Занятие-речевая игра "Забавы уходящей зимы"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) по теме

Конспект фронтального занятия для учащихся 1 класса

Темы:

Логопедическая: «Анализ и синтез слов различной слоговой структуры».

Лексическая: «Забавы уходящей зимы».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект28.49 КБ

Предварительный просмотр:

Темы

Логопедическая: «Анализ и синтез слов различной слоговой структуры».

Лексическая: «Забавы уходящей зимы».

Цель: предупреждение специфических ошибок чтения и письма.

Задачи:

1. Образовательные:

            * пополнение и активизация словаря на тему: “Зима”;

            * совершенствование техники чтения;

            * закрепление понятия «родственные слова»;

            * закрепление  понятия детей о слогообразующей роли гласных;

            * закрепление навыков звукобуквенного, слогового анализа и синтеза.

2. Развивающие:

                 * развитие артикуляции;

                 * совершенствование просодической стороны речи с помощью дыхательных упражнений;

           *развитие слогового анализа и синтеза;

                 *развитие мыслительных операций сравнения, анализа, синтеза;

           * развитие слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти;

                * развитие пространственных и временных представлений;

          * развитие мелкой моторики;

          * развитие  самостоятельности, самоконтроля;

          * развитие связной речи в процессе диалога с педагогом и детьми.

3. Воспитывающие:  

          * воспитание умения ценить красоту этого времени года;

               * воспитание положительной мотивации к учению.

              *воспитание интереса к классической музыке, эмоциональной отзывчивости и творческой активности.

  1. Организационный момент.

Психологический настрой.

- Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание:

                               Мы рады приветствовать вас в классе нашем,

                               Возможно, есть классы и лучше и краше,

                               Пусть в нашем классе вам будет светло,

                               Пусть будет уютно и очень легко!

                               Поручено нам вас сегодня встречать,

                               Начнем же урок, не будем зря время терять.

- Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются за ваши успехи.

Психогимнастика. (психолог)

               Каждое утро просыпается солнышко и радует нас своим появлением. Давайте возьмёмся за руки и сделаем «солнышко». Наши руки будут его лучами: руки вверх поднимаем, пальцы расставляем в стороны. У солнца много лучей, которые своим светом радуют всех, а теплом согревают всё вокруг: руки опускаем по сторонам и снова берёмся за них.

Обычно, видя солнце, люди невольно улыбаются ему. Вот уже улыбки засияли и на ваших лицах. Улыбнитесь друг другу. Чем чаще вы будете улыбаться, тем светлее, радостнее и приятнее будет всем. Кто находится рядом с вами.

Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.

Ароматерапия. (логопед)

А теперь сядьте правильно, вдохните полной грудью, выдохните, почувствуйте аромат лимона, настройтесь на хорошую работу.

  1. Актуализация опорных знаний (психолог).

Развитие временных представлений.

- Какое сейчас время года?

- Назовите зимние месяцы. Значит, сейчас заканчивается последний зимний месяц.

- А какое время года вскоре наступит?

- Сегодня у нас с вами необычное занятие. Оно будет называться «Забавы уходящей зимы».

Речевая зарядка. (логопед)

Вспомним правило речи.

                           Каждый день, всегда, везде,

                           На занятиях, в игре

                            Верно, чётко говорим,

                           Никуда мы не спешим.

- Что нужно сделать, чтобы речь была чёткая?

  • Биоэнергопластика.
  • Дыхательная гимнастика.

Вдох носом, выдох ртом.

Вдох ртом, выдох носом.

Вдох и выдох носом.

Вдох и выдох  ртом.

Упражнение «Сдуй снежинку».

  1. Постановка учебной проблемы. (психолог)

- Ребята, а почему зиму называют долгожданной гостьей?

- Почему взрослые и дети с нетерпением ждали зиму?

Действительно, зимой очень красиво, много интересных зимних занятий. И все они сегодня помогут разгадать одну тайну!

Красногрудый, чернокрылый

И зимой найдёт приют.

Не боится он простуды,

С первым снегом тут, как тут.

Наш снегирь летает по буквенному полю. Если снегирь соберёт буковки правильно, вы узнаете, какую тайну мы будем сегодня открывать.

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

Ь

К

Л

Э

М

Н

А

О

П

Ъ

Р

С

Т

У

Ф

Я

Х

Ц

Ч

Ш

Ю

Щ

- Итак, сегодня мы разгадаем тайну слов. (логопед)

- Из чего состоят слова?

- Любое ли буквосочетание можно назвать словом?

  1. «Открытие» нового знания.

- Какие у вас есть предположения? Давайте их проверим.

  1. Игра «Внимательные глазки».

