Формирование предметных результатов при изучении модуля ОПК
консультация

Сердитова Людмила Васильевна

     В нашей школе, как и в других образовательных учреждениях, введение      курса «Основы православной культуры» было воспринято как новый путь в образовании.  Мы понимали, что изучение этого предмета позволит восполнить  у обучающихся дефицит нравственности, потерю важных духовных ориентиров, утрату уважительного отношения к истории страны и своего народа.   С чего же начинать учителю, которому доверена такая важная и ответственная миссия – знакомство с православной культурой, её историей, её духовными богатствами. 

  Актуальным стал вопрос: «Чему учить и как учить?»  Объединившись на курсах по подготовке учителей к ведению нового предмета, создав муниципальное МО учителей ОРКСЭ, мы получили  реальную возможность проникнуть в «педагогическую лабораторию», постичь механизмы подготовки к уроку, открыть возможности текстов учебника «ОПК» в достижении целей духовно-нравственного воспитания и развития детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx27.83 КБ

Предварительный просмотр:

   Формирование предметных результатов при изучении модуля  ОПК

     В нашей школе, как и в других образовательных учреждениях, введение      курса «Основы православной культуры» было воспринято как новый путь в образовании. Сл.2 Мы понимали, что изучение этого предмета позволит восполнить  у обучающихся дефицит нравственности, потерю важных духовных ориентиров, утрату уважительного отношения к истории страны и своего народа. Сл.3 С чего же начинать учителю, которому доверена такая важная и ответственная миссия – знакомство с православной культурой, её историей, её духовными богатствами.Сл.4

  Актуальным стал вопрос: «Чему учить и как учить?» Сл.5 Объединившись на курсах по подготовке учителей к ведению нового предмета, создав муниципальное МО учителей ОРКСЭ, мы получили  реальную возможность проникнуть в «педагогическую лабораторию», постичь механизмы подготовки к уроку, открыть возможности текстов учебника «ОПК» в достижении целей духовно-нравственного воспитания и развития детей. Сл.6

  Важно, чтобы   через нетрадиционные формы обучения ученик прикоснулся к истокам православия и русской культуры. Сл.7 Образовательный и воспитательный процесс выстраиваются как логическое восхождение от возраста к возрасту, каждый новый шаг – ступенька вверх в духовном и физическом становлении и на это нацеливает девиз –  «Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать» – вот  ключевые ценности в нашем подходе к обучению. Поэтому наша задача, как учителей, вести детей по этому пути, не дать угаснуть огоньку интереса, любознательности, всемерно способствовать пробуждению в ребёнке ощущения себя гражданином Отечества. В этом нам помогает культурологический и системный подход к обучению. Сл.8

  Учитывая, что курс ОПК требует большой подготовки к урокам, мы пошли по пути создания своего методического банка. Сл.9 В который вошли: разработки уроков, презентации изучаемых тем, диагностические карты по отслеживанию результативности применяемых форм работы, опыт учителей ОПК, технологические карты для изготовления поделок к православным праздникам и многое другое. Так совместно мы работаем на достижение предметных результатов: понимание значения нравственности, веры, религии в жизни человека, семьи и общества в целом. Сл.10 -11

    В августе прошлого года к нам приезжали коллеги делегация из 17 человек из Кезского района Республики Марий –Эл по обмену опытом и мы провели   мастер-классы по теме: «Новое в преподавании ОРКСЭ», Сл.12 также регулярно проводим заседания муниципального МО учителей ОРКСЭ, я являюсь его руководителем, выезжаем на Рождественские чтения. Сл. 13.  Проводим открытые уроки,  обмениваемся опытом. В этом учебном году открытый урок провела Черковец Жанна Александровна на тему: Честность и порядочность,Сл.14 с сообщением выступила Беляева Лидия Михайловна на тему: Активные формы обучения учащихся на уроках ОРКСЭ Сл. 15   Процесс реализации системного подхода в педагогической практике позволяет вычленить, систематизировать и совершенствовать наиболее эффективные методические формы и приёмы воспитательного воздействия на ребёнка, учитывая его возрастные особенности и риски.Сл.16 табу

     Еще начиная с первого класса, во всех пяти первых классах параллели, Лихачева Елена Алексеевна ведет внеурочную деятельность «Светлячок» по формированию духовно-нравственного воспитания, данный курс апробирован и  является пропедевтикой к изучению модулей ОРКСЭ.

