Внеурочное занятие по курсу "Уроки нравственности" по теме "Золотое правило нравственности"
план-конспект занятия (2 класс) по теме
Цель занятия:
- познакомиться с формулировкой «Золотого правила нравственности», создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличностных отношений.
Задачи:
Личностные:
- развивать этические чувства как результат морального поведения;
- знакомство с моральными нормами с ориентацией на их выполнение;
- учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей.
Метапредметные:
- формировать умение высказывать суждения;
- учить осуществлять поиск и обработку информации.
Предметные:
- знакомство с «Золотым правилом нравственности», понимание его значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.
- узнать, почему появилось «Золотое правило нравственности»;
- учиться применять «Золотое правило нравственности» в жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_zanyatiyu.ppt | 1.75 МБ |
zolotoe_pravilo.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
I . Организационный момент. Здравствуйте! Добрая ласковость слова Стерлась на “нет” в ежедневном привете. Здравствуйте! Это же - будьте здоровы, Это же - дольше живите на свете.
В толковом словаре Ушакова: Золотой - сделанный из золота; - счастливый, блаженный, цветущий, блестящий; - прекрасный, драгоценный, замечательный по достоинствам.
Что такое «золотой»? Какие существительные можно подобрать к этому слову? кольца серьги медаль В прямом смысле
Что такое «золотой»? Какие существительные можно подобрать к этому слову? В переносном смысле сердце руки голова Про кого мы так говорим?
В толковом словаре Ушакова Пра́вило - постановление, предписание, устанавливающее тот или иной порядок в исполнении чего- нибудь, норма; - принцип поведения, тот или иной образ мыслей, то или иное отношение.
В толковом словаре Ушакова Нравственность – совокупность норм, определяющих поведение человека; - само поведение человека; - моральные свойства.
Выдвижение гипотезы: если следовать «золотому правилу», то и отношения между людьми будут доброжелательнее и наш человечек возможно к концу занятия станет веселым и счастливым.
Слова Христа из Библии.
Объясните выражения: «Сучок в глазе брата твоего»- это «Бревно в твоём глазе» - это Лицемер – это Быть милосердным – это это плохие поступки других людей – наши плохие поступки человек, который осуждает других, не замечая собственных ошибок, говорит неправду значит уметь прощать других
Золотое правило нравственности Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе. Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.
Высказывания древних мудрецов Будда : «Не делай другим того, что сам считаешь злом»
Высказывания древних мудрецов Конфуций : «Только добро ведет к счастью»
Высказывания древних мудрецов Ману : «Не делай другим того, что причинило бы тебе боль»
«Доброта, что солнце, а добрые люди, как лучи этого солнца, добротой своей согревают людей».
ВЫВОД: золотое правило нравственности- общечеловеческая ценность взаимоотношений между людьми.
Предварительный просмотр:
Конспект внеурочного занятия
«УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ»
по теме:
«ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ»
2 класс
СОСТАВИТЕЛЬ: учитель 1кв. категории МБОУ СОШ №6 Князева Наталья Валерьевна
ТЕМА: Золотое правило нравственности.
Цель занятия:
- познакомиться с формулировкой «Золотого правила нравственности», создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличностных отношений.
Задачи:
Личностные:
- развивать этические чувства как результат морального поведения;
- знакомство с моральными нормами с ориентацией на их выполнение;
- учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей.
Метапредметные:
- формировать умение высказывать суждения;
- учить осуществлять поиск и обработку информации.
Предметные:
- знакомство с «Золотым правилом нравственности», понимание его значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.
- узнать, почему появилось «Золотое правило нравственности»;
- учиться применять «Золотое правило нравственности» в жизни.
Оборудование урока: мультимедиапроектор, презентация, толковый словарь Ушакова, картинки для схемы «Житель планеты Земля», Библия, клубок ниток для игры, схема алгоритма, конверты с пословицами, тест «Какой я?».
Ход занятия:
I. Организационный момент.
- Сегодня необычный день. К нам на урок пришли гости. Давайте поздороваемся с ними, поприветствуем их и подарим свои улыбки.
Когда мы говорим слово “здравствуйте”, тем самым желаем здоровья окружающим нас людям, даём положительный заряд и положительные эмоции на предстоящий день.
Здравствуйте! Добрая ласковость слова
Стерлась на “нет” в ежедневном привете.
Здравствуйте! Это же - будьте здоровы,
Это же - дольше живите на свете.
- Подарите улыбку друг другу и пожелайте удачи! Подумайте, что необходимо вам для успешной работы на занятии?
