Программа воспитания школьников младших классов "Маленькая страна"
рабочая программа по теме
Программа воспитания школьников младших классов. Программа адресована классным руководителям 1-4 классов, адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ispravlena_2011g..docx | 125.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………….4
Основные направления воспитательной работы…………………………… 9
Планируемы результаты……………………………………………………...17
Содержание программы…………………………………………………..22
Работа с родителями……………………………………………………….....37
Список литературы……………………………………………………………41
Приложение………………………………………………………………..…..42
Пояснительная записка
Воспитание – это создание условий, для развития личности. К сожалению, сегодня для многих детей единственным местом, где хоть кому – то есть дело до ребенка и его проблем, остается школа. Любой ребенок имеет право рассчитывать на школу как на место, где он может пережить радость достижения, почувствовать себя победителем, научится жить в социуме детей. А ведь воспитывать ребенка как всесторонне развитую личность необходимо ещё в семье, сразу же после рождения, а затем уже в детском саду, в школе, помогать совместно корректировать появившиеся отклонения.
Проблема эта одна из острых в педагогике. Ведь именно ей приходиться решать проблемы детей, у которых нет навыков общения, они не знают, как жить дальше, они дезадаптированы к жизни в обществе, в которое им приходится вступать по мере своего развития и взросления.
В настоящее время задача воспитания подрастающего поколения является приоритетной в законодательных документах. Сегодня в педагогику вернулись идеи самоценности детства, сотрудничества, диалога, самоопределения и самоактуализации личности, воспитания социальной активности, личной инициативы, развития креативности и толерантности.
Известно, что человек развивается только в деятельности, а чем шире круг ее видов и тех отношений, в которые включен ребенок, тем богаче и интереснее становится его жизнь и он сам.
В основе программы «Маленькая страна» воспитания и социализации учащихся начальной школы лежат пять подходов: аксиологический, системный, деятельностный, компетентностный, развивающий.
Аксиологический подход. Воспитание, обеспечивает передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Ценности нематериальны, ими нельзя владеть и распоряжаться. Ценности – это смыслы воспитания и социализации.
Системный подход. Его сущность в том, что он является методологической основой, ориентацией в деятельности, при которой объект познания рассматривается как система.
Деятельностный подход. Деятельность рассматривается как средство становления и развития субъектности ребенка. Подход исходит из представлений о единстве личности и ее деятельности.
Компетентностный подход.
Усвоение обучающимися разных видов ключевых компетенций.
Развивающий подход. Он заключается в том, что акцентируется внимание на развитие ценностых аспектов сознания личности, ее мыслей и смыслов, использование внутренних факторов, обеспечивающих ее движение к развитию своих возможностей.
Программа «Маленькая страна» помогает более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, воспитателя, обучающихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности класса. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности в духовном и физическом развитии обучающихся, формированию индивидуальности классного коллектива и каждого ребёнка.
Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.
Поэтому программа «Маленькая страна» строится на основе
Принципа гуманизации
Уважение к личности ребенка. Создание благоприятных условий для развития способностей каждого.
Принципа системности
Задачи реализуются через связь внеурочной и учебной деятельности.
Принципа успешности
Каждому из нас, и взрослому, и ребенку, необходимо быть значимым. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим людям, окружающему миру. Очень важно, если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценим, а оценка успешности искренняя и неформальная.
Принципа проектирования
Это сложная многоступенчатая деятельность совершается как ряд последовательно следующих друг за другом этапов, приближая разработку предстоящей деятельности от общей идеи к точно описанным конкретным действиям.
Принципа индивидуализации
Включение детей в различные виды деятельности, определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика.
Принципа обратной связи
Привлечение родителей и детей на всех деятельности. Обсуждение с детьми что получилось и что не получилось, изучение их мнения, настроения и перспектив. Обязательное проведение рефлексии.
Принципа стимулирования
Прием поощрения и вознаграждения.
Социальная значимость программы определяется тем, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей, в первую очередь, зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно – воспитанным и трудолюбивым.
Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка, раскрытие его творческих способностей.
Цель воспитательной программы: способствовать социализации личности младшего школьника через воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина Росси; через развитие его интеллектуальных, творческих способностей и наклонностей, через формирование классного коллектива
Задачи:
- изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики учащихся;
- развить навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- создавать условия для интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности школьника
- воспитывать в детях уважение к себе и другим (взаимоотношения, взаимопомощь, доброе отношение друг к другу);
- воспитывать ребенка как члена общества, умение жить в коллективе, считаться с мнением коллектива;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- формировать патриотизм и гражданскую солидарность;
- развивать творческую деятельность через КТД.
Программа разработана в соответствии с Программой развития МОУ
« Средняя общеобразовательная школа №9» г. Таштагола, рассчитана на 135часов /1час в неделю /
Программа «Маленькая страна» разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, адресована классным руководителям 1-4 классов, адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня, разработана по циклическому принципу и рассчитана на четыре года.
Особенности реализации программы в том, что приоритетным видом деятельности является коллективная творческая деятельность. Основу этой деятельности составляет коллективное (совместное) творческое дело. Что же является надежным результатом творческих дел? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не нам сделали, устроили, провели, а мы решили, провели, сделали). Нельзя обойти вниманием тот факт, что одним из наиболее ярких проявлений системы являются самоуправление.
Актуальность программы «Маленькая страна» в педагогическом поиске подходов к организации учебно – воспитательной деятельности обучающихся, обеспечивающих возможность наиболее полной самореализации личности младшего школьного возраста в изменяющемся социуме.
Ключевые понятия, характеризующие сущность воспитательной системы класса:
- личность;
- самостоятельность;
- доброта;
- творчество;
- активность;
- коллектив;
которые одновременно исполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества.
