ПР 5. Задания на формирование личностных результатов.ПР 5. Задания на формирование личностных результатов ПР 5. Задания на формирование метапредметных и предметных результатов.
консультация
Скачать:
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 5. Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы.
Целеполагающая часть. В ходе лекции Вы познакомились с понятием «учебное задание», «учебная задача». Учебная задача (задание) включает три составные части: целеполагающая часть, содержательная часть, критерии оценки. Целеполагающая часть способствует мотивации ученика к выполнению задания. Это не прямое указание учителя сделать что-то, а появление интереса ученика к описываемой учителем учебной ситуации, сути проблемы, понимание цели предстоящей деятельности. В содержательной части задания содержится требование: что необходимо сделать ученику (в более или менее подробной формулировке), при необходимости – возможная форма ответа. В заключительной части задания учитель предлагает оценить ученикам правильность его выполнения на основе определенных критериев. Критерии должны быть понятны ученику, их не должно быть много (2-3). Используя эти критерии, ученик сможет оценить свою работу или работу одноклассника. В колонке «Критерии оценки» рекомендуется указать вопросы учителя, отвечая на которые, дети будут делать вывод о качестве выполнения ими учебного задания.
Содержательная часть (задание для слушателей). Разработайте (составьте) учебные задания для учащихся 1 класса, нацеленные на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов освоения примерных рабочих программ учебных предметов. Ответы представьте в таблице. Каждая группа результатов - в отдельном файле.
Критерии оценки. Требования к выполнению задания.
- Каждое учебное задание (задача) должно быть нацелено на формирование конкретного планируемого результата. Результат выбирается из примерной рабочей программы учебного предмета для 1 класса. Также можно использовать Тематический классификатор (https://tc.edsoo.ru/ ), где по каждой теме приведены контролируемые элементы содержания и контролируемые умения, а также личностные результаты.
- Общее количество заданий – 5. В том числе 1 задание на формирование личностных результатов (на содержании любых предметов); 1 задание - на формирование предметных результатов (предмет на выбор), 3 задания - на формирование метапредметных результатов (1 - регулятивные УУД, 1 - коммуникативные УУД, 1 - познавательное УУД: базовые исследовательские или базовые логические – на содержании любого предмета).
- Одному заданию соответствует один результат. Не нужно вставлять в таблицу фрагмент урока.
- Учебное задание (задача) состоит из трех частей (согласно Конструктору): целеполагающая часть, содержательная часть, критерии оценки (как они предъявляются ученикам).
- Учебное задание (задача) должно быть сформулировано четко, грамотно, понятно для детей указанного класса.
Форма ответа «Метапредметные результаты»
Количество заданий – 3
Вид УУД | Учебный предмет | Тема | Проверяемое универсальное учебное действие | Учебное задание (задача) | ||
Целеполагающая часть | Содержательная часть | Критерии оценки | ||||
Регулятивные | не обязательно | не обязательно | в процессе учебной проблемы планировать и выстраивать действия по решению учебной задачи для получения результата. | Формировать умение выстраивать алгоритм действий по определению правильного переноса слов | Как вы перенесли? Что помогло при выполнении задания? (Сервис правильного переноса слов. Вспомнить правило переноса слов) | - Смог правильно перенести слова - Правильно применил правило для переноса слов |
Коммуникативные | не обязательно | не обязательно | - в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы, дополнять ответы участников; уважительно относиться к разным мнениям; | - Формировать умение составлять слово из доступных букв, тем самым формируя тему урока; в процессе составления аргументировать свой ответ. | Назовите полученное слово? Что оно означает? -Вы любите сказки? -Какие сказки вы знаете? | - Смог составить слово - Дал правильное определение полученному слову - Принимал активное участие в обсуждении |
Познавательные: базовые логические или базовые исследовательские – выбрать (оставить или подчеркнуть нужное) | Окружающий мир | «Что общего у разных растений?» | Применять базовые логические универсальные логические действия в ходе проблемы поставленной учителем. | Формировать представление о растениях; выявлять их общие признаки. | Рассмотрите гербарий. Что общего у всех растений? (Растения имеют одинаковые части) — Найдите, назовите и покажите части растений. - Что у них общего? (Каждый обучающийся выполняет работу на нахождение общих частей растений) | - Названы правильно части растения - Определены правильно общие части растения |
Форма ответа «Предметные результаты»
Количество заданий – 1.
