Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Маленькая страна» для 2-х классов (социальное направление)
рабочая программа по теме

Чурбанова Татьяна Петровна

 Во время прохождения занятий кружка "Маленькая страна" предполагается, что у обучающихся произойдёт формирование следующих умений и способностей для успешной адаптации в социуме: умение адекватно вести себя в различных ситуациях; умение различать и описывать различные эмоциональные состояния; способность справляться со страхами, обидами, гневом; умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам; умение справляться с негативными эмоциями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka.docx34.97 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по курсу «Маленькая страна»

для  2-х классов

( социальное направление)

на 2017 - 20 18 учебный год

 

Результаты освоения программы

2-й класс

Во время прохождения  занятий кружка «Маленькая страна»  предполагается, что у  обучающихся произойдёт формирование следующих умений и способностей:

-осознание себя с позиции школьника;

- умение адекватно вести себя в различных ситуациях;

- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния;

- способность справляться со страхами, обидами, гневом;

- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам;

- умение справляться с негативными эмоциями;

- стремление к изучению своих возможностей и способностей;

- успешная адаптация в социуме.

 

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Содержание   состоит из  пяти  разделов: 

Я - фантазер,

Я и моя школа,

Я и мои родители,

Я и мои друзья,

Что такое сотрудничество?

В них рассматриваются следующие вопросы:

Мой любимый герой. Кто он? Почему я хотел бы на него походить, и какие качества меня в нём привлекают?

Добро и зло. Всегда ли добро побеждает зло? Что значит «делать добро»?

Что такое хорошо и что такое плохо? Какие привычки можно назвать полезными, а какие вредными? Как избавиться от плохих привычек, которые мне мешают?

Конфликт. Как он возникает? Моё поведение в трудных ситуациях

Я – второклассник. Как я изменился за лето?

Умение владеть собой. Что это значит? Уметь управлять своим поведением, следить за своей речью и поступками, внимательно слушать собеседника – это и есть умение владеть собой. Это умение очень важно для общения с другими людьми.

Что значит быть хозяином своего «Я»? Какого человека называют ответственным.

Что значит «уметь расслабиться», и в каких случаях это нужно делать?

Что такое «этикет»? Для чего нужно соблюдать правила общения? Правила общения, которые вырабатывались людьми в течение многих веков, необходимо соблюдать, чтобы не обидеть собеседника и самому не попасть в неловкую ситуацию. Всегда важно помнить, что есть граница между тем, что хочется, и тем, что можно.

Волшебные слова: приветствие, благодарность. Как правильно начать, поддержать и вести разговор.

Правила хорошего тона. Как вести себя в различных ситуациях: в школе, в театре, дома, на улице, в магазине. Как эти правила помогают в общении.

Мальчик и девочка. Культура общения полов. Внешний вид мальчика. Внешний вид девочки.

Как правильно познакомиться?

Как правильно держать себя, чтобы понравиться?

Сотрудничество – это умение делать дело вместе. Оно складывается из многих умений:

-из умения понять другого;

- из умения договориться;

- из умения уступить, если это нужно для дела;

-из умения правильно распределить роли в ходе работы.

Что значит понимать другого и как можно этому научиться?

Как научиться договариваться с людьми?

Что такое коллективная работа?

Формы  организации

Для    кружка «Маленькая страна» во 2 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю).

В основе реализации программы лежит   модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента: аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.

Потребностно- мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.

Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.

Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:

1.Введение в тему.

2.Развёртывание темы.

3.Индивидуализация темы.

4.Завершение темы

Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика.

Возможные виды деятельности:  мини-диспут, игра-драматизация, разбор ситуаций, их инсценировка, тренинг «Изобрази ситуацию», создание общего рисунка всем коллективом.

Тематическое планирование внеурочной деятельности

Для    кружка «Маленькая страна» во 2 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю).

№ урока

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Теоретических

Практических

1-9

Я-фантазер.

9

9

10-14

Я и моя школа.

5

5

15-17

Я и мои родители.

3

3

18-21

Я и мои друзья.

