КОМПЛЕКСНАЯ МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА «МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА»
рабочая программа на тему
Комплекснаямодульная программа «Маленькая страна» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Предлагаемая Комплекснаямодульная программа «Маленькая страна» структурирована в соответствии с приоритетными направлениями внеурочной деятельности: спортивно – оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnaya_programma-_dlya_papki.docx | 850.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №88
УТВЕРЖДАЮ» 21.02.2013г.
Директор МБУ СОШ №88 г. о. Тольятти
___________ Л. В. Михайлов
«Согласовано» 21.02.2013зам. директора по УВР ____________Н.В.Кравцевич
Программа рассмотрена на заседании МО учителей нач. классов (Пр. №3 от 21.02.2013)
Руководитель МО учителей нач. классов_____________Л.В.Архипова
КОМПЛЕКСНАЯ МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА»
Автор – составитель: учитель начальных классов
Орлова Татьяна Алексеевна
Тольятти – 2013
Комплексная модульная программа «Маленькая страна» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Предлагаемая Комплексная модульная программа «Маленькая страна» структурирована в соответствии с приоритетными направлениями внеурочной деятельности: спортивно – оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Отличительной особенностью программы является создание воспитательного пространства, основой которого является многоуровневая система внеурочной деятельности, органично переплетающаяся с основным образованием и детским общественным движением в школе.
Главным итогом такого образовательно-воспитательного культурного пространства является использование сюжетно – ролевых игр для младших школьников в детском объединении «Маленькая страна»: «Маленький принц», «Путешествие по Маленькой стране», «Вокруг Cвета» и органичное сочетание работы детского объединения со специальными занятиями (теоретические и практические) для создания модели, обеспечивающей интеграцию базового и дополнительного образования.
Новизна предлагаемой программы заключается в создании и реализации такой модели внеурочной деятельности как оптимизационная.
Начальная школа, работающая в режиме данной модели, обеспечивает полноценное пребывание ребенка в школе, где предусмотрены прогулки, обед, а затем внеурочная деятельность.
Целесообразность предлагаемой модели состоит в том, что она создает более полные по сравнению с общеобразовательной школой условия для самовыражения, самоопределения каждого конкретного обучающегося, способствующие развитию стремления к непрерывному образованию в течение всей активной жизни человека.
Актуальность Комплексной модульной программы «Маленькая страна» выражается в том, что она позволит в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и ориентируется на запросы общества и потребности учащихся и их родителей.
Предлагаемая Комплексная модульная программа «Маленькая страна» ставит своей целью: «Через систему сюжетно - ролевых игр, используемых во внеурочной деятельности, создать условия для формирования свободной, здоровой физически и духовно, творческой личности, толерантной, мобильной, способной к сотрудничеству, обладающей развитым чувством ответственности за судьбу страны и владеющей ключевыми компетентностями».
Основная идея Комплексной модульной программы «Маленькая страна» заключается в том, она представляет собой непрерывный годовой круг традиционных праздников, событий, внеурочных мероприятий, занятий в кружках, секциях, клубах, наполняющих школьную жизнь устойчивыми положительными эмоциями: радостью общения, ожиданием праздника, чувством гордости за себя, товарищей, свою школу, город, страну.
Понимание современных условий и особенностей организации воспитания младших школьников позволяет конкретизировать содержание общих задач по каждому из основных направлений воспитательной деятельности:
- внедрение эффективной модели внеурочной деятельности (оптимизационная модель), обеспечивающей интеграцию базового и дополнительного образования;
- формирование предметных и ключевых компетентностей;
- объединение учащихся школы на основе духовных и моральных принципов;
- воспитание патриотизма;
- объединение учащихся школы на основе духовных и моральных принципов;
- воспитание здоровых, морально и физически развитых юных граждан, готовых к труду и защите своей страны.
Комплексная модульная программа «Маленькая страна» ориентирована на младших школьников от 7 до 10 лет (1—4 классы) и может быть реализована как с отдельным классом, так и с целыми параллелями начальной школы.
Программа имеет возрастную привязку:
- для 1-го класса – образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником общеинтеллектуальных знаний в различных видах деятельности;
- для 2-3-го класса – образовательная программа, формирующая позитивное отношение к базовым ценностям;
- для 4-го класса – образовательная программа, дающая ребенку опыт самостоятельного интеллектуального действия.
Комплексная модульная программа «Маленькая страна» состоит из автономных взаимосвязанных друг с другом модулей и рассчитана на 4 года обучения в начальной школе.
Каждый модуль программы соответствует году обучения ребёнка в начальной школе и рассчитан на 1 год:
- 1 модуль «Программа внеурочной деятельности «Маленький принц» (1 этап) – 1 класс;
- 2 модуль «Программа внеурочной деятельности «Путешествие по Маленькой стране» (2 этап) – соответственно 2 класс;
- 3 модуль «Программа внеурочной деятельности «Путешествие по Маленькой стране» (2 этап) – 3 класс;
- 4 модуль «Программа внеурочной деятельности «Вокруг Света» – 4 класс.
Каждый модуль программы состоит из взаимосвязанных между собой блоков (смысловых частей).
Большинство разделов программы остается на все сроки внедрения программы, раздел «Учебно-тематический план» обновляется каждый учебный год.
