Программа летнего школьного лагеря
проект

Басова Елена Валерьевна

Материал содержит программу летнего пришкольного лагеря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_lagerya_leto_19.docx40.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя школа№16»

 

                                                                                                             

   

Программа

пришкольного оздоровительного лагеря

с дневным пребыванием детей

«Бригантина»

Название программы: «По морям, по волнам»

                                                                                      Возраст детей: 7-15 лет

                                             Срок реализации: июнь 2019 г.        

                                                                                                         

Автор – составитель

Начальник школьного лагеря

(старший воспитатель)

Басова Е.В.

2019 год

Паспорт программы

1

Участники программы 

Участниками программы лагеря дневного пребывания «Бригантина» являются учащиеся школы, педагогические работники.

Возраст воспитанников лагеря с дневным пребыванием «Бригантина»   от  7 -14 лет. -60 человек

Педагогический состав-9 человек    

2

Место реализации программы

Детский пришкольный лагерь дневного пребывания «Бригантина» при МБОУ «Средняя школа №16» г. Дзержинска

3

Сроки реализации

Июнь 2018 года

4

Организаторы

  • Департамент образования г. Дзержинска Нижегородской области
  • МБОУ «Средняя школа № 16» г. Дзержинска
  • Начальник ЛДП
  • Организатор по внеклассной работе

5

Механизмы реализации-программы

   Летний лагерь с дневным пребыванием детей «Бригантина» - это педагогическая система, способствующая развитию ребенка как творческой личности, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремленности, здорового образа жизни. В основу реализации программы «По морям, по волнам» заложены разнообразные формы и методы:

  • Путешествия по морям, океанам и островам.
  • Сюжетно-ролевые игры.
  • Танцевально-развлекательные и игровые программы.
  • Коммуникативные и познавательные игры.
  • Спортивные эстафеты, соревнования и праздники.
  • Коллективно-творческие дела.
  • Экскурсии в музеи и на природу.
  • Ярмарка идей.
  • Творческая мастерская



Введение и актуальность

 Летние каникулы составляют значительную часть объема свободного времени школьников и являются наиболее благоприятным периодом для организации досуга детей, укрепления их физического, психологического и «творческого» здоровья. Летом дети растут, становятся лучше. Надо только помочь им в этом. Как известно, лучший способ сделать отдых ярким, полезным и незабываемым – это отправиться в путешествие. Любое путешествие сопряжено с приключениями и, самое главное, с открытиями, которые, как волшебные двери, открывают перед детьми новые грани окружающего мира. Но самые главные открытия – это те, которые происходят внутри каждого из детей. Именно они оказывают влияние на формирование личности и ее качеств.                      
    Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием называется «По морям, по волнам».    Каждый человек мечтает хотя бы один раз в жизни встать на капитанский мостик прекрасного парусника.
   Участники смены смогут осуществить эту мечту. Известный Капитан набирает флотилию для экспедиции, поставившей себе цель: открыть все тайны мира. Что ожидает юных путешественников в открытом море? Покажет время.                        
   
Сюжетно - ролевая игра представляет собой исполнение детьми какого-либо сюжета. Эти игры проходят без зрителей, все - участники! Ценность сюжетно-ролевой игры определяется тем, насколько в ребенке она развивает такие качества как: настойчивость, смелость, умение ориентироваться в сложной ситуации, умение действовать в интересах коллектива, сообща добиваться победы, не разрушая позитивного отношения к действительности.
 
Программа ориентирована на творческий отдых ребят, который поможет улучшить творческие навыки, вызовет интерес к развитию новых способностей и талантов, ведь проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи – приоритетная в современном образовании. 
   
Программа «По морям, по волнам!» составлена таким образом, чтобы учащиеся смогли укрепить здоровье, приобрести жизненный опыт, научиться жить в обществе, чтить и уважать обычаи и традиции, получить новые знания о традициях.

Цели и задачи

Цель программы: 

   Организация полноценного отдыха детей и развитие творческих способностей в период летних каникул.

Задачи программы:

  • Создание условий для организованного отдыха детей.
  • Создать условия для раскрытия творческих способностей каждого ребенка, свободного воображения и фантазии.
  • Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
  • Формирование у школьников навыков общения и толерантности.
  • Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.
  • Сделать отдых детей более занимательным, насыщенным, полезным для физического и духовного здоровья.


Нормативно-правовая база.

