Комплексная модульная программа «Маленькая страна»
рабочая программа
Предлагаемая Комплексная модульная программа «Маленькая страна» структурирована в соответствии с приоритетными направлениями, как программной, так и внеурочной деятельности с созданием особых образовательно-интелектуальных сред погружения учителя и коллектива класса (с привлечением, в случае необходимости, активных родителей и родственников учеников, актива школы, старшеклассников, общественных организаций города и района и т.п.). С использованием современной техники и программного обеспечения, а также интернет контента, выявление и утверждение положительного влияния интернета и компьютерной среды на современного ребенка. Выстраивание методов страховки от вредоносного влияния интерактивной среды. Реализуемые направления совместного развития определяются в ходе психолого-педагогического процесса, в ходе которого устанавливается вектор интересов, как каждой отдельной личности учащихся, так и групп по интересам и всего класса в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Комплексная модульная программа | 73.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Комплексная модульная программа «Маленькая страна» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования уделено особое внимание соединению общеобразовательной и внеурочной деятельности школьников. Для этого должны быть выделены время и место в образовательном процессе. Особое внимание уделяется применению новейших цифровых технологий и программ на самых ранних этапах развития ребенка, с целью предупреждения и пресечения интернет зависимости и цифровой психопатологии.
После уроков школа становится особым миром детской радости и творчества. В этом мире ребенок и педагог сотрудничают для того чтобы раскрыть свои личности. Данная программа предусматривает в качестве инновационного проекта , параллельное раскрытие творческого потенциала учитель – ученик, учитель – класс, ученик – класс, через комплексный педагогический анализ со стороны учителя и всего педагогического коллектива школы, а также родителей учеников первого класса с первого дня обучения, и планомерного выстраивания вышеуказанных линий взаимодействий на основе взаимного доверия и дружбы. Создания уникального мира творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я».
Предлагаемая Комплексная модульная программа «Маленькая страна» структурирована в соответствии с приоритетными направлениями, как программной, так и внеурочной деятельности с созданием особых образовательно-интелектуальных сред погружения учителя и коллектива класса (с привлечением, в случае необходимости, активных родителей и родственников учеников, актива школы, старшеклассников, общественных организаций города и района и т.п.). С использованием современной техники и программного обеспечения, а также интернет контента, выявление и утверждение положительного влияния интернета и компьютерной среды на современного ребенка. Выстраивание методов страховки от вредоносного влияния интерактивной среды. Реализуемые направления совместного развития определяются в ходе психолого-педагогического процесса, в ходе которого устанавливается вектор интересов, как каждой отдельной личности учащихся, так и групп по интересам и всего класса в целом. Такими направлениями могут стать: спортивно – оздоровительное, духовно-нравственное, патриотическое, морально-этическое, научно-популярное, интерактивное, интернет – просветительское и т. д. и т. п. Все это может быть проведено с применен6ием современных средств обучения с элементами подвижных и интерактивных игр.
Отличительной особенностью программы является создание воспитательного пространства, основой которого является многоуровневая система анализа интеллектуальных и психологических особенностей учащихся класса, индивидуальный и групповой подбор программной и внеурочной деятельности, с последующим синтезом в основное образование и в детское общественное движение в школе, с привлечением активных родителей и представителей общественных организаций Муниципального образования.
Структурой такого образовательно-воспитательного психологического пространства является использование сюжетно – ролевых кластеров, являющихся для младших школьников средами обучающее - игрового погружения в общем детском объединении «Маленькая страна», например: «Маленький принц», «Путешествие по Маленькой стране», «Вокруг Света», «Виртуальные приключения», «Учимся играя», «Учим взрослых», «Свидание со старшеклассниками», «Мой друг компьютер» и т.д. и органичное сочетание работы детского объединения со специальными занятиями (теоретические и практические) для создания модели, которая обеспечивает интеграцию базового и дополнительного образования, с новой моделью психологически комфортного, бесконфликтного объединения по схеме:
Учитель ---- ученик ----- группа учеников ---- родители, в оболочке цифровой среды.
Новизна предлагаемой программы заключается в создании и реализации модели школьной и общеклассной деятельности, которая продолжает базовое обучение, органично сочетаясь с интересами и психологическими потребностями учащихся. Данный эффект может быть достигнут через увлеченное включение учителя во все вышеуказанные сферы объединения «Маленькая Страна» на основе демократического принципа послушание через уважение и принятие, а также постоянного повышения уровня и квалификации педагогов в современных технологиях и интернет пространстве.