II. Самоопределение к деятельности.
- Работать мы будем по группам. На столе у каждой группы лежат цветные кружки.
- Составьте слова из букв на цветных кружках.
- Какие получились слова?
- 1 группа: золотое
- Что такое «золотой»?
- На столах у вас лежат страницы из толкового словаря под редакцией Ушакова.
- Золотой (в словаре Ушакова) – сделанный из золота;
- счастливый, блаженный, цветущий, блестящий;
- прекрасный, драгоценный, замечательный по
достоинствам.
- Подоберите существительные к этому слову.
- В прямом смысле мы говорим: золотые кольца, золотые серьги, золотая медаль.
- По кого мы говорим «золотые руки», «золотое сердце», «золотая голова»?
- Эти словосочетания уже в переносном смысле.
- 2 группа: правило
- Что такое «правило»?
- Пра́вило (в словаре Ушакова) — постановление, предписание, устанавливающее
тот или иной порядок в исполнении чего-нибудь,
норма;
- принцип поведения, тот или иной образ мыслей,
то или иное обыкновение.
- Как вы понимаете словосочетание «золотое правило»?
- Что такое «нравственность»?
- Нравственность (в словаре Ушакова) – совокупность норм, определяющих
поведение человека;
- само поведение человека;
- моральные свойства.
- Как вы считаете, какое отношение имеет выражение «золотое правило» к нашему занятию?
- Мы будем говорить на занятии о правилах поведения.
– Давайте подумаем, всегда ли люди могут жить в полной гармонии друг с другом?
– Хорошо ли вы себя чувствуете в этом огромном мире? (Да.)
– Но если хорошо подумать, можно ответить по-разному:
С одной стороны да, потому что мы друзья, вместе встречаемся, учимся, мы – свои, с другой стороны мы чужие, потому что у каждого из нас свои интересы, есть свои тайны, разные любимые дела. Мы все разные, но мы вместе живём на планете Земля.
(На магнитной доске появляется человек.)
– Ребята, это житель нашей планеты, то есть один из нас с вами. Посмотрите на него какой он грустный. Наверно ему чего-то не хватает. Давайте попытаемся сделать его счастливым, весёлым, радостным.
– Скажите, что необходимо человеку, чтобы жить и быть счастливым?
- У вас на столах есть картинки с теми предметами, которые необходимы для жизни человека. Прикрепите их к доске.
(Появляется дом, вода, деревья, цветы, люди.)
– Посмотрите, у него есть всё, о чем можно мечтать, рядом есть окружающие его близкие люди, а он всё равно грустит. Подумайте и скажите, а когда человек бывает грустным, невесёлым, печальным и одиноким? (Когда обижают.)
– К сожалению, окружающие нас люди не всегда делают нашу жизнь радостной и счастливой. Не всегда отношения между людьми бывают добрыми, нежными. Не всегда мы хотим прийти на помощь в трудную минуту, помочь добрым словом и советом, поддержать человека. Зачастую мы своей грубостью, злостью, нетерпимостью делаем ещё больней своим родителям, друзьям, одноклассникам.
- Темой нашего занятия будут поступки, которые входят в понятие «золотое правило».
- Выскажите гипотезу: если следовать «золотому правилу», то и отношения между людьми будут доброжелательнее и наш человечек возможно к концу занятия станет веселым и счастливым.
- Сегодня мы подтвердим или опровергнем нашу гипотезу.
III. Работа по теме занятия.
- Чтение Слов Христа из Библии.
-У вас на столах есть текст со словами Христа из Библии. Я буду читать текст, а вы за мной следите.
Слова Христа из Библии:
Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.
— Как вы понимаете слова Христа?
- Объясните выражения, которые у вас в текст подчеркнуты:
1 группа
- «Сучок в глазе брата твоего» – это плохие поступки других людей
- «Бревно в твоём глазе» - это наши плохие поступки
2 группа
- Лицемер – это человек, который осуждает других, не
замечая собственных ошибок, говорит неправду
3 группа
- Быть милосердным – это значит уметь прощать других
- Назовите правило, по которому Христос призывает всех жить. Это и есть «золотое правило». Почему оно «золотое»?
- Физминутка - игра “Паутинка”.
– У меня в руках клубочек ниток. Называйте хорошие качества людей и перекидывайте клубочек своим одноклассникам.
