Технологическая карта внеурочного занятия "Я люблю свое село"
методическая разработка (4 класс)

Селина Елена Владимировна

Тип занятия: систематизация и обобщение знаний и умений

Место и роль урока в изучаемой теме: последнее занятие изучения краеведческого материала о малой родине по программе внеурочной деятельности «Моя малая родина» в начальной школе, 4 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеурочного занятия по программе «Моя малая родина».

ФИО учителя: Селина Елена Владимировна

Класс: 4

Предмет: Внеурочная деятельность

Тема: «Я люблю своё село»

Тип занятия: систематизация и обобщение знаний и умений

Место и роль урока в изучаемой теме: последнее занятие изучения краеведческого материала о малой родине по программе внеурочной деятельности «Моя малая родина»

Цели деятельности учителя:

  • Уточнить и закрепить знания детей о родном селе, об основных достопримечательностях малой Родины;
  • Расширить представления детей о родном селе,
  • Развивать внимание, творчество, сотрудничество;
  • Воспитывать ценностное отношение к достопримечательностям родного села.

Методы обучения: коммуникативный, частично-поисковый, наглядный, метод мотивации, практический, методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

Формы организации образовательного пространства на уроке: системно – деятельностный подход, элементы игровой технологии, групповая работа.

Возможные риски: недостаточно времени.

Оборудование: карта маршрута; бланки оценивания; мультимедийное оборудование, раздаточные картинки, листы с заданиями, энциклопедический материал,

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Научатся: выстраивать яркие образы и картины знаний о своём селе, о растениях и животных местности, в которой проживают. Узнают расположение и достопримечательности села; научатся применять знания и умения в общении со своими одноклассниками.

Получат возможность научиться работать с текстовыми источниками, дополнительной литературой; высказывать собственное мнение, суждения.

принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Анализировать,

оценивать свои достижения на занятии.

овладение способностью понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить; отвечать на вопросы; анализировать, сравнивать. Уметь извлекать информацию, представленную в иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников.

развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Ход урока

Название этапа урока

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

I этап. Организационный момент.

1. Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

2. Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность.

Словесное приветствие.

- Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

-Тихо сели.

- Огромна наша страна Россия! Но у каждого человека есть особенно дорогие, близкие и милые сердцу места.

Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место.

Коммуникативные: умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Личностные: создать условия для проявления интереса к новому материалу готовность к обучению.

Знают и выполняют правила поведения. Быстрое включение в деловой ритм.

II этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1. Организовать формулировку темы урока детьми.

2. Организовать постановку цели урока детьми.

Коллективная деятельность.

Ребята, послушаем нашего поэта Александра Михайловича Моршнёва он прочитает вам стихотворение.

(Приложение 1)

-О чем это стихотворение?

(ответы детей: «О нашем селе»)

-  а что каждый из вас представляет под словами «село Верхний Кужебар»?

-(ответы детей: место, где мы родились и живём; свои мысли)

- Сформулируйте тему нашего занятия.

- Какие задачи мы сегодня с вами выполним?

- И занятие наше пройдет под девизом «Кужебар для России – частица,

Для меня – отчий край, отчий дом.»

- Как вы понимаете слово поэт?

(показать сборник стихов).

Регулятивные: самостоятельно формулируют тему урока и учебную задачу.

Личностные: сориентированы на успешную работу на уроке.

Мотивация учащихся к уроку, принимают учебную задачу, фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности.

2. Этап актуализации знаний

1.Организовать стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания.

1. Организовать усвоение содержания учебной темы

2. Организовать работу в группах

3.Организовать беседу, выявляющую представление о расположении села.

Коллективно-распределённая:

обсуждение в группах,

- работа по фиксации критериальной оценки в оценочном листе (для каждого выступающего свой оценочный лист в каждой группе).

Сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие по нашему селу (на доске – карта маршрута). В пути нас ожидают различные задания, выполнив которые, можно продолжить путешествие. За каждое правильно выполненное задание вы получите балл. Организуем две группы, в группе вы можете друг другу подсказывать, тем самым зарабатывать баллы. Каждый из вас сегодня заработает наивысшую оценку знаний о нашем селе.

И первый балл вы можете себе заработать, если вспомните, какой юбилей мы будем отмечать в этом году? Посоветуйтесь и напишите на своих бланках ответов.

(175 лет образования села).

Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

Личностные:

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Контролируют правильность выполнения действий  партнёров по группе.

3.Этап обобщение и систематизация знаний

Формировать заинтересованность к изученномуматериалу.

