Методическая разработка: " Формирование предметных результатов при обучении русскому языку"
методическая разработка (3 класс) на тему
Наша современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжать развиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определенным способам действий.
Сегодня жизнь предъявляет к человеку определенные требования - это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремленность, а самое главное - умение ориентироваться в большом потоке информации.
Предъявляются новые требования к образованию детей младшего школьного возраста. Сегодня меняется подход к результатам освоения учебных программ, меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения.
Педагогическая цель: формирование системы предметных результатов в процессе обучения русскому языку в 3 классе.
Задачи: - изучение литературы на основе инструктивно-методических документов, регламентирующих деятельность учителя в соответствии с ФГОС ООО;
-изучение технологий, способствующих формированию предметных результатов;
- изучение основных понятий по данной теме.
-методическая разработка урока русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_predmetnyh_rezultatov.doc | 93 КБ |
prezentatsiya_imya_sushchestvitelnoe.pptx | 2.4 МБ |
imya_sushch_3_kl_urok.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Наша современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжать развиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий.
Сегодня жизнь предъявляет к человеку определенные требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.
Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняются. Происходящая в настоящий момент реформа общего образования Российской Федерации связана с введением в действие федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО). Предъявляются новые требования к результатам освоения учебных программ, меняются цели и содержание образования, появляются новые термины, средства и технологии обучения.
Тема моего проекта «Формирование предметных результатов при обучении русскому языку в 3 классе» связана с новым стандартом.
Цель проекта:
Педагогическая цель: формирование системы предметных результатов в процессе обучения русскому языку в 3 классе.
Практическая цель: разработка урока.
Задачи проекта:
1. изучение литературы на основе инструктивно-методических документов, регламентирующих деятельность учителя в соответствии с ФГОС ООО;
2. изучение основных понятий по данной теме;
3. изучение технологий, способствующих формированию предметных результатов в 3 классе;
4. методическая разработка урока русского языка по теме «Имя существительное. Повторение».
Глоссарий.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального и общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: предметных, метапредметных и личностных.
Предметные результаты – это результаты по отдельным предметам. Их достижение обеспечивается благодаря учебным предметам, представленным в обязательной части учебного плана.
В соответствии с пониманием сущности образовательных результатов, заложенном в Стандарте, предметные результаты содержат в себе систему предметных знаний, которая выражается через учебный материал различных курсов, и систему предметных действий, которые направлены на применение этих знаний, их преобразование и получение нового знания.
Система предметных знаний — важнейшая составляющая предметных результатов. В ней можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов. На ступени начального и общего образования особое значение для продолжения образования имеет усвоение учащимися опорной системы знаний по русскому языку.
Предметные действия — вторая составляющая предметных результатов. В основе многих предметных действий лежат универсальные учебные действия. (коммуникативные, регулятивные, познавательные).
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.
При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями Стандарта способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.
Оценка достижения этих предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний учебного курса.
http://result.pnmc.spb.ru/courses/lessons/lesson_1.html
Предметные результаты:
- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-
смысловые типы речи (повествование, описание, рассужде ние); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их всвоей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватной ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Предметные результаты
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 3 класса:
Требования к уровню подготовки учащихся.
Ученик научится:
- различать, сравнивать, кратко характеризовать:
- имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;
- виды предложений по цели высказывания и интонации;
- главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;
- выделять, находить:
- собственные имена существительные;
- личные местоимения 1,2, 3-го лица;
- грамматическую основу простого двусоставного предложения;
- в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);
- решать учебные и практические задачи:
- определять род изменяемых имён существительных;
устанавливать форму числа (единственное или множественное) имени существительного;
- задавать падежные вопросы и определять падеж имени существительного;
- определять принадлежность имён существительных к 1, 2, 3-му склонению;
- устанавливать с помощью смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в предложении;
- находить предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но\
- использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
- подбирать примеры слов с определённой орфограммой;
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
- безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объёмом 65-80 слов;
- проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
- составлять план собственного и предложенного текстов;
- определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
- корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев;
- составлять собственные тексты в жанре письма;
- применять правила правописания:
- приставки, оканчивающиеся на з, с;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определённые программой);
- буквы о, ё после шипящих в корнях слов;
- буквы и, ы после ц в различных частях слов;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
- безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных;
- буквы о, е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц;
- безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Технологии, способствующие формированию предметных результатов
Урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым и современным. Для этого на уроках русского языка необходимо использовать современные технологии.
