СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
статья на тему

Поддубная Анна Сергеевна

Инклюзивное или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. Не ученик должен приспосабливаться под школу, а школа должна приспособиться под ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poddubnaya_-statya.docx31.55 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 37.04-053                                                                                      А.С.Поддубная

г.Нижневартовск

КУ «Нижневартовская общеобразовательная

 санаторная школа»

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

С 2010 года  Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа продвигает идею инклюзивного образования.  Инклюзивное или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. Не ученик должен приспосабливаться под школу, а школа должна приспособиться под ребенка. Наша школа первое образовательное учреждения в округе, которое организует обучение детей с диагнозом ранний детский аутизм. Другая категория, по которой специализируется наша школа – незрячие дети. Сначала такие дети обучались на дому. В настоящее время 6 детей обучаются в общеобразовательных классах наравне со здоровыми детьми и еще 7 детей посещают школу частично, изучая учебные предметы по выбору. Участниками инклюзивной системы становятся: дети с ограниченными возможностями, их здоровые сверстники, педагоги, администрация и персонал, родители.

Инклюзивное образование предполагает совместный поиск возможностей для всех детей быть вместе, раскрытие возможностей каждого ученика, учитывает потребности учеников и учителей, создавая специальные условия и поддержку, необходимые для достижения успеха. Важным  составляющим  инклюзивного образования является сетевое взаимодействие в сфере организации внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС. Сетевое взаимодействие, по нашему мнению - это взаимодействие (разное по типу и масштабу) между образовательным  учреждением и ее социальными  партнерами по распространению функционала и ресурсов для достижения общих целей и решения общих задач.

Участники сетевого взаимодействия - дети с ограниченными возможностями здоровья - обучались бы на дому или в специализированных учебных заведениях, не имея контакта с внешним миром, городской средой, своими сверстниками. Зачастую дети с ограниченными возможностями учатся в специальных школах, или обучаются на дому, теряя контакт с внешним миром, отправляются в интернат, где живут в условиях изоляции от обычной жизни. Необходимость создания сетевого взаимодействия объясняется следующими причинами:

 Организационная. Современная школа не может прогрессировать в рамках одного образовательного учреждения, необходимо формирование команды единомышленников для реализации общей образовательной стратегии, приводящей к системным изменениям структуры, содержания и дидактического обеспечения, к повышению качества образования.

 Информационная. Потребность удовлетворения запросов всех участников образовательного процесса. Открытая образовательная сеть способствует массовому распространению передовых и эффективных практик инклюзивного образования, достижению нового качества образования.

 Социальный заказ. Необходимость получения дополнительного и непрерывного образования в условиях современного развития экономики и общества.

 Доступность.  Ограниченный доступ информации для большинства обучающихся с ОВЗ и инвалидов, стремящихся повысить свой уровень образования и компетентности, разные возможности усвоения информации.

 Субъективность. Традиционная система образования основана на личном контакте педагога и ученика. Поэтому субъективные аспекты процедуры контроля так или иначе выходят на первый план. В условиях обучения, педагоги имеют дело в основном не с личными особенностями обучающегося, а с продуктами его деятельности. Отсюда результаты образования в сети становятся более объективными. Раскрытые причины указывают на то, что именно сетевое взаимодействие будет способствовать эффективной деятельности школы по повышению качества образования, развитию  компетентностей каждого обучающегося с ОВЗ в условиях ФГОС. Сетевое взаимодействие предоставляет дополнительную реальную возможность реализовать идеи  самореализации школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Построение модели эффективного и успешного сетевого взаимодействия  в КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа» происходит в соответствии со следующими  принципами:

 Принцип увлекательности, образовательного азарта. Мотивация в деятельности формируют у школьников с ОВЗ   нравственные качества, которые заставляют почувствовать себя частицей общества. Интерес положительно влияет на психические процессы и функции, улучшает память, внимание и способствует значительному повышению активности и работоспособности, стимулирует их волю.

 Принцип открытости. Локальное сетевое взаимодействие является потенциально жизнеспособным, если оно открыто к самосовершенству, к саморасширению и сетевому взаимодействию с новыми партнерами.

 Принцип языковой адекватности. Язык сетевого взаимодействия должен быть языком взаимопонимания.

 Принцип теоретической и информационной корректности. Непременным условием сетевого взаимодействия является открытая насыщенная информационная среда, отличающаяся   доступностью, достоверностью и отвечающая требованиям информационной и психологической безопасности.

 Педагогами нашей школы разработана в рамках программа социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья по трем направлениям: психолого-оздоровительное, социально-коммуникативное и сетевого взаимодействия.

Направление сетевого взаимодействия – высшая ступень в интеграции детей с ОВЗ в общество, включающая  общение, поездки по городу, знакомство с праздничной и повседневной жизнью в условиях взаимодействия с большим количеством социальных партнеров.