Образовательная программа «МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА», КОМПЛЕКСНАЯ МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА, предполагающая последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности
Комплексная модульная программа «Маленькая страна» структурирована в соответствии с приоритетными направлениями внеурочной деятельности: спортивно – оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Внеурочная деятельность по направлениям может проводиться учителями начальных классов, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования детей, хореографами и другими.
Система работы педагогов многоуровневая. Уровни связаны с расширением сферы деятельности.
1-й уровень. Целевая ориентация: адаптация обучающихся к системе внеурочной деятельности – школе полного дня. Необходимо приобщить обучающихся к общим правилам, культуре, традициям, режиму школы; создать психологический климат доверия между участниками взаимодействия; создать условия для самореализации, самоопределения каждого ребёнка, помогать в личностном развитии; управлять режимными моментами школы; обеспечивать ответственность за жизнь и здоровье детей; проводить диагностику обучающихся в начале обучения и в конце учебного года, отслеживать и анализировать качественные изменения личности ребёнка для выполнения коррекционной работы воспитательного процесса; проводить час самоподготовки, предметные кружки по выбору обучающихся; организовывать досуг обучающихся и сопровождать их во время различных мероприятий; осуществлять замену при необходимости руководителей других кружков.
2-й уровень. Целевая ориентация: развитие навыков самоуправления. Необходимо осуществлять взаимодействие с детским объединением «Маленькая страна», оказывать помощь в обучении актива, в реализации совместных проектов.
3-й уровень. Целевая ориентация: социализация обучающихся в пространстве школы, города Тольятти. Необходимо интегрировать обучающихся в культурную, интеллектуальную и общественную жизнь школы, города, страны.
Комплексная модульная программа «Маленькая страна» реализует свою работу через внеурочную деятельность, спортивные кружки, секции, предметные кружки, клубы, музыкальные кружки, театральную студию, коллективно творческое дело (КТД), проектную деятельность.
Используются такие формы занятий: экскурсии, конкурсы, игра, круглые столы, конференции, диспуты, интерактивные занятия, экологические игры, олимпиады, КВН, соревнования, поисковые, общественно полезные практики и т.д.
Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется уставом общеобразовательного учреждения с учетом требований Базисного учебного плана.
Продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет: в 1-4 классах— один час занятий не менее 35 минут.
В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организации отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных и профильных смен, создаваемых на базе общеобразовательного учреждения.
Структура и содержание программы
Программа состоит из четырёх автономных модулей. Программа внеурочной деятельности «Маленький принц» разрабатывается в 1 классе на 33 учебные недели, во 2-4 классах программы разрабатываются на 34 учебные недели. Важно, чтобы сумма недельных часов по внеурочной деятельности не превышала 9- 12 часов в неделю (в зависимости от класса).
Схема социального партнёрства
Комплексная модульная программа «Маленькая страна» представляет собой не некий линейно выстроенный курс, движение, совершаемое в установленной очерёдности, а скорее «мешок с подарками», из которого дети и педагог выбирают то, что их в данный момент заинтересовало.
Маршруты внеурочной деятельности
В 1 классе учащиеся знакомятся с поручениями, происходит формирование коллектива. Во 2 - 3 классах учащиеся знакомятся с традициями школы. В 4 классе узнают о жизни детей других стран.
сюжетно – ролевые игры по годам обучения | блоки, входящие в модуль | дополнительные программы |
экипажи 1 классов
«Маленький принц» - космическое путешествие по планетам | 1. Мои новые друзья. 2. Школа юного активиста 3. Планета Самоуправления 4. Новогодний марафон 5. Планета Нравственности 6. Планета SOS 7. Заповедная планета 8. День рождения планеты 9. Фестиваль достижений | 1. Программы общекультурного направления: театр, живопись, аппликация, хореография и т.д. 2. Программы спортивно-оздоровительного направления: шахматы, спортивные или национальные игры и т.д. 3. Программы общеинтеллектуального направления: кружки по учебным предметам. 4. Программы социального направления: школа юного активиста «Ребячья республика», волонтёрский отряд «Вектор доброты» и т.д. 5. Программы духовно-нравственного направления: «Волгарята» |
экипажи 2-3 классов «Путешествие по Маленькой стране» – морское путешествие по океану «Традиций» | 1. Школа актива 2. Через море Талантов на пляж Осени 3. Поляна Добрых надежд 4. Бухта Детской радости 5. Музей Правил 6. Горы Мужества и отваги 7. По облакам Доброты и Благодарности к водопаду Чувств 8. Зеленые скалы 9. Озеро Памяти | |
экипажи 4 классов «Вокруг Света» - путешествие по странам и континентам | 1. Школа актива 2. Край родной навек любимый 3. Западная Европа 4. Антарктида 5. Африка 6. Америка 7. Восток – дело тонкое. Азия 8. Австралия 9. Восточная Европа |
В процессе внеурочной деятельности учащиеся полностью погружаются в игровую ситуацию. Игра обеспечивает комплексное развитие нравственной, социальной и эмоционально-чувственной сферы личности ребенка. Благодаря игровой роли, ребенок выполняет те действия, которые в обычной, неигровой обстановке кажутся ему малопривлекательными. Действуя в воображаемой ситуации, он как бы перешагивает рубеж своих возможностей: становится более сдержанным, волевым, организованным, решительным, самостоятельным, настойчивым. Игра приучает детей к согласованным действиям, к точности. В игре крепнет сознательная дисциплина играющих.