4

4

22-34

Что такое сотрудничество?

13

13

ИТОГО

 34

34

Приложение к рабочей программе

Календарно - тематическое планирование

2-й класс

№ темы п/п

Тема/ раздел курса

Кол-во часов

Возможные виды деятельности (практические работы, экскурсии, проекты и т.п.)

Дата

Я-фантазер.

1

Я – второклассник. Я-фантазер.

1

Рисунок «Идеальная школа»

08.09

2

Я умею фантазировать.

1

Просмотр мультфильма «Фантазеры»

15.09

3

Мои сны.

1

Рисунок «Рисунок сна»

22.09

4

Я умею сочинять.

1

Рисунок к стих.Остера «Вредные советы»

29.09

5-6

Я-ученик .

2

Подготовка поздравительных открыток «С днем учителя»

06.10

13.10

7

Мои мечты.

1

Сочинение «Мои мечты»

20.10

8

Фантазии и ложь.

1

Игровая форма проведения

27.10

9

Ложь большая и маленькая.

1

Занятие мини-диспут

10.11

Я и моя школа.

10

Я и моя школа.

1

Сочинение «Моя школа»

17.11

11

Что такое лень?

1

Игра-драматизация

24.11

12-13

Я и мой учитель.

2

Сказка «О мальчике Вале»

01.12

08.12

14

Как справляться с «Немогучками»

1

Разбор ситуаций, их инсценировка

15.12

Я и мои родители.

15

Я и мои родители.

1

Презентация «Моя семья»

22.12

16

Я умею просить прощения.

1

Разбор ситуаций, их инсценировка

29.12

17

Почему родители наказывают детей?

1

Тренинг «Изобрази ситуацию».

19.01

Я и мои друзья.

18

Настоящий друг.

1

Работа с рисунками на тему: «Мой друг».

26.01

19

Умею ли я дружить?.

1

02.02

20

Трудности в отношениях с друзьями.

1

Тренинг «Изобрази ситуацию».

09.02

21

Ссора и драка.

1

Тренинг «Изобрази ситуацию».

16.02

Что такое сотрудничество?

13 ч

22

Что такое сотрудничество.

1

Занятие мини-диспут

23.02

23-24

Я умею понимать другого.

2

Этюды: «Кто лишний?», «Что значит понимать другого?»

02.03

09.03

25

Я умею договариваться с людьми.

1

Задания по установлению атмосферы дружелюбия

16.03

26

Мы умеем действовать сообща.

1

Рисунок «Мой класс»

23.03

27

Что такое коллективная работа?

1

Способы работы в коллективе. Создание общего рисунка всем коллективом.

06.04

28-30

Коллективная работа «Мы»

3

Коллективный плакат «Мы. Наши таланты. Наши достижения. Мои трудности. Наши мечты»

13.04

20.04

27.04

31

Мы умеем действовать сообща.

1

Игра «Мы- команда».

04.05

32-33

Коллективная работа «Подготовим вместе праздник»

2

Выбор концертных номеров, репетиция, подготовка оформления классной комнаты.

11.05

18.05

34

Праздник «Наш удивительный класс»

1

Занятие – праздник

25.05

Приложение

Система оценки планируемых результатов.

1.Входная диагностика.

1.Когда ты сможешь высказать свою точку зрения, слушая собеседника?

а. остановлю его болтовню и выскажу свою точку зрения,

б. дослушаю собеседника до конца и тогда выскажу свою точку зрения,

в. свою точку зрения выскажу сразу, слушать собеседника не стану.

2.Назови из перечисленных ниже то приветствие, которое неприлично говорить учителю при встрече с классом.

а. «Здравствуйте, дети!»

б. «Доброе утро, дети!»

в. «Хай, дети!»

3.Как ты будешь вести себя при осмотре экспозиции в музее?

а. буду передвигаться бесшумно, никому не мешая,

б. буду громко комментировать увиденное,

в. буду трогать руками экспонаты.

4.Ты опоздал в театр. Идёт спектакль. Нужно ли сразу проходить на своё место?

