Рабочая программа внеурочной деятельности "Краеведение"
календарно-тематическое планирование

Копылова Ольга Николаевна

В авторской программе представлена работа с детьми во внеурочное время по курсу "Краеведение", направленная на реализацию требований   ФГОС .  Культура русского и бурятского народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                  МАОУ «Мысовская СОШ№56»

                 МО «Кабанский район»  Республики Бурятия

« УТВЕРЖДАЮ»                                    « УТВЕРЖДАЮ»                                                     « УТВЕРЖДАЮ»

Директор МАОУ СОШ №56              Зам. Директора по УВР                                          Руководитель  ШМО

 _____________Филонова Т.И.                 ___________ Шишмарева Н.Ф.                                   _____ _______ Ф.И.О.   «____»____________2015г.                «____»________________2015 г.                                    Пр. №____ «____»_____2015г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Краеведение и этика»

для 2Б класса

на  2015-2016 уч.год

учитель 1 категории

 Копылова Ольга Николаевна

                    Рабочая программа  курса «Краеведение и этика»  разработана на основе:  

- «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования», разработанная  в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании»;

- авторской программы  «Краеведение и этика» 2012г.;

- авторской программы «Театральная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников».  Копылова О.Н. 2015г.;

-учебного плана МАОУ «Мысовская СОШ № 56»  на 2015-2016 учебный год.

Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации – семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.

Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними:

нация – государственно-территориальная и политико-правовая общность, существующая на основе общих политических, историко-культурных и духовно-ценностных характеристик и общего самосознания. Такой общностью является многонациональный народ Российской Федерации, представляющий собой многоэтничную гражданскую нацию, включающую этнические общности, которыми в России могут называться «нации» (в этнокультурном и социально-политическом смыслах), национальности и народы. Двойное использование категории «нация» (в общегражданском и этнокультурном значении) не противоречит конституционному положению «мы, многонациональный народ Российской Федерации», означая, что Россия есть национальное государство, а ее народ представляет собой нацию наций;

национальное государство – государство с общей, контролируемой центральной властью, хозяйственно-экономической основой, с общей территорией, с общими историко-культурными ценностями жителей страны. Российская Федерация – национальное государство, имеющее разнообразный этнический и религиозный состав населения и отличающееся большой региональной спецификой;

• национальное самосознание (идентичность) – разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба;

• формирование национальной идентичности – формирование у личности представления о многонациональном народе Российской Федерации как о гражданской нации и воспитание патриотизма;

• патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую Родину, т. е. город или сельскую местность, где гражданин родился и воспитывался. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству;

• гражданское общество – общество, способное к самоорганизации на всех уровнях, от местных сообществ до общенационального (государственного) уровня, активно выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через институты гражданского общества, к которым относятся, прежде всего, общественные группы, организации и коалиции, а также формы прямого волеизъявления. Гражданское общество обладает способностью защищать свои права и интересы как через власть и закон, так и путём контроля над властью и воздействия на власть и на правовые нормы. Гражданское общество обязательно предполагает наличие в нем ответственного гражданина, воспитание которого является главной целью образования;

• многообразие культур и народов – культурное многообразие, существующее в стране и мире в целом. Для России это существование, диалог и взаимообогащение всех культурных потоков (или слоёв): общенациональной, общероссийской культуры на основе русского языка, этнических культур многонационального народа Российской Федерации и глобальных или мировых культурных явлений и систем. Культурное многообразие и свобода культурного выбора являются условием развития, стабильности и гражданского согласия;

• межэтнический мир и согласие – единство в многообразии, признание и поддержка культур, традиций и самосознания всех представителей многонационального народа Российской Федерации, гарантированное равноправие граждан независимо от национальности, а также политика интеграции, предотвращения напряжённости и разрешения конфликтов на этнической или религиозной основе. Межэтнический мир включает политику толерантности, т. е. признания и уважения культурных и других различий среди граждан страны и проживающих в ней граждан других стран;

• социализация – усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений;

развитие – процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр.;

воспитание – педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества;

• национальный воспитательный идеал – высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций;

базовые национальные ценности – основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях;

духовно-нравственное развитие личности – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;

духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

Духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:

• семейной жизни;

• культурно-регионального сообщества;

• культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий;

• российской гражданской нации;

• мирового сообщества.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.

Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

• патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;

• социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

• гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

• семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

• труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

• наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

• традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

• искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

• природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

• человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов – участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений. Ведущая, содержательно определяющая роль в создании уклада школьной жизни принадлежит субъектам образовательного процесса.

Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания.

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:

• нравственного примера педагога;

• социально-педагогического партнёрства;

• индивидуально-личностного развития;

• интегративности программ духовно-нравственного воспитания;

• социальной востребованности воспитания.

Говоря о нравственном примере педагога, следует вспомнить А. Дистервега, который считал, что «повсюду ценность школы равняется ценности её учителя». Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения.

В педагогическом плане среди базовых национальных ценностей необходимо установить одну, важнейшую, системообразующую, дающую жизнь в душе детей всем другим ценностям, – ценность Учителя.

Необходимо существенно повысить государственный и социальный статус педагога, уровень его материального обеспечения. Учитель должен стать уважаемым в обществе человеком, а педагогическая профессия должна быть престижной для молодёжи.

В современных условиях без социально-педагогического партнёрства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Для решения этой общенациональной задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.

Организация социально-педагогического партнёрства может осуществляться путем согласования социально-воспитательных программ общеобразовательных учреждений и иных субъектов социализации на основе национального воспитательного идеала и базовых национальных ценностей. Это возможно при условии, что субъекты воспитания и социализации заинтересованы в разработке и реализации таких программ.

Развитие социально-педагогического партнёрства должно стать приоритетной сферой государственной политики.

Индивидуально-личностное развитие являлось безусловным приоритетом отечественной педагогики 90-х гг. ХХ в. и остаётся одной из важнейших задач современного образования. В пространстве духовно-нравственного развития оно приобретает полноту своей реализации.

Педагогическая поддержка самоопределения личности, развития её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, т. е. всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность.
Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Иными словами, необходимаинтегративность программ духовно-нравственного воспитания.

Содержание воспитания концентрируется вокруг базовых национальных ценностей. В педагогическом плане каждая из них формулируется как вопрос, обращённый человеком к самому себе, как вопрос, поставленный педагогом перед обучающимся. Это воспитательная задача, на решение которой направлена учебно-воспитательная деятельность.

Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для её решения, обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию:

• истории России, российских народов, своей семьи, рода;

• жизненного опыта своих родителей, предков;

• традиционных российских религий;

• произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры;

• периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь;

• фольклора народов России;

• общественно полезной и личностно значимой деятельности;

• учебных дисциплин;

• других источников информации и научного знания.

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Опираясь на требования данного документа,  разработана  рабочая программа курса «Краеведение и этика» для 2 класса.

                     

Пояснительная записка.

     В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников: формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Реформирование образования происходит в сложное время, когда наряду с экономической нестабильностью, одной из глобальных проблем современности, остается духовный кризис нашего общества, когда теряются связи с вековыми традициями, смешиваются представления о добре и зле, утрачиваются многие духовные ценности.

 К сожалению, сегодня дети и в своем Отечестве, и в русских храмах, и в музеях, и в библиотеках чувствуют себя иностранцами. Кризис духовности обнажает глубинные вопросы человеческого существования, смысла жизни живущих и будущих поколений. Педагогика призвана отвечать на запросы времени, определяя такие системы, методы и формы воспитания, которые конструктивно влияли бы на молодых людей.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ.  И возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности.

Об актуальности духовно- нравственного воспитания  в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др.  Из этого вытекает необходимость выделения духовно- нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.

Ребенок начинает осознавать  окружающий мир с овладения информацией и знакомства с существующими нормами поведения. В этом возрасте нет еще своего мировоззрения, не сформированы духовно –нравственные навыки, которые могли бы уберечь детей от дурных поступков. К тому же в мире много зла и соблазнов, поэтому дурные поступки гораздо быстрее добрых входят в привычку, и бороться с ними трудно. Вот почему в деле воспитания становится важным то, что окружает ребенка: семья, школа, общество, поступающая информация.

