Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки нравственности или Что такое хорошо и что такое плохо"
рабочая программа на тему

Какунина Елена Анатольевна

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности или Что такое хорошо и что такое плохо» для 1-4 классов

Базовый уровень

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_nravstvennosti_1ch._v_ned.doc321.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей «Серпухов»

Согласовано на методическом объединении

протокол № 1 от 29.08.2016г.

Согласовано

 заместитель директора по УВР

_______________Русова Н.А.

     Утверждаю

     директор лицея «Серпухов»

     

     _______________ Горшков В.В.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 внеурочной деятельности

по духовно-нравственному направлению

 «Уроки нравственности или Что такое хорошо и что такое плохо»

для 1-4 классов

Базовый уровень

                                                                             Составили: коллектив

 учителей 1 классов

2016-2020 учебный год


  1. Пояснительная записка

     Рабочая программа к курсу «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо» составлена   на основе:

    - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 06 октября 2009 года);

     - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. №373»;

     -Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №2357 от 22.09.2011 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 №373»;

     -Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №1576 от 31.12.2016 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 №373»;

     -Приложения к письму Министерства образования Московской области от 27.07.2011 №6975-06о/07 «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего образования»;

     -Постановления Главного Государственного Санитарного врача РФ «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 №19993);

     -Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»;

    - Программы внеурочной деятельности, ООП НОО  МОУ лицея;

    - авторской программы Л. В. Мищенковой "Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо".

Актуальность выбора

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определен современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Особенностью курса «Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо"» является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • создания условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
  • ФГОС начального общего образования формулирует основную педагогическую цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В портрете выпускника начальной школы есть такие строки: «Любящий свой край и свою родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой; доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказывать своё мнение; выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих».

Учащиеся начальной школы в силу своего возраста наиболее восприимчивы к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Всё пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. В школе – социальном институте, через который проходят все граждане России, - продолжается формирование позитивного отношения ребёнка к базовым ценностям общества, таким как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.

Цель курса:

воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через систему ценностно-ориентированных занятий.

Задачи курса:

  • сформировать систему нравственных ценностей;
  • способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности;
  • формировать экологически воспитанную личность;
  • воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;
  • формировать интерес к чтению художественной литературы;
  • развивать познавательную активность;
  • развивать творческие способности.

  1. Общая характеристика учебного курса

Курс «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо» представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо».

Курс "Уроки нравственности" представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо».

В процессе освоения основных разделов этой программы ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

  1. Описание места учебного курса в учебном плане

Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся 7–11 лет и рассчитана на четыре учебных года (139 часов), по одно-му занятию в неделю: в 1 классе – 33 часа, в 2-4 классах по 35 часов.

  1. Описание ценностных ориентиров содержания  учебного курса

Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности.)

Программа составлена на основе следующих принципов духовно–нравственного развития и воспитания:

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Аксиологический принцип. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация —отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников.

5. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Уроки нравственности»

Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:

Личностные:

  • ученик получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника;
  • знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда;
  • с помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации;
  • система вопросов и заданий, носящие диагностический и тренинговый характер позволит решить задачи самооценки и самопроверки ученика;
  • ученик получит начальные нравственные представления, знакомясь с нравственными понятиями (например, "Что такое добрый поступок?", "Какой нравственный выбор сделал герой?", "Что можно посоветовать в этой ситуации?", "Как её изменить?", "Бывает ли так в реальной жизни?");
  • ученик научится сопоставлять, сравнивать героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе.)

Метапредметные:

Регулятивные:

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока) с помощью учителя;
  • понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника - в памятках) при работе с учебным материалом;
  • высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи;
  • проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Познавательные:

  • целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
  • ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);
  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
  • понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;
  • понимать текст, опираясь на содержащуюся в нем информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию;
  • преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;
  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  • составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
  • анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);
  • осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
  • проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).

Коммуникативные:

  • ученик научится или получит возможность иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям;
  • ученик научится работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения;
  • ученик научится или получит возможность анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
  • ученик научится создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

Предметные результаты освоения программы:

у учащегося будут сформированы:

  • внутренняя позиция учащегося с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
  • положительная мотивация учебной деятельности;
  • учащийся получит возможность для формирования:
  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к обучению, к одноклассникам понимания необходимости учения.

