Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Тропинка в мир профессий» для обучающихся 1-4 классов
рабочая программа (2 класс)

Дзюбак Наталья Николаевна

Курс внеурочной деятельности «Тропинка в мир профессий» предназначен для работы с учащимися 1-4 классов. Данный курс является первой ступенькой в профориентационной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tropinka_v_mir_professiy.docx78.34 КБ

Предварительный просмотр:

                              Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                    «Гальбштадтская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета.

Протокол от 25.08.2023г № 1

УТВЕРЖДЕНО

приказом   директора

МБОУ Гальбштадтская СОШ»

от 25.08.2023 г. № 165

Рабочая программа

учебного курса внеурочной деятельности

 «Тропинка в мир профессий»

для обучающихся 1-4 классов

Кусак,‌ 2023‌

Пояснительная записка

                  Курс внеурочной деятельности «Тропинка в мир профессий» предназначен для работы с учащимися 1-4 классов. Данный курс является первой ступенькой в профориентационной работе.

                    Цель курса:  формирование представлений обучающихся о разнообразии профессий и значимости труда в жизни человека.

                    Задачи курса:

Образовательные

  • расширить знания детей о мире профессий.

Развивающие

  • развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у младших школьников;
  • способствовать формированию уважительного отношения к людям разных профессий и результатам их труда;
  • способствовать развитию интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка.

Воспитательные

  • способствовать формированию нравственных качеств: доброты, взаимовыручки, внимательности, справедливости.

                  Место курса внеурочной деятельности в учебном плане:

             На реализацию  рабочей программы курса « Тропинка в мир профессий» в 1-м классе отводится 33  часа (1 час в неделю), во 2-4 классах – по 34 часа в год (1 час в неделю). Общий объём составляет 135 часов.

                 Формы проведения занятий:

  • Классные часы и беседы о профессиях.
  • Конкурсы рисунков.
  • Экскурсии.
  • Игры-викторины.
  • Встречи с людьми разных профессий.
  • Описание профессий.
  • Составление профессионального портрета семьи. Трудовые династии.
  • Творческая работа

    Методы и средства обучения:

  • поисковая деятельность,
  • информационно-коммуникационные технологии,
  • технология педагогических мастерских,
  • здоровье сберегающие технологии,
  • игровые технологии, компьютерные технологии,
  • проектные технологии.

Взаимосвязь с программой воспитания

  • использование воспитательных возможностей содержания учебного курса внеурочной деятельности «Тропинка в мир профессий» для формирования у обучающихся традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
  • выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания;
  • привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на занятиях явлений, организацию их работы с получаемой на занятии социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
  • демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
  • применение на уроках интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
  • инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения

Содержание рабочей программы

 

1 класс  (33 часа)

 

Все работы хороши (2 ч.). Занятия с элементами игры.

Введение в тему. Стихи о профессиях. Работа с карточками (конкурс состоит в составлении целой из разрезанной на части картинки). Конкурс маляров. Игра «Кто потерял свой инструмент», конкурс «Найди лишнее», игра «Таинственное слово» (расшифровка слов баркы (рыбак), ртомас (матрос), явше (швея).Игра отгадай пословицы (Без охоты..(нет рыбока), без дела жить -…(только небо коптить).Викторина «Угадай профессию» кто пашет, сеет, хлеб убирает (хлебороб), кто лекарство отпускает (аптекарь), кто дома строит (строитель).

Кому что нужно(2 ч.). Дидактическая игра.

Вводное слово  учителя. Определение правила игры. Подбираются картинки и предметы соответствующих профессий. Например: строитель-мастерок, врач-градусник, повар-кастрюля и т.д.

Оденем куклу на работу (2ч.). Дидактическая игра.

Оборудование: изображение рабочей одежды, изображение кукол. Подобрать к каждой картинке одежду и назвать соответствующую профессию (строитель, милиционер, врач, пожарник, продавец).