Отличительная особенность программы заключается в том, что для ее реализации задействована окружающая социальная среда. Воспитательный процесс строится через совместные мероприятия с автогородком, Домом творчества «Созвездие», спортивным комплексом, школьным и краеведческим музеями, Домами культуры, расположенными в микрорайоне.
Основные направления воспитательной работы
Выбор направлений воспитательной работы в классе осуществляется на основе и в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов учащихся, выявления проблем в личном развитии и межличностных отношениях.
Направление «Интеллект»
Цель: оказание помощи ученикам в развитии способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни.
Задачи:
- определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития;
- создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
- формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность
Формы реализации:
- читательские конференции;
- тематические недели;
- экскурсии познавательного характера;
4)Проект «Земля и ее соседи»:
- Беседа «Что такое планета Земля»
- Беседа «Земля в космосе» и показ кинофильма
- презентация «Солнечная система»
- Художественная деятельность «Моя земля»
- Беседа «Под землей»
- Фильм «Гейзеры и вулканы»
- Изобразительная деятельность. Тема «Моя земля»
- Беседа «Погода на нашей планете»
- Показ кинофильма о природных явлениях
- Выставка рисунков и фотографий «Планета Земля»
5) Проект «Путешествие в хлебную страну»:
- Беседа «Как к нам приходит каравай»
- Просмотр фильм об уборке урожая
- Создание книги о хлебе
- Изготовление поделки «Мельница»
- Слово о хлебе - праздник
Проекты носят комплексный характер: включают в себя и практическую экологически ориентированную, и творческую эстетического содержания деятельность. Нацелены на решение ряда педагогических задач:
- развивать эмоционально-чувственную сферу личности как одного из компонентов экологической культуры;
- формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром, умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности;
- формировать активную нравственно-экологическую позицию личности по отношению к окружающему.
Направление «Общение»
Цель: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей.
Задачи:
- формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок»;
- создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса;
- учить учащихся приемам преодоления проблем в общении.
Формы реализации:
1)Изучение способности к общению каждого ученика в детском коллективе:
- социометрия;
- диагностика «10 моих Я»;
- игра «Путешествие по морю любимых занятий»
2)По результатам проведенных диагностик организую следующую коррекционную работу:
«Мир детских эмоций»:
- игры и упражнения для детей с затруднениями в общении;
- игры и упражнения на формирование уверенности в себе;
- упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим;
- игры и упражнения на ослабление негативных эмоций.
Игры и упражнения не только помогут детям преодолеть эмоциональные проблемы, развить уверенность в себе, воображение, ловкость и смекалку, но и помогут получить огромную радость от общения друг с другом. А главное назначение-помочь детям и взрослым жить вместе дружно, радостно и свободно.
3)Комплекс игр-упражнений на развитие коммуникативных навыков.
Общение ребенка-это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание особенностей себя и других людей и учет их в ходе общения. Если не научить ребенка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать его всю жизнь. Необходимо помочь ему наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом развития личности. С целью дальнейшего развития и совершенствования коммуникативных навыков использую комплекс игр-упражнений.
Направление «Здоровье»
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека; формирование привычки здорового образа жизни.
Задачи:
- формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
- знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Формы реализации:
- посещение бассейна;
- спортивные праздники и соревнования.
- недели здоровья.
- походы выходного дня.
5) Проект «История Олимпийских игр»:
- беседа «Олимпийская Родина»;
- путешествие в Олимпийский музей;
- столицы Олимпийских игр;
- фото «История Олимпийских игр».
6)Проект «Здоровье и безопасность»:
- ознакомление со свойствами организма;
- праздник «Если дети любят мыло и зубной порошок, эти дети очень милы - поступают хорошо»;
- путешествие «Хорошая, полезная и вкусная еда – здоровью вашему поможет всегда»;
- презентация «Мое чудесное тело»;
- беседа «Наши болезни»;
- «Азбука безопасности»;
- трудовая деятельность;
- художественная деятельность;
- создание рисунков и плакатов ЗОЖ.
Актуальность обучения учащихся основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. Задача педагога - систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, сформировать конкретные навыки и модели поведения в обществе. Залогом успешности данной работы может стать сочетание разнообразных по содержанию и форме видов деятельности, что способствует развитию у детей смекалки, фантазии, эрудиции, умения логично рассуждать и делать выводы.
Направление «Нравственность»
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческой жизни, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи:
- формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания;
- формировать у учащихся осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего и своей роли в нем;
- воспитание доброго отношения к родителям, к окружающим людям, сверстникам;
- воспитание добросовестного отношения к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям.
Формы реализации:
- День мира. Конкурс рисунков. Акция «Голубь мира».
- День памяти юного героя антифашиста.
3) Проект «Они защищали Родину»:
- урок памяти «Запомни этот город Ленинград»;
- работа над созданием школьной «Книги памяти»;
- конкурс рисунков, газет, плакатов;
- выпуск газеты о городе-герое;
- просмотр художественных и документальных фильмов.
Организовать урок памяти, новую встречу с фронтовой поэзией и военной публицистикой; узнать много нового о героической обороне оккупированных городов, о мужестве выстоявших блокаду ленинградцев, о трудовом подвиге народа, о знаменитых военачальниках Великой Отечественной войны поможет этот проект.
4) Цикл бесед:
- «Школа вежливости»;
- «О доброте и отзывчивости»;
- «Ты не один на свете».
Эти занятия представляют собой соединение нравственной беседы с играми. Разнообразные подвижные игры, психологические игры и упражнения, музыкальные произведения помогают детям почувствовать и научиться понимать эмоции, выражать их мимикой, пантомимикой, интонацией. Полученные умения и навыки закрепляются во время разыгрывания сюжетов. Исполняя роли, дети передают настроение героев, отражают их поступки, анализируют ошибки, предлагают позитивные модели поведения.
