Кружок "Родные тропинки"
учебно-методический материал (3 класс) на тему
Введение
Меняются времена, эпохи, люди … Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Самое большое счастье для общества - вырастить здоровых и нравственно воспитанных детей.
Воспитание в школе, направленное на развитие всех детей, должно быть построено так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка исходя из неповторимости его индивидуальности.
В последние годы особенно неуклонно возрастает роль краеведения.
Краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_rodnye_tropinki.doc | 145.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа
«Родные тропинки»
Возраст: 8 -10лет
Срок реализации программы: 1год
Учитель начальных классов: Толстопятова С.Ю.
«Детство – каждодневное открытие мира,
и поэтому надо сделать так, чтобы оно
стало, прежде всего, познанием человека
и Отечества, их красоты и величия».
В. А. Сухомлинский
Введение
Меняются времена, эпохи, люди … Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Самое большое счастье для общества - вырастить здоровых и нравственно воспитанных детей.
Воспитание в школе, направленное на развитие всех детей, должно быть построено так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка исходя из неповторимости его индивидуальности.
В последние годы особенно неуклонно возрастает роль краеведения.
Краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания.
Пояснительная записка
Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира.
Наше время характеризуется утратой традиционного российского патриотизма, снижением воспитательного воздействия культуры и образования, широким распространением таких негативных качеств, как индивидуализм, агрессивность, эгоизм, равнодушие... Именно сейчас особенно необходимо и важно воспитывать в молодежи такие качества, как гражданственность, трудолюбие, любовь к Родине и окружающей природе, семье - все то, что является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе «Об образовании» Российской Федерации.
Программа призвана свести и породнить родные художественные представления и познания школьников: живое слово, звуки, краски, формы. Обучающиеся являются свидетелями и участниками художественного события. Слова учителя и обращенные к детям тексты, стихи, рассказы переводятся на язык реальных звуков, красок, форм, движений. Окружающий мир и близкое детям реальное окружение в ходе занятий разворачиваются разными сторонами: богатством и разнообразием связей с материальными и духовными потребностями людей.
Главной целью занятий является – раскрытие способностей каждого ученика с ОВЗ.
Изучив ряд методических пособий и литературу по краеведению, было обнаружено, что подобных программ крайне мало, и они чаще носят только информационный характер.
Концепция программы
В процессе занятий корригируются все психические процессы, идёт развитие межполушарного взаимодействия, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.
Досуговая деятельность способствует приобщению к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.
Актуальность
Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки обучающихся, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества с опорой на краеведческий материал.
У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для дальнейшего обучения.
Происходит ориентация на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.
Особенности программы
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность.
Программа “Родные тропинки” призвана соединить разные виды художественной деятельности, представленной в нашем регионе — музыки, изобразительного искусства, родного языка, литературы, художественного труда как результат проектной деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность - это совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Она способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности. В процессе работы над проектом дети приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни.
Цель
формирование творческих способностей обучащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий творческой самореализации личности, через ознакомление с историей, природой и культурой родного края.
Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего его макромира; в привычном окружении открывает новые стороны; учится грамотно взаимодействовать с макромиром. В процессе изучения краеведения решаются следующие задачи:
Задачи:
Обучающие:
- развивать стремление к углублению знаний;
- формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
- развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий;
- развивать индивидуальные способности уч-ся.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к труду;
- формировать чувство коллективизма и гражданственности;
- воспитывать чувство патриотизма, любви к своей большой и малой Родине, любви к народным традициям;
- воспитывать нравственные качества детей (взаимопомощь, добросовестность, честность);
- формировать чувство самоконтроля.
- воспитывать аккуратность, культуру поведения;
- формировать умение видеть красоту посредством демонстрации и изготовления изделий декоративно-прикладного творчества.
Развивающие:
- развитие логического мышления, речи, памяти;
- развивать творческие задатки обучающихся, мелкую моторику пальцев рук;
- развивать личностное самообразование, активность, самостоятельность;
- развивать познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству;
- создавать условия для социального, профессионального самоопределения обучающихся.
Назначение программы
Программа краткосрочного курса рассчитана на один год обучения.
Система занятий рассчитана на 1 учебный год (68 занятий по 2 учебных часа в неделю).
Для реализации данной цели в планы занятий мы включили материал по краеведению. Учитывая психологические особенности детей, цели и задачи содержания учебного материала, стараемся применять разнообразные методы и приемы обучения.
Содержание программы строится на основе общих педагогических принципов:
- Доступность.
Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- Непрерывность.
На нынешнем этапе специальное образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего социально значимого багажа и совершенствованию нравственных чувств.
- Целостность.
