занятие на улице "Русские забавы"
план-конспект

Власова Елена Владимировна

Конспект занятия «Русские забавы»

Дата проведения: 07.03.2021г.

Воспитатель: Власова Е.В.

Цели:

- знакомить детей с культурой и традициями русского народа, устным народным творчеством и прикладным народным творчеством;

- закреплять знания об искусстве, как виде творческой деятельности людей, о видах искусства;

- воспитывать интерес к искусству старины и декоративно-прикладному искусству, прививать любовь и бережное отношение к произведениям искусства;

- создавать определённый настрой, интерес к народному творчеству, формировать чувство причастности к истории Родины через ознакомление с народными праздниками и традициями;

- развивать двигательную активность и физические качества;

- знакомить с различными видами фольклора – считалки, загадки, хороводы, народные песни и др.

Ход занятия:

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Мальчишки и девчонки водили хороводы, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту.

В старину на Руси хороводы были самым популярным ИГРИЩЕМ. Эмоциональная часть содержания хороводов: познакомить, свести незнакомых людей, дать им проявить, показать себя: молодцам – показать себя удальцом, бойцом (пример: присядка с выбрасыванием ноги в сторону – не просто танцевальное движение, а обязательно надо задеть ногой соседа, мол, вот я каков, тебе ли со мной тягаться). А девицы показывали свою стать, скромность, свои умения.

И поскольку игры - это всегда коллективное действие, то играющие научались согласовывать свои действия с действиями окружающих, т. е. возникало чувство общности, коллектива.

Русская народная подвижная игра «Золотые Ворота»

Правила игры очень просты. Двое ведущих берутся за руки и строят «ворота» (поднимают сомкнутые руки вверх. Остальные берутся за руки и хоровод начинает двигаться, проходя под «воротами». Хоровод нельзя разрывать! Все хором произносят такие слова:

«Золотые ворота, проходите, господа:

Первый раз прощается,

Второй раз воспрещается,

А на третий раз не пропустим вас!»

Когда звучит последняя фраза, «ворота закрываются» — водящие опускают руки и ловят, запирают тех участников хоровода, которые оказались внутри «ворот». Тех, кого поймали, тоже становятся «воротами». Игра, обычно, идет до двух последних не пойманных игроков Они становятся новыми воротами.

Ребята, сегодня мы поиграем в народную подвижную игру «Горелки». Это старинная игра, в неё играли еще ваши прабабушки и бабушки. И вы уже знакомы с этой игрой.

Я напомню правила игры: В игру играют нечетное количество детей. Дети стоят в парах, а водящий «горельщик» стоит спиной к детям впереди всех.

Дети произносят слова:

Гори, гори ясно

Чтобы не погасло

Глянь на небо

Птички летят

Колокольчики звенят

Раз, два, три беги!

И последняя пара, разъединив руки, бегу с обеих сторон и должны перед водящим соединиться (т. е. взяться за руки, пока водящий не поймал кого-нибудь из пары). В том случае, если водящий поймал кого- нибудь, то водящим становится оставшийся из пары, а появившаяся пара становится в колонну и игра продолжается.

«Мышеловка»

Материал: шапочки мышек и кота

Дети становятся в круг, взявшись за руки - это мышеловка. Один или двое детей - «мышки». Они вне круга. Дети, взявшись за руки и подняв их вверх, двигаются по кругу со словами:

Ах, как мыши надоели,

Все погрызли, всё поели!

Берегитесь же, плутовки,

Доберёмся мы до вас!

Вот захлопнем мышеловку

И поймаем сразу вас!

Во время произнесения текста "мыши" вбегают и выбегают из круга. С последним словом "мышеловка захлопывается" - дети опускают руки и садятся на корточки. Не успевшие выбежать из круга "мышки" считаются пойманными и встают в круг. Выбираются другие "мышки".

Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки. На лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского народа к веселью, удальству.

Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении. Оказывают большое влияние на воспитании ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству.

Дети должны осознавать, что в игре не допустимы грубость, нечестность, но всегда ценятся доброта, взаимопомощь, поддержка.

В любой русской народной игре есть обязательно водящий или ведущий. Для выбора водящего используют считалки, жеребьёвки, сговорки. Жеребьёвки обычно проводятся в тех играх, где нужно разбиться на две группы.

Русские народные считалки:

«Тили – тели», -

Птички пели.

Взвились, к лесу полетели.

Стали птички гнезда вить.

Кто не вьет, тому водить.

Раз, два, три, четыре, пять!

Начинаем мы играть.

Вдруг сорока прилетела

И тебе водить велела.

Раз, два, три, четыре,

Жили мушки на квартире.

К ним на чай притопал вдруг

Крестовик, большой паук.

Пять, шесть, семь и восемь,

Паука мы вон попросим:

- К нам обжора не ходи.

Ну а ты, дружок, води.

Русская народная игра «Солнышко» Дети встают вокруг «солнышка» и поют: Солнышко-ведрышко, Идут по кругу за руки, Выглянь-ка в окошко, «Солнышко» кружится в центре Посвети немножко! Солнце заиграло, дети останавливаются, делают «фонарики» Деточкам сказало: «солнышко» делает пружинку - А играйте в поле, Поет «солнышко» Прыгайте на воле Дети и «солнышко» прыгают врассыпную по залу (прыжки произвольные). Взрослый громко говорит: «Тучка!» Дети должны быстро встать в круг около «Солнышка».

 Русская народная игра «РУЧЕЁК» Ребята обхватывают друг друга за пояс и становятся гуськом вдоль весеннего ручья. Все поют: Разливался родник ключевой, Белый, снеговой: По чистым полям, По синим морям, По мхам, по болотам, По зелёным колодам. Царь едет жениться, Царевна велит воротиться: Сама к тебе буду, Летом — в карете, Зимою — в возочке, Весной — в челночочке! Затем боком стараются перепрыгнуть ручей, не коснувшись воды. Тот, кто коснулся воды, из игры выбывает.

Ребята, надеюсь вам занятие понравилось!

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия по развитию мелкой моторики "Зимние забавы".

Данный материал рассчитан на обучающихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, способствует развитию и коррекции мелкой моторики. На занятии используются различные по фактуре ...

конспект музыкального занятия "Морозкины забавы"

Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста "Морозкины забавы".  Музыкальный материал способствует  развитию эмоциональной отзывчивости на музыку у детей 5-7 лет....

Занятие-речевая игра "Забавы уходящей зимы"

Конспект фронтального занятия для учащихся 1 классаТемы:Логопедическая: «Анализ и синтез слов различной слоговой структуры».Лексическая: «Забавы уходящей зимы»....

Занятие по развитию речи в "Школе дошкольника" на тему "Зима. Зимние забавы"

Занятие по развитию речи в "Школе дошкольника" на тему "Зима. Зимние забавы"...

Конспект занятия: "Зима.Зимние забавы".

Программные задачи.Образовательные: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы, учить составлять предложения,  сюжетный рассказ по картине, подбирать однокоренные сл...

Открытое занятие "Зима.Зимние забавы"

Задачи:Познавательные задачи:- закреплять знания детей о зиме, зимних явлениях;Развивающие задачи:- расширять и активизировать словарный запас по теме «Зима, зимние забавы» через рассматри...