Копылова О.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы
В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий
В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...