Начальная школа, работающая в режиме данной модели, обеспечивает полноценное пребывание ребенка в школе, где предусмотрены уроки, активные перемены, прогулки, обед, а затем внеурочная деятельность.
Целесообразность предлагаемой модели состоит в создании благоприятных условий для самовыражения, самоопределения каждого ученика, для формирования у ребенка желания быть постоянно включенным в различные творческие начинания. Кроме того ставится задача постоянного психологического контроля над тем, чтобы каждый ученик в играх, состязаниях и занятиях не пытался победить товарища, а главным образом преодолевал свои внутренние проблемы, противоречия, страхи и несовершенства.
Актуальность программы «Маленькая страна» выражается в том, что она позволит в полной мере реализовать требования ФГОС ориентируется на запросы общества и потребности учащихся и их родителей.
Предлагаемая программа «Маленькая страна» имеет целью: «Через систему связи учебного процесса и учебно - ролевых игр, социальные сети, личные гаджеты детей и учителя (родителей), используемых во внеурочной деятельности, создать условия для формирования, здоровой физически и духовно, творческой личности, способной к свободному приему и передачи информации, знаний эмоций и впечатлений.
Основная идея комплексной модульной программы «Маленькая страна» состоит в непрерывной годовой совместной деятельности учителя, учащихся и родителей в виде постоянной генерации всевозможных позитивных событий, внеурочных мероприятий, занятий в кружках, секциях, в виде праздников, конкурсов, эстафет, викторин, наполняющих жизнь учеников и учителя, а также родителей чувством общности интересов и целей. «Маленькая страна» образно должна быть организована по принципу маленького государства с президентом – учителем во главе, с парламентом в виде учеников класса.
В современных условиях цифрового «Z – общества», на основе применения современных знаний по психологии ребенка и коллектива детей, можно сформулировать общие задачи основных направлений реализации программы :
- внедрение эффективной модели синтеза общеобразовательной внеурочной деятельности, обеспечивающего взаимное дополнение базового образования, дополнительным;
- формирование компетентностей как предметных, так и жизненно-практических;
- интеграцию учеников класса и учащихся школы, а также родительский актив и педагогический коллектив на основе духовных и моральных ценностей;
- воспитание истинного патриотизма;
- объединение учащихся в здоровые группы по интересам в рамках программы;
- возвращение в основу школы российских и общемировых духовных и моральных принципов;
- воспитание морально и физически здоровых граждан, готовых к возрождению добрых традиций прошлого своей страны, и созданию новых интеллектуальных и морально-духовных ценностей.
Комплексная модульная программа «Маленькая страна» ориентирована на младших школьников от 7 до 10 лет (1—4 классы) и может быть реализована в основном с отдельным классом, однако возможно подключение на принципах федерации и конфедерации параллельных классов школы.
Программа имеет следующую привязку по возрастам детей:
- для 1-го класса – образовательно-игровая программа, для закрепления уже обнаруженных навыков и знаний, и на приобретение школьниками новых интересов в различных видах деятельности;
- для 2-го и 3-го класса – образовательная программа, формирующая позитивное отношение к учебе, к лидирующей роли авторитетного взрослого, с целью быстрого и качественного формирования знаний и навыков;
- для 4-го класса – образовательная программа, дающая ребенку опыт самостоятельного интеллектуального действия в информационном пространстве современного общества.
Комплексная модульная программа «Маленькая страна» имеет модульное построение и рассчитана на 4 года обучения в начальной школе.
Каждый модуль программы соответствует одному году обучения в начальной школе:
- 1 модуль «Программа внеурочной деятельности «Маленький гений» – 1 класс;
- 2 модуль «Программа внеурочной деятельности «Строим Маленькую страну»– 2 класс;
- 3 модуль «Программа внеурочной деятельности «Приключения в Маленькой стране» – 3 класс;
- 4 модуль «Программа внеурочной деятельности «Маленькая страна в большом мире» – 4 класс.
Каждый модуль программы состоит из взаимосвязанных между собой смысловых кластеров.
