Использование технологии образовательной экспедиции в достижении предметных результатов при изучении истории Отечества
методическая разработка по теме
Обобщение опыта. Исследовательский педагогический проект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
педагогический исследовательский проект | 63.99 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Тема: Использование технологии образовательной экспедиции в достижении предметных результатов при изучении истории Отечества
2.Обоснование проекта.
Не зная прошлого – не построишь будущего. Это высказывание ёмко представляет значимость предметных знаний по истории, истории своей страны. Эти знания помогают ребёнку сориентироваться в окружающем мире, ощутить себя, свою страну во времени. Эти знания способствуют формированию гражданско-патриотических качеств личности учащихся, их общекультурному развитию и социализации посредством приобщения к национальным культурно-историческим традициям. Изучение истории своей страны в школе начинается с начальной школы: с курса «Кубановедение» и курса «Окружающий мир», в содержание которого входят разделы по изучению истории Отечества. В дальнейшем изучение истории Отечества продолжается на уровне основного общего образования.
В практике педагогической деятельности было выявлено, что в процессе изучения вопросов по истории Отечества детям тяжело представить историческую эпоху, исторические события, картины и предметы быта, запомнить даты. Эти трудности сказывались на уровне знаний по предмету.
Поэтому возникла необходимость внести изменения в практику педагогической деятельности по достижению предметных результатов в изучении истории Отечества. В результате анализа современных педагогических технологий, было принято решение об апробации технологии образовательных экспедиций как способе достижения предметных результатов при изучении истории Отечества. Так как знания по истории Отечества формируются и в начальной школе, и в среднем звене, было принято решение об апробации технологии образовательных экспедиций в начальной школе и средней школе.
Анатолий Маркович Цирульников, академик РАО, писатель, путешественник об образовательной экспедиции сказал так: «Образовательная экспедиция – социокультурная технология, соединяющая путешествия, исследования и определённого рода работы с местными сообществами». Данная тема актуальна. Все заинтересованы в улучшении качества образования по истории Отечества, когда дело доходит до абсурда: наши выпускники школ не имеют представления об известных исторических личностях, событиях, датах своей Родины. Несомненно, дети любят экскурсионную деятельность, путешествовать, знакомиться с достопримечательностями местности. Но как сделать этот процесс целенаправленным, чтобы «багаж полученных знаний» прочно прицепился к подрастающему поколению?
3. Цель: проверка эффективности внедрения технологии образовательной экспедиции в достижении предметных результатов по изучению истории Отечества
4.Объект исследования (воздействия)- технология образовательной экспедиции
5.Предмет исследования – модель внедрения технологии образовательной экспедиции
6. Гипотеза. Если образовательную экспедицию применять как педагогическую технологию, то она может стать фактором, влияющим на качество образовательной деятельности, обеспечивая благоприятную атмосферу в достижении предметных результатов школьников.
7. Задачи:
- Найти и изучить литературу по данной теме.
- Изучить технологию образовательной экспедиции.
- Ознакомиться с опытом использования данной технологии в педагогической практике.
- Разработать модель внедрения технологии образовательной экспедиции
- Апробировать данную модель на практике. Организовать и провести образовательные экспедиции по изучению истории Отечества для учащихся начальной школы и среднего звена
- Провести оценку результатов.
- Сделать выводы по теме.
8.Методологическая основа (принципы, подходы, концепции)
Методологическую основу составляют работы В.П.Беспалько, И.А.Зязюн Н.Е.Щуркова, раскрывающих сущность понятия педагогическая технология. Материалы представителей педагогической общественности о сущности, структуре образовательной экспедиции, опыте проведения образовательных организациий: А.М. Цирульников «Образовательная экспедиция, структура Эпоса и образы культуры», О.Б Русанова «Экспедиции школьников как одна из форм организации и проведения исследовательской работы по физике», Л.Н. Пупышева «Формирование надпредметных результатов школьников в ходе экскурсий и образовательных экспедиций», В.В. Бутакова, Белоклинцева « Исторические экспедиции: Музей на улице». В ходе анализа изученных материалов было установлено, что в педагогической практике используются образовательные экспедиции разной направленности, определены этапы экспедиции, но полного описания структурных элементов не представлено. Поэтому в своей работе считаем необходимым описания структурных элементов в полном объёме, внести дополнительные компоненты, способствующие достижению предметных результатов школьников.В своей работе основываемся на принципах:
Принцип разносторонности образования —гармоничное сочетания в образовательном процессе факторов развития мыслительных, эмоциональных и волевых функций личности.
Принцип сопереживания- связь познавательной и эмоционально-волевой проработки детьми осваиваемого материала.
Принцип возрасто-сообразности —отбор материала, дидактики и методики обучения с психолого- педагогическими характеристиками актуального возрастного состояния детей и перспективами их развития.
Принцип жизненной, практической направленности обучения —обучение должно связывается с окружающими жизненными реалиями.
