Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки нравственности или Что такое хорошо и что такое плохо"
рабочая программа на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности или Что такое хорошо и что такое плохо» для 1-4 классов
Базовый уровень
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_nravstvennosti_1ch._v_ned.doc | 321.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей «Серпухов»
Согласовано на методическом объединении протокол № 1 от 29.08.2016г. | Согласовано заместитель директора по УВР _______________Русова Н.А. | Утверждаю директор лицея «Серпухов»
_______________ Горшков В.В. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению
«Уроки нравственности или Что такое хорошо и что такое плохо»
для 1-4 классов
Базовый уровень
Составили: коллектив
учителей 1 классов
2016-2020 учебный год
- Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо» составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 06 октября 2009 года);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. №373»;
-Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №2357 от 22.09.2011 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 №373»;
-Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №1576 от 31.12.2016 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 №373»;
-Приложения к письму Министерства образования Московской области от 27.07.2011 №6975-06о/07 «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего образования»;
-Постановления Главного Государственного Санитарного врача РФ «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 №19993);
-Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»;
- Программы внеурочной деятельности, ООП НОО МОУ лицея;
- авторской программы Л. В. Мищенковой "Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо".
Актуальность выбора
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определен современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Особенностью курса «Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо"» является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- системность организации учебно-воспитательного процесса;
- создания условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
- ФГОС начального общего образования формулирует основную педагогическую цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В портрете выпускника начальной школы есть такие строки: «Любящий свой край и свою родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой; доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказывать своё мнение; выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих».
Учащиеся начальной школы в силу своего возраста наиболее восприимчивы к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Всё пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. В школе – социальном институте, через который проходят все граждане России, - продолжается формирование позитивного отношения ребёнка к базовым ценностям общества, таким как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.
Цель курса:
воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через систему ценностно-ориентированных занятий.
Задачи курса:
- сформировать систему нравственных ценностей;
- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности;
- формировать экологически воспитанную личность;
- воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;
- формировать интерес к чтению художественной литературы;
- развивать познавательную активность;
- развивать творческие способности.
- Общая характеристика учебного курса
Курс «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо» представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо».
Курс "Уроки нравственности" представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо».
В процессе освоения основных разделов этой программы ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
- Описание места учебного курса в учебном плане
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся 7–11 лет и рассчитана на четыре учебных года (139 часов), по одно-му занятию в неделю: в 1 классе – 33 часа, в 2-4 классах по 35 часов.
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности.)
Программа составлена на основе следующих принципов духовно–нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация —отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников.
5. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Уроки нравственности»
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные:
- ученик получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника;
- знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда;
- с помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации;
- система вопросов и заданий, носящие диагностический и тренинговый характер позволит решить задачи самооценки и самопроверки ученика;
- ученик получит начальные нравственные представления, знакомясь с нравственными понятиями (например, "Что такое добрый поступок?", "Какой нравственный выбор сделал герой?", "Что можно посоветовать в этой ситуации?", "Как её изменить?", "Бывает ли так в реальной жизни?");
- ученик научится сопоставлять, сравнивать героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе.)
Метапредметные:
Регулятивные:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока) с помощью учителя;
- понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника - в памятках) при работе с учебным материалом;
- высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Познавательные:
- целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
- ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;
- понимать текст, опираясь на содержащуюся в нем информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию;
- преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);
- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
- проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Коммуникативные:
- ученик научится или получит возможность иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям;
- ученик научится работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения;
- ученик научится или получит возможность анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
- ученик научится создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
Предметные результаты освоения программы:
у учащегося будут сформированы:
- внутренняя позиция учащегося с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
- положительная мотивация учебной деятельности;
- учащийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к обучению, к одноклассникам понимания необходимости учения.
Приобретённые в результате освоения конкретного учебного курса знания и умения учащийся сможет использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения гигиенических правил; бережного отношения к природе; развития чувства ответственности, самостоятельности; формирования стремления быть полезным окружающим; стремления к здоровому образу жизни.
