Внеурочное занятие по курсу «Уроки нравственности или «Что такое хорошо и что такое плохо»
методическая разработка (3 класс)
Создание условий для формирования нравственных ценностей, представлений учащихся о добре и зле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 371.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия внеурочной деятельности
по курсу «Уроки нравственности или «Что такое хорошо и что такое плохо»
Проект внеурочного занятия
Учитель | Кислицина Анна Васильевна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ» с. Летка | ||
Класс | 3 | ||
Тема занятия | О добре и зле | ||
Цель | Создание условий для формирования нравственных ценностей, представлений учащихся о добре и зле. | ||
Задачи |
| ||
Планируемые результаты | Предметные | Метапредметные | Личностные |
знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества. | овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог. | развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения на основе ситуационного метода. | |
Этапы занятия | 1.Организационная часть 2. Формулирование темы и цели занятия 3. Актуализация знаний 4. Открытие нового знания. 5. Физминутка 6. Применение новых знаний 7. Итоги занятия. Рефлексия. | ||
Форма организации занятия | Творческая мастерская | ||
Оборудование урока | Компьютер, презентация, рабочая тетрадь для 3 класса. |
Технологическая карта занятия
Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| Добрый день, уважаемые ребята. Я рада приветствовать всех вас! Желаю вам добра и счастья, успеха, здоровья и мира! А здоровались ли вы сегодня друг с другом? Даже если да, то почему бы эту приятную вещь не повторить? Поздоровайтесь друг с другом за руку, правой коленкой, левым носком, носом, затылком и большим пальцем. Молодцы! Мне подмигните правым глазом, а друг другу – левым! Отлично! У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит здесь собрались добрые люди. | Приветствие, эмоциональный настрой на работу. |
2. Формулирование темы и цели занятия. | …Крошка – сын к отцу пришел, И спросила кроха: -Что такое хорошо И что такое плохо? Слово «хорошо» - новое слово в литературе. Знаете ли вы, как это слово звучит на старославянском языке? (есть, добро) Определите тему нашего занятия. Поставьте цель. | Определяют тему занятия, цели. |
3. Актуализация знаний | -Что такое добро? Подумайте и дайте определение. Из словаря Ожегова «Добро – поступки, которые приносят людям радость; это сопереживание другим людям, помощь им.» -Назовите слово, противоположное слову «добро». -Что такое зло? Из словаря Ожегова «Зло – вред, нанесенный людям». -Для чего люди должны знать, что такое «добро» и что такое «зло»? | Высказывают свое мнение. |
4. Открытие нового знания. | Прочитайте притчу о двух волках. Когда – то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, ложь, эгоизм… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность… Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: -Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. - Можно ли утверждать, что есть люди хорошие, и есть люди плохие? - Как вы понимаете выражение «кормить волка»? - Расшифруйте слово. - В каких случаях мы делаем выбор? В жизни нам часто приходится делать выбор. Это не всегда бывает легко. Где добро, а где зло? -А сейчас предлагаю вам обсудить несколько ситуаций. Отметьте то, что выбрали бы вы. | Читают притчу. Отвечают на вопросы. Отгадывают ребус. Приводят примеры на основе своего жизненного опыта. Читают, обсуждают ситуации. |
5. Физминутка | - Я называю прилагательные. Если прилагательное соответствует понятию «добрый» - хлопаем в ладоши. Если соответствует понятию «злой» – топаем ногами. Отзывчивый, грубый, жестокий, ласковый, злопамятный, вежливый, эгоистичный, мягкосердечный, чуткий, сострадающий. | |
