Внеурочное занятие по курсу «Уроки нравственности или «Что такое хорошо и что такое плохо»
методическая разработка (3 класс)

 Кислицина Анна Васильевна

Создание условий для  формирования нравственных ценностей, представлений учащихся о добре и зле.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия внеурочной деятельности

по курсу «Уроки нравственности или «Что такое хорошо и что такое плохо»

Проект внеурочного занятия

Учитель

Кислицина Анна Васильевна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ» с. Летка

Класс

3

Тема занятия

О добре и зле

Цель

Создание условий для  формирования нравственных ценностей, представлений учащихся о добре и зле.

Задачи

  • уточнить представления учащихся о добре и зле;
  • воспитывать стремление к самосовершенствованию;
  • развивать внимание, мышление, память, воображение.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности  в жизни человека и общества.

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;   овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог.

развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения на основе ситуационного метода.  

Этапы занятия

1.Организационная часть  

2. Формулирование темы и цели занятия

3. Актуализация знаний

4. Открытие нового знания.

5. Физминутка

6. Применение новых знаний

7. Итоги занятия. Рефлексия.

Форма организации занятия

Творческая мастерская

Оборудование урока

Компьютер, презентация, рабочая тетрадь для 3 класса.

Технологическая карта занятия

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Добрый день, уважаемые ребята. Я рада приветствовать всех вас! Желаю вам добра и счастья, успеха, здоровья и мира!

А здоровались ли вы сегодня друг с другом? Даже если да, то почему бы эту приятную вещь не повторить? Поздоровайтесь друг с другом за руку, правой коленкой, левым носком, носом, затылком и большим пальцем. Молодцы! Мне подмигните правым глазом, а друг другу – левым! Отлично!

У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит здесь собрались добрые люди.

Приветствие, эмоциональный настрой на работу.

2. Формулирование темы и цели занятия.

…Крошка – сын к отцу пришел,

И спросила кроха:

-Что такое хорошо

И что такое плохо?

Слово «хорошо» - новое слово в литературе. Знаете ли вы, как это слово звучит на старославянском языке? (есть, добро)

Определите тему нашего занятия. Поставьте цель.

Определяют тему занятия, цели.

3. Актуализация знаний

-Что такое добро? Подумайте и дайте определение.

Из словаря Ожегова «Добро – поступки, которые приносят людям радость; это сопереживание другим людям, помощь им.»

-Назовите слово, противоположное слову «добро».

-Что такое зло?

Из словаря Ожегова «Зло – вред, нанесенный людям».

-Для чего люди должны знать, что такое «добро» и что такое «зло»?

Высказывают свое мнение.

4. Открытие

нового знания.

Прочитайте притчу о двух волках.

Когда – то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, ложь, эгоизм… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность… Маленький  индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

-Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

- Можно ли утверждать, что есть люди хорошие, и есть люди плохие?

- Как вы понимаете выражение «кормить волка»?

- Расшифруйте слово.

3.jpg

- В каких случаях мы делаем выбор? В жизни нам часто приходится делать выбор.  Это не всегда бывает легко. Где добро, а где зло?

-А сейчас предлагаю вам обсудить несколько ситуаций. Отметьте то, что выбрали бы вы.

33.jpg

Читают притчу.

Отвечают на вопросы.

Отгадывают ребус.

Приводят примеры на основе своего жизненного опыта.

Читают, обсуждают ситуации.

5. Физминутка

- Я называю прилагательные. Если прилагательное соответствует понятию «добрый» -  хлопаем в ладоши. Если соответствует понятию «злой» – топаем ногами.

Отзывчивый, грубый, жестокий, ласковый, злопамятный, вежливый, эгоистичный, мягкосердечный, чуткий, сострадающий.

6. Применение новых знаний

- Расшифруйте известную фразу.

333.jpg

А как вы думаете?  Что в жизни важнее: не делать зла или не делать добра?

1 мнение: В приоритете зависит от ситуации.

2 мнение: Важнее не делать зла, чем делать добро.