Направление «Гражданственность и патриотизм»
Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Задачи:
- воспитывать ценностное отношение к России, к своей малой родине, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
- формировать начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
- развивать элементарные представления: о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- способствовать приобретению опыта социальной и межкультурной коммуникации.
Формы реализации:
- цикл бесед;
- военно-спортивная игра « Зарничка»;
- встречи с ветеранами ВО войны и локальных воин;
- экскурсии в музей;
- акции «Мы патриоты нашей Родины», «Ветеран живет рядом»;
- неделя Добра;
- Акция «Вахта памяти»;
- Акция «Письмо солдату».
Направление «Дорога и ты»
Цель: обучение правилам безопасного поведения учащихся на улице и дорогах.
Задачи:
- способствовать формированию навыков грамотного передвижения по улицам, через дорогу;
- познакомить учащихся с правилами поведения на улице, дороге, в транспорте;
- познакомить учащихся с дорожными знаками, сигналами светофора.
Формы реализации:
- цикл бесед;
- посещение автогородка «Созвездие»;
- просмотр кинофильмов.
Важное место при изучении правил занимают кинофильмы. Их ценность заключается в том, что в них наглядно раскрываются причины несчастных случаев, показана интенсивность движения транспортных средств, средств регулирования. Учащиеся, просматривая их, убеждаются в необходимости правильного поведения на улице.
Направление «Досуг»
Цель: создание условий для проявления учащимися инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи:
- создать условия для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности;
- развивать способность учащихся адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и сопереживать с другими.
Формы реализации:
- культпоходы в театр «Ракурс», на концерты;
- посещение кружков, секций, студий;
- классные собрания:
● создание законов класса;
● распределение поручений; - участие в делах школы;
- цикл мероприятий «Спешите делать добро»;
- День матери;
- праздник Осени;
- окно радости.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы «Маленькая страна»
Воспитательные результаты каждого вида деятельности школьников определяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому последовательный, постепенный, что учитывается при организации воспитания и социализации младших школьников.
Формирование у детей универсальных умений и способностей – компетенций:
Социальная
Владение знаниями и опытом в сфере гражданско–общественной деятельности, в сфере семейных отношений и обязанностей, добросовестное выполнение обязанностей и активное участие в общественно-полезном труде.
Информационная
Владение способностью и умением самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных технологий.
Учебно – познавательная
Готовность к решению созданию и творческих задач. Способность самостоятельно добывать недостающие знания и умения. Пользуясь различными источниками.
Коммуникативная
Готовность к сотрудничеству, способность к созидательной деятельности, толерантность, умение вести диалог.
По каждому из направлений воспитания младших школьников предполагаются следующие воспитательные результаты.
Направление «Гражданственность и патриотизм»
- приобретут:
- ценностное отношение к России, к своей малой родине, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации.
- получат:
- элементарные представления: о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- получат начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Направление «Интеллект»
- приобретут:
- опыт строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- приобретут опыт выраженной устойчивой учебно – познавательной мотивации учения.
- получат:
- возможность адекватно понимать причины успешности /неуспешности внеучебной деятельности.
- научатся:
- осуществлять расширенный поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников.
Направление «Общение»
- приобретут:
- мотивацию к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
- получат:
- опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.
- узнают:
- общественные нормы, о социально одобряемые и неодобряемые формы поведения в обществе;
Направление «Здоровье»
- приобретут:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
- необходимость и потребность в здоровом образе жизни.
- получат:
- элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.
Направление «Нравственность»
- приобретут:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- знания традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
- научатся:
- почтительному отношению к родителям, уважительному отношению к старшим, заботливому отношению к младшим;
Направление «Дорога и ты»
- приобретут:
- знания правил дорожного движения и безопасного поведения на улице;
- навык практической отработки координации движения, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
- получат:
- опыт самостоятельной творческой работы (через изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде).
Направление «Досуг»
- приобретут:
- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
- получат:
- начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
- правильную мотивацию к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
- научатся:
- адекватно использовать коммуникативные умения и навыки.
Используемые методики: (Приложение 1)
- методики для исследования развития познавательных процессов личности младшего школьника;
- модифицированный тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»;
- методика «Герб класса»;
- социометрические методы;
- тест «Цветок настроения»;
- анкета «Я и моя школа»;
- творческая мастерская «Я и класс, в котором я живу
Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности классного коллектива.
Программа воспитания школьников младших классов «Маленькая страна»
Воспитание - великое дело: им решается участь человека.
В.Г. Белинский
В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности).
Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.
Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.
Цель программы: создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.
Задачи:
- развивать умение общаться и сотрудничать;
- создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
- Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
- Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
- Развивать эмоциональную и волевую сферы.
Содержание программы
1 класс. "Мой дом - моя крепость"
Задачи:
- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов;
- воспитывать сознательное отношение к учёбе;
- развивать познавательную активность;
- формировать уважение к членам семьи.
Мероприятия по реализации воспитательной программы
|
| |
|
| |
|
2 класс. "Что такое - хорошо, что такое - плохо?"