Приобретённые в результате освоения конкретного учебного курса знания и умения учащийся сможет использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения гигиенических правил; бережного отношения к природе; развития чувства ответственности, самостоятельности; формирования стремления быть полезным окружающим; стремления к здоровому образу жизни.

Предполагаемые результаты. 

К концу обучения в начальной школе учащиеся должны иметь:

  • систему нравственных качеств и этическое сознание;
  • потребность в самовоспитании и саморазвитии;
  • чувство уважения к правам и обязанностям человека;
  • чувство трудолюбия, уважения к людям труда;
  • ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;
  • ценностное отношение к природе, к окружающей среде;
  • потребность в чтении художественной литературы.

Формы учета оценки планируемых результатов: опрос, наблюдение, диагностика нравственной самооценки; этики поведения; отношения к жизненным ценностям; нравственной мотивации, анкетирование учащихся и родителей, участие школьников в олимпиадах, викторинах, в конкурсах на разных уровнях; участие в тематических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.).

6. Содержание, формы организации и виды деятельности курса «Уроки нравственности»

Содержание курса включает в себя следующие циклы: «Я и школа», «Я и окружающие», «Я и семья», «Я и природа», «Я и книги», «Я и животные», «Я и здоровье».

Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской, что создаёт условия для формирования познавательной и творческой активности детей (беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление).

Основные формы: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.    

Основные технологии: игровая, технология проблемного обучения, объяснительно - иллюстративная.

Методы обучения: наглядные, словесные, практические.

Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек.

Формы и виды деятельности: игровая; познавательная; краеведческая; сюжетно - ролевые игры; просмотр мультфильмов; посещение выставочных залов и музеев; походы в театр; конкурсы; посещение библиотек.

Место проведения занятий: лицей «Серпухов»

Для каждого класса предполагается разное количество учебных часов.

Основное содержание программы  курса

«Уроки нравственности или «Что такое хорошо и что такое плохо» для 1 класса.

1. Я и школа (2 часа)

Здравствуй, школа! Вот и стали мы учениками…

2. Я и окружающие (19 часов)

Учимся работать в команде. О хорошем и плохом. Клуб «Выручайка». О дружбе. «Здравствуй!». Профессий много есть на свете. Учимся приходить на помощь. О рабочих руках и трудолюбии. Зайкина избушка. Учимся вежливости. Новогодняя сказка. Познакомьтесь: это я! Сказка о солнечном зайчике. Учимся быть добрыми. Когда люди радуются. Я расту! Сказка о весёлой пчеле. Как у зайчика зуб болел. Приглашаем гостей.  

3. Я и семья (1 час)

Поезд везёт подарки мамам.

4. Я и природа (5 часов)

Венок осени. Клуб любителей природы. В городе Лекарственных растений. Экскурсия по городу Лекарственных растений продолжается. Солнышко.

5. Я и книга (3 часа)

В мире любимых сказок. Снегурочка. По страницам русской народной сказки «Лиса и волк». К.И. Чуковский и его произведения. Слушаем сказку К. Чуковского

6. Я и здоровье (3 часа)

В царстве Мойдодыра. На пороге лета. О рыбалке.  

Требования к планируемым результатам изучения программы 1  класса

 Личностные результаты:

У учащегося будут сформированы:

— положительное отношение к таким наукам, как этика, этикет;

— общее представление о правилах этикета, о моральных нормах поведения;

—навыки самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и понимание того, что успех в любой деятельности в значительной мере зависит от самого человека, от его образованности и воспитанности.

Учащийся получит возможность для формирования:

— положительного отношения к наукам «этика», «этикет»;

— понимания значения правил этикета в жизни человека;

— первоначальной ориентации на оценку результатов собственной деятельности;

Метапредметные результаты:

Регулятивные

Учащийся научится:

  1. Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
  2. Применять правилами этикета в повседневной жизни.
  3. Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
  4. Работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.
  5. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

Учащийся получит возможность научиться:

1. Иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям.

2. Работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.

Познавательные

Учащийся научится:

  1. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
  2. Узнавать новые правила этикета.
  3. С помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации.

Учащийся получит возможность научиться: самостоятельно узнавать новые правила этикета.

Коммуникативные

Учащийся научится:

  1. Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию).
  2. Создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

Учащийся получит возможность научиться:

1. Выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям.

2. Работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.

3. Анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

4. Создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

5. Эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей, станет уважительно относиться к родителям, к старшим, к младшим.

Предметные результаты

Учащийся получит возможность научиться:

применять полученные знания правил этики, этикета на практике.

Основное содержание программы  курса

«Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо» для 2 класса.

1. Я и школа (1 час)

О культуре поведения в школе.

2. Я и окружающие (12 часов)

Не надо больше ссорится… Учимся дружить. Учимся обсуждать проблему. Слушаем сказку. Занимательный журнал «Имена». Колечко красоты. Цветик – семицветик. Спешим на помощь Бабке Ёжке. День космонавтики. Ох уж этот ветер!... Кем быть? О профессиях и трудолюбии.

3. Я и семья (2 часа)

Под крышей дома моего. Давайте, друзья потолкуем о маме…

4. Я и природа (8 часов)

Времена года. Отправляемся в путешествие. Во саду ли, в огороде. Зима в лесу. Лепим снеговика. Тропинка. Школа насекомых. Лето в загадках.

5. Я и книга (7 часов)

Узнай меня! «Девочка и разбойник». По страницам русской народной сказки «Царевна – лягушка». И снова сказка. Волшебники и волшебные предметы. Животные с книжных страниц. Сказочные фанты. И снова сказочные фанты.

6. Я и здоровье (3 часа)

«Тише, пожалуйста!». Экскурсия в медицинский кабинет. Для чего нужны нам глазки.

7. Я и животные (2 часа)

Белый пёс в сиреневый цветочек. Поговорим о собаках.

Требования к планируемым результатам изучения программы курса 2  класса

Личностные результаты

У учащегося будут сформированы:

— общее представление о правилах этикета, о моральных нормах поведения;

— навыки сотрудничества: освоение позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома; соблюдение правил работы в группе, проявление доброжелательного отношения к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

Учащийся получит возможность для формирования:

— понимания значения правил этикета в жизни человека;

— первоначальной ориентации на оценку результатов собственной деятельности;

Метапредметные результаты

Регулятивные

Учащийся научится:

  1. Применять правилами этикета в повседневной жизни.
  2. Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
  3. Работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.
  4. Регулировать своё поведение, эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей, станет уважительно относиться к родителям, к старшим, к младшим.
  5. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

Учащийся получит возможность научиться:

  1. Работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.
  2. Регулировать своё поведение, эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей, станет уважительно относиться к родителям, к старшим, к младшим.

Познавательные

Учащийся научится:

  1. Знакомство с новыми правилами поведения
  2. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
  3. С помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации.

Учащийся получит возможность научиться:

Доброжелательному и заботливому отношению к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживанию, сочувствию.

Коммуникативные

Учащийся научится:

  1. Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию).
  2. Создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
  3. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

Учащийся получит возможность научиться:

1. Работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.

2. Создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

3. Эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей, станет уважительно относиться к родителям, к старшим, к младшим.

Предметные результаты

Учащийся получит возможность научиться:

Применять полученные знания правил этикета на практике.

Основное содержание программы

«Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо» для 3 класса.

1. Я и окружающие (9 часов)

О себе, о дружбе, о друзьях… О добре и зле. «У камина». Клуб «Выручайка». В мире профессий. Принцессы Шарля Перро. Учимся работать в микрогруппе. Хлеб – наше богатство! Берегите время!

2. Я и семья (1 час)

Роза для мамы.

3. Я и природа (8 часов)

И снова об осени… Выглянуло солнышко… Что за праздник без цветов… «Что такое зима?». Зимушка-зима. Бабочек весёлый хоровод. Цветочная карусель. В гостях у белочки.

