Программа клуба по интересам "Маленькая страна великих мастеров"
методическая разработка (4 класс) по теме
Деятельность клуба направлена на создание условий для развития личности ребёнка, раскрытие потенциальных возможностей и способностей детей, в обеспечении их эмоционального благополучия, формирование социального опыта и жизненных компетенций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 132.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа клуба по
интересам:
«Маленькая страна великих мастеров»
Пояснительная записка.
Обоснование для разработки программы.
Изобразительная деятельность - важнейшее средство эстетического воспитания, имеет огромное значение для всестороннего развития ребёнка. На занятиях рисованием, лепкой, бумажной пластикой развиваются: эстетическое восприятие, эстетические чувства, представления. Накапливается сенсорный опыт, обогащается речь. У детей развиваются мыслительные процессы: сравнения, анализ, обобщение, умение работать в коллективе, действовать согласованно, сообща, оказывать помощь товарищам.
Практические занятия по изобразительной деятельности и прикладному искусству имеют общую полезную направленность- создание нужных и полезных вещей.
Таким образом: труд облагораживает своей социальной значимостью и общественно полезной направленностью.
В коллективном творчестве развиваются коммуникативные навыки. Ребята участвуют в отборе и подготовке работ к выставкам.
Создание клуба по интересам обусловлено потребностью детей в самореализации, развитии творческих, коммуникативных способностей.
Деятельность клуба направлена на создание условий для развития личности ребёнка, раскрытие потенциальных возможностей и способностей детей, в обеспечении их эмоционального благополучия, формирование социального опыта и жизненных компетенций.
Членами клуба являются дети группы продлённого дня.
Программа составлена для обучающихся 2-4 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида.
Актуальность программы клуба «Маленькая страна великих мастеров»
Ученики коррекционной школы VIII вида - это дети с нарушением интеллекта. У детей с проблемами в интеллектуальном развитии ярко проявляются нарушения в познавательной и эмоционально-волевой сферах.
У обучающихся нашей школы наблюдаются проблемы:
- несформированы или недостаточно развиты психические процессы: внимание, восприятие, память, мышление;
- эмоции часто неадекватны, свои эмоциональные проявления учащиеся не контролируют;
- не умеют организовать свое свободное время;
- низкий уровень коммуникативных навыков;
- недостаточный уровень социального опыта.
Соответственно, ориентировка такого ребенка в окружающем предметном и социальном мире, его возможности общения, самостоятельного анализа и обобщения полученного опыта значительно снижены. Он не может «легко и просто» без помощи взрослого освоить законы человеческого бытия, как это происходит при нормальном развитии. Все это требует специального целенаправленного обучения ребенка с нарушением интеллекта.
Предлагаемая программа актуальна для специальных (коррекционных) школ VIII вида, так как позволяет решить целый ряд проблем развития обучающихся с нарушением интеллекта.
Изобразительная деятельность выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных.
Рисование широко используется в терапевтических и психокоррекционных целях.
Рисование - это продуктивная деятельность, позволяющая ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развивать чувство сопереживания, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение к ней.
Стремление ребенка к практической деятельности, манипулированию с красками, пластическим материалом естественно для него. Детей не столько интересует сюжет, сколько сам процесс изменения окружающего мира с помощью цвета, формы. Именно рисование и лепка дарит ощущение «творца», первооткрывателя, «автора», сотворившего неповторимое, радость, удовольствие и уверенность в себе.
Таким образом, вся творческая деятельность ребенка является важным элементом его развития.
Цели и задачи программы.
Цели программы:
- Развитие творческой активности личности , эмоциональной отзывчивости на красоту окружающего мира.
- Формирование знаний, умений и навыков в изобразительном и декоративно-прикладном творчестве.
Задачи:
- Познакомить с основами художественного ремесла (цвета,оттенки,тёплые и холодные тона и т.д.)
- Познакомить с элементарными приёмами работы с акварелью, гуашью, цветными карандашами, пастелью.
- Дать основные навыки по изготовлению изделий из солёного теста.
- Создать творческую атмосферу на занятиях, чтобы могли испытывать чувство «радости творца».