Идём на работу - дидактические игры. Разложены круги, в середине которых нарисованы люди разных профессий, относительно с изображением инструментов. Необходимо выбрать картинку, подходящую для работы.

Мы строители (2ч.). Занятие с элементами игры.

Организационный момент. Игра. Построение дома, башни из геометрических фигур, конструктора. Физкультминутка. Просмотр м/ф. Игра со счётными палочками. Строим модель грузовика из спичечных коробков. Итог. Что нужно знать, чтобы стать строителем. Какую пользу приносят наши знания.

 Магазин (2ч.). Ролевая игра.

Мы идем в магазин (2ч.). Беседа с игровыми элементами.

Организационный момент. Актуализация опорных знаний. Вопросы, какие бывают магазины? Кто работает в магазине? Формирование  новых знаний. Анализ стихотворений. Игра «Вставьте буквы, и вы узнаете, кто работает в магазине». Заведующая, продавец, товаровед, охранник, администратор. Оценка: вежливый, грубый продавец. Итог: как называется профессия людей работающих в магазине?                                                             

Аптека (2ч.). Ролевая игра.

Организационный момент. Игра.  Построение из геометрических фигур здания аптеки. Физкультминутка. Просмотр м/ф. Игра со счётными палочками. Строим модель грузовика из спичечных коробков. Итог. Что нужно знать, чтобы стать строителем. Какую пользу приносят наши знания.

Больница (2ч.). Ролевая игра

Организационный момент. Игра (детский набор «Доктор»). Физкультминутка. Просмотр м/ф. Игра со счётными палочками. Строим модель скорой помощи. Итог. Что нужно знать, чтобы стать доктором. Какую пользу приносят наши знания.

Какие бывают профессии (2 ч.). Игровой час.

Организационный момент. Актуализация опорных знаний. Подбор рифмовок в стихотворении. Рассказ о мире профессий. Игра: «Закончи пословицу…» (например, «Без труда.. ( не вытянуть рыбку из пруда»). Загадки о профессиях. Кроссворд о профессиях. Итог: о каких профессиях мы сегодня узнали?

С.Михалков «Дядя Степа-милиционер» (2ч.). Чтение.

Чтение текста. Словарная работа: милиционер, профессия..Обсуждение прочитанного. Ответы на вопросы.

С.Михалков «Дядя Степа-милиционер» (3 ч.). Видеоурок.

Просмотр м/ф по произведению С.Михалков «Дядя Степа-милиционер». Обсуждение поступков главных героев. Как бы ты поступил ты в данной ситуациях. Словарная работа.

В.Маяковский «Кем быть?» (2ч.) Чтение текста.

Чтение по ролям. Обсуждение текста. Словарные работы: столяр, плотник, рубанок, инженер, доктор, конструктор, шофер.

К.Чуковский «Доктор Айболит» (2ч.)

Игра-демонстрация, викторина.

Уход за цветами. (2ч.). Практическое занятие.

Профессия «Повар»(2ч.). Экскурсия.

Вступительное слово учителя. Презентация профессий. Знакомство со столовой школы. Знакомство с профессией повар. Встреча с людьми, работниками в школьной столовой.

Поварята. (2ч). Конкурс-игра.

2 класс (34 часа)

 

Мастерская удивительных профессий (2ч.). Дидактическая игра.

Карточки (желтые, синие, красные; по 5 в каждой - 4 с рисунком, 1 без рисунка и 4 картонных круга - тех же цветов).

Изображения  рабочая одежда из выбранных карточек, средства  труда, место работы. Определить профессии, результат труда человека.

 Разные дома (2ч.). Практическое занятие.

Использование настольного конструктора «Строитель». Разбить детей на несколько групп. Выполнить следующее задание: из кубиков построить дома. Игра-соревнование со строительными игровыми материалами. Конструирование из настольного конструктора. Итог, награждение.

 Дачный домик (2ч.). Практическое занятие.

Подобрать цветную бумагу (крышу, стены, труба, крыльцо). Выложить аппликацию из цветной бумаги и картона. Итог, выявить лучших участников, награждение.