3 мнение: Важнее делать добро, чем не делать зла.

4 мнение: В жизни одинаково важно делать добро и не делать зла.

-  Ребята, как научиться отличать добро от зла?  

- С детства человек общается с людьми, наблюдает за их поведением и тем, как их поведение оценивают окружающие, берет с них пример или, наоборот, избегает быть на них похожими.

Некоторые люди рискуют своей жизнью ради спасения жизни других. Например, обычный прохожий спрыгнул с высокого моста в реку, чтобы спасти тонущего человека. Это отзывчивый и сострадающий человек. А вот другие прыгают с моста головой вниз на резинке, завязанной на ногах. Что они хотят этим доказать? Что они смелые? Интересно, а думают ли они о том, что может случиться беда? Что своим бессмысленным риском они могут причинить своим родным и близким страдания? Если в результате такой глупости человек станет инвалидом, прикованным к коляске, кому он сделает лучше? Себе? Родителям, которые будут ухаживать за ним до конца своих дней?

Жизнь – это самая большая ценность, и она, к сожалению, одна. Нужно всегда помнить об этом.

Иногда человек ошибается и поступает неправильно, но прислушавшись к тому, что о нем говорят родители, товарищи, учителя, начинает понимать, что его поступки не приносят радости окружающим, а только причиняют боль, и тогда человек делает выводы и принимает верные решения.

- Народная мудрость  также учит нас отличать добро и зло. Соедините начало и конец пословиц.  Выберите одну, объясните, как вы понимаете  эту пословицу.

-Научиться быть добрым – это труд. И только тот, кто не ленится самосовершенствоваться, со временем приобретает положительные качества личности: доброжелательность, скромность, сочувствие, сострадание и другие. Кому – то может показаться, что проще жить, ни о чем не задумываясь, так , как тебе хочется. Но тогда нужно быть готовым к тому, что окружающие могут отвернуться от него, оттолкнуть, не захотеть дружить, не станут любить и уважать. И такой человек может остаться в одиночестве. А что может быть страшнее?  3333.jpg

Выполняют задание.

Выбирают, выходят, собираются у того мнения, на котором остановили свой выбор. Доказывают свою точку зрения.

Отвечают на вопросы, основываясь на свой жизненный опыт, анализируют (учитель корректирует при необходимости)

7. Итоги занятия. Рефлексия.

Конечно, человек не может быть идеальным. Но мы должны стремиться стать лучше. И тогда первый волк, олицетворяющий зло, просто сбежит от нас или вовсе умрет. И давайте не будем забывать кормить нашего второго волка, олицетворяющего добро.

Продолжите фразу: «Сегодня я узнал (понял)…»

Наше занятие я бы хотела закончить просмотром доброго мультфильма.

Ответы детей, самооценка своей деятельности.

Просмотр мультфильма «Просто так»

        Используемая литература:

  1. Уроки нравственности, или «Что такое хорошо, и что такое плохо»: рабочая тетрадь для 3 класса, часть 1 /Л. В. Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ. – 56 с.
  2. Уроки нравственности или «Что такое хорошо, и что такое плохо». Методическое пособие.  3 класс. /Л. В. Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ. – 200 с.
  3.  Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 60000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под общ.ред.проф. Л.И. Скворцова. – 25-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2006. – 976 с.
  4. https://www.youtube.com/watch?v=m1PH6Ki5Zdo

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Внеурочное занятие по курсу "Уроки нравственности" по теме "Золотое правило нравственности"

Цель занятия:- познакомиться с формулировкой «Золотого правила нравственности», создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличност...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности  Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо" и тематическое планирование....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Уроки нравственности или что такое хорошо и что такое плохо"

Календарно-тематическое планирование курса "Воспитание нравственных качеств"....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки нравственности или Что такое хорошо и что такое плохо"

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности или Что такое хорошо и что такое плохо» для 1-4 классовБазовый уров...

Программы. Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности или "Что такое хорошо и что такое плохо"

Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» окажет серьёзную помощь в деле воспитания подрастающего поколения. Он составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным станд...