Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности. Кружок "ЧТО? ГДЕ? КОГДА?" (проектная деятельность)
рабочая программа (3 класс) по теме
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №61»
Ленинского района города Саратова
«Рассмотрено» Руководитель МО ____________ Н.В.Юрина Протокол № ________ от « »_____________ 2011г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ №61» ____________ Н.В.Задорова «____»_____________2011г. |
«Утверждено» Директор МОУ «СОШ№61» _____________ О.В.Блатман Приказ № ___________ от
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
для изучения учащимися 3-«А» класса,
разработана учителем начальных классов
второй квалификационной категории
Аникиной Анной Александровной
УМК «Начальная школа ХХIвека»
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № _____
от «___»__________ 2011г.
Саратов
2011 год
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №61»
Ленинского района города Саратова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к программе по внеурочной проектной деятельности
Программа предназначена для учащихся 3-«А» класса общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №61» .
Данная программа соответствует образовательным стандартам начального образования и базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России.
Программарассчитана на 37 часов.
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 3 класса, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в познавательной деятельности.
Срок реализации программы «Что? Где? Когда?» составляет 1 года
по 1 часу в неделю.
Цель программы– развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи программы:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностьюданной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
• Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
• Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
• Системность организации учебно-воспитательного процесса;
• Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Основные понятия:
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС 2010г определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
• Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
• Целеполагать (ставить и удерживать цели);
• Планировать (составлять план своей деятельности);
• Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
• Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
• Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.
Организация внеурочной деятельности по направлению «проектная деятельность» «Что? Где? Когда?» организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.
Форма организации: занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах города (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.) проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Программа предполагает приобретение детьми новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи, позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации, получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.
Методическое обеспечение программы:
Проекты отличаются друг от друга:
результатом:
— поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.);
— мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);
числом детей:
— индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);
— работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);
— коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т. д.);
продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);
числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);
- набором и иерархией ролей;
- соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;
- необходимостью привлечения взрослых.
№ п/п |
Дата проведе-ния. |
Тема проекта |
Требования к уровню подготовки учащихся (цель и задачи деятельности). | |
1 четверть | ||||
1. |
02.09 |
Подготовка проекта «Кукольный домик и его обитатели»
|
Знать: - какие фигуры называют плоскостными, а какие – объёмными; - правила обращения с ножницами и клеем;
Учить: - определять конструктивные особенности постройки; - работая в группе договариваться и распределять обязанности; - оценивать свой вклад в результат работы группы. | |
2. |
09.09 |
Подготовка проекта «Кукольный домик и его обитатели»
| ||
3. |
16.09 |
Подготовка проекта «Кукольный домик и его обитатели»
| ||
4. |
23.09 |
Подготовка проекта «Кукольный домик и его обитатели»
| ||
5. |
30.09 |
Проектная деятельность «Кукольный домик и его обитатели» | ||
6. |
07.10 |
Подготовка проекта «Времена года. Осень в загадках»
|
Учить: - распределять задания в группе; - работать с различными источниками информации; - отбирать нужный материал по теме; - систематизировать найденный материал; - красиво оформлять найденный материал; - объективно оценивать свою работу. | |
7. |
14.10 |
Подготовка проекта «Времена года. Осень в загадках»
| ||
8. |
21.10 |
Проектная деятельность «Времена года. Осень в загадках» | ||
9. |
28.10 |
Подготовка проекта «Традиции русского чаепития» |
Знать: - о традициях русского чаепития: как накрывать на стол; какие виды чая есть; как правильно заваривать чай; что принято подавать к чаю; историю русских самоваров;
| |
10. |
03.11 |
Подготовка проекта «Традиции русского чаепития» | ||
2 четверть |
| |||
11. |
11.11 |
Проектная деятельность «Традиции русского чаепития» |
Учить: - работать с различными источниками информации; - отбирать нужный материал по теме; - красиво оформлять найденный материал; - объективно оценивать свою работу; - получать информацию из общения со взрослыми людьми. | |
12. |
18.11 |
Подготовка проекта «Что мы знаем о молоке?»
|
Знать: - состав молока; - о пользе молока; - из каких источников можно взять материал по данной теме. Учить: - работать с различными источниками информации; - отбирать нужный материал по теме; - красиво оформлять найденный материал; - объективно оценивать свою работу; - передавать свои знания другим. | |
13. |
25.11 |
Подготовка проекта «Что мы знаем о молоке?»
