Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием для детей школьного возраста "Дорогою добра"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов
пгт Нагорск Кировской области
Утверждено на педсовете
Протокол №___ от ______
Директор школы_________ /В.И. Леушина.
Программа
летнего оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием
для детей школьного возраста.
Сроки реализации: июнь 2017 года.
Возраст детей: 6- 17 лет.
Автор программы:
Никитина С.Г. учитель начальных классов
Нагорск, 2017
Информационная карта программы
Полное название программы | Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием при МКОУ СОШ С УИОП пгт Нагорск «Дорогою добра» |
Цель программы | Организация отдыха и оздоровления учащихся в летний период. |
Направление деятельности | Физическое, духовное, патриотическое развитие детей, средствами игры, познавательной и трудовой деятельности. |
Краткое содержание программы | Программа содержит: мероприятия, реализующие программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения. |
Адрес, телефон | 613260, Кировская область, пгт. Нагорск, ул. Советская, д.169, т. 2-17-89 |
Место реализации | Пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием, расположенный в МКОУ СОШ С УИОП пгт Нагорск |
Количество, возраст учащихся | 165 учащихся, с 6 до 17лет |
Сроки проведения, количество смен | С 1 по 22 июня 2017г., 1 смена |
Аналитическая справка
Программа пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МКОУ СОШ С УИОП пгт Нагорск в течение нескольких лет предусматривала организацию летнего отдыха детей младшего и среднего школьного возраста, создавала условия для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, развития творческих способностей детей.
Актуальность данной программы заключалась в её соответствии конкретным социально-педагогическим требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание социально-активной личности.
Цель программы: создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и физического потенциала личности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.
Особое внимание уделялось спортивным мероприятиям, тематическим конкурсам, беседам, играм.
Выбранные методы и приёмы работы позволили каждому ребенку проявить свою индивидуальность, творческую самостоятельность на основе свободного выбора и интереса. Все мероприятия, проводимые в лагере, были направлены на расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей. Плодотворным было сотрудничество с РЦНТ, Нагорской центральной детской библиотекой, МКОУ ДОД "Детская школа искусств" пгт. Нагорск, МКОУ ДОД ДЮЦ «Факел». Дети с удовольствием совершали экскурсии, велокросс по пгт. Нагорск.
Опытные воспитатели дали возможность каждому фантазировать, пробовать, создавать.
Цель программы достигнута. По результатам анкетирования выявлены интересы и предпочтения ребят. Тестирование показало, что у большинства ребят заложен значительный творческий потенциал, который представляет собой богатый выбор творческих возможностей. Если на деле учащиеся смогут применить свои способности, то им доступны самые разнообразные формы творчества.
Лагерь – это место, где каждый ребенок
может состояться как уникальная личность…
Лагерь – это большая, умная Игра,
которая помогает детям радоваться жизни,
праздновать жизнь практически ежечасно.
С.А.Шмаков
1. Пояснительная записка
Июнь – начало летних каникул. Дети устали от учебной нагрузки, внеклассных мероприятий, от школы и от любимых учителей. Почему же снова они идут в школу каждый день? Что их там ждёт? Ждут их интересные дела, походы, друзья и любимые учителя. Ждёт их летний лагерь, школьный лагерь. Или по народному площадка. Задача учителей – сделать отдых детей в школьном лагере содержательным, развивающим, воспитывающим, интересным. Мы надеемся, что развитый и воспитанный человек – в данном случае – наш ученик – не станет искать сомнительных друзей и развлечений. В рамках лагерной смены у педагогов появляется возможность управлять процессом неформальный взаимоотношений детей, коррективное отношение маленького человека к окружающей действительности и своему внутреннему миру. Ребёнок, уходя домой, продолжает жить жизнью лагеря: он получает задание к завтрашнему дню, информацию о том, что ждёт его завтра. К подготовке к новому дню можно подключить и родителей. Стиль общения учителя с учениками в лагере изменяется: больше доверительности, сотрудничества, “поворот лицом” к интересам ребёнка, меньше поучительного тона. Дети должны видеть в педагогах старших друзей и уверенных в себе организаторов; взрослые не должны спускаться до панибратства и попустительства, а действовать педагогически грамотно.
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:
- между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;
- педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.
Лагерь размещается на базе МКОУ СОШ С УИОП пгт Нагорск. В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.
Содержание деятельности лагеря должно быть направлено на разрешение этих противоречий. Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Эффективное управление в современном лагере – это главная основа его существования и непременное условие развития.
Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.
Основная идея программы - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей в результате совместной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену.
Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.
Принципы организации педагогического процесса в рамках программы:
-принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;
-принцип коллективной деятельности;
-принцип самореализации ребенка в условиях детского лагеря;
-принцип самостоятельности.
Программа деятельности лагеря представляет собой сюжетно-ролевую игру младших школьников в виде путешествия по сказкам. Программа деятельности лагеря носит комплексный характер:
- включает в себя:
- практическую ориентированную деятельность детей;
- их творческую деятельность эстетического и познавательного содержания.
- нацелена:
- на проведение ряда оздоровительных мероприятий с детьми;
- на решение рода педагогических задач по воспитанию подрастающего поколения.
2.Концептуальный подход
Изменение ценностных ориентаций заметно в настоящее время во всех сферах жизни общества. Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской ответственности, гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народа России. Духовность заключается в любящем отношении к другому, в приоритетности интересов другого над собственными, в утверждении своим отношением несравненной ценности другого. Духовность представляет собой в высшей степени сложную совокупность общечеловеческих норм и ценностей. Духовные ценности вырабатываются каждым человеком самостоятельно, а не усваиваются в готовом виде путем «извлечения» из книг или чужого опыта.
Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.
Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.
Досуговая деятельность в смене направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.
3. Методические основы лагерной смены
Приоритетной основой работы лагеря является гуманизация, которая обеспечивает создание условий для личностного развития детей: педагоги принимают ребёнка таким, какой он есть, положительно относятся к его личности, опираются на творческую активность ребёнка, выводят его на уровень соуправления, т. е. совместной организованной работы воспитателей и детей. Вся работа строиться на принципах добровольности, посильного участия каждого в жизни лагеря.
Составлен план работы на смену, где предусмотрены музыкальные, спортивные, библиотечные, игровые часы, экскурсионные и развивающиеся мероприятия.
- Нормативно-правовые
- Федеральное законодательство:
- Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. № 465-ФЗ
- Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»:
Ст.28 Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
…5.Образовательная организация вправе вести консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную не противоречащую целям создания образовательной организации деятельность, в том числе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием).
- Региональное законодательство:
- Постановление Правительства Кировской области от 10.03.2017 № 52/146 «Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей и молодежи на территории Кировской области»:
- ПОРЯДОК предоставления и расходования субсидии местным бюджетам из областного бюджета на оплату стоимости питания детей в лагерях, организованных образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время, с дневным пребыванием
- Ведомственные нормативные акты:
- Приказ Министерства образования РФ от 13.07.2001 N2688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха
- Письмо Минздравсоцразвития России от 14.11.2011 N 18-2/10/1-7164 «О Типовом положении о детском оздоровительном лагере»;
- Методические рекомендации по совершенствованию воспитательной и образовательной работы в детских оздоровительных лагерях, по организации досуга детей (Минобрнауки России);
- Рекомендации по порядку проведения смен в учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков (Минобрнауки России);
- Рекомендации по примерному содержанию образовательных программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей (Минобрнауки России).
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормы:
- СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул»
- СанПиН 2.4.2.2842-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков»
- СанПиН 2.4.4.1204-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления»
- СанПиН 2.4.4.2605-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей палаточного типа в период летних каникул»
Постановление постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 марта 2017 года N 38
5.Организация питания:
- Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15.06.2011 N01/7310-1-32 «О требованиях к организации питания детей в летних оздоровительных учреждениях»
- Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15.06.2011 N01/7310-1-32 «О требованиях к организации питания детей в летних оздоровительных учреждениях»
6. Организация медицинского обслуживания в оздоровительных лагерях:
- Приказ Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.04.2012 №363н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха»
- Приказ Министерство здравоохранения российской федерации от 05.11.2013 № 822н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях
- Приказ Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 №302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»
7. Пожарные требования и правила:
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 25.04.2012 N390 «О противопожарном режиме» (с изменениями и дополнениями);
- Организация эвакуации персонала предприятий и учреждений при пожаре и иных чрезвычайных ситуаций (методические рекомендации главного государственного инспектора РФ по пожарному надзору)
8. Обеспечение безопасности детей на транспорте:
- Постановление Правительства РФ от 17.12.2013 №1177 «Об утверждении Правил организованной перевозки групп детей автобусами»
- Приказ МВД России от 31.08.2007 № 767 «Вопросы организации сопровождения транспортных средств патрульными автомобилями госавтоинспекции»
- Приказ МВД России от 31.08.2007 № 767 «Вопросы организации сопровождения транспортных средств патрульными автомобилями госавтоинспекции»
9. Трудовая занятость несовершеннолетних:
- Закон Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.09.2009 № 58 «Об утверждении СанПиН 2.4.6.2553-09. Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста»
- Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 7.04.1999 №7 «Нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную»
10. Кадровое обеспечение:
Трудовой кодекс Российской Федерации
- Приказ Минтруда России от 10.01.2017 № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»
11. Конвенция ООН о правах ребенка.