- Научить замечать гармонию и ритм в окружающем мире
- Обеспечить эмоционально комфортную внутреннюю атмосферу на занятиях.
- Создать условие для развития таких качеств личностей как отзывчивость, внимательность, доброжелательность, эмоциональность.
Основные принципы программы.
В основе программы лежат принципы:
- принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие (принцип обходного пути), в основе которого лежит учение о функциональных системах, о сложной структуре психических процессов;
- принцип системности, предполагающий систему методов, направленных на преодоление основного дефекта, на соответствие всей деятельности детей и педагога поставленным задачам;
- принцип постепенного усложнения заданий и учебного материала с учетом «зоны ближайшего развития» (J1.C. Выготский);
- принцип доступности предполагаемых форм работы возрастным и психофизическим особенностям обучающихся;
- принцип личностного подхода, реализуемый через свободу выбора творческой самореализации каждого участника программы.
Описание программы
Для успешной реализации программы образовательный процесс должен быть приглашением в мир красоты, гармонии и добра. Самооценка ребенка зависит от оценки взрослых.
Дети еще не могут концентрироваться на решении какой-либо задачи, поэтому как в каждом занятии необходимо разумное чередование различных видов деятельности, так и сами занятия должны быть разнообразными по тематике. Становится оправданным не линейное или тематическими блоками построение материала, а его дробление, перекличка близких по смыслу тем, разнесенных во времени.
Ритм — одно из условий жизни. Он проявляется во всем, формируя цикличность. Можно говорить о дневном цикле и о недельном, для отдельного человека и для целого народа, о летнем или весеннем цикле, о годовом... Все взаимосвязано, всему предназначалось свое время и место. Природные ритмы проявляются в традиционных орнаментах всех народов.
Природные ритмы проявляются в традиционных орнаментах всех народов. Ритмы лежат в основе философий и религий, они одинаково присущи космосу и микрочастицам.
Поэтому целый ряд занятий программы следует посвятить развитию чувства ритма. Например, декоративная лепка на сосуде с использованием зерен, или узор в большом круге, заранее разделенном на сектора, цветные модули или узор на чашке и т.д.
Другой ряд занятий направлен на развитие творческих способностей, суть которых заключается в том, что педагог в альбомы детям наклеивает только пеструю, яркую серединку цветка и предлагает дорисовать ее до "любимого цветка" или до "жар-птицы". Или овал из соленого теста превратить в любимое животное.
В программу входят также занятия-беседы, занятия-упражнения, занятия - театральные действия. Например, слепив героев сказки "Колобок", дети тут же ее разыгрывают. Педагог должен иметь творческий потенциал, быть хорошим импровизатором и диагностом, чтобы вовремя увидеть малейшее изменение в настроении ребенка и своевременно оказать ему необходимую помощь.
Свое место в программе занимают и чисто технические занятия: повторение за педагогом, например, по отработке техники штриховки, или разминание, скатывание, сплющивание, раскатывание, придание определенной формы пластичным материалам и т.д. Такие занятия направлены на развитие мышц
мелкой моторики рук, что является немаловажным в умственном и речевом развитии ребенка.
Когда детям предлагается пофантазировать, т.е. превратить какую-то каракулю или красочное пятно в то, что подскажет воображение, дети раскрепощаются, неожиданно на бумаге из бесформенной закорючки появляется что-то интересное.
Программа предоставляет возможности выбирать различные формы проведения занятий: занятия-упражнения, занятия формотворчества и экспериментирования, занятия-праздники.
При объяснении нового материала или одинакового для всех задания в основном используются методы фронтальной работы. Фронтальный показ (демонстрация таблиц, рисунков, наглядного материала, различных технических приемов работы) обязательно сопровождается пояснением педагога.
Занятия включают в себя два вида деятельности: групповую и индивидуальную. В основном занятие начинается с рассказа, беседы, постановки целей и задач. Затем—объяснение, показ технических приемов и индивидуальная работа.
Курс программы рассчитан на цикл теоретических занятий. Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятия 40-45 минут.
Сод ержание программы
Вводное занятие. Знакомство с детским коллективом, традициями клуба, организация рабочего места, материалами и инструментами деятельности.
