II. Актуализация знаний | Фронтальная. Словесный. Разгадывание загадок.
| Загадывает загадки.
Кто всю ночь по крыше бьет Да постукивает, И бормочет, и поет Убаюкивает?
Тучи нагоняет Воет, задувает, По свету рыщет, Поет да свищет
Листья желтые летят, Падают, кружатся, Падают, кружатся, Как ковер ложатся! Что за желтый снегопад? Это просто ...
-Вы перечислили явления какого времени года? - А сейчас перечислим осенние месяцы.
Вслед за августом приходит, С листопадом хороводит И богат он урожаем, Мы его, конечно, знаем! - Какие изменения в природе происходят в сентябре?
Все мрачней лицо природы: Почернели огороды, Оголяются леса, Молкнут птичьи голоса, Мишка в спячку завалился. Что за месяц к нам явился? -Какие изменения в природе происходят в октябре? Есть такая примета: Если листья, осыпаясь, лягут изнанкою – к урожаю и тёплой зиме, если лицевой стороной вверх – к холодной зиме.
Самый хмурый месяц года Хочется домой, - Скоро сонная природа Встретится с зимой. - Что мы можем сказать о последнем осеннем месяце? | Отгадывают загадки. Отвечают на вопросы
( дождь)
( ветер)
( листопад ) Осени.
Сентябрь Дни становятся короче, солнце уже не поднимается так высоко, как летом. Листья на деревьях желтеют на вершинах, где воздух Октябрь С деревьев опадают листья. Бабье лето наступает.
Ноябрь
Чёрными стали тропинки. Небо почти все время затянуто свинцовыми облаками.
| Познавательные УУД: формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли |
III. Изучение нового материала
| Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Упражнение для развития мелкой моторики. Работа в тетради.
Пальчиковая гимнастика.
стр.16 Задание 13
Физминутка.
стр 17 Задание 14
| - Прослушайте слова и попытайтесь определить, о чем будет идти речь на уроке: - урожай, овощи, фрукты, корзина, закрома, запасы, осень, человек. - Вы все правы. Мы сегодня постараемся определить, какие дары приносит нам осень. Удивляется народ: Что за чудо-огород? Здесь редис есть и салат, Лук, петрушка и шпинат. Помидоры, огурцы Зреют дружно - молодцы! И картофель, и капуста Растут на грядках густо-густо. И все дружно говорят: "Мы растём здесь для ребят. За усердие и труд Урожай весь соберут".
– Подготовим руку к работе. Выполним пальчиковую гимнастику «Капуста».
Что за скрип? Что за хруст? Это что ещё за куст? Как же нам без хруста, если я - капуста? Мы капусту рубим, рубим. Мы морковку трём, трём. Мы капусту солим, солим. Мы капусту жмём, жмём.
-А сейчас мы с вами отгадываем загадки и узнаем , что можно собрать на огородах нашего края.
Лежит на грядке зелёный дом Полон разных деток он.
Нос оранжевый и сладкий Продырявил нашу грядку.
Жарким летом в самом деле На кустах шары созрели. Красные, мясистые, Сочные и кислые
Кругла, сочна, не скрою Являюсь я сестрой моркови.
- Как одним словом можно назвать слова – отгадки?
В огород мы пойдём, урожай мы соберём. (Идут по кругу, взявшись за руки) Мы моркови натаскаем ("Таскают") И картошки накопаем ("Копают") . Срежем мы кочан капусты, ("Срезают") Круглый, сочный, очень вкусный (Показывают круг руками 3 раза по животу) Щавеля нарвём немножко И вернёмся по дорожке (Идут по кругу, взявшись за руки) .