  1. Приказ департамента образования администрации г. Дзержинска № 305-п от 03.05.2019г. «Об организации лагерей с дневным пребыванием детей в период  летних  каникул 2019года»
  2. Приказ МБОУ «Средняя школа № 16» «Об организации лагеря с дневным пребыванием детей  в период летних каникул» № 102-п от 04 мая 2019 года
  3.  Конвенция ООН о правах ребёнка (ООН, 1991 г.)
  4. Устав МБОУ «Средняя школа № 16»
  5. Положение о пришкольном оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей.
  6. Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и стандартам.
  7. Акт приемки открытия лагеря.
  8. Должностные обязанности сотрудников лагеря.
  9.  Нормативно - правовая документация по ТБ, ПБ, ГО и ЧС.

Кадровое обеспечение

Начальник лагеря: Басова Елена Валерьевна-учитель начальных классов

 организует, координирует и контролирует работу сотрудников лагеря;

 обеспечивает безопасность жизни и здоровья детей и сотрудников лагеря;

  оформляет необходимые документы на открытие и функционирование лагеря;

  • руководит работой педагогического и вспомогательного персонала;
  •  отвечает за оформление в летний пришкольный лагерь с дневным пребыванием детей и подростков.
  •  составляет план работы на смену и подводит итоги своей работы;
  • составляет и подбирает методические разработки воспитательных мероприятий, сценариев, праздников и т.п.
  •  организует вечера, праздники, походы, экскурсии, поддерживает социально значимые инициативы воспитанников в сфере их свободного времени, досуга и развлечений;

     Старшая вожатая: Клавцен Марина Александровна-логопед

  • координирует работу отрядных вожатых;
  • помогает в реализации плана работы лагеря;
  • участвует в организации мероприятий.

   Воспитатели:

Клавцен Ольга Борисовна-учитель начальных классов

Родионова Татьяна Сергеевна-учитель физической культуры

Постникова Юлия Дмитриевна-учитель истории

Куркина Камилла Эдуардовна-учитель иностранного языка

  • обеспечивают реализацию плана работы;
  • обеспечивают и отвечают за безопасность детей во время проведения культмассовых мероприятий;
  •  несут материальную ответственность за имущество, выданное на лагерь.

Инструктор по физическому воспитанию: Фиганова Ирина Леонтьевна

Руководитель кружка «Хоровое пение»: Бухарова Людмила Ивановна

Руководитель кружка «Юный художник»: Пустовалова Валентина Викторовна

Материально-техническое обеспечение.

Перечень используемых помещений.

5 классных комнат : 3 отрядные игровые,2 кружковые,  вожатская, спортивный зал,  столовая, пищеблок.

Перечень используемых материалов.

Ватман, картон, краски, цветная бумага, ножницы, клей, альбомы, цветные карандаши, фломастеры, скотч, кнопки, кисти, пр. карандаши, цветной мел.

Оборудование

Компьютеры, мультимедийные установки, проекторы, МФЦ,

Инвентарь.

Мячи (футбольные, баскетбольные, волейбольные), скакалки, обручи, кегли и др.

Методическое и ресурсное обеспечение:

·        наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки;

·        должностные инструкции всех участников процесса;

·        проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерных смен;

·        подбор методических разработок в соответствии с планом работы.

·        проведение ежедневных планёрок.

·        разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.

·        интернет ресурсы;

·        наличие цифровых технологий;

Содержание программы.

Основные принципы и направления деятельности.

 Проведение лагерной смены обусловлено необходимостью:

  • Проблема летней занятости детей;
  • Укрепление здоровья учащимися.

При написании программы педагогический коллектив руководствовался принципами, заложенными в воспитательной системе школы:

Принципы:

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребывание детей и подростков опирается на следующие принципы:

1. Принцип гуманизации отношений –  построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребёнку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.                                                                                                            

2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности – результатом деятельности воспитательного характера в лагере является сотрудничество ребёнка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

    3. Принцип демократичности – участие всех детей и подростков в                                                             п  программе       развития творческих способностей.

4.  Принцип дифференциации воспитания – дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:

  • отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей;
  • создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
  • взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
  • активное участие детей во всех видах деятельности.

5. Принцип творческой индивидуальности – творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

 Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены:

  • безусловная безопасность всех мероприятий;
  • учет особенностей каждой личности;
  • возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря;
  • достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря;
  • распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня;
  • четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря;
  • моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых;
  • ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.

