Программа клуба по интересам "Маленькая страна великих мастеров"
методическая разработка (4 класс) по теме

Изотова Елена Константиновна

Деятельность клуба направлена на создание условий для развития личности ребёнка, раскрытие потенциальных возможностей и способностей детей, в обеспечении их эмоционального благополучия, формирование социального опыта и жизненных компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа клуба по

интересам:

«Маленькая страна великих мастеров»

                                      Пояснительная записка.

Обоснование для разработки программы.

Изобразительная деятельность - важнейшее средство эстетического воспитания, имеет огромное значение для всестороннего развития ребёнка. На занятиях рисованием, лепкой, бумажной пластикой развиваются: эстетическое восприятие, эстетические чувства, представления. Накапливается сенсорный опыт, обогащается речь. У детей развиваются мыслительные процессы: сравнения, анализ, обобщение, умение работать в коллективе, действовать согласованно, сообща, оказывать помощь товарищам.

Практические занятия по изобразительной деятельности и прикладному искусству имеют общую полезную направленность- создание нужных и полезных вещей.

Таким образом: труд облагораживает своей социальной значимостью и общественно полезной направленностью.

В коллективном творчестве развиваются коммуникативные навыки. Ребята участвуют в отборе и подготовке работ к выставкам.

Создание клуба по интересам обусловлено потребностью детей в самореализации, развитии творческих, коммуникативных способностей.

Деятельность клуба направлена на создание условий для развития личности ребёнка, раскрытие потенциальных возможностей и способностей детей, в обеспечении их эмоционального благополучия, формирование социального опыта и жизненных компетенций.

Членами клуба являются дети группы продлённого дня.

Программа составлена для обучающихся 2-4 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида.

Актуальность программы клуба «Маленькая страна великих мастеров»

Ученики коррекционной школы VIII вида - это дети с нарушением интеллекта. У детей с проблемами в интеллектуальном развитии ярко проявляются нарушения в познавательной и эмоционально-волевой сферах.

У обучающихся нашей школы наблюдаются проблемы:

  •  несформированы или недостаточно развиты психические процессы: внимание, восприятие, память, мышление;
  •  эмоции часто неадекватны, свои эмоциональные проявления учащиеся не контролируют;
  •  не умеют организовать свое свободное время;
  •  низкий уровень коммуникативных навыков;
  •  недостаточный уровень социального опыта.

Соответственно, ориентировка такого ребенка в окружающем предметном и социальном мире, его возможности общения, самостоятельного анализа и обобщения полученного опыта значительно снижены. Он не может «легко и просто» без помощи взрослого освоить законы человеческого бытия, как это происходит при нормальном развитии. Все это требует специального целенаправленного обучения ребенка с нарушением интеллекта.

Предлагаемая программа актуальна для специальных (коррекционных) школ VIII вида, так как позволяет решить целый ряд проблем развития обучающихся с нарушением интеллекта.

Изобразительная деятельность выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных.

Рисование широко используется в терапевтических и психокоррекционных целях.

Рисование - это продуктивная деятельность, позволяющая ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развивать чувство сопереживания, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение к ней.

Стремление ребенка к практической деятельности, манипулированию с красками, пластическим материалом естественно для него. Детей не столько интересует сюжет, сколько сам процесс изменения окружающего мира с помощью цвета, формы. Именно рисование и лепка дарит ощущение «творца», первооткрывателя, «автора», сотворившего неповторимое, радость, удовольствие и уверенность в себе.

Таким образом, вся творческая деятельность ребенка является важным элементом его развития.

Цели и задачи программы.

Цели программы:

  1.  Развитие творческой активности личности , эмоциональной отзывчивости на красоту окружающего мира.
  2.  Формирование знаний, умений и навыков в изобразительном и декоративно-прикладном творчестве.

Задачи:

  1.  Познакомить с основами художественного ремесла (цвета,оттенки,тёплые и холодные тона и т.д.)
  2.  Познакомить с элементарными приёмами работы с акварелью, гуашью, цветными карандашами, пастелью.
  3.  Дать основные навыки по изготовлению изделий из солёного теста.
  4.  Создать творческую атмосферу на занятиях, чтобы могли испытывать чувство «радости творца».
  5.  Научить замечать гармонию и ритм в окружающем мире
  6.  Обеспечить эмоционально комфортную внутреннюю атмосферу на занятиях.
  7.  Создать условие для развития таких качеств личностей как отзывчивость, внимательность, доброжелательность, эмоциональность.