Использование этого принципа позволяет вести работа по формированию у школьников целостного понимания современной проблемы нравственно-патриотического воспитания и служит одним из существенных условий интеграции знаний о нравственности и патриотизме.
- Системность
Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений нравственно-патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о нравственно-патриотических чувствах в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
- Преемственность
Нравственно-патриотическое воспитание учащихся в начальной школе продолжается как в среднем, так и в старшем звене.
- Стимулирование активность
Важным этапом нравственно-патриотического воспитания детей является их проектная деятельность, имеющая духовно - нравственную направленность. Она обеспечивает практическое применение полученных знаний, укрепляет субъективные позиции ребенка в разных видах деятельности, не ограничиваясь знаниями, которые получили ранее. Может сложиться ситуация, в которой ребенок проявит свои личностные позиции субъекта деятельности только в труде. Но и другие виды деятельности, (например: поход в библиотеку, краеведческий музей, общение с близкими людьми, различные виды художественной деятельности), не в меньшей степени развивают духовно - нравственно и патриотические чувства, гуманные действия по отношению к родному человеку, селу, природе, обществу, краю.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
- Объяснительно-иллюстративный
Предъявление информации учителем: дети воспроизводят, осознают знания, по возможности запоминают произвольно;
- Репродуктивный
Воспроизведение знаний и способов действий по образцу, актуализация знаний: дети произвольно и непроизвольно запоминают, учитель руководит и контролирует выполнение заданий;
- Исследовательский
По возможности самостоятельное рассмотрение задачи, осмысление условий задачи, планирование исследования, самоконтроль и его завершение, непроизвольное запоминание, воспроизведение и мотивирование результата;
- Частично-поисковый
Восприятие, осмысление, актуализация, самостоятельное решение части задачи, самоконтроль, проверка результатов, непроизвольное запоминание, воспроизведение хода решения, учитель ставит проблему и корректирует пути решения задачи;
- Конструктивный
Применение знаний в знакомой ситуации.
- Метод творческих заданий
Применение знаний в измененной и новой ситуации.
Формы проведения занятий разнообразны: вводное, традиционное, практическое, занятие ознакомления, усвоения, применения на практике полученных знаний, повторения, обобщения и контроля полученных знаний.
Особое внимание будет уделяться соблюдению учащимися правил безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены.
В работе кружка широко используются практические методы обучения: упражнения в плетении, моделирование (пооперационные карты), игровой метод.
Данную деятельность можно представить в виде «триады»:
ученик
учитель социум
Все ученики, входящие в кружок, обладают разными потенциальными способностями. Наша задача – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности.
У каждого ребёнка свой уровень способностей и возможностей, знаний и умений. Мы постараемся создать такие условия, чтобы обучающиеся любого уровня подготовки и развития чувствовали себя свободной личностью, а руководитель – помощник и проводник на сложном пути постижения мастерства.
Индивидуальный подход в работе создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ученика. Ученикам всегда дается возможность выбора задания на практике по силам, часто используется помощь сверстников, что сплачивает коллектив.
Из словесных методов применяется рассказ руководителя и рассказы детей, беседы, диалоги, пояснения педагогической оценки.
Стимулирование и мотивация:
- наглядность (иллюстрации, видеозаписи, фотографии, экскурсии);
- индукция (проблемные ситуации, ситуация новизны, активизирующая познавательный процесс);
- витагенное обучение (опора на жизненный опыт обучающегося);
- дискуссии (в процессе обсуждения и спора возникает интерес к данному виду деятельности);
- эмоциональность (яркость, занимательность примеров, опытов, фактов, создание эффекта удивления, переживания, присутствие чувства юмора);
- рефлексия анализа (обсуждение результатов, поощрения и выявления ошибок);
- предъявление учебных требований;
- авансированный успех ( индивидуальный).
Занятия практические и теоретические как социально - организованные методы обучения:
- наблюдение;
- рассматривание готовых изделий, на занятиях кружка;
- показ образца;
- показ способа выполнения работы (или другого действия) и другие.
Социализация, как приобретение социального опыта через совместное творчество.
Проблемно – поисковый метод:
- создание проблемных ситуаций, требующие новых знаний, поисков, решений (кроссворды, загадки и т.д.);
- самостоятельная работа;
- экспериментальные занятия по созданию новых идей.
Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя донести детям знания, помочь освоить специальные умения и навыки, развить внимание, мышление, творческое воображение.