Этапы реализации программы

1.Подготовительный этап (апрель – май).
Деятельностью этого этапа является:
-  проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
-  издание приказа по школе о проведении летней кампании;
-  разработка программы деятельности летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей;
-  подготовка методического материала для работников лагеря;
-  подбор кадров для работы в летнем пришкольном лагере;
-  формирование нормативно-правовой базы пришкольного лагеря;
-  подготовка материально-технического обеспечения.


2.
Организационный этап:

Основной деятельностью этого этапа является:

-  зачисление детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

-  формирование органов самоуправления: выборы капитанов, боцманов, мичманов, радистов и т.д.;

-  знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

3.Основной этап:

Основной этап включает: 

-  реализацию основной идеи смены

-  вовлечение детей в различные виды коллективно-творческих дел.

- в данный период дети имеют возможность:

  • Познавать, отдыхать, трудиться.
  • Делать открытия в себе, в окружающем мире.
  • В творческой и лидерской самореализации.
  • Развивать способность доверять себе и другим.

4.Заключительный этап: 
Основной идеей этого этапа является:

- подведение итогов смены, поощрение талантливых детей;

- выработка перспектив деятельности организации;

- анализ предложений детей, родителей, педагогов, внесенных по    деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Содержание программы

Организационно-педагогическая деятельность
- комплектование штата лагеря кадрами;
- совещание при директоре по организации летнего отдыха учащихся;
- проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей;
- проведение родительских собраний «Занятость учащихся летом».

Работа по привитию навыков ЗОЖ

- привлечение  медицинского работника;

- утренняя гимнастика;

- реклама ЗОЖ;

- организация поездок;

- организация спортивно-массовых мероприятий;

- центр релаксации
       

Работа по сплочению коллектива воспитанников
    Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми психологом проводятся:
- Огоньки «Будем знакомы!»
- коммуникативные игры на знакомство: «Снежный ком», «Назовись». 
- Игры на выявление лидеров «Верёвочка», «Карабас».
- Игры на сплочение коллектива «Заколдованный замок»,
«Казаки-разбойники», «Да» и «Нет» не говори!», «Хвост дракона».

Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период

- Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий», «Правила безопасного поведения на воде» 

- Беседы медицинского работника: «Если хочешь быть здоров – закаляйся!», «Мой рост, мой вес», «Как беречь глаза?».

- Беседы с инспекторами ГИБДД - «Внимание! Дорога!», «Что нужно знать юному велосипедисту?», «Школа светофорных наук».

Работа по развитию самоуправления
- Выявление лидеров, генераторов идей;
- Распределение обязанностей в отряде;
- Закрепление ответственных по различным видам поручений;

Работа по развитию творческих способностей детей
- Оформление отрядных уголков, дневников путешествия;
- Ярмарка идей и предложений;
- Конкурсы рисунков;
- Коллективно-творческие дела: «С корабля на бал», «На всех парусах», «На морской волне».
- Мероприятия на развитие творческого мышления: загадки, кроссворды, ребусы, викторины, конкурсные программы .

Работа по патриотическому воспитанию детей.
- Беседы «Поговорим о матушке-природе», «Моя Родина-Россия»; 
- Конкурсы рисунков;
- Путешествие на остров «Память».


Совместная работа социальными партнерами
- Поездки в бассейн «ФОК»а г. Дзержинск

- Встреча с  инспектором  дорожного движения.

Аналитическая деятельность 
- Предварительный сбор данных на воспитанников  лагеря  (анкетирование родителей);
- опросник «Морская звезда» (каждый день дети разукрашивают звездочку в цвет своего настроения)
- Анализ мероприятий лагеря;

- Анализ анкет детей и родителей по окончании смены;

- Анализ работы программы
Диагностика психо-эмоциональной комфортности на начало смены.

 1.Хотел ли ты пойти в лагерь?

2.Ты когда-нибудь отдыхал в нашем лагере?

3. Легко ли ты находишь друзей?

4.Ты общительный человек?

5.Ты человек организованный?

 6. Можешь ли ты попросить о помощи в трудной ситуации?

7. Умеешь ли ты подчиниться решению коллектива, воспитателя, вожатого? 8.Можешь ли ты сам, без посторонней помощи найти себе дело по душе?