| ||
14. |
02.12 |
Подготовка проекта «Что мы знаем о молоке?»
| ||
15. |
09.12 |
Проектная деятельность «Что мы знаем о молоке?». Проведение интеллектуальной игры – викторины для параллели 3 классов. | ||
16. |
16.12 |
Подготовка проекта «Тайны наших имён»
|
Способствовать закреплению интереса к истории своего имени, своей семьи, воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, формировать и развивать личность, развивать партнёрские отношения с семьёй. | |
17. |
23.12 |
Подготовка проекта «Тайны наших имён»
| ||
18. |
|
Проектная деятельность «Тайны наших имён» Внеклассное мероприятие «День именинника» | ||
3 четверть | ||||
19. |
13.01 |
Подготовка проекта «Сказка своими руками»
|
Развивать творческие способности детей, актёрское мастерство, выразительность речи, умение громко говорить со сцены, учить держаться на сцене раскрепощено. Воспитывать стремление к победе, дружелюбие, взаимовыручку. Учить использовать навыки совместной деятельности в ходе постановки сказки. | |
20. |
20.01 |
Подготовка проекта «Сказка своими руками»
| ||
21. |
27.01 |
Проектная деятельность «Сказка своими руками» (участие в школьном конкурсе инсценированной сказки) | ||
22. |
03.02 |
Подготовка проекта «Времена года. Зима в загадках » |
Учить: - распределять задания в группе; - работать с различными источниками информации; - отбирать нужный материал по теме; - систематизировать найденный материал; - красиво оформлять найденный материал; - объективно оценивать свою работу. | |
23. |
10.02 |
Подготовка проекта «Времена года. Зима в загадках » | ||
24. |
17.02 |
Проектная деятельность «Времена года. Зима в загадках » | ||
25. |
24.02 |
Подготовка проекта «Наши предки – древние славяне» |
Расширять и обобщать знания, полученные на уроках окружающего мира, привлечь внимание к изучению своего исторического прошлого. Воспитывать уважение к старшим. Учить работать во взаимодействии друг с другом. Учить: - распределять задания в группе; - работать с различными источниками информации; - отбирать нужный материал по теме; - систематизировать найденный материал; - красиво оформлять найденный материал; - объективно оценивать свою работу. | |
26. |
02.03 |
Подготовка проекта «Наши предки – древние славяне» | ||
27. |
09.03 |
Подготовка проекта «Наши предки – древние славяне» | ||
28. |
16.03 |
Проектная деятельность «Наши предки – древние славяне» (открытый урок по окружающему миру для родителей) | ||
29. |
23.03 |
Подготовка проекта «Влияние гигиены полости рта на здоровье зубов» |
Цель - научиться правильно ухаживать за зубами.
Обобщить знания о гигиене полости рта и зубов; выяснить какой вред приносит неправильный уход за полостью рта; | |
30. |
30.03 |
Подготовка проекта «Влияние гигиены полости рта на здоровье зубов» | ||
4 четверть |
| |||
31. |
06.04 |
Проектная деятельность «Влияние гигиены полости рта на здоровье зубов» |
развивать навыки исследовательской работы; воспитывать бережное отношение к своему здоровью
| |
32. |
13.04 |
Подготовка исследовательского проекта «Юный математик» |
Привлечь внимание детей к истории появления чисел, обобщить их знания по этому вопросу; развивать любознательность, настойчивость; воспитывать стремление помочь первоклассникам в освоении математической наукой, воспитывать у них интерес к обучению в школе. | |
33. |
20.04 |
Подготовка исследовательского проекта «Юный математик» | ||
34. |
27.04 |
Подготовка исследовательского проекта «Юный математик» | ||
35. |
04.05 |
Подготовка исследовательского проекта «Юный математик» | ||
36. |
11.05 |
Подготовка исследовательского проекта «Юный математик» | ||
37. |
18.05 |
Проектная деятельность «Юный математик» (проведение «Праздника весёлых цифр» для учащихся 1 класса) | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Мир деятельности", 2 класс, УМК "Перпектива"
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Мир деятельности" во 2 классе с УУД (УМК "Перпектива")...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова
Каленарно тематическое планирование разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год....