Основные принципы программы.

В основе программы лежат принципы:

  •  принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие (принцип обходного пути), в основе которого лежит учение о функциональных системах, о сложной структуре психических процессов;
  •  принцип системности, предполагающий систему методов, направленных на преодоление основного дефекта, на соответствие всей деятельности детей и педагога поставленным задачам;
  •  принцип постепенного усложнения заданий и учебного материала с учетом «зоны ближайшего развития» (J1.C. Выготский);
  •  принцип доступности предполагаемых форм работы возрастным и психофизическим особенностям обучающихся;
  •  принцип личностного подхода, реализуемый через свободу выбора творческой самореализации каждого участника программы.

Описание программы

Для успешной реализации программы образовательный процесс должен быть приглашением в мир красоты, гармонии и добра. Самооценка ребенка зависит от оценки взрослых.

Дети еще не могут концентрироваться на решении какой-либо задачи, поэтому как в каждом занятии необходимо разумное чередование различных видов деятельности, так и сами занятия должны быть разнообразными по тематике. Становится оправданным не линейное или тематическими блоками построение материала, а его дробление, перекличка близких по смыслу тем, разнесенных во времени.

Ритм — одно из условий жизни. Он проявляется во всем, формируя цикличность. Можно говорить о дневном цикле и о недельном, для отдельного человека и для целого народа, о летнем или весеннем цикле, о годовом... Все взаимосвязано, всему предназначалось свое время и место. Природные ритмы проявляются в традиционных орнаментах всех народов.

Природные ритмы проявляются в традиционных орнаментах всех народов. Ритмы лежат в основе философий и религий, они одинаково присущи космосу и микрочастицам.

Поэтому целый ряд занятий программы следует посвятить развитию чувства ритма. Например, декоративная лепка на сосуде с использованием зерен, или узор в большом круге, заранее разделенном на сектора, цветные модули или узор на чашке и т.д.

Другой ряд занятий направлен на развитие творческих способностей, суть которых заключается в том, что педагог в альбомы детям наклеивает только пеструю, яркую серединку цветка и предлагает дорисовать ее до "любимого цветка" или до "жар-птицы". Или овал из соленого теста превратить в любимое животное.

В программу входят также занятия-беседы, занятия-упражнения, занятия - театральные действия. Например, слепив героев сказки "Колобок", дети тут же ее разыгрывают. Педагог должен иметь творческий потенциал, быть хорошим импровизатором и диагностом, чтобы вовремя увидеть малейшее изменение в настроении ребенка и своевременно оказать ему необходимую помощь.

Свое место в программе занимают и чисто технические занятия: повторение за педагогом, например, по отработке техники штриховки, или разминание, скатывание, сплющивание, раскатывание, придание определенной формы пластичным материалам и т.д. Такие занятия направлены на развитие мышц

мелкой моторики рук, что является немаловажным в умственном и речевом развитии ребенка.

Когда детям предлагается пофантазировать, т.е. превратить какую-то каракулю или красочное пятно в то, что подскажет воображение, дети раскрепощаются, неожиданно на бумаге из бесформенной закорючки появляется что-то интересное.

Программа предоставляет возможности выбирать различные формы проведения занятий: занятия-упражнения, занятия формотворчества и экспериментирования, занятия-праздники.

При объяснении нового материала или одинакового для всех задания в основном используются методы фронтальной работы. Фронтальный показ (демонстрация таблиц, рисунков, наглядного материала, различных технических приемов работы) обязательно сопровождается пояснением педагога.

Занятия включают в себя два вида деятельности: групповую и индивидуальную. В основном занятие начинается с рассказа, беседы, постановки целей и задач. Затем—объяснение, показ технических приемов и индивидуальная работа.

Курс программы рассчитан на цикл теоретических занятий. Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятия 40-45 минут.

Сод ержание программы

Вводное занятие. Знакомство с детским коллективом, традициями клуба, организация рабочего места, материалами и инструментами деятельности.

Проведение инструктажа по технике безопасности. Знакомство с целями и задачами на предстоящий учебный год.