Предполагаемые результаты.
К концу обучения в начальной школе учащиеся должны иметь:
- систему нравственных качеств и этическое сознание;
- потребность в самовоспитании и саморазвитии;
- чувство уважения к правам и обязанностям человека;
- чувство трудолюбия, уважения к людям труда;
- ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;
- ценностное отношение к природе, к окружающей среде;
- потребность в чтении художественной литературы.
Формы учета оценки планируемых результатов: опрос, наблюдение, диагностика нравственной самооценки; этики поведения; отношения к жизненным ценностям; нравственной мотивации, анкетирование учащихся и родителей, участие школьников в олимпиадах, викторинах, в конкурсах на разных уровнях; участие в тематических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.).
6. Содержание, формы организации и виды деятельности курса «Уроки нравственности»
Содержание курса включает в себя следующие циклы: «Я и школа», «Я и окружающие», «Я и семья», «Я и природа», «Я и книги», «Я и животные», «Я и здоровье».
Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской, что создаёт условия для формирования познавательной и творческой активности детей (беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление).
Основные формы: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Основные технологии: игровая, технология проблемного обучения, объяснительно - иллюстративная.
Методы обучения: наглядные, словесные, практические.
Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек.
Формы и виды деятельности: игровая; познавательная; краеведческая; сюжетно - ролевые игры; просмотр мультфильмов; посещение выставочных залов и музеев; походы в театр; конкурсы; посещение библиотек.
Место проведения занятий: лицей «Серпухов»
Для каждого класса предполагается разное количество учебных часов.
Основное содержание программы курса
«Уроки нравственности или «Что такое хорошо и что такое плохо» для 1 класса.
1. Я и школа (2 часа)
Здравствуй, школа! Вот и стали мы учениками…
2. Я и окружающие (19 часов)
Учимся работать в команде. О хорошем и плохом. Клуб «Выручайка». О дружбе. «Здравствуй!». Профессий много есть на свете. Учимся приходить на помощь. О рабочих руках и трудолюбии. Зайкина избушка. Учимся вежливости. Новогодняя сказка. Познакомьтесь: это я! Сказка о солнечном зайчике. Учимся быть добрыми. Когда люди радуются. Я расту! Сказка о весёлой пчеле. Как у зайчика зуб болел. Приглашаем гостей.
3. Я и семья (1 час)
Поезд везёт подарки мамам.
4. Я и природа (5 часов)
Венок осени. Клуб любителей природы. В городе Лекарственных растений. Экскурсия по городу Лекарственных растений продолжается. Солнышко.
5. Я и книга (3 часа)
В мире любимых сказок. Снегурочка. По страницам русской народной сказки «Лиса и волк». К.И. Чуковский и его произведения. Слушаем сказку К. Чуковского
6. Я и здоровье (3 часа)
В царстве Мойдодыра. На пороге лета. О рыбалке.
Требования к планируемым результатам изучения программы 1 класса
Личностные результаты:
У учащегося будут сформированы:
— положительное отношение к таким наукам, как этика, этикет;
— общее представление о правилах этикета, о моральных нормах поведения;
—навыки самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и понимание того, что успех в любой деятельности в значительной мере зависит от самого человека, от его образованности и воспитанности.
Учащийся получит возможность для формирования:
— положительного отношения к наукам «этика», «этикет»;
— понимания значения правил этикета в жизни человека;
— первоначальной ориентации на оценку результатов собственной деятельности;
Метапредметные результаты:
Регулятивные
Учащийся научится:
- Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
- Применять правилами этикета в повседневной жизни.
- Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
- Работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.
- Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
Учащийся получит возможность научиться:
1. Иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям.
2. Работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.
Познавательные
Учащийся научится:
- Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
- Узнавать новые правила этикета.
- С помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации.
Учащийся получит возможность научиться: самостоятельно узнавать новые правила этикета.
Коммуникативные
Учащийся научится:
- Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию).
- Создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
Учащийся получит возможность научиться:
1. Выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям.
2. Работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.
3. Анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
4. Создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
5. Эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей, станет уважительно относиться к родителям, к старшим, к младшим.
Предметные результаты
Учащийся получит возможность научиться:
применять полученные знания правил этики, этикета на практике.
Основное содержание программы курса
«Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо» для 2 класса.
1. Я и школа (1 час)
О культуре поведения в школе.
2. Я и окружающие (12 часов)
Не надо больше ссорится… Учимся дружить. Учимся обсуждать проблему. Слушаем сказку. Занимательный журнал «Имена». Колечко красоты. Цветик – семицветик. Спешим на помощь Бабке Ёжке. День космонавтики. Ох уж этот ветер!... Кем быть? О профессиях и трудолюбии.
3. Я и семья (2 часа)
Под крышей дома моего. Давайте, друзья потолкуем о маме…
4. Я и природа (8 часов)
Времена года. Отправляемся в путешествие. Во саду ли, в огороде. Зима в лесу. Лепим снеговика. Тропинка. Школа насекомых. Лето в загадках.
5. Я и книга (7 часов)
Узнай меня! «Девочка и разбойник». По страницам русской народной сказки «Царевна – лягушка». И снова сказка. Волшебники и волшебные предметы. Животные с книжных страниц. Сказочные фанты. И снова сказочные фанты.
6. Я и здоровье (3 часа)
«Тише, пожалуйста!». Экскурсия в медицинский кабинет. Для чего нужны нам глазки.
7. Я и животные (2 часа)
Белый пёс в сиреневый цветочек. Поговорим о собаках.
Требования к планируемым результатам изучения программы курса 2 класса
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
— общее представление о правилах этикета, о моральных нормах поведения;
— навыки сотрудничества: освоение позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома; соблюдение правил работы в группе, проявление доброжелательного отношения к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
Учащийся получит возможность для формирования:
— понимания значения правил этикета в жизни человека;
— первоначальной ориентации на оценку результатов собственной деятельности;
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
- Применять правилами этикета в повседневной жизни.
- Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
- Работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.
- Регулировать своё поведение, эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей, станет уважительно относиться к родителям, к старшим, к младшим.
- Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
Учащийся получит возможность научиться:
- Работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.
- Регулировать своё поведение, эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей, станет уважительно относиться к родителям, к старшим, к младшим.
Познавательные
Учащийся научится:
- Знакомство с новыми правилами поведения
- Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
- С помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации.
Учащийся получит возможность научиться:
Доброжелательному и заботливому отношению к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживанию, сочувствию.
Коммуникативные
Учащийся научится:
- Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию).
- Создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
- Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
Учащийся получит возможность научиться:
1. Работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.
2. Создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
3. Эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей, станет уважительно относиться к родителям, к старшим, к младшим.
Предметные результаты
Учащийся получит возможность научиться:
Применять полученные знания правил этикета на практике.
Основное содержание программы
«Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо» для 3 класса.
1. Я и окружающие (9 часов)
О себе, о дружбе, о друзьях… О добре и зле. «У камина». Клуб «Выручайка». В мире профессий. Принцессы Шарля Перро. Учимся работать в микрогруппе. Хлеб – наше богатство! Берегите время!
2. Я и семья (1 час)
Роза для мамы.
3. Я и природа (8 часов)
И снова об осени… Выглянуло солнышко… Что за праздник без цветов… «Что такое зима?». Зимушка-зима. Бабочек весёлый хоровод. Цветочная карусель. В гостях у белочки.
4. Я и книга (9 часов)
Путешествие в сказку. Посылка от сказочных героев. Эдуард Успенский. Слушаем сказку. В гости к друзьям из Простоквашино. Знаменитые малыши. Незнайка. Да здравствуют книги! Клуб «Белая ворона». Фея Фантаста.
5. Я и здоровье (3 часа)
Письмо от дедушки Морфея. Наши страхи. Зимние забавы.
- Я и животные (4 часа)
О кошках и собаках. О животном не очень приятном. Экзотические животные. Театр кошек Юрия Куклачёва.
