Работа по формированию предметных результатов. Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 3 классе (открытый урок в рамках районного семинара в 2013-2014 уч.г.).
методическая разработка (3 класс) по теме
Данный материал включает конспект интегрированного урока по литературному чтению и окружающему миру. Используется ИКТ-технология.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок – обобщение
по литературному чтению «Поэзия. Странички о родине в творчестве поэтов-земляков.»
и окружающему миру «Степь. Особенности жизни и занятий людей в степи.»
в 3 классе по системе Л. В. Занкова с использованием ИКТ .
Участники урока : учащиеся 3 класса , учитель
Данный урок построен на основе курсов Н. Я. Дмитриевой и Казакова А. Н. « Окружающий мир « и Лазаревой В.А.« Литературное чтение« за 3 класс с использованием ИКТ. Информационные технологии в данном уроке позволяют совершить методы и организационные формы обучения и воспитания – закреплять знания, развивать фантазию и воображение, воспитывать любовь к природе .
Цели интеграции : - научить видеть взаимосвязь между разными
п редметами;
- решать единую педагогическую задачу обучения и развития средствами нескольких предметов .
Цели урока : 1) образовательные :
- расширять представления учащихся об использовании природных богатств степной зоны, о занятиях населения;
- учить работать над стихотворным произведением, уметь находить известные приёмы авторов в стихосложении.
2) развивающие :
- развивать умение анализировать, сравнивать, сопостав-
лять, обощать, активизировать познавательную деятель- ность через решение проблем ;
- формировать умение оценивать свою работу и анализи-ровать деятельность свою и группы;
- развивать речь учащихся, логическое мышление.
3) воспитательные :
- формировать у учащихся коммуникативную компетен-
цию, умение работать в группах, парах;
- через систему художественных описаний воспитывать культурное и бережное отношение к родной природе, уважение к труду людей;
- прививать культуру общения и чувство прекрасного.
Ресурсы ( оборудование) : компьютер, интерактивная доска Smart Board,
карточки слов по цепи питания;
презентация; рисунки учащихся о животных;
рабочая тетрадь уч-ся по окр.миру ;
Учебник Н. Я. Дмитриевой и Казакова А. Н. « Окружающий мир « и Лазаревой В.А.« Литературное чтение« за 3 класс;
Сборник стихов И.П.Безуглова
Ход урока :
- Организационный момент. Стадия настроя.
1.Мобилизирующий этап.
- Сегодня в нашей школе необычный день- школа открыла двери для многих гостей. Они не обошли вниманием и наш 3»А» класс. Поприветствуйте наших гостей кивком головы и улыбкой.
Итак, есть первый контакт !
Я надеюсь, это только начало нашей совместной работы, дорогие гости и дорогие дети.
- Начинаем наш урок и помним :
Мы веселы, добры, здоровы, умны.
Мы знаем уже много, но хотим знать
ещё больше.
Улыбнитесь своему соседу по парте и традиционно пожелайте успехов на уроке: Желаю (соприкасаемся большими пальцами рук)
Успеха ( указательными)
Большого (средними)
Во всём и везде ( безымянными)
А также желаю ( мизинцами)
Удачи тебе ! ( ладошками)
2. Стадия вызова. Мотивация.
- Наш интегрированный урок будет включать 2 основных предмета : литературное чтение и окружающий мир, а значит, нужны 2 темы.
- Над каким жанром устного народного творчества мы работаем на уроках литературного чтения сейчас?
- О чём были последние произведения ?
- Прочитайте тему сегодняшнего урока чтения ( на доске)
« Поэзия. Странички о родине в творчестве поэтов-земляков»
- Вдумайтесь в связь этих понятий и постарайтесь сформулировать тему урока по окружающему миру в том же соответствии, я лишь немного помогу:
- Какую природную зону мы изучаем сейчас ?
- О чём мы уже успели узнать- определите по плану изучения природной зоны
( на доске план изучения природной зоны) 1. Географическое положение.Климат.
2. Растительность и животные.
