Технологическая карта внеурочного занятия "Я люблю свое село"
методическая разработка (4 класс)
Тип занятия: систематизация и обобщение знаний и умений
Место и роль урока в изучаемой теме: последнее занятие изучения краеведческого материала о малой родине по программе внеурочной деятельности «Моя малая родина» в начальной школе, 4 класс.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта внеурочного занятия по программе «Моя малая родина».
ФИО учителя: Селина Елена Владимировна
Класс: 4
Предмет: Внеурочная деятельность
Тема: «Я люблю своё село»
Тип занятия: систематизация и обобщение знаний и умений
Место и роль урока в изучаемой теме: последнее занятие изучения краеведческого материала о малой родине по программе внеурочной деятельности «Моя малая родина»
Цели деятельности учителя:
- Уточнить и закрепить знания детей о родном селе, об основных достопримечательностях малой Родины;
- Расширить представления детей о родном селе,
- Развивать внимание, творчество, сотрудничество;
- Воспитывать ценностное отношение к достопримечательностям родного села.
Методы обучения: коммуникативный, частично-поисковый, наглядный, метод мотивации, практический, методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
Формы организации образовательного пространства на уроке: системно – деятельностный подход, элементы игровой технологии, групповая работа.
Возможные риски: недостаточно времени.
Оборудование: карта маршрута; бланки оценивания; мультимедийное оборудование, раздаточные картинки, листы с заданиями, энциклопедический материал,
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия | УУД | |||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные | |
Научатся: выстраивать яркие образы и картины знаний о своём селе, о растениях и животных местности, в которой проживают. Узнают расположение и достопримечательности села; научатся применять знания и умения в общении со своими одноклассниками. Получат возможность научиться работать с текстовыми источниками, дополнительной литературой; высказывать собственное мнение, суждения. | принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Анализировать, оценивать свои достижения на занятии. | овладение способностью понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить; отвечать на вопросы; анализировать, сравнивать. Уметь извлекать информацию, представленную в иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников. | развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
Ход урока
Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
I этап. Организационный момент. | 1. Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности. 2. Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность. | Словесное приветствие. | - Вот звенит для нас звонок – начинается урок. -Тихо сели. - Огромна наша страна Россия! Но у каждого человека есть особенно дорогие, близкие и милые сердцу места. | Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место. | Коммуникативные: умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Личностные: создать условия для проявления интереса к новому материалу готовность к обучению. | Знают и выполняют правила поведения. Быстрое включение в деловой ритм. |
II этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | 1. Организовать формулировку темы урока детьми. 2. Организовать постановку цели урока детьми. | Коллективная деятельность. | Ребята, послушаем нашего поэта Александра Михайловича Моршнёва он прочитает вам стихотворение. (Приложение 1) -О чем это стихотворение? (ответы детей: «О нашем селе») - а что каждый из вас представляет под словами «село Верхний Кужебар»? -(ответы детей: место, где мы родились и живём; свои мысли) - Сформулируйте тему нашего занятия. - Какие задачи мы сегодня с вами выполним? - И занятие наше пройдет под девизом «Кужебар для России – частица, Для меня – отчий край, отчий дом.» - Как вы понимаете слово поэт? (показать сборник стихов). | Регулятивные: самостоятельно формулируют тему урока и учебную задачу. | Личностные: сориентированы на успешную работу на уроке. | Мотивация учащихся к уроку, принимают учебную задачу, фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности. |
2. Этап актуализации знаний | 1.Организовать стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания. 1. Организовать усвоение содержания учебной темы 2. Организовать работу в группах 3.Организовать беседу, выявляющую представление о расположении села. | Коллективно-распределённая: обсуждение в группах, - работа по фиксации критериальной оценки в оценочном листе (для каждого выступающего свой оценочный лист в каждой группе). | Сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие по нашему селу (на доске – карта маршрута). В пути нас ожидают различные задания, выполнив которые, можно продолжить путешествие. За каждое правильно выполненное задание вы получите балл. Организуем две группы, в группе вы можете друг другу подсказывать, тем самым зарабатывать баллы. Каждый из вас сегодня заработает наивысшую оценку знаний о нашем селе. И первый балл вы можете себе заработать, если вспомните, какой юбилей мы будем отмечать в этом году? Посоветуйтесь и напишите на своих бланках ответов. (175 лет образования села). | Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения. | Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. | Контролируют правильность выполнения действий партнёров по группе. |