 Моя профессия (2ч.). Игра-викторина.

Дидактическая игра: «Доскажи словечко», загадки. Игра: «Волшебный мешок» (определить на ощупь инструменты). Итог.

 Профессия «Врач» (3ч.). Дидактическая игра.

«Назови профессии»,  «Кто трудится в больнице». Работа с карточками.

Больница (2 ч.). Сюжетно-ролевая игра.

Доктор «Айболит»(2ч.). Игра

«Кто нас лечит» (2ч.). Экскурсия в кабинет врача.

Место, нахождение кабинета врача. Знакомство с основным оборудованием врача. Для чего нужны лекарства. Итог.

«Добрый доктор Айболит» (2ч.).

«Парикмахерская» (3ч.). Сюжетно-ролевая игра.

Разгадывание загадок о предметах труда парикмахера. Игра с детским игровым набором «Парикмахер». Какие бывают парикмахеры.

«Все работы хороши – выбирай на вкус!»  (2ч.). Игры.

Постановка и обсуждение проблемных вопросов. Понятие «работа», «трудолюбие». Игра: «Быстро назови». Например: лекарство (врач), машина (шофер). Конкурс «мастерицы». Итог: мультимедиа - люди разных профессий.

Д. Дж. Родари  «Чем пахнут ремесла» (2 ч.). Инсценировка.

Профессия «Строитель»(2ч.). Дидактическая игра.

Дидактическая игра: «Что кому нужно для работы на стройке?». Карточки с изображением предметов, орудий труда. Определить названия профессий. Например: штукатур-мастерок, машина-шофер.

Строительный поединок (2ч.). Игра-соревнование.

Разбить детей на несколько команд. Одна группа строит дома из спичек, другая из спичных коробков. Кто быстрее. Подведение итогов. Награждение команд.

Путешествие в пекарню  (3 ч.). Экскурсия.

Знакомство с профессией пекаря, с пекарней. Кто работает в пекарне? Мастер-классы.

«Где работать мне тогда? Чем мне заниматься?» (1 ч.)

Классный час.

Введение в тему. Основная часть. Инсценировка стихотворения Александра Кравченко «Честный ответ». Понятие о работах, профессиях. Словарная работа (профессия, специальность, классификация). Мультимедиа (изображение профессий: мастер, штукатур, сантехник, каменщик, крановщик). Чтение стихов: Г. Машин «Крановщик», С. Баруздин «Плотник», «Архитектор». Итог.

 

3 класс (34 часа)

 

Что такое профессия (2ч.). Игровая программа.

Вводное слово о профессиях. Речь труда в жизни человека. Работа с пословицами (например, «Труд кормит человека, а лень портит..»). Закончить пословицу: «Кто не работает, …… (тот не ест). Стихотворения о профессиях. Загадка про предметы, которые используют люди разных профессий. Угадать профессии по первой букве. По пословице угадать профессию (например: «Куй железо, пока горячо» (кузнец).

 У кого мастерок, у кого молоток (2ч.). Беседа с элементами игры.

Вводное слово. История происхождения орудия труда. Знакомство с понятием «инструмента». Дидактическая игра: «Назови инструмент» (на кухне - например, чайник, кастрюля, сковорода). Инструменты для ремонта (молоток, напильник, плоскогубцы). Игра: «Черный ящик». Дидактическая игра: подбери нужный инструмент к профессии. Итог. Разгадывание кроссворд об инструментах.

Истоки трудолюбия (2ч.). Игровой час.

Вводное слово. О чем будем говорить. Загадки. Игра-конкурс: «Кто больше назовет профессий». Дидактическая игра: «Расскажи о профессии». Игра со словами: «Что будет, если….». Например, что будет, если повара перестанут готовить? Что будет, если врачи перестанут лечить? Физкультминутка. Игра: «Правильно дорисуй».

Домашний помощник (2ч.). Игра-конкурс.