  Решение задачи духовно-нравственного воспитания обучающихся через организацию проектной деятельности как в урочное, так и во внеурочное время оказалось наиболее эффективным.Сл.17-18 Этот выбор не случаен, так как он применим к изучению любой дисциплины. С его помощью ученики открывают для себя новые факты и конструируют новые понятия.Сл.19 Проектная деятельность даёт возможность выражать собственные идеи, максимально проявлять творчество, что ещё раз подчеркивает важность и эффективность учебного сотрудничества. Сл.19 Проектная деятельность объединила всех участников образовательного процесса: учителей, обучающихся, родителей.Сл.20 

    В этом году наши ребята выступили на Краеведческих чтениях «Наши земляки - наша гордость!», Родословных чтениях «Имена и судьбы РК в родовой памяти и генеалогии», принимали участие в I муниципальной конференции «Я - исследователь», Жуйкова Настя с проектом о своем прадеде -  участнике ВОВ стала победителем. Ежегодно принимаем участие в республиканской конференции «Отечество – Земля Коми», в ней выступление Сердитова Григория отмечено грамотой за успешное выступление в секции. Также он прошел отбор по Северо-Западному округу и примет участие с двумя ребятами их Калининской школы  в Ломоносовском турнире в апреле этого года в городе Нарьян- Маре в очном этапе конференции. В апреле состоится Межрегиональная конференция «Краеведческие чтения» в СГУ у нас 4 участника будут представлять наш район в различных номинациях. Сл.23-24 

    Метод проекта наиболее востребован. Не случайно он часто является результатом урока. Что естественно, так как этот вид деятельности  отвечает возрастным особенностям детей, стремлению участвовать в коллективно-творческих делах. Нами созданы проекты «Боевой путь прадеда», «Листая старый альбом», «Математика и история моего села», «Добро и зло», «Мой дедушка - моя гордость» и другие.   Мы   используем проектную работу двух видов: индивидуальную и коллективную.

  Порой родители  надеются, что педагоги успешно справятся с поставленными задачами, что цели будут достигнуты, что дети их станут хорошими без их вмешательства, и самоустраняются от непосредственного воспитания собственных чад. Такие родители и не подозревают, что их поступки являются примером для детей, которые есть подобие отца и матери — подобие не только потому, что рождены от них, а более потому, что бессознательно впитывают в себя настроения и мысли тех, кто около них. Чтобы было соработничество с семьей мы проводим совместные праздники Рождественскиепосиделки,«ДеньМатери». Сл.25  В апреле каждого года совместно с администрацией нашей школы мы проводим общешкольное родительское собрание по выбору модуля ОРКСЭ в 3-х классах параллели. Сл.26 Директором школы издается приказ, классные руководители приглашают родителей, а мы с коллегами задолго готовимся к нему, после собрания сразу проводим заполнение заявления по выбору модуля. Немного статистики: Сл.27 За прошлый год из 110 учащихся ОПК изучали 91 человек, светскую этику-23. В этом учебном году  из 123 человек ОПК выбрали и изучали – 94 человека, этику- 28. У нас в школе в основном изучается ОПК, в классах это по 18-20 человек и  по 4-5 человек из разных классов объединяются в группу для изучения ОСЭ. Вся информация и нормативно-правовая информация имеется на школьном сайте.

  Подсказать путь к возрождению семьи и ее ценностей, воспитать на примерах благочестия, на русских православных традициях мы можем. И дает такую возможность введение в школе уроков «Основы православной культуры», который ориентирует детей на то положительное, что дает социальное окружение, учит их «изнутри» противодействовать злу. Знакомство с вечными истинами, с духовно-нравственной основой жизни на уроках «Основы православной культуры» отражается не только на характере и судьбах учеников, но и влияет на их родителей и близких. Сл.28 принципы

  Свои уроки проводим в форме путешествий, экскурсий, праздников, встреч с интересными людьми. Сл.29 Каждый урок стараемся делать нетрадиционным, каждый урок – открытие. Активно используем сборник уроков по межпредметной интеграции предметов начальной школы и ОПК, такие уроки как интеграция музыки и ОПК по теме: «Молитва», этот урок разработан в соавторстве с Ириной Николаевной Паневой. Приглашаем классных руководителей посетить уроки своего класса и они активно откликаются. Например, в этом году в моих классах, где я веду ОПК посещено до 8 уроков. Учителя знакомятся с содержанием курса и положительно откликаются на любую помощь. Так, уроки по темам: «Храм» и «Икона» мы ежегодно проводим в нашем храме. Сл.30-31 Учителя соглашаются не разбивать класс на модули, а идут вместе с нами и всем классным коллективом.    Наиболее удачный метод воздействия на ребёнка – нравоучительное чтение, благовествование – это использование самых разнообразных притч. Притча хорошо запоминается как маленькими, так и взрослыми. Совсем недавно по этой тематике у нас выступила на МО учителей ОРКСЭ района Шулепова Галина Ивановна. Она поделилась своим опытом работы, представила открытый урок по теме: «Чудо в жизни христианина».