Демонстрация детских работ прошлых лет.

Игры, упражнения на создание атмосферы доверия, психологического комфорта сплочения детей.

Этап

Цель

Методы, приёмы

1. Орг.момент.Приветствие

Создать атмосферу доверия и принятия.

Коллективные упражнения, направленные на развитие произвольности.

2. Основной этап.

Настроить на

продуктивную групповую деятельность. Активизация детей и снятие чрезмерного эмоционального возбуждения, развитие и коррекция мелкой моторики.

Изобразительные упражнения и изотехники направленные на установление эмоционального контакта между всеми участниками.

3. Практическая часть.

Развитие психических процессов, формирование навыков работы с солёным тестом.

Игры, исследования, творческие дела и т.д.

4. Заключительный этап.

       Рефлексия.

Оценка занятия, обсуждение, подведение итогов, закрепление нового опыта и положительных эмоций от занятия, повышение самооценки, собственной значимости, уверенности в себе.

Анализ каждой работы. Выставка работ. Обсуждение какие были трудности, а что было легко. Какие чувство и настроение испытывал во время работы и в конце занятия.

Один раз в четверть проводится итоговое занятие в форме творческих выставок, конкурсов, в течении года дети участвуют в школьных, городских выставках.

Выполнение рисунка «Летние каникулы» с целью выявить какими знаниями и умениями владеют дети.

Рисование. Мир живописи и графики. Знакомство с изобразительным искусством: объяснение значением некоторых понятий в изобразительном искусстве, наиболее употребительные термины. Линия как один из основных элементов рисунка, который является не только самостоятельным видом изобразительного искусства, но и основой для живописи, скульптуры и т.д. Общие понятия о техники акварели. Освоение техники пастели, выработка навыков нанесения пастельных слоёв, основные приёмы пастельной техники.

Лепка из соленого теста. Знакомство с материалами, инструментами и способами обработки. Особенностями обработки, приёмы лепки. Различные виды работ: лепка круглой скульптуры, рельефа (овощи, фрукты, фигурки животных несложной формы, сказочные персонажи). Рельеф - натюрморты, сюжетные картины, попытка элементарного распределения глубин.

Папье - маше. Знакомство с техникой папье - маше (матирование - наклеивание бумаги слоями). Изготовление простых по форме предметов композиций.

Оригами. История возникновения оригами. Азбука оригами: международные условные знаки, базовые формы складывание простых моделей по инструкции педагога. Запоминание и выполнение в памяти основных базовых форм (треугольник, книжечка, дверь).

Творческая мастерская. Предоставление детям возможностей для творческой инициативы, самостоятельность выбора мотива и решения темы. Самостоятельный выбор изученных технологий.

Подведение итогов. Оформление выставок, обсуждение полученных знаний и умений за «круглым столом».

коллективного творчества.

Потребность к самореализации.

  • Точность и аккуратность при изготовлении поделок.
  • Творческий самостоятельный подход к выполнению заданий.
  • Желание участвовать в различных конкурсах, выставках, мероприятиях разного уровня.

Формы контроля результатов:

  •  Наблюдения за активностью ребёнка на занятиях.
  •  Анализ педагогом выполненных заданий, поощрение самостоятельных находок.
  •  Организация выставок для родителей и участие в городских районных выставках.
  •  Индивидуальные беседы с родителями и анкетированием.

Ожидаемые результаты:

Знания:

  •  знать названия основных и составных цветов;
  •  название и назначение инструментов и приспособлений;
  •  технология изготовления керамических изделий. Способы декорирования керамических изделий;
  •  понимать значения терминов (краска, пятно, симметрия, линия и т.д.);

Умения:

  •  организовать рабочее место;
  •  использовать в работе различные приёмы лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
  •  применять различные способы декорирования (роспись, налепы нетрадиционные способы, печать);
  •  полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы.
  •  Творчески работать над созданием авторских работ.

Основными критериями и показателями эффективности реализации программы могут выступать следующие характеристики:

Критерии

Показатели

Уровень освоения программы.

  • Теоретические знания обучающихся.
  • Практические умения и навыки изобразительной деятельности и прикладному искусству.

Социальный опыт.

  • Уровень развития коммуникативных навыков.
  • Приобретение опыта

Методическое обеспечение.