 Трагедия современной жизни состоит в том, что из-под ног человека выбиты твердые основы нравственности и духовности. Поэтому бессильными становятся подчас и родители, и школа, и органы правосудия, которые не в состоянии уберечь детей и подростков от падения. Происходит это оттого, что в жизни нет главного – иной цели, кроме удовлетворения своих потребностей любыми способами. Наша беда в том, что мы забываем о душе ребенка, не говорим с ним о истинной роли человека  на  Земле.

   Десятилетиями  существовавшая система в школе, семье, обществе, направленная в основном на приобретение  знаний, не давала прочных навыков духовно-нравственного воспитания, особенно в раннем школьном возрасте, когда идет  формирование характера человека, нравственных основ его жизни.

«…Духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе в результате  осознанного восприятия и принятия обучающимисяценностей: ….» (КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ   ГРАЖДАНИНА РОССИИ)

• семейной жизни;

• культурно-регионального сообщества;

• культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий;

• российской гражданской нации;

• мирового сообщества.

 Содержание духовно-нравственного развития и воспитаниядолжно включать в себя:

• историю России, российских народов, своей семьи, рода;

• жизненный  опыт своих родителей, предков;

• традиционные российские  религии;

• произведения литературы и искусства, лучшие образцы отечественной и мировой культуры;

• фольклор народов России( народов Бурятии);

• общественно полезную и личностно значимую деятельности;

  • познание природы своего края и бережное отношение к ней;
  • развитие лучших духовных и душевных качеств: скромности, послушания, миролюбия, искренности, уважения к личности человека; развитие воли, дисциплинированности, ответственности.

«Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России….» (КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ   ГРАЖДАНИНА РОССИИ)

К концу года учащиеся должны знать и уметь:

-уметь давать нравственную оценку себе и своим делам;

-любить своих родителей, быть послушным в семье и школе; почитать и уважать старших;

-уметь прийти на помощь человеку, оказавшемуся в беде;

-знать и уважать государственные  символы России и Республики Бурятия;

-познавать культуру своей страны и республики;

-уважительно относиться к людям разных национальностей;

-знать  государственные и  познакомиться с религиозными  праздниками  своего народа;

-интересоваться историей своего города;

-знать особенности природы своего края и бережно относиться  к ней;

Общая характеристика курса «Краеведение и этика».

Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы  предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения   учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Музыка», «Технология»  и  курса « Краеведение и этика».

Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно  направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;  стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие,  пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.

Содержание программы курса «Краеведение и этика» на ступени начального общего образования.

1.Введение. Понятие о нравственности. Раскрытие понятий мораль, этика. Общечеловеческие ценности.

2.Понятие нравственных категорий: добро, совесть, честь, верность, любовь, ответственность, великодушие, стыд и т. д. Отражение нравственных качеств в словах, поступках, делах, поведении человека. «Золотое правило нравственности». Проявление нравственных качеств в отношении к людям, природе, самому себе. Воспитание этих качеств у себя. Я нужен людям. Труд на благо себе и другим.

3.Воспитанность как важное качество личности. Содержание понятия воспитанность. Воспитанность  как отражение нравственности.

4.Народные традиции русских и бурят.  Народные и государственные праздники.

Государственные символы России и республики Бурятия. Сказки бурятского народа.

 5.Природа  Байкальского края. Красота и разнообразие. Бережное отношение.

 6.Культура общения. Поведение человека в разных ситуациях. Искусство приносить радость. Этикет приношения радости (подарки, поздравления, комплименты и другие формы). Игры, правила игры. Какими игрушками полезно играть.

7. Я и мое время. Распорядок моей жизни. Дом, понятие о доме и история дома.

8.Самопознание, самовоспитание. Человек. Понятие о человеке (физические, умственные, психологические данные). Кто Я? Какой Я? Зачем Я? Что составляет мое «Я»? (чувства, мысли, воля, характер). Чем Я неповторим? Самовоспитание. Средства и способы самовоспитания.

9.Семья — школа нравственности. Понятие семья. История семьи. Мой дом. Семейные традиции. Моя фамилия, ее история, значение, мое имя. Родители в семье и в моей жизни. Мои ближайшие родственники. Папины «уроки», мамины «уроки». Тепло бабушкиных рук, дедушкина мудрость.