Учебный предмет, тема урока – на выбор.
Учебный предмет, тема урока | Формируемое предметное умение в рамках изучения темы урока (из примерной рабочей программы учебного предмета) | Этап урока, на котором предлагается учебное задание | Целеполагающая часть учебного задания (ситуация, которая вызовет у детей интерес, удивление, понимание того, что нужно сделать, чтобы разрешить противоречие и т.п.). Не более 3-х предложений | Содержательная часть учебного задания (условие задания, вопрос, на который надо ответить, или «требование», которое необходимо выполнить). | Критерии оценки учебного задания (на основании чего ученик делает вывод об успешности выполнения им задания). Лучше всего, если критерии ученик знает заранее. Не более 2-х критериев |
Русский язык «Заглавная буква в именах собственных» | Научиться писать имена собственные с заглавной буквы; находить и исправлять ошибки на изученные правила. | Актуализация знаний | - Прочтите и определите, какая орфограмма объединяет слова в каждом столбике. - Какие слова лишние? | - Найдите и назовите лишнее слово в каждой строке. - Почему они лишние? - Что у них общего? - Что означают эти слова? | Смог ли найти и исправить ошибку? Сформировал ли умение выделять слова, которые пишутся с большой буквы? |
Критерии: соответствие/несоответствие содержания задания предъявляемым требованиям, указанному результату, этапу обучения (классу), структуре учебного задания (задачи)
Оценка: зачет/незачет. Зачет ставится при выполнении задания в полном объеме и в соответствии с требованиями при отсутствии грубых фактических и методических ошибок.
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 5. Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы.
Целеполагающая часть. В ходе лекции Вы познакомились с понятиями «учебная задача» и «учебное задание». Учебная задача включает ряд учебных заданий, решение которых нацелено на решение учебной задачи в целом. Следует отличать практическое задание от учебного. В практическом задании в отличие от учебного уже есть указание на способ его выполнения. Учебное задание включает три составные части: целеполагающая часть, содержательная часть, критерии оценки. Целеполагающая часть способствует мотивации ученика к выполнению задания. Это не прямое указание учителя ученику выполнить какое-либо действие, а описание ситуации, выявление сути проблемы, понимание цели предстоящей деятельности. В результате у ученика появляется интерес к выполнению учебного задания. В содержательной части задания содержится условие учебного задания и вопрос, на который надо ответить, при необходимости – форма ответа. В заключительной части задания учитель «открывает» ученикам критерии оценки выполнения учебного задания на основе определенных критериев. Критерии должны быть понятны ученику, их не должно быть много (не более 2). Используя эти критерии, ученик оценивает свою работу или работу одноклассника. Следует отличать критерии оценки и способ проверки (самооценка, взаимооценка). Также рекомендуем отказаться от фиксации результата оценки в баллах. Обратите внимание, критерий должен соотноситься с планируемым результатом, указанным вами ранее (особенно часто ошибки встречаются при формулировании критериев для заданий на формирование УУД).
Содержательная часть (задание для слушателей). Разработайте (составьте) учебные задания для учащихся 1 класса, нацеленные на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов освоения примерных рабочих программ учебных предметов (предметы - на выбор). Ответы представьте в таблице.
Критерии оценки. Требования к выполнению задания.
- Каждое учебное задание (задача) должно быть нацелено на формирование конкретного планируемого результата. Результат выбирается из примерной рабочей программы учебного предмета для 1 класса. Также можно использовать Тематический классификатор (https://tc.edsoo.ru/ ), где по каждой теме приведены контролируемые элементы содержания и контролируемые умения, а также личностные результаты.
- Общее количество заданий – 5. В том числе 1 задание на формирование личностных результатов (на содержании любых предметов); 1 задание - на формирование предметных результатов (предмет на выбор), 3 задания - на формирование метапредметных результатов (1 - регулятивные УУД, 1 - коммуникативные УУД, 1 - познавательное УУД: базовые исследовательские или базовые логические – на содержании любого предмета).