Задачи:
- вырабатывать потребность учащихся в пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- развивать у детей ответственности и умения работать в коллектив
Мероприятия по реализации воспитательной программы
НАПРАВЛЕНИЕ | ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ | ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ | РЕФЛЕКСИЯ | ||||
Практика (всего часов) | Теория (всего часов) | |||||||
" Здоровье" | формировать необходимые знания, умения, навыки по ведению здорового образа жизни. - приобщать к общественно - полезной деятельности
- приобщать обучающихся к общечеловеческим ценностям; - знакомить с общественно - политической жизнью страны. - приобщать обучающихся к общечеловеческим ценностям; - знакомить с общественно - политической жизнью страны. | "Полезные привычки" "Осенний кросс" "Весёлые старты"
"Береги здоровье смолоду" «В гостях у здоровой пищи» «Крепкие зубы – здоровью любы» КТД «Чистота – залог здоровья»
Книжкина больница" Операция "Чистюлька" «Люди, которые трудятся на благо нашего города» Акция «Мама, папа и я – трудолюбивая семья» Труд в пословицах и поговорках
"Герои города в названиях улиц" "Подарок ветерану" "Символика России" Акция « Спасибо за победу» «Береги свои школьные вещи» | соревнование в параллели классов спортивный праздник соревнование в параллели классов спортивный праздник разрабатываем дело операция трудовой десант встреча с интересными людьми города фотовыставка «Трудовые достижения нашей семьи»
обзорная экскурсия благотворитель-ный концерт поисковая работа встреча с ветераном | 1 1 1 1 2 |
| 1 1 | памятка анкетирование «Почему нужно беречь здоровье» газета Наши достижения памятка по уходу зубами правила здорового образа жизни создание библиотечки выпуск бюллетеня сборник пословиц и поговорок о труде | |
"Трудолюбие"
«Нравствен-ность" |
|
|
|
| ||||
1 2 2 1 1 | сбор библиотечки презентация номер художествен- ной самодея- тельности
создание | |||||||
"Интеллект"" | - расширять кругозор; - воспитывать культуру умственного труда. | Праздник первой отметки Математический кросс "Что? Где? Когда?" «Один день из жизни 2-б» | утренник создание мультфильма | 1 1 | викторина | 2 | похвальное слово первой оценки сборник задач на смекалку | |
"Досуг" | - создавать условия для проявления творческой индивидуальности; - воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства. | "Кто что любит и умеет делать" "А, ну-ка, мальчики" "В стране «Мульти - пульти" "О бабушках и дедушках" «Это каждому интересно» | игра - соревнование на открытом воздухе игра - путешествие устный журнал создание газеты | 1 1 1 1 | конкурс- викторина | 1 | выставка достижений поздравительные открытки для мальчиков выставка рисунков«Мой любимый мультфильм» фотовыставка «Мои родные люди | |
" Общение" | - создавать условия для творческой самореализации обучающихся; - приобщать к традициям школьного коллектива. | " Смотр художественной самодеятельности "Тропинка школьная моя" "Мы крутим глобус" «Как вести себя в общественном транспорте» | творческий конкурс создание летописного альбома деловая игра | 1 1 | доклад | 1 | подготовка номеров художественной самодеятельности альбом «Летопись моего класса» проведение игры-диагностики «Конверт откровений» | |
«Гражданственность и патриотизм» | -воспитывать гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободам и обязанностям человека | Экскурсия краеведческий музей.
Кл/ час «День флага» Конкурс чтецов «Поэты земляки о моей малой Родине» Праздник « День народного единства».
Акция «Мы патриоты нашей Родины» Встреча с интернационалистами «Наша боль – Афганистан» | 1 1 1 | 1 1 | сборник стихов родных поэтов анкетирование выпуск бюллетеня поздравительные открытки для интернационалистов | |||
Итого: 34 | 25 | 9 | ||||||
|
3 класс. "Мир человеческих чувств"
Задачи:
- обучить навыкам самообразования и культуре поведения;
- развивать общественную активность учащихся;
- воспитывать ответственное отношение к народному достоянию;
- формировать чувство патриотизма.
Мероприятия по реализации воспитательной программы
НАПРАВЛЕНИЕ | ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ | ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ | РЕФЛЕКСИЯ | |||
Практика (всего часов) | Теория (всего часов) | ||||||
" Здоровье" | - формировать способности управлять своим здоровьем. | "Скажем: "НЕТ!" вредным привычкам" "Мои спортивные успехи и достижения" «Режим дня основа жизни человека» «Быть здоровым – значит быть счастливым!» КТД « Остров Здорового Образа Жизни» «Опасности вокруг нас» «Тропа здоровья» | театрализация деловая игра
поход в лес | 1 2 1 | круглый стол викторина беседа - игра | 1 1 1 | рисунки ЗОЖ газета достижений памятка для первоклассников |
"Трудолюбие" | - развивать навыки взаимопомощи, -формировать самостоятельность. | "Кто работы не боится, у того она и спорится" "Мои поручения в классе и дома" Акция «Поможем взрослым» Трудовые династии нашей семьи» Проект «Домашние животные рядом» | субботник
уборка школьной территории презентация семьи |
1 1 1 | отчёт |
| ведомость-отчёт трудовых достижений класса анкетирование «Мои поручения» правила ухода за животными |
«Нравствен-ность" "Интеллект" | - формировать у обучающихся понимание и осознание значимости исторического прошлого. - приобщать к разнообразной творческой деятельности; - формировать потребность в самообразовании. | "С чего начинается Родина?" "Дети - герои" "Имею право. Мои права" Акция «Доброе слово» « Золотое правило уважения» Олимпиада по русскому языку Математическая олимпиада Литературная викторина "Я - исследователь" «Марафон знаний» «Самый умный» | групповая поисковая деятельность деловая игра плакаты добра разработка правил традиционный школьный «Марафон знаний» исследовательская работа предметная олимпиада | 2 1 1 1 1 2 1 | дискуссия конкурс Интеллектуаль- ная игра | 1 1 1 | фотовыставка -отчет «Малая Родина» создание книги памяти памятка создание правил уважения ведомость успеха конкурс чтецов «Моё любимое стихотворение» КТД «к 50-летию родного города» |
"Досуг" | - формировать желание проявлять творческую инициативу. |
"Сотвори солнце в себе" Рыцарский турнир" Операция "Новый год" «Готовим школьный каток» Экскурсия в краеведческий музей» |
акция добра праздник изготовление игрушек на городские ёлки акция
|
1 1 1 1 |
|
|
открытки для пожилых людей устный журнал «Наши рыцари» изготовление игрушек отчет-рисунок «Экспонаты нашего музея» |
" Общение" «Гражданственность и патриотизм» | - формировать эстетический вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни; - создать атмосферу взаимной заинтересованности -формировать первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры | " Смотр художественной самодеятельности "Правила хорошего тона" "Учимся правильно жить и дружить" "Сделай мир добрее" Человек, который многого добился Акция «Мой двор, моя улица» Беседа «Наши права и обязанности» Заочное путешествие в мир галактики, посвященное Дню космонавтики Встреча с участниками ВО войны «Никто не забыт, ни что не забыто» Военно-спортивная игра «Зарничка» | творческий конкурс коллаж акция
| 1 1 1 1 1 |
учебная игра встреча |
1 1 1 | подготовка номеров художественной самодеятельности памятка поведения в гостях ведомость успеваемости концерт для детских садов памятка « Мы знаем наши права и обязанности»
фотовыставка –отчет «День космонавтики» Книга – памяти выпуск газеты |
Итого: 34 | 25 | 9 |
4 класс. "Жизнь дана на добрые дела"
Задачи:
- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, природой;
- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности;
- формировать потребность к самообразованию, самовоспитанию, самореализации личности школьника в социуме.
