Кружок Тропинка в мир профессий
проект
Этот кружок помогает выбрать профессию.Разговор о профессиях родителей.Знакомство с новыми профессиями.Экскурсии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_tropinka_v_mir_professiy.docx | 22.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема выбора профессий не является для младшего школьника злободневной. Специфика профориентационной работы в 1—4-м классах состоит в том, что акцент делается на развитие психологических ресурсов личности: расширение представлений о мире профессий и развитие интереса к нему, становление таких важных качеств будущего субъекта трудовой деятельности, как рефлексивные способности, умение мысленно планировать ход и предвидеть результаты работы, способность самоконтроля и самооценки.
Поэтому начало школьного обучения — ценный период для освоения мира труда и профессий, обогащения личностного опыта. Начало школьного обучения делает учебно-познавательную деятельность ведущей, открывает возможности освоения знаний о мире профессий через печатное слово. Вместе с тем развитие представлений о профессиональной деятельности людей происходит с помощью наглядных средств, в практической деятельности и на основе ярких примеров и жизненных ситуаций.
Вот почему важно обогащать впечатления младших школьников о мире профессий, практиковать обсуждение проблемных вопросов и создание творческих проектов, анализировать деятельность людей различных профессий.
Программа служит для ознакомления детей младшего школьного возраста с миром профессий с помощью практико-ориентированных средств с учетом индивидуальных показателей развития обучающихся.
Цель:
формирование учебно-познавательных мотивов у учащихся начальной школы,
возможность испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации.
Формирование целостного знания, потребности в творческой деятельности
развитие интеллектуальных и творческих возможностей ребенка.
Задачи:
расширить представление детей о мире профессий;
научить детей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии;
развивать творческие способности детей;
развивать речевую деятельность;
приобщить детей к работе со справочной и энциклопедической литературой.
Литература
Для учителя:
1.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
2.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]. М.: Просвещение, 2011. - 25 с.
3.Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст]/ сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2010. 204 с.
4.Тисленкова. И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей [Текст] / И.А. Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. - 108 с.
5.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования[Текст]/. –М.: Просвещение, 2009. - 41 с.
6.Черемесина, В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст]/сост. В Г. Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. С. 14 - 36.
7.Арсирий В. Твоя профессия. Поле заботы нашей [Текст] / В. Арсирии. - М.. Знание 1991.
8.Семенова, Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников [Текст]/Г. Семенова // «Начальная школа». - 2007. - № 2, 5, 7.
9.Климов, Е.М. Как выбирать профессию [Текст] / Е.М. Климов. - М.: Просвещение, 9 .
10.Мир профессий: Человек - природа [Текст]. - М.: Молодая гвардия, 1985.
11.Мир профессий: Человек-человек [Текст].-М.: Молодая гвардия, 1986.
12.Мир профессий: Человек - знаковая система [Текст]. - М.: Молодая гвардия, 1988.
13.Мир профессий: Человек - техника [Текст]. - М.: Молодая гвардия, 1988.
14.Мир профессий: Человек - художественный образ [Текст]. - М.: Молодая гвардия, 1988.
15.Ермаков, Ю.М. От древних ремесел до современных технологий [Текст]/Ю.М. Ермаков. -М.: Просвещение, 1992.
16.Шорыгина, Т.А. Трудовые сказки. Беседы с детьми о труде и профессиях [Текст]/ Т.А. Шорыгина. -М.: Сфера, 2014. -80 с.
Для обучающихся:
1.Большая детская энциклопедия. - М.: ЗАО «ЕООМЭИ-ПРЕСС», 2007. -333 с.
2.Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей [Текст]. Том 1. - М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1995. -512 с.
3. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей [Текст]. Том 2. - М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994. -512 с.
4. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей [Текст]. Том 7. - М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1995. -448 с.
5.Дитрих, А. Почемучка[Текст]/А. Дитрих. - М.: Педагогика, 1990. -384 с.
6.Шорыгина, Т.А. Трудовые сказки. Беседы с детьми о труде и профессиях [Текст]/ Т.А. Шорыгина. -М.: Сфера, 2014. -80 с.
7.Шорыгина, Т.А. Беседы о профессиях. Методическое пособие[Текст]/ Т.А. Шорыгина. -М.: Сфера, 2015. -128 с.
8.Александрова, О. Профессии. Раскраска с заданиями[Текст]/О. Александрова. - М.: Махаон, 2015. -16 с.