9.Основная идея
Модель внедрения технологии образовательной экспедиции представлена в виде проекта, реализация которого проходит в четыре этапа:
1 этап | Подготовительный |
Задачи | 1. Рассмотреть учебный план по предмету. 2. Соотнести темы учебного плана с темой образовательной экспедиции. 3. Определить направление образовательной экспедиции. 4. Сформулировать цель, задачи образовательной экспедиции. 5. Составить маршрутный лист образовательной экспедиции. 6.Осуществить взаимодействие с партнёрами- туристическими фирмами по согласованию маршрута в соответствие с целью образовательной экспедиции, родителями. 7. Разработать диагностический материал- проверочную работу. 8. Замотивировать обучающихся к работе в экспедиции. -провести первичную проверочную работу, с целью выявления места «затруднения» обучающихся. - формулировка цели экспедиции, постановка образовательных задач школьниками, включающие составление экспресс- викторины в ходе образовательной экспедиции, выбор темы исследовательских работ. |
Результат | 1. Таблица соответствия учебного плана с направлениями экспедиции. 2. Маршрутный лист образовательной экспедиции. 3. Проверочная работа по направлениям экспедиции. |
2 этап | Основной |
Задачи | 1. Провести образовательную экспедицию. 2.Решить поставленные задачи. |
Результат | 1.Информация по теме экспедиции. 2. Экспресс- викторины по материалам экспедиции 4. Темы исследовательских работ по материалам экспедиции. 5. Экспонаты для школьного музея. |
3 этап | Заключительный |
Задачи | 1.Провести проверочную работу с целью проверки уровня знаний по направлениям экспедиции. 2. Провести семинар «Свободный микрофон», на котором происходит обмен мнениями, впечатлениями, анализируются результаты экспедиции, проводится рефлексия достижений каждого участника. 3. Осуществить передачу экспонатов в школьный музей. 4. Провести конференцию «Мои открытия», на которой дети представляют исследовательские, творческие проекты по материалам, собранным в экспедиции. |
Результат | 1.Результаты проверочной работы. 2.Семинар «Свободный микрофон». 3. Передача экспонатов экспедиции в школьный музей 4.Конференция «Мои открытия». |
4 этап | Послепроектный этап |
Задачи | 1. Осуществить распространение продуктов экспедиции внутри образовательного учреждения. 2. Осуществить межсетевое взаимодействие по распространению продуктов экспедиции. 3. Представить материалы образовательной экспедиции на сайт школы, в СМИ. |
Результат | 1. Выступление перед школьниками начальной школы, среднего звена. 2. Выступление перед обучающимися других школ, духовно- творческого центра с. Архипо- Осиповка. |
10.Механизм реализации
1 этап | Подготовительный |
Сроки | Январь 2016 |
Задачи | 1. Выявить и сформулировать проблему в педагогической практике. 2. Сформулировать тему педагогического проекта. 3. Определить актуальность и практическую значимость. 4. Найти и изучить информацию по данной теме. 5. Изучить технологию образовательной экспедиции. 6.Ознакомиться с опытом использования данной технологии в педагогической практике. |
Результат | 1.Формулировка темы проекта «Использование технологии образовательной экспедиции в достижении предметных результатов при изучении истории Отечества» 2. Обоснование актуальности и практической значимости проекта. 3. Информация о технологии образовательной экспедиции, опыте её использования. |
2 этап | Концептуальный |
Сроки | Январь-февраль 2016 |
Задачи | 1. Сформулировать цель и задачи проекта, гипотезу. 2. Описать прогнозируемые результаты, критерии их оценки. |
Результат | 1.Формулировка цели, задач, гипотезы проекта. 2.Описание прогнозируемых результатов и критериев их оценки. |
3 этап | Технологический |
Сроки | Февраль- март 2016 |
Задачи | 1.Разработать модель внедрения технологии образовательной экспедиции. 2. Апробировать модель внедрения технологии образовательной экспедиции при разработке для обучающихся начальной школы и среднего звена. |
Результат | 1. Модель внедрения технологии образовательной экспедиции. 2. Проекты образовательных экспедиций обучающихся начальной школы, среднего звена. |
4 этап | Этап реализации |
Сроки | Март 2016, сентябрь 2016, октябрь 2016 |
Задачи | 1. Провести образовательную экспедицию «Императорский Петербург» для обучающих 7 классов 2. Провести образовательную экспедицию «Родная Тамань» для обучающихся 3 класса 3. Провести образовательную экспедицию «Тайны Крыма» для обучающихся 8 класса |
Результат | 1. Образовательная экспедиция «Императорский Петербург» для обучающих 7 класса 2. Образовательная экспедиция «Родная Тамань» для обучающихся 3класса. 3. Образовательная экспедиция «Тайны Крыма» для обучающихся 8 класса. |
5 этап | Заключительный |
Сроки | Ноябрь 2016 |
Задачи | 1. Провести проверочную работу. 2.Провести оценку и анализ результатов. 3.Сделать выводы по теме 4. Дать самооценку проекту. 5. Оформить результаты работы. 6. Представить проект к защите. |
Результат | 1. Анализ результатов. 2.Выводы по теме. 3. Самооценка проекта. 4. Оформленный проект. 5. Защита проекта. |
6 этап | Послепроектный этап |
Сроки | Ноябрь- декабрь 2016 |
Задачи | 1. Представить проект педагогической общественности. |
Результат | 1. Выступление на педагогическом совете, конференции. 2. Публикация в педагогических изданиях, СМИ. |
11. Партнёры
- Туристические фирмы города- курорта Геленджика. Совместно с турагентами согласовывается маршрут экспедиции, который соответствует цели образовательной экспедиции, её направлениям.
