«Формирование жизненных компетенций у обучающихся через различные виды внеурочной деятельности».
статья (1 класс)
Под «жизненной компетенцией» понимается совокупность знаний, умений и навыков, необходимых ребенку в обыденной жизни.
Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре образования детей с умственной отсталостью как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Материал подготовлен для обмена опытом по формированию у детей этих жизненных компетенций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_formirovanie.docx | 20.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Общеобразовательная школа – интернат психолого-педагогической поддержки»
Выступление на методическом объединении классных руководителей по теме: «Формирование жизненных компетенций у обучающихся через различные виды внеурочной деятельности».
Подготовила
учитель начальных классов,
Гарифуллина Юлия Сергеевна
Мариинск 2019
Тема: Формирование жизненных компетенций у обучающихся через различные виды внеурочной деятельности.
Под «жизненной компетенцией» понимается совокупность знаний, умений и навыков, необходимых ребенку в обыденной жизни.
Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре образования детей с умственной отсталостью как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни.
Продуктивность такого дозированного расширения и усложнения среды жизнедеятельности ребенка с умственной отсталостью можно обеспечить только с учетом его особых образовательных потребностей. Процесс социализации ребенка, становление и развитие его как личности происходят во взаимодействии с окружающей средой. Дети, вступая в различные социальные контакты, чаще всего терпят неудачу. В моём классе из 8 человек – 5 детей не говорят.
Они пытаются показать жестами, звуками, но если что-то не получается, замыкаются в себе. И учителю важно научить их быть коммуникабельными, обращаться за помощью, принимать её, воспитывать хорошие привычки, культурное поведение, чтобы они не были в тягость обществу и людям, с которыми им предстоит общаться.
Средства формирования жизненно важных навыков, применяемые в учебном процессе (это и общеобразовательные уроки, в содержание программы по которым они входят, и специальные уроки (например, социально-бытовая ориентировка, лечебная физкультура, коррекционная ритмика, развитие зрительного и слухового восприятия, развитие мелкой моторики и осязания), и коррекционно-развивающие занятия со специалистами-дефектологами.
Также средством формирования жизненных компетенций является и внеурочная деятельность. Она является продолжением и дополнением основных форм и методов работы учащихся на уроке. Задачи внеурочной деятельности:
-дать детям знания и представления об объектах окружающей жизни (транспорт, магазины, предприятия и.т.д.);
- научить их практически и правильно по возможности и самостоятельно пользоваться этими объектами и услугами;
- формировать устойчивые навыки общения с людьми в обществе.
В 1 дополнительном классе реализуются 4 программы внеурочной деятельности, которые рассчитаны на 5лет .
Программа курса внеурочной деятельности «Азбука вежливости». На занятиях дети приобретают социальные знания о нормах поведения, первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни. Например, на занятии по теме: «Что такое добро и зло?» Даются элементарные представления о добрых и недобрых поступках, рассматриваются правила вежливости. Просматриваются или читаются сказки. Идёт обсуждение поведения того или иного героя. Учащиеся, которые не разговаривают, тоже отвечают на вопросы (да, нет): «Какой это герой? Правильно ли он поступил? и.т.д.» Коллективные игры помогают играть дружно без конфликтов.
Программа курса внеурочной деятельности «Я пешеход и пассажир» На занятиях учащиеся в игровой форме учатся безопасно переходить дорогу, оказывать первую медицинскую помощь, правильно вести себя на улице и транспорте. В классе оформлен уголок ПДД, где дети периодически сами подходят к нему, зовут меня, показывают изученные дорожные знаки, рассказывают о ситуациях по картинкам.
Программа курса внеурочной деятельности «Школа здоровья» Первоначальной задачей на занятиях является привитие здорового образа жизни. Хорошо помогают беседы, ролевые игры, разучиваются оздоровительные упражнения. Например, по теме: «Зубы» на втором занятии ставится проблемный вопрос «нужна ли нам зубная щётка?» Просматривается презентация о правильной чистке зубов», а в конце занятия учащиеся должны показать в игре «Почисти зубы», усвоенный материал. Игра «Почисти зубы» Учащиеся выстраиваются в ряд, а один ученик берёт зубную щётку, сделанную из картона, и начинает имитационными движениями показывать на детях, как чистить зубы. Участники меняются.
Программа курса внеурочной деятельности «Умелые руки» На занятиях формируется положительное отношение к трудовой деятельности. Особенно учащиеся любят готовить подарки для своих мам. Они учатся понимать инструкцию, делать по образцу, контролируют свою деятельность и сравнивают с другими детьми. Не разговаривающие дети издают звуки: «О! У!», если работа одноклассника понравилась или не понравилась .
Показателем работы учителя является то, что у детей появляется желание посещать школу, находиться в коллективе детей, взаимодействовать друг с другом и выполнять элементарные привитые им навыки.
Таким образом, мы видим, как через различные виды внеурочной деятельности формируются у учащихся знания, умения, навыки, так необходимые в обыденной жизни.
Хотелось бы закончить своё выступление словами Василия Александровича
Сухомлинского: «Несчастный, обездоленный природой или дурной средой маленький человек не должен узнать о том, что он малоспособный, что у него слабый ум. Воспитание такого человека должно быть во сто крат более нежным, чутким, заботливым»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных УУД через различные виды деятельности на уроках русского языка в системе УМК Л.В.Занкова
Задача учителя – научить учащихся владеть родным языком на коммуникативном уровне. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность, умение слушать и всту...
Формирование исследовательской компетенции младшего школьника через урочную и внеурочную деятельность
Статья опубликована в сборнике материалов научно-практической конференции "Экологическое образование: опыт, проблемы, перспективы". Издательство Владимир, 2012....
Игровые педагогические технологии в реализации различных видов внеурочной деятельности
Сценарий внеурочного мероприятия для начальной школы (4 класс) - "Рыцарский турнир" (праздник, посвященный 23 февраля)...
Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального школьного образования.
Выступление на педсовете....
«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел
Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...
Презентация " Формирование жизненных компетенций у обучающихся через различные виды внеурочной деятельности"
Презентация для учителей, работающих в коррекционных школах 8 вида. Цель презентации: обмен опытом по формированию жизненных компетенций у уащихся с умственной отсталостью через различные виды в...
«Развитие творческих способностей у детей через различные виды изобразительной деятельности»
Доклад для конференции...