Программы. Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности или "Что такое хорошо и что такое плохо"
рабочая программа

 Кислицина Анна Васильевна

Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» окажет серьёзную помощь в деле воспитания подрастающего поколения. Он составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения и направлен на формирование у учащихся позитивного отношения к таким общечеловеческим ценностям, как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_uroki_nravstvennosti.docx43.74 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа» с. Летка


Согласовано                                                                                                                                                                            Утверждено

зам.директора по ВР                                                                                                                                                       приказом № 187от 31.08.2019г.

Попова В.Н.                                                                                                                                                                     по МАОУ «СОШ»с. Летка

                                                                                                           Рабочая программа

по внеурочной  деятельности

«Уроки нравственности или «Что такое хорошо и что такое плохо»

Срок реализации программы: 1 год

Возраст обучающихся: 9-10 лет


Составитель:

Кислицина Анна Васильевна

высшая  квалификационная категория


Летка

2019

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Что такое хорошо и что такое плохо» для 3 класса разработана в соответствии с нормативными документами:

- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, ст.11 (п.1,2,3), ст. 12 (п.1,3,5)  с изменениями 24.07.2015

-приказ МинОбрНауки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введение в действие ФГОС НОО», от 01.02.2012 г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный  учебный план для ОУ РФ»

- Примерная основная образовательная программа. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2012

-- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27)

- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106)

- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников

- Программа воспитания и социализации учащихся  МАОУ «СОШ» с.Летка.

- Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (гигиенические требования)

Программа составлена на основе авторской программы Л.В.Мищенковой «Уроки нравственности или «Что такое хорошо и что такое плохо», курс «Воспитание нравственных качеств».- М.: Издательство РОСТ, 2013., с учетом запросов участников образовательного процесса

1.1 Общая характеристика

Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста. Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. Данный курс поможет, открыв путь к сердцу и уму маленького человека, воспитать полноценную личность, сформировать систему нравственных ценностей младшего школьника, имеющего свою внутреннюю позицию, представляющую собой осознанное отношение ребёнка к собственному «Я», к окружающим, к социально одобряемым и неодобряемым формам поведения  через систему ценностно-ориентированных занятий, знакомящих учащихся с понятиями того «что такое хорошо и что такое плохо».

1.2Актуальность.

ФГОС второго поколения формулирует основную педагогическую цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В портрете выпускника начальной школы есть такие строки: «Любящий свой край и свою родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой; доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказывать своё мнение; выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих».

        Учащиеся начальной школы в силу своего возраста наиболее восприимчивы к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Всё пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. В школе – социальном институте, через который проходят все граждане России, - продолжается формирование позитивного отношения ребёнка к базовым ценностям общества, таким как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.

        В начальной школе перед учителем стоит задача: открыв путь к сердцу и уму маленького человека, воспитать полноценную личность, сформировать систему нравственных ценностей младшего школьника, имеющего свою внутреннюю позицию, представляющую собой осознанное отношение ребёнка к собственному «Я», к окружающим, к социально одобряемым и неодобряемым формам поведения.

        

1.3 Практическая значимость. Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» окажет серьёзную помощь в деле воспитания подрастающего поколения. Он составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения и направлен на формирование у учащихся позитивного отношения к таким общечеловеческим ценностям, как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.

1.4  Описание места программы в структуре основной образовательной программы МАОУ «СОШ» с. Летка

Программа реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с   планом образовательного учреждения. Курс «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо» ориентирован на учащихся начальных классов,  рассчитан на 29 занятий.

1.5 Цели и задачи программы

Основная цель курса: воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через систему ценностно-ориентированных занятий.

Задачи курса:

        - сформировать систему нравственных ценностей;

        -способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности;

        - формировать экологически воспитанную личность;

        - воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;

        - формировать интерес к чтению художественной литературы;

        - развивать познавательную активность;

        - развивать творческие способности.

 1.6  Ценностные ориентиры  

Программа составлена на основе  следующих принципов духовно–нравственного развития и воспитания:

        Принцип ориентации на идеал.     Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

        Аксиологический принцип.    Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

 Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

          Принцип диалогического общения.  В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

      Принцип полисубъектности воспитания.  Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

       Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

       Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни.

1.7. Особенности возрастной группы детей

Данный курс программы рассчитан на учащихся 3 класса.

 

1.8.  Режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю – 29 часов.

1.9. Система отслеживания и оценивания результатов обучения учащихся

Формы учета оценки:  опрос, наблюдение, диагностика нравственной самооценки; этики поведения; отношения к жизненным ценностям; нравственной мотивации, анкетирование учащихся и родителей, участие школьников в олимпиадах, викторинах, в конкурсах на разных уровнях; участие в тематических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.).