3. Занятия людей.Экологические проб-
лемы и пути их решения.
Формулируется тема урока :
«Степь. Особенности жизни людей в степной зоне»
- Определимся с задачами урока. На какие вопросы вы хотели бы найти ответы ?
(учиться работать со стихами, развивать речь, пополнять словарный запас, выявить условия жизни людей в степи и в зависимости от этих условий – занятия людей, влияние хозяйственной деятельности человека на природу степи.)
2. Деятельностная стадия.
1. Времена года в степи. Их влияние на занятия людей.
- Я хочу начать работу словами нашего поэта-земляка И.П.Безуглова:
За околицей – луг да поле,
За околицей – даль без края,
Дух мятежный, лихая воля !
И такое вокруг раздолье !
- Какие эпитеты описания степи вам запомнились ?( лихая воля, раздолье)
Покажите на карте природных зон зону степей по всему миру.
( на доске по карте природных зон мира учащийся показывает зону степей на всех материках о попутно объясняет её расположение)
Зона степей расположена в северном полушарии к югу от лесной зоны, в умеренном климатическом поясе, на Восточно-Европейской равнине и на Западно-Сибирской равнине, а также в Северной Америке ( здесь она называется прерия), в Южной Америке - где её зовут пампа или пампасы, в Африке и Австралии – саванна.
- На сегодняшнем уроке мы рассмотрим зону степей в Северном полушарии, именно в нашем крае, где ярко выражены все 4 времени года.Есть ли зависимость в жизни и занятиях людей от времён года в степи ?
А)Зима в степи
-Какое сейчас время года ?
- Дежурным синоптикам слово об этом времени в степи.
1) отрывок из стихотворения И.П.Безуглова «Предзимье»
Всё чаще, а не вдруг, морозы
На землю холод свой приносят.
Уже – предзимье, а не осень
На травах иней, а не росы.
2) Погода из Интернета
3) «Самое интересное»
- самый крепкий сон – у суслика. Во время зимней спячки его можно вынуть из норки, катать как шарик, тормошить, что угодно делать - он не проснётся. Жёлтый суслик спит 9 месяцев.
- самый лучший бегун среди птиц – бегунок, он мчится быстрее зайца.
- в австралийской саванне не секрет, что все зебры – полосатые, но нет ни одной одинаковой ! У каждой особый узор, как отпечатки пальцев у человека на руках.
- угадайте, у какого животного саванны самое маленькое сердце? ( ответы детей)Ни за что не догадаетесь, что у льва!
Работа над произведениями И.П.Безуглова « Зимние сны»- 1 ряд
«Осенним утром» - 2 ряд и «Разгулялся апрель» - 3 ряд. - одновременно
Зимние сны.
Тучки, как кудряшки в звёздном небе
Стынут в серой дымке предрассветной.
Тянется из снега тонкий стебель,
Стосковавшись о поре заветной.
Ветер, полыхнув над снежной кромкой,
Где-то прикорнул за дальней далью,
Степь украсив розовой позёмкой,
Как невесту свадебной вуалью.
Я и без подсказки точно знаю,
Когда виснет холод в зимнем небе,
В вещих снах земля моя родная
Грезит с болью о насущном хлебе.
Видятся ей шумные потоки
Вешних вод и солнца свет благой,
Тёплый дождь в назначенные сроки,
Многоцветье радуги дугой.
Видится мужик, припавший к полю,
В холод его холивший и зной
И не батраком, лишённым доли,
А хозяином земли родной.
Самостоятельно в группе:
– подчеркните эпитеты или сравнения.
(Безусловно, только настоящий хозяин сможет правильно использовать силу родной земли, чтобы летом она дала хороший хлеб)
- Какие полевые работы ведутся в поле зимой ?