Курс рассчитан на 102 часа. Изучается в течении  учебного года, включая каникулярное время.

Формы проведения занятий:                  

  • урок – игра;
  • экскурсия;
  • круглый стол;
  • конференция;
  • конкурс, викторина;
  • встреча с интересными людьми;
  • спектакль;
  • музыкальная постановка;
  • защита проектов;
  • праздник с приглашением родителей;

Виды деятельности:

  • проект;
  • исследование;
  • групповая работа;
  • изготовление презентаций;
  • выставка творческих работ;
  • театральная ( репетиции, изготовление декораций и др.);
  • художественно-музыкальная;
  • слушание худ. произведения;
  • просмотр фильма, обсуждение;
  • выставка творческих  работ.

Программа предполагает участие второклассников в реализации проектов:

 «Юные Музеисты»

Сотрудничество с Краеведческим музеем, организация  музея в классе,  обучение и  ведение учащимися экскурсий.

«Театр» - продолжение знакомства с театральным искусством: создание спектакля, мастерство актера, звуковое и художественное оформление, зритель в театре и т.д.

Планирование занятий.

№ п/п

Тема урока.

Содержание.

      Формы и методы.

Дата.

1.

(2)

1 четверть – 9 уроков.

«Здравствуй, школа!»

Вводный урок.

«Путешествие в Страну Знаний.»

Урок-игра  с приглашением родителей.

2.

(2)

«Моя Республика – частичка моей страны»

Образование Республики Бурятия

Рассказ учителя. Презентация. Рисование.

3. (2)

«Улан-Удэ –столица Бурятии».

Достопримечательности города.

Презентация.

4.(3)

«Бабушкин – город мой родной».

История города. Мысовск. Бабушкин.

Посещение музея.

5.(2)

«Пословицы и загадки,легенды моего народа».

Значение и роль.пословиц. Составление загадок.

Конкурс пословиц и загадок. Оформление, рисование в тетради.

6.

(2)

«Учение –свет, а неучение  – тьма…»

«Рассказы детям». О св. Сергии Радонежском.

Чтение. Слушание.

Рисование.

7.

(2)

«Послушание».

К.Д.Ушинский «Дедушка». Почитание родителей, старших.

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»-р.н.с.

Чтение, обсуждение рассказа.

Просмотр м/ф.

8.

 (2)

«Государственные символы моей страны».

Флаг, герб,гимн России.

Рисование, пение.

Презентация.

9.

(2)

«Государственные символы моей Республики.»

Флаг, герб,гимн Бурятии.

Рисование, пение.

Презентация.

10.

(2)

2 четверть - 8 уроков.

 «Кто я?»ЧЕЛОвек:

а) душа;б) разум; в) тело.

Образ души в сказках:

«Три ржаных колоса» Ц.Топелиус.

«История гусеницы» Б.Заходер.

Серая звёздочка» Б.Заходер.

11. (2)

Музыка бурятского народа.

О чем рассказывается в песнях.

Слушание.Разучивание народной песни.

12.

(3)

 «Семь — я».

Мой дом.

Понятие о семье. Обо мне, о моих родителях.

Семейный альбом. Кто в нем «живет», кто они мне, а я — им? Родня, кто же это?

Любимые занятия моей семьи.

Защита творческих проектов.

Праздник.

13.

(3)

«День Матери».

Самый дорогой человек в жизни каждого – МАМА.

Праздник с приглашением родителей.

14.

(2)

История моего имени.

Именины, день рождения, день ангела.

Подготовка индивидуальных проектов. Презентация.

15.

(2)

«...Ты да я, да мы с тобой...»

Мои друзья.

Об умении вести себя в коллективе сверстников

Культура общения.

Постановка различных ситуаций и т.д.

Творческое задание «Сочиняем песенку».

16.

(2)

«Костюм моего народа»                

Одежда русского и бурятского народа.

Рассматривание иллюстраций. Рисование. Презентация.

17.

(6)

«В ожидании Рождества и Нового года».

Знакомство с историей Рождества Христова.