(Доброта, чуткость, вежливость, ум, сопереживание, взаимопомощь, взаимовыручка, порядочность, щедрость, любовь, аккуратность, творчество, дружелюбие, верность, патриотизм, героизм, отзывчивость, нежность, скромность, внимательность)
- Вот как мы связаны друг с другом, сколько у нас друзей, какая у нас получилась волшебная паутинка.
3. Инсценировка классической басни.
- Участники первой группы приготовили для нас инсценировку классической басни.
Давайте послушаем.
«Мальчик, выросший у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало.
Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозится в ответ.
Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки.
Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слёзы и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?»
– Я.
– А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он тоже, ты не сердишься – и он не дуется: вот так-то люди друг с другом живут – и добро и зло возвращается к нам же».
(По книге «Классическая басня».)
У.: Как вы прокомментируете слова матери в этой басне?
Д.: В жизни каждому нужно быть дружелюбным.
Д.: Чем больше добра ты сделаешь в жизни людям, тем лучше для тебя, потому что добро вернётся и к тебе через поступки и слова людей.
Д.: И зло обернётся к тебе тоже.
Д.: Мне мама не раз говорила, что людей обижать нельзя. Вообще, ко всем нужно относиться так, как ты бы хотел, чтобы к тебе люди относились.
У.: Очень хорошая мысль. Но когда и где появилось это высказывание?
У.: - Ответ на это вопрос возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении веков. Так, 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда хотел научить людей быть счастливыми. Он считал, что к счастью надо идти по дороге добрых мыслей, добрых дел и добрых слов: «не делай другим того, что сам считаешь злом».
Примерно в то же время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (Учитель Кун), который тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он считал, «чтобы старики жили в покое, все друзья были верными, а молодёжь любила старших». «Только добро ведёт к счастью».
В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – прародитель людей. Он прожил долгую жизнь. Был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, написал книгу «Законы Ману». Смысл его законов «не делай другим того, что причинило бы боль тебе».
У.: Чему учат эти правила?
Д.: Быть добрым. Творить добро в жизни.
Д.: Думай о других. Что принесут людям твои поступки: добро или зло.
Д.: Никогда не причиняй боль другим. Ставь себя на место другого человека.
Д: Учат правильно жить.
У.: Вот так в разных местах разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно. Это правило названо золотым правилом нравственности.
У.: Как применять это правило в жизни? Можно ли составить алгоритм
применения этого правила?
У вас на столах лежат действия из алгоритма, прикрепите их пожалуйста к доске.
Алгоритм.
- Попытаюсь встать на место того человека, на которого будет направлено моё действие.
- Каково будет мне, если со мной так поступят?
3.Это хороший поступок. - Лучше так не поступать.
4.Физминутка – игра “Сотвори солнце в себе”.
В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе.
Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце.
Поднимите ручки вверх и покажите, какая у вас получилась звёздочка. Вот какие звездочки радости, тепла, света у нас получились. (Дети разводят руками)
- Для нашего человечка я прикрепляю к доске еще и солнышко.
Ребята, а школа наша тоже является источником тепла, уюта, источником знаний. Школа – это источник добрых дел.
5.Чтение стихотворений и обсуждение.
Учащиеся второй группы приготовили для нас стихотворения. Давайте их послушаем.
1. Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить
Желанье другого -
Одно удовольствие,
Честное слово!
2. На клумбе – цветок,
Его листья повисли
Грустит он…О чём?
Угадал его мысли?
Он хочет напиться,
Эй, дождик, полей!
И дождик струится
Из лейки твоей.
3. А что же сестрёнка?
Скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь
Сделай сестрёнке
И ты обернулся
Ретивым конём-
Галопом сестрёнка
Помчалась на нём.
4. Хоть мама
Ёщё не вернулась с работы,
Нетрудно узнать её думы, заботы.
И ты совершаешь
Великое чудо –
Пол засверкал,
Засияла посуда!
И ахнула мама,
Вернувшись, домой:
- Да это, как в сказке,
Волшебник ты мой!
5. Кто любит собак
Или прочих животных,
Серьёзных котят
И щенков беззаботных,
Кто может любить и козла, и осла -
Тот людям вовеки
Не делает зла.
6.Достаётся недёшево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?
Может строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом?
Иль под снежной порошею
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому.
- О каких качествах идет речь в этих стихотворениях?
6.Физминутка - игра “Добрые мысли, добрые чувства”. (Психогимнастика)
- Нужно молча, только глазами выразить друг другу добрые пожелания. Играем в парах. Начали передавать добрые пожелания.
Вопросы:
- А какие пожелания вы передавали? (Добро, любовь, счастье)
- Это был поступок?