Требования к планируемым результатам изучения программы 3 класса
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
— навыки сотрудничества: освоение позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома; соблюдение правил работы в группе, проявление доброжелательного отношения к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
—навыки самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и понимание того, что успех в любой деятельности в значительной мере зависит от самого человека, от его образованности и воспитанности.
Учащийся получит возможность для формирования:
— понимания значения правил этикета в жизни человека;
— первоначальной ориентации на оценку результатов собственной деятельности;
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
- Выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям.
- Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
- Работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.
- Регулировать своё поведение, эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей, станет уважительно относиться к родителям, к старшим, к младшим.
Учащийся получит возможность научиться:
1. Работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.
2. Регулировать своё поведение, эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей, станет уважительно относиться к родителям, к старшим, к младшим.
Познавательные
Учащийся научится: самостоятельно узнавать новые правила этикета.
Учащийся получит возможность научиться:
Моральным нормам и правилам нравственного поведения; нравственно-этический опыту взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; быть неравнодушным к жизненным проблемам других людей, сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, традициям семьи и образовательного учреждения, бережно относиться к ним, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Коммуникативные
Учащийся научится:
- Анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
- Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию).
- Создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
Учащийся получит возможность научиться:
1. Выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям.
2. Работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.
3. Анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
4. Создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
Предметные результаты
Учащийся получит возможность научиться: применять полученные знания правил этикета на практике.
Основное содержание программы
«Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо» для 4 класса.
1. Я и школа (1 час)
С Днём знаний!
2. Я и окружающие (17 часов)
Расскажи нам о себе. И это тоже я! О профессиях и трудолюбии. В который раз о дружбе… Как выбирать друзей. Накануне новогодних праздников. О рыцарстве. День рождения старой ели. О совести. Учимся быть щедрыми. Настроение. На экономической волне. Приглашение к разговору. Игра в самих себя. Учимся шутить. Живи, не требуя награды… Покуда сердца стучатся…
3. Я и семья (2 часа)
Семейный калейдоскоп. Наши бабушки.
4. Я и природа (5 часов)
Осенняя сказка. Экологическая карусель. Станем друзьями природы. Путешествие капельки. Полюбуйся, весна наступает…
5. Я и книга (3 часа)
Берегите книгу. Сказки Г.-Х. Андерсена. Сказочная путаница.
6. Я и здоровье (5 часов)
Мы за здоровый образ жизни! О режиме дня. Будь здоров! Секреты здоровья. О вреде курения.
7. Я и животные (1 час)
Кошки.
Требования к планируемым результатам изучения программы 4 класса
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
— положительное отношение к такой науке, как этикет;
— общее представление о правилах этикета, о моральных нормах поведения;
— навыки сотрудничества: освоение позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома; соблюдение правил работы в группе, проявление доброжелательного отношения к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
—навыки самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и понимание того, что успех в любой деятельности в значительной мере зависит от самого человека, от его образованности и воспитанности.
Учащийся получит возможность для формирования:
— положительного отношения науке «этикет»;
— понимания значения правил этикета в жизни человека;
— первоначальной ориентации на оценку результатов собственной деятельности;
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
- Выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям.
- Применять правилами этикета в повседневной жизни.
- Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
- Работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.
- Регулировать своё поведение, эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей, станет уважительно относиться к родителям, к старшим, к младшим.
- Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
Учащийся получит возможность научиться:
1. Иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям.
2. Работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.
3. Регулировать своё поведение, эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей, станет уважительно относиться к родителям, к старшим, к младшим.
Познавательные
Учащийся научится:
- Самостоятельно узнавать новые правила этикета.
- Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
- С помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации.
Учащийся получит возможность научиться:
моральным нормам и правилам нравственного поведения; нравственно-этический опыту взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; быть неравнодушным к жизненным проблемам других людей, сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, традициям семьи и образовательного учреждения, бережно относиться к ним, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Коммуникативные
Учащийся научится:
- Анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
- Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию).
- Создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
- Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
Учащийся получит возможность научиться:
1. Выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям.
2. Работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.
3. Анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
4. Создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
5. Эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей, станет уважительно относиться к родителям, к старшим, к младшим.
Предметные результаты
Учащийся получит возможность научиться:
применять полученные знания правил этикета на практике.
7. Тематическое планирование курса «Уроки нравственности». 1 класс (66 ч.)
Названия тем | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся | |
Я и школа (2 часа) | |||
Здравствуй, школа! Вот и стали мы учениками… | 1 1 | Игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление | Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. Знакомятся и запоминают новые правила поведения. Воспитание качеств: ответственности, самостоятельности, бережного отношения к школьным вещам. |
Я и окружающие (19 часов) | |||
Учимся работать в команде. О хорошем и плохом. Клуб «Выручайка». О дружбе. «Здравствуй!». Профессий много есть на свете. Учимся приходить на помощь. О рабочих руках и трудолюбии. Зайкина избушка. Учимся вежливости. Новогодняя сказка. Познакомьтесь: это я! Сказка о солнечном зайчике. Учимся быть добрыми. Когда люди радуются. Я расту! Сказка о весёлой пчеле. Как у зайчика зуб болел. Приглашаем гостей. | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | Беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление | Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения Воспитание: чувства коллективизма, умения выходить выход из неприятных ситуаций, доброты, стремления приходить на помощь, быть вежливым и добрым, желания быть другом, умения слышать и понимать окружающих, уважения к людям, труду, справедливости, отзывчивости. |
Я и семья (1 час) | |||
Поезд везёт подарки мамам. | 1 | Проектная деятельность. | Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Воспитание: любви и уважения к маме. |
Я и природа (5 часов) | |||
Венок осени. Клуб любителей природы. В городе Лекарственных растений. Экскурсия по городу Лекарственных растений продолжается. Солнышко. | 1 1 1 1 1 | Беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление, устный журнал. | Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения. Воспитание: умения видеть красоту природы, бережного отношения к природе, любви к неживой природе. |
Я и книга (3 часа) | |||
В мире любимых сказок. Снегурочка. По страницам русской народной сказки «Лиса и волк». К.И. Чуковский и его произведения. Слушаем сказку К. Чуковского | 1 1 1 | Беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление, устный журнал. | Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения. Воспитание: стремления к чтению художественной литературы, доброты, отзывчивости. |
Я и здоровье (3 часа) | |||
В царстве Мойдодыра. На пороге лета. О рыбалке. | 1 1 1 | Игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, устный журнал. | Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения. Воспитание: потребности в соблюдении гигиенических правил, стремления к здоровому образу жизни. |
Тематическое планирование курса «Уроки нравственности» 2 класс (70 ч.).
Названия тем | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся | |
Я и школа (1 час) | |||
О культуре поведения в школе. | 1 | Беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление | Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. Знакомятся и запоминают новые правила поведения. Воспитание качеств: ответственности, самостоятельности, бережного отношения к школьным вещам. |
Я и окружающие (12 часов) | |||
Не надо больше ссорится… Учимся дружить. Учимся обсуждать проблему. Слушаем сказку. Занимательный журнал «Имена». Колечко красоты. Цветик – семицветик. Спешим на помощь Бабке Ёжке. День космонавтики. Ох уж этот ветер! Кем быть? О профессиях и трудолюбии. | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | Беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление | Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения Воспитание: чувства коллективизма, умения выходить выход из неприятных ситуаций, доброты, стремления приходить на помощь, быть вежливым и добрым, желания быть другом, умения слышать и понимать окружающих, уважения к людям, труду, справедливости, отзывчивости. |
Я и семья (2 часа) | |||