6. Применение новых знаний | - Расшифруйте известную фразу. А как вы думаете? Что в жизни важнее: не делать зла или не делать добра? 1 мнение: В приоритете зависит от ситуации. 2 мнение: Важнее не делать зла, чем делать добро. 3 мнение: Важнее делать добро, чем не делать зла. 4 мнение: В жизни одинаково важно делать добро и не делать зла. - Ребята, как научиться отличать добро от зла? - С детства человек общается с людьми, наблюдает за их поведением и тем, как их поведение оценивают окружающие, берет с них пример или, наоборот, избегает быть на них похожими. Некоторые люди рискуют своей жизнью ради спасения жизни других. Например, обычный прохожий спрыгнул с высокого моста в реку, чтобы спасти тонущего человека. Это отзывчивый и сострадающий человек. А вот другие прыгают с моста головой вниз на резинке, завязанной на ногах. Что они хотят этим доказать? Что они смелые? Интересно, а думают ли они о том, что может случиться беда? Что своим бессмысленным риском они могут причинить своим родным и близким страдания? Если в результате такой глупости человек станет инвалидом, прикованным к коляске, кому он сделает лучше? Себе? Родителям, которые будут ухаживать за ним до конца своих дней? Жизнь – это самая большая ценность, и она, к сожалению, одна. Нужно всегда помнить об этом. Иногда человек ошибается и поступает неправильно, но прислушавшись к тому, что о нем говорят родители, товарищи, учителя, начинает понимать, что его поступки не приносят радости окружающим, а только причиняют боль, и тогда человек делает выводы и принимает верные решения. - Народная мудрость также учит нас отличать добро и зло. Соедините начало и конец пословиц. Выберите одну, объясните, как вы понимаете эту пословицу. -Научиться быть добрым – это труд. И только тот, кто не ленится самосовершенствоваться, со временем приобретает положительные качества личности: доброжелательность, скромность, сочувствие, сострадание и другие. Кому – то может показаться, что проще жить, ни о чем не задумываясь, так , как тебе хочется. Но тогда нужно быть готовым к тому, что окружающие могут отвернуться от него, оттолкнуть, не захотеть дружить, не станут любить и уважать. И такой человек может остаться в одиночестве. А что может быть страшнее? | Выполняют задание. Выбирают, выходят, собираются у того мнения, на котором остановили свой выбор. Доказывают свою точку зрения. Отвечают на вопросы, основываясь на свой жизненный опыт, анализируют (учитель корректирует при необходимости) |
7. Итоги занятия. Рефлексия. | Конечно, человек не может быть идеальным. Но мы должны стремиться стать лучше. И тогда первый волк, олицетворяющий зло, просто сбежит от нас или вовсе умрет. И давайте не будем забывать кормить нашего второго волка, олицетворяющего добро. Продолжите фразу: «Сегодня я узнал (понял)…» Наше занятие я бы хотела закончить просмотром доброго мультфильма. | Ответы детей, самооценка своей деятельности. Просмотр мультфильма «Просто так» |
Используемая литература:
- Уроки нравственности, или «Что такое хорошо, и что такое плохо»: рабочая тетрадь для 3 класса, часть 1 /Л. В. Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ. – 56 с.
- Уроки нравственности или «Что такое хорошо, и что такое плохо». Методическое пособие. 3 класс. /Л. В. Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ. – 200 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 60000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под общ.ред.проф. Л.И. Скворцова. – 25-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2006. – 976 с.
- https://www.youtube.com/watch?v=m1PH6Ki5Zdo
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать плохое от хорошего....
Внеурочное занятие по курсу "Уроки нравственности" по теме "Золотое правило нравственности"
Цель занятия:- познакомиться с формулировкой «Золотого правила нравственности», создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличност...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо"
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо" и тематическое планирование....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки нравственности, или что такое хорошо, что такое плохо"
Рабочая программа для 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Уроки нравственности или что такое хорошо и что такое плохо"
Календарно-тематическое планирование курса "Воспитание нравственных качеств"....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки нравственности или Что такое хорошо и что такое плохо"
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности или Что такое хорошо и что такое плохо» для 1-4 классовБазовый уров...
Программы. Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности или "Что такое хорошо и что такое плохо"
Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» окажет серьёзную помощь в деле воспитания подрастающего поколения. Он составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным станд...