12. Конституция РФ.
13. Закон РФ “Об образовании”.
14.Постановление Администрации Нагорского района Кировской области
№ 131 от 06.04. 2017. «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в период школьных каникул 2016 года»
15. Устав МКОУ СОШ с УИОП пгт Нагорск.
16. Положение о лагере дневного пребывания.
17. Правила внутреннего распорядка лагеря.
18. Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
19. Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
20. Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
21. Должностные инструкции работников.
22. Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
23. Правила регистрации детей при поступлении, выбытии.
24. Заявления родителей.
25. Акт приёмки лагеря.
26. План работы.
27. Методическая копилка.
2. Информационное обеспечение программы
В подготовительный период ведётся просветительская работа по организации лагеря и привлечению детей. Педагогический коллектив лагеря знакомится с его программой на смену.
Перед началом смены собирается родительское собрание, где родители знакомятся с режимом работы, с программой лагеря. Информируются о правилах техники безопасности и поведения детей в лагере.
В конце дня подводятся итоги проведённых дел, выпускаются молнии (раз в неделю), ведутся карты достижений и дневник-альбом жизни лагеря.
Оздоровительное и санитарно-гигиеническое обеспечение программы
В плане работы лагеря предусмотрены ежедневные спортивные часы, проведение спортивных соревнований, турниров, олимпиады. Ежедневно проводится зарядка. Предусмотрены подвижные игры на воздухе и в спортзале.
Материально-технические условия предусматривают:
- большой спортивный зал;
- школьная библиотека;
- столовая;
- игровая площадка;
- спортивная площадка;
- кабинеты;
- ТСО;
- художественные средства, игры настольные и др.;
- хозяйственный инвентарь;
- аудиотека, фонограммы;
- канцелярские принадлежности;
- компьютер с выходом в Интернет, принтер, ксерокс, мультимедийный проектор;
3. Кадровое обеспечение программы:
Подбор начальника лагеря, воспитателей проводит администрация школы. Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.
Воспитатель проводит воспитательную работу, организует активный отдых учащихся, несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, следит за исполнением программы смены лагеря. Педагоги организуют воспитательную работу, отвечают за жизнь и безопасность ее участников.
Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря.
Начальник и педагогический коллектив, специалисты отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Координаторы смены:
- начальник летнего лагеря;
- медицинский работник.
Кураторы отрядов:
- воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);
- вожатые (из числа обучающихся.)
Руководители творческих мастерских
- из числа педагогов.
4. Цели и задачи
Цель функционирования лагеря
Организация детского отдыха и оздоровления в первый месяц летних каникул, помощь семьям, нуждающихся в социальной поддержке.
Задачи:
- Организация ресурсного обеспечения смены, необходимого финансирования.
- Привлечение в лагерь детей из малообеспеченных, многодетных, ассоциативных семей, опекаемых детей, детей-инвалидов, учащихся, состоящих на учете.
- Обеспечение соблюдения норм охраны здоровья, безопасности, санитарно-гигиенических и других действующих правил и норм пребывания детей в условиях городского с дневным пребыванием детей.
- Обеспечение эффективного управления функционирования лагеря.
Педагогические цели
- Приобщение детей к русской народной культуре, культуре.
- Формирование художественно-эстетической культуры личности школьника.
- Развитие познавательной, творческой и общественной активности ребят.
Задачи:
- Реализация в ходе смены форм воспитательной работы, позволяющих включать детей в творческую, спортивную, интеллектуальную, общественную деятельность.
- Создание гуманистического стиля взаимоотношений всех участников воспитательного процесса в лагере.
- Формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром, умений и навыков практически ориентированной деятельности.
- Формирование патриотических чувств, любви к родному краю, своему посёлку.
- Развитие духовности ребенка.
