Программы. Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности или "Что такое хорошо и что такое плохо"
рабочая программа
Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» окажет серьёзную помощь в деле воспитания подрастающего поколения. Он составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения и направлен на формирование у учащихся позитивного отношения к таким общечеловеческим ценностям, как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_uroki_nravstvennosti.docx | 43.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа» с. Летка
Согласовано Утверждено
зам.директора по ВР приказом № 187от 31.08.2019г.
Попова В.Н. по МАОУ «СОШ»с. Летка
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Уроки нравственности или «Что такое хорошо и что такое плохо»
Срок реализации программы: 1 год
Возраст обучающихся: 9-10 лет
Составитель:
Кислицина Анна Васильевна
высшая квалификационная категория
Летка
2019
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Что такое хорошо и что такое плохо» для 3 класса разработана в соответствии с нормативными документами:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, ст.11 (п.1,2,3), ст. 12 (п.1,3,5) с изменениями 24.07.2015
-приказ МинОбрНауки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введение в действие ФГОС НОО», от 01.02.2012 г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план для ОУ РФ»
- Примерная основная образовательная программа. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2012
-- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27)
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106)
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
- Программа воспитания и социализации учащихся МАОУ «СОШ» с.Летка.
- Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (гигиенические требования)
Программа составлена на основе авторской программы Л.В.Мищенковой «Уроки нравственности или «Что такое хорошо и что такое плохо», курс «Воспитание нравственных качеств».- М.: Издательство РОСТ, 2013., с учетом запросов участников образовательного процесса
1.1 Общая характеристика
Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста. Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. Данный курс поможет, открыв путь к сердцу и уму маленького человека, воспитать полноценную личность, сформировать систему нравственных ценностей младшего школьника, имеющего свою внутреннюю позицию, представляющую собой осознанное отношение ребёнка к собственному «Я», к окружающим, к социально одобряемым и неодобряемым формам поведения через систему ценностно-ориентированных занятий, знакомящих учащихся с понятиями того «что такое хорошо и что такое плохо».
1.2Актуальность.
ФГОС второго поколения формулирует основную педагогическую цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В портрете выпускника начальной школы есть такие строки: «Любящий свой край и свою родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой; доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказывать своё мнение; выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих».
Учащиеся начальной школы в силу своего возраста наиболее восприимчивы к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Всё пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. В школе – социальном институте, через который проходят все граждане России, - продолжается формирование позитивного отношения ребёнка к базовым ценностям общества, таким как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.
В начальной школе перед учителем стоит задача: открыв путь к сердцу и уму маленького человека, воспитать полноценную личность, сформировать систему нравственных ценностей младшего школьника, имеющего свою внутреннюю позицию, представляющую собой осознанное отношение ребёнка к собственному «Я», к окружающим, к социально одобряемым и неодобряемым формам поведения.
1.3 Практическая значимость. Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» окажет серьёзную помощь в деле воспитания подрастающего поколения. Он составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения и направлен на формирование у учащихся позитивного отношения к таким общечеловеческим ценностям, как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.
1.4 Описание места программы в структуре основной образовательной программы МАОУ «СОШ» с. Летка
Программа реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с планом образовательного учреждения. Курс «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо» ориентирован на учащихся начальных классов, рассчитан на 29 занятий.
1.5 Цели и задачи программы
Основная цель курса: воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через систему ценностно-ориентированных занятий.
Задачи курса:
- сформировать систему нравственных ценностей;
-способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности;
- формировать экологически воспитанную личность;
- воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;
- формировать интерес к чтению художественной литературы;
- развивать познавательную активность;
- развивать творческие способности.
1.6 Ценностные ориентиры
Программа составлена на основе следующих принципов духовно–нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни.
1.7. Особенности возрастной группы детей
Данный курс программы рассчитан на учащихся 3 класса.
1.8. Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю – 29 часов.
1.9. Система отслеживания и оценивания результатов обучения учащихся
Формы учета оценки: опрос, наблюдение, диагностика нравственной самооценки; этики поведения; отношения к жизненным ценностям; нравственной мотивации, анкетирование учащихся и родителей, участие школьников в олимпиадах, викторинах, в конкурсах на разных уровнях; участие в тематических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.).
2. Прогнозируемые результаты освоения учащимися программы
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания учащихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Уроки нравственности или «Что такое хорошо и что такое плохо» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов.
К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу.
3.Содержание кружка «Уроки нравственности или Что такое хорошо и что такое плохо»
Всего - 29 ч.
1. Я и окружающие (9 часов) О себе, о дружбе, о друзьях… О добре и зле. «У камина». Клуб «Выручайка». В мире профессий. Принцессы Шарля Перро. Учимся работать в микрогруппе. Хлеб – наше богатство! Берегите время!