Введение в игру. Конкурс «Кто каким делом занят». Дидактическая игра: «Кто чем занимается». Работа с картинками. Конкурс «Стихотворение». Сказки о том, как опасна лень (В. Пахнов). Инсценировки. Конкурс смекалистых. Конкурс: «Очумелые ручки». Конкурс-эстафета: «Кто быстрее забьёт гвоздь».

Мир профессий (2ч.). Викторина.

Разминка. Конкурс «Профсловарь». Конкурс болельщиков. Вопросы о профессиях.

Загадки о профессиях.

Конкурс платков. Конкурс письмо другу (друг просит дать совет по выбору профессии). Конкурс «Отгадай кроссворд», конкурс пословиц о профессиях.

Игра «Эрудит» (угадать профессию по первой букве). Например: п (пилот), в (врач). Итог награждение лучших игроков.

Угадай профессию (2ч.). Занятие с элементами игры.

Вводное слово о профессиях. Дидактическая игра назови профессию, например: хлеб-хлебороб, одежда-портной. Чёрный ящик (определить на ощупь инструменты). Конкурс художников. Подведение итогов.

Какие бывают профессии (2ч.). Занятие с элементами игры.

Вступительное слово о профессиях. Стихи о профессиях. Пословицы о профессиях. Конкурс угадай профессию. Просмотр мультфильмов о строительных профессиях (столяр, плотник, сварщик). Рассказ по кругу. Придумать по 1 предложению о профессии. Конкурс архитекторов. Из одинакового числа геометрических фигур составить: дом, машинку и т.д. Итог.

Куда уходят поезда (2ч.). Занятие с элементами игры.

Вступительное слово. Просмотр мультимедиа о железнодорожном транспорте. Викторина об истории возникновения паровозов. Игра: «Что изменилось». Загадки о видах транспорта. Ролевая игра: «Проводник», «Машинист». Итог. Что нового мы сегодня узнали.

Моя профессия (2ч). КВН.

Представление команд. Визитная карточка (портные, модельеры). Разминка (назвать инструменты портных, виды одежды, пословицы). Конкурс капитанов. Разрисовщики тканей. Демонстрация моделей. Конкурс подарков. Итог. Награждение команд.

Наши друзья  - книги (2ч.). Беседа с элементами игры. Экскурсия в сельскую библиотеку.

Вступительное слово. Загадки о книгах. История происхождения книги. Папирус, береста, бумага. Изготовление современных книг. Знакомство с профессиями людей, которые создают книги (наборщик, печатник, переплетчик).

 Откуда сахар пришел (2ч.). Беседа.

Вводное слово. Просмотр фильма. Обсуждение  растений,  из которых получают сахар. Обработка свеклы. Загадки о сахаре. Игра: «Назови профессию» (агроном, тракторист, шофер, химик, сахарный завод). Игра от А до Я (назвать профессии на все буквы алфавита).

«Турнир профессионалов» (2ч.). Конкурс-игра.

Представление команд. Приветствие. Азбука профессий (по букве определить профессию, например А-агроном, Б - бизнесмен). Конкурс «Кинокомедия» (вставить название фильмов). Игра «Третий лишний» (программист, закройщик, компьютерщик). Конкурс пантомимы (изобразить профессию). Подведение итогов.

 Все профессии нужны, все профессии важны (3ч.). Устный журнал.

Вводное слово: страница информационная (данные о профессиях). Поэтическая (чтение стихов Д. Родари «Чем пахнут ремесла», Маяковский «Кем быть?») Художественная (просмотр мультимедиа о людях разных профессий). Игра. Дискуссия  «Объясните пословицу: «Всякая вещь трудом создана».

 Стройка  (2ч.). Экскурсия.

Вводное слово. Инструктаж по ТБ. Выбор Знакомство со строительными объектом. Виды строительных профессий. Итог. Рисунки, сочинения о профессии. Знакомство со словами: бульдозер, экскаватор, подъемный кран и т. д.

Операция «Трудовой десант» (1ч.). Практикум.

Вводное слово. Создание двух бригад. Распределение участков между бригадами. Назначение ответственных. Техника безопасности. Выполнение работы по уборке территории. Подведение итогов. Поощрение.