( Задержание снега на полях, чтобы он покрыл землю и уберёг от морозов)
-О чём должны помнить мы в холодное время года ? ( одеваться соответственно погоде и приложить все усилия, чтобы помочь домашним животным пережить холода и диким животным и птицам. Из-за сильного ветра и морозов может произойти обледенение проводов, работы бригад-ремонтников по всем населённым пунктам всю зиму, а также снегоуборочные машины и от гололёда))
Б) «Осенние странички» в произведениях И.П.Безуглова.
- Подобрать анимацию к тексту и под её сопровождение прочитать выразительно или наизусть. ( Интерактивная доска – подбор анимации к тексту)
Осенним утром.
Холодные осенние рассветы,
Замешанные на вороньем грае.
От звонкого оставшаяся лета
Раскисшая дорога полевая.
В пролесках разноцветная листва
Ещё скрывает наготу ветвей,
А в небе тучи, словно острова,
Висят свинцом над клином
журавлей.
Печальное курлыканье плывёт
Над степью,
над промокшими полями,
А я гляжу на хмурый небосвод,
Машу рукой, прощаясь
с журавлями.
- Каким настроением пропитаны строки ?
- Осень – достаточно долгая в степном крае. Какие работы ведутся жителями ?
( Утепление к зиме помещений для себя и животных, заготовка корма, припасов на зиму, вспашка полей, посев озимых культур)
В) Весна в стихах И.П.Безуглова.
Разгулялся апрель.
Разгулялся апрель, распотешился,
По деревьям листвою развесился,
По лугам изумрудом рассыпался,
Землю с небом связал перезвонами,
Степь овеял ветрами озонными.
В миражах синий день расплывается,
Даль за далью туманной скрывается,
Каждый кустик под солнышком светится,
То замрёт, то тихонько колышется…
Пред природой душа моя крестится,
Мне легко в ней живётся и дышится !
- Предложите своё задание к тексту.(Назвать признаки весны)
- Каким приёмом воспользовался поэт ?( олицетворение).
( Все группы самостоятельно работают)
- Весна – пора раннецветущих растений и именно в это время степь особенно красива, нарядна и активна !- Это уже по заголовку заметно- Кто самый внимательный читатель- в чём особенность построения строчек этого стиха ? ( заканчиваются глаголами)
-Как чувствует себя поэт весной ?Доказать строчками( последняя)
- А как вы себя чувствуете весной ? У кого это любимое время года ?
3.Физминутка ( под музыку Вивальди « Весна « из «Времён года» исполнение движений-вальса)
Г)Лето в степи.
- Каким мы знаем лето в степи ?
-Степь-это царство трав. Среди них – много злаков: пшеница, рожь, ячмень, овёс, гречиха, рис и др.)Плодородные степные земли засажены этими культурами. И превращены в посевные площади.
- Работа с учебником «Окружающий мир» с. 93 1,2 абзац – самостоятельное чтение.
-Что вы узнали о лете в степи?
Д) « Жалобы обитателей степи» - Вам нужно разобраться, кто жалуется и чем можно помочь.
( Видеозвук- запись обращений к детям)
- Я живу в тропической степи , не умею летать, хоть и птица. Зато я умею быстро бегать. Длина моего шага – 2 метра, но всё равно нас догоняют и истребляют. А всему виной – наши драгоценные перья. Пожалейте нас, пожалуйста. ( страус)
- Летом мы любим греться на солнце. Совсем безопасны для человека. Питаемся насекомыми или мелкими животными. Обладаем удивительной особенностью – оставляем свой хвост в руках напавшего на нас. Интересно? А вы нас палкой по голове… (ящерица)
- Мы всем мешаем ! Вот я - всего 16 кг зерна припас на зиму в норку и сплю себе спокойно, никого не трогаю. А меня вредителем и расхитителем называют. Несправедливо ! (хорёк)
- И я вам пожалуюсь словами И.П.Безуглова в стихотворении «Сломанная берёза»
Сломанная берёза.
Прильнув кудряшками к земле,
Малышка – тонкая берёза,
В предутренней весенней мгле
Роняет бисерные слёзы.
Один никчемный человек,
Шагая как-то мимоходом,
Сломал её боковую ветвь,
Разросшуюся прошлым годом.
