Планирование уроков внеурочной деятельности
рабочая программа
Планирование внеурочной деятельности с 1 по 4 кл.
Скачать:
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Математика и конструирование» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы: Математика и конструирование С.И.Волкова, О.Л.Пчёлкина, М: Просвещение, 2011
Программа реализуется посредством следующего методического комплекта: Рабочая тетрадь «Математика и конструирование» для 3 кл. Волкова С.И., Пчёлкина О.Л.- М., Просвещение, 2011 г.
Основное содержание курса представлено двумя крупными разделами: «Геометрическая составляющая курса» и «Конструирование».
Курс «Математика и конструирование разработан как дополнение к курсу «Математика» в начальной школе.
Основная цель курса "Математика и конструирование" в начальных классах состоит не только в том, чтобы обеспечить математическую грамотность обучающихся (т.е. научить их счету), но и в том, чтобы сформировать элементы технического мышления, графической грамотности и конструкторских умений, дать младшим школьникам начальное конструкторское развитие.
Курс призван решать следующие задачи:
1) расширение математических, в частности геометрических, знаний и представлений младших школьников и развитие на их основе пространственного воображения детей;
2) формирование у детей графической грамотности и совершенствование практических действий с чертёжными инструментами
3) овладение учащимися различными способами моделирования, развитие элементов логического и конструкторского мышления, обеспечение более разнообразной практической деятельности младших школьников.
2. Общая характеристика учебного предмета
- преемственность с традиционным построением начального курса математики, особенно с его арифметической линией, содержание и структура которой обеспечивает числовую грамотность обучающихся, умение решать текстовые задачи, знакомство с величинами и их измерением. Изучение арифметического материала организовано по ныне действующим учебникам и учебно-методическим пособиям М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.;
- существенное усиление геометрического содержания начального курса математики, реализуемого в виде практической геометрии и обеспечивающего расширение геометрических представлений и знаний обучающихся, развитие их
пространственного воображения и логического мышления; - целенаправленное развитие познавательных процессов: внимания, зрительной памяти, мышления, пространственного воображения.
3. Описание места учебного предмета в плане
Курс «Математика и конструирование» рассчитан на 34 ч (1 ч в неделю). Рабочая программа рассчитана на 35 часов (т.к. 35 учебных недель). Добавлен час на изучение темы «Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника (квадрата)». В течении года возможно изменение количества часов на изучение тем программы в связи с совпадением уроков расписания с праздничными днями, сроками изменения каникул
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
В целом курс «Математика и конструирование» будет способствовать математическому развитию младших школьников: развитию умений использовать математические знания для описания и моделирования пространственных отношений, формированию способности к продолжительной умственной деятельности и интереса к умственному труду, развитию элементов логического и конструкторского мышления, стремлению использовать математические знания в повседневной жизни.
5. Планируемые результаты изучения курса.
Личностные результаты:
Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.
Воспитание чувства справедливости, ответственности.
Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
Обучающиеся научатся:
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры.
Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.?Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1> 1v и др., указывающие направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты
— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
— Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
— Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
6. Содержание учебного предмета
Геометрическая составляющая
Построение отрезка, равного данному, с использованием циркуля и линейки без делений.
Виды треугольников по сторонам: разносторонний, равнобедренный, равносторонний.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный.
Построение треугольника по трем сторонам с использованием циркуля и линейки без делений.
Треугольная правильная пирамида. Элементы треугольной пирамиды: грани, ребра, вершины.
Периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата). Свойства диагоналей прямоугольника.
Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей.
Свойства диагоналей квадрата.
Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника (квадрата). Площадь прямоугольного треугольника.
Деление окружности на 2, 4,-8. равных частей.
Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей.
Взаимное расположение двух окружностей на плоскости.
Деление отрезка пополам с использованием циркуля и линейки без делений.
Вписанный в окружность треугольник.
Конструирование
Изготовление моделей треугольников различных видов.
Изготовление модели правильной треугольной пирамиды разными способами: склеиванием из развертки, сплетением из двух полос бумаги, состоящих из четырех равносторонних треугольников.
Изготовление геометрической игрушки («гнущийся многоугольник») из бумажной полосы, состоящей из 10 равных разносторонних треугольников.
Изготовление по чертежам аппликаций («Дом», «Бульдозер») и чертежей по рисункам аппликаций («Паровоз»).
Изготовление композиции «Яхты в море».
Изготовление цветка на основе деления круга на 8 равных частей.
Изготовление модели часов.
Изготовление набора для геометрической игры «Танграм».
Изготовление изделия «Лебедь» способом оригами.
Техническое моделирование и конструирование. Транспортирующие машины: их особенности и назначение.