 Уход за цветами (2ч.). Практика.

 Кулинарный поединок (2ч.). Шоу-программа.

Открытие. Представление команд. Команды: «Веселые поварята», «Чудо-повара». Конкурс-эстафета «Варим борщ» (собрать набор продуктов, кто быстрее). Конкурс: «А знаете ли вы?», «Сладкоежки», «Украсим торт», «Что в мешке». Конкурс-эстафета (надеть фартук, кто быстрее нарежет овощи и т.д.). Итоги конкурса, награждения команд.

 

4 класс (34 часа)

Любимое дело мое - счастье в будущем (2ч.). Классный час, презентация.

Организационный момент. Психологическая игра в круге. Инсценировка стихотворения С. Михалкова «Дело было вечером». Презентации. Швейное, строительное, газетное дело. Задание: установить порядок постройки дома, установить порядок создание газеты. Подведение итогов.

 По дорогам идут машины (2ч.). Беседа-тренинг.

История возникновения профессии шофёра. Загадки о профессии шофёр. Игра «Кто самый внимательный». Игра «Неуловимый шторм». Игра «Какой это знак». Ролевая игра - драматизация «Улица».

 Все работы хороши (2ч.). Игра-конкурс.

Введение в тему. Стихи о профессиях. Дидактическая игра, расшифровка слова. Конкурс строителей. Составить из разрезанных картинок рисунок дома. Игра «Кто потерял свой инструмент». Викторина: «Угадай профессию», конкурс «Найди лишнее». Итог игры. Награждение участников.

О профессии продавца (2 ч.). Занятие с элементами игры.

Вступительное слово. Знакомство с профессией продавец. Игра: «Умей промолчать». Разыгрывание ситуации: «Грубый продавец», «вежливый покупатель». Игра «магазин».

 О профессии библиотекаря (2ч.). Беседа с элементами игры.

Вступительное слово. Рассказ о профессии библиотекаря. Игра: «Угадай, какая книжка». Игровая ситуация: «Читатель-библиотекарь». Оценка работы библиотекаря.

Праздник в Городе Мастеров (2ч.). КВН.

Представлены 2 команды: «Девицы-мастерицы», «Веселые умельцы». Приветствие команд. Вопросы из шкатулки (разминка). Конкурс: «Самый трудолюбивый», конкурс: «Видеоклип», конкурс: «Проворные мотальщики», конкурс: «Частушечный», конкурс: «Капитанов». Домашнее задание - сценки о профессиях. Подведение итогов, награждение.

Работники издательства типографии (2ч.). Сюжетно-ролевая игра.

Организационный момент. Актуализация опорных знаний (разгадывание ребуса). Сюжетно-ролевая игра «Редакция газеты». Задание 1 -штат редакции (корреспондент, фотограф, художник, наборщик). Задание 2 – «Вы – редакторы» (отредактировать текст). Задание 3 – «Вы – журналисты» (написать текст). Задание 4 – «Вы – художники» (выполнение иллюстрации). Итог: люди каких специальностей работают над созданием газеты.

 Как проходят вести (2ч.). Экскурсия на почту.

Вступление. Знакомство с профессией почтальона. Из истории (как передавались новости в древности). Изобретения в области связи. Современные профессии связи (почтальон, сортировщик почты). Загадки и почтовый транспорт (самолет), телефон (в пер. с греч «далеко - пишу»). Виды связи, сотовая связь. Ролевая игра «Телефон». Итог.

 Веселые мастерские (2ч.). Игра - состязание.

Вводное слово. Представление 2 команд. Столярная мастерская. Знакомство с инструментами (пила, топор, молоток, рубанок, стамеска). Загадки об инструментах. Практическое задание – сделать кроватку для кукол. Швейная мастерская. Загадки об инструментах. Конкурс: «Пришей пуговицу». Подведение итогов. Награждение.

  Путешествие в Город Мастеров (2ч.). Профориентационная игра.