- Одному заданию соответствует один результат.
- Учебное задание и целеполагающая часть урока – это не одно и то же: не нужно вставлять в таблицу объемные фрагменты уроков.
- Учебное задание состоит из трех частей (согласно Конструктору): целеполагающая часть, содержательная часть, критерии оценки (как они предъявляются ученикам).
Форма ответа «Личностные результаты»
Количество заданий – 1.
Выбрать две разные группы личностных результатов – направления воспитания. Учебный предмет, тема урока – на выбор.
Группа формируемого результата – направление воспитания (выберите одно направление): экологическое, духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, трудовое, физическое, эстетическое, ценность научного познания) | Учебный предмет, тема урока | Формируемый личностный результат | Учебное задание (задача) | ||
Целеполагающая часть | Содержательная часть | Критерии оценки | |||
ценности научного познания: | Русский язык «Заглавная буква в именах собственных» | познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. | - Прочтите и определите, какая орфограмма объединяет слова в каждом столбике. - Какие слова лишние? | - Найдите и назовите лишнее слово в каждой строке. - Почему они лишние? - Что у них общего? - Что означают эти слова? | Смог ли найти и исправить ошибку? Сформировал ли умение выделять слова, которые пишутся с большой буквы? |
Критерии: соответствие/несоответствие содержания задания предъявляемым требованиям, указанному результату, этапу обучения (классу), структуре учебного задания (задачи)
Оценка: зачет/незачет. Зачет ставится при выполнении задания в полном объеме и в соответствии с требованиями при отсутствии грубых фактических и методических ошибок.
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 3. Анализ содержания и методического аппарата УМК с точки зрения требований примерных рабочих программ.
Задание. Проведите по вопросам анализ содержания примерной программы для 1 класса по литературному чтению (не обучение грамоте) и программы авторов УМК, по которому Вы работаете, методический аппарат учебника (должен входить в ФПУ).
- Проанализируйте раздел «Содержание» и соотнесите названия тематических разделов программ.
Автор УМК: Школа России В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
Тематические разделы в примерной рабочей программе по литературному чтению для 1 класса | Тематические разделы в авторской рабочей программе по литературному чтению УМК для 1 класса, по которому Вы работаете | Какие разделы в Вашем УМК имеют другое название, но по содержанию соотносятся с разделами в примерной рабочей программе? | Какие разделы отсутствуют в Вашем УМК? |
1.Сказка фольклорная (народная) и литературная (авторская). 2.Произведения о детях и для детей. 3.Произведения о родной природе. 4. Устное народное творчество — малые фольклорные жанры. 5. Произведения о братьях наших меньших. 6. Произведения о маме. 7. Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии. 8. Библиографическая культура (работа с детской книгой). | 1.Вводный урок 2.Жили-были буквы. 3.Сказки, загадки, небылицы. 4.Апрель, апрель! Звенит капель. 5.И в шутку и всерьез. 6.Я и мои друзья. 7.О братьях наших меньших. | 1.Жили-были буквы. 2.Сказки, загадки, небылицы. 3.Апрель, апрель! Звенит капель. 4.И в шутку и всерьез. 5.Я и мои друзья. | 1. Произведения о маме 2. Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии. |
2) По одному из тематических разделов программы сравните круг чтения, литературоведческое содержание (анализируется «Тематическое планирование»). Рекомендуется взять аналогичные разделы примерной программы и авторской.