Через игру внедряются в жизнь идеи сотрудничества, прививаются жизненные ценности, воспитываются волевые качества, раскрываются творческие возможности детей. Эта методика учитывает психологию возраста учащихся младших классов.
Анкетирование, наблюдения за учащимися начальных классов позволяют сделать вывод, что игровая ситуация, стимулирует желание ребёнка с удовольствием посещать школу, способствует формированию ключевых компетентностей.
У ребят формируется навык публичного выступления, адекватная самооценка. Они становятся коммуникабельными, доброжелательными, между ними складываются товарищеские отношения. А это основа для формирования коллектива.
Дети начинают жить по – новому, заботятся об улучшении окружающей жизни, о людях, создают новые школьные традиции и бережно относятся к пожилым людям.
Описание игровой ситуации
Во внеурочной деятельности все праздники, дела, акции, занятия в кружках и секциях связаны с конкретной календарной датой, с каким-то событием. Чтобы помочь детям лучше понять сюжет игры, используется сказочный персонаж. В данном случае – это Маленький принц. Этот герой объединяет все модули программы в одно целое.
МОДЕЛЬ УСПЕШНОГО ВЫПУСКНИКА
К числу планируемых результатов освоения программы отнесены:
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. В сфере личностных УУД будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника;
- личностная мотивация учебной деятельности;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. В сфере регулятивных УУД ученики смогут:
- овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также постановку и решение проблемы. В сфере познавательных УУД ученики научатся:
- ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
- добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами (наблюдение, чтение, слушание).
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. В сфере коммуникативных УУД ученики смогут:
- учитывать позицию собеседника (партнера);
- организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;
- адекватно передавать информацию;
- отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Самоуправление – интересная форма. Детское объединение имеет экипажи. Каждый экипаж имеет свою символику и атрибуты, название, девиз, речевку, гимн, этический кодекс. Этический кодекс - законы жизни в коллективе. Дети их не просто их разработали, но и стараются жить по ним и выполнять их. Каждый член экипажа имеет своё поручение: командир экипажа, старпом, боцман, врач, радист, библиотекарь и др. Не один ребенок не остается без поручения.
Результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно-оценочных процедур. В этом случае могут использоваться разные технологии, в том числе и технология «Портфолио», «Дневники достижений», выставки, презентации и т. д., но оценочным процедурам это не подлежит.
Наиболее адекватным методом интегральной (накопительной) оценки является портфолио (портфель достижений) – сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
В портфолио могут быть включены документы, характеризующие ребенка с точки зрения его внеучебной и досуговой деятельности. Оно должно включать в себя средства фиксации результатов:
- листы достижений обучающихся
- выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся
- дневники наблюдения учителя, психолога
- подборка детских работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии
- результаты стартовой диагностики (на входе, в начале обучения) и результаты тематического тестирования
- материалы итогового тестирования и/или результаты выполнения итоговых комплексных работ, если последние проводились
Достижение личностных результатов обеспечивается за счет всех компонентов образовательного процесса: учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного учебного плана; вариативной части основной образовательной программы, а также программы дополнительного образования, реализуемой семьей и школой.
1 модуль программы внеурочной деятельности
«Маленький принц»
(Первый год обучения)
Возраст обучающихся – 7-8 лет
Главный герой – Маленький принц. Он присылает письмо первоклассникам, в котором сообщает, что его планета разрушилась и просит спасти его. Ребята пускаются в космическое путешествие на поиски Маленького принца. Дети, перемещаясь с планеты на планету в поисках Маленького принца, знакомятся с обитателями каждой из них и приобретают, таким образом, основополагающие знания о жизни. Ребята путешествуют не одни, а вместе с классными руководителями, вожатыми и родителями. На время путешествия они образуют экипажи, распределяют обязанности, придумывают название экипажа, речёвку, песню, этический кодекс.
Каждое путешествие начинается на планете Земля → планета Самоуправления → планета Нравственности → планета SOS → Заповедная планета → планета Счастья. Под планетой в данном случае подразумеваются мероприятия, посвящённые определённой тематике.
Приоритетным механизмом игры является инновационная цепочка: чувство – представление – знание – понимание – убеждение – мировоззрение – воплощение знания в жизнь.
Путешествие по каждой планете состоит из следующих этапов:
- Работа по тексту книги «Маленький принц», анализ тематических эпизодов;
- Упражнения и игровые занятия, которые проводятся с учетом анализа тематических эпизодов;
- Подбор и подготовка материала к теме предстоящего путешествия на кружках, секциях, социальных акциях и т.д.;
- Заключительное мероприятие (праздник) для всех участников игры.
Заключительное мероприятие путешествия по планете проводится в виде праздника. Хороший умный праздник – яркое событие в жизни детей, которое запоминается своей сюрпризностью, необычностью. Дети любят праздники за то, что они дарят радость, вызывают яркие эмоциональные переживания. Среди равнины школьных будней они как блистающие вершины, манящие и одновременно требующие определенных усилий для восхождения на них.
Подготовка праздника – это большое и важное дело, коллективное и непременно творческое, требующие труда и фантазии, выдумки и изобретательности взрослых и детей, - тогда он интересен всем. Принимая участие в подготовке и проведении праздников, дети и взрослые реализуют свои скрытые возможности, набираются энергии для будущего. Праздники повышают общий тонус школьной жизни. На празднике проходит отчёт о результатах проведённой деятельности за каждый этап игры.