Мероприятия по реализации воспитательной программы
НАПРАВЛЕНИЕ | ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ | ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ | РЕФЛЕКСИЯ | |||
Практика | Теория | ||||||
" Здоровье" | - формировать умение анализировать и нести ответственность за своё здоровье. | "Посеешь привычку - пожнёшь характер" "Экологическая тропа" "Всей семьёй - на старт!" «Спортивные традиции моей семьи» КТД «Для чего нужна зарядка?» | устный журнал поход в лес семейная спартакиада | 1 1 1 | 1 | плакаты ЗОЖ памятка поведения в лесу фотовыставка комплекс утренней зарядки | |
"Трудолюбие" | - формировать умение контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка в школьном учреждении. | "Порядок в труде - порядок в знаниях" "Школьный двор - лучший двор" «Школьный палисадник» Проект «Живой уголок в классе» Подарок родному городу | трудовая акция трудовой десант изготовление сувениров и подарков своими руками | 1 1 2 | рейд | 1 | ведомость достижения высадка рассады в грунт защита проекта |
«Нравствен-ность" | - развивать стремление к самостоятельному изучению родного края и своей страны; - обучать пониманию смысла человеческого существования. | "Природа родного края" "У войны не женское лицо" Работа над созданием школьной «Книги памяти»; "Жизнь дана на добрые дела" «Помогая природе – помогаем себе» | посещение Краеведческого музея исследователь ская деятельность круглый стол в кругу друзей неделя добрых дел | 1 2 1 2 | сбор материала для школьного музея | 1 | доклады о природе родного края фотовыставка «Женщины и война» создание книги памяти КТД «Ярмарка качеств» |
"Интеллект" | - создавать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии. | Предметные олимпиады Интеллектуальная игра «Умники и Умницы! КТД «Нашей библиотеке – здоровые книги» «Мы этого раньше не знали» | традиционный школьный «Марафон знаний» смотр достижений выпускников начальной школы социальная акция познавательное путешествие | 1 1 1 1 | ведомость успеха сборник нестандарт- ных задач ремонт школьных книжек, создание ведомости помощи листок маршрута - путешествия | ||
«Досуг» | - учить самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности; - поддерживать и направлять работу органов самоуправления. | "Мои интересы, мои возможности" "Я умею, я могу, я хочу" " Радуемся вместе" Экскурсия в ДХШ №27 | отчёт о выполнении обязанностей акция - концерт для детских садов | 2 1 | беседа выставка | 1 1 | проведение игры-диагностики «Ручеёк» газета отрядных дел концерт |
«Общение» | - формировать желание активно преобразовывать действительность | Литературно-музыкальная гостиная "В мире прекрасного" "Школьные годы чудесные» "Гармония в природе" «Счастливое детство» «Все хорошее я беру из семьи» | поисковая работа выпуск газеты экологический плакат
презентация семьи | 1 1 1 1 | 2 | КТД «Сборник песен о дружбе фотовыставка «Наша школа» написание экологических сказок мини – сборник о нашем детстве | |
«Гражданственность и патриотизм» | -развивать элементарные представления о наиболее значимых страницах истории страны, традициях и культурном достоянии малой Родины | Акция «Мы патриоты нашей Родины» Клас./ час «День Конституции» Военно-спортивная игра «Зарничка» Вахта памяти Неделя Добра Акция «Письмо солдату» | акция игра социальная акция поисковая работа | 1 | беседа | 1 1 | сбор материала для школьного музея бюллетень достижений газета отрядных дел письма в военную часть |
Итого: 34 | 25 | 9 |
Работа с родителями
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.
Необходимо восстановить с учетом современных реалий традиции содержательного педагогического взаимодействия семьи и школы. В быстро меняющемся мире родители, чтобы не разрушить семейные связи, должны развиваться так же динамично как и их дети.
Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».
Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:
- совместная педагогическая деятельность семьи и школы;
- сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
- педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
- поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
- содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
- опора на положительный опыт семейного воспитания.
Родители принимают деятельное участие в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по воспитанию и социализации младших школьников, в разработке содержания и реализации программ воспитания и социализации обучающихся, оценке эффективности этих программ. Соответственно составной частью содержания деятельности школы по воспитанию и социализации обучающихся является деятельность школы по повышению педагогической культуры родителей. Знания, получаемые родителями, должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях. Эти знания должны открыть родителям возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях.
Содержание программ повышения квалификации родителей отражает содержание основных направлений воспитания и социализации учащихся начальной школы.
В системе повышения педагогической культуры родителей могут быть использованы следующие формы работы: родительское собрание, родительская конференция, организационно - деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни младшего школьника. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.