Проведение инструктажа по технике безопасности. Знакомство с целями и задачами на предстоящий учебный год.
Демонстрация детских работ прошлых лет.
Игры, упражнения на создание атмосферы доверия, психологического комфорта сплочения детей.
Этап | Цель | Методы, приёмы |
1. Орг.момент.Приветствие | Создать атмосферу доверия и принятия. | Коллективные упражнения, направленные на развитие произвольности. |
2. Основной этап. | Настроить на продуктивную групповую деятельность. Активизация детей и снятие чрезмерного эмоционального возбуждения, развитие и коррекция мелкой моторики. | Изобразительные упражнения и изотехники направленные на установление эмоционального контакта между всеми участниками. |
3. Практическая часть. | Развитие психических процессов, формирование навыков работы с солёным тестом. | Игры, исследования, творческие дела и т.д. |
4. Заключительный этап. Рефлексия. | Оценка занятия, обсуждение, подведение итогов, закрепление нового опыта и положительных эмоций от занятия, повышение самооценки, собственной значимости, уверенности в себе. | Анализ каждой работы. Выставка работ. Обсуждение какие были трудности, а что было легко. Какие чувство и настроение испытывал во время работы и в конце занятия. |
Один раз в четверть проводится итоговое занятие в форме творческих выставок, конкурсов, в течении года дети участвуют в школьных, городских выставках.
Выполнение рисунка «Летние каникулы» с целью выявить какими знаниями и умениями владеют дети.
Рисование. Мир живописи и графики. Знакомство с изобразительным искусством: объяснение значением некоторых понятий в изобразительном искусстве, наиболее употребительные термины. Линия как один из основных элементов рисунка, который является не только самостоятельным видом изобразительного искусства, но и основой для живописи, скульптуры и т.д. Общие понятия о техники акварели. Освоение техники пастели, выработка навыков нанесения пастельных слоёв, основные приёмы пастельной техники.
Лепка из соленого теста. Знакомство с материалами, инструментами и способами обработки. Особенностями обработки, приёмы лепки. Различные виды работ: лепка круглой скульптуры, рельефа (овощи, фрукты, фигурки животных несложной формы, сказочные персонажи). Рельеф - натюрморты, сюжетные картины, попытка элементарного распределения глубин.
Папье - маше. Знакомство с техникой папье - маше (матирование - наклеивание бумаги слоями). Изготовление простых по форме предметов композиций.
Оригами. История возникновения оригами. Азбука оригами: международные условные знаки, базовые формы складывание простых моделей по инструкции педагога. Запоминание и выполнение в памяти основных базовых форм (треугольник, книжечка, дверь).
Творческая мастерская. Предоставление детям возможностей для творческой инициативы, самостоятельность выбора мотива и решения темы. Самостоятельный выбор изученных технологий.
Подведение итогов. Оформление выставок, обсуждение полученных знаний и умений за «круглым столом».
коллективного творчества. | |
Потребность к самореализации. |
|
Формы контроля результатов:
- Наблюдения за активностью ребёнка на занятиях.
- Анализ педагогом выполненных заданий, поощрение самостоятельных находок.
- Организация выставок для родителей и участие в городских районных выставках.
- Индивидуальные беседы с родителями и анкетированием.
Знания:
- знать названия основных и составных цветов;
- название и назначение инструментов и приспособлений;
- технология изготовления керамических изделий. Способы декорирования керамических изделий;
- понимать значения терминов (краска, пятно, симметрия, линия и т.д.);
Умения:
- организовать рабочее место;
- использовать в работе различные приёмы лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
- применять различные способы декорирования (роспись, налепы нетрадиционные способы, печать);
- полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы.
- Творчески работать над созданием авторских работ.
Основными критериями и показателями эффективности реализации программы могут выступать следующие характеристики:
Критерии | Показатели |
Уровень освоения программы. |
|
Социальный опыт. |
|
Методическое обеспечение.