Что же помогает сделать праздник ярким и запоминающимся событием в жизни детей? Конечно же, совместная (детьми и взрослыми) разработка идеи сюжета, его построения, детальная проработка его содержания. Вовлекая детей в подготовку праздника, мы учим их серьёзно относиться к событиям общественной и коллективной жизни.
Очень важно, чтобы каждому ребенку нашлось место для проявления своих талантов, способностей, увлечений. Если одни дети постоянно выступают в роли главных участников, а другие – только в роли зрителей, то это проводит незримую границу между ними. Дети любят быть в центре внимания. Пусть на празднике каждый почувствует свою значимость и нужность.
С этим условием связано еще одно – обеспечение каждому участнику эмоционального комфорта. Детям должно быть хорошо, уютно, тепло и весело. Все это дает особая атмосфера праздника – радостная, игровая, необычная.
И еще весьма важное условие – уважительное терпеливое отношение к детям, их предложениям, предпочтениям, желаниям и нежеланиям, реальным и потенциальным возможностям. Любой ребенок – абсолютная ценность. Нужно каждому предоставить свободу выбора роли, занятия, мнения, способа действия.
На празднике каждый ребёнок, без исключения, сможет представить результаты своей деятельности. А результатов получится ровно столько – сколько будет кружков, секций в Комплексной модульной программе «Маленькая страна».
1 блок. Мои новые друзья
Старт игры совещается с праздником «Посвящение в первоклассники». Делается это для того, чтобы дети осознали важность своей новой роли – роли ученика. В ходе проведения праздника дети доказывают свое право носить звание «Первоклассник».
На празднике они показывают, что за один месяц они уже подружились, научились петь, танцевать, читать стихи, быть прилежными, аккуратными и дисциплинированными. В сентябре в классах проходит адаптация ребенка в социуме школы. Дети знакомятся с режимом школы полного дня, с одноклассниками, учителем, правилами поведения в школе и т.д.
Ее Величество 88 школа подвергает детей разным испытаниям, принимает их в ряды учеников 88 школы и присваивает звание «Первоклассник».
Во время праздника ребята получают письмо от Маленького принца. Планета принца взорвалась от зла, зависти и грубости, которые поселились на ней. Маленький принц узнал, что только в 88 школе города Тольятти живут самые смелые, самые дружные, самые трудолюбивые дети. И поэтому, просит их проявить смелость, отвагу и спасти его. Ведущий объявляет об организации центра управления полетами и объявляет экспедицию по спасению Маленького принца.
Ребята получают первое задание по организации экспедиции: разучить отрядную песню, изготовить ракету для путешествия.
2 блок. Школа юного активиста
Основная цель данного этапа: выявить склонности и интересы учащихся.
После стартовой линейки дети знакомятся с биографией А.Сент-Экзюпери, сказкой «Маленький принц» и выполняют задания к празднику. Праздник – это итоговое мероприятие в каждом блоке. На празднике ребята показывают результат своей деятельности за определённый период.
Педагог наблюдает за деятельностью детей, выявляет их склонности и интересы. В игровой форме педагог знакомит детей с системой самоуправления. Позже, на этапе формирования экипажей, в процессе распределения функциональных обязанностей между детьми, педагог сможет внести необходимые коррективы и предложения.
Дети читают художественную литературу и очерки о космонавтах, беседуют о качествах, которыми должен обладать космонавт.
Вожатые, педагог предлагают ребятам, как лучше организовать полет. Зачитывают приказ о формировании экипажей космического корабля. Вместе с ребятами придумывают название экипажа, девиз, подбирают песню, составляют этический кодекс космонавтов.
3 блок. Планета Самоуправления
Цель этого блока: формирование у детей желания действовать самостоятельно, при непрерывном, но опосредованном руководстве ими. Задача педагога: создать положительный эмоциональный климат в коллективе, способствующий развитию коммуникативных способностей детей.
Вожатые, педагог предлагают ребятам, как лучше организовать полет и распределить обязанности. Зачитывают приказ о формировании экипажей космического корабля, вручают детям красочно оформленные письма-напутствия, в которых прописаны его поручения и обязанности. Вожатые, педагог учат детей выполнять поручения.
Руководит экипажем командир. Экипаж состоит из нескольких звездочек по 5-6 человек. Состав звездочки:
- Командир экипажа
- Штурман – командир звездочки
- Санитары планеты – трудовой сектор
- Санитары звезд – сектор здоровья
- Космосила – спортивный сектор
- Молния – редколлегия
- Северное сияние – творческий сектор
Итоговым мероприятием станет праздник, на котором будут подведены итоги данного блока. Дети в шуточной форме отчитаются о том, как они научились выполнять свои поручения.
4 блок. Новогодний марафон
Цель: Дарить детям радость, повышать общий тонус школьной жизни.
Задачи: Приобщать детей к народным обычаям и традициям; развивать познавательную активность учащихся; формировать классный коллектив.
Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы. Зима – традиционная встреча с Дедом Морозом и Снегурочкой, путешествие в новогоднюю сказку, шутки, загадки, стихи о зимних забавах.
В декабре, в преддверии праздника, на уроках изобразительного искусства и труда дети делают красивые подарки для своих родных и близких.
Итоговым мероприятием станет праздник у новогодней ёлки. Сценарии могут быть самые разнообразные – это и приключения у ёлки, и поиски пропавшей Снегурочки, и просто игры и хороводы возле ёлки.