 

Рассказ учителя. Слушание аудиобеседы. Рисование. Изготовление подарков. Подготовка спектакля, костюмов,декораций.

Репетиции.

18.

(2)

Театральная постановка к празднику Рождества.

Постановка Рождественской сказки.

Участие в городском Рождественском концерте.

19.

(3)

3 четверть.

«Зимушка-зима…»

Красота зимней природы. Зима в стихах, картинах, музыке бурятского народа.

Рассказы детей.

Выставка книг, рисунков. Слушание музыки. Подготовка проектов.

Катание с горы.

20.

(2)

Сагаалган- народный праздник бурятского народа.

История, значение праздника. Танец Ехор.

Участие в школьном мероприятии.

Посещение библиотеки.

Презентация.

21.

(2)

Храмы моей Республики.

Храмы Улан-Удэ.

Рассказ учителя. Презентация.

Экскурсия в Храм

22.

(2)

Русские народные сказки.

История возникновения.

Чтение сказок. Викторина.

23.

(2)

Бурятские народные сказки.

Знакомство.

Встреча с библиотекарем.

24.

(2)

«Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». Авторские сказки.

Сказки о добре и зле у бурятского и русского народа.

Конференция.

25.

(2)

«День Защитника Отечества».

Защитники Отечества в разные времена. Русские богатыри. Богатыри Бурятского народа.

Посещение детской городской библиотеки.

Выставка рисунков.

26.

(2)

«Цветы для мамы».

Женский день 8 марта.

Рисунок «Букет счастья».

27.

(2)

О трудолюбии.

Старательность. Как мы учимся в школе. Помощь родителям. Бережливость.

Обсуждение ситуаций по стихам А.Л.Барто.

28.

(2)

«Природа Байкала.»  Флора и фауна.

Изучаем растительный мир Байкальского края.

Подготовка проектов Круглый стол.

29.

(3)

«Природа Байкала.»  Флора и фауна.

Изучаем животный мир Байкальского края.        

Защита проектов

Конференция.

30.

(6)

«Праздники моего народа- Пасха».

Смысл и значение праздника.

Традиции праздника.

Рассказ учителя. Слушание аудиобеседы. Рисование. Изготовление подарков. Подготовка спектакля, костюмов, декораций.Репетиции.  Спектакль для родителей.

31.

(3)

«День Победы». « Герои войны» -Б.С.Быстрых.

Значение праздника.

Улица героя-земляка.

Встреча с ветераном ВОв.

Посещение музея.

Экскурсия по ул.Быстрых

32.

(2)

«Дружба крепкая…»

Что такое  настоящая дружба, крепкая дружба.

Ролевые игры.

Тестирование.

Песни о дружбе.

33.

(2)

«Мои любимые игры».

Игры моего народа.

Виды игр. Правила игры.

Игра.

Защита проектов.

34.

(2)

Подведение итогов.

«Вместе дружная семья»

Праздник с приглашением родителей.

Материалы  интернет-ресурсов:

http://4stupeni.ru/stady/svet_etika/8798-imeniny-den-rozhdeniya-den-angela.html

http://ananino-school.edu.yar.ru/programma_po_etike_.doc

http://8ob.ru/nachalnajashkola/15763-.html

http://festival.1september.ru/articles/411851/

Литература:

«Лесенка-чудесенка» . Литературно-художественный  православный календарь для детей и родителей.  «Сказка –ложь, да в ней  намек, добрым молодцам урок!». М.2010

«Основы православной культуры». Книга для учителя. 1 класс.М.2002г., Изд-во «Покров».

Дугаров Б. и др. “ Бурятские народные сказки”. Сборник- М:, Современник 1990

«Новогодние и Рождественские утренники». Серия «Сердце отдаю детям». П.П.Дзюба.

Ростов-на-Дону. «Феникс»2005г.

Энциклопедия Байкала “Байкал. Флора и фауна” СD- Иркутск: Восьмое небо – 2005

«Вера исцеляет сердца».Екименкова В.М. Из опыта преподавания православной этики учащимся 1-10 классов. «Ковчег» М. 2001г.

Авторская программа  «Театральная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников».  Копылова О.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы

В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по  Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий

В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...