Для успешного последовательного воспитания творческой активности и самостоятельности обучающихся, занятия по программе строятся с использованием различных форм и методов. Приоритетными формами работы с обучающимися являются: игровые, поисковые, исследовательские, творческие, экскурсионные и другие. На занятиях используются методы мотивации и стимулирования, методы организации учебно-воспитательного процесса, методы развития творческих способностей, учебно-познавательные игры (соревнования, ребусы, викторины), методы контроля (тесты, вопросники, показы и другие). Также метод вариативности, который позволяет использовать один и тот же прием с различными целями в течение занятия и на различных
этапах обучения, в зависимости от типа занятий, заданий, конкретных воспитательных и учебных задач. Подбирается музыкальное сопровождение,
художественное слово.
Важная роль отводится отбору оборудования и материала: бумага для акварели, обычная бумага формата А-4, большие листы или обои, листы бумаги разной формы (круг, треугольник, прямоугольник); кисти, акварельные краски, гелевые ручки, карандаши, фломастеры; тазик с водой, стаканчики с водой; тряпочки, палитра, ножницы, материалы для аппликаций, клей и другие.
При объяснении нового материала на занятии используются следующие
методические приемы:
- показ правильного и ошибочного изображения;
- использование «подвижной аппликации»;
- демонстрация приемов изображения;
- использование наглядности в виде аналогичного успешного решения изобразительной задачи в детских рисунках и в репродукциях работ известных мастеров.
Примерный тематический план (лепка, бумажная пластика, рисование)
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Вводное занятие. Планирование работы. | |||
Раздел «рисование» | ||||
2. | Мир живописи и графики: а) рисунок (карандаш); | |||
б) особенности техники пастели; | ||||
в) живопись акварелью (гуашь) | ||||
3. | Мастерская народных промыслов по росписи'а) изучение различных видов росписи; | |||
б) роспись сувенирной игрушки, панно по собственному воображению |
Раздел «лепка»
4. | Лепка из соленого теста: а) объемные лепные фигурки; | |||
б) изготовление мелких орнаментальных деталей и композиций из них; | ||||
в) плоские украшения, изготовл. с помощью шаблона; | ||||
г) в гостях у сказки (сложные композиции и панно) | ||||
5. | Работа с глиной: а) основы лепки; | |||
б) народная игрушка; | ||||
в) скульптура по замыслу | ||||
Раздел «бумажная пластика» | ||||
6. | Оригами | |||
7. | Аппликация | |||
8. | Папье-маше и пр. | |||
9. | Творческая мастерская (работа по замыслу, по интересу) | |||
10. | Подведение итогов | |||
Итого: |
- «Передай привет».
Цель; создание атмосферы доверия, психического комфорта, сплочение детей. Описание: звучит музыка, стулья располагаются по кругу, в центре круга на полу лежит спортивное кольцо. Дети входят в зал.
Воспитатель: «Здравствуйте! Очень рада вас видеть. Садитесь на стульчики, пожалуйста. Давайте устроимся поудобнее, возьмемся за руки и поздороваемся
Описание: Детям поочередно предлагается представиться, как взрослые и всех поприветствовать. Остальные дети дружно отвечают: «Очень приятно» и аплодируют.
- «Радостная встреча».
Цель: создание атмосферы доверия, психологического комфорта, положительного эмоционального фона, сплочение детей.
Описание: Тихо звучит музыка (как фон), дети входят в зал и встают в круг. Воспитатель: «Сейчас мы с вами будем приветствовать друг друга, передавая свечу по кругу. Каждый участник улыбнется своему соседу, назовет его по имени и скажет ему: «Я очень рад видеть тебя сегодня!». И так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует друг друга. Итак, Катя, я очень рада тебя видеть...»
- «Аплодисменты».
Цель: создание атмосферы доверия, психологического комфорта, положительного эмоционального фона, настроить детей друг на друга, дать каждому возможность почувствовать себя в центре внимания.
Описание: Воспитатель: «Давайте поприветствуем друг друга аплодисментами. Сделаем мы это так: тот, кто сидит справа от меня, называет свое имя и прохлопывает его в ладоши по слогам: Сла-ва, Сла-ва! А мы дружно повторяем (четыре раза), затем свое имя прохлопывает Славина соседка, а мы снова все вместе повторяем! И так по кругу, пока все по очереди не назовут и прохлопают свое имя».