2. Прогнозируемые  результаты освоения учащимися  программы

       Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания учащихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

В ходе реализации программы «Уроки нравственности или «Что такое хорошо и что такое плохо» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов  и эффектов.

        Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

        Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных  нормах,  социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

       Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

        Третий уровень результатов — получение обучающимся начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится  гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

        С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

  • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
  • на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
  • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

        Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания  социализации младших школьников.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие  младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня  воспитательных результатов.

К четвертому классу у младшего школьника появляется   реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.

         Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу.

                                                                                                       

3.Содержание кружка  «Уроки нравственности или Что такое хорошо и что такое плохо»

Всего - 29 ч.

1. Я и окружающие (9 часов)  О себе, о дружбе, о друзьях… О добре и зле. «У камина». Клуб «Выручайка». В мире профессий. Принцессы Шарля Перро. Учимся работать в микрогруппе. Хлеб – наше богатство! Берегите время!

2. Я и семья (1 час)  Роза для мамы.

3. Я и природа (7 часов)  И снова об осени… Выглянуло солнышко… Что за праздник без цветов… «Что такое зима?». Зимушка-зима. Бабочек весёлый хоровод. В гостях у белочки.

4. Я и книга (7 часов) Путешествие в сказку. Посылка от сказочных героев. Эдуард Успенский. В гости к друзьям из Простоквашино. Знаменитые малыши. Незнайка. Да здравствуют книги! Клуб «Белая ворона».

5. Я и здоровье (2  часа) Письмо от дедушки Морфея. Наши страхи.

6.Я и животные (3 часа)  О кошках и собаках. О животном не очень приятном. Экзотические животные.

Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской, что создаёт условия для формирования познавательной и творческой активности детей (беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление)

4.Календарно-тематическое планирование

           Тема

        занятия

              Форма

Формируемые    умения

  Деятельность учителя

 Деятельность ученика

 Количество  часов

        Дата  проведения

  всего         

теория

практика

  по

плану

  по

факту

1.Путешествие в сказку

Творческая мастерская

Умение услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, предложенные в литературных произведениях.

Разъясняет цели и задачи, создает положительную мотивацию. Знакомит с новыми знаниями(явлениями, событиями, предметами). Управляет процессом осознания и приобретения новых знаний, умений, процессом познания закономерностей.

Принимают и сохраняют цель и задачи занятия; слушают учителя; строят понятные для собеседника высказывания осуществляют самоконтроль; участвуют в обсуждении содержания материала; выполняют работу, анализируют; приводят примеры, отвечают на вопросы к заданиям,  объясняют свой выбор, делятся своими впечатлениями, высказывают свое мнение, самостоятельно выполняют практическую деятельность.

      1

0.5ч.

0.5ч.

4.10

2.И снова об осени…

Творческая мастерская

Умение видеть прекрасное, восхищаться красотой природы

     1

0.5ч.

0.5ч

 

11.10

3.О себе, о дружбе, о друзьях…

Творческая мастерская

Умение поставить себя на место другого, оценивать нравственность поступков,  поведение.

    1

0.5ч

0.5ч

18.10

4.О добре и зле

Творческая мастерская

Управляет процессом перехода от теории к практике, организует творческую деятельность.

    1

0.5ч

0.5ч

25.10

5.Посылка от сказочных героев

Творческая мастерская

Умение услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, предложенные в литературных произведениях.

   1

0.5ч

0.5ч

8.11

6.Письмо дедушки Морфея

Творческая мастерская

Умения и навыки по сохранению, поддержанию и укреплению здоровья

   1

0.5ч

0.5ч

15.11

7.Эдуард Успенский

Творческая мастерская

Умение услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, предложенные в литературных произведениях.

   1

0.5ч

0.5ч

22.11

8.Выглянуло солнышко

Творческая мастерская

Умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других

   1

0.5ч

0.5ч

29.11

9.О кошках и собаках

Творческая мастерская

Умение сопереживать, ответственное отношение к объектам живой природы;

  1

0.5ч

0.5ч

6.12

10.« У камина»

Творческая мастерская

Умение обсуждать проблему; доброжелательность, толерантность, понимание, отзывчивость

  1

0.5ч

0.5ч

13.12

11.Клуб

«Выручай- ка»

Творческая мастерская

Умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других.

   1

0.5ч

0.5ч

20.12

12.О животных не очень приятных

Творческая мастерская

Умение сопереживать, ответственное отношение к объектам живой природы;

    1

0.5ч

0.5ч

27.12

13.В гости к друзьям из Простоквашино

Творческая мастерская

Умение услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, предложенные в литературных произведениях

   1

0.5ч

0.5ч

17.01

14.Что за праздник без цветов…

Творческая мастерская

Умение видеть красоту цветов и восхищаться ею

  1

0.5ч

0.5ч

24.01

15.В мире профессий

Творческая мастерская

Умение уважительно относится к  труду, людям разных профессий.