5 блок. Планета Нравственность
В поисках Маленького принца дети попадают на планету Нравственность. Они видит: планета – совсем сухая, вся в иглах, голая, пустынная и мрачная, вовсе не такая красавица, как наша планета Земля. На такой неуютной планете жить бы людям сплоченной семьей. Но нет. Обитатели планеты Нравственность остаются чужими друг другу, живя в чужом для них мире, - зачем же они живут? Миллионы людей мчатся в скорых поездах, а зачем им спешить? Тысячи людей продают миллионам новейшие пилюли для экономии времени, а зачем экономить время? Ни скорые поезд, ни пилюли не соединяют людей, ни приобщают их друг к другу. А без этого планете не стать домом. Попав на пустынную планету Нравственность, дети решают, что необходимо рассказать тем, кто обитает на планете о природе, животных, дружеских взаимоотношениях в классе, о семейных ценностях Земли. Может быть, тогда планета Нравственности станет такой же такой же прекрасной, как наша Земля.
Практические мероприятия:
- Оказание помощи пенсионерам и отстающим в учебе.
- Составление своей родословной.
- Написание рассказа «Моя семья».
- Игра «Счастье семьи». Педагог рисует на доске большое сердце счастливой семьи. Детям предлагается перечислить сокровища этой семьи. Все перечисленные эпитеты записываются в сердце.
Игра «Волшебный цветочек». Дети рисуют волшебный цветочек, который исполняет их желания. Затем сочиняют историю о человеке, которому волшебный цветочек вернул здоровье, дал богатство, превратил в самого мудрого человека на свете, подарил прекрасную семью. Из рисунков и историй составляется книга «Волшебные цветы». Своеобразным итогом этого этапа игры может стать общее мероприятие для всех участников – эстафета добрых дел.
Своеобразным итогом этого этапа игры может стать общее мероприятие для всех участников – эстафета добрых дел. Каждый участник экипажа рассказывает о своем выполненном поручении.
6 блок. Планета SOS
Путешествуя, ребята услышали сигналы о помощи: «SOS! SOS! SOS! » Эти сигналы подавала планета. Дети увидели, что она мрачного коричневого цвета, затянута паутиной. Значит, там случилась какая-то беда. Оказалось, что на планете поселились вредные привычки. Рассматриваем следующий эпизод книги: «Пьяница столь сосредоточенно думает о себе, что окончательно запутывается: ему совестно, что он пьет, чтобы забыть, что ему совестно». Встречи с обитателями планеты SOS становятся для детей грустным уроком одиночества. Нельзя не помочь тому, кто просит помощи. Ребята спешат на помощь.
Ученый, врач и оптимист рассказывают детям о вреде курения, дают совет, как избежать вредные пагубные для здоровья привычки.
Дети обсуждают тему о том, что кроме вредных привычек существует множество нужных и полезных.
На празднике присутствуют спортсмены, которые рассказывают о своей увлекательной жизни и своих достижениях, демонстрируя свои медали
Практические мероприятия:
- Тренинги и ролевые игры по профилактике вредных привычек
- Проведение бесед
- Рисование на тему «Вредные привычки. Последствия»
- Спортивные соревнования
Цель данного блока комплексная: научить детей быть здоровыми и душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применять знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия, профилактика вредных привычек.
Задачи этого блока заключаются в развитии практических навыков противостояния вредным привычкам и познавательного интереса, повышение индивидуального уровня учащихся. Создание условия для саморазвития и самореализации детей.
Итоговым мероприятием станет праздник, на котором будут подведены итоги данного блока.
7 блок. Заповедная планета
Содержание данного блока строится на изучении истории родного города: его прошлого и настоящего. Дети получают письмо от Маленького Принца, в котором он просит жить детей по принципу «Встал поутру, умылся, привес себя в порядок – и сразу приведи в порядок свою планету».
Цель: сформировать самостоятельную, свободную творческую личность, владеющую общечеловеческими ценностями, национально-культурным наследием, развивающую свои таланты и способности.
Задачи:
- Становление патриотического чувства, гордости за свой город, формирование системы ценностей, которая обеспечит активную гражданскую позицию человека в будущем.
- Создание образа героев Великой Отечественной войны так, чтобы у учащихся возникло чувство личного сопереживания тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свой народ.
Практические мероприятия:
- Дети после обсуждения письма приступают к генеральной уборке класса, территории вокруг школы.
- Посещение Краеведческого музея
- Проектная деятельность «Два города – две истории»
- Обзорная экскурсия по городу
Итоговым мероприятием станет праздник, на котором будут подведены итоги данного блока.
8 блок. День рождения планеты
На празднике «День рождения планеты» подводятся итоги игры. На празднике присутствуют дети и их родители.
В центре сцены «Дворец красоты». К нему с двух сторон подходят лестницы без ступенек. Дети видят, что к двери дворца без ступенек нельзя подняться. Ребята решают прикрепить ступеньки на лестнице. Причём, ступеньки не простые. Каждая ступенька, это качества человека, стремящегося к совершенству: доброта, сила воли, ответственность, память, взаимопомощь, талант, любовь, дружба. Вот такие ступени – качества, необходимые человеку, прикрепляют дети в ходе праздника. Как только ступеньки заполнили всю лестницу, сразу раскрываются двери дворца. На пороге появляется Маленький Принц. Салют. Фейерверк.