а. Нужно пройти на своё место,

б. нужно сдать билет в кассу,

в. следует сесть на свободное место.

5.В каком транспорте следует здороваться с незнакомыми пассажирами?

а. в купе пассажирского поезда,

б. в вагоне метро,

в. в салоне автобуса

6.Почему, набрав номер по сотовому телефону, желательно спросить человека: «Вы можете говорить?»

а. чтобы быть уверенным, что человек хочет говорить с тобой,

б. чтобы узнать настроение человека,

в. чтобы перезвонить попозже, если человек занят работой или за рулём машины.

7.Ты пришёл в гости и тебя оставили одного в гостиной. Что ты будешь делать?

а. стоять на одном месте,

б. заглядывать в ящики шкафов,

в. прохаживать по комнате, разглядывая мебель.

8.Ты с другом идёшь по улице встречаешь своего знакомого. Как должен поступить твой друг?

а. поздороваться и отойти в сторону,

б. принять участие в разговоре,

в. пока ты будешь говорить со знакомым, уйти.

9.К тебе пришли гости и принесли подарок. Что ты будешь делать?

а. молча отнесу его в комнату,

б. разверну и поблагодарю,

в. разверну, придирчиво рассматривая и комментируя цвет, форму, размер.

10.«Слово- серебро, молчание — золото». Как ты это понимаешь?

а. за плохое слово могут наказать, лучше промолчать,

б. лучше не говорить попусту, чтобы потом не было стыдно,

в. слушать труднее, чем говорить.

Критерии оценивания.

За каждый правильный ответ ученик получает1 балл.

Ключ. 1.б, 2.в, 3.а, 4.в, 5.а, 6.в, 7.а, 8.а, 9.б, 10.в.

10 - 8б. Высокий уровень развития коммуникативного поведения.

5 - 7 б. Средний уровень развития коммуникативного поведения.

0 - 4 б. Низкий уровень развития коммуникативного поведения.

2. Итоговый тест.

1.Кто должен здороваться первым: стоящий юноша или проходящий старик?

а. стоящий юноша,

б. проходящий старик,

в. не имеет значения.

2.Если ты не согласен с собеседником, как ты поступишь?

а. остановлю его на полуслове и выскажу свою точку зрения,

б. дослушаю собеседника до конца и тогда выскажу свою точку зрения,

в. свою точку зрения выскажу сразу, слушать собеседника не стану.

3.Кто раньше тебя должен войти в школьное здание, если у входа собралась большая группа детей?

а. младшие школьники и девочки,

б. старшеклассники,

в. отличники школы.

4.Тебе представили Сидорова Петю. Петя сказал: «Очень приятно, Сидоров Петя!» Твои действия?

а. с легким поклоном головы протянуть руку,

б. похлопать его по спине,

в. ответить: «Рад познакомиться!»

5.Зачем в школе существуют правила?

а. чтобы все ученики слушались учителей,

б. чтобы сохранить жизнь и здоровье учеников,

в. чтобы родители не беспокоились о своих детях.

6.Попробуй с товарищем выяснить, кто будет первым читать стихотворение, а кто оценивать. Затем поменяйтесь ролями. Отметь, как вы себя вели при этом?

а. сразу же договорились про очередность, приведя убедительные доводы,

б. вообще не смогли договорить и разругались,

в. договорились, но немного поспорили.

7.У себя в книжном шкафу ты случайно обнаружил книгу, которую друг дал тебе почитать, а ты забыл её вернуть. Твои действия?

а. не возвращать книгу, если друг о ней не напомнил,

б. вернуть книгу, извинившись,

в. незаметно подложить книгу в ранец друга.

8.Куда ты положишь ложку, если уже поел?

а. положу на скатерть,

б. буду держать в руке,

в. положу в пустую миску.

9.Определи ряд, в котором все словосочетания обозначают мимику.

а. подмигнуть глазом, покривить душой, пожать руку,

б. махать рукой, показать язык, надуть губы,

в. сморщить лоб, широко улыбнуться, раскрыть рот.