Календарно-тематическое планирование курса
№ п/п | Тема. Название мероприятия | Часы | Дата проведе-ния | Форма и методы работы | Дидактический материал | |||
Всего | Тео-рия | Практика | ||||||
1 | Введение. Обсуждение плана работы на год. | 1 | 1 | - | Беседа | |||
2 | Правила ТБ во время занятий. Как жили наши прабабушки и прадедушки | 1 | 1 | - | Инструктаж по ТБ, с колющими и режущими предметами на занятиях кружка. Беседа. Презентация | Таблицы по ТБ. | ||
3 | "Восенушка- осень- сноп последний косим" | 1 | 1 | - | Литературно – информационный час. Знакомство с малыми фольклорными формами - загадками | Иллюстрации и музейные экспонаты к загадкам | ||
4 | “Двор, что город, изба, что терем”. | 1 | - | 1 | Беседа. Показ. Пр. р. Выставка работ. | Мастерская художника Развивающая игра «Подбери орнамент» | ||
5 | “Хлеб- всему голова” | 1 | 1 | - | Беседа. Пр.р. Приготовление муки в ступке. | Технологическая карта | ||
6 | “Октябрь- грязник ни колеса, ни полозья не любит”. | 1 | - | 1 | Экскурсия | |||
7 | “К худой голове своего ума не приставишь”. | 1 | 1 | - | Беседа - обсуждение | Библиотечные и Интернет ресурсы | ||
8 | “Без хозяина земля- круглая сирота”. | 1 | - | 1 | Беседа – обсуждение Пр. р.Заполнение «Маршрутных листов» | Карта маршрута | ||
9 | “Бавушки- деткам игрушки”. | 1 | 1 | - | Беседа Презентация | Презентация | ||
10 | “ Синичкин день”. | 1 | - | 1 | Пр.р. Изготовление кормушек. Беседа | Инструменты для изготовления кормушки | ||
11 | Операция «Поиск» | 1 | - | 1 | Беседа Пр.р. Работа в школьной библиотеке по сбору информации по теме проекта | Библиотечные и Интернет ресурсы | ||
12 | “Готовь сани летом, а телегу зимой”. | 1 | - | 1 | Беседа. Изображение загадок и пословиц о зиме в рисунках | Иллюстрации и музейные экспонаты к загадкам | ||
13 | “Чудо-чудное, диво-дивное – Золотая Хохлома”. | 1 | - | 1 | Беседа. Показ. Пр. р. Выставка работ | Мастерская художника Развивающая игра «Подбери орнамент» | ||
14 | “Зима не лето- в шубу одето”. | 1 | - | 1 | Пр. р. Защита проекта | |||
15 | Час загадок «Зима» | 1 | - | 1 | Литературно – информационный час | Иллюстрации и музейные экспонаты к загадкам | ||
16 | “Светит, да не греет” | 1 | - | 1 | Экскурсия | |||
17 | “Снегурочка- внучка Деда Мороза “. | 1 | - | 1 | Беседа – обсуждение Пр. р. Заполнение «Маршрутных листов» Где живет Дед Мороз и Снегурочка? | Маршрутные листы | ||
18 | Пришла коляда на кануне Рождества”. | 1 | 1 | - | Беседа Показ, инсценирование праздника | Презентация | ||
19 | В гости к мастеру “Зимние узоры”. | 1 | - | 1 | Выполнение и выставка работ | Мастерская художника Развивающая игра «Подбери орнамент» | ||
20 | Православный праздник. "Крещение" | 1 | 1 | - | Беседа Показ, инсценирование праздника | Презентация | ||
21 | «Сочиняем сказку» | 1 | - | 1 | Пр.р. Составление текста о рубашке, с применением детских работ (заранее окрашенных шаблонов )в качестве иллюстраций Беседа Обсуждение | Шаблоны (образец учителя) | ||
22 | «Я - докладчик» | 1 | - | 1 | Пр.р.Защита проекта | |||
23 | Обсуждение темы проекта «Вечно радуют кого – то, наших прадедов работы» | 1 | - | 1 | Беседа – обсуждение Пр. р.Заполнение «Маршрутных листов» | Маршрутные листы. Образец учителя | ||
24 | «Вот она корзинка» | 1 | 1 | - | Информационная беседа | Презентация | ||
25 | «История одного прутика» | 1 | 1 | - | Показ | Презентация Образец учителя | ||
26 | "Сердце матери лучше солнца греет”. | 1 | - | 1 | Праздничный концерт | Детские сочинения | ||
27 | “Масленица-Прасковейка, встречаем тебя хорошенько”. | 1 | - | 1 | Беседа Пр.р. Работа в школьной библиотеке по сбору информации по теме проекта | Библиотечные и Интернет ресурсы | ||
28 | «Весёлые мастера» “Поэзия народного костюма”. | 1 | - | 1 | Беседа Показ Пр.р.Выполнение изделия (народный костюм) | Образец учителя | ||
29 | «Я - докладчик» ”Грач на горе- весна на дворе”. | 1 | - | 1 | Пр.р. Защита проекта | |||
30 | “Шутку шутить- народ смешить”. | 1 | - | 1 | Беседа – обсуждение Пр. р.Заполнение «Маршрутных листов» | Маршрутные листы. Образец учителя | ||