Частично-поисковый, практический. Коллективно-распределённая 

Изучая историю нашего села, мы каждый урок открывали для себя что-то новое, а сегодня мы сможем проверить себя в уже имеющихся знаниях по истории нашей малой Родины. Но главная задача – приобрести стимул для дальнейшего изучения истории родного края, заинтересоваться самим и заинтересовать окружающих.

Во-первых, вы сегодня не школьники, а настоящие специалисты своего дела. Вы – историки. Поэтому от вас требуется сегодня показать все те знания, которыми вы владеете по теме: «Моя малая родина».

1 задание. На нашей карте села подпишем улицы.

Я живу на улице Ленина. Как и во всех населённых пунктах нашей страны главная улица названа в честь нашего вождя Ленина Владимира Ильича. Александр Михайлович на улице Садовая.

Каждый из вас подпишет свою улицу, дополнительно заработать может балл, если скажет почему или в честь кого названа улица и назовёт ещё дополнительную улицу нашего села.

Подводим итог -  сколько баллов набрала каждая команда.

2 задание. Напишите на своих бланках ответов и озвучьте, какие организации функционируют на территории нашего села (ответы детей: школа, больница, детский садик, ветеринарный участок, лесхоз, СДК)

Молодцы. Подсчитайте баллы в своей таблице (за каждое написанное название организации -  1 балл).

3 задание.  Наше село имеет достопримечательности, которые известны не только в нашем районе, но и далеко за его пределами. (ответы детей: Камешок, Прошальная горка, Святой колодец, гора Каменушка,

На территории нашего села есть ещё два памятника; первая и вторая команда назовите по одному.

(ответы детей: Памятник Владимиру Ильичу Ленину, Мемориал Победы)

Молодцы. Подсчитайте баллы в своей таблице (за каждое написанное название достопримечательности 1 балл).

4 задание. Планета не может существовать без флоры и фауны, а что это такое, вы можете вспомнить или найти ответ в толковом словаре. И заработать себе ещё один балл.

5 задание. Хочу зачитать отрывок из стихотворения Данила:

Амыл - река, поток бурливый,

В долину рвётся из теснин.

Здесь тихий, ласковый, игривый,

Мой летний друг, всё лето – с ним.

Вы в летние жаркие дни всё время проводите, загорая и купаясь на нашей речке, но она ещё и кормит наше население вкусной рыбкой. А вот какие виды рыб обитают в ней, сейчас вы тоже озвучите.

Себе проставьте баллы за правильно названные виды рыб.

6 задание. Прочитайте научно-популярный текст «Флора и фауна Сибири»

И вы сейчас можете заработать баллы, называя деревья, которые окружают наше село.

Я приглашаю из каждой команды по одному участнику, которые будут на нашей карте прикреплять деревья, которые вы будете называть.

Молодцы, и с эти заданием вы справились проставьте баллы в ваш бланк.

 Мы уже с вами сказали, что флора и фауна не существуют друг без друга. Поэтому животный мир в нашей местности очень разнообразный.

7 задание. Вы прочитали и уже знаете, какие животные обитают в наших лесах. Перечислите их.

Молодцы.

Наше любимое село Верхний Кужебар прославляют поэты и писатели.

Ребята, один из великих писателей написал произведение, где главного героя он поселил в наше замечательное село. Вы можете назвать хором этого писателя.

И наша школа носит имя Виктора Петровича Астафьева.

Наш учитель истории Александр Михайлович пишет стихи, рассказы и повести тоже о нашем селе и его людях. С ребятами из краеведческого кружка все его произведения мы печатаем и оформляем книги (выставка книг), но и наши школьники тоже не отстают. Они пишут стихи о своей малой родине, о красоте природы.

И сейчас каждая команда поставит себе баллы, чьи стихотворения украшают наше занятие. Вы тоже юные поэты, а может, тоже станете великими писателями.

Наши выпускники - наша гордость, которые тоже прославили село.

Наш житель Игорь Николаевич Озеринин сочинил стихи и музыку о нашем селе (видеоролик песни «Любимый Кужебар»).

Познавательные:

воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи, умение делать выводы, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, структурирование знаний.

Регулятивные: самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, определять цель внеурочной деятельности, план выполнения задания.

Коммуникативные: участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, слушать и понимать других.

Личностные:

оказание помощи, поддержки при работе в группе.