5. Логика развития лагерной смены
Это задачи, состоящие перед педагогическим коллективом лагеря на разных этапах его существования.
А. Подготовительный этап ( май)
- Подбор педагогических кадров;
- Подготовка воспитателей, их обучение;
- Разработка программы смены через работу творческого коллектива лагеря;
- Посещение семинаров по подготовке к летнему отдыху детей, организуемых в районе;
- Материально-техническая подготовка летнего лагеря;
- Оформление лагеря;
- Проведение родительских собраний.
Б. Организационный этап (1, 2, 3 дни смены)
- Знакомство детей с распорядком дня, с дисциплинарными и гигиеническими требованиями;
- Воспитатель приучает детей к доброжелательным и справедливым взаимоотношениям друг с другом и со старшими;
- Осуществляется диагностика интересов и ожиданий детей;
Акцентируется внимание детей на возможностях саморазвития, совершенствования своих организаторских способностей в ходе смены и как итог – получение звания Лучший космонавт, герой космоса, покоритель вселенной.
В. Основной этап (4–19 дни смены)
- Реализация программы по приобщению детей к истокам русской народной культуры;
- Вовлечение детей в подготовку и проведение КТД
- Работа по оздоровлению и физическому развитию учащихся;
- Проведение мероприятий интеллектуального и художественно-эстетического плана.
- Реализация в ходе смены форм воспитательной работы, позволяющих привлекать родителей.
Г. Итоговый этап (20–21 дни смены)
- Увеличение эмоциональной привлекательности и значимости жизни в лагере через общественную оценку индивидуальных заслуг ребенка и самооценку;
- Вручение дипломов, награждение детей;
- Формирование мотива: добиться большего в следующей смене и активно проявить себя в общественной деятельности в своем классе.
Д. Послелагерный период
- Сбор отзывов детей и родителей о смене;
- Анализ работы лагеря педколлективом и задачи будущей деятельности школьной площадки.
- Составить отчет в виде презентации.
Данная программа является комплексной, т.е. включает в себя два основных направления, заложенных в Основную образовательную программу школы:
- духовно-нравственное развитие и воспитание детей;
- формирование здорового и безопасного образа жизни.
Основной состав лагеря - это обучающиеся ОУ в возрасте 6 -17 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей и из семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 20 - 27 человек.
6. Содержание воспитательной работы лагеря
Игровой сюжет программы
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Дорогою добра» будет реализована через игровую модель «Экскурсия по городу Доброграду». Лагерь носит название «Доброград». Такие названия выбраны не случайно. Время летнего лагеря наиболее благоприятно для воспитательной работы в доступных, ненавязчивых детям формах. В современном мире вокруг детей царит агрессия, по телевизору, интернету, в игрушках на гаджетах и компьютерах. Дети легко могут заблудиться и потерять человеческие ценности, сочувствие, сопереживание. Если своевременно не посеять «семя» Добра в душу детей, то нынешнее поколение будет морально, духовно и нравственно обделено.
Лагерь представляет собой виртуальный город «Доброград».
Город «Доброград» имеет свою символику:
Девиз: «Мы строим город Доброград, чтоб жить в нем каждый был бы рад!»
Гимн: «Дорога добра»
Клятва: «Каждый житель города Доброграда должен быть достойным жителем города! Стремиться стать лучше! Помогать другим жителям! Уважать труд всего коллектива! Клянемся, клянемся, клянемся!»
В городе живут жители «доброградцы». Название города обязывает относиться друг к другу по законам добра и справедливости. Педагогическому коллективу необходимо как можно больше употреблять в разговоре с ребятами слова: «спасибо», «пожалуйста», «будьте добры».
Правит городом Градоначальник и его министры:
Градоначальником является начальник лагеря, министры выбираются из числа детей.
Министр финансов – организатор трудовых дел. (Работа “Добробанка”).
Министр спорта – организатор спортивных дел. (Станция “Поиграй-ка”).
Министр культуры – организатор “Хобби – центра”. (Станция «Умей-ка», станция «Спой-ка»)
Министр образования – организатор творческих дел .
Министр добра – организатор всей воспитательной работы. (Служба “Биржа идей”).
Министр здравоохранения – организатор тематических бесед, встреч о здоровом образе жизни.
Каждый новый день проходит в виде экскурсии к знаковым местам, достопримечательностям города согласно путеводителю (тематике дня).
Правила игры определяются законами лагерной жизни и основными направлениями деятельности школьников.