Под крышей дома моего. Давайте, друзья потолкуем о маме… | 1 1 | Проектная деятельность. | Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Воспитание: любви и уважения к маме. |
Я и природа (8 часов) | |||
Времена года. Отправляемся в путешествие. Во саду ли, в огороде. Зима в лесу. Лепим снеговика. Тропинка. Школа насекомых. Лето в загадках. | 1 1 1 1 1 1 1 | Беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление, устный журнал. | Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения. Воспитание: умения видеть красоту природы, бережного отношения к природе, любви к неживой природе. |
Я и книга (7 часов) | |||
Узнай меня! «Девочка и разбойник». По страницам русской народной сказки «Царевна – лягушка». И снова сказка. Волшебники и волшебные предметы. Животные с книжных страниц. Сказочные фанты. И снова сказочные фанты. | 1 1 1 1 1 1 1 | Беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление, устный журнал. | Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения. Воспитание: стремления к чтению художественной литературы, доброты, отзывчивости. |
Я и здоровье (3 часа) | |||
«Тише, пожалуйста!». Экскурсия в медицинский кабинет. Для чего нужны нам глазки. | 1 1 1 | Игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, устный журнал. | Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения. Воспитание: потребности в соблюдении гигиенических правил, стремления к здоровому образу жизни. |
Я и животные (2 часа) | |||
Белый пёс в сиреневый цветочек. Поговорим о собаках. | 1 1 | Беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление | Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. Знакомятся и запоминают новые правила поведения. Воспитание качеств: доброты, справедливости, желания приходить на помощь, доброжелательного отношения к животным. |
Тематическое планирование курса «Уроки нравственности». 3 класс (70 ч.)
Названия тем | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся | ||||
Я и окружающие (9 часов) | ||||||
О себе, о дружбе, о друзьях… О добре и зле. «У камина». Клуб «Выручайка». В мире профессий. Принцессы Шарля Перро. Учимся работать в микрогруппе. Хлеб – наше богатство! Берегите время! | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | Беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление | Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения Воспитание: чувства коллективизма, умения выходить выход из неприятных ситуаций, доброты, стремления приходить на помощь, быть вежливым и добрым, желания быть другом, умения слышать и понимать окружающих, уважения к людям, труду, справедливости, отзывчивости. | |||
Я и семья (1 час) | ||||||
Роза для мамы. | 1 | Проектная деятельность. | Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Воспитание: любви и уважения к маме. | |||
Я и природа (8 часов) | ||||||
И снова об осени… Выглянуло солнышко… Что за праздник без цветов… «Что такое зима?». Зимушка-зима. Бабочек весёлый хоровод. Цветочная карусель. В гостях у белочки. | 1 1 1 1 1 1 1 1 | Беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление, устный журнал. | Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения. Воспитание: умения видеть красоту природы, бережного отношения к природе, любви к неживой природе. | |||
Я и книга (9 часов) | ||||||
Путешествие в сказку. Посылка от сказочных героев. Эдуард Успенский. Слушаем сказку. В гости к друзьям из Простоквашино. Знаменитые малыши. Незнайка. Да здравствуют книги! Клуб «Белая ворона». Фея Фантаста. | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | Беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление, устный журнал. | Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения. Воспитание: стремления к чтению художественной литературы, доброты, отзывчивости. | |||
Я и здоровье (3 часа) | ||||||
Письмо от дедушки Морфея. Наши страхи. Зимние забавы. | 1 1 1 | Игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, устный журнал. | Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения. Воспитание: потребности в соблюдении гигиенических правил, стремления к здоровому образу жизни. | |||
Я и животные (4 часа) | ||||||
О кошках и собаках. О животном не очень приятном. Экзотические животные. Театр кошек Юрия Куклачёва. | 1 1 1 1 | Беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление | Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. Знакомятся и запоминают новые правила поведения. Воспитание качеств: доброты, справедливости, желания приходить на помощь, доброжелательного отношения к животным. |
Тематическое планирование курса «Уроки нравственности». 4 класс (70 ч.)