- Какие появились ощущения после поступка? (Стало очень хорошо и уютно)
- Передайте словами свои ощущения. (Радость, счастье)
- Понравилась игра?
Обогрейте прекрасными словами свою душу и Матушку-Землю, создайте вокруг себя пространство любви, и Вы увидите Чудеса, сотворенные своими руками.
7.Работа с пословицами.
-Ученики третьей группы получили задание подобрать к занятию пословицы о добре. Давайте послушаем.
- Какие пословицы о добре вы подобрали к занятию?
Учись доброму — плохое на ум не пойдёт.
Про доброе дело говори смело.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Добрые слова дороже богатства.
Не ищи красоты, ищи доброты.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Доброе дело и в воде не тонет.
От доброго корня добрая и отрасль.
Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
В добре жить хорошо.
От доброго дерева добрый и плод.
О добре трудиться, есть чем похвалиться.
Всяк хлопочет, себе добра хочет.
Красота до вечера, а доброта на век.
Доброе слово доходит до сердца.
Час в добре пробудешь, все горе забудешь.
Красоту уносят годы – доброту не унесут.
8. ИГРА: Собери пословицы и поговорки.
- На столах у вас лежат конверты с пословицами, но только они рассыпались.
- Соберите пословицы.
Около солнца - тепло, около матери – добро.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Добро в огне не горит и в воде не тонет.
Доброе братство лучше богатства.
Доброе дело два века живёт.
Не только слова, но и дела должны быть добрыми.
Доброе слово и кошке приятно.
Без добрых дел нет доброго имени.
Жизнь дана на добрые дела.
- Прикрепите пословицы к солнышку, как оно теперь засияло.
Вот и наш человечек заулыбался.
Не зря говорят: «Доброта, что солнце, а добрые люди, как лучи этого солнца, добротой своей согревают людей».
IV. Рефлексия и итоги занятия.
-Наша гипотеза подтвердилась. Какой можно сделать вывод?
Вывод: золотое правило нравственности - общечеловеческая ценность взаимоотношений между людьми.
— Какие мысли сегодня были для вас новыми? Удивили вас? Заставили задуматься?
Я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые и умные мысли, за творческое отношение к работе.
Тест «Какой Я?».
-В поступках, привычках, отношениях с людьми проявляются наши черты характера. Одни можно назвать хорошими, другие – плохими. Они иногда борются в нашей душе, а какое победит – решаешь сам ты.
Твоё мнение
1)Какие качества ты считаешь хорошими, а какие плохими? Напиши.
Хорошие: Плохие:
________________________________ __________________________________
________________________________ __________________________________
2)Какие черты характера тебе мешают, а какие ты бы хотел приобрести?
Хочу избавиться: Хочу приобрести:
________________________________ __________________________________
________________________________ __________________________________
Посеешь поступок – пожнёшь привычку.
Посеешь привычку – пожнёшь характер.
Посеешь характер – пожнёшь судьбу.
-Расспросите своих близких о том, каким принципом они руководствуются в жизни. Обсуди с ними, близко ли их жизненное правило «золотому правилу» нравственности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие"Золотое правило нравственности"
Внеклассное занятие по опк....
Внеурочное занятие 2 класс: «Я имею право …»
Цель занятия:формирование правовой культуры учащихся начальной школы через ознакомление с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка.Задачи:2. Помочь детям осознать, что н...
Внеурочное занятие (классный час) на тему «Права и обязанности» 3 класс
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на...
: Ориентирование на развитие духовно-нравственного локуса ребенка при организации занятий внеурочной деятельности. Фрагмент внеурочного занятия «Молчаливые соседи – цветы на газонах»
В настоящее время, когда Человечество испытывает спад духовности и уничижение природоохранительных моральных норм поведения, фактором сохранения хороших привычек, экологического сопереживания Природе ...
Внеурочное занятие. Интернет: друг или враг? Правила безопасного использования Интернета.
Предложенное внеурочное мероприятие посвящено проблеме безопасности при использовании обучающимися сети Интернет, потенциальных рисках при использовании Интернета, путях защиты от сетевых угроз, о пра...
Внеурочное занятие на тему: "Устройство театра.Правила поведения в театре"
Знакомство с устройством в театре, с правилами поведения в нем....
Презентация к внеурочному занятию "Интернет: друг или враг? Правила безопасного использования Интернета".
Презентация дополняет внеурочное занятие "Интернет: друг или враг? Правила безопасного использования Интернета"....