Маленький принц говорит ребятам слова благодарности за свое спасение. Он сказал, что он из космоса наблюдал за ходом экспедиции по его спасению. Ему очень понравились планета Земля, наша школа и ребята. Маленький принц говорит о своём желании остаться жить на планете Земля, просит ребят рассказать о традициях нашей школы. На этом празднике происходит плавный переход ко 2 этапу.
Ребята выполнили цель своего путешествия – нашли принца, обогатив себя при этом знаниями, приобрели звёздные качества в результате спасения Маленького принца, создали коллектив, научились выполнять поручения, работать в команде.
9 блок. Фестиваль достижений
Цель данного блока: подведение итогов Комплексной модульной программы 1 модуля «Маленький принц». В ходе реализации последнего блока программы показываются результаты деятельности кружков, студий, клубов. Изостудия проводит демонстрацию творческих работ в виде выставки. Предметные кружки показывают свои достижения в ходе проведения олимпиад. Театральная студия показывает спектакль и т.д.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Конечным главным результатом внеурочной деятельности является личность ребёнка, обладающего определёнными личностно – значимыми качествами (осознание себя, гордость, уверенность, креативность, толерантность, компетентность, мобильность) и социально - значимыми (патриотизм, гражданственность), способного решать поставленные перед ними задачи и преодолевать трудности, способного ощущать себя
2 модуль программы
«Путешествие по Маленькой стране»
(Второй, третий год обучения)
Возраст обучающихся – 8-10 лет
2-3 модули. Программа внеурочной деятельности
«Путешествие по Маленькой стране»
2-3 модули программы объединены одной темой: изучением традиций «Маленькой страны». «Маленькая страна» - это название детского объединения младших школьников. «Путешествие по «Маленькой стране» - это сюжетно – ролевая игра, которая проводится во 2 и 3 классах и представляет собой морское путешествие по океану Традиций. Главный герой игры - Маленький принц на данном этапе игры путешествует вместе с ребятами. Дети знакомят Маленького принца с традициями школы, а самое главное, узнают о них сами.
Под влиянием традиций у учащихся формируются положительные привычки, ответственное отношение к порученному делу, окружающим людям, самому себе.
Не зря существует в народе такая мудрость, которая гласит: «Нация выживает в самые трудные времена, если сохраняет традиции своего народа».
В ходе игры учащиеся знакомятся с символикой школы, с людьми, которые работают в школе, узнают о правах и обязанностях ученика, вырабатывают законы жизни в детском коллективе.
Какие законы можно культивировать в детском коллективе?
- Каждый человек имеет право на ошибку и на её исправление.
- Человек не имеет права унижать, оскорблять и обижать другого человека.
- Человек должен научиться признавать свою неправоту и отстаивать свою точку зрения.
- Человек должен учиться дружить и иметь друзей.
- Человек должен уметь помогать другому человеку и не бояться просить помощи.
- Человек должен учиться быть терпеливым и настойчивым в достижении своих целей.
Какие мероприятия могут стать традиционными?
- «Праздник рождения класса» Этот праздник празднуется ребятами каждый год. Содержание может быть разным, но цель его – осознание своего единства, своей неповторимости и значимости друг для друга.
- Хорошая традиция – поздравление учащихся днём рождения «Я пришёл в этот мир».
- Операция под названием «Добродеи» - это помощь друг другу, близким людям, ветеранам и т. д.
- Акция «Тёплое письмо» - это поздравление или пожелание к празднику учителю, однокласснику, родителям, ветерану и т. д. Это письмо – поддержка, письмо – сочувствие, письмо – одобрение.
- Праздник вежливости.
- Праздник встречи осени, нового года, весны и т. д.
Список традиционных мероприятий можно продолжить. Самое главное – традиции должны быть нравственными, способствовать преодолению одиночества и беззащитности, воспитывать умение – быть Человеком.
1 блок. Школа актива.
Школа актива – этап формирования новых экипажей. Происходит распределение функциональных обязанностей между детьми. Начиная со стартовой линейки ребята получают задания, которые выполняют в течении всего месяца. Задания должны быть творческого характера, предполагающие вариативность решения и рассчитанные на реализацию творческих возможностей учащихся. Педагог должен увлечь детей интересным делом, дать выход его энергии, развить познавательные, творческие силы, литературные способности, расширить кругозор и сферу речевого общения. А также предоставить каждому возможность наиболее полно проявить себя, реализовать свои силы. Главная задача - помочь детям «найти себя».
2 блок. Через море Талантов на пляж Осени.
Цель: создать психологически комфортную атмосферу для самораскрытия и творческого самовыражения учащихся.
Богато разнообразен мир окружающей нас природы. Сколько неповторимых оттенков, красок, рисунков и причудливых форм, созданных волшебницей природой в растительном мире.
Осень! Сколько дивного можно увидеть вокруг! Сколько материала подарит она! Труд с использованием природного материала – один из путей формирования творческого мышления детей. Шишку, желудь, скорлупу ореха, веточку, колючку, листочки, фрукты и овощи с пришкольного огорода можно превратить в какое-то существо и воплотить мечту свою, свою мысль.
Лучшей формой привлечения детей к творческой деятельности становятся праздники: «Осенний бал», «Праздник осени», «Как у наших у ворот водил осенний хоровод», и т.д. Хорошей традицией нашей школы стал праздник, посвященный Дню учителя.
3 блок. Поляна Добрых надежд.
Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь.
Цель: стимулировать стремление детей к творческому и духовному саморазвитию.