Формируемые универсальные учебные действия
Личностные результаты:
-овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении;
-формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
-формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Регулятивные универсальные учебные действия:
-предвосхищать результат;
-адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднении и физических препятствий;
-стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
-предлагать помощь и сотрудничество;
-определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия:
-ставить и формулировать проблемы;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
-узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
-установление причинно-следственных связей.
Особенности форм работы
Основной метод:
Метод проблемного обучения, позволяющий путем создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Так как каждое из занятий имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии, учащиеся имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Формы и объем занятий:
Игровая деятельность (высшие виды игры - игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).
Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).
Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).
Формы учета знаний, умений: в процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
Структура занятий:
1.Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).
2.Знакомство с профессией, которой посвящен урок (коллективное обсуждение):
- что я знаю об этой профессии;
- что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;
- какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;
- что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг и телепередач.
3.Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией.
4.Самостоятельная оценка своих способностей (что не получилось и почему).
Календарно тематическое планирование занятий кружка « Тропинка в мир профессий»
Тематический план предусматривает занятие 1 раз в неделю (18 часов) с 10.01.22 по 30.05.22г, включая теоретические часы и практическую часть
№ | Темы занятий. | Количество часов | Сроки | |
теория | практика | |||
1 | Все профессии нужны, все профессии важны | 1 | Январь | |
2 | Я в мире профессий | 1 | Январь | |
3 | Водитель | 1 | Январь | |
4 | Дидактические и подвижные игры по ПДД | 1 | Январь | |
5 | Спасатель | 1 | Февраль | |
6 | Пассажир | 1 | Февраль | |
7 | Военнослужащий | 1 | Февраль | |
8 | Поликлиника | 1 | Март | |
9 | В поликлинике | 1 | Март | |
10 | Актер | 1 | Март | |
11 | Учитель –профессия нужная, важная, самая главная на земле. | 1 | Март | |
12 | Средства массовой связи и информации | 1 | Апрель | |
13 | Редакция газеты | 1 | Апрель | |
14 | Выпуск газеты о спорте | 1 | Апрель | |
15 | Литературное чтение о профессиях | 1 | Май | |
16 | Ключи от профессии | 1 | Май | |
17 | Остров профессий | 1 | Май | |
18 | Итоговое занятие. Награждение | Май |
Теория: 6 часов
Практика: 11 часов
Итоговое занятие: 1час
Содержание программы
1.Вводные занятия кружка
Все профессии нужны, все профессии важны |
Я в мире профессий |
2. Водитель
Водитель |
Дидактические и подвижные игры по ПДД |
Пассажир |
3.Врач, медсестра
Поликлиника |
В поликлинике |
4. Профессии массовой связи и информации
Средства массовой связи и информации |
Редакция газеты |
Выпуск газеты о спорте |
5.О разных профессиях
Актер |
Учитель –профессия нужная, важная, самая главная на земле. |
Военнослужащий |
6.Все профессии нужны!
Литературное чтение о профессиях |
Ключи от профессии |
Остров профессий |
6. Итоговое занятие. Подведение итога работы кружка и награждение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок " Экологическая тропинка"
Занятие по теме " Тигр - самая большая кошка на земле"...
Кружок "Родные тропинки"
Введение Меняются времена, эпохи, люди … Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Самое большое счастье для общества - вырастить здо...
кружок тропинка здоровья 1 класс
Рабочая программа кружка "Тропинка к здоровью" для 1 класса, расчитанная на 33 часа...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса кружок "Тропинка к своему я"
Рабочая программа курса «Тропинка к своему я» составлена на основе авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников О. В. Хухлаевой «Тропинка к своему я»: уроки психологии в ...
Рабочая программа по курсу «Кружок «Тропинка к своему Я» 4 класс
Рабочая программа по курсу «Кружок «Тропинка к своему Я» 4 класс...
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Тропинка в мир профессий» для обучающихся 1-4 классов
Курс внеурочной деятельности «Тропинка в мир профессий» предназначен для работы с учащимися 1-4 классов. Данный курс является первой ступенькой в профориентационной работе....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Тропинка в мир профессий"
Рабочая программа внеурочной деятельности по профориентации составлена с целью развития интереса к трудовой и профессиональной деятельности у младших школьников, формирования уважительного отноше...