Лидеры « Маленькой страны»:
Внеурочная деятельность (а частично и общеобразовательная) по всем направлениям может проводиться учителем (учителями) начальных классов, учителями-предметниками, психологом и библиотекарем школы, учителем пения, хореографами, родителями, имеющими соответствующие навыки и квалификацию, компьютерными программами и системами обучения и др.
Система работы педагогов в «Маленькой стране» имеет несколько уровней.
Во-первых: ориентация и адаптация учеников к системе урочно - внеурочной деятельности. Познакомить и приобщить обучающихся к общим правилам, традициям, режиму школы; создать климат психологического доверия между гражданами страны и учителем; создать условия для самореализации, ребёнка; проводить диагностику учеников в начале обучения и в дальнейшем, поэтапно весь год. Анализировать качественные изменения личности ребёнка для выполнения коррекционной работы; проводить самоподготовку, предметные кружки по выбору учеников; сопровождать учеников во время различных мероприятий.
Во-вторых: развитие навыков самостоятельности и самоуправления в «Маленькой стране». Формировать и обучать актив класса (парламент), активно включающийся в реализацию совместных проектов. При этом смыслом этапа является многоуровневая система учебно-игровой активности, которая охватит всех учеников класса.
В-третьих: Формирование социально-активной сочтавляющей в личности обучающихся в пространстве класса, школы, города. Интеграция граждан «Маленькой страны» в культурную, интеллектуальную и общественную жизнь класса, школы, города, страны.
Формы и режим занятий
Комплексная модульная программа «Маленькая страна» реализует свою работу через общеобразовательную и внеурочную деятельность, предметные кружки, прогулки, собеседования, театральную студию, коллективно творческое дело, анализ позитивных и негативных сторон интернет пространства и компьютера, как средства познания, производства и обучения (а не только игры).
Могут использоваться такие формы совместной деятельности указанных выше участников программы, как экскурсии, конкурсы, игры, фото-видео сессии, интерактивные занятия, экологические игры, КВН, соревнования, поисковые, общественно полезные практики и т.п.
Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется уставом школы с учетом требований учебного плана.
Продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет: в 1-4 классах— одно занятие не менее 35 минут.
«Маленькая страна» в каникулы предполагает активизацию внеурочной деятельности. Здесь активно использовать возможности организации отдыха детей и их оздоровления. Путешествий и прогулок с родителями, по группам или всем классом. Встречи с ветеранами. Использование социальных сетей для общения и обучения полезным отраслям интернет пространства и всей компьютерной среды.
Схема социального партнёрства
Комплексная модульная программа «Маленькая страна» представляет собой не планово статусную императивно выстроенную деятельность, а скорее «живой организм», в котором дети и педагог выбирают то, что в данный момент актуально, интересно, важно.
Маршруты программной деятельности.
В 1 классе учащиеся знакомятся со своими правами и обязанностями, формируется дружеская среда, личные связи в коллективе. Выявляются и закрепляются интересы и способности ребят, формируются группы по интересам и взаимосвязывающие направления пар и групп, замыкающиеся на учителя. Во 2 - 3 классах учащиеся знакомятся с традициями школы, активнее включаются в межклассовые мероприятия, олимпиады, конкурсы и т.п.,. В 4 классе дети активнее познают жизнь взрослых и старших подростков. Получают уже не базовые, а , во многом, фундаментальные знания и навыки.
В процессе жизни и учебы в рамках программы учащиеся и учитель полностью погружаются в учебно-игровую ситуацию. Игра обеспечивает расторможенность сознания ребенка, эмоциональную раскрепощенность, способствующую максимально эффективному усвоению новых знаний. Благодаря игровой роли, ребенок свободно и охотно выполняет те действия, которые в неигровой обстановке кажутся ему сложными и неинтересными. Действуя в воображаемой ситуации, он погружается в мир своих фантазий где свободно реализует свои возможности, отключая страх и недоверие, которые естественным образом проявляются у любого человека при формализованном, строго оцениваемом процессе обучения. Игра приучает детей к совместным согласованным действиям. В ходе игры дети сами организовывают коллективную дисциплину, самоорганизовываются при небольшой корректировки со стороны учителя или иного руководителя занятий.