3.Этап обобщение и систематизация знаний | Формировать заинтересованность к изученномуматериалу. | Частично-поисковый, практический. Коллективно-распределённая | Изучая историю нашего села, мы каждый урок открывали для себя что-то новое, а сегодня мы сможем проверить себя в уже имеющихся знаниях по истории нашей малой Родины. Но главная задача – приобрести стимул для дальнейшего изучения истории родного края, заинтересоваться самим и заинтересовать окружающих. Во-первых, вы сегодня не школьники, а настоящие специалисты своего дела. Вы – историки. Поэтому от вас требуется сегодня показать все те знания, которыми вы владеете по теме: «Моя малая родина». 1 задание. На нашей карте села подпишем улицы. Я живу на улице Ленина. Как и во всех населённых пунктах нашей страны главная улица названа в честь нашего вождя Ленина Владимира Ильича. Александр Михайлович на улице Садовая. Каждый из вас подпишет свою улицу, дополнительно заработать может балл, если скажет почему или в честь кого названа улица и назовёт ещё дополнительную улицу нашего села. Подводим итог - сколько баллов набрала каждая команда. 2 задание. Напишите на своих бланках ответов и озвучьте, какие организации функционируют на территории нашего села (ответы детей: школа, больница, детский садик, ветеринарный участок, лесхоз, СДК) Молодцы. Подсчитайте баллы в своей таблице (за каждое написанное название организации - 1 балл). 3 задание. Наше село имеет достопримечательности, которые известны не только в нашем районе, но и далеко за его пределами. (ответы детей: Камешок, Прошальная горка, Святой колодец, гора Каменушка, На территории нашего села есть ещё два памятника; первая и вторая команда назовите по одному. (ответы детей: Памятник Владимиру Ильичу Ленину, Мемориал Победы) Молодцы. Подсчитайте баллы в своей таблице (за каждое написанное название достопримечательности 1 балл). 4 задание. Планета не может существовать без флоры и фауны, а что это такое, вы можете вспомнить или найти ответ в толковом словаре. И заработать себе ещё один балл. 5 задание. Хочу зачитать отрывок из стихотворения Данила: Амыл - река, поток бурливый, В долину рвётся из теснин. Здесь тихий, ласковый, игривый, Мой летний друг, всё лето – с ним. Вы в летние жаркие дни всё время проводите, загорая и купаясь на нашей речке, но она ещё и кормит наше население вкусной рыбкой. А вот какие виды рыб обитают в ней, сейчас вы тоже озвучите. Себе проставьте баллы за правильно названные виды рыб. 6 задание. Прочитайте научно-популярный текст «Флора и фауна Сибири» И вы сейчас можете заработать баллы, называя деревья, которые окружают наше село. Я приглашаю из каждой команды по одному участнику, которые будут на нашей карте прикреплять деревья, которые вы будете называть. Молодцы, и с эти заданием вы справились проставьте баллы в ваш бланк. Мы уже с вами сказали, что флора и фауна не существуют друг без друга. Поэтому животный мир в нашей местности очень разнообразный. 7 задание. Вы прочитали и уже знаете, какие животные обитают в наших лесах. Перечислите их. Молодцы. Наше любимое село Верхний Кужебар прославляют поэты и писатели. Ребята, один из великих писателей написал произведение, где главного героя он поселил в наше замечательное село. Вы можете назвать хором этого писателя. И наша школа носит имя Виктора Петровича Астафьева. Наш учитель истории Александр Михайлович пишет стихи, рассказы и повести тоже о нашем селе и его людях. С ребятами из краеведческого кружка все его произведения мы печатаем и оформляем книги (выставка книг), но и наши школьники тоже не отстают. Они пишут стихи о своей малой родине, о красоте природы. И сейчас каждая команда поставит себе баллы, чьи стихотворения украшают наше занятие. Вы тоже юные поэты, а может, тоже станете великими писателями. Наши выпускники - наша гордость, которые тоже прославили село. Наш житель Игорь Николаевич Озеринин сочинил стихи и музыку о нашем селе (видеоролик песни «Любимый Кужебар»). | Познавательные: воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи, умение делать выводы, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, структурирование знаний. Регулятивные: самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, определять цель внеурочной деятельности, план выполнения задания. | Коммуникативные: участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, слушать и понимать других. Личностные: оказание помощи, поддержки при работе в группе. | Формирование навыков поисковой деятельности, развитие учебно-познавательной мотивации, формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предложений, способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета, умение систематизировать и обобщать изученное, умение использовать информацию из различных источников, формирование навыков речевой деятельности, умение анализировать, систематизировать, осмысливать и использовать нужную информацию. |
VI. Рефлексия. (4 мин.) . | 1.Зафиксировать новое содержание занятия 2. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. 3. Подвести итог проделанной работе на уроке. | Методы взаимоконтроля. | - Итак, подсчитаем баллы, которые набрала каждая команда, и узнаем, кто у нас самый лучший знаток своего села. - Какова была цель нашего занятия? - Кто считает, что смог достичь этой цели? - Каким интересным фактом вы сможете поделиться с родителями? - За что вы можете себя похвалить? - Спасибо вам! Сегодня вы были очень внимательны, любознательны, наблюдательны. Такие человеческие качества очень высоко ценятся! Поблагодарите друг друга за хорошую работу. | Предметные: формировать умение компоновать рисунок с учетом поставленных задач. Регулятивные: формировать умение определять цель своей работы. | Личностные: формировать эстетические чувства и потребности. | Рефлексия способности организовывать свою деятельность, прогнозирование. |
Приложение 1
Истории Кужебара посвящается
Было место, было время,
Вдаль текло, чуть-чуть струясь.