Законы жизни лагеря
- Закон главной тропы: нельзя нарушать правила дорожного движения, уходить одному с территории лагеря, всегда и везде вместе с отрядом.
- Закон чистоты: соблюдай чистоту во всём и везде, будь опрятным.
- Закон единого плеча: поддерживаем друг друга, не обижаем младших, уважаем старших.
- Закон здорового духа: начинаем день с утренней зарядки, соревнуемся в честной борьбе, заботимся о своём здоровье.
- Закон колокольчика: будь весел, принимай участие в праздниках, конкурсах, твори и выдумывай.
- Закон зелёного друга: береги природу, не обижай братьев меньших.
- Закон мудрой совы: читай каждый день и будешь умней.
По мере участия “доброградцев” в мероприятиях, на протяжении всей смены каждый отряд «доброградцев» получает за каждый день по одному кирпичику определенного цвета, для строительства нового здания города «Доброграда». В конце смены по возведённым зданиям видно, каких успехов добился каждый отряд. Участие и успех отрядов в общелагерных делах отмечаются кирпичиками, которые имеют свою расшифровку:
Символ красного цвета: Молодцы! Всё было здорово! Так держать! (I место).
Символ зелёного цвета: Хорошо, но можно лучше! (II место).
Символ желтого цвета: У вас есть ещё шанс (III место).
Символ синего цвета: Так себе, маловато старания и творчества.
Легенда «Города Доброграда»
Давным-давно на земле жил всемогущий Волшебник. Люди его уважали и шли к нему за помощью. А помогал он тем, что наделял людей добротой, любовью, дружбой и другими ценностями. Но один человек сказал: «Мы сами можем справиться со своими трудностями». И тогда Волшебник пошёл по миру искать тех людей, которым он был нужен. Он долго ходил по свету и однажды пришёл в красивый «Город». Здесь он чувствовал себя счастливым. Волшебник прожил счастливую жизнь и сохранил все ценности «Города». Всю свою волшебную силу и знания он вложил в людей, которые жили в городе. Получалось так, что злые люди не задерживались здесь. Они не могли прижиться в этой доброй спокойной обстановке. Прижиться могли только великодушные, справедливые люди.
«Город», в котором Волшебник прожил много лет, был назван «Доброград». С тех пор очень часто люди приезжают в город для того, чтобы посмотреть на справедливых, благородных людей. В наше время именно они являются истинными сокровищами.
В течение всей смены жители города за выполнение государственных обязанностей получают денежную единицу “Добрейку”.
У каждого отряда есть своя чековая книжка, куда вносятся доходы и расходы:
- Источник дохода:
за хорошее обучение в “Хобби-центре”;
за выполнение индивидуальных трудовых заданий;
за активное участие в подготовке и проведении творческих дел;
за содержание в чистоте и порядке отрядных комнат;
за инициативное дело на пользу города;
за творческую зарядку;
за высокий культурный уровень: поведения, проведения мероприятий, общения.
- Источник расхода:
За плохое поведение в столовой.
За плохое дежурство отряда.
За беспорядок в отрядных комнатах.
За беспорядок дежурного отряда на территории города.
За нарушение законов города Доброграда.
За употребление грубых слов.
“Хобби-центр” предлагает: “Умей-ка” – здесь каждый может научиться складывать фигурки из бумаги, изготавливать сувениры из подручного природного материала, рисовать рисунки и т.д. “Спой-ка” – тот, кто любит народные традиции, праздники, обряды. «Поиграй-ка» - занимаются спортивным видами деятельности
На протяжении всего периода смены работает служба “Биржа идей”, которая отслеживает уровень участия ребят во внутриотрядных и общелагерных делах. Выполняет пожелания и предложения жителей города. Планирует работу и контролирует почта города.
Каждый день смены заканчивается дневным “Огоньком” на «Поляне радостных событий».
По итогам смены каждый ребенок получает “Рюкзак Успеха”, где отражены все достижения, успехи за смену.
Здоровый образ жизни
Задачи:
- Развитие физических способностей детей через активную спортивную жизнь в лагере.
- Обучение приемам и методам оздоровления организма.
- Осознание важности систематических занятий физической культурой и спортом для всестороннего развития личности;
- Привитие навыков к здоровому образу жизни;
- Умение соблюдать режим дня, стремление к регулярным занятиям физической культурой интерес к походам по родному краю;
- Стремление к выполнению правил личной и общественной гигиены, приучение к закаливанию.