Через игру раскрываются творческие возможности детей, реализуются идеи сотрудничества, воспитываются лидерские и волевые качества,
Пристальное наблюдение за учащимися начальных классов, ведение психологического дневника по каждому учащемуся в динамике позволяют корректировать его роли в различных игровых ситуаций. Стимулирование желания ребёнка постоянно посещать школу, получать знания, способствует формированию ключевых потребностей высшего порядка и подавление низменных инстинктов.
У современных школьников в обстановке недостатка коммуникативности, связанной, с привышения норм погружения ребенка в виртуальную среду навык публичных выступлений затруднен. Дружеские связи налаживаются затруднительно, страдает самооценка. В живых же играх они становятся коммуникабельными, доброжелательными, между ними складываются товарищеские отношения. Формируется здоровый коллектив.
Дети учатся, заботиться о благополучие коллектива, товарища, учителя, а не только о своих потребностях.
Самоуправление – форма существования в рамках «Маленькой страны». Детское объединение имеет команды граждан страны. Каждая команда может иметь свою символику девиз, речевку и атрибуты: название , гимн. Могут издаваться законы жизни в стране и в каждой команде. Дети их не просто их разрабатывают, но и стараются жить по ним. Каждый член команды имеет своё поручение: командир, помощник, законодатель, судья, адвокат, переговорщик, и др. При этом важно чтобы не было строгой иерархии, не возникали элементы диктатуры, не появлялись обижанные и скучающие дети. Учителю следует быть крайне осторожным в высказывании оценочных суждений в отношении личности ученика в учебно-игровых ситуациях.
Что бы избежать стандартных контрольно-оценочных процедур по результатам внеурочной деятельности, можно использоваться разные инновационные технологии, в том числе выставки, «Портфолио», «Дневники достижений», презентации и т. д., что позволит дифференцированно подчеркнуть достижения каждого гражданина «Маленькой страны», избежав сравнения его с другими детьми.
Наиболее интересным методом интегральной (накопительной) оценки является папка личных достижений ребенка – сборник его работ и результатов деятельности, где ученик демонстрирует свой прогресс и достижения в различных знаниях и умениях.
Отдельное «портфолио» учитель должен вести на каждого ученика, негласно анализируя его личностные изменен6ия и связанные с этим достижения или недочеты.
Достижение личностных результатов обеспечивается за счет всех компонентов образовательного процесса: учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного учебного плана; вариативной части основной образовательной программы, а также программы дополнительного образования, реализуемой семьей и школой.
1 модуль программы внеурочной деятельности
«Маленький гений»
(Первый год обучения)
Возраст обучающихся – 7-8 лет
Главный герой – Маленький гений. Он присылает письмо первоклассникам, где сообщает, что его городок, расположенный в «Маленькой стране», разрушается из-за социальных и экологических проблем общества, в котором он живет и просит спасти его и помочь городу. Учитель в письме представляет развернутую картину проблемных моментов, согласуясь с возрастом детей и личностных особенностей учеников. Ребята обсуждают письмо, предлагают варианты решения проблем маленького гения. Класс пускается в космическое путешествие, на поиски Маленького гения. Дети, перемещаясь по разным местам «Маленькой страны» в поисках Маленького принца, знакомятся с обитателями каждого города, села иных мест и приобретают, таким образом, основополагающие знания о жизни. Ребята путешествуют не одни, а вместе с учителем, вожатыми и родителями. На время путешествия они образуют команды, распределяют обязанности.
Каждое путешествие начинается в столице «Маленькой страны» далее через море Талантов, на пляж познания, на поляну добрых ветров, в бухту детской радости, в музей традиций, через горы Смелости и верности, по полям Доброты и Благодарности к водопаду Эмоций (вариации различны).
Под каждым местом подразумеваются мероприятия, посвящённые определённой тематике.
В основе механизма игры лежит инновационная цепочка: эмоции – представления – понимание – знание – убеждение – мировоззрение.
Путешествие по каждому месту состоит из следующих этапов:
- Работа по анализу персонажа «Маленького гения», анализ героя современного общества с вплетением знакомых детям персонажей и героев цифрового пространства и исторических личностей России;
- Упражнения и игровые занятия, которые проводятся с учетом анализа тематических эпизодов;
- Подбор и подготовка материала к теме предстоящего путешествия на кружках, секциях, социальных акциях и т.д.;
- Заключительное мероприятие (праздник) для всех участников игры, как яркое событие в жизни детей, которое запоминается своей яркостью, креативностью, нестандартными моментами и призами.