- Родители. Спонсируют образовательные экспедиции своих детей. Оказывают помощь в организации экспедиций, межсетевом взаимодействии.
- Образовательные учреждения города, духовно- творческий центр с Архипо- Осиповка. Взаимодействие с этими образовательными учреждениями осуществляется на завершающей стадии, когда школьники представляют продукты образовательной экспедиции.
12. Объем выполненных работ
Проект находится на стадии завершения. Цель достигнута, поставленные задачи решены, основные этапы реализации выполнены.
13.Целевые индикаторы, показатели проекта
Данный проект ориентирован на достижение предметных результатов по истории Отечества:
- знать исторические факты;
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- определять причины и следствия важнейших исторических событий;
- знать хронологические рамки и периоды ключевых процессов;
- знать даты важнейших событий;
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей;
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России;
Поэтому, целевыми индикаторами проекта будут являться предметные результаты, доказывающие успешность выполнения проекта. Показателем проекта будет считаться качество предметных результатов.
14.Диагностические методы и методики
Оценка предметных результатов осуществляется в ходе проверочной работы, состоящей из заданий, проверяющих предметные компетенции по материалам образовательной экспедиции. Оценивание осуществляется по следующим критериям.
% выполненных заданий | результат/ уровень |
98-100 | высокий |
75-98 | хороший |
50-75 | средний |
менее 50 | низкий |
Проверочная работа проводится дважды:
1 раз на заключительном этапе образовательной экспедиции с целью определения индивидуальных достижений ребёнка, рефлексии достигнутых результатов школьниками в образовательной экспедиции.
2 раз в учебный период, когда тема учебного плана соответствует теме образовательной экспедиции. Цель – педагогическое исследование, в ходе которого сравниваются результаты детей, участвующих в экспедиции, с результатами детей не участвующих в экспедиции.
15.Полученные результаты
Результаты, полученные в ходе проекта, представлены на диаграммах
Образовательная экспедиция «Императорский Петербург»
для обучающих 7 класса
Образовательная экспедиция «Родная Тамань»
для обучающихся начальной школы
Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод, что
качество предметных результатов у детей, участвовавших в экспедиции выше по сравнению с теми детьми, которые не участвовали в экспедиции.
Таким образом, разработанная модель внедрения технологии образовательной экспедиции эффективна в достижении предметных результатов.
16.Перспективы развития инновации
Дальнейшее развитие проекта заключается в использовании разработанной модели при организации и проведении образовательных экспедиций во внеурочное время, интеграции урочной и внеурочной деятельности в достижении предметных результатов по истории Отечества, преемственности в обучении школьников начальной школы и среднего звена, в организации межсетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями, в разработке программы внеурочной деятельности, включающая образовательные экспедиции.
17. Новизна
Новизна данного проекта состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. В достижении предметных результатов по изучению истории Отечества используется интеграция урочной и внеурочной деятельности-образовательные экспедиции. Разработана модель внедрения технологии образовательной экспедиции, в которой описана структура, включены компоненты, способствующие достижению предметных результатов по истории Отечества, обеспечивается преемственность в обучении школьников.
18.Практическая значимость
Практическая значимость проекта заключается в обогащении содержания технологии образовательной экспедиции в достижении предметных результатов, создания условий для повышения качества образования.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольно-измерительные материалы по математике для оценки достижения предметных результатов учащихся 3 класса
Назначение данной работы – осуществить объективную индивидуальную оценку учебных достижений результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по математике в 3 клас...
Контрольно-измерительные материалы по английскому языку для оценки достижения предметных результатов учащихся 2го класса (итоговый контроль).
Назначение данной работы – осуществить объективную индивидуальную оценку учебных достижений результатов освоения основной образовательной программы по английскому языку во 2 классе.Основная цель и сод...
Листы оценки достижений предметных результатов 2 класс
Оценочные листы разработаны для 2 класса УМК "Школа Росии"...
Контрольно - измерительные материалы по русскому языку в 3 классе для оценки достижения предметных результатов ( итоговый тест ) УМК "Школа России".
Итоговый тест содержит 2 группы заданий. Назначение 1 группы - проверка базовой подготовки. 2 группа содержит задания повышенной сложности....
Диагностика (Таблица достижения предметных результатов обучения) первого дополнительного класса (вариант 2)
Диагностика (Таблица достижения предметных результатов обучения) первого дополнительного класса в соответствии с: Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающи...
Доклад на тему: «Использование технологии формирующего оценивания для достижения качественных образовательных результатов при работе с детьми ОВЗ в начальных классах»
Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся с ОВЗ. Оценка не только дает возможность уча...
Опыт использования цифровых образовательных платформ для достижения планируемых результатов
Опыыт работы с образовательными платформами....
- Мне нравится (2)