Для  успешного последовательного воспитания творческой активности и самостоятельности обучающихся, занятия по программе строятся с использованием различных форм и методов. Приоритетными формами работы с обучающимися являются: игровые, поисковые, исследовательские, творческие, экскурсионные и другие. На занятиях используются методы мотивации и стимулирования, методы организации учебно-воспитательного процесса, методы развития творческих способностей, учебно-познавательные игры (соревнования, ребусы, викторины), методы контроля (тесты, вопросники, показы и другие). Также метод вариативности, который позволяет использовать один и тот же прием с различными целями в течение занятия и на различных

этапах обучения, в зависимости от типа занятий, заданий, конкретных воспитательных и учебных задач. Подбирается музыкальное сопровождение,

художественное слово.

Важная роль отводится отбору оборудования и материала: бумага для акварели, обычная бумага формата А-4, большие листы или обои, листы бумаги разной формы (круг, треугольник, прямоугольник); кисти, акварельные краски, гелевые ручки, карандаши, фломастеры; тазик с водой, стаканчики с водой; тряпочки, палитра, ножницы, материалы для аппликаций, клей и другие.

При объяснении нового материала на занятии используются следующие

методические приемы:

  •  показ правильного и ошибочного изображения;
  •  использование «подвижной аппликации»;
  •  демонстрация приемов изображения;
  •  использование наглядности в виде аналогичного успешного решения изобразительной задачи в детских рисунках и в репродукциях работ известных мастеров.

Примерный тематический план (лепка, бумажная пластика, рисование)

п/п

Наименование темы

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие. Планирование работы.

Раздел «рисование»

2.

Мир живописи и графики: а) рисунок (карандаш);

б) особенности техники пастели;

в) живопись акварелью (гуашь)

3.

Мастерская народных промыслов по росписи'а) изучение различных видов росписи;

б) роспись сувенирной игрушки, панно по собственному воображению

Раздел «лепка»

4.

Лепка из соленого теста: а) объемные лепные фигурки;

б) изготовление мелких орнаментальных деталей и композиций из них;

в) плоские украшения, изготовл. с помощью шаблона;

г) в гостях у сказки (сложные композиции и панно)

5.

Работа с глиной: а) основы лепки;

б) народная игрушка;

в) скульптура по замыслу

Раздел «бумажная пластика»

6.

Оригами

7.

Аппликация

8.

Папье-маше и пр.

9.

Творческая мастерская (работа по замыслу, по интересу)

10.

Подведение итогов

Итого:

  1. Упражнения - приветствия:
  1. «Передай привет».

Цель; создание атмосферы доверия, психического комфорта, сплочение детей. Описание: звучит музыка, стулья располагаются по кругу, в центре круга на полу лежит спортивное кольцо. Дети входят в зал.

Воспитатель: «Здравствуйте! Очень рада вас видеть. Садитесь на стульчики, пожалуйста. Давайте устроимся поудобнее, возьмемся за руки и поздороваемся

Описание: Детям поочередно предлагается представиться, как взрослые и всех поприветствовать. Остальные дети дружно отвечают: «Очень приятно» и аплодируют.

  1. «Радостная встреча».

Цель: создание атмосферы доверия, психологического комфорта, положительного эмоционального фона, сплочение детей.

Описание: Тихо звучит музыка (как фон), дети входят в зал и встают в круг. Воспитатель: «Сейчас мы с вами будем приветствовать друг друга, передавая свечу по кругу. Каждый участник улыбнется своему соседу, назовет его по имени и скажет ему: «Я очень рад видеть тебя сегодня!». И так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует друг друга. Итак, Катя, я очень рада тебя видеть...»

  1.  «Аплодисменты».

Цель: создание атмосферы доверия, психологического комфорта, положительного эмоционального фона, настроить детей друг на друга, дать каждому возможность почувствовать себя в центре внимания.

Описание: Воспитатель: «Давайте поприветствуем друг друга аплодисментами. Сделаем мы это так: тот, кто сидит справа от меня, называет свое имя и прохлопывает его в ладоши по слогам: Сла-ва, Сла-ва! А мы дружно повторяем (четыре раза), затем свое имя прохлопывает Славина соседка, а мы снова все вместе повторяем! И так по кругу, пока все по очереди не назовут и прохлопают свое имя».