Калейдоскоп родительских собраний
Дата | Темы собраний | Ответственные |
Подготовительный период | ||
апрель | День открытых дверей для будущих первоклассников и их родителей | администрация школы, психолог, учитель |
август | Как подготовить ребенка к школе | администрация школы, психолог, учитель |
1 класс | ||
сентябрь | Младший школьник: особенности развития. | учитель, психолог |
октябрь | Трудности адаптации первоклассников. | учитель, психолог |
декабрь | Родителям о внимании и внимательности. | учитель |
февраль | Эмоциональные состояния взрослого и ребёнка. Что стоит за ними? | учитель, психолог |
апрель | Итоги адаптации первоклассников. | учитель |
май | Перелистывая страницы учебного года. | учитель |
2 класс | ||
I четверть | Особенности учебников, по которым учатся дети. | учитель |
II четверть | Утомляемость ребёнка и как с ней бороться. | учитель |
III четверть | Причины и последствия детской агрессии. | учитель, психолог |
IV четверть | Поощрение и наказание детей в семье. | учитель, родительский актив |
3 класс | ||
I четверть | Семейные праздники и их значение для ребёнка. | учитель |
II четверть | Роль книги в интеллектуальном развитии ребёнка. | учитель, библиотекарь, психолог |
III четверть | Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка. | учитель |
IV четверть | Роль семьи в сохранении здоровья ребёнка. | врач, учитель |
4 класс | ||
I четверть | Ваш ребёнок взрослеет. Половое воспитание в семье. | врач, учитель |
II четверть | Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника. | учитель |
III четверть | Как научить ребёнка жить в мире людей. Уроки этики для детей и родителей. | учитель |
IV четверть | Школе мы не говорим: "Прощай!", мы говорим: "До новой встречи!" | учитель |
Список литературы
- Дереклеева. Н.И. Родительские собрания [Текст]: 1-4 кл.
\ Н. И. Дереклеева, М. Ю. Савченко. - 3-е изд. новое - М.: ВАКО, 2007.
- Решетникова П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах [Текст]: - М.: ГИЦ Владос, 2002.
- Российская Федерация. Законы. Об образовании [Текст]: федер. закон: [принят Гос. Думой 10.06.1992. №3266-1].
/Российская газета, 1996. № 13 (23 января)
- Тисленкова И.А. Нравственное воспитание [Текст]: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008.- 108 с.
- Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А Нетрадиционные формы работы с родителями [Текст]: -5 изд. перераб. и доп., - М.: 2005. - 240 с.
- Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников [Текст]: практическое пособие / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман - М..: Владос- Пресс, 2005. -159 с.
- Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия [ Текст]:1кл. пособие для учителя / Л. Н. Яровая, Л. П. Барылкина, Т. И. Цыбина. - 2-е изд., доп ., М.: ВАКО, 2005. - 288 с.
- Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Внеклассные мероприятия [Текст]: 2 кл.\ [авт. – сост. Л.Н. Яровая и др.] -2-изд., доп.,- М.: ВАКО, 2005.
Примечание№1
Задания по направлению« Нравственность».
1. Выбери и подчеркни нужный ответ (или запиши свой вариант).
Графы. 1. Слова приветствия.
2. Про щальные слова.
3. Слова извинения.
4. Слова благодарности.
5. Слова просьбы.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Слова на карточках
Спасибо | Пожалуйста | Благодарю | Здравствуйте |
Добрый день | Извините | Будьте добры | До свидания |
Простите | Добрый вечер | Будьте любезны | Жаль |
Очень признательна | Доброе утро | До встречи | Если Вас не затруднит |
Не смогли бы Вы мне помочь | Я рада Вас видеть | Мне очень жаль | Прощайте |
2. Запиши ответы.
2.1.Ты нашел деньги, которые потерял твой одноклассник. Что бы ты сделал?
____________________________________________________________ .
2.2. Дома ты рассказал про этот слу чай. Что сказали бы твои близкие:
мама ____________________________________ ;
папа _____________________________________ ;
бабушка __________________________________ ;
дедушка __________________________________ ;
брат _______________________________________;
сестра ___________________________________.
3. Выбери и подчеркни нужный ответ:
Каким ты бываешь чаще всего:
• весёлым ;
• злым;
• спокойным;
• грустным;
• радостным;
• недовольным;
(запиши другое слово, обозначающее твое состояние).
Диагностика уровня развития памяти учеников
Подготовительный этап:
1.Изучение методики изучения типа памяти, требований к её применению на практике.
2.Подготовка раздаточного материала. Порядок работы:
1.Испытуемому предлагается поочерёдно четыре группы слов для запоминания. Первый ряд слов читает экспериментатор с интервалом в 4-5 секунд между словами (слуховое запоминание).
2.После десятисекундного перерыва ученик записывает те слова, которые он запомнил. Через некоторое время (не меньше 10 минут) испытуемому предлагается второй ряд слов, который он читает молча и затем записывает (зрительное запоминание).
3. После десятисекундного перерыва испытуемому предлагается третий ряд слов. Экспериментатор читает слова, а испытуемый шёпотом повторяет их и «записывает» пальцем
в воздухе (моторно-слуховое запоминание), затем записывает те из них, которые успел запомнить.
4.После перерыва предлагается для запоминания слова четвёртого ряда. На этот раз экспериментатор читает слова, а испытуемый одновременно следит по карточке и шёпотом повторяет каждое слово (зрительно — слуха — моторное запоминание). Далее запомнившиеся слова записываются и подписываются листочки. Обработка результатов:
О преобладании типа памяти подсчитывается коэффициент типа памяти (С) по формуле С = а/10
Где а - количество правильно воспроизводимых слов. Тип памяти характеризуется тем, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент памяти, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.
Диагностика «Коэффициента наблюдательности»
Подготовительный этап:
1.Готовится экспериментальный материал: 35 карточек-рисунков с недостоверным изображением действительности
2. Готовится рабочее место испытуемого, секундомер и карандаш. Порядок работы:
1.Испытуемых знакомят с задачами диагностики: «Сейчас я буду показывать вам карточки. На каждой карточке есть неточности, найди их.