2. Я и семья (1 час) Роза для мамы.
3. Я и природа (7 часов) И снова об осени… Выглянуло солнышко… Что за праздник без цветов… «Что такое зима?». Зимушка-зима. Бабочек весёлый хоровод. В гостях у белочки.
4. Я и книга (7 часов) Путешествие в сказку. Посылка от сказочных героев. Эдуард Успенский. В гости к друзьям из Простоквашино. Знаменитые малыши. Незнайка. Да здравствуют книги! Клуб «Белая ворона».
5. Я и здоровье (2 часа) Письмо от дедушки Морфея. Наши страхи.
6.Я и животные (3 часа) О кошках и собаках. О животном не очень приятном. Экзотические животные.
Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской, что создаёт условия для формирования познавательной и творческой активности детей (беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление)
4.Календарно-тематическое планирование
Тема занятия | Форма | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Количество часов | Дата проведения | ||||||
всего | теория | практика | по плану | по факту | ||||||||
1.Путешествие в сказку | Творческая мастерская | Умение услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, предложенные в литературных произведениях. | Разъясняет цели и задачи, создает положительную мотивацию. Знакомит с новыми знаниями(явлениями, событиями, предметами). Управляет процессом осознания и приобретения новых знаний, умений, процессом познания закономерностей. | Принимают и сохраняют цель и задачи занятия; слушают учителя; строят понятные для собеседника высказывания осуществляют самоконтроль; участвуют в обсуждении содержания материала; выполняют работу, анализируют; приводят примеры, отвечают на вопросы к заданиям, объясняют свой выбор, делятся своими впечатлениями, высказывают свое мнение, самостоятельно выполняют практическую деятельность. | 1 | 0.5ч. | 0.5ч. | 4.10 | ||||
2.И снова об осени… | Творческая мастерская | Умение видеть прекрасное, восхищаться красотой природы | 1 | 0.5ч. | 0.5ч
| 11.10 | ||||||
3.О себе, о дружбе, о друзьях… | Творческая мастерская | Умение поставить себя на место другого, оценивать нравственность поступков, поведение. | 1 | 0.5ч | 0.5ч | 18.10 | ||||||
4.О добре и зле | Творческая мастерская | Управляет процессом перехода от теории к практике, организует творческую деятельность. | 1 | 0.5ч | 0.5ч | 25.10 | ||||||
5.Посылка от сказочных героев | Творческая мастерская | Умение услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, предложенные в литературных произведениях. | 1 | 0.5ч | 0.5ч | 8.11 | ||||||
6.Письмо дедушки Морфея | Творческая мастерская | Умения и навыки по сохранению, поддержанию и укреплению здоровья | 1 | 0.5ч | 0.5ч | 15.11 | ||||||
7.Эдуард Успенский | Творческая мастерская | Умение услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, предложенные в литературных произведениях. | 1 | 0.5ч | 0.5ч | 22.11 | ||||||
8.Выглянуло солнышко | Творческая мастерская | Умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других | 1 | 0.5ч | 0.5ч | 29.11 | ||||||
9.О кошках и собаках | Творческая мастерская | Умение сопереживать, ответственное отношение к объектам живой природы; | 1 | 0.5ч | 0.5ч | 6.12 | ||||||
10.« У камина» | Творческая мастерская | Умение обсуждать проблему; доброжелательность, толерантность, понимание, отзывчивость | 1 | 0.5ч | 0.5ч | 13.12 | ||||||
11.Клуб «Выручай- ка» | Творческая мастерская | Умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других. | 1 | 0.5ч | 0.5ч | 20.12 | ||||||
12.О животных не очень приятных | Творческая мастерская | Умение сопереживать, ответственное отношение к объектам живой природы; | 1 | 0.5ч | 0.5ч | 27.12 | ||||||
13.В гости к друзьям из Простоквашино | Творческая мастерская | Умение услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, предложенные в литературных произведениях | 1 | 0.5ч | 0.5ч | 17.01 | ||||||
14.Что за праздник без цветов… | Творческая мастерская | Умение видеть красоту цветов и восхищаться ею | 1 | 0.5ч | 0.5ч | 24.01 | ||||||
15.В мире профессий | Творческая мастерская | Умение уважительно относится к труду, людям разных профессий. | 1 | 0.5ч | 0.5ч | 31.01 | ||||||
16. Наши страхи | Творческая мастерская | Умение находить выход из критической ситуации; чувство ответственности за свои поступки | 1 | 0.5ч | 0.5ч | 7.02 | ||||||
17.Что такое зима? | Творческая мастерская экскурсия | Умение принимать чужую точку зрения на проблему и высказывать свою | 1 | 0.5ч | 0.5ч | 14.02 | ||||||