Путешествие по 5 районам. Каждый соответствует одной из профессиональных сфер (человек - человек, человек - техника, человек -природа, человек - художественный образ, человек - знаковая система). Дается задание составить план района, придумать название улиц, заселить дома сказочными героями. Например, район «Умелые руки», сказочные жители - Самоделкин, Железный Дровосек.

 Строительные специальности (2ч.). Практикум.

Организационный момент. Актуализация опорных знаний - разгадать кроссворд. С чего начинает работу хороший специалист (с плана или проекта). Игра: «Поможем начальнику стройку организовать», игра: «Проект». Итог: вопросы: что случиться, если строить здание без соответствующего плана, почему так важно руководствоваться проектами при строительстве здания?

 «Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй» (2ч.). Игровой вечер.

Вступление. Чтение стихов: «У меня растут года…». Выступление учеников с сообщениями о профессиях. Задание на внимание: «Найди синий на рисунке». Мастерская слова (чтение и инсценировки). Конкурс-игра: «Нитки - иголка», конкурсы: «Бой с подушками». Итог.

 Знакомство с профессиями  прошлого (2ч.). Конкурс - праздник.

Введение. Стихи о труде. Рассказ о рабочих профессиях. Конкурс: «Заводу требуются». Информация для   любознательных.   Знакомство с профессией плотника.

 «Человек трудом прекрасен»  (2ч.). Игра-соревнование.

 «Умеешь сам - научи  другого»  (2ч.). Практикум.

«Чей участок лучше?»  (2ч.). Практикум.

«Кулинарный поединок» (2ч.). Практикум.

 

Планируемые результаты

 Личностные результаты:

Гражданско-патриотического воспитания:

  • становление ценностного отношения к своей Родине - России;
  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
  • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
  • уважение к своему и другим народам;
  • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

Духовно-нравственного воспитания:

  • признание индивидуальности каждого человека;
  • проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
  • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и

морального вреда другим людям.

Эстетического воспитания:

  • уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
  • стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
  • бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудового воспитания:

  • осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в

различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологического воспитания:

  • бережное отношение к природе;
  • неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

  • первоначальные представления о научной картине мира;
  • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Метапредметные результаты :

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

базовые логические действия:

  • сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
  • объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
  • определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
  • находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
  • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
  • устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;

базовые исследовательские действия:

  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
  • с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
  • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

работа с информацией:

  • выбирать источник получения информации;
  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
  • соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
  • признавать возможность существования разных точек зрения;
  • корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
  • готовить небольшие публичные выступления;
  • подбирать   иллюстративный   материал   (рисунки,   фото,   плакаты)   к   тексту

выступления;

совместная деятельность:

  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
  • ответственно выполнять свою часть работы;
  • оценивать свой вклад в общий результат;

  • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: самоорганизация:

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
  • выстраивать последовательность выбранных действий;

самоконтроль:

  • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
  • корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Предметные результаты:

1 класс

Знает:

основные сферы профессиональной деятельности человека;

основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе;

предприятия и учреждения населенного пункта, района;

основные приемы выполнения учебных проектов.

Умеет:

оперировать основными понятиями и категориями;

рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;

переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации.

      2 класс

Знает:

основные сферы профессиональной деятельности человека;

основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе;

предприятия и учреждения населенного пункта, района;

основные приемы выполнения учебных проектов.

Умеет:

оперировать основными понятиями и категориями;

рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;

переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации.

3 класс:

Знает:

основные сферы профессиональной деятельности человека;

основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе;

предприятия и учреждения населенного пункта, района;

основные приемы выполнения учебных проектов.

Умеет:

оперировать основными понятиями и категориями;

рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;

переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации.

4 класс:

Знает:

основные сферы профессиональной деятельности человека;

основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе;

предприятия и учреждения населенного пункта, района;

основные приемы выполнения учебных проектов.

Умеет:

оперировать основными понятиями и категориями;

рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;

переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации.