2.Карточки показываются последовательно, по одной, каждая - в течение одной минуты.
З.Подсчитывается количество найденных ребёнком несоответствий.
Обрабатывается результат. Обработка результатов:
Чтобы получить «коэффициент наблюдательности» ребёнка, подсчитывается число правильных ответов и соотносится с таблицей результатов. Используется для детей в возрасте от 8 лет 0 месяцев до 8 лет 11месяцев, аналогичным образом используются остальные колонки.
Определение уровня воспитанности обучающихся
Анкета ученика (цы)_________ класса ___________________________________________
Долг и ответственность
1 Считаю для себя важным добиваться, чтобы все мои одноклассники работали лучше. 4 3 2 1 0
2 На Совете класса вношу предложения по совершенствованию работы 4 3 2 1 0
3 Самостоятельно, своей группой, организую отдельные мероприятия в классе. 4 3 2 1 0
4 Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач. 4 3 2 1 0
Бережливость
1 Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами. 4 3 2 1 0
2 Бережно отношусь к школьной мебели ( не рисую, не черчу на партах. 4 3 2 1 0
3 Бережно отношусь к своей одежде ( слежу за чистотой и опрятностью). 4 3 2 1 0
4 Экономлю природные ресурсы (электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради,). 4 3 2 1 0
Дисциплинированность
1 Знаю и соблюдаю правила поведения, записанные в Уставе школы. 4 3 2 1 0
2 Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя. 4 3 2 1 0
3 Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе ( в школе). 4 3 2 1 0
4 Знаю, что работая в коллективе нужно соблюдать правило «Один за всех и все за одного» 4 3 2 1 0
Ответственное отношение к учебе
1 Прихожу в школу с выполненным домашним заданием. 4 3 2 1 0
2 При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых. 4 3 2 1 0
3 Использую дополнительную литературу ( пользуюсь средствами Интернета). 4 3 2 1 0
4 Аккуратен, исполнителен, точен. 4 3 2 1 0
Отношение к общественному труду
1 Своевременно и точно выполняю порученные мне задания. 4 3 2 1 0
2 Принимаю участие в трудовых рейдах( уборке класса, школы, пришкольного участка, сборе макулатуры). 4 3 2 1 0
3 Выполняю трудовые поручения родителей. 4 3 2 1 0
4 Добросовестно выполняю все поручения. 4 3 2 1 0
Коллективизм, чувство товарищества
1 Радуюсь успехам ребят из других классов 4 3 2 1 0
2 Отстаиваю интересы своего коллектива 4 3 2 1 0
3 Помогаю своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых. 4 3 2 1 0
4 Отвечаю за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей. 4 3 2 1 0
Доброта и отзывчивость
1 Помогаю другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними. 4 3 2 1 0
2 Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим. 4 3 2 1 0
3 Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим . 4 3 2 1 0
4 Ко мне всегда можно обратиться за помощью. 4 3 2 1 0
Честность и справедливость
1 Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки. 4 3 2 1 0
2 Честно сознаюсь, если что-то натворил. 4 3 2 1 0
3 Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре. 4 3 2 1 0
4 Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом. 4 3 2 1 0
Простота и скромность
1 Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей. 4 3 2 1 0
2 Понимаю, что человека уважают не за деньги. 4 3 2 1 0
3 Иногда люблю похвастаться. 4 3 2 1 0
4 Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности 4 3 2 1 0
Культурный уровень
1 Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц. 4 3 2 1 0
2 Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы ( из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую. 4 3 2 1 0
3 Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно. 4 3 2 1 0
4 Соблюдаю правила поведения в общественных местах 4 3 2 1 0
Расчет делать по каждому пункту. Детям сказать: “Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале. (расшифровка дана на доске)”
• “0” - всегда нет или никогда.
• “1” - очень редко, чаще случайно.
• “2”- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.
• “3”- чаще да, чем нет, иногда забываю.
• “4”- всегда да, постоянно.
Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 ( максимальное кол-во баллов) ( 3+4+3+4)/16. Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 10. ( 1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/10
• До 0,5 – низкий уровень воспитанности
• 0,6- уровень воспитанности ниже среднего
• 0,7 -0,8 средний уровень воспитанности
• До 0,9 уровень воспитанности выше среднего
• 1- высокий уровень воспитанности
Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников
(составлен доктором педагогических наук Е.Щурковой)
Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся 3-4 классов.
Ход проведения. Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву «м» - мальчик, «д» - девочка).
Предварительно подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчета результатов.
Номер вопроса | Буква ответа | ||
а | б | в | |
1 | * | ||
2 | * | ||
3 | * |
Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности.
Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.
Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком *.
1. На пути стоит одноклассник. Тебе надо пройти. Что ты сделаешь?
- а) обойду, не потревожив;
- б)отодвину и пройду;
- в) смотря какое будет настроение.
2. Ты заметил среди гостей невзрачную девочку (мальчика),которая (который)
одиноко сидит в стороне. Что ты делаешь?
- а) ничего, какое мое дело;
- б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;
- в) подойду и непременно заговорю.
3. Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты делаешь?
- а) тороплюсь в школу;
- б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;
- в) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих...
4. Твои соседи переезжают на новую квартиру. Они старые. Как ты поступишь?
■ а) предложу свою помощь;
б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;
■ в) если попросят, я, конечно, помогу.
5. Ты узнал, что твой одноклассник несправедливо наказан. Как ты поступишь в этом
случае?
а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;
■ б) ничего: жизнь вообще несправедлива;
■ в) вступаюсь за обиженного,
6. Ты дежурный. Подметая пол, ты нашел деньги. Что делаешь?
- а) они мои, раз я их нашел;
- б) завтра спрошу, кто их потерял;
- в) может быть, возьму себе.