- «Ласковое имя».
Цель: создание атмосферы доверия, психологического комфорта, положительного эмоционального фона, настройка детей друг на друга, предоставление возможности каждому почувствовать себя в центре внимания.
Описание: Дети входят в зал, встают в круг. Воспитатель: «Ребята, давайте представим, что мы с вами разучились говорить и можем только петь. Давайте поприветствуем друг друга таким образом: имя каждого из вас мы пропоем, да не просто пропоем, а очень ласково назовем имя каждого участника».
- «Улыбка - привет».
Цель: создание атмосферы доверия, психологического комфорта, положительного эмоционального фона, настроить детей друг на друга.
Описание: Воспитатель: «Ребята, давайте поприветствуем друг друга улыбкой: надо улыбнуться и передать улыбку-привет друг другу. Я улыбнулась своему соседу справа - Сереже, Сережа улыбнется своей соседке Алине и так по кругу, пока я не получу улыбку-приветствие с другой стороны».
- «Доброе утро».
Цель: создание атмосферы доверия, психологического комфорта, положительного эмоционального фона, настройка детей друг на друга. Описание: Звучит музыка, дети входят в зал, встают в круг.
Воспитатель: «Здравствуйте, рада вас видеть! Давайте поприветствуем друг друга так: очень-очень тихо прошепчем друг другу на ушко: «Доброе утро!». Молодцы! А теперь возьмемся за руки и громко скажем: «Доброе утро!». Ребята, а кто из вас знает, как здороваются иностранцы: англичане, немцы и французы? (ответы детей). Давайте изобразим англичан (Гуд морген), французов («Бон жур!») и послать воздушный поцелуй.
- «Я вас приветствую».
Цель: создание атмосферы доверия, психологического комфорта, положительного эмоционального фона ,развитие внимательного отношения друг к другу.
Описание: Детям предлагается на языке мимики и жестов сказать: «Я вас приветствую!». Задание выполняется поочередно. Один ребенок изображает приветствие, другие повторяют за ним.
- «Превращение во взрослых».
Цель: создание атмосферы доверия, психологического комфорта, положительного эмоционального фона, развитие внимательного отношения друг к другу.
могут быть водоросли, рыбы, ракушки, осьминоги, морские коньки, камушки, медузы и т.д. Затем все называют картину и придумывают общую историю или сказку.
- «Доброе утро».
Цель: создание атмосферы доверия, психологического комфорта,
положительного эмоционального фона ,развитие внимательного отношения друг к другу.
Описание: Воспитатель вместе с детьми разучивает слова приветствия (дружно в один голос).
«Доброе утро, здравствуйте! Как приятно, что при встрече Мы знакомым говорим: - С добрым утром! -Добрый вечер! -Доброй ночи говорим!»
Затем детям предлагается шуточная игра: нужно «передать привет» из рук в руки по кругу.
- «Приветствие ребят и зверят».
Цель: создание атмосферы доверия, психологического комфорта,
положительного эмоционального фона, снятие эмоционального напряжения.
Описание: Воспитатель: «Добрый день и добрый час! Я приветствую всех вас!». Воспитатель предлагает детям изобразить, как здороваются разные животные: кошки, собаки, петухи, лягушки, кукушки, вороны, волки.
- Упражнения - разминки.
Цель: настройка на продуктивную групповую деятельность, активизация творческого интереса, установление эмоционального контакта между всеми участниками.
Описание: Воспитатель: «Ребята, посмотрите, у нас получилось два круга: один - маленький обруч, другой - это мы с вами. Давайте почувствуем, как мы связаны друг с другом, закройте глаза и представьте себя одним целым, одной
дружной-предружной командой... Теперь давайте встанем, не нарушая эту связь, поднимем руки вверх и изобразим легкий ветерок... Хорошо, ребята, молодцы! Посмотрите, на что похожа фигура в центре, как она называется? Во что ее можно превратить? Давайте превратим ее в какой-нибудь необычный, волшебный цветок, с необычными лепестками?» Детям предлагается изобразить необычный цветок с помощью разноцветных ленточек.
