Кружок Тропинка в мир профессий
проект

Савичева Татьяна Владимировна

Этот кружок помогает выбрать профессию.Разговор о профессиях родителей.Знакомство с новыми профессиями.Экскурсии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_tropinka_v_mir_professiy.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Проблема выбора профессий не является для младшего школьника злободневной. Специфика профориентационной работы в 1—4-м классах состоит в том, что акцент делается на развитие психологических ресурсов личности: расширение представлений о мире профессий и развитие интереса к нему, становление таких важных качеств будущего субъекта трудовой деятельности, как рефлексивные способности, умение мысленно планировать ход и предвидеть результаты работы, способность самоконтроля и самооценки.

        Поэтому начало школьного обучения — ценный период для освоения мира труда и профессий, обогащения личностного опыта. Начало школьного обучения делает учебно-познавательную деятельность ведущей, открывает возможности освоения знаний о мире профессий через печатное слово. Вместе с тем развитие представлений о профессиональной деятельности людей происходит с помощью наглядных средств, в практической деятельности и на основе ярких примеров и жизненных ситуаций.

        Вот почему важно обогащать впечатления младших школьников о мире профессий, практиковать обсуждение проблемных вопросов и создание творческих проектов, анализировать деятельность людей различных профессий.

         Программа служит для ознакомления детей младшего школьного возраста с миром профессий с помощью практико-ориентированных средств с учетом индивидуальных показателей развития обучающихся.

Цель:

формирование учебно-познавательных мотивов у учащихся начальной школы,

возможность испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации.

Формирование целостного знания, потребности в творческой деятельности

 развитие интеллектуальных и творческих возможностей ребенка.

Задачи:

расширить представление детей о мире профессий;

научить детей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии;

развивать творческие способности детей;

развивать речевую деятельность;

приобщить детей к работе со справочной и энциклопедической литературой.

Литература

Для учителя:

1.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.

2.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]. М.: Просвещение, 2011. - 25 с.

3.Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст]/ сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2010. 204 с.

4.Тисленкова. И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей [Текст] / И.А. Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. - 108 с.

5.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования[Текст]/. –М.: Просвещение, 2009. - 41 с.

6.Черемесина, В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст]/сост. В Г. Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. С. 14 - 36.

7.Арсирий В. Твоя профессия. Поле заботы нашей [Текст] / В. Арсирии. - М.. Знание 1991.

8.Семенова, Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников [Текст]/Г. Семенова // «Начальная школа». - 2007. - № 2, 5, 7.

9.Климов, Е.М. Как выбирать профессию [Текст] / Е.М. Климов. - М.: Просвещение, 9        .

10.Мир профессий: Человек - природа [Текст]. - М.: Молодая гвардия, 1985.

11.Мир профессий: Человек-человек [Текст].-М.: Молодая гвардия, 1986.

12.Мир профессий: Человек - знаковая система [Текст]. - М.: Молодая гвардия, 1988.

13.Мир профессий: Человек - техника [Текст]. - М.: Молодая гвардия, 1988.

14.Мир профессий: Человек - художественный образ [Текст]. - М.: Молодая гвардия, 1988.

15.Ермаков, Ю.М. От древних ремесел до современных технологий [Текст]/Ю.М. Ермаков. -М.: Просвещение, 1992.

16.Шорыгина, Т.А. Трудовые сказки. Беседы с детьми о труде и профессиях [Текст]/ Т.А. Шорыгина. -М.: Сфера, 2014. -80 с.

Для обучающихся:

1.Большая детская энциклопедия. - М.: ЗАО «ЕООМЭИ-ПРЕСС», 2007. -333 с.

2.Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей [Текст]. Том 1. - М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1995. -512 с.

3. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей [Текст]. Том 2. - М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994. -512 с.

4. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей [Текст]. Том 7. - М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1995. -448 с.

5.Дитрих, А. Почемучка[Текст]/А. Дитрих. - М.: Педагогика, 1990. -384 с.

6.Шорыгина, Т.А. Трудовые сказки. Беседы с детьми о труде и профессиях [Текст]/ Т.А. Шорыгина. -М.: Сфера, 2014. -80 с.

7.Шорыгина, Т.А. Беседы о профессиях. Методическое пособие[Текст]/ Т.А. Шорыгина. -М.: Сфера, 2015. -128 с.