- Развитие общей и скоростной выносливости, гибкости, ловкости, повышения спортивного мастерства
Содержание деятельности:
- Утренняя зарядка.
- «Веселые старты»
- День Здоровья.
- День бегуна.
- День прыгуна.
- Соревнования по футболу.
- Спартакиада (отрядная, общелагерная).
- «Час игры».
Интеллектуально – творческое.
Задачи:
- Эстетическое восприятие предметов и явлений действительности
- Развитие способностей видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде и творчестве людей.
- Интерес к занятиям творческого характера, участие художественной и музыкальной самодеятельности.
- Создание взаимоотношений между взрослыми и детьми в стиле совместной равноправной, взаиморазвивающей, творческой, интеллектуальной деятельности.
- Воспитание духовной культуры.
Содержание деятельности:
- Конкурсы рисунков.
- Конкурс отрядной песни.
- Конкурс отрядной газеты.
- Творческие конкурсы.
- Викторина по сказкам
- Посещение театров, других культурных учреждений.
Нравственно – патриотическое
Задачи:
- Пробуждать у детей интерес к родному краю, своей стране.
- Воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине.
- Воспитывать в детях доброту, человечность, милосердие.
Содержание деятельности:
- Смотр стихов и патриотических песен «Давай, Россия!»
- «Юные защитники Родины»
- Экскурсия в музей.
- Изучение судьбы человека, его вклад в историю страны.
Трудовое воспитание
Задачи:
- Вовлечение «трудных» ребят в трудовую деятельность.
- Развивать способности видеть прекрасное в озеленение нашей школы и города.
- Оказывать помощь по обелению территории школы и нашего города.
- Развивать патриотическое воспитание через отношение к окружающей действительности.
- Воспитывать любовь к родной природе.
Содержание деятельности:
- Трудовые десанты по уборке пришкольной территории
- Выставки поделок
- Дежурство
- Выставка рисунков на тему «Профессии».
Экологическое воспитание
Задачи:
- Обеспечение «экологизации» детского оздоровительного лагеря в развивающих, воспитывающих целях.
- Расширение представлений о многомерности мира
- Формирование активной позиции школьников в решении экологических проблем.
- Обогащение личного опыта детей по взаимодействию с окружающим миром.
- Включение детей в экологически ориентированную практическую творческую деятельность, формирование экологических знаний, умений и навыков.
Содержание деятельности:
- День экодвижения.
- Ежедневные экологические подвиги (уборка территории).
- День экологической прессы (конкурсная программа).
- Выступление агитбригад «Сохраним природу».
- Конкурсы экологических листовок, плакатов, призывов рисунков.
Режим дня
8.30 –9.00 - Сбор жителей города «Доброград».
9.00 – 9.20– Творческая зарядка .
9.20 – 9.30 – Сбор жителей города (организационная линейка).
9.30 - 10.00 – Завтрак доброградцев.
10.00 – 11.00 – «Добростарты» - спортивно-оздоровительный час.
11.00 – 12.00 – Обед
12.20 – 13.30 –«Добрые хлопоты» - внутрикомандное дело.
«Жители города- одна семья» - общелагерное дело.
13.30– 14.00 – Свободное время. Игры по интересам.
14.00 – 14.30 –А теперь всем: "ДО СВИДАНИЯ!"