4. Я и книга (9 часов)

Путешествие в сказку. Посылка от сказочных героев. Эдуард Успенский. Слушаем сказку. В гости к друзьям из Простоквашино. Знаменитые малыши. Незнайка. Да здравствуют книги! Клуб «Белая ворона». Фея Фантаста.

5. Я и здоровье (3 часа)

Письмо от дедушки Морфея. Наши страхи. Зимние забавы.

  1. Я и животные (4 часа)

О кошках и собаках. О животном не очень приятном. Экзотические животные. Театр кошек Юрия Куклачёва.

Требования к планируемым результатам изучения программы 3  класса

Личностные результаты

У учащегося будут сформированы:

— навыки сотрудничества: освоение позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома; соблюдение правил работы в группе, проявление доброжелательного отношения к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

—навыки самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и понимание того, что успех в любой деятельности в значительной мере зависит от самого человека, от его образованности и воспитанности.

Учащийся получит возможность для формирования:

— понимания значения правил этикета в жизни человека;

— первоначальной ориентации на оценку результатов собственной деятельности;

Метапредметные результаты

Регулятивные

Учащийся научится:

  1. Выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям.
  2. Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
  3. Работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.
  4. Регулировать своё поведение, эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей, станет уважительно относиться к родителям, к старшим, к младшим.

Учащийся получит возможность научиться:

1. Работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.

2. Регулировать своё поведение, эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей, станет уважительно относиться к родителям, к старшим, к младшим.

Познавательные

Учащийся научится: самостоятельно узнавать новые правила этикета.

Учащийся получит возможность научиться:

Моральным нормам и правилам нравственного поведения; нравственно-этический опыту взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; быть неравнодушным к жизненным проблемам других людей, сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, традициям семьи и образовательного учреждения, бережно относиться к ним, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Коммуникативные

Учащийся научится:

  1. Анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
  2. Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию).
  3. Создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

Учащийся получит возможность научиться:

1. Выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям.

2. Работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.

3. Анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

4. Создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

Предметные результаты

Учащийся получит возможность научиться: применять полученные знания правил этикета на практике.

Основное содержание программы

«Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо» для 4 класса.

1. Я и школа (1 час)

С Днём знаний!

2. Я и окружающие (17 часов)

Расскажи нам о себе. И это тоже я! О профессиях и трудолюбии. В который раз о дружбе… Как выбирать друзей. Накануне новогодних праздников. О рыцарстве. День рождения старой ели. О совести. Учимся быть щедрыми. Настроение. На экономической волне. Приглашение к разговору. Игра в самих себя. Учимся шутить. Живи, не требуя награды… Покуда сердца стучатся…

3. Я и семья (2 часа)

Семейный калейдоскоп. Наши бабушки.

4. Я и природа (5 часов)

Осенняя сказка. Экологическая карусель. Станем друзьями природы. Путешествие капельки. Полюбуйся, весна наступает…

5. Я и книга (3 часа)

Берегите книгу. Сказки Г.-Х. Андерсена. Сказочная путаница.

6. Я и здоровье (5 часов)

Мы за здоровый образ жизни! О режиме дня. Будь здоров! Секреты здоровья.  О вреде курения.

7. Я и животные (1 час)

Кошки.

Требования к планируемым результатам изучения программы 4  класса

Личностные результаты

У учащегося будут сформированы:

— положительное отношение к такой науке, как этикет;

— общее представление о правилах этикета, о моральных нормах поведения;

— навыки сотрудничества: освоение позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома; соблюдение правил работы в группе, проявление доброжелательного отношения к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

—навыки самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и понимание того, что успех в любой деятельности в значительной мере зависит от самого человека, от его образованности и воспитанности.

Учащийся получит возможность для формирования:

— положительного отношения науке «этикет»;

— понимания значения правил этикета в жизни человека;

— первоначальной ориентации на оценку результатов собственной деятельности;

Метапредметные результаты

Регулятивные

Учащийся научится:

  1. Выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям.
  2. Применять правилами этикета в повседневной жизни.
  3. Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
  4. Работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.
  5. Регулировать своё поведение, эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей, станет уважительно относиться к родителям, к старшим, к младшим.
  6. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

Учащийся получит возможность научиться:

1. Иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям.

2. Работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.

3. Регулировать своё поведение, эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей, станет уважительно относиться к родителям, к старшим, к младшим.

Познавательные

Учащийся научится:

  1. Самостоятельно узнавать новые правила этикета.
  2. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
  3. С помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации.

Учащийся получит возможность научиться:

моральным нормам и правилам нравственного поведения; нравственно-этический опыту взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; быть неравнодушным к жизненным проблемам других людей, сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, традициям семьи и образовательного учреждения, бережно относиться к ним, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Коммуникативные

Учащийся научится:

  1. Анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
  2. Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию).
  3. Создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
  4. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

Учащийся получит возможность научиться:

1. Выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям.

2. Работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.

3. Анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

4. Создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

5. Эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей, станет уважительно относиться к родителям, к старшим, к младшим.

Предметные результаты

Учащийся получит возможность научиться:

применять полученные знания правил этикета на практике.

7. Тематическое планирование курса «Уроки нравственности». 1 класс (66 ч.)

Названия тем

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Я и школа (2 часа)

Здравствуй, школа!

Вот и стали мы учениками…

1

1

Игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление

Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в

общественных местах. Знакомятся и запоминают новые правила поведения.

Воспитание качеств: ответственности, самостоятельности, бережного отношения к школьным вещам.

Я и окружающие (19 часов)

Учимся работать в команде.

О хорошем и плохом.

Клуб «Выручайка».

О дружбе.

«Здравствуй!».

Профессий много есть на свете.

Учимся приходить на помощь.

О рабочих руках и трудолюбии.

Зайкина избушка.

Учимся вежливости. Новогодняя сказка. Познакомьтесь: это я! Сказка о солнечном зайчике.

Учимся быть добрыми. Когда люди радуются.

Я расту!

Сказка о весёлой пчеле. Как у зайчика зуб болел.

Приглашаем гостей.  

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление

Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения

Воспитание: чувства коллективизма, умения выходить выход из неприятных ситуаций, доброты, стремления приходить на помощь, быть вежливым и добрым, желания быть другом, умения слышать и понимать окружающих, уважения к людям, труду, справедливости, отзывчивости.

Я и семья (1 час)

Поезд везёт подарки мамам.

1

Проектная деятельность.

Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

Воспитание: любви и уважения к маме.

Я и природа (5 часов)

Венок осени.

Клуб любителей природы.

В городе Лекарственных растений.

Экскурсия по городу Лекарственных растений продолжается.

Солнышко.

1

1

1

1

1

Беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление, устный журнал.

Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения.

Воспитание: умения видеть красоту природы, бережного отношения к природе, любви к неживой  природе.

Я и книга (3 часа)

В мире любимых сказок. Снегурочка.

По страницам русской народной сказки «Лиса и волк».

К.И. Чуковский и его произведения. Слушаем сказку К. Чуковского

1

1

1

Беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление, устный журнал.

Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения.

Воспитание: стремления к чтению художественной литературы, доброты, отзывчивости.

Я и здоровье (3 часа)

В царстве Мойдодыра.

На пороге лета.

О рыбалке.  

1

1

1

Игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, устный журнал.

Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения.

Воспитание: потребности в соблюдении гигиенических правил, стремления к здоровому образу жизни.

Тематическое планирование курса «Уроки нравственности» 2 класс (70 ч.).

Названия тем

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Я и школа (1 час)

О культуре поведения в школе.

1

Беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление

Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в

общественных местах. Знакомятся и запоминают новые правила поведения.

Воспитание качеств: ответственности, самостоятельности, бережного отношения к школьным вещам.

Я и окружающие (12 часов)

Не надо больше ссорится…

Учимся дружить. Учимся обсуждать проблему.

Слушаем сказку. Занимательный журнал «Имена». Колечко красоты. Цветик – семицветик. Спешим на помощь Бабке Ёжке.

День космонавтики.

Ох уж этот ветер!

Кем быть?