18.Знаменитые малыши. Незнайка | Творческая мастерская | Умение услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, предложенные в литературных произведениях | 1 | 0.5ч | 0.5ч | 21.02 | ||||||
19. Экзотические животные | Творческая мастерская | Умение сопереживать, ответственное отношение к объектам живой природы | 1 | 0.5ч | 0.5ч | 29.02 | ||||||
20. Зимушка - зима | Творческая мастерская | Умение видеть прекрасное | 1 | 0.5ч | 0.5ч | 6.03 | ||||||
21. Да здравствуют книги! | Творческая мастерская | Умение выражать благодарность книгам и людям, создавшим их. | 1 | 0.5ч | 0.5ч | 13.03 | ||||||
22. Роза для мамы | Творческая мастерская | Уважение к матери, чувство доброты, любви, заботы и благодарности | 1 | 0 .5 | 0.5ч | 20.03 | ||||||
23. Принцессы Шарля Перро | Творческая мастерская | Умение детей общаться, приветливо разговаривать друг с другом | 1 | 0.5ч | 0.5ч | 3.04 | ||||||
24. Клуб « Белая ворона» | Творческая мастерская | Умение услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, предложенные в литературных произведениях | 1 | 0.5ч | 0.5ч | 10.04 | ||||||
25. Бабочка веселый хоровод | Творческая мастерская | Умение сопереживать, ответственное отношение к объектам живой природы | 1 | 0.5ч | 0.5ч | 17.04 | ||||||
26. Учимся работать в микрогруппе | Творческая мастерская | Умение детей общаться, приветливо разговаривать друг с другом | 1 | 0.5ч | 0.5ч | 24.04 | ||||||
27. Хлеб – наше богатство. | Творческая мастерская | Умение уважительно относится к результату труда, людям разных профессий. | 1 | 0.5ч | 0.5ч | 8.05 | ||||||
28. Берегите время! | Творческая мастерская | Умение ценить и рационально использовать время. | 1 | 0.5ч | 0.5ч | 15.05 | ||||||
29. В гостях у белочки. | Творческая мастерская | Умение сопереживать, ответственное отношение к объектам живой природы | 1 | 0.5ч | 0.5ч | 22.05 |
5. Описание учебно – методического и информационного обеспечения кружка
Список литературы:
Для учителя:
1.Мищенкова Л.В. «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо». Методическое пособие. 3класс. /Л.В.Мищенкова. - М.: Издательство РОСТ. - 208с.,2013
2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО, 2007.
3. Классные часы на темы этикета (тематические занятия, ролевые игры, тренинги) 1-4 классы: методическое пособие/ Авт. – сост. А. Д. Агафонова. – М. : Издательство «Глобус», 2009.
7. Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 3 класс. - М.: ВАКО, 2005.
Для учащихся:
- Мищенкова Л.В. Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо". Рабочая тетрадь. 2 части.3класс. /Л.В.Мищенкова. - М.: Издательство РОСТ. - 28с.,2013
Технические средства:
1. Компьютер.
2. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров
Электронные ресурсы:
1. ФГОС Примерная программа воспитания и социализации обучающихся
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=958
2. Сайт uroki.net для классного руководителя
http://www.uroki.net/docklruk.htm
3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Внеклассная работа.
http://festival.1september.ru/subjects/20/
4. Журнал «Начальная школа»
5. Газета «Начальная школа»http://nsc.1september.ru/index.php?year=2010&num=08
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать плохое от хорошего....
Классный час: Азбука нравственности "Что такое ХОРОШО и что такое ПЛОХО"
Воспитание положительных качеств ребёнка...
Классный час о нравственности «Что такое «хорошо» и что такое «плохо». 1 класс.
Классный час о нравственности «Что такое «хорошо» и что такое «плохо». 1 класс....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки нравственности, или что такое хорошо, что такое плохо"
Рабочая программа для 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС...
Аннотация к рабочей программе по курсу внеурочной деятельности «Что такое хорошо, что такое плохо»
Рабочая программа к курсу «Уроки нравственности, или что такое хорошо и что такое плохо» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательног...
Внеурочное занятие по курсу «Уроки нравственности или «Что такое хорошо и что такое плохо»
Создание условий для формирования нравственных ценностей, представлений учащихся о добре и зле....
Рабочая программа по курсу «Воспитание нравственных качеств» Уроки нравственности или «ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО»
Программа по курсу "Воспитание нравственных качеств" поможет воспитывать у младших школьников нравственные чувства и знание этики....