7. Ты пишешь контрольную работу. На что ты рассчитываешь?
- а) на шпаргалки;
- б) на усталость учителя: авось, пропустит;
- в) на свои знания.
8. Ты пришел на уборку школы и видишь, что все уже трудятся. Что ты
предпримешь?
- а) поболтаюсь немного, потом видно будет;
- б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;
- в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.
9. Некий волшебник предлагает тебе устроить твою жизнь обеспеченной без
необходимости учиться. Что ты ему ответишь?
- а) соглашусь с благодарностью;
- б) сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование;
- в) отказываюсь решительно.
10. Тебя учитель просит выполнить общественное поручение. Выполнять его не
хочется. Как ты поступишь?
- а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;
- б) выполняю, конечно;
- в) увиливаю, ищу причины, чтобы отказаться.
11. Ты был на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщишь ли ты
кому-нибудь об этом?
- а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;
- б) не знаю, как придется;
- в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.
12. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для твоего класса работу. Ты
знаешь, что способен это сделать. Как ты поступишь?
- а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;
- б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;
- в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.
13. Уроки закончились, ты собрался идти домой. И вот говорят; «Есть важное дело.
Надо». Как ты поступишь?
- а) напомню о праве на отдых;
- б) делаю, раз надо;
- в) посмотрю, что скажут остальные.
14. С тобой разговаривают оскорбительным тоном. Как тык этому относишься?
- а) отвечаю тем же;
- б) не замечаю, это не имеет значения для меня;
- в) разрываю все отношения с этим человеком.
15. Ты узнал, что школу закрыли по каким-то причинам. Как ты реагируешь?
- а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью; '
- б) обеспокоен, думаю, как дальше учиться;
- в) буду ждать новых сообщений.
16. Что ты чувствуешь, когда на твоих глазах хвалят кого-то из твоих одноклассников?
- а) ужасно завидую, мне неудобно;
- б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;
- в) мне все равно.
- 17. Тебе подарили красивую необычной формы авторучку. На улице взрослые
мальчишки требуют отдать подарок им. Что ты делаешь?
- а) отдаю - здоровье дороже;
- б) постараюсь убежать, говорю, что ручки у меня нет;
- в) подарков не отдаю, сражаюсь с ними.
18. Уезжая надолго из дома, как ты себя чувствуешь вдали?
- а) быстро начинаю скучать;
- б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;
- в) не замечал.
19. Тебя просят послать книги в детский дом. Что ты делаешь?
- а) отбираю интересное и приношу;
- б) ненужных книг у меня нет;
- в) если все принесут, я тоже кое-что отберу.
20. Когда ты слышишь о подвиге человека, что чаще всего приходит тебе в голову?
- а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес;
- б) человеку просто повезло прославиться;
- в) уважаю таких людей и не перестаю восхищаться ими.
Большое спасибо за ответы!
Обработка полученных данных. Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся.
Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:
Графа а. Сосчитать * на вопросы 1,4, 11, 12, 18, 19. Графа б. Сосчитать * на вопросы 6, 10, 13, 15, 16. Графа в. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 9, 14, 17, 20.
Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:
Графа а. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 6, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 17, 20. Графа б. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 5, 8, 14, 18, 19. Графа в. Сосчитать * на вопросы 11, 12.
Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.
Изучение темперамента школьника методом наблюдения
План наблюдений
1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:
- а) легко включается в работу;
- б) действует со страстью;
- в) действует спокойно, без лишних слов;
- г) действует робко, неуверенно.
2. Как реагирует на замечания учителя:
- а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает тоже самое;
- б) возмущается тем, что ему делают замечания;
- в) выслушивает и реагирует спокойно;
- г) молчит, но обижен.
3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:
- а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;
- б) быстро, со страстью, но других не слушает;
- в) медленно, спокойно, но уверенно;
- г) с большим волнением и сомнением.
4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она незакончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка:
- а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;
- б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;
- в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;
г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.
5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:
- а) бросает, потом опять продолжает работу;
- б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;
- г) проявляет неуверенность, растерянность.
6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:
- а) быстро соглашается;
- б) возмущается;
- в) остается, не говорит ни слова;
- г) проявляет неуверенность.
7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:
- а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;
- б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;
- в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;
- г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.
Для наблюдения по этому плану целесообразно использовать схему, отмечая знаком «+» соответствующие реакции для каждого пункта плана.
Реакциям каждого пункта плана соответствуют темпераменты:
- а) сангвинический;
- б) холерический;
- в) флегматический;
- г) меланхолический.
Обработка данных. Подсчитывается количество знаков «+» в строках, соответствующих пунктам. Наибольшее число знаков «+» в одном из пунктов укажет примерный темперамент испытуемого. Поскольку «чистых» темпераментов не существует, по этой схеме можно установить и те черты других темпераментов, которые в определенной степени присущи испытуемым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитания и развития "Строим страну Дружляндию"
Настоящая программа является программой воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ социальной культуры личности в процессе педагогически организованного самоуправления, сотрудничества,...
Программа воспитания школьников "Семь Я"
Данная программа предполагает участие всех школьников с 1-го по 11-й классы, педагогов, классных руководителей, родителей и расчитана на 5 лет. Программа принята на педагогическом совете МОУ «ПР...
Программа воспитания школьников младших классов "Маленькая страна"
Программа воспитания школьников младших классов. Программа адресована классным руководителям 1-4 классов, адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности....
Программа воспитания школьников «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»
Недоразвитие познавательных процессов памяти, внимания, мышления, зрительного восприятия, механического запоминания путём многократного повторения ведёт к снижению коммуникативных способностей. Это пр...
Патриотическое воспитание школьников младших классов.
Первенство школы среди учащихся 3 -х классов, посвящённое ...
Культура общения и воспитания школьников младших классов.
краткий доклад о общении школьников между друг другом....