О профессиях и трудолюбии.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление

Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения

Воспитание: чувства коллективизма, умения выходить выход из неприятных ситуаций, доброты, стремления приходить на помощь, быть вежливым и добрым, желания быть другом, умения слышать и понимать окружающих, уважения к людям, труду, справедливости, отзывчивости.

Я и семья (2 часа)

Под крышей дома моего.

Давайте, друзья потолкуем о маме…

1

1

Проектная деятельность.

Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

Воспитание: любви и уважения к маме.

Я и природа (8 часов)

Времена года. Отправляемся в путешествие.

Во саду ли, в огороде.

Зима в лесу. Лепим снеговика. Тропинка.

Школа насекомых.

Лето в загадках.

1

1

1

1

1

1

1

Беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление, устный журнал.

Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения.

Воспитание: умения видеть красоту природы, бережного отношения к природе, любви к неживой  природе.

Я и книга (7 часов)

Узнай меня! «Девочка и разбойник».

По страницам русской народной сказки «Царевна – лягушка».

И снова сказка. Волшебники и волшебные предметы. Животные с книжных страниц.

Сказочные фанты.

И снова сказочные фанты.

1

1

1

1

1

1

1

Беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление, устный журнал.

Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения.

Воспитание: стремления к чтению художественной литературы, доброты, отзывчивости.

Я и здоровье (3 часа)

«Тише, пожалуйста!». Экскурсия в медицинский кабинет.

Для чего нужны нам глазки.

1

1

1

Игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, устный журнал.

Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения.

Воспитание: потребности в соблюдении гигиенических правил, стремления к здоровому образу жизни.

Я и животные (2 часа)

Белый пёс в сиреневый цветочек. Поговорим о собаках.

1

1

Беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление

Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в

общественных местах. Знакомятся и запоминают новые правила поведения.

Воспитание качеств: доброты, справедливости, желания приходить на помощь, доброжелательного отношения к животным.

Тематическое планирование курса «Уроки нравственности». 3 класс (70 ч.)

Названия тем

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Я и окружающие (9 часов)

О себе, о дружбе, о друзьях…

О добре и зле.

«У камина».

Клуб «Выручайка».

В мире профессий. Принцессы Шарля Перро.

Учимся работать в микрогруппе.

Хлеб – наше богатство!

Берегите время!

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление

Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения

Воспитание: чувства коллективизма, умения выходить выход из неприятных ситуаций, доброты, стремления приходить на помощь, быть вежливым и добрым, желания быть другом, умения слышать и понимать окружающих, уважения к людям, труду, справедливости, отзывчивости.

Я и семья (1 час)

Роза для мамы.

1

Проектная деятельность.

Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

Воспитание: любви и уважения к маме.

Я и природа (8 часов)

И снова об осени… Выглянуло солнышко…

Что за праздник без цветов…

«Что такое зима?». Зимушка-зима. Бабочек весёлый хоровод.

Цветочная карусель.

В гостях у белочки.

1

1

1

1

1

1

1

1

Беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление, устный журнал.

Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения.

Воспитание: умения видеть красоту природы, бережного отношения к природе, любви к неживой  природе.

Я и книга (9 часов)

Путешествие в сказку.

Посылка от сказочных героев. Эдуард Успенский. Слушаем сказку.

В гости к друзьям из Простоквашино. Знаменитые малыши. Незнайка. Да здравствуют книги!

Клуб «Белая ворона».

Фея Фантаста.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление, устный журнал.

Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения.

Воспитание: стремления к чтению художественной литературы, доброты, отзывчивости.

Я и здоровье (3 часа)

Письмо от дедушки Морфея.

Наши страхи. Зимние забавы.

1

1

1

Игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, устный журнал.

Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения.

Воспитание: потребности в соблюдении гигиенических правил, стремления к здоровому образу жизни.

Я и животные (4 часа)

О кошках и собаках.

О животном не очень приятном. Экзотические животные.

Театр кошек Юрия Куклачёва.

1

1

1

1

Беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление

Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в

общественных местах. Знакомятся и запоминают новые правила поведения.

Воспитание качеств: доброты, справедливости, желания приходить на помощь, доброжелательного отношения к животным.

Тематическое планирование курса «Уроки нравственности». 4 класс (70 ч.)