 9.У тебя чаще бывает хорошее настроение?

10. Любишь ли ты придумывать дела, праздники, принимать в них участие? 11. Любишь ли ты спорт?

 12. Уверен ли ты, что твоя жизнь в лагере пройдёт весело и интересно? Методика «Незаконченное предложение».

 1. Когда наступают летние каникулы…

 2. В лагерь я пришёл, чтобы…

 3. Мне бывает трудно, когда…

 4. Мне бывает интересно, когда…

 5. Если меня обижают я…

 6. Когда меня хвалят я…

 7. Когда мне грустно я…

 8. Мне бывает трудно, когда я…

 9. Когда мне плохо я…

10.Когда меня ругают…

11.Я боюсь…

12.В воспитателях самое главное…

13.Весело - это когда…

14. Счастье – это когда… .

Диагностика, применяемая в основной период, отслеживающая уровень комфортности пребывания ребёнка в лагере. 

Найди свое место в кругу психологического комфорта.

10- высокий уровень, максимум комфортности.

7- легкий дискомфорт.

 5- 50/50

 3-весьма ощутимый дискомфорт.

0- низкий уровень, максимум дискомфорта

Диагностика, используемая в итоговом периоде

 1. Время, проведённое в лагере, я бы оценил…

2. У меня в лагере было чаще хорошее настроение.

3. В лагере у меня появились новые друзья.

4. Я вновь хотел бы прийти в лагерь.

5. Самым трудным для меня в лагере было…

6. За время, проведенное в лагере, я научился…

7. Больше всего за смену мне понравилось, запомнилось…

 8. Уходя из лагеря, я хотел бы сказать… .


   Ожидаемые результаты:

Для детей:

  1.  Удовлетворение потребности школьников в полноценном отдыхе, реализация их интересов.
  2. Выявление талантливых детей.
  3. Реализация интересов, духовное обогащение, пробуждение новых интересов.
  4.  Реализация склонностей и способностей в различных видах деятельности.
  5.  Формирование у детей навыков здорового образа жизни.
  6.   Укрепление физических и психологических сил детей.

  Для педагогов: 

  1. Отработка навыков педагогического и делового общения.
  2. Отработка методик и форм работы с временным детским коллективом в условиях лагеря с дневным пребывания.

Планирование


Дни


Мероприятия


1 июня

  1. Регистрация детей, комплектование экипажей «Бригантины»
  2. Сбор – инструктаж. Принятие правил поведения.
  3. Организационное мероприятие-собрание Знакомство с маршрутом путешествия и остановками в пути.
  4. Операция «Уют»
  5. Поездка в бассейн «ФОКа» г. Дзержинск
  6. Конкурс рисунков на асфальте ко «Дню защиты детей»


4 июня

  1. Подготовка к открытию смены.
  2. Квест по правилам дорожного движения.
  3. Ждем гостей: «Крио-шоу»
  4. Занятия по интересам.


5 июня

  1. Открытие лагеря. Презентация экипажей: название экипажа, символика, средство передвижения.
  2. Развлекательная программа «На всех парусах».
  3. Конкурс эмблем
  4. Поездка в бассейн «ФОКа» г. Дзержинск
  5. Занятия по интересам.


6 июня

  1. Экологический десант (уборка территории вблизи школы).
  2. Минутка здоровья «Если хочешь быть здоров – закаляйся!».
  3. Экскурсия в ДКХ «Зооферма»  г. Дзержинск
  4. Викторина по сказкам  А. С. Пушкина


7 июня

  1. Поездка в кинозал «ФОКа» г. Дзержинск
  2. Спортивные игры на свежем воздухе.
  3. «Угадай мелодию» - конкурсная музыкальная программа.

8 июня

  1. Минутка здоровья «Я здоровье сберегу-сам себе я помогу»
  2. Идем в гости к соседям. Посещение театра при МБОУ «Средняя школа № 145» г. Н. Новгород
  3. Подготовка к концерту ко Дню России.
  4. Конкурс рисунков ко Дню России
  5. Занятия по интересам.

9 июня

  1. Минутка здоровья «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья».
  2. Ждем гостей. К нам едет цирк.
  3. Морской десант (уборка территории вблизи школы).
  4. Спортивные эстафеты на свежем воздухе.
  5. Концерт ко Дню России.