   1

0.5ч

0.5ч

31.01

16. Наши страхи

Творческая мастерская

Умение находить выход из критической ситуации; чувство ответственности за свои поступки

   1

0.5ч

0.5ч

7.02

17.Что такое зима?

Творческая мастерская

экскурсия

Умение принимать чужую точку зрения на проблему и высказывать свою

   1

0.5ч

0.5ч

14.02

18.Знаменитые малыши. Незнайка

Творческая мастерская

Умение услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, предложенные в литературных произведениях

   1

0.5ч

0.5ч

21.02

19. Экзотические животные

Творческая мастерская

Умение сопереживать, ответственное отношение к объектам живой природы

    1

0.5ч

0.5ч

29.02

20. Зимушка - зима

Творческая мастерская

Умение видеть прекрасное

   1

0.5ч

0.5ч

6.03

21. Да здравствуют книги!

Творческая мастерская

Умение выражать благодарность книгам и людям, создавшим их.

   1

0.5ч

0.5ч

13.03

22. Роза для мамы

Творческая мастерская

Уважение к матери, чувство доброты, любви, заботы и благодарности

   1

  0 .5

0.5ч

20.03

23. Принцессы Шарля Перро

Творческая мастерская

Умение детей общаться, приветливо разговаривать друг с другом 

    1

0.5ч

0.5ч

3.04

24. Клуб « Белая ворона»

Творческая мастерская

Умение услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, предложенные в литературных произведениях

    1

0.5ч

0.5ч

10.04

25. Бабочка веселый хоровод

Творческая мастерская

Умение сопереживать, ответственное отношение к объектам живой природы

     1

0.5ч

0.5ч

17.04

26. Учимся работать в микрогруппе

Творческая мастерская

Умение детей общаться, приветливо разговаривать друг с другом 

    1

0.5ч

0.5ч

24.04

27. Хлеб – наше богатство.

Творческая мастерская

Умение уважительно относится к  результату труда, людям разных профессий.

    1

0.5ч

0.5ч

8.05

28. Берегите время!

Творческая мастерская

Умение ценить и рационально использовать время.

      1

0.5ч

0.5ч

15.05

29. В гостях у белочки.

Творческая мастерская

Умение сопереживать, ответственное отношение к объектам живой природы

    1

0.5ч

0.5ч

22.05

5. Описание учебно – методического и информационного обеспечения кружка

Список литературы:

Для учителя:

1.Мищенкова Л.В. «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо». Методическое пособие. 3класс. /Л.В.Мищенкова. - М.: Издательство РОСТ. - 208с.,2013

2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО, 2007.

3. Классные часы  на темы этикета (тематические занятия, ролевые игры, тренинги) 1-4 классы: методическое пособие/ Авт. – сост. А. Д. Агафонова. – М. : Издательство «Глобус», 2009.

7. Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 3 класс. - М.: ВАКО, 2005.

Для учащихся:

  1. Мищенкова Л.В. Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо". Рабочая тетрадь. 2 части.3класс. /Л.В.Мищенкова. - М.: Издательство РОСТ. - 28с.,2013

Технические средства:

1. Компьютер.

2. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров

Электронные ресурсы: 

1. ФГОС Примерная программа воспитания и социализации обучающихся

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=958

2.    Сайт uroki.net для классного руководителя

http://www.uroki.net/docklruk.htm

3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Внеклассная работа.

http://festival.1september.ru/subjects/20/

4. Журнал «Начальная школа»

http://www.n-shkola.ru/

5. Газета «Начальная школа»http://nsc.1september.ru/index.php?year=2010&num=08 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Классный час о нравственности «Что такое «хорошо» и что такое «плохо». 1 класс.

Классный час о нравственности «Что такое «хорошо» и что такое «плохо». 1 класс....

Аннотация к рабочей программе по курсу внеурочной деятельности «Что такое хорошо, что такое плохо»

 Рабочая программа к курсу «Уроки нравственности, или что такое хорошо и что такое плохо» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательног...

Внеурочное занятие по курсу «Уроки нравственности или «Что такое хорошо и что такое плохо»

Создание условий для  формирования нравственных ценностей, представлений учащихся о добре и зле....

Рабочая программа по курсу «Воспитание нравственных качеств» Уроки нравственности или «ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО»

Программа по курсу "Воспитание нравственных качеств" поможет воспитывать у младших школьников нравственные чувства и знание этики....