Итак, формированию предметных результатов при обучении русскому языку способствует применение современных педагогических технологий:
- развивающего обучения;
- проблемного обучения;
- проектная деятельность;
- развития исследовательских навыков;
- информационно-коммуникационные.
Технология развивающего обучения
Развивающее обучение лежит в основе современного урока, так как урок развивающий – направлен на создание условий, в которых ребенок чувствует себя полноценным участником образовательного процесса. Учитель на таком уроке является организатором учебной деятельности.
Под развивающим обучением понимается активно-деятельный способ обучения.
В его основе лежит опора на индивидуальное развитие ученика, на формирование его личности:
- активность (самостоятельную и созидательную деятельность);
- внутреннюю свободу (выбор);
- духовность (уважение, понимание, творчество, осознанное развитие);
В развивающем обучении акцент переносится с изучения учебного материала на учебную деятельность ученика по развитию теоретического мышления и на всестороннее развитие личности учащегося. При этом знания все равно передаются ученикам, но с применением дедуктивного подхода.
Знания сообщаются не для их воспроизведения, а в процессе специально организованной разносторонней деятельности. В учебный процесс вносится личностный и деятельностный акценты, которые очень важны для работы с детьми.
Технология проблемного обучения
Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия. Это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, познавательной творческой деятельности. Она побуждает начало мышления, активную, мыслительную деятельность, которая протекает в процессе постановки и решения проблемы.
Познавательная потребность возникает у человека в том случае, когда он не может достичь цели с помощью известных ему способов действия, знаний. Эта ситуация и называется проблемной. Именно проблемная ситуация помогает вызвать познавательную потребность учащегося, дать ему необходимую направленность мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала, обеспечить возможность управления со стороны педагога.
Проблемная ситуация стимулирует мыслительную деятельность учащегося в процессе обучения.
Проблемная ситуация - центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений.
Частично-поисковый и исследовательский метод.
Проектная деятельность.
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения.
Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Основные требования к проекту.
1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.
2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.
Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
Технология развития исследовательских навыков.
Цель развивающего метода работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала ученика через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Задачи:
- обучение проведению учебных исследований;
- развитие творческой исследовательской активности;
Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты.
Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.
Выбор темы.
Постановка цели и задач.
Гипотеза исследования.
Организация исследования.
Подготовка к защите и защита работы.
Специфика исследовательской работы заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
Использование информационно - коммуникационных
технологий.
Уроки с использованием информационно - коммуникационных технологий имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками.
Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.
- использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).
- повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.
- возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации, имеют возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.
- информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося.
Всякое включение ИКТ в образовательную среду должно быть аргументировано.
Необходимо учитывать, что урок с использованием информационных технологий несколько отличается от традиционного урока. Единую структуру подобного урока выделить сложно, так как каждый урок индивидуален, что определяется рядом причин: спецификой предметной области, содержанием конкретного урока, привязкой к аппаратным средствам информационных технологий, дидактическими возможностями программных средств, типом и качеством электронных ресурсов, ИКТ — компетенцией педагога.
Разработка урока с использованием информационных технологий возможна лишь при наличии электронного ресурса. Учебные электронные ресурсы можно разделить на три группы, в зависимости от выполняемой функции.
1. Иллюстрация учебного материала (таблицы, схемы, опыты, видеофрагменты);
2. Поддержка учебного материала (задания, тесты и т.д.)
3. Источник учебного материала (электронный учебник, разработка задания для самостоятельной работы учащегося).
По способу разработки они могут принадлежать к одному из следующих видов:
1. Интернет ресурсы (могут использоваться не только непосредственно на уроке, но и для подготовки).
2. Специальные (сюда включаются все электронные ресурсы, выпускаемые различными издательствами).
3. Универсальные (Word, Excel, Power Point и т.д.- предназначены для создания педагогами собственных образовательных ресурсов).