Самый яркий праздник зимой – это Новый год. А вот и наша красавица-ёлка. Какая она? Подберите слова-признаки к этому слову. Чего же не хватает на ёлке?

(психолог)                        Вивальди «Зима. Времена года»

- Наша задача нарядить ёлку игрушками, но они будут непростые.

На доске висят буквы и их двойники. Вы должны взять правильную букву, назвать её и повесить на ёлку.

- Составьте из этих букв слово. (логопед)

- Почему нельзя составить?

Запишите гласные к себе в тетрадь.

  1. Развитие мелкой моторики. (психолог)

Соберите бусы для ёлки. На бусинках написаны буквы. Попробуйте из них составить слово.

  1. Игра «Снежки». (логопед)

Посмотрите на доску. На ней развешаны кружочки со слогами. Каждый из вас будет бросать «снежки» в мишень, я открываю слог. Получилось ли у нас слово. Что нужно сделать, чтобы получилось слово.

вик, сне, го

суль, со, ка

  1. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Чтение слогов и слов. (психолог и логопед)

Перед вами слоги, среди которых спрятались знакомые вам слова. Попробуйте найти слова и подчеркните их зелёной ручкой.

при, орх, кро, ель, сле, сви,

фре, шка, наст, аст, жни, кро,

лёд, цве, пти, год, ваг, вра,

пра, снег, олк, лам, рад.

-Прочитайте слова, слоги.

- Сколько слогов в этих словах?

Самомассаж.

Ручки растираем

И разогреваем,

И лицо теплом своим

Нежно умываем.

Пальчики сгребают

Все плохие мысли,

Ушки растираем

Сверху вниз мы быстро,

Их вперёд сгибаем,

Тянем вниз за мочки,

А потом руками

Трогаем мы щёчки.

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
  1. Игра «Лепим снеговика». (логопед)

Давайте пофантазируем и представим себе, что мы оказались на улице. Сейчас мы  слепим снеговиков. Чтобы слепить снеговиков, надо разделить слова на слоги.

Снежинка, метель, сугроб, наст, сосулька, иней, лёд, снег, зимушка.

-Запишите эти слова, используя цветное письмо.

  1. Подбор однокоренных слов. (психолог)

- Ребята, а вы знаете, от какого слова произошло слово «снеговик»?

От слова снег произошло и много других слов. Я вам буду читать стихотворение, а вы добавлять слова, связанные со словом «снег». Каждым «снежным» словом мы будем укрывать ёлочку, чтобы она не замёрзла.

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю … (снег).

С неба всё скользят пушинки –

Серебристые … (снежинки).

На посёлки, на лужок

Выпал беленький … (снежок).

Вот веселье для ребят –

Всё сильнее  … (снегопад).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в … (снежки).

Словно в белый пуховик

Нарядился … (снеговик).

Вот мы и укрыли ёлочку снегом. Давайте вспомним, какими снежными словами мы её укрывали.

- Как их можно назвать одним словом?

  1. Рефлексия деятельности (итог занятия). (логопед)

- Какое «открытие» вы сегодня сделали на уроке?

-Из чего состоят слова?

-Любое ли   буквосочетание  можно назвать словом?

- Что можно составить из слов?

Упражнение «Живые слова».

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

  1. Самооценка. (психолог).

- Попрощаемся с ёлочкой, украсив её шариками: зелёным – если всё было понятно на занятии, жёлтым – если что-то не поняли и красным – если совсем было трудно. На шариках нарисуйте своё настроение.

- Мы тоже испытали радость от того, что дружно справились со своей задачей. Благодарю всех за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занимательное занятие "Речевые секреты" для любознательных для дистанционного обучения

представлен материал для учеников 4 класса по русскому языку повышенной трудности для дистанционного обучения...

Обобщающий урок к разделу "Люблю природу русскую. Зима". Тема: "И вот сама идет волшебница зима. Стихотворения о зиме". 2 класс

Цель урока:- повтоить и обобщить знания обучающихся;- создать образное представление о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства;- привить интерес к чтению...

Как зимой помочь птицам? Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой.

Урок окружающего мира в 1 классе (январь). Практическая работа №13:  Изготовление кормушки из бумажного пакета....

Конспекты занятий "Речевое развитие"

Конспекты занятий по адаптированной образовательной программе для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития,  образовательная область «Речевое развитие»...

Сценарий выпускного «Звенит над детством твоим уходящим весёлый и грустный последний звонок».

Сценарий выпускного для учащихся 4 класса.Позади 4 года начальной школы.Впереди новый шаг-средняя школа.Новые предметы и учителя.Но...Первого учителя не позабыть никогда......

Презентации к занятиям речевого развития

предназначена для коррекции речевого нарушения детей начальных классов...