   На уроках мы много говорим о дружбе, о доброте, об отношениях между людьми. Большим подспорьем в работе служит картотека нашего методического банка, созданная по интернет ресурсам, по православным детским журналам " Шишкин лес», православным мф  и другим источникам. Сл.32

  Постоянно задаем себе вопрос, на сколько эффективны наши занятия? Сл.33 Проводим собеседование с учителями школ, диагностику, что хорошо, что плохо, как сделать лучше. В качестве проверки знаний применяем олимпиады. В этом году в школьном этапе олимпиады участвовали   ребята, которые изучают модуль ОПК, это  87 человек! Сл.34 Трудоемкий процесс по подготовке и организации мы преодолели при помощи методиста Управления образования Сальниковой Светланы Викторовны. Она занималась распечаткой бланков, отправкой наградного материала. Сл. 35 Неоценимую помощь оказали учителя нашей школы  Лихачева Е.А. и Шулепова Г.И. Они отмечены благодарственными письмами Православного Свято - Тихоновского Гуманитарного Университета. Те участники, которые набрали высокие баллы, занявшие 2-3 места приняли участие в муниципальном этапе – это более 14 человек из 4-х школ. Сл.36-37  И хотя на региональный этап мы не смогли пройти, так как результаты были - 39 баллов, что недостаточно для заявки, считаем, что учащиеся выступили достойно.Сл.38

  Самым трогательным моментом в уроке является диалог учащихся с собой: «Стал ли я лучше?», «Как я могу в жизни применить полученные знания?», «Что говорит моё сердечко?». Идёт размышление о своём внутреннем состоянии,  самоанализ, то есть – рефлексия.

Ярким продолжением занятий являются творческие домашние задания. Применяю различные виды домашних заданий

 - Напиши мини-сочинение, эссе( письмо моей семье, красота моего сердца).

- Составь вопросы по изучаемой теме(вопросы по рассказу, притче).

- Составь синквейн и обратный синквейн

-  Нарисуй диафильм

- Подготовь сообщение( о героях России)

Темы творческих работ:

-        «Герои России и героические поступки».

-        «Величественные храмы».

 Республиканские творческие конкурсы:

-Эссе по прочитанной книге о войне «Журавли»

-Конкурс видео рассказов «Дети рассказывают о войне»

- Конкурс Министерства национальностей РК «Спасибо деду за Победу!»

 

  Для того чтобы повысить интерес к изучению ОПК, сделать урок ёмким, красочным, глубоким мною используются современные педагогические технологии и средства обучения: работа     с электронными пособиями «Мировые религиозные  культуры» и тренажёрами, использование интерактивных православных словарей и интернета. Реализовать задуманное помогает хорошо оснащенный современный кабинет.   Поскольку я являюсь учителем начальных классов, у меня есть уникальная  возможность интегрировать православие с другими учебными предметами: литературным чтением, русским языком, математикой,  трудовым обучением, изобразительным искусством, др. Мы посещаем спектакли Республиканских театров, выставки и мероприятия Краеведческого музея, детской и школьной библиотеки, ЦИИПТ. Концерты  «Хор Олимпа песнь поет», ко дню Матери и т.д.       

      Интерес к предмету безусловно растёт, он способствует повышению духовно-нравственной культуры, сознательному участию в преумножении прекрасного в окружающем мире, формированию ценностных установок - добра, любви, справедливости, милосердия.

Ведение этого курса оказывает огромное влияние, как на детей, так и на педагогов, как на личность. Открывая мир православной культуры для детей, мы в первую очередь открываем его для себя.

     Завершить хотелось бы словами профессора Уральского государственного педагогического университета Погорелова Станислава Тимофеевича: «Нельзя быть христианином по принуждению. Люди свободны в выборе. Но свобода предполагает ответственность! И в России можно быть кем угодно, но нельзя быть враждебным православию. Иначе гражданином России быть нельзя».

Литература Сл. 39

·         «Основы религиозных культур и светской этики».

 Книга для учителя. Справочная литература. 2010г.

·         «Основы религиозных культур и светской этики».

Программы общеобразовательных учреждений.4-5 классы. 2010г.

Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология модульного обучения как средство формирования и разноуровневого оценивания предметных результатов учащихся

Методологическая основа стандартов II поколения сводится к следующей модели: Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: познание мира (в сп...

Листы оценки предметных результатов (формирования ключевых умений) по математике в 3классе

Лист оценки предметных результатов по математике в 3 классе (УМК Перспектива,программа Дорофеева)...

Методическая разработка: " Формирование предметных результатов при обучении русскому языку"

Наша современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжать р...

Работа по формированию предметных результатов. Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 3 классе (открытый урок в рамках районного семинара в 2013-2014 уч.г.).

Данный материал включает конспект интегрированного урока по литературному чтению и окружающему миру. Используется ИКТ-технология....

ПР 5. Задания на формирование личностных результатов.ПР 5. Задания на формирование личностных результатов ПР 5. Задания на формирование метапредметных и предметных результатов.

ПР 5. Задания на формирование личностных результатовЗадание ПР 5. Задания на формирование метапредметных и предметных результатовЗадание...