Подготовка всего мероприятия и праздника – это дело, коллективное и творческое, фантазии и выдумки детей необходимо умело совместить с изобретательностью взрослых - тогда праздник становится еще более интересен. Праздники повышают общий тонус школьной жизни. На празднике проходит отчёт о результатах проведённой деятельности за каждый этап игры.
Если сама игра ( и последующие игры) готовятся учителем, то праздник дети и взрослые разрабатывают совместно, прорабатывая идеи, сюжет, содержание праздника. Вовлекая детей в подготовку праздника, учитель учит их серьёзно относиться к событиям коллективной жизни.
Важно, чтобы каждый ребенок нашел место, где проявить свои способностей. Дети любят быть в центре внимания. От этого зависит эмоциональный комфорт каждого участника.
Здесь важна увлеченность и компетентность педагога, умение уважительно, терпеливо относиться к детям, их предложениям, желаниям и негативным реакциям, к возможным конфликтам, как внешним, так и внутренним. Нужно суметь каждому предоставить свободу выбора роли, занятия, мнения, способа действия, и в то же время умело программировать ход процесса мероприятия.
Важно, чтобы каждый ученик представил результаты своей деятельности. А результатов получится столько – сколько будет увлекательных, игр, занятий и мероприятий в Комплексной модульной программе «Маленькая страна».
1 блок. Мои новые друзья
Старт игры совещается с праздником «Посвящение в первоклассники». Делается чтобы дети осознали важность своей новой роли – роли ученика. В ходе проведения праздника дети доказывают свое право носить звание «Первоклассник».
На празднике они показывают то, чему они научились за один месяц: подружились, научились петь, танцевать, читать стихи, быть аккуратными и послушными. В сентябре в классах проходит адаптация ребенка в социум образовательного учреждения. Дети знакомятся с режимом школы, с одноклассниками, учителем, правилами поведения в школе и т.д.
«Маленькая страна» школы испытывает своих новых членов и присваивает звание «Первоклассник».
Во время праздника ребята получают новое письмо от Маленького гения. Его город задыхается от зла, зависти и грубости, которые поселились в нем. Маленький принц узнал, что только их школе живут самые смелые, самые дружные, самые трудолюбивые дети. И поэтому, в письме он просит их проявить смелость, отвагу и спасти его. Ведущий объявляет об экспедиции по спасению Маленького гения и его города.
Ребята получают первое задание по организации экспедиции: разучить отрядную песню, изготовить транспорт для путешествия.
2 блок. Школа креатива
Основная цель этапа: выявить и начать закреплять склонности и интересы детей.
После первых занятий дети знакомятся с концепцией «Маленькой страны» и «Маленького гения» выполняют задания подготовки к празднику, который становится итоговым мероприятием в каждом блоке. На празднике ребята показывают результат своей деятельности за определённый период.
Учитель в процессе мероприятий наблюдает за деятельностью детей, закрепляет их позитивные склонности и интересы. В игровой форме педагог знакомит детей с системой самоуправления в «Маленькой стране». Совместно с детьми с использованием компьютера, планшетов и смартфонов они создают группы в социальных сетях, добавляют в группу граждан страны, детей, родителей и иных участников игр, и мероприятий.
Дети читают художественную литературу и очерки о героях своей страны, беседуют о качествах, которыми должен обладать настоящий человек и гражданин.
Главная задача — это формирование у детей желания действовать самостоятельно, при программном руководстве ими со стороны учителя, который создаёт положительный эмоциональный климат в коллективе, для развития коммуникативных способностей детей. Дети самостоятельно ведут группу «Маленькой страны» в интернете. Здесь возможно проведение конкурсов фотографий, рисунков, видеороликов, сочинений, стихов. Учитель или ученики могут предложить обучающие интерактивные игры, в которых могут участвовать все.
Педагог дает детям различные поручения по работе в интернет пространстве исходя из личных возможностей каждого ребенка.
Создается экипаж корабля, который будет запущен в полет по виртуальной вселенной. Выбирается командир. Экипаж состоит из нескольких групп по 5-6 человек. Состав группы:
- Системный администратор
- Программист
- Техник по ремонту аппаратуры.