Тематическое планирование

1 класс (33 ч)

Тема раздела

Кол-во часов

ЦОР ЭОР

1-2

«Все работы хороши»

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

3-4

«Кому, что нужно»

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

5-6

«Оденем куклу на работу, едем на работу»

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

7-8

«Мы строители»

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

9-10

«Магазин»

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

11-12

«Мы идем в магазин»

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

13-14

«Аптека»

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

15-16

«Больница»

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

17-18

«Какие бывают профессии»

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

19-20

С.Михалков «Дядя Степа»

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

21-22-23

«Дядя Степа-милиционер»

3

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

24-25

В.Маяковский «Кем быть?»

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

26-27

К.Чуковский «Доктор Айболит»

 

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

28-29

Уход за цветами

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

30-31

Профессия повар

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

32-33

«Поварята»

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

Тематическое планирование

2 класс (34 часа)

Тема раздела

Кол-во часов

ЦОР ЭОР

1-2

Мастерская удивительных профессий «Все работы хороши»

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

3-4

«Разные дома»

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

5-6

«Дачный домик»

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

7-8

«Моя профессия»

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

9-10-11

«Профессия «Врач»

3

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

12-13

«Больница»

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

14-15

Доктор «Айболит»

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

16-17

«Кто нас лечит»

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

18-19

«Добрый доктор Айболит»

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

20-21-22

«Парикмахерская»

3

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

23-24

«Все работы хороши – выбирай на вкус!» 

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

25-26

Дж. Родари  «Чем пахнут ремесла»

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

27-28

Профессия «Строитель»

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

29-30

Строительный поединок

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

31-32-33

Путешествие в  пекарню.

Знакомство с профессией пекаря, с пекарней. Кто работает в пекарне? Мастер-классы.

3

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

34

«Где работать мне тогда? Чем мне заниматься?»

1

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

 

Тематическое планирование

3 класс (34 часа)

 

Тема раздела

Кол-во часов

ЦОР ЭОР

1-2

«Что такое профессия»

 

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

3-4

«У кого мастерок, у кого молоток»

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

5-6

«Истоки трудолюбия»

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

7-8

«Домашний помощник»

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

9-10

«Мир профессии»

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

11-12

«Угадай профессии»

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

13-14

«Какие бывают профессии»

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

15-16

«Куда уходят поезда»

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

17-18

«Моя профессия»

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

19-20

«Наши друзья-книги»

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

21-22

«Откуда сахар пришел»

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

23-24

«Турнир профессионалов»

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

25-26-27

«Все профессии нужны, все профессии важны»

3

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

28-29

«Строим дом»

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

30

Операция « Трудовой десант»

1

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

31-32

«Уход за цветами»

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

33-34

«Кулинарный поединок»

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

Тематическое планирование

4 класс (34 часа)

 

Тема раздела

Кол-во часов

ЦОР ЭОР

1-2

«Любое дело - моё счастье в будущем»

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

3-4

«По дорогам идут машины»

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

5-6

«Все работы хороши»

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

7-8

«О  профессии продавца»

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

9-10

«О профессии библиотекаря»

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

11-12

«Праздник в городе Мастеров»

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

13-14

«Работники издательства и типографии»

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

15-16

«Как приходят вести»

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

17-18

«Веселые мастерские»

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

19-20

«Путешествие в Город Мастеров»

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

21-22

«Строительные специальности»

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

23-24

«Время на раздумье не теряй, с нами вместе

трудись и играй»

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

25-26

«Знакомство с промышленными профессиями»

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

27-28

«Человек трудом красен»

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

29-30

«Успеешь сам - научи другого»

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

31-32

«Чей участок лучше»

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

33-34

«Кулинарный поединок»

2

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://resh.edu.ru/

Календарно - тематический план

1 класс (33 ч)

Тема раздела

Кол-во часов

Дата

Примечание

1-2

«Все работы хороши»

2

3-4

«Кому, что нужно»

2

5-6

«Оденем куклу на работу, едем на работу»

2

7-8

«Мы строители»

2

9-10

«Магазин»

2

11-12

«Мы идем в магазин»

2

13-14

«Аптека»

2

15-16

«Больница»

2

17-18

«Какие бывают профессии»

2

19-20

С.Михалков «Дядя Степа»

2

21-22-23

«Дядя Степа-милиционер»

3

24-25

В.Маяковский «Кем быть?»