  1.  «Ласковое имя».

Цель: создание атмосферы доверия, психологического комфорта, положительного эмоционального фона, настройка детей друг на друга, предоставление возможности каждому почувствовать себя в центре внимания.

Описание: Дети входят в зал, встают в круг. Воспитатель: «Ребята, давайте представим, что мы с вами разучились говорить и можем только петь. Давайте поприветствуем друг друга таким образом: имя каждого из вас мы пропоем, да не просто пропоем, а очень ласково назовем имя каждого участника».

  1. «Улыбка - привет».

Цель: создание атмосферы доверия, психологического комфорта, положительного эмоционального фона, настроить детей друг на друга.

Описание: Воспитатель: «Ребята, давайте поприветствуем друг друга улыбкой: надо улыбнуться и передать улыбку-привет друг другу. Я улыбнулась своему соседу справа - Сереже, Сережа улыбнется своей соседке Алине и так по кругу, пока я не получу улыбку-приветствие с другой стороны».

  1.  «Доброе утро».

Цель: создание атмосферы доверия, психологического комфорта, положительного эмоционального фона, настройка детей друг на друга. Описание: Звучит музыка, дети входят в зал, встают в круг.

Воспитатель: «Здравствуйте, рада вас видеть! Давайте поприветствуем друг друга так: очень-очень тихо прошепчем друг другу на ушко: «Доброе утро!». Молодцы! А теперь возьмемся за руки и громко скажем: «Доброе утро!». Ребята, а кто из вас знает, как здороваются иностранцы: англичане, немцы и французы? (ответы детей). Давайте изобразим англичан (Гуд морген), французов («Бон жур!») и послать воздушный поцелуй.

  1.  «Я вас приветствую».

Цель: создание атмосферы доверия, психологического комфорта, положительного эмоционального фона ,развитие внимательного отношения друг к другу.

Описание: Детям предлагается на языке мимики и жестов сказать: «Я вас приветствую!». Задание выполняется поочередно. Один ребенок изображает приветствие, другие повторяют за ним.

  1.  «Превращение во взрослых».

Цель: создание атмосферы доверия, психологического комфорта, положительного эмоционального фона, развитие внимательного отношения друг к другу.

могут быть водоросли, рыбы, ракушки, осьминоги, морские коньки, камушки, медузы и т.д. Затем все называют картину и придумывают общую историю или сказку.

  1. «Доброе утро».

Цель:        создание атмосферы доверия, психологического комфорта,

положительного эмоционального фона ,развитие внимательного отношения друг к другу.

Описание: Воспитатель вместе с детьми разучивает слова приветствия (дружно в один голос).

«Доброе утро, здравствуйте! Как приятно, что при встрече Мы знакомым говорим: - С добрым утром! -Добрый вечер! -Доброй ночи говорим!»

Затем детям предлагается шуточная игра: нужно «передать привет» из рук в руки по кругу.

  1.  «Приветствие ребят и зверят».

Цель:        создание атмосферы доверия, психологического комфорта,

положительного эмоционального фона, снятие эмоционального напряжения.

Описание: Воспитатель: «Добрый день и добрый час! Я приветствую всех вас!». Воспитатель предлагает детям изобразить, как здороваются разные животные: кошки, собаки, петухи, лягушки, кукушки, вороны, волки.

  1. Упражнения - разминки.
  1. «Волшебный цветок».

Цель: настройка на продуктивную групповую деятельность, активизация творческого интереса, установление эмоционального контакта между всеми участниками.

Описание: Воспитатель: «Ребята, посмотрите, у нас получилось два круга: один - маленький обруч, другой - это мы с вами. Давайте почувствуем, как мы связаны друг с другом, закройте глаза и представьте себя одним целым, одной

дружной-предружной командой... Теперь давайте встанем, не нарушая эту связь, поднимем руки вверх и изобразим легкий ветерок... Хорошо, ребята, молодцы! Посмотрите, на что похожа фигура в центре, как она называется? Во что ее можно превратить? Давайте превратим ее в какой-нибудь необычный, волшебный цветок, с необычными лепестками?» Детям предлагается изобразить необычный цветок с помощью разноцветных ленточек.

  1. «Смешной рисунок».