- Санитары интернет ресурсов
- Фотограф редактор
Итоговым мероприятием станет праздник, на котором будут подведены итоги данного блока. Дети в шуточной форме отчитаются о том, как они научились выполнять свои поручения.
3 блок. Планета Мой компьютер.
В поисках Маленького гения дети попадают на планету Компьютера в цифровой туманности. Они видят: планета –сухая, покрыта песком в виде ноликов и единичек. В центре планеты сидит старик Системник который собирает нолики и единички в длинные цепочки, которые превращаются в мрачные фотографии, злые видеофильмы, и глупые рассказы, и картинки, которые отражаются на огромных мониторах. Ребята с помощью клавиатуры и компьютерной мыши, подсоединенных к Системнику начинают им управлять и на мониторе начинает отражаться красивые, добрые картинки и фотографии, познавательные тексты и обучающие фильмы. Планета превращается постепенно в прекрасную страну знаний и доброты.
Практические мероприятия:
- на компьютерах планшетах или ноутбуках ребята выполняют различные задания учителя направленные на понимание нужности и полезности этих устройств
- первоклассники составляют рассказ: «Мой друг Системник».
- Игра «цифровой мир». Педагог начинает рисовать на доске части компьютера , а дети по очереди заканчивают рисунки или дополняют их. Своеобразным итогом этого этапа игры может стать общее мероприятие для всех участников – эстафета добрых дел. Каждый участник экипажа рассказывает о своем выполненном поручении.
4 блок. Заповедный уголок
Содержание данного блока строится на изучении истории родного города: его прошлого и настоящего. Дети получают письмо от Маленького гения, в котором он просит жить детей по правилу «Встал привел себя в порядок – подумай о порядке в своем дворе, городе, стране и на своей планете». В данном письме он пишет о добрых силах внутри человека, о том каким он бы хотел видеть каждого жителя Маленькой страны.
Цель: сформировать у ребенка общечеловеческие ценности, на основе национально-культурного наследия. Стремления к чистоте и порядку вокруг себя.
Задачи:
- Становление патриотического чувства, гордости за свой город, формирование системы ценностей, которая обеспечит активную гражданскую позицию человека в будущем.
- Создание образа героев Великой Отечественной войны так, чтобы у учащихся возникло чувство личного сопереживания тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свой народ.
Практические мероприятия:
- Дети после обсуждения письма приступают к генеральной уборке класса, территории вокруг школы.
- Посещение Краеведческого музея
- Проектная деятельность «Мой город и я сегодня лучше, чем вчера»
- Обзорная экскурсия по родным местам.
Итоговым мероприятием по традиции станет праздник, на котором будут подведены итоги данного блока.
Учебно-игровые блоки, по образцу приведенных выше, а также детские праздники, викторины и т.д. формируются в процессе жизни маленькой страны педагогом – президентом и парламентом – активом класса в свободной творческой форме с учетом программы обучения, а также потребностей, интересов и навыков детей.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Конечным результатом указанной выше внеурочной деятельности является личность ребёнка, как комплекса духовных и душевных качеств (осознание себя, гордость, уверенность, креативность, толерантность, компетентность) и социальных навыков и ценностей (патриотизм, гражданственность, способного решать поставленные задачи и преодолевать трудности.
2 модуль программы
«Путешествие по землям и морям окружающим Маленькую страну»
(Второй, третий год обучения)
Возраст обучающихся – 8-10 лет
2-3 модули. Программа внеурочной деятельности
2-3 модули программы объединены одной темой: изучением традиций «Маленькой страны». «Путешествие по «Маленькой стране» - это сюжетно – ролевая игра, которая проводится во 2 и 3 классах и представляет собой морское путешествие по землям «Маленькой страны». Главный герой игры - Маленький гений на данном этапе игры путешествует вместе с ребятами. Часть игры проходит в виртуальном мире, в виде игр, фильмов, презентаций, фотовыставок, интерактивных рисунков, коллажей и т.п. Дети знакомят Маленького гения с традициями своего класса школы, а самое главное, узнают о них сами, закрепляют положительные знания и навыки, стараются подражать Маленькому Гению.
Игровые блоки и игровые обучающие ситуации генерируются учителем и детьми исходя из ситуаций, настроения, темы пройденных уроков во время общеобразовательного процесса, календарных праздников, иных значимых событий, класса, школы, города, страны.