Самыми интересными и эффективными уроками являются уроки с использованием универсальных образовательных ресурсов, то есть уроки, разработанные педагогом с учётом особенностей конкретного ученического коллектива и для конкретных учащихся. В процессе создания такого урока возникает уникальный образовательный ресурс, в который вложены не только знания, умения и опыт педагога-разработчика, но и частичка его души. Именно такие уроки будут наиболее интересны детям, а значит, и наиболее эффективными.
Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требует от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны даже не столько сами знания, сколько умение добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях. Использование ИКТ преобразит преподавание традиционных учебных предметов, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное - поднимет на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учёбе.
Список литературы по данной теме:
Информационно – методическое обеспечение.
Для учителя:
Русский язык : программа: 1-4 классы / программа, планирование, контроль. С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, А. О. Евдокимова. Москва Издательский центр «Вентана Граф» 2012 Начальная школа XXI века Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (2009 г.).
- Русский язык: 3 класс : комментарии к урокам / С. В. Иванов, М. И. Кузнецова. – 3-е изд., перераб М. : Вентана-Граф. 2012. Начальная школа XXI века
- Русский язык: 3 класс : комментарии к урокам (Электронный ресурс) / С. В. Иванов, М. И. Кузнецова. – 1 опт. компакт диск (CD-ROM). М. : Вентана-Граф. 2013. Начальная школа XXI века
- Русский язык: Оценка достижений планируемых результатов обучения. Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения. /В. Ю. Романова, Л. В. Петленко. / под редакцией С. В. Иванова. - 3-е изд., перераб. М. : Вентана-Граф. 2012. Начальная школа XXI века
Для учащихся:
- Русский язык : 3 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. Ч. 1/ С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова и др. — 4-е изд. перераб. М. : Вентана-Граф, 2012. Начальная школа XXI века
- Русский язык : 3 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. Ч. 2/ С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова и др. — 4-е изд. перераб. М. : Вентана-Граф, 2012. Начальная школа XXI века
Интернет ресурсы:
- http://result.pnmc.spb.ru/courses/lessons/lesson_1.html
- http://shkolazhizni.ru - Что такое развивающее обучение? Инновационные методики обучения
- http://kopsch45.narod.ru – Проблемное обучение.
- http://kuvmetodist.ucoz.ru - Инновационные технологии при внедрении ФГОС.
- http://festival.1september.ru/articles/411473/ - Проектная деятельность.
- http://mounoch8.ucoz.ru/publ/stati_Информационно - коммуникационные технологии. В чём их эффективность?
- http://www.sch496.ru/p158aa1.html Основные определения.
- http://mounoch8.ucoz.ru/publ/stati_Информационно - коммуникационные технологии. В чём их эффективность?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
б е л к а в е т е р к р о т е л ь з а я ц а с и л
Имя существительное
Задачи урока: - уметь распознавать имя существительное среди других частей речи по характерным признакам, использовать алгоритм (памятку) для различения частей речи; - уметь определять морфологические признаки существительного; - применять правило написания окончаний существительного; - применять правило написания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных.
ЗАДАНИЕ 2. 1) Прочитайте выразительно текст. 2) Выпишите все имена существительные ( существительные выписывайте вместе с предлогами). Мальчик долго глядел на дом, и на пруд, и на тихие от жары деревья. Ему теперь почти верилось, что в пруду живёт зеркальный карп и жаба ночует в осоке, что здесь есть весёлый дрозд, который каждое утро поёт… Он зашёл в тень и взглянул на то место пруда, где небо не отражалось… ( По В. Белову)
ЗАДАНИЕ 2 3) Докажите , что вы правильно выполнили задание, продолжив рассуждение-доказательство Имена существительные обозначают __________________________________ и отвечают на вопросы ______________
Имена существительные обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? или что?
Мужской род (мой) - портфель Женский род (моя) - ручка Средний род (моё) – дерево
Число Единственное число (гриб) Множественное число (грибы )
Падежи имен существительных И.п . кто? что? Р.п . кого? чего? Д.п . кому? чему? В.п . кого? что? Т.п . кем? чем? П.п . о ком? о чём?