- «Смешной рисунок».
Цель: настройка на продуктивную групповую деятельность, активизация творческого интереса, установление эмоционального контакта между всеми участниками, активизация положительных эмоций.
Описание: Лист бумаги или ватмана прикрепляют на дверь или стену. Дети выстраиваются в одну линию. Воспитатель говорит, что сейчас все будут рисовать портрет человека или какое-нибудь животное (поросенка, зайчика и т.п.), но с закрытыми глазами. Затем завязывает детям глаза, подводит первого ребенка к «мольберту», дает в руки фломастер и просит нарисовать голову. По очереди все подходят с завязанными глазами и дорисовывают недостающие детали.
- «Волшебный салют».
Цель: гармонизация и регуляция эмоционального состояния, психологическая коррекция тревожности, активация творческого интереса.
Описание: Дети надевают дождевики или фартуки. На полу расстилают обои или большой лист бумаги. Дети, манипулируя любым способом кистью или зубной щеткой, начинают брызгать на лист бумаги краской, устраивают «волшебный салют» - великолепное зрелище.
- «Морское дно».
Цель: настройка на продуктивную групповую деятельность, активизация творческого интереса, установление эмоционального контакта между всеми участниками, активизация положительных эмоций.
Описание: На одном листе дети рисуют светло-голубой фон «морского дна», затем каждый участник рисует какую-либо деталь на тему «морское дно». Это
могут быть водоросли, рыбы, ракушки, осьминоги, морские коньки, камушки, медузы и т.д. Затем все называют картину и придумывают общую историю или сказку.
- «Рисуем портреты».
Цель: настройка на продуктивную групповую деятельность, активизация творческого интереса, установление эмоционального контакта между всеми участниками, активизация положительных эмоций, развитие самоконтроля.
Описание: Участники разбиваются на пары. Один - «натурщик», он должен сосредоточиться и постараться не менять позу и выражение лица, пока «художник» работает над его портретом. «Художник» не показывает свое произведение «натурщику», пока тот не побывает в роли «художника». Затем пары обмениваются «шедеврами». Полученные портреты обсуждаются на выставке в конце занятия.
2.6. «Чудесные превращения».
Цель: развитие воображения и образного восприятия, снятие эмогщонального напряжения, развитие творческого потенциала, развитие коммуникативных способностей.
Описание: В процессе выполнения этого упражнения возникает огромное количество способов общения.
Дети садятся друг напротив друга за столы, положив перед собой карандаши и бумагу. Один ребенок рисует необычную линию, закорючку, зигзаги, беспорядочные значки и просит другого ребенка совершить «чудесное превращение»: превратить его каракули во что-нибудь интересное. Затем дети поочередно дополняют рисунок. По ходу игры участники рассказывают о содержании своих картинок и обо всем, что они думают. Это задание желательно выполнять под музыку.
2.7. «Чудесный лес».
Цель: настройка на совместную продуктивную деятельность, развитие творческих способностей.
дружной-предружной командой... Теперь давайте встанем, не нарушая эту связь, поднимем руки вверх и изобразим легкий ветерок... Хорошо, ребята, молодцы! Посмотрите, на что похожа фигура в центре, как она называется? Во что ее можно превратить? Давайте превратим ее в какой-нибудь необычный, волшебный цветок, с необычными лепестками?» Детям предлагается изобразить необычный цветок с помощью разноцветных ленточек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность. Занятие кружка «Клуб юного читателя». Два великих полководца - два военных гения. Конспект + презентация
Конспект составлен для внеурочной деятельности + презентация. У нас проводится кружок «Клуб юного читателя». Тема занятия:" Два великих полководца - два военных ген...

Заседание клуба читателя "По страницам Великой Отечественной войны"
Это мероприятие поможет воссоздать общую картину о Великой Отечественной войне....

Программа курса внеурочной деятельности "Страна МАСТЕРОВ""
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании учащихся. Программа разработана на основе Программ общеобразо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Страна мастеров»
Программа кружка «Страна мастеров» разработана для занятий с учащимися 1-2 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго по...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Страна мастеров"
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности предназначена для работы с обучающимися 1-4 классов...