Завтра снова мы приде
Тематическое планирование
«Экскурсия по городу «Доброград»
День | Мероприятие | Время |
Первый день Улица Знакомств | 1. В Доброграде новоселье: - знакомство и обустройство - разделение на отряды, огоньки знакомств. 2. Минутка здоровья «Мой рост, мой вес». 3.Праздник, посвященный Дню защиты детей. 4.Экологический подвиг (уборка территории). 5.Итоговый огонёк. | 8.30 – 9.00 9.50 – 10.00. 10.00 – 10.30. 10.30 – 11.30. 12.30 – 13.00. 14.00 – 14.30. |
Второй день Улица «Я- дизайнер» | 1. Минутка здоровья, разговор о правильном питании. 2. Выборы в отрядах, обустройство отрядных комнат. 3. Презентация школы всезнаек. 4. Подготовка к празднику открытия лагеря «Детства добрая дорога». 5. Конкурс рисунков «Безопасный маршрут до лагеря». 6. Итоговый огонек. | 9.50 – 10.00. 10.00 – 11.00. 11.00 – 11.30. 11.30 – 12.00. 12.00 – 13.00. 14.00 – 14.30. |
Третий день Улица Любознптельных | 1.Минутка здоровья «Книги о здоровье» 2.Школа всезнаек 3.Учебная эвакуация при пожаре. 4. Беседа «Пламя начинается со спички» 5. Видеосалон 6.Итоговый огонёк | 9.50 – 10.00 10.00 – 10.40 10.40 – 11.20 11.20 – 12.00. 12.00 – 13.00 14.00 – 14.30 |
Четвёртый день Улица Экологии | 1.Минутка здоровья, как ухаживать за зубами 2.Школа всезнаек 3.Викторина «Знатоки леса». 4. «Экологический десант» Выпуск экологических плакатов, листовок «Экология глазами детей». 5.Игра по станциям «Эко-марафон» 6.Итоговый огонек | 9.50 – 10.00 10.00 – 10. 40 10.40 – 11.40 11.40 – 12.40 12.40 – 13.00 14.00 – 14.00 |
Пятый день Улица Лукоморье | 1.Минутка здоровья, путешествие в страну витаминию. 2.Школа всезнаек 3. . «Там чудеса…» встреча с сотрудниками библиотеки 4. Беседа «Чистая вода – основа жизни на Земле». Викторина «Угадай-ка…». 5. Познавательно – игровая программа «Знатоки природы». 6.Итоговый огонек | 9.50 – 10.00 10.00 – 10.40 10.40 – 11.00 11.00 – 11.40 11.40 – 12.40 12.40 – 13.00 14.00 – 14.30 |
Шестой день Улица Открытий | 1.Минутка здоровья «Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге» 2.Школа всезнаек. 3. Праздничный концерт открытия лагеря «Детства добрая дорога». 4. Вторая жизнь мусору. Изготовление поделок. 5. Игры на свежем воздухе 6.Итоговый огонек | 9.50 – 10.00 10.00 –10.40 10.40 – 11.40 11.40 – 12.40 12.40 – 13.00 14.00 – 14.30 |
Седьмой день Улица Спорта | 1.Минутка здоровья, осанка – основа красивой походки 2.Школа всезнаек 3. « На дворе у нас игра» подвижные игры на свежем воздухе. 4. Соревнования «Навстречу рекордам». 5.Занятия по интересам. Экологический подвиг. 6.Итоговый огонек | 9.50 – 10.00 10.00 – 10.40 10.40 – 11.40 11.40 – 12.00 12.00 – 13.00 14.00 – 14.30 |
Восьмой день Улица Друзей | 1.Минутка здоровья, как снять усталость с ног 2.Школа всезнаек 3.Шахматно- шашечный турнир. 4. Игровая программа «Сто затей для ста друзей». 5.Оригами « Бумажная сказка» 6. Итоговый огонек | 9.50 – 10.00 10.00 – 10.40 10.40 –11.40 11.40 – 12.00 12.00 – 13.00 14.00 –14.30 |
Девятый день Улица Праздничная | 1.Минутка здоровья «Осторожно, клещи» 2.Школа всезнаек 3. Конкурс стихов и патриотической песни «Давай, Россия!». 4.Игры на свежем воздухе 5. Конкурс рисунков «Люблю берёзку русскую». 6.Итоговый огонек. | 9.50 – 10.00 10.00 – 10.40 11.40 –12.00 12.00 – 13.00 14.00 –14.30 |
Десятый день Улица Здоровья | 1.Минутка здоровья 2.Школа всезнаек 3. Игра путешествие «Дорога доброму здоровью» 4. Познавательная беседа «Сделай свой выбор» (профилактика вредных привычек); 5. Игры на свежем воздухе. 6. Итоговый огонек | 9.50 – 10.00 10.00 – 10.40 10.40 – 11.20 11.20 – 12.00 12.00 – 12.30 12.30 – 13.00 14.00 –14.30 |
Одиннадцатый день Улица Добрых дел | 1.Минутка здоровья, первая помощь при укусах 2.Школа всезнаек 3. Конкурс талантов «Давай докажем, что не зря на нас надеется земля» 4. Занятия по интересам. 5.Комический футбол 6. Итоговый огонек | 9.50 – 10.00 10.00 – 10.40 10.40 – 11.40 11.00 – 11.30 11.30 – 12.00 12.00 – 13.00 14.00 –14.30 |