Названия тем

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Я и школа (1 час)

С Днём знаний!

1

Беседа, игровой практикум,

Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в

общественных местах. Знакомятся и запоминают новые правила поведения.

Воспитание качеств: ответственности, самостоятельности, бережного отношения к школьным вещам.

Я и окружающие (17 часов)

Расскажи нам о себе.

И это тоже я!

О профессиях и трудолюбии.

В который раз о дружбе…

Как выбирать друзей.

Накануне новогодних праздников.

О рыцарстве.

День рождения старой ели.

О совести.

Учимся быть щедрыми. Настроение.

На экономической волне.

Приглашение к разговору.

Игра в самих себя.

Учимся шутить.

Живи, не требуя награды…

Покуда сердца стучатся…

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление

Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения

Воспитание: чувства коллективизма, умения выходить выход из неприятных ситуаций, доброты, стремления приходить на помощь, быть вежливым и добрым, желания быть другом, умения слышать и понимать окружающих, уважения к людям, труду, справедливости, отзывчивости.

Я и семья (2 часа)

Семейный калейдоскоп.

Наши бабушки.

1

1

Проектная деятельность.

Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

Воспитание: любви и уважения к маме.

Я и природа (5 часов)

Осенняя сказка.

Экологическая карусель. Станем друзьями природы.

Путешествие капельки. Полюбуйся, весна наступает…

1

1

1

1

1

Беседа, иг-ровой прак-тикум, си-туативная беседа-рас-суждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление, устный журнал.

Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения.

Воспитание: умения видеть красоту природы, бережного отношения к природе, любви к неживой  природе.

Я и книга (3 часа)

Берегите книгу.

Сказки Г.-Х. Андерсена. Сказочная путаница.

1

1

1

Беседа, игровой практикум, устный журнал.

Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения.

Воспитание: стремления к чтению художественной литературы, доброты, отзывчивости.

Я и здоровье (5 часов)

Мы за здоровый образ жизни!

О режиме дня.

Будь здоров!

Секреты здоровья.  

О вреде курения.

1

1

1

1

1

Игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, устный журнал.

Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения.

Воспитание: потребности в соблюдении гигиенических правил, стремления к здоровому образу жизни.

Я и животные (1 час)

Кошки.

1

Беседа, игровой.

Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. Знакомятся и запоминают новые правила поведения. Воспитание качеств: доброты, справедливости, желания приходить на помощь, доброжелательного отношения к животным.

8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Методическое обеспечение программы

  1. Методы обучения
  • Словесные: беседа, рассказ, объяснение, инструктаж, работа с книгой.

             С учетом возраста детей, для которых неприемлемы лекционные способы изложения материала, на занятиях по этике и культуре поведения наиболее эффективны беседы с детьми – это касается большинства занятий и, в первую очередь, тех, где рассматриваются темы, связанные с культурой поведения, культурой общения и т.д.

  • Наглядные: показ иллюстраций, видеофильмов, способов выполнения тех или иных действий, наборов сюжетных картинок по темам: «Поведение в транспорте», «Поведение за столом» и т. д., которые помогают детям лучше усвоить материал программы.

С помощью наглядных средств происходит усвоение детьми норм поведения, которые прививаются воспитанникам через проигрывание ситуации: как пройти на своё место в театре, как правильно ответить на телефонный звонок и т.д.

  • Практические: анализ различных ситуаций через упражнения, игры, конкурсы, охватывающие различные виды деятельности детей: сервировка стола, прием гостей способствуют, например, отработке навыков поведения.

 Через практику дети учатся делать комплименты, учатся составлять тексты поздравлений и т. д.

  1. Формы проведения занятий:

занятие, занятие-игра, сказка, репетиция, викторина, турнир.

С учетом возраста детей, которым адресован материал программы – игра используется очень часто и эффективно, при этом дети любят выполнять различные роли: пассажира, зрителя, гостя, гостеприимного хозяина и т.д.

Постоянным является и обращение к сказкам: разыгрываются различные сюжеты, анализируются нормы поведения. Блеснуть полученными знаниями детям помогают и различные по тематике «Рыцарские турниры».