Календарное планирование (35 ч)
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Практич. работы | |
По программе автора | По рабочей программе | |||
1 | Повторение геометрического материала. | 2 | 2 | |
2 | Виды треугольников. Правильная треугольная пирамида. | 7 | 7 | 2 |
3 | Периметр многоугольника. Чертёж. | 11 | 11 | 3 |
4 | Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника (квадрата). | 2 | 3 | |
5 | Вычерчивание окружности. Деление окружности на равные части. Взаимное расположение окружностей на плоскости. | 9 | 9 | 3 |
6 | Закрепление. Конструирование. | 3 | 3 | 3 |
Итого | 34 | 35 | 11 |
7. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебн ого време ни | Характеристика основной деятельности ученика | Дата | |
План | Факт | ||||
1 четверть | |||||
1 | Повторение пройденного. | 1 | Повторение геометрического материала: отрезок, ломаная, длина ломаной, прямоугольник, квадрат | 5.09 | |
2 | Построение отрезка, равного заданному, с использованием циркуля. Многоугольники. | 1 | Повторение геометрического материала: многоугольники; построение отрезка с использованием циркуля | 12.09 | |
3 | Треугольник. Виды треугольников по сторонам: разносторонний, равнобедренный, равносторонний. | 1 | Различать треугольники по сторонам и по углам. | 19.09 | |
4 | Построение треугольника по трем сторонам. | 1 | Строить треугольник по трём сторонам с использованием циркуля и линейки. | 26.09 | |
5 | Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный. | 1 | Вычерчивать треугольники разных видов. | 3.10 | |
6 | Конструирование различных треугольников. | 1 | Изготавливать модели треугольников различных видов. | 10.10 | |
7 | Знакомство с правильной треугольной пирамидой. Практическая работа№1 «Изготовление модели пирамиды сплетением из двух полос» | 1 | Изготавливать различные модели треугольной пирамиды | 17.10 | |
8 | Вершины, грани и рёбра пирамиды. Изготовление каркасной модели правильной треугольной пирамиды. | 1 | Изготавливать каркасную модель треугольной пирамиды из счётных палочек. | 24.10 | |
9 | Обобщение по теме «Виды треугольников. Правильная треугольная пирамида». Практическая работа№2 «Изготовление геометрической игрушки на основе равносторонних треугольников» | 1 | Изготавливать геометрическую игрушку «Флексагон». Применять полученные знания при выполнении заданий в Р.т. | 31.10 | |
10 | Периметр многоугольника | 1 | Вычислять периметр многоугольника. | 14.11 | |
2 четверть | |||||
11 | Свойства диагоналей прямоугольника. | 1 | Вычислять периметр многоугольника. Использовать свойства диагоналей прямоугольника при вычислении периметра треугольника. | 21.11 | |
12 | Свойства диагоналей прямоугольника. Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей. | 1 | Строить прямоугольник на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей. | 28.11 | |
13 | Чертёж. Практическая работа№3 «Изготовление по чертежам аппликации «Домик» | 1 | Изготавливать по чертежу аппликацию из различных частей определённым образом разрезанного квадрата. | 5.12 | |
14 | Свойства диагоналей квадрата. | 1 | Вычислять периметр многоугольника. Использовать свойства диагоналей квадрата и прямоугольника при вычислении периметра. | 12.12 | |
15 | Свойства диагоналей квадрата. Построение квадрата на нелинованной бумаге по заданным его диагоналям. | 1 | Строить квадрат на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей. | 19.12 | |
16 | Решение задач на нахождение периметра прямоугольника и квадрата. | 1 | Вычислять периметр многоугольника. | 26.12 | |
3 четверть | |||||
17 | Чертёж. Практическая работа№4 «Изготовление по чертежам аппликации «Бульдозер» | 1 | Изготавливать по чертежу аппликацию. | 16.01. | |
18-19 | Закрепление по теме «Периметр многоугольника» | 2 | Вычислять периметр многоугольника. | 23.01 | |
20 | Технологический рисунок. Практическая работа№5 «Изготовление по технологическому рисунку композиции «Яхты в море» | 1 | Выстраивать композиции по технологическому рисунку | 30.01 | |
21 | Площадь. Единицы площади. Сравнение площадей. | 1 | Сравнивать площади многоугольников. | 6.02 | |
22 | Площадь прямоугольника (квадрата). | 1 | Вычислять площадь прямоугольника, квадрата. | 13.02 | |
23 | Площадь прямоугольного треугольника. | 1 | Вычислять площади фигур, составленных из прямоугольников и квадратов, площадь прямоугольного треугольника. | 20.02 | |
24 | Разметка окружности. | 1 | Размечать окружность с помощью циркуля. | 27.02 | |
25 | Деление окружности (круга) на 2,4,8 равных частей. | 1 | Делить окружность (круг) на 2,4,8 равных частей. | 6.03 | |
26 | Деление окружности (круга) на равные части. Практическая работа№6 «Изготовление модели цветка с использованием деления круга на 8 равных частей». | 1 | Изготавливать многолепестковый цветок из цветной бумаги. Делить окружность (круг) на 8 равных частей. | 13.03 | |
27 | Деление окружности (круга) на 3,6,12 равных частей. | 1 | Делить окружность (круг) на 3,6,12 равных частей. | 20.03 | |
4 четверть | |||||
28 | Деление окружности (круга) на равные части. Практическая работа№7 «Изготовление модели часов». | 1 | Изготавливать модель часов. Делить окружность (круг) на 12 равных частей. | 3.04 | |
29 | Взаимное расположение окружностей на плоскости. | 1 | Чертить пересекающиеся. Непересекающиеся (в том числе концентрические) окружности. | 10.04 | |