Склонение 1-е скл . Ж.р. – а; - я М.р. – а, - я 2-е скл . М.р. – Ср.р.- о; е 3 скл . Ж.р . -
Перед вами текст. Вставьте нужные окончания существительных (устно определите склонение и падеж). В лесу на вырубк … слышится шёпот молод … деревьев. Между осинк … , берёзк … , папоротник … , пнём-букет … , маленьк … ель … идёт разговор. Все они шевелятся, как будто сидят за одним столом в непрерывн … бесед … . У нас, людей, о чём говорят? О войне, о дружб … , о добывании пищ … . И у них главн … разговор, конечно, о ветр … , полёт … по ветру семян, о распределении и подач … света и тени, о том, как чувствуют себя под землёй корешки. ( По М.Пришвину )
Домашняя работа В лесу на вырубк е слышится шёпот молод ых деревьев. Между осинк ой , берёзк ой , папоротник ом , пнём-букет ом , маленьк ой ель ю идёт разговор. Все они шевелятся, как будто сидят за одним столом в непрерывн ой бесед е . У нас, людей, о чём говорят? О войне, о дружб е , о добывании пищ и . И у них главн ый разговор, конечно, о ветр е , полёт е по ветру семян, о распределении и подач е света и тени, о том, как чувствуют себя под землёй корешки. ( По М.Пришвину)
Задание 4. Плавн ая реч ь , чёрн ый каранда ш , ненужн ая вещ ь , солнечн ый лу ч , студенческ ая молодёж ь , серебрян ая брош ь , син яя туш ь , маленький шала ш , остр ый но ж , хорош ий товари щ , таёжная глуш ь , большой клю ч .
Листок рефлексии Удалось ли справиться с поставленными на уроке задачами?_________________ Что не удалось сделать на уроке ?______________________________________ Что нового узнали на уроке ?_____________________________________________ Что нужно повторить? В чём ещё разобраться ?_____________________________ Довольны ли вы своей работой на уроке ?_________________
Предварительный просмотр:
Тема урока: закрепление по теме: «Имя существительное как часть речи».
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное».
Задачи урока:
1) Повторить тему «Имя существительное».
2) Проверить умение распознавать род и число имен существительных.
3) Проверить умение различать имена существительные среди других слов. 4) Формировать коммуникативные умения.
5) Развивать творческий подход, умение классифицировать, мыслить, отстаивать свою точку зрения.
6) Воспитывать любовь к родному языку и родному краю.
Оборудование: компьютер, медиапроектор и мультимедийный экран для компьютерной презентации, карточки для индивидуальной работы,
Технологическое сопровождение урока:
- информационные технологии;
- личностно-ориентированное обучение;
- развитие исследовательских навыков.
Цель: актуализация знаний и умений обучающихся по теме: «Имя существительное как часть речи».
Задачи:
- обобщить материал по теме «Имя существительное»;
- совершенствовать орфографические навыки написания падежных окончаний имени существительного;
- повторение окончаний имён прилагательных;
- продолжать развивать навыки связной речи;
- воспитывать внимание к языковым явлениям в русском языке;
- тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
- развивать внимание, память, речь, логическое мышление;
- учить алгоритмизировать свои действия.
Планируемые результаты:
предметные:
- научиться распознавать части речи по характерным признакам, использовать алгоритм (памятку) для различения частей речи;
- научиться определять морфологические признаки существительного;
- научиться применять правило написания окончаний существительного;
- научиться применять правило написания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных.
личностные:
- формировать устойчивую мотивацию к обучению;
- формировать устойчивую мотивацию к самостоятельной и коллективной деятельности;
- формировать устойчивую мотивацию к исследовательской деятельности.
метапредметные:
способствовать формированию:
- адекватного восприятия информации устного и письменного сообщения;
- овладению разными видами чтения (поисковым, просмотровым, изучающим);
- овладению приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
- умению вести самостоятельный поиск информации;
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме, формулировать собственное мнение и позицию.
Ожидаемый результат:
1.Обучающиеся на уроке отвечают на вопросы учителя, выполняют задания в группах, учатся анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать изученный материал, делать выводы.
2. Обучающиеся на уроке формируют деятельностные способности и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Методы оценки достижений целеполагания:
Педагогическое наблюдение, самооценка, взаимооценка.
