Формирование опыта социального взаимодействия обучающихся в условиях организации внеурочной деятельности в СКК с нарушениями речи.
консультация (2 класс)
Формирование опыта социального взаимодействия обучающихся в условиях организации внеурочной деятельности в СКК с нарушениями речи
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование опыта социального взаимодействия обучающихся в условиях организации внеурочной деятельности в СКК с нарушениями речи.
Из опыта работы учителя начальных классов
МБОУ СОШ №7 г. Апатиты –
Росляковой Елены Николаевны.
«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин? Отечества достойный сын».
Н.А. Некрасов
В настоящее время в Концепции духовно-нравственного воспитания сформулирован современный национальный воспитательный идеал - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Цель современного образования, одна из приоритетных задач общества и государства - воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Принципиальное отличие новых ФГОС 2009 года заключается в том, что целью является
не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. В общее образование была возвращена такая важнейшая функция, как воспитание.
Учитель начальных классов, который проводит с детьми своего класса четыре года их жизни и взросления – не только учитель, не только классный руководитель, но и ВОСПИТАТЕЛЬ в самом широком смысле этого слова. Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.
Воспитание учащихся можно осуществлять только в рамках всего образовательного процесса, равномерно распределяя его духовное содержание по всей образовательной среде. Одним из новшеств стандартов второго поколения – большое внимание к внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность учащихся - деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Именно эта деятельность на долгие годы и запоминается детям, и оказывает на них наибольший воспитательный эффект.
Приступая к работе в специальном коррекционном классе для детей с нарушениями речи, я изучила новые образовательные стандарты, особо уделила внимание развитию коммуникативных универсальных учебных действий. В психологии и педагогики развитию речи и общения в дошкольном возрасте, а также коммуникативно-речевой стороне готовности детей к школе традиционно уделяется большое внимание. Уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников далёк от желаемого, что и побудило разработчиков новых ФГОС считать эту сторону развития одной из приоритетных, а не факультативных задач школьного образования. Коммуникация рассматривается не как узко прагматический обмен информацией, а как смысловой аспект общения и социального взаимодействия.
Социальное взаимодействие осуществляется в процессе совместной деятельности и общения. В социальном плане взаимодействие людей рассматривают также как способ осуществления преемственности поколений. Передача опыта, информации от поколения к поколению способствует взаимодействию людей: конкретное поведение, с одной стороны, и подражание этому поведению — с другой. У ребенка усвоение опыта и овладение им всегда происходит через взрослого или старшего в совместной деятельности. Чтобы овладеть опытом и присвоить его себе, ребенок вступает во взаимодействие с более опытным, старшим.
Со-действие и со-трудничество выступают как реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы психического развития и становления личности.
Важной вехой в развитии детей при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту является преодоление эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях. От первоклассника требуется хотя бы элементарное понимание (или допущение) возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос, а также ориентация на позицию других людей, отличную от его собственной, на чём строится воспитание уважения к иной точке зрения. Другой задачей социализации является способность сотрудничать в совместной деятельности с другими. В дошкольном возрасте дети учились в простейших формах договариваться, вместо того, чтобы настаивать на своём. На протяжении младшего школьного возраста дети активно включаются в общие занятия. Учебная деятельность при традиционном обучении остаётся преимущественно индивидуальной. А вот в процессе внеурочной деятельности нередко возникает настоящее сотрудничество школьников: дети помогают друг другу, происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе. Как известно, от навыков конструктивного общения, приобретённых в младшем школьном возрасте, во многом зависит благополучие личностного развития подростка. В условия специально организуемого сотрудничества формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно, с более высокими показателями.
При поступлении в специальный коррекционный класс для детей с нарушениями все дети имели диагноз: общее недоразвитие речи. Мне, как учителю такого класса, необходимо было продумать не только учебный процесс для этих детей, но и внеурочную деятельность.
При традиционном школьном обучении зачастую может происходить вербализм, при котором происходит отрыв речи от реальной деятельности в материальной форме, и увеличение индивидуального процесса обучения. Но невозможно развивать речь вне связи от её функции сообщения, адресованного реальному партнёру. Необходима организация совместной деятельности учащихся, которая создаст контекст, адекватный для совершенствования речи.
После обследования детей в 1 классе психолог дала характеристику нашего специального коррекционного класса: «Мотивационная сфера представлена в основном сниженными показателями, что объясняется повышенной утомляемостью детей, недостаточной эмоционально-волевой управляемостью. Снижение мотивации свидетельствует о большей привлекательности внеучебных сторон школьной жизни. Новая социальная роль ещё не закрепилась в сознании некоторых детей. Познавательный интерес недостаточно высок по причине снижения работоспособности при повышенной утомляемости со стороны ЦНС. Повышенный уровень агрессивности диагностируется у 1 учащегося, что связано с недостаточным развитием эмоционально-волевой саморегуляции. На момент начала обучения прослеживается повышение динамики в распределении и переключаемости внимания. Показатели слуховой памяти в целом по классу имеют средние значения, однако выявлено небольшое снижение слуховой памяти, что связано с повышением объёма предоставляемой информации, с увеличением её сложности».