Дети размышляют о своём месте в обществе, о своём вкладе в развитие города, общества. Фестиваль Дружбы, малые Олимпийские игры, конкурс рисунков «Всем детям нужен мир» помогут детям выразить своё отношение ко всему происходящему в мире, покажут представление учащихся о счастливом детстве и их восприятии мира, о родном крае, о дружбе детей разных национальностей, о будущем нашего города, страны. Мероприятия данного этапа не только информируют, они настойчиво требуют от ребят отклика: «А что думаете, чем ответите, что предпримите вы, ребята?»
4 блок. Бухта Детской радости.
Счастливая, счастливая невозвратимая пора детства! Как нам не любить, не лелеять воспоминания о ней?
Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы. Зима – традиционная встреча с Дедом Морозом и Снегурочкой, путешествие в новогоднюю сказку, шутки, загадки, стихи о зимних забавах.
5 блок. Музей Правил.
Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы.
В формировании привычек поведения менее всего помогут запреты, ограничения выговоры и наказания. Куда продуктивнее путь стимулирования, поощрения ребенка. Самый эффективный и действенный путь – это путь привлечения в игры, формирующих желательное поведение, с последующим закреплением усвоенного в повседневной жизни.
Цель: сформировать и закрепить привычки вежливого, организованного, доброжелательного поведения в самых разных жизненных ситуациях.
Пробудить душу ребенка, развить заложенное природой творческие способности, научить общению, ориентированию в различных жизненных ситуациях, воспитывать элементарную культуру поведения, чувство милосердия и сострадания. Используя ситуационный подход к изучению правил дорожного движения, учить учащихся быть внимательными на дороге, обращать внимание на дорожные знаки; закрепить знания учащихся о правилах движения по улицам и дорогам; воспитывать дисциплинированность учащихся на улицах города; прививать учащимся навыки осторожного обращения с огнем; формирование умений по выходу из опасных ситуаций; сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
6 блок. Горы Мужества и отваги.
Героями не рождаются, ими становятся.
Цель: воспитание патриотического чувства долга и ответственности перед своим Отечеством; развитие интереса и внимания у детей к воинской службе, ветеранам, понимание значения их жизненного пути в судьбе России.
Встречи с ветеранами, уроки Мужества, парад будущих защитников Отечества могут служить мостиком между тем военным временем и нашими днями, рассказать детям о героизме русских солдат во время Великой Отечественной войны. Эти мероприятия – благодатная почва для изучения военных традиций родного края. Они рождают в сердце ребёнка любовь к Родине, а любящий человек никогда не причинит боль матери, другу, ветерану, обществу.
7 блок. По облакам Доброты и Благодарности к водопаду Чувств.
Всё творчески, а иначе – зачем?
Цель: воспитывать доброжелательность, умение видеть красоту в простом и обыденном.
Дети пишут о маме и бабушках стихи, рассказы, сказки, делают своими руками подарки, рисуют их портреты, проводят праздники. Эти познавательные мероприятия, богатые эмоциональными переживаниями, проникнутые любовью к своим близким.
8 блок. Зеленые скалы.
Не навреди, не разрушай, а помогай и улучшай окружающую жизнь.
Терпеливо и с завидным постоянством приобщают родители и учителя детей к ежедневным гигиеническим процедурам, настойчиво учат овладевать навыками чтения, письма, счёта. Такими же необходимыми и важными в воспитании детей должны стать азы экологической культуры – благоприятной почвы для нравственного становления личности. Если каждый ребёнок проникнется любовью к природе, будет душой переживать за неё, овладеет навыками культурного поведения в живой природе, научится защищать и оберегать её, мы будем спокойны за будущее всей планеты. Реализовать нравственно – экологической культуры возможно, если удастся решить следующие задачи:
- научить ребят общению с природой, умению вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами;
- побуждать детей к пропаганде экологических знаний.
9 блок. Озеро Памяти.
У кого в душе нет прошлого, у того не может быть и будущего
Все меньше остается непосредственных участников войны, притупилась боль от минувших потерь близких в тех жестоких битвах. Но жива человеческая память, и наша задача – привлечь внимание учащихся к проблеме сохранения памяти о героических и трагических событиях этой войны. Сохраняя прошлое – строим будущее.
Цель – на примере героев показать детям образец для подражания. Содействовать формированию у школьников патриотических чувств, развивать интерес учащихся и внимание к своим близким, понимание значения их жизненного пути в судьбе России, развивать интерес к поисковой деятельности, формировать творческие умения детей, способствовать к самовыражению
Методическое обеспечение программы
Формы занятий по направлениям:
- Спортивно-оздоровительное:
- экскурсии, «Дни здоровья», подвижные игры, эстафеты, соревнования, беседы по охране здоровья
- Общекультурное:
- экскурсии, Дни театра и музея, конкурсы, выставки детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся.
- Общеинтеллектуальное:
- библиотечные уроки, КВН, конкурсы, экскурсии, викторины, олимпиады, конференции, праздники, беседы, деловые и ролевые игры и др.
- Социальное и духовно- нравственное: КТД (коллективно творческое дело), беседы, акции, проекты, субботники, игры и др.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей
Методы проведения занятий:
- Словесные (объяснение, рассказ, беседа)
- Наглядные методы(использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов)
- Практические методы (игра, праздник, наблюдение, исследование, презентация, конференция, соревнование)
Дидактическое обеспечение
Папки с дидактическим, методическим и информационным материалами по всем учебным темам:
- наглядные пособия
- подборка информационной и справочной литературы
- набор дидактического материала для проведения учебных занятий по каждому разделу
- кассеты с записями детской музыки и т.д.