Ход урока
- Организационный момент. Проверка готовности к уроку. (2мин.)
- Проверка домашнего задания (5 мин.)
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (3мин.)
Какие части речи вы знаете?
(Слайд 1)
Какой частью речи являются данные слова? (имя существительное)
(Слайд 2 )
Тема нашего урока: «Имя существительное».
(Слайд 3 )
Задачи урока:
- уметь распознавать имя существительное среди других частей речи по характерным признакам;
- уметь определять род и число;
- уметь применять правило написания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных.
IV. Работа по теме урока:
(Слайд4 )
ЗАДАНИЕ 1.
Выписать все имена существительные из текста в тетрадь (5мин.)
Мальчик долго глядел на дом, и на пруд, и на тихие от жары деревья. Ему теперь почти верилось, что в пруду живёт зеркальный карп и жаба ночует в осоке, что здесь есть весёлый дрозд, который каждое утро поёт… Он зашёл в тень и взглянул на то место пруда, где небо не отражалось…
(По В. Белову)
(Слайд 5)
Ответ: Мальчик, на дом, на пруд, от жары, на деревья, в пруду, карп, жаба, в осоке, дрозд, утро, в тень, на место, пруд, небо.
Основная часть:
Что такое имя существительное?
(Слайд 6, 7)
ЗАДАНИЕ 2. (5мин.) признаки имени сущ.
Учащимся предлагается разгадать кроссворд. На доске есть картинки подсказки.
Слово учителя: Если вы правильно решите кроссворд, то в выделенных клеточках вы прочтете название дерева.
- Какой зверек любит орешки? (белка)
- Без рук, без ног, а ворота отворяет? (ветер)
- Кто живет под землей? (крот)
- Зимой и летом одним цветом? (ель)
- Зимой белый, летом серый? (заяц)
- Кто из зверей в сказках слывет хитрым? (лиса)
Ответ: в выделенных клетках слово (береза)
- Какой частью речи является слово, которое появилось в выделенных клетках? (имя существительное) (Слайд 2)
(Слайд 8)
- Что такое имя существительное?
(Слайд 9)
- Что мы ещё знаем об имени существительном? (имя существительное имеет род и число)
- Как мы определяем род?
(Слайд 10)
ЗАДАНИЕ 3. (5мин.) На определение рода им.сущ.
Распредели слова по столбикам таблицы. (таблица на столе)
Тарелка, пони, пальто, зима, шоссе, шимпанзе, сказка, фламинго, кино, ведро, стол, кенгуру, луна, трава, кофе, улыбка, метро, эскимо, яблоко.
Мужской род | Женский род | Средний род |
(Слайд 11)
Мужской род | Женский род | Средний род |
пони | тарелка | пальто |
шимпанзе | зима | шоссе |
фламинго | сказка | кино |
стол | луна | ведро |
кенгуру | трава | метро |
кофе | улыбка | эскимо |
яблоко |
(Слайд 12)
Род неизменяемых существительных надо запоминать! В случае затруднений надо обращаться за помощью к толковому словарю.
(Слайд 13)
Как определить число имён существительных?
(Слайд 14, 15)
ЗАДАНИЕ 4. (5мин)
Подчеркни слова, которые нельзя поставить в форму единственного числа.
Яблоки, грабли, сливы, ножницы, ножи, сливки, каникулы, цветы, дни, брюки, листья, очки, рукава, карандаши, торты, друзья, крылья.
Подчеркни слова, которые нельзя поставить в форму множественного числа.
Дерево, мёд, птица, молоко, пирог, зверь, соль, река, ловкость, трусость,
(Слайд 16)
Правило:
В русском языке есть такие имена существительные, которые употребляются только в форме множественного числа. Они называют предметы, которые состоят из двух частей, или то, что не может быть представлено как один предмет.
В русском языке есть такие имена существительные, которые употребляются только в форме единственного числа. Они называют то, что нельзя посчитать.
(Слайд 17)
ЗАДАНИЕ 5. (5 мин) ь на конце существительных.
Допиши, если необходимо, ь.