Анкетирование родителей детей с ОВЗ показало, что не в меньшей степени, чем в образовательной интеграции, они заинтересованы в социальной интеграции. Детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо перемещаться по городу в комфортных условиях. Они должны знать большой мир: музеи, театры, стадионы, культурно- просветительские учреждения. Они должны иметь возможность посещать все те места, где бывают и обычные дети. Они должны иметь свободу. Эту свободу мы организуем с помощью школьного автобуса и программ изучения городской среды, общения детей друг с другом, с учителями, родителями и с новыми людьми.

Существуют и еще две очень важные причины необходимости сетевого взаимодействия. Это забота о родителях детей с ограниченными возможностями здоровья (без инклюзивной школы их борьба за особого родного ребенка превращается в настоящий кошмар) и огромный воспитательный потенциал социального партнерства для детей без особых потребностей, обучающихся совместно. Инклюзивное образование предполагает не просто посещение школы детьми с ограниченными возможностями здоровья, а совместное обучение разных детей. И это дает здоровым детям очень много. Опыт, показывает, что после года совместного обучения стираются границы между детьми здоровыми и имеющими проблемы, дети становятся добрее и толерантнее даже по отношению друг к другу.

Но границ школы недостаточно, поэтому сетевое взаимодействие вызвано к жизни как внешними, так и внутренними потребностями образовательного учреждения, социума микрорайона, общества.

В соответствии с ФГОС организация внеурочной деятельности требует от школы мобилизации всех ее кадровых, образовательных, организационных и материальных ресурсов. В этих условиях встает вопрос о кооперации, объединении образовательных ресурсов школы, учреждений дополнительного образования, учреждений культуры и спорта, создании образовательных сетей.

Сетевое взаимодействие направлено на реализацию программ дополнительного образования во внеурочной деятельности. В результате этого взаимодействия создается образовательная среда школы и учреждений-партнеров, которая представляет систему сетевого взаимодействия между ними.

За последние годы школа установила партнерские отношения:

-МУ «БИС» (Библиотечно-информационная система);

-Городская детская библиотека;

-Школы искусств №1, №3;

-Театр кукол «Барабашка»;

-Общественная организация «Лучик света»;

-МАУДОД «Центр детского творчества»;

-Нижневартовское городское общество слепых;

-БУ «Реабилитационный  центр «Таукси»;

-Тюменская городская библиотека для слепых детей.  

Дети с ОВЗ имеют возможность посещать эти учреждения вместе с одноклассниками, таким образом, им проще социализироваться, ведь друзья помогают и объясняют. Сложнее происходит с учреждениями спорта, их особые дети посещают только в сопровождении родителей.

Преимуществом сетевого взаимодействия является возможность привлечения высококвалифицированных специалистов для совершенствования организации образовательного процесса, создание дополнительных условий по поддержке и развитию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, повышения качества образования.

Совместная деятельность учреждений в образовательной сети направлена на достижение общей цели, решения общих задач, позволяет всем субъектам объединить ресурсы, способствует созданию профессиональных педагогических сообществ, дает возможности совершенствовать образовательный потенциал школы, расширяет возможности построения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с особыми потребностями.

Исходя из понимания сущности сетевого взаимодействия, мы понимаем, что на сегодняшний день существует ряд проблем:

  • отсутствие сетевых образовательных программ, проектов в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ;
  • недостаток кадров в партнерских учреждениях, имеющих навыки работы в специальных условиях и с особыми детьми.

Библиографический список:

 1. Бойко, Е. Л. Дополнительное образование в учреждениях НПО (СПО) [Текст] : метод. пособ. / Е. Л. Бой- ко, А. В. Золотарева, А. Л. Пикина. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2010. – 207 с.

2. Дополнительное образование детей [Текст] : учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. О. Е. Лебедева. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 256 с.

3. Материал об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования № 03-296 от 12 мая 2011 г. [Текст] // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. URL: http://mon.gov.ru/dok/akt/8498/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционной техники рисования в организации внеурочных занятий в начальной школе в условиях введения ФГОС.

Знакомство и применение различных нетрадиционных техник рисования в начальной школе.                    "Истоки способностей и дарования детей ...

Организация внеурочной деятельности художественно – эстетического направления в условиях реализации ФГОС. Эбру – техника рисования на воде.

Целью внеурочной деятельностью является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных и культурных традиций.  Ма...

Особенности организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС нового поколения.

    В новых ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс, который пронизывает собой и учебную, ...

Организация внеурочной деятельности на основе краеведческого материала при введении ФГОС второго поколения

Материал представляет собой авторскую рабочую программу организации внеурочной деятельности на основе краеведческого материала, ориетированную на среднее звено школы. Программа включает в себя подробн...

"Организация внеурочной деятельности в начальной школе в условиях внедрения ФГОС"

Материал для выступления на педсовете, рассказывает об организации внеурочной деятельности в начальной школе. об опыте работы в средней школе №1 г. Семикаракорска Ростовской области....

" Интеграция урочной и внеурочной деятельности в начальной школе в условиях введения ФГОС"

Педагогической опыт, который позволяет формировать ключевые компетентности через интеграцию урочных и внеурочных занятий школьников....