30 | Деление отрезка пополам без определения его длины (с использованием циркуля и линейки без делений). | 1 | Выполнять деление отрезка пополам с использованием циркуля и линейки без делений. | 17.04 | |
31 | Вписанный в окружность треугольник. | 1 | Строить практическим способом треугольник, вписанный в круг. | 24.04 | |
32 | Обобщение по теме «Окружности». Практическая работа №8 «Изготовление аппликации «Паровоз». | 1 | Изготавливать аппликацию, проведя нужные измерения, сделав чертёж. | 8.05 | |
33 | Практическая работа №9 «Изготовление и использование геометрической игры «Танграм». | 1 | Выполнить чертёж для изготовления предложенного изделия. | 15.05 | |
34 | Оригами. Практическая работа №10 «Изготовление изделия «Лебедь». | 1 | Работать в технике «оригами». | 22.05 | |
35 | Техническое конструирование. Практическая работа №11 «Изготовление модели подъёмного крана и транспортёра». | 1 | Собирать несложные изделия из набора «Конструктор» по рисункам готовых образцов. | 29.05 |
Материально-техническое обеспечение
учебного предмета
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1. Волкова С.И. Математика и конструирование 3 класс, Пособие для обучающихся образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. | 27 | |
Печатные пособия | ||
Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения Касса цифр и букв | ||
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | ||
Компьютер ; мультимедийный проектор; электронное приложение к учебнику Моро М.И. Москва Просвещение, 2012г. |
Технические средства обучения | ||
Аудиомагнитофон | Д
| |
Демонстрационные пособия | ||
Линейка Линейка-треугольник Геометрические фигуры(куб, шар, цилиндр, конус) Геометрические фигуры для счёта (круги, треугольники, квадраты) Настольная-развивающая игра « Учимся считать» |
Список используемой литературы.
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ Мин-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2010.- 31с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–022995-1.
2.Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]/ А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.- М.: Просвещение, 2009.- 23с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-022138-2.
3.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.- 151с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–019148-7.
4.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система знаний [Текст]. В 2 ч. Ч. 1./[М.Ю.Демидова, С.В.Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010.- 215с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09- 021056- 0.
5.Планируемые результаты начального общего образования [Текст]/ [Л.А.Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З.Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.- 120 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–023809-0.
6.Примерные программы начального общего образования [Текст]. В 2 ч. Ч. 2.- М.: Просвещение, 2008.- 232с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–020462 -0.
7.Проектные задачи в начальной школе [Текст]: пособие для учителя / [А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.В.Егоркина и др.]; под ред. А.Б. Воронцова.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.- 176с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–019234-7.
8.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ Мин-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2010.- 31с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–022995-1.
9.Сборник рабочих программ 1-4 классы «Школа России», авт. С.В. Анащенкова, М.А. Бантова и др., Москва «Просвещение» 2011г.
10. Программа. Математика и конструирование. Волкова С.И., Пчёлкина О.Л., –М.: Просвещение, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по внеурочной деятельности "Мастерская добрых дел"
Тематическое планирование по социальному направлению внеурочной деятельности "Мастерская добрых дел", 3 класс....
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности. Кружок "ЧТО? ГДЕ? КОГДА?" (проектная деятельность)
Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №61»Ленинского района города Саратова «Рассмотрено» Руководитель МО ____________ Н.В.Юрина...
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Мир деятельности", 2 класс, УМК "Перпектива"
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Мир деятельности" во 2 классе с УУД (УМК "Перпектива")...
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Музейная и экскурсионная деятельность" в 3 классе
Внеурочная деятельность. Календарно-тематическое планирование по дополнительной образовательной деятельности "Музейная и экскурсионная деятельность" 3 класс....
Тематическое планирование по внеурочной деятельности "Уроки здоровья"
Данный материал содержит планирование по внеурочной деятельности "Уроки здоровья" 1-2 класс....
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Уроки здоровья"
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Уроки здоровья» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение ...
Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс «Уроки доброты».
Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс «Уроки доброты»....