Приведенные выше игровые блоки и игры, а так же праздники завершающие их являются примером обыденной жизни «Маленькой страны» и могут проводится практически ежедневно, часто спонтанно, но не реже одного раза в неделю. Такие мероприятия формируют позитивную, учебную среду в классе, становятся традициями, которые дети переносят в свои семьи и в свои дворы.
Под влиянием традиций у учащихся формируются положительные привычки, ответственное отношение к порученным делам, окружающим людям, самому себе.
Не зря существует в народе такая мудрость, которая гласит: «Нация выживает в самые трудные времена, если сохраняет традиции своего народа».
Правильная организация работы учебно-игровой программы «Маленькая страна» позволяет преодолеть негативные влияния цифровой зависимости у современных детей. Это может произойти благодаря высокой компетентности учителя и иных участников программы, их увлеченности, процессом обучения и игры, а так же тесному взаимодействию с родительским комитетом и максимальному вовлечению родителей и иных значимых личностей в педагогический процесс.
Использование популярных среди детей и подростков интернет-ресурсов, программ, блогов, игр, социальных сетей и т. п. К примеру, программы видео хостинги «Тик-ток», «Ютуб», социальные сети: «Ватсап», «ВКонтакте», «Инстаграм», «Фейсбук» и т. д. При более профессиональной подготовке педагога возможно использование «Виарчата», сетевых обучающих игр, создание видео блогов и отдельных видеороликов на тему занятий, жизни класса, школы или города. Возможно создание школьного видео-журнала, школьной минитипографии, выпускающей школьную газету (журнал), в которой дети будут учится пользоваться принтером, сканером, копиром, цифровой видео и фототехникой, различными носителями цифровой информации (флеш-картами, СD и DVD дисками, компактными жесткими дисками, различными картридерами). Все эти навыки важно формировать в самом раннем возрасте, что позволяет переключить будущую игровую зависимость и зависимость от бесцельного и бессмысленного просиживания в социальных сетях и иных интернет пространствах, на позитивную полезную деятельность внутри виртуальной среды.
В ходе игр учащиеся знакомятся с символикой школы, с людьми, которые работают в школе, узнают о правах и обязанностях ученика, вырабатывают законы жизни в детском коллективе.
Законы Маленькой страны, примерный кодекс:
- Каждый человек имеет право на ошибку и на возможность ее исправить.
- Человек не имеет права на унижение и оскорбление другого человека, и не может при всех обсуждать личность товарища.
- Человек должен и имеет право признавать свою неправоту и отстаивать свою точку зрения.
- Человек копит главную ценности в жизни: друзей.
- Человек должен уметь наслаждаться, оказывая помощь другому человеку и не бояться просить помощи для себя.
- Терпение и настойчивость путь к победе над собой и над любой проблемой.
Очень многие мероприятия могут стать традиционными, к примеру:
- «День рождения класса» Цель его – осознание единства коллектива класса на фоне неповторимости и значимости себя и друзей.
- Дни рождения друзей и родителей «Человек родился!».
- Операция под названием «День добра» - это помощь нуждающимся, одноклассникам, старикам, школе и т. д.
- Акция «Дружелюбный интернет» - это приятные слова и картинки для знакомых и не знакомых людей, поздравление или пожелание к учителя, одноклассника, родителей и т. д. Это– поддержка нуждающихся, общение с инвалидами, прикованными к инвалидному креслу или кровати. Обучение эпистолярному жанру: письмо – сочувствие, письмо – одобрение.
- Праздник вежливости.
- Праздники встречи осени, нового года, первого дня весны, праздник труда и т. д.
Список традиционных мероприятий зависит от свойств характера, интересов членов коллектива класса, который растет и развивается как живое дерево под руководством доброго садовника - учителя , который отбирает и закрепляет нравственные, добрые традиции что бы способствовать преодолению одиночества и беззащитности, культивируется у современного ребенка в результате интернет зависимости воспитывать умение – быть настоящим человеком.
Методическое обеспечение программы «Маленькая страна».
Формы занятий по направлениям:
- Спортивно-оздоровительное:
- экскурсии, интерактивные игры и просмотры роликов о здоровом образе жизни, подвижные игры, эстафеты, соревнования, беседы в ходе прогулок, встречи со спортсменами и тренерами.