По охвату детьми используется фронтальные, групповые, индивидуальные формы работы, а также работа в парах.

 Обеспечение методическими видами продукции

  • Специальная, справочная и методическая литература;
  • набор наглядных пособий по темам программы;
  • методические разработки и памятки по правилам поведения и общения – конспекты открытых занятий по отдельным темам, подборки текстов и их инсценировок для рассмотрения, анализа и разыгрывания ситуаций, связанных с поведением и общением дома и в школе, а также в гостях, театре и музее, в транспорте, на улице и т.д. Детские работы по отдельным темам программы: сочинения-миниатюры, рисунки, отзывы о прочитанном.

Материально-техническое обеспечение

  1. Учебный кабинет с классной доской и необходимой мебелью:
  • партами;
  • стульями;
  • книжными шкафами.
  1. Технические средства обучения:
  • телевизор;
  • видеомагнитофон;
  • музыкальный центр.

Список используемой литературы

Для учителя:

  1. Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
  2. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
  3. Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.
  4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Современный урок”. Часть 1. Научно-практ. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2006
  5. Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.
  6. Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.
  7. Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
  8. Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.
  9. Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  10. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.                                                                                                                                

Для обучающихся:

  1. Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г.  ,                                                                                  
  2. Маршак С.Я. Вот какой рассеянный.  Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо.
  3. Осеева В.А. Волшебное слово, Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010, Русская народная сказка. Лиса и Журавль
  4. Чуковский К. И.  Федорино горе, Чуковский К.И. Мойдодыр, Чуковский К.И. Телефон, Чуковский К.И. Краденое солнце.
  5. Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010.                        
  6. Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2010.
  7. Шалаева Г.П. Как вести себя дома.  – Издательская группа АСТ., 2010. Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. – Издательская группа АСТ., 2010.

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности

«Уроки нравственности или Что такое хорошо и что такое плохо»

1 класс (33 ч.)

№ п/п

Названия тем

Характеристика основных видов деятельности учащихся, УУД

Дата

Коррекция

1

2

Здравствуй, школа!

Вот и стали мы учениками…

Игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление

К.: Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию).

Р.: Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

П.: знакомство с новыми правилами поведения

Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Учимся работать в команде.

О хорошем и плохом.

Клуб «Выручайка».

О дружбе.

В царстве Мойдодыра.

«Здравствуй!».

Венок осени.

Профессий много есть на свете.

В мире любимых сказок.

Учимся приходить на помощь.

О рабочих руках и трудолюбии.

Зайкина избушка.

Учимся вежливости. Новогодняя сказка. Познакомьтесь: это я!

Снегурочка.

Сказка о солнечном зайчике.

Учимся быть добрыми.

Беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

По страницам русской народной сказки «Лиса и волк»

Когда люди радуются.

Я расту!

Поезд везёт подарки мамам.

Сказка о весёлой пчеле.

Клуб любителей природы.

Как у зайчонка зуб болел.

Приглашаем гостей.  

В городе Лекарственных растений.

Экскурсия по городу Лекарственных растений продолжается.

На пороге лета.

О рыбалке.  

К.И. Чуковский и его произведения. Слушаем сказку К. Чуковского «Краденое солнце».

Проектная деятельность.

Беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление, устный журнал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Классный час о нравственности «Что такое «хорошо» и что такое «плохо». 1 класс.

Классный час о нравственности «Что такое «хорошо» и что такое «плохо». 1 класс....

Аннотация к рабочей программе по курсу внеурочной деятельности «Что такое хорошо, что такое плохо»

 Рабочая программа к курсу «Уроки нравственности, или что такое хорошо и что такое плохо» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательног...

Внеурочное занятие по курсу "Что такое хорошо и что такое плохо"

Сегодня пришла пора воспитывать детей  в  гармоничном сосуществовании друг с другом, в психологической готовности сберегать человеческие ценности всегда и везде. Материал мероприятия может б...

Технологическая карта внеурочного занятия по курсу "Что такое хорошо и что такое плохо" по теме: "Мы за мир!"

Представлена технологическая карта внеурочного занятия  по курсу "Что такое хорошо и что такое плохо" по теме :"Мы за мир!" Технологическая карта урока-это современная многоко...