И никто бы не подумал -
Вдруг – деревня родилась.
Хан –Кучум – вояка лютый
Всю Сибирь закабалил.
До Амыла он добрался,
Себе место застолбил.
Узкоглазый, плосколицый –
Повелел поставить стан,
На три дня остановился,
И уехал дальше Хан.
Место пусто оставалось
Лишь название одно -
Кучумбаром называлось -
сохранилось.
И оно: это место, ох, угоже,
Ох красиво – глазу жуть.
Речка вольная бурливо
Вдаль на запад торит путь.
На земле на Кужебарской,
Где стоял шатёр татар,
Повинуясь воле царской,
Появился Кужебар. Моршнёв А. М.
Приложение 2
Лист самооценки
Ф.И. | 1 задание. «Моя улица, где я живу» | 4 задание «Организации нашего села» | 3 задание «Достопри мечательности нашего села» | 4 задание «Что такое флора и фауна» | 5 задание «Рыбы нашей речки» | 6 задание «Деревья нашей местности» | 7 задание «Животные нашей местности» | Дополнительные баллы |
Лист самооценки
Ф.И. | 1 задание. «Моя улица, где я живу» | 4 задание «Организации нашего села» | 3 задание «Достопри мечательности нашего села» | 4 задание «Что такое флора и фауна» | 5 задание «Рыбы нашей речки» | 6 задание «Деревья нашей местности» | 7 задание «Животные нашей местности» | Дополнительные баллы |
Лист самооценки
Ф.И. | 1 задание. «Моя улица, где я живу» | 4 задание «Организации нашего села» | 3 задание «Достопри мечательности нашего села» | 4 задание «Что такое флора и фауна» | 5 задание «Рыбы нашей речки» | 6 задание «Деревья нашей местности» | 7 задание «Животные нашей местности» | Дополнительные баллы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта внеурочного занятия по краеведению "История моей малой родины"
Технологическая карта внеурочного занятия "История моей малой родины" , разработана в соответствии с ФГОС НОО, на основе программы внеурочной деятельности по краеведению "Мир на ладошке"....
Технологическая карта внеурочного занятия.Тема: На вкус и цвет товарищей нет.
Технологическая карта внеурочного занятия кружка по спортивно-оздоровительному направлению "Разговор о правильном питании" (авторская программа М.М.Безруких,Т.А. Филипповой) Цель этого занятия - сформ...
Технологическая карта внеурочного занятия "Группы дорожных знаков" по курсу «Уроки Светофорчика».
Разработка технологической карты занятия "Группы дорожных знаков" по курсу внеурочной деятельности "Уроки светофорчика". 3 класс....
Технологическая карта внеурочного занятия "Что растёт на огороде и в саду?" (ФГОС)
Данная технологическая карта содержит материал по внеурочной деятельности "Доноведение". Соответствует требованиям ФГОС...
Технологическая карта внеурочного занятия. Юный друг природы. 2 класс
Данный материал содержит разработку технологической карты внеурочного занятия по курсу "Юный друг природы" для учеников 2 класса....
Технологическая карта внеурочного занятия "Что растёт на огороде и в саду?" (ФГОС)
Данная технологическая карта содержит материал по внеурочной деятельности "Доноведение". Соответствует требованиям ФГОС...
Технологическая карта внеурочного занятия по курсу «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество».Тема занятия: Изготовление цветов и декоративных элементов из бумажных салфеток.
Тема занятия: Изготовление цветов и декоративныхэлементов из бумажных салфеток....