Раздел примерной программы учебного предмета Произведения о маме
Название аналогичного раздела в авторской программе УМК, по которому Вы работаете Произведения о родной природе
Анализируемый параметр | Примерная рабочая программа по литературному чтению для 1 класса (по выбранному разделу) | Авторская рабочая программа по литературному чтению УМК для 1 класса, по которому Вы работаете (по аналогичному разделу) | Что нужно добавить в содержание Вашей программы и УМК, чтобы они соответствовали примерной программе? |
Круг чтения | Самостоятельное чтение поэтических произведений о природе (на примере доступных произведений А., С. Пушкина, Ф. И. Тютчева С. А. Есенина, А. Н. Плещеева, Е. А. Баратынского, И. С. Никитина, Е. Ф. Трутневой, А. Л. Барто, С. Я. Маршака. | Апрель, апрель! Звенит капель. Самостоятельное чтение поэтических произведений о природе А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе. | Стихотворения С.А. Есенина, С. Пушкина, Ф. И. Тютчев |
Основное литературоведческое содержание (кратко) | Учащиеся практически знакомятся с жанрами и темами произведений, узнают основные признаки сказки, стихотворения, рассказа. Накапливаются представления школьников об авторах различных произведений | Учащиеся практически знакомятся с жанрами и темами произведений, узнают основные признаки сказки, стихотворения, рассказа. Накапливаются представления школьников об авторах различных произведений | Полностью соответствует элементам содержания ПРП |
3) Выберите одно или несколько произведений (рассчитанных на один урок) в выбранном Вами тематическом разделе. Проанализируйте учебные задания, вопросы к данным произведениям (методический аппарат учебника) с точки зрения возможности формирования конкретных предметных или метапредметных результатов. Дополните работу над данным произведением рекомендуемыми в примерной программе видами учебной деятельности из раздела «Тематическое планирование».
Тема урока (автор и название произведения) Особенности стихотворного текста. Сравнение стихов разных поэтов на
одну тему. С. Маршак «Апрель». И. Токмакова «Ручей», «К нам весна
шагает…». Е. Трутнева «Голубые, синие небо и ручьи…»
Содержание учебного материала | ||
Формируемые умения (из примерной рабочей программы) | Учебные задания, вопросы, имеющиеся в УМК (характеристика задания, а не его номер) | Дополнительный вид работы из раздела «Тематическое планирование» примерной рабочей программы по данному тематическому разделу |
Предметное или УУД (а именно): познавательные УУД: базовые логические действия (сравнивать произведения по теме) базовые исследовательские действия(анализировать и создавать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей) коммуникативные УУД: общение (корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей) регулятивные: самоорганизация: (выстраивать последовательность выбранных действий) | Составление списка авторов, которые писали о природе (с помощью учителя) |
4)Сделайте вывод о соответствии или несоответствии содержания учебного материала и методического аппарата УМК требованиям примерной рабочей программы учебного предмета (ПРП).
Цели изучаемого курса Примерной РП и УМК «Школа России» не совпадают. Цели Примерной РП ориентированы на понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, как средства сохранения и передачи нравственных ценностей, традиций, отражающих сформированность на необходимом для продолжения обучения уровне читательской компетентности.
Критерии оценивания: Анализируется качество заполнения таблиц, грамотность формулировки и обоснованность выводов.
Оценка: зачет/незачет. Зачет ставится при верном выполнении задания и отсутствии грубых ошибок.
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 1. Изучение содержания обновленного ФГОС НОО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/2021 гг.
В лекции по теме 1.1 Вы познакомились с отличительными особенностями новых ФГОС начального общего образования и основного общего образования. Выберите только то, что относится к уровню начального общего образования. Прочитайте об этом в текстах документов ФГОС НОО (2009г. с изменениями и дополнениями) и ФГОС НОО (2021г.).
Задание. Сравните требования ФГОС НОО (2009г. с изменениями и дополнениями) и ФГОС НОО (2021г.), результаты сравнения запишите в таблицу.
В 1-ой колонке указаны параметры сравнения (три вида требований ФГОС НОО, изложенные в соответствующих разделах документа) и примерные вопросы, на которые надо ответить, сравнивая тексты нового ФГОС начального общего образования (2021г.) и ФГОС начального общего образования (2009г).
Во второй колонке напишите основные выводы по итогам сравнения документов.
Сравнительная таблица.