Вещ | Луч | Помощ | Полноч |
Плащ | Обруч | Молодеж | Врач |
Кирпич | Мыш | Чертёж | Камыш |
Сторож | Доч | Карандаш | Мелоч |
(Слайд 18)
Допиши, если необходимо, ь.
Вещь | Луч | Помощь | Полночь |
Плащ | Обруч | Молодежь | Врач |
Кирпич | Мышь | Чертёж | Камыш |
Сторож | Дочь | Карандаш | Мелочь |
Какое правило вы вспомнили чтобы выполнить это задание?
(Слайд 19)
На конце имён существительных женского рода в единственном числе после шипящих пишется мягкий знак.
- Подведение итогов урока. (3 мин.)
Обратимся к нашим задачам. Научились мы распознавать имя существительное среди других частей речи по характерным признакам?
Умеем мы определять род и число им.сущ.? Научились применять правило написания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных?
Оценивание работы
Рабочие материалы попрошу сдать.
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
- Рефлексия (подведение итогов занятия)
Цель: рефлексия и самооценка учащимися своей учебной деятельности; соотнесение учащимися своих целей и результатов; планирование учащимися целей дальнейшей деятельности (регулятивные УУД). Заполните листок рефлексии.
Материалы для урока
ЗАДАНИЕ 1.
Выпишите в тетрадь все имена существительные (существительные выписывайте вместе с предлогами).
Мальчик долго глядел на дом, и на пруд, и на тихие от жары деревья. Ему теперь почти верилось, что в пруду живёт зеркальный карп и жаба ночует в осоке, что здесь есть весёлый дрозд, который каждое утро поёт… Он зашёл в тень и взглянул на то место пруда, где небо не отражалось…
(По В. Белову)
ЗАДАНИЕ 2. Разгадайте кроссворд.
Если вы правильно решите кроссворд, то в выделенных клеточках вы прочтете название дерева.
- Какой зверек любит орешки?
- Без рук, без ног, а ворота отворяет?
- Кто живет под землей?
- Зимой и летом одним цветом?
- Зимой белый, летом серый?
- Кто из зверей в сказках слывет хитрым?
ЗАДАНИЕ 3.
Распредели слова по столбикам таблицы.
Тарелка, пони, пальто, зима, шоссе, шимпанзе, сказка, фламинго, кино, ведро, стол, кенгуру, луна, трава, кофе, улыбка, метро, эскимо, яблоко.
Мужской род | Женский род | Средний род |
ЗАДАНИЕ 4.
1) Подчеркни слова, которые нельзя поставить в форму единственного числа.
Яблоки, грабли, сливы, ножницы, ножи, сливки, каникулы, цветы, дни, брюки, листья, очки, рукава, карандаши, торты, друзья, крылья.
2)Подчеркни слова, которые нельзя поставить в форму множественного числа.
Дерево, мёд, птица, молоко, пирог, зверь, соль, река, ловкость, трусость.
ЗАДАНИЕ 5.
Допиши, если необходимо, ь.
Вещ | Луч | Помощ | Полноч |
Плащ | Обруч | Молодеж | Врач |
Кирпич | Мыш | Чертёж | Камыш |
Сторож | Доч | Карандаш | Мелоч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Словарно – орфографическая работа на уроках русского языка в 3 классе"
Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Как известно, грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила...
Формирование коммуникативной компетенции при обучении русскому языку в начальной школе
В данной статье содержатся рекомендации по обучению русскому языку учащихся начальной школы. Данная статья включает материал по нахождению способов взаимодействия с окружающими, практическое овла...
Методическая разработка урока для 1 класса по русскому языку
Методическая разработка урока для 1 класса по русскому языку "Письмо строчной буквы «Л» с целью научить учеников писать строчную букву «Л», упражнять в выделении звуков [л], [л...
Доклад для методического объединения "Достижение метапредметных результатов через уроки русского языка"
Перед школьным образованием ставятся новые задачи, на решение которых направлены ФГОС нового поколения. Особое внимание уделяется достижению метапредметных результатов. Под метапредметными результатам...
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....
Мастер - класс "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка".
Цель мастер - класса: показать возможности формирования метапредметных УУД на уроках русского языка в начальной школе....
Методическая разработка. Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка в начальной школе.
Методическая разработка. Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка в начальной школе....