Названия тем | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся | |
Я и школа (1 час) | |||
С Днём знаний! | 1 | Беседа, игровой практикум, | Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. Знакомятся и запоминают новые правила поведения. Воспитание качеств: ответственности, самостоятельности, бережного отношения к школьным вещам. |
Я и окружающие (17 часов) | |||
Расскажи нам о себе. И это тоже я! О профессиях и трудолюбии. В который раз о дружбе… Как выбирать друзей. Накануне новогодних праздников. О рыцарстве. День рождения старой ели. О совести. Учимся быть щедрыми. Настроение. На экономической волне. Приглашение к разговору. Игра в самих себя. Учимся шутить. Живи, не требуя награды… Покуда сердца стучатся… | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | Беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление | Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения Воспитание: чувства коллективизма, умения выходить выход из неприятных ситуаций, доброты, стремления приходить на помощь, быть вежливым и добрым, желания быть другом, умения слышать и понимать окружающих, уважения к людям, труду, справедливости, отзывчивости. |
Я и семья (2 часа) | |||
Семейный калейдоскоп. Наши бабушки. | 1 1 | Проектная деятельность. | Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Воспитание: любви и уважения к маме. |
Я и природа (5 часов) | |||
Осенняя сказка. Экологическая карусель. Станем друзьями природы. Путешествие капельки. Полюбуйся, весна наступает… | 1 1 1 1 1 | Беседа, иг-ровой прак-тикум, си-туативная беседа-рас-суждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление, устный журнал. | Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения. Воспитание: умения видеть красоту природы, бережного отношения к природе, любви к неживой природе. |
Я и книга (3 часа) | |||
Берегите книгу. Сказки Г.-Х. Андерсена. Сказочная путаница. | 1 1 1 | Беседа, игровой практикум, устный журнал. | Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения. Воспитание: стремления к чтению художественной литературы, доброты, отзывчивости. |
Я и здоровье (5 часов) | |||
Мы за здоровый образ жизни! О режиме дня. Будь здоров! Секреты здоровья. О вреде курения. | 1 1 1 1 1 | Игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, устный журнал. | Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения. Воспитание: потребности в соблюдении гигиенических правил, стремления к здоровому образу жизни. |
Я и животные (1 час) | |||
Кошки. | 1 | Беседа, игровой. | Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. Знакомятся и запоминают новые правила поведения. Воспитание качеств: доброты, справедливости, желания приходить на помощь, доброжелательного отношения к животным. |
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Методическое обеспечение программы
- Методы обучения
- Словесные: беседа, рассказ, объяснение, инструктаж, работа с книгой.
С учетом возраста детей, для которых неприемлемы лекционные способы изложения материала, на занятиях по этике и культуре поведения наиболее эффективны беседы с детьми – это касается большинства занятий и, в первую очередь, тех, где рассматриваются темы, связанные с культурой поведения, культурой общения и т.д.
- Наглядные: показ иллюстраций, видеофильмов, способов выполнения тех или иных действий, наборов сюжетных картинок по темам: «Поведение в транспорте», «Поведение за столом» и т. д., которые помогают детям лучше усвоить материал программы.
С помощью наглядных средств происходит усвоение детьми норм поведения, которые прививаются воспитанникам через проигрывание ситуации: как пройти на своё место в театре, как правильно ответить на телефонный звонок и т.д.
- Практические: анализ различных ситуаций через упражнения, игры, конкурсы, охватывающие различные виды деятельности детей: сервировка стола, прием гостей способствуют, например, отработке навыков поведения.
Через практику дети учатся делать комплименты, учатся составлять тексты поздравлений и т. д.
- Формы проведения занятий:
занятие, занятие-игра, сказка, репетиция, викторина, турнир.
С учетом возраста детей, которым адресован материал программы – игра используется очень часто и эффективно, при этом дети любят выполнять различные роли: пассажира, зрителя, гостя, гостеприимного хозяина и т.д.
Постоянным является и обращение к сказкам: разыгрываются различные сюжеты, анализируются нормы поведения. Блеснуть полученными знаниями детям помогают и различные по тематике «Рыцарские турниры».
По охвату детьми используется фронтальные, групповые, индивидуальные формы работы, а также работа в парах.