Методическое обеспечение программы включает в себя учебно - тематический план, конспекты проведения интегрированных занятий с детьми. Методический материал снабжен диагностическим комплексом определения уровня способностей школьников.
Программа подразумевает обязательное участие профессионального психолога для проведения входной и итоговой диагностики уровня развития способностей ребёнка.
Техническое оснащение занятий
Занятия проводятся в учебном кабинете, в спортивном и актовом зале школы, на спортивной площадке, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке и т.д. Формы, организации детей на занятии могут быть самыми разными: сидя полукругом на стульях или на ковре, находясь за партами или расположившись в разных концах кабинета. Важным условием полноценного воспитания детей является специально организованная предметно-пространственная развивающая среда. Основные требования к предметно-развивающей среде — это оптимальная насыщенность, целостность, многофункциональность, возможность трансформирования.
Формы подведения итогов: беседа, игра, презентация, конкурс, праздник, творческий отчёт, соревнование.
На занятиях не ставятся отметки, но оценивание обязательно. Ребята на занятиях не боятся дать ошибочный ответ, так как все ответы детей принимаются, внимательно выслушиваются и в итоге обсуждения приходят к правильному решению.
Общая атмосфера на занятиях создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей учащихся, повышению их самооценки, уверенности в себе.
Рекомендуемая литература:
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.
- Информационно-публицистический бюллетень «Просвещение». Выпуск № 3, март 2010, с.7
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010.
- Котова С.А., Прокопеня Г.В. Система портфолио для новой школы. // Народное образование. 2010.
- Курамшина О.М., Железкина А.М. Школа оптимизма: внеклассные мероприятия, классные часы: 1–4 класс. М.: ВАКО, 2008.
- Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников: методическое пособие для учителя. М.: Просвещение, 2003.
- Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся: Учебно-методическое пособие для администраторов и педагогов общеобразовательной школы. СПб.: КАРО, 2006.
- Петрова В.И., Трофимова Н.М., Хомякова И.С. Азбука нравственного взросления. СПб.: Питер, 2007.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Савинов. М.: Просвещение, 2010.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Стандарты второго поколения/ Под редакцией В.А. Горского. М.: Просвещение, 2010.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Министерства образования науки от 06.10.2009, № 373.
Приложение
Учебный план
Занятия по выбору обучающихся(2013-14 у.г.) | Классы/Кол-во часов | |||||||||||||||||
направление | Названия кружков, секций, клубов | 1а | 1б | 1в | 1г | 1д | 1е | 2а | 2б | 2в | 2г | 2д | 2е | 3а | 3б | 3в | 3г | 3д |
Спортивно- оздоровительное | "Играйка" | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
"Растем здоровыми и сильными" | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||||||
"В ритмах танца" | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||||||||
"Затейники" | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||||||||
Динамическая пауза | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||||||||||
Социальное | "Ребячья республика" | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||||
"Вектор доброты" | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||
Общеинтеллектуальное | "Развивайка" | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||||||
"Страна математических перемен" | 1 | |||||||||||||||||
"Всезнайка" | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||||||
"Мыслители" | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||
"Галилео" | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||||||
"Эврика" | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
общекультурное | "Радуга" | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||
"Разноцветные праздники" | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||||||||
"Волшебный завиток" | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||||||
"Бумажных дел кудесники" | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||||||||||
"Мультитворчество" | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||||||
Духовно- нравственное | "Тропинка к своему Я" | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||||
"Планета загадок" | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||||||
"Город моей мечты" | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||||||||
"Вежливые ребята" | 1 | |||||||||||||||||
" час риторики" | 1 | |||||||||||||||||
итого к финансированию | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитания школьников младших классов "Маленькая страна"
Программа воспитания школьников младших классов. Программа адресована классным руководителям 1-4 классов, адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности....
Программа воспитания школьников младших классов "Маленькая страна"
Программа воспитания школьников младших классов. Программа адресована классным руководителям 1-4 классов, адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности....
Программа клуба по интересам "Маленькая страна великих мастеров"
Деятельность клуба направлена на создание условий для развития личности ребёнка, раскрытие потенциальных возможностей и способностей детей, в обеспечении их эмоционального благополучия, формирование с...
ПРОГРАММА КРУЖКА «МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА»
Программа кружка «Маленькая страна» представляет собой проект, направленный на реализацию ФГОС.В программе раскрываются принципы организации самоуправления учащихся 1-4 классов для формиро...
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Маленькая страна» для 2-х классов (социальное направление)
Во время прохождения занятий кружка "Маленькая страна" предполагается, что у обучающихся произойдёт формирование следующих умений и способностей для успешной адаптации в социуме: умени...
Рабочая программа кружка "ОФП. Маленькая страна" коррекционно-развивающего направления.
Рабочая программа содержит систему мероприятий, позволяющих создать условия для улучшения физического и психофизиологического состояния учащихся начальных классов. Составлена для занятий внеурочной де...
Комплексная модульная программа «Маленькая страна»
Предлагаемая Комплексная модульная программа «Маленькая страна» структурирована в соответствии с приоритетными направлениями, как программной, так и внеурочн...