31 | “Синие потолочины золотыми гвоздями приколочены”. | 1 | - | 1 | Беседа Показ | Презентация | ||
32 | “Человек без Родины, что соловей без песни”. | 1 | - | 1 | Беседа Пр. р. Изобразить красоту Родины в пейзаже | Образец учителя | ||
33 | Православный праздник. "Пасха" | 1 | - | 1 | Беседа. Изготовление поделок. "Пасхальное яйцо" | Образец учителя | ||
34 | “Не просит ремесло хлеба, а само кормит”. | 1 | - | 1 | Фото экскурсия | |||
35 | “Красная горка”. | 1 | - | 1 | Беседа Пр.р. Работа в школьной библиотеке по сбору информации по теме проекта | Библиотечные и Интернет ресурсы | ||
36 | “Не надобен клад, коли в семье лад”. | 1 | - | 1 | Беседа Показ Пр.р. Подбор к имеющимся детским рисункам о семье стихов известных поэтов - классиков | Рисунки, стихи |
Техническое оснащение занятий и дидактический материал
1. Магнитофон
2. СД диски
3. ДВД диски
4.Компьютер
5. Ножницы
6. Бумага разной фактуры и цвета
7. Ткань разной фактуры и цвета
8.Простые карандаши
9. Цветные карандаши
10 Краски
11. Клей
Дидактические материалы.
- Образцы готовых работ.
- Подборка рисунков и иллюстраций.
- Пооперационные карты.
- Инструкции по ТБ
Ожидаемые результаты
- повысится уровень знаний детей о природе родного края;
- сформируется умение правильно взаимодействовать с окружающей средой;
- появиться эмоционально–положительное отношение к малой родине, к культуре и народу родного края.
- сформируется желание действия, помощи, искоренение безразличного созерцания
Механизм контроля реализации дополнительной образовательной программы «Родничок»
Кружковые занятия – особые занятия. На них учитель близок к ученику. Он стремится любую работу сделать максимально индивидуальной. Но, а если из занятия в занятия учитель пробуждает мысль у детей, создает условия для творчества, если дети с нетерпением ждут занятия, и на них нет равнодушных и скучающих глаз, значит, можно сказать: «Усилия педагога потрачены не напрасно».
«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки».
Д. С. Лихачев
АНКЕТА
« Я все смогу»
Ф.И.О. ___________________________________________________________
Название кружка _________________________________________________
Руководители: ___________________________________________________
№ п/п | Утверждение | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Мое участие в жизни кружка. | ||||
2 | Мое поведение | ||||
3 | Мое отношение к кружковцам. | ||||
4 | Мое участие в мероприятиях. | ||||
5 | Мое полезное дело. | ||||
6 | Приносит ли пользу мое посещение кружка? | ||||
7 | Изменился ли я, посещая кружок? |
- а) я стал активнее.
б) я с удовольствием посещаю кружок.
в) мне не все равно, чем занимаются мои сверстники.
- а) я стал дисциплинированным.
б) я не бегаю по зданию.
в) я хочу быть лучше.
- а) я постоянно сорюсь со всеми.
б) я дружу с девочками и мальчиками.
в) я ни с кем не общаюсь.
- а) мне хочется быть полезным.
б) я помогаю пожилым людям.
в) я не хочу ничего делать.
- а) я рад ходить и заниматься в кружках.
б) я стал хорошо учиться.
в) я могу все.
- а) я стал дисциплинированным.
б) я не бегаю по зданию.
в) я хочу быть лучше.
- а) я изменился в чем?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Тропами любопытной Варвары»
Проект программы экологического кружка ...
Экскурсия По экологической тропе
Урок-экскурсия " По экологической тропе"Цели: развивать наблюдательность, умения целенаправленно использовать содержательный план наблюдений; обогатить учащихся предметными знаниями о признаках лета с...
Практикум по русскому языку "По дорогам и тропам языка"
Практикум по русскому языку "По дорогам и тропам языка"...
Экологическая тропа
Путешествие по тропе осенью...
" Там, на неведомых тропинках..."
Сценарий внеклассного мероприятия...
Математический праздник «Математики тропинки одолеем без запинки»
Математический праздник для детей 1 класса....
Проект "По тропе познания и здоровья"
Данный проект является победителем Регионального конкура "Шагни за горизонт" (получил грант 300тыс.рублей) Напрвлен на укрепление здоровья детей ....