8.Александрова, О. Профессии. Раскраска с заданиями[Текст]/О. Александрова. - М.: Махаон, 2015. -16 с.

Формируемые универсальные учебные действия

Личностные результаты:

-овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении;

-формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

-формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

Регулятивные универсальные учебные действия:

-предвосхищать результат;

-адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднении и физических препятствий;

-стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

-предлагать помощь и сотрудничество;

-определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия:

-ставить и формулировать проблемы;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

-узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;

-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;

-установление причинно-следственных связей.

Особенности форм работы

Основной метод:

Метод проблемного обучения, позволяющий путем создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Так как каждое из занятий имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии, учащиеся имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

Формы и объем занятий:

Игровая деятельность (высшие виды игры - игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).

Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).

Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).

Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).

Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).

Формы учета знаний, умений: в процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).

Структура занятий:

1.Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).

2.Знакомство с профессией, которой посвящен урок (коллективное обсуждение):

- что я знаю об этой профессии;

- что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;

- какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;

- что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг и телепередач.

3.Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией.

4.Самостоятельная оценка своих способностей (что не получилось и почему).

Календарно тематическое планирование занятий кружка « Тропинка в мир профессий»

Тематический план предусматривает занятие 1 раз в неделю (18 часов) с 10.01.22 по 30.05.22г, включая теоретические часы и практическую часть

 Темы занятий.

Количество часов

Сроки

теория

практика

1

Все профессии нужны, все профессии важны

1

Январь

2

Я в мире профессий

1

Январь

3

Водитель

1

Январь

4

Дидактические и подвижные игры по ПДД

1

Январь

5

Спасатель

1

Февраль

6

Пассажир

1

Февраль

7

Военнослужащий

1

Февраль

8

Поликлиника

1

Март

9

В поликлинике

1

Март

10

Актер

1

Март

11

Учитель –профессия нужная, важная,  самая  главная на земле.

1

Март

12

Средства массовой связи и информации

1

Апрель

13

Редакция газеты

1

Апрель

14

Выпуск газеты о спорте

1

Апрель

15

Литературное чтение о профессиях

1

Май

16

Ключи от профессии

1

Май

17

Остров профессий

1

Май

18

Итоговое занятие. Награждение

Май

Теория: 6 часов

Практика: 11 часов

Итоговое занятие: 1час

Содержание программы

1.Вводные занятия кружка

Все профессии нужны, все профессии важны

Я в мире профессий

2. Водитель

Водитель

Дидактические и подвижные игры по ПДД

Пассажир

3.Врач, медсестра

Поликлиника

В поликлинике

4. Профессии массовой связи и информации

Средства массовой связи и информации

Редакция газеты

Выпуск газеты о спорте

5.О разных профессиях

Актер

Учитель –профессия нужная, важная,  самая  главная на земле.

Военнослужащий

6.Все профессии нужны!

Литературное чтение о профессиях

Ключи от профессии

Остров профессий

6. Итоговое занятие.  Подведение итога работы кружка и награждение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок " Экологическая тропинка"

Занятие по теме " Тигр - самая большая кошка на земле"...

Кружок "Родные тропинки"

Введение     Меняются времена, эпохи, люди … Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Самое большое счастье для общества -  вырастить здо...

кружок тропинка здоровья 1 класс

Рабочая программа кружка "Тропинка к здоровью" для 1 класса, расчитанная на 33 часа...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса кружок "Тропинка к своему я"

Рабочая программа курса «Тропинка к своему я» составлена на основе авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников О. В. Хухлаевой «Тропинка к своему я»: уроки психологии в ...

Рабочая программа по курсу «Кружок «Тропинка к своему Я» 4 класс

Рабочая программа по курсу «Кружок «Тропинка к своему Я» 4 класс...

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Тропинка в мир профессий» для обучающихся 1-4 классов

Курс внеурочной деятельности «Тропинка в мир профессий» предназначен для работы с учащимися 1-4 классов. Данный курс является первой ступенькой в профориентационной работе....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Тропинка в мир профессий"

Рабочая программа внеурочной деятельности по профориентации составлена с целью развития интереса к трудовой и профессиональной деятельности у младших школьников, формирования уважительного отноше...