Отгадайте загадки и раскрасьте только те фигуры, что растут в нашем крае. Нарисуй ещё одну отгадку. Росло- проросло, Из куста повылезало, По зубам покатилось На зубах очутилось. ( орех)
Варенье солнечно, как юг, На пирожки с повидлом спрос. В сушённом виде – я урюк А в натуральном ( абрикос )
Сам с кулачок, Красный бочек, Потрогаешь – гладко, Откусишь – сладко ( яблоко)
Похож на апельсин, Но съесть его не каждый может Уж очень кислый он, Ведь он – ( лимон)
Синий мундир Желтая подкладка, В середине сладко.( слива) Сама пламенная, А сердце каменное ( вишня) - А у вас дома есть сад? - Расскажите, что выросло у вас в саду.
В сентябре на Дону с полей и огородов начинают убирать урожай: картофеля, капусты, свёклы, моркови. А в садах срывают с веток румяные спелые яблоки, груши. Когда урожай с полей убран, поле вспахивают, после вспашки земле удается накопить больше влаги за зиму, кроме того, погибают сорные травы, которые проросли осенью
| Отгадывают загадки. Отвечают на вопросы Об осени , её дарах.
Разгадывают кроссворд Огурец
Морковь
Орехи Редиска Овощи Вывод: на огородах собирают овощи.
В тетради рисуют отгадку.
( орех)
( абрикос )
( яблоко)
( лимон)
( слива)
( вишня) | Познавательные УУД: общеучебные умения: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: определение критериев для сравнения. Личностные УУД: самоопределение. Регулятивные УУД: контроль, коррекция. Коммуникативные УУД: взаимодействие с партнёром, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
|
IV. Первичное осмысление и закрепление | Работа в парах.
Игра «Репка»
стр 18 Задание 15
|
Репку мы сажали, (дети как будто роют лунку левой ладошкой по правой) Репку поливали, (имитируют поливание из лейки) Вырастала репка (постепенно выпрямляют пальчики) Хороша и крепка! (оставляют ладонь открытой, а пальчики сгибают, словно крючки. «Крючками» правой руки цепляются пальцы левой руки и тянут аккуратно пальчики в разные стороны) Вытянуть не можем, Кто же нам поможет? Тянем-потянем, Тянем-потянем! Ух! (дети расцепляют руки и трясут кистями рук)
- Что за урожай вы сейчас собрали? - Какой вывод можно сделать? - На Дону ещё остались небольшие участки лесов, в которых грибники бродят в надежде, что удастся найти поздние грибы: грузди, опята, сыроежки. - Вот и мы отправляемся в лес. - Какие правила в лесу мы должны соблюдать? - Мы будем собирать ягоды. Кто знает съедобные ягоды? А ядовитые отличить сумеете?
-Раскрась ягоды и отметить зелёным цветом цифру под теми ягодами, которые можно есть, а красным – ядовитые. ( Вороний глаз, земляника, малина, ландыш, чёрная смородина, волчье лыко, виноград)
| Вороний глаз - встречающийся в лесах и среди кустарников на влажных местах . Растение ядовито. |
| Волчник, волчье лыко — ядовитый кустарник наших лесов, кору которого не грызут даже зайцы. - Расскажите, что можно сделать из съедобных ягод. |
| На листочках бумаги изображены силуэты овощей о фруктов. Разукрасить овощи.
Фрукты растут в саду, а овощи в огороде. Отвечают на вопросы.
Выполнение задания | Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли. Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос. Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение.
|
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщить полученные на занятие сведения
– Оцените себя: Кто справился со всеми заданиями – зелёный смайлик; испытывал затруднения – жёлтый смайлик а кому было трудно – красный смайлик. | Подводит итог урока по вопросам. - Как сказать кратко, что растет в огороде? - Что растет в саду? - Что растет в лесу? - Как можно назвать всё перечисленное?
1.Чем занимались сегодня на уроке? 2.Узнали ли вы что-то новое для себя? 3.Какие задания понравились больше всего? 4.Что не понравилось? 5.Что показалось трудным?
| Отвечают на вопросы. Фрукты Ягоды, грибы, орехи Дары природы | Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные УУД: самооценка |