10.Где ты можешь найти достоверную информацию, неизвестную тебе?

а. в словарях, справочниках, энциклопедиях и сети Интернет,

б. я сам всё знаю,

в. в библиотеке.

11.Ты очень торопишься, но тебя на улице останавливает незнакомый прохожий и спрашивает, как пройти на незнакомую тебе улицу. Твои действия?

а. молча укажу в любую сторону,

б. отвечу «Извините, к сожалению, я ничем не могу помочь»,

в. пожав плечами, пройду мимо.

12.Попробуете в паре нарисовать рисунок на тему: «Сказочный герой». Вместе определите кого вы будете рисовать, где и как. Отметь, как вы себя вели в процессе работы?

а. я слушал моего партнёра и мы сделали всё, как он хотел,

б. мы посовещались и договорились о самом герое, расположении и технике рисования,

в. я сам всё рисовал и не слушал своего партнёра.

13.Ты спешил на урок и в коридоре столкнулся лбом с другим мальчиком. Тебе ужасно больно. Твои действия?

а. обругаю мальчика,

б. молча уйду,

в. извинюсь пред мальчиком.

14.Зачем придерживать тяжёлую дверь, выходя из здания?

а. чтобы она не ударила человека, который идёт следом,

б. чтобы она не стучала,

в. чтобы дверь не разбилась.

15.Что научит тебя умению говорить и излагать правильно свои мысли?

а. телевидение,

б. компьютерная игра,

в. книга.

Критерии оценивания.

За каждый правильный ответ 1 балл.

Ключ. 1.а, 2.б, 3.а, 4.в, 5.б, 6.а, 7.б, 8.в, 9.в,10.а, 11.б, 12.б, 13.в, 14.а, 15.в.

13-15 б. Высокий уровень развития коммуникативного поведения и УУД.

(- знает установленные правила поведения)

*​ планирует свои действия, прогнозирует результат,

*​ осуществляет поиск информации в справочниках и цифровых источниках,

*​ строит сообщения в устной и письменной форме,

*​ адекватно использует речевые средства для решения комммуникативных задач,

*​ учитывает разные мнения , договаривается, приходит к общему решению в совместной деятельности.)

8-12 б. Средний уровень развития коммуникативного поведения и УУД.

(- знает установленные правила поведения)

*​ планирует свои действия, но не прогнозирует результат,

*​ осуществляет поиск информации лишь в печатных в справочниках,

*​ строит небольшие сообщения в устной форме и письменной,

*​  не всегда адекватно использует речевые средства для решения комммуникативных задач,

*​ пытается учитывать разные мнения и договориться в совместной деятельности

1-8 б. Низкий уровень развития коммуникативного поведения и УУД.

(- знает не все установленные правила поведения)

*​ недостаточно планирует свои действия для получения результата,

*​ частично осуществляет поиск информации,

*​ строит небольшие сообщения лишь в устной или письменной форме,

*​ неадекватно использует речевые средства для решения коммуникативных задач,

*​ не учитывает разные мнения, трудно договаривается с партнёрами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по курс «Уроки правильного общения» 3 класс

Программа разработана на основе- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения ;- авторской программы «Этика: азбука добра», И.С.Хомякова, В....

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу " Разговор о правильном питании" по социальному направлению (4 класс)

Программа составлена на основе Программ: " Разговор о правильном питании", " Две недели в лагере здоровья" и " Формула правильного питания" ( авторы М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева)...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу " Закулисье"(основы сценического мастерства) по общекультурному направлению ( 4 класс)

Направленность программы по содержанию является художественно - эстетической; по форме организации - кружковой....

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Весёлая математика» для 3 класса

Рабочая программа по курсу «Весёлая математика»  составлена на основе  следующих документов:·        Федеральный закон «Об образов...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Тропинки своего Я» 3 класс

 Рабочая программа по курсу «Умелые руки»  составлена на основе  следующих документов:·        Федеральный закон «Об о...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "История Санкт-Петербурга" 3 класс

Программа строится с учётом возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста  на основе пособий по истории города....