Двенадцатый день Улица Экознаек | 1.Минутка здоровья. Закаливание. 2.Школа всезнаек 3.Акция «Есть выбор: жизнь без наркотиков» 4. Конкурс агитбригад «Сохраним природу». 5. Конкурс экологических костюмов «Экомода» 6.Итоговый огонек | 9.50 – 10.00 10.00 –10.40 10.40 – 11.20 11.20 – 12.10 12.10 – 13.00 14.00 – 14.30 |
Тринадцатый День Улица Безопасного Движения | 1.Минутка здоровья «Гигиена в доме» 2.Школа всезнаек 3. Беседа «Чем опасна дорога для нас и мы для дороги». Встреча с сотрудниками ГИБДД. 4. Игровая программа «Безопасность на дорогах». Акция «Письмо водителю – письмо пешеходу» (знаем сами – научим других). 5. Конкурс рисунков «Светофорик» 6.Итоговый огонек | 9.50 – 10.00 10.00 – 10.40 10.40 – 11.40 11.40 – 12.15 12.15 – 13.00 -14.00 –14.30 |
Четырнадцатый день Улица Неожиданностей | 1.Минутка здоровья. Беседа «Мои друзья: велосипед, ролики, сноуборд, мопед» 2.Школа всезнаек 3. «Потеря вожатых». Концерт вожатых. 4.Шоу профессора Николя 5. «Весёлые старты». 6.Итоговый огонек | 9.50 – 10.00 10.00 – 10.40 10.40 – 11.00 11.00 – 12.00 12.00 – 13.00 14.00 – 14.30 |
Пятнадцатый день Улица Олимпийская | 1.Минутка здоровья «Закаливание» 2. Школа всезнаек 3. Олимпийский марафон здоровья. «О спорт, ты мир!» 4. Конкурс поделок из природного материала «Природа и фантазия». 5.Итоговый огонек | 9.50 – 10.00 10.00 – 10.40 10.40– 12.15 12.15 – 13.00 14.00 – 14.30 |
Шестнадцатый день Улица проектов «Мой край будет лучшим». | 1.Минутка здоровья «Друзья Мойдодыра и наше здоровье» 2.Школа всезнаек 3.«День защиты проектов» (благоустройство территории, экскурсионные маршруты). (культура ведения спора, конкурс выступлений детей по заданной теме, номинация «Дорогою убеждений») 4.Итоговый огонек | 9.50 – 10.00 10.00 – 10.40 11.40 – 13.00 14.00 – 14.30 |
Семнадцатый день Улица Достижений |
2.Школа всезнаек 3. Конкурсы «Лучший командир отряда», «Лучший отряд», «Лучший фотограф». 4. Почта «Добрые вести». 5.Игры на свежем воздухе 6.Итоговый огонек | 9.50 – 10.00 10.00 – 10.40 10.40 – 11.30 11.30 – 12.00 12.00 – 13.00 14.00 – 14.30 |
Восемнадцатый день Улица Памяти | 1.Минутка здоровья «Мой рост, мой вес». 2.Отчет школы всезнаек 3.Митинг памяти и скорби. 4.Закрытие лагерной смены Праздничный концерт «Как нам вместе хорошо» 5. - Фотовыставка «Яркие страницы доброй дороги детства» 6.Итоговый огонек | 9.50 – 10.00 10.00 – 10.40 10.40 – 12.00 12.00 – 13.00 14.00 – 14.30 |
Возможные риски:
- Плохие природные условия;
- Высокая активность клещей;
- Поломка оргтехники.
7.Ожидаемые результаты реализация программы
(в аспектах развития ребёнка, отряда, всего лагеря)
- укрепление здоровья детей;
-развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом;
-расширение социального опыта;
-формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;
-вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда;
-формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира.
Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание, должностная субординация.
Проводится ежедневная оценка участия каждого ребёнка в коллективных делах лагеря. Создание условий для самореализация детей через участие в мероприятиях разного характера: спортивных, интеллектуальных, патриотических, трудовых, художественных, экологических.
Привитие навыков самостоятельности, ответственности, строить свои отношения со сверстниками и взрослыми. Оздоровление детей.
В развитии отряда – высокая степень организованности, сплоченности детей в решении поставленных задач.
Выявление и практическая реализация новых возможностей лагеря в развитии детей.
8.Диагностика
Вводная диагностика | Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах: - анкетирование; - беседы в отрядах; - планерки администрации лагеря, старших вожатых и воспитателей. |
Пошаговая диагностика | Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря. Беседы