Обеспечение методическими видами продукции
- Специальная, справочная и методическая литература;
- набор наглядных пособий по темам программы;
- методические разработки и памятки по правилам поведения и общения – конспекты открытых занятий по отдельным темам, подборки текстов и их инсценировок для рассмотрения, анализа и разыгрывания ситуаций, связанных с поведением и общением дома и в школе, а также в гостях, театре и музее, в транспорте, на улице и т.д. Детские работы по отдельным темам программы: сочинения-миниатюры, рисунки, отзывы о прочитанном.
Материально-техническое обеспечение
- Учебный кабинет с классной доской и необходимой мебелью:
- партами;
- стульями;
- книжными шкафами.
- Технические средства обучения:
- телевизор;
- видеомагнитофон;
- музыкальный центр.
Список используемой литературы
Для учителя:
- Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
- Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
- Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Современный урок”. Часть 1. Научно-практ. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2006
- Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.
- Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.
- Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
- Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.
- Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.
Для обучающихся:
- Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г. ,
- Маршак С.Я. Вот какой рассеянный. Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо.
- Осеева В.А. Волшебное слово, Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010, Русская народная сказка. Лиса и Журавль
- Чуковский К. И. Федорино горе, Чуковский К.И. Мойдодыр, Чуковский К.И. Телефон, Чуковский К.И. Краденое солнце.
- Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010.
- Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2010.
- Шалаева Г.П. Как вести себя дома. – Издательская группа АСТ., 2010. Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. – Издательская группа АСТ., 2010.
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
«Уроки нравственности или Что такое хорошо и что такое плохо»
1 класс (33 ч.)
№ п/п | Названия тем | Характеристика основных видов деятельности учащихся, УУД | Дата | Коррекция | |
1 2 | Здравствуй, школа! Вот и стали мы учениками… | Игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление | К.: Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Р.: Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. П.: знакомство с новыми правилами поведения Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения | ||
3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 | Учимся работать в команде. О хорошем и плохом. Клуб «Выручайка». О дружбе. В царстве Мойдодыра. «Здравствуй!». Венок осени. Профессий много есть на свете. В мире любимых сказок. Учимся приходить на помощь. О рабочих руках и трудолюбии. Зайкина избушка. Учимся вежливости. Новогодняя сказка. Познакомьтесь: это я! Снегурочка. Сказка о солнечном зайчике. Учимся быть добрыми. | Беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление | |||
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 | По страницам русской народной сказки «Лиса и волк» Когда люди радуются. Я расту! Поезд везёт подарки мамам. Сказка о весёлой пчеле. Клуб любителей природы. Как у зайчонка зуб болел. Приглашаем гостей. В городе Лекарственных растений. Экскурсия по городу Лекарственных растений продолжается. На пороге лета. О рыбалке. К.И. Чуковский и его произведения. Слушаем сказку К. Чуковского «Краденое солнце». | Проектная деятельность. Беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление, устный журнал. | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать плохое от хорошего....
Классный час: Азбука нравственности "Что такое ХОРОШО и что такое ПЛОХО"
Воспитание положительных качеств ребёнка...
Классный час о нравственности «Что такое «хорошо» и что такое «плохо». 1 класс.
Классный час о нравственности «Что такое «хорошо» и что такое «плохо». 1 класс....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки нравственности, или что такое хорошо, что такое плохо"
Рабочая программа для 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС...
Аннотация к рабочей программе по курсу внеурочной деятельности «Что такое хорошо, что такое плохо»
Рабочая программа к курсу «Уроки нравственности, или что такое хорошо и что такое плохо» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательног...
Внеурочное занятие по курсу "Что такое хорошо и что такое плохо"
Сегодня пришла пора воспитывать детей в гармоничном сосуществовании друг с другом, в психологической готовности сберегать человеческие ценности всегда и везде. Материал мероприятия может б...
Технологическая карта внеурочного занятия по курсу "Что такое хорошо и что такое плохо" по теме: "Мы за мир!"
Представлена технологическая карта внеурочного занятия по курсу "Что такое хорошо и что такое плохо" по теме :"Мы за мир!" Технологическая карта урока-это современная многоко...