2

26-27

К.Чуковский «Доктор Айболит»

 

2

28-29

Уход за цветами

2

30-31

Профессия повар

2

32-33

«Поварята»

2

Календарно - тематический план

2 класс ( 34 ч)

Тема раздела

Кол-во часов

Дата

Примечание

1-2

Мастерская удивительных профессий «Все работы хороши»

       2

3-4

«Разные дома»

2

5-6

«Дачный домик»

2

7-8

«Моя профессия»

2

9-10-11

«Профессия «Врач»

3

12-13

«Больница»

2

14-15

Доктор «Айболит»

2

16-17

«Кто нас лечит»

2

18-19

«Добрый доктор Айболит»

2

20-21-22

«Парикмахерская»

3

23-24

«Все работы хороши – выбирай на вкус!» 

2

25-26

Дж. Родари  «Чем пахнут ремесла»

2

27-28

Профессия «Строитель»

2

29-30

Строительный поединок

2

31-32-33

Путешествие в пекарню. Знакомство с профессией пекаря, с пекарней.

Кто работает в пекарне?

3

34

«Где работать мне тогда? Чем мне заниматься?»

1

Календарно - тематический план

3 класс ( 34 ч)

Тема раздела

Кол-во часов

Дата

Примечание

1-2

«Что такое профессия»

 

2

3-4

«У кого мастерок, у кого молоток»

2

5-6

«Истоки трудолюбия»

2

7-8

«Домашний помощник»

2

9-10

«Мир профессии»

2

11-12

«Угадай профессии»

2

13-14

«Какие бывают профессии»

 

2

15-16

«Куда уходят поезда»

2

17-18

«Моя профессия»

2

19-20

«Наши друзья-книги»

2

21-22

«Откуда сахар пришел»

2

23-24

«Турнир профессионалов»

2

25-26-27

«Все профессии нужны, все профессии важны»

3

28-29

«Строим дом»

2

30

Операция « Трудовой десант»

1

31-32

«Уход за цветами»

2

33-34

«Кулинарный поединок»

2

 Календарно - тематический план

4 класс ( 34 ч)

Тема раздела

Кол-во часов

Дата

Примечание

1-2

«Любое дело - моё счастье в будущем»

 

2

3-4

«По дорогам идут машины»

2

5-6

«Все работы хороши»

2

7-8

«О  профессии продавца»

2

9-10

«О профессии библиотекаря»

2

11-12

«Праздник в городе Мастеров»

2

13-14

«Работники издательства и типографии»

2

15-16

«Как приходят вести»

2

17-18

«Веселые мастерские»

2

19-20

«Путешествие в Город Мастеров»

2

21-22

«Строительные специальности»

2

23-24

«Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй»

2

25-26

«Знакомство с промышленными профессиями»

2

27-28

«Человек трудом красен»

2

29-30

«Успеешь сам - научи другого»

2

31-32

«Чей участок лучше»

2

33-34

«Кулинарный поединок»

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению: «Умники и Умницы» в 3 классе

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по развитию познава­тельных способностей Холодовой Ольги Анатольевны.Курс «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-разви...

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению: «Школа докторов природы» в 3 классе

Пояснительная запискаОбучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства- актуальная задача современного образования.Предлагаемый курс занятий «Школа докторов природы»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год

Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.О...

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Игра. Досуговое общение» для обучающихся 1-4 классов

Цель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха;обеспечение благоприятной, добр...

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для обучающихся 1-4 классов

          Целями изучения курса « Финансовая грамотность» выступают:• развитие основ экономического образа мышления;• воспитание ответственного и ...

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для обучающихся 1-4 классов

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федеральныхгосударственных образовательных стандартов начального общего образования, федеральной образовательной программы начального общего...