Цель: настройка на продуктивную групповую деятельность, активизация творческого интереса, установление эмоционального контакта между всеми участниками, активизация положительных эмоций.

Описание: Лист бумаги или ватмана прикрепляют на дверь или стену. Дети выстраиваются в одну линию. Воспитатель говорит, что сейчас все будут рисовать портрет человека или какое-нибудь животное (поросенка, зайчика и т.п.), но с закрытыми глазами. Затем завязывает детям глаза, подводит первого ребенка к «мольберту», дает в руки фломастер и просит нарисовать голову. По очереди все подходят с завязанными глазами и дорисовывают недостающие детали.

  1.  «Волшебный салют».

Цель: гармонизация и регуляция эмоционального состояния, психологическая коррекция тревожности, активация творческого интереса.

Описание: Дети надевают дождевики или фартуки. На полу расстилают обои или большой лист бумаги. Дети, манипулируя любым способом кистью или зубной щеткой, начинают брызгать на лист бумаги краской, устраивают «волшебный салют» - великолепное зрелище.

  1.  «Морское дно».

Цель: настройка на продуктивную групповую деятельность, активизация творческого интереса, установление эмоционального контакта между всеми участниками, активизация положительных эмоций.

Описание: На одном листе дети рисуют светло-голубой фон «морского дна», затем каждый участник рисует какую-либо деталь на тему «морское дно». Это

могут быть водоросли, рыбы, ракушки, осьминоги, морские коньки, камушки, медузы и т.д. Затем все называют картину и придумывают общую историю или сказку.

  1. «Рисуем портреты».

Цель: настройка на продуктивную групповую деятельность, активизация творческого интереса, установление эмоционального контакта между всеми участниками, активизация положительных эмоций, развитие самоконтроля.

Описание: Участники разбиваются на пары. Один - «натурщик», он должен сосредоточиться и постараться не менять позу и выражение лица, пока «художник» работает над его портретом. «Художник» не показывает свое произведение «натурщику», пока тот не побывает в роли «художника». Затем пары обмениваются «шедеврами». Полученные портреты обсуждаются на выставке в конце занятия.

2.6. «Чудесные превращения».

Цель: развитие воображения и образного восприятия, снятие эмогщонального напряжения, развитие творческого потенциала, развитие коммуникативных способностей.

Описание: В процессе выполнения этого упражнения возникает огромное количество способов общения.

Дети садятся друг напротив друга за столы, положив перед собой карандаши и бумагу. Один ребенок рисует необычную линию, закорючку, зигзаги, беспорядочные значки и просит другого ребенка совершить «чудесное превращение»: превратить его каракули во что-нибудь интересное. Затем дети поочередно дополняют рисунок. По ходу игры участники рассказывают о содержании своих картинок и обо всем, что они думают. Это задание желательно выполнять под музыку.

2.7. «Чудесный лес».

Цель: настройка на совместную продуктивную деятельность, развитие творческих способностей.

дружной-предружной командой... Теперь давайте встанем, не нарушая эту связь, поднимем руки вверх и изобразим легкий ветерок... Хорошо, ребята, молодцы! Посмотрите, на что похожа фигура в центре, как она называется? Во что ее можно превратить? Давайте превратим ее в какой-нибудь необычный, волшебный цветок, с необычными лепестками?» Детям предлагается изобразить необычный цветок с помощью разноцветных ленточек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность. Занятие кружка «Клуб юного читателя». Два великих полководца - два военных гения. Конспект + презентация

Конспект  составлен для внеурочной деятельности + презентация.   У нас проводится  кружок «Клуб юного читателя». Тема занятия:" Два великих полководца - два военных ген...

Великая страна - великая победа

Конспект урока по окружающему миру...

Рабочая программа Клуб мастеров Умелые руки

Рабочая программа дополнительного образования...

Заседание клуба читателя "По страницам Великой Отечественной войны"

Это мероприятие поможет воссоздать общую картину о Великой Отечественной войне....

Программа курса внеурочной деятельности "Страна МАСТЕРОВ""

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании учащихся. Программа разработана на основе  Программ общеобразо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Страна мастеров»

Программа кружка «Страна мастеров» разработана для занятий с учащимися 1-2 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго по...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Страна мастеров"

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности предназначена для работы с обучающимися 1-4 классов...