13 июня

  1. Минутка здоровья « Залог здоровья-правильное питание»
  2. Игровая программа в городском парке. Посещение «Острова сокровищ».
  3. Музыкальный футбол.
  4. Игры по интересам

14 июня

  1. Ждем гостей. Планетарий ОРЕОН.
  2. Квест на тему: «Удивительное рядом…»
  3. «Морская правда» - выпуск экспресс-газет экипажами.
  4. Операция «Уют»

15 июня

  1. Посещение бассейна «ФОК»а  г. Дзержинска
  2. Конкурс рисунков «Мой любимый питомец»
  3. Эстафеты на свежем воздухе.
  4. Морской десант (уборка территории вблизи школы).

18 июня

  1. Конкурс поделок из бросового материала.
  2. Ждем гостей. Шоу Мыльных пузырей.
  3. Спартакиада.
  4. Подготовка к закрытию лагеря
  5. Игры на свежем воздухе.

 19 июня

  1. Экологический десант (уборка территории вблизи школы).
  2. Поездка в бассейн «ФОК»а  г. Дзержинск
  3. Подготовка к конкурсу сказок на морскую тему к закрытию лагеря. 
  4. Игры по интересам.

20 июня

  1. Ток-шоу «Голубые реки, зеленые леса… мы-«За!».
  2. Экскурсия в библиотеку им. А. П. Чехова  г. Дзержинск.
  3. Конкурс рисунков «Мои любимые сказки».
  4. Игры на свежем воздухе.

21 июня

  1. Линейка памяти «Всем, кто ушёл в бессмертие – посвящается!»  
  2. Хит-парад «На морской волне».
  3. Подведение итогов смены. Закрытие лагерной смены.

Список литературы

1. Давыдова О.В. Организация воспитательной работы в летнем лагере с дневным пребыванием детей на базе школы // Воспитательная работа в школе. – М., 2004. – №2. – С. 110–117.

2. Салий Е.Б. Проблемы и перспективы организации летнего отдыха в пришкольных лагерях // Учитель в школе. – М., 2008. – №4. – С. 52–57.

3. Тихоненков Н.С. Особенности организации пришкольного детского лагеря / Н.С. Тихоненков, О.А. Нагибина // Воспитательная работа в школе. – М., 2005. – №2. – С. 39–42.

4. Загородный летний лагерь/Сост. С.И. Лобачёва, В.А. Великородная, К.В. Щиголь. – М: ВАКО, 2008. – 288 с. – (Мозаика детского отдыха). – 5. Копилка вожатого: проблемы эффективного взаимодействия с детьми/ авт.сост. А.П. Красичкова, Д.Н. Зимин. - Волгоград: Учитель, 2007. - 153 с. –

6. Праздничный калейдоскоп. 1-4 классы: утренники, КВН, театрализованные шоу, игры, посиделки/ авт.-сост. Е.В. Шаталова. –Волгоград: Учитель, 2008. - 189 с. –

7.  Портфель вожатого: сценарии мероприятий; программы организации отдыха детей; практические материалы по овладению опытом вожатского мастерства / авт.-сост. А.А. Маслов. – Волгоград: Учитель, 2007. – 237с.

8. -Летний лагерь на базе школы / авт.-сост. Е.В. Савченко, О.Е. Лобачёва, Е.И. Гончарова. – М.: ВАКО, 2007. – 336 с. – (Мозаика детского отдыха)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «С любовью к малой Родине».Летний школьный лагерь "Лада"

Пояснительная записка и планирование работы в летнем школьном лагере с дневным пребыванием....

Программа летнего школьного лагеря

Программы летних пришкольных лагерей, разработки мероприятий....

программа работы профильного отряда "Весёлый этикет" в летнем школьном лагере

Программа расчитана на учащихся 7-10 лет. Предусматривает 12 рабочих часов.Цель программы: формирование социальной и коммуникативной компетентностей воспитанников через осознание и закрепление в их по...

Программа летнего ШКОЛЬНОГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ «Калейдоскоп желаний»

Программа лагеря называется «Калейдоскоп желаний». Калейдоскоп - в переводе означает смена событий. Так и ребят в течение 18 дней ожидает смена разных развлекательных и познавательных, тво...

Программа организации работы объединения "Бусинка" в летнем школьном лагере

ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ «БУСИНКА» В ЛЕТНЕМ ШКОЛЬНОМ ЛАГЕРЕ...