Параметр сравнения (раздел ФГОС НОО) | Стало в ФГОС НОО 2021г. |
Требования к условиям реализации программ обучения: (Каковы требования к условиям реализации программ в дистанционной форме? Какие появились общесистемные требования к условиям реализации ФГОС НОО? Каковы сроки обучения по программам начального общего образования? ) | В качестве общесистемных требований к реализации программы начального общего образования рассмотрены вопросы организации дистанционного образования: каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным авторизированным доступом к совокупности информационных и электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ начального общего образования в полном объеме независимо от их мест нахождения, в которой имеется доступ к сети Интернет, как на территории Организации, так и за ее пределами. Реализация программы начального общего образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий осуществляется в соответствии с Гигиеническими нормативами и Санитарно- эпидемиологическими требованиями. Требования к условиям реализации программы начального общего образования включают: общесистемные требования; требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению; требования к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям. Срок получения НОО – не более 4 лет Может быть сокращен для обучающихся по индивидуальным учебным планам. |
Требования к структуре основной образовательной программы: (Как изменилась структура основной образовательной программы? Изменились ли требования к структуре и содержанию рабочих программ учебных предметов, курсов внеурочной деятельности? Что изменилось в учебном плане: название и состав предметных областей, количество часов? Изменились ли требования к системе оценки достижений обучающихся?) | Программа основного общего образования (термин) включает:
Таким образом, исключена Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Рабочие программы учебных предметов, курсов и модулей необходимо формировать с учетом рабочей программы воспитания. В тематическом планировании нужно указать, что по каждой теме возможно использовать электронные образовательные ресурсы. Требования к рабочим программам теперь едины, и нет отдельных норм для рабочих программ внеурочной деятельности. Но в описании к учебным курсам такой деятельности обязательно нужно указать форму проведения занятия (п. 31.1 ФГОС НОО, п. 32.1 ФГОС ООО) Учебный предмет «Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации» (предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке») в ОО с русским языком обучения изучается при наличии возможностей и по заявлению родителей. Общий объем аудиторной работы за 4 года – не менее 2954 часов и не более 3190 часов |
Требования к результатам обучения (Как изменились формулировки результатов по каждой группе: личностные, метапредметные, предметные? ) |
А) Например, в метапредметные результаты в УУ познавательных действиях выделяются: 1. Базовые логические действия. 2. Базовые исследовательские действия. 3. Работа с информацией; в УУ коммуникативных действиях выделяются блоки «Общение» и «Совместная деятельность»; в УУ регулятивных действиях выделяются блоки «Самоорганизация» и «Самоконтроль» (п. 42 ФГОС). Б) Личностные результаты достигаются через направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание и др. (п. 41 ФГОС). В) подробно указан перечень предметных результатов, тех навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи, по иностранному языку – читать и понимать тексты в объеме до 80 слов и др.). |
Критерии оценивания: обоснованность/необоснованность сделанных выводов по каждому параметру сравнения.
Оценка: зачет/незачет. Зачет ставится при условии заполнения таблицы в полном объеме и отсутствии грубых ошибок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный подход к оценке метапредметных и предметных результатов
Данный материал адресован учителям, начинающим работать по стандартам второго поколения. Разработка была представлена на региональной научно-практической конференции"Психолого-педагогическое сопровожд...
"Портфель достижений"- системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся
В данной презентации представлены критерии создания "Портфеля достижений обучающихся начальной школы" , задачи участников образовательного процесса....
Оценка личностных, метапредметных и предметных результатов
Работа по ФГОСам...
Обобщение опыта "Использование первороботов Лего для формирования метапредметных и личностных результатов"
Уникальность ПервоРоботов LEGO состоит в том, что они возвращают детей к эмпирическому познанию мира, но в то же время приучают к систематической обработке и анализу полученных данных с помощью компью...
"Компетентностно-ориентированные задания в урочной и внеурочной деятельности как способ формирования метапредметных результатов младших школьников"
Компетентностно-ориентированное задание моделирует практическую, жизненную ситуацию и строится на актуальном для учащихся материале....
Доклад на тему: «Использование уровневого подхода в системе оценки метапредметных и предметных результатов»
Доклад на тему: «Использование уровневого подхода в системе оценки метапредметных и предметных результатов»...
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися с ОВЗ
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися с ОВЗ...