Формирование навыков поисковой деятельности, развитие учебно-познавательной мотивации, формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предложений, способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета, умение систематизировать и обобщать изученное, умение использовать информацию из различных источников, формирование навыков речевой деятельности, умение анализировать, систематизировать, осмысливать и использовать нужную информацию.

VI. Рефлексия.

(4 мин.)

.

1.Зафиксировать новое содержание занятия

2. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

3. Подвести итог проделанной работе на уроке.

Методы взаимоконтроля.

- Итак, подсчитаем баллы, которые набрала каждая команда, и узнаем, кто у нас самый лучший знаток своего села.

- Какова была цель нашего занятия?

- Кто считает, что смог достичь этой цели?

- Каким интересным фактом вы сможете поделиться с родителями?

- За что вы можете себя похвалить?

- Спасибо вам! Сегодня вы были очень внимательны, любознательны, наблюдательны. Такие человеческие качества очень высоко ценятся! Поблагодарите друг друга за хорошую работу.

Предметные: формировать умение компоновать рисунок с учетом поставленных задач.

Регулятивные: формировать умение определять цель своей работы.

Личностные: формировать эстетические чувства и потребности.

Рефлексия способности организовывать свою деятельность, прогнозирование.

Приложение 1

Истории Кужебара посвящается

Было место, было время,
Вдаль текло, чуть-чуть струясь.
И никто бы не подумал -
Вдруг – деревня родилась.

Хан –Кучум – вояка лютый
Всю Сибирь закабалил.

До Амыла он добрался,
Себе место застолбил.

Узкоглазый, плосколицый –
Повелел поставить стан,
На три дня остановился,
И уехал дальше Хан.

Место пусто оставалось
Лишь название одно -
Кучумбаром называлось -
                     сохранилось.

И оно: это место, ох, угоже,
Ох красиво – глазу жуть.
Речка вольная бурливо
Вдаль на запад торит путь.

На земле на Кужебарской,
Где стоял шатёр татар,
Повинуясь воле царской,
Появился Кужебар.                                       Моршнёв А. М.

Приложение 2

Лист самооценки

Ф.И.

1 задание.

«Моя улица, где я живу»

4 задание

«Организации нашего села»

3 задание

«Достопри

мечательности нашего села»

4 задание

«Что такое флора и фауна»

5 задание

«Рыбы нашей речки»

6 задание

«Деревья  нашей местности»

7 задание

«Животные нашей местности»

Дополнительные баллы

Лист самооценки

Ф.И.

1 задание.

«Моя улица, где я живу»

4 задание

«Организации нашего села»

3 задание

«Достопри

мечательности нашего села»

4 задание

«Что такое флора и фауна»

5 задание

«Рыбы нашей речки»

6 задание

«Деревья  нашей местности»

7 задание

«Животные нашей местности»

Дополнительные баллы

Лист самооценки

Ф.И.

1 задание.

«Моя улица, где я живу»

4 задание

«Организации нашего села»

3 задание

«Достопри

мечательности нашего села»

4 задание

«Что такое флора и фауна»

5 задание

«Рыбы нашей речки»

6 задание

«Деревья  нашей местности»

7 задание

«Животные нашей местности»

Дополнительные баллы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта внеурочного занятия по краеведению "История моей малой родины"

Технологическая карта внеурочного занятия "История моей малой родины" , разработана в соответствии с ФГОС НОО, на основе программы внеурочной деятельности по краеведению "Мир на ладошке"....

Технологическая карта внеурочного занятия.Тема: На вкус и цвет товарищей нет.

Технологическая карта внеурочного занятия кружка по спортивно-оздоровительному направлению "Разговор о правильном питании" (авторская программа М.М.Безруких,Т.А. Филипповой) Цель этого занятия - сформ...

Технологическая карта внеурочного занятия "Группы дорожных знаков" по курсу «Уроки Светофорчика».

Разработка технологической карты занятия "Группы дорожных знаков" по курсу внеурочной деятельности "Уроки светофорчика". 3 класс....

Технологическая карта внеурочного занятия "Что растёт на огороде и в саду?" (ФГОС)

Данная технологическая карта содержит материал по внеурочной деятельности "Доноведение". Соответствует требованиям ФГОС...

Технологическая карта внеурочного занятия. Юный друг природы. 2 класс

Данный материал содержит разработку технологической карты внеурочного занятия по курсу "Юный друг природы" для учеников 2 класса....

Технологическая карта внеурочного занятия "Что растёт на огороде и в саду?" (ФГОС)

Данная технологическая карта содержит материал по внеурочной деятельности "Доноведение". Соответствует требованиям ФГОС...