После этого я задумалась о том, что моим первоклассникам сложно по нескольку часов воспринимать информацию только на слух, сидя в школе за партой. Я задумалась о том, как открыть для них информацию о мире с помощью других органов чувств: зрения, осязания, обоняния, движения. Я выбрала внеурочную деятельность как средство для развития речи детей, их развития и воспитания, социализации и развития творческих способностей.
В своей работе по организации внеурочной деятельности я выбрала следующие направления:
- познавательное (знакомство с литературой, культурой, историей),
- досуговое общение;
- художественное творчество.
В каждом направлении я продумала уровни воспитательных результатов.
1 - Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
2 - Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
3 - Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
В познавательном направлении я строила работу следующим образом:
1 - познавательные беседы, экскурсии в школьную и городскую детскую библиотеку, в школьный музей, в музеи города, на станцию юных техников,
2 - интеллектуальный «Клуб вдумчивого читателя», создание проектов по окружающему миру, работа с конструктором «Лего-Робот»,
3 - детский исследовательский проект в рамках школьной научно-практической конференции «Роль света на рост и развитие комнатных растений», внешкольные акции познавательной направленности (конференция учащихся «Я открываю мир»).
В досуговом направлении велась работа:
1 - культпоходы в театр, на концерты, выставки, просмотр познавательных видео-материалов
2 – участие в концертных школьных программах, инсценировки, праздничные «огоньки» на уровне класса, сотрудничество с другими классами
3 - досугово-развлекательные акции школьников в окружающем школу социуме (концерт для родителей на школьном празднике микрорайона).
В художественном творчестве я выбрала систему работы по программе внеурочной деятельности «Служу Отечеству пером». Эта программа обучения детей основам журналистики. В 1 классе главной темой была «Я красивый мир творю». Для детей есть рабочая тетрадь, в которой дети могут читать материалы по развитию речи и рисовать. Дети наблюдали красоту природы, красоту мысли, слова, труда, сердца, дружбы, доброты, радости, музыки и танца, и всей Вселенной. Во 2 классе главной темой стала «Дорогою добра». Дети познакомились больше с профессией журналиста, и узнали что слово – главный помощник журналиста. Ближе познакомились с журналом «Добрята», который печатает рассказы, стихи, заметки, написанные детьми 6-12 лет. Ребята стали сами сочинять и посылать заметки и рассказы в этот журнал, стали подключаться к ведению группы «В контакте», где мы пишем о своих новостях, которые происходят в нашем классе. Уровни воспитательных результатов:
1 – еженедельное занятие по программе «Служу Отечеству пером», создание проектов в классе
2 - открытые занятия для родителей, проведение праздников для ребят из других классов
3 – подготовка к празднику в школе, создание школьной печатной газеты.
За время работы по программе внеурочной деятельности – во время обучения в 1 и 2 классах – дети заметно изменились, повзрослели, научились взаимодействовать друг с другом, договариваться, уступать друг другу, просить прощения, прощать, дружить.
Ниже представлен небольшой фото-отчёт о работе по программе внеурочной деятельности в
1-2 классах для детей с нарушениями речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование учебно-познавательной активности младшего школьника через организацию внеурочной деятельности по математике
Требования нового «Образовательного стандарта начального обучения» выдвигают на первый план развивающую функцию обучения, способную обеспечить становление личности младшего школьника и раскрыть индиви...
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
Инклюзивное или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. Не ученик должен приспосабливаться под школу, а...
Педагогическая поддержка личностного становления и развития обучающихся в процессе организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС
Форма организации: проблемно-ценностное общение.В форме беседы. Дети сидя кружочком.Цель: - формировать у детей понятие о дружбе -...
«Формирование жизненных компетенций у обучающихся через различные виды внеурочной деятельности».
Под «жизненной компетенцией» понимается совокупность знаний, умений и навыков, необходимых ребенку в обыденной жизни. Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками напра...
Презентация " Формирование жизненных компетенций у обучающихся через различные виды внеурочной деятельности"
Презентация для учителей, работающих в коррекционных школах 8 вида. Цель презентации: обмен опытом по формированию жизненных компетенций у уащихся с умственной отсталостью через различные виды в...
"Формирование опыта социального взаимодействия обучающихся с ТМНР на основе использования доступных средств коммуникации"
В презентации представлены факторы, определяющие возможность формирования социального взаимодействия. Отражены направления работы и сформулированы основные требования работы с детьми с ТМНР.Указа...