- Общекультурное:
- Экскурсии, посещения театра и музеев, конкурсы, выставки детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся, интернет викторины, конкурсы, игры.
- Общеинтеллектуальное:
- библиоуроки, встречи с программистами и блогерами, КВН, конкурсы, экскурсии, викторины, олимпиады, праздники, беседы, деловые и ролевые игры, научные диспуты в чатах и социальных сетях и др.
- Социальное и духовно- нравственное: встречи с деятелями православной веры, беседы, акции помощи нуждающимся, встречи в семьях одноклассников с согласия родителей, субботники, забота о природе и чистоте родного края, о животных (посещение приютов для животных, помощь через интернет тем кто нуждается) и др.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей, общественных деятелей, известных людей.
Методы проведения занятий:
- Словесные (объяснение, рассказ, беседа)
- Наглядные методы (использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов, видео и фотоматериалов, интернет ресурсов и техники)
- Практические методы (игра, праздник, наблюдение, исследование, видео и фото редактирование в фотошопе и иных программах, презентация, конференция, соревнования).
Дидактическое обеспечение.
Папки (в том числе интернет архивы и ресурсы) с дидактическим, методическим и информационным материалами по всем учебным темам:
- наглядные пособия, википедия и иные энциклопедические ресурсы интернет пространства.
- подборка информационной и справочной литературы
- набор дидактического материала для проведения учебных занятий по каждому разделу
- цифровые носители с записями, фото, видео, детской музыки и т.д.
Методическое обеспечение программы включает в себя учебно - тематический план, конспекты проведения интегрированных занятий с детьми. Методический материал снабжен диагностическим комплексом определения уровня способностей школьников.
Программа подразумевает обязательное сотрудничество с профессиональными психологами для проведения начальной, поэтапной и итоговой диагностики уровня развития способностей ребёнка, его семьи и окружения.
Рекомендуемая литература:
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.
- Информационно-публицистический бюллетень «Просвещение». Выпуск № 3, март 2010, с.7
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010.
- Котова С.А., Прокопеня Г.В. Система портфолио для новой школы. // Народное образование. 2010.
- Курамшина О.М., Железкина А.М. Школа оптимизма: внеклассные мероприятия, классные часы: 1–4 класс. М.: ВАКО, 2008.
- Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников: методическое пособие для учителя. М.: Просвещение, 2003.
- Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся: Учебно-методическое пособие для администраторов и педагогов общеобразовательной школы. СПб.: КАРО, 2006.
- Петрова В.И., Трофимова Н.М., Хомякова И.С. Азбука нравственного взросления. СПб.: Питер, 2007.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Савинов. М.: Просвещение, 2010.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Стандарты второго поколения/ Под редакцией В.А. Горского. М.: Просвещение, 2010.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Министерства образования науки от 06.10.2009, № 373.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитания школьников младших классов "Маленькая страна"
Программа воспитания школьников младших классов. Программа адресована классным руководителям 1-4 классов, адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности....
Программа воспитания школьников младших классов "Маленькая страна"
Программа воспитания школьников младших классов. Программа адресована классным руководителям 1-4 классов, адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности....
Программа клуба по интересам "Маленькая страна великих мастеров"
Деятельность клуба направлена на создание условий для развития личности ребёнка, раскрытие потенциальных возможностей и способностей детей, в обеспечении их эмоционального благополучия, формирование с...
КОМПЛЕКСНАЯ МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА «МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА»
Комплекснаямодульная программа «Маленькая страна» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.В новом Феде...
ПРОГРАММА КРУЖКА «МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА»
Программа кружка «Маленькая страна» представляет собой проект, направленный на реализацию ФГОС.В программе раскрываются принципы организации самоуправления учащихся 1-4 классов для формиро...
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Маленькая страна» для 2-х классов (социальное направление)
Во время прохождения занятий кружка "Маленькая страна" предполагается, что у обучающихся произойдёт формирование следующих умений и способностей для успешной адаптации в социуме: умени...
Рабочая программа кружка "ОФП. Маленькая страна" коррекционно-развивающего направления.
Рабочая программа содержит систему мероприятий, позволяющих создать условия для улучшения физического и психофизиологического состояния учащихся начальных классов. Составлена для занятий внеурочной де...