Она повисла, как крыло
Подраненной в полёте птицы,
Хоть время тёплое пришло,
Но ей уже не распуститься.
Сдавило болью тонкий ствол
Дожившей до весны берёзы,
Вокруг разносит ветер стон
Да сушит горестные слёзы.
- На кого все жалобы ? ( на человека)
- Каким образом человек может нанести вред природе ? ( браконьерство, охота, неправильное поведение в природе, пожароопасность, необдуманная с/х деятельность- повальная распашка полей возле оврагов и водоёмов, животноводство и выпас скота в неподходящих местах и т.д.
1. Пути выхода из экологической катастрофы.
А) Работа с учебником – с. 94- борьба с пожарами.
Б) Работа на ИА доске- КМ- « Влияние человека на экосистему» - ? слайд
В это время - В) сообщение о заповедниках:
Учащийся - даёт справку : Животный и растительный мир в степи сильно изменился под влиянием человека. Ещё в 19 веке исчезли дикие лошади, туры, зубры и косули. Олени оттеснены в леса, а сайгаки – в полупустыни. В нашей стране принят закон об охране и использовании животного мира. Под особой охраной отдельные представители флоры и фауны находятся в заповедниках.
- Словарь – значение слова «заповедник» ( читает ученик)
- Следующая справка - о заповедниках Ростовской области.
На территории Ростовской области находятся : гос. заповедник М.А.Шолохова
На территории Вёшенского района, он организован в 1984г.
И гос.природный заповедник «Ростовский» на территории Орловского Района среди сухих степей и полупустынь, создан в 1995г. ( вчера ему исполнилось 15 лет).
Уч-ся – справка : На территории Орловского района в хуторе Кундрюченском создана Ассоциация «Живая природа степи», где охраняются уникальные представители животного мира степи. Так как наша школа – школа экологического направления, наши ученики – частые гости этого чудного уголка. И сотрудники этого центра подарили нам энциклопедию , из которой мы берём материал для изучения родной природы. ( демонстрирует книгу)
Г) Проверка задания с ИА доски.
- В честь юбиляра ученик 10 класса нашей школы написал стихотворение, а его младший брат прочитает его выразительно. Всё это будет сопровождаться презентацией.
( Под показ презентации- уч-ся читает стих о заповеднике «Ростовский»)
Заповеднику « Ростовский» посвящается
в честь 15-летия.
Однажды я задумался, что всех нас ожидает,
Что станет с матушкой-природой через десятки лет ?
Погибнет всё живое ? Земля поблекнет вдруг ?
Ведь пагубно влияем мы на неё, мой друг.
«Как же мы поможем степи? - я спросил у мамы,-
Чтоб весною любоваться дивными цветами».
«Ты, сынок, меня послушай: чтоб спасти природу,
Заповедник на востоке был организован.
Под его защитой дремлют древние курганы,
Расцветают Биберштейна редкие тюльпаны.
Василёк, катран, ковыль поле украшают,
Рядом с ними – жук-олень да шмель большой летает.
На донских просторах степи лошади гуляют
И не страшно им в степи – их люди охраняют.
Маныч-озеро гудит, когда ветер дует,
Легендарное оно – это каждый знает.
Стрепет, розовый скворец, журавль-красавка,
Колпица, степной орёл – разве их не жалко ?
Не лови, сынок, стрекоз, бабочек над степью,
Чтобы все мы наслаждались перепёлки трелью.»
Выслушал рассказ я мамин про «Ростовский» заповедник
И подумал :
Хорошо, что люди вдруг
поняли, что всё вокруг :
Травы, птиц, животных,- нужно сильно так любить,
Чтобы всем не позабыть, что на свете есть одно –
Чудо, свыше нам дано – дивная природа.
Так давайте воздадим ей почёт и уваженье,
Что имеем – сохраним для будущего поколенья !
- Но ведь надо беречь не только редких представителей , но и всех остальных. Почему ? ( все связаны цепью питания)
1 уровень – по картинкам из приложения к тетради «Окружающий мир» составить цепи питания - № 48.
2 уровень – по табличкам со словами - при помощи скотча составить цепи питания.
3 уровень – выбрать правильное соотношение между количеством растений, травоядными и хищниками в зоне степей. Доказать.
Проверка.
4. Стадия осмысления. Подведение итогов урока.
1. Возврат к стадии настроя - плану изучения природной зоны.
Что мы успели сегодня узнать по этим пунктам ?
-На какие вопросы ещё хотелось бы найти ответ ?
2. Составление схемы по теме «Человек в степи» ( ИА доска -1 уч-ся)
В это время - объяснение д/з на обратной стороне стихов И.П.Безуглова.
- Какие вопросы возникли ?
- В заключение - словами Леонида Куклина:
Всё в мире цепью связано нетленной,
Всё включено в один круговорот:
Сорвёшь цветок, а где-то во Вселенной
В то миг звезда взорвётся и умрёт…
3. Семена в кормушку.
- Настал момент, когда и нашим гостям найдётся дело. Уважаемые гости ! Наш класс активно участвует в экологических мероприятиях, проводящихся школой, а сегодня в канун 15-летнего юбилея заповедника «Ростовский» и просто от души приглашаем вас внести свой вклад в дело охраны природы - насыпьте семена для зимующих птиц в одну из кормушек, которые мы сделали со своими родителями.
( гости насыпают семена в кормушку)
Итог урока: - Всем спасибо за работу на уроке – пусть каждый оценит свой вклад в работу класса и подумает о том, что ещё можно найти к этой теме и рассказать в классе. Спасибо.
Использованные материалы:
- учебник «Окружающий мир» 3 класс, Москва, «Просвещение», 2010г.;
- учебник «Литературное чтение» 3 класс, Москва, «Просвещение», 2010г.;
-стихотворение школьника Я. Шаповалова «Заповеднику «Ростовский»;
- кормушки для птиц;
- отрывок стихотворения Л.Куклина «Всё в мире цепью связано нетленной»;
- мелодия «Весны» Вивальди из «Времена года».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/01/02/picture-6506.jpg)
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира по УМК "Начальная школа XXI века" во втором классе по теме: Г.Скребицкий "Весна-художник". Травянистые растения. Спасибо ...
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/17/picture-25022.jpg)
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира
урок литературного чтения в 1 классе по программе «Гармония" учебник «Азбука» Н. М. Бетенькова, В. Г. Горецкий, Д. С. Фомин.Тема урока:«Чтение слов с изученными буквами. В гости к деревьям»Цели ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/24/picture-149178-1353777685.jpg)
Открытый интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 4 классе. Тема: "Лес – природное сообщество"
Цель: формирование представлений о лесе как о природном сообществе.Задачи: Создавать условия для обогащения опыта учащихся, познакомить их с разнообразием лесных обитателей, ярусами, лесной подстилкой...
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира.
Конспект урока в 4 классе...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/15/picture-527896-1416018617.jpg)
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира на тему:О братьях наших меньших. Б. Заходер « Плачет киска в коридоре», И. Пивоварова « Жила - была собака»
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мираТема: О братьях наших меньших. Б. Заходер « Плачет киска в коридоре», И. Пивоварова « Жила - была собака»Цель: расширить представления о кош...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/24/picture-149178-1353777685.jpg)
Открытый интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 4 классе. Тема: Лес – природное сообщество
Цель: формирование представлений о лесе как о природном сообществе.Задачи: Создавать условия для обогащения опыта учащихся, познакомить их с разнообразием лесных обитателей, ярусами, лесной подстилкой...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/11/picture-683993-1444553683.jpg)
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира во 2 классе во 2 классе "В..В.Бианки "Сова". Невидимые нити в природе"
Данный интегрированный урок помогает детям увидеть неразрывную связь между объектами природы, а также между природой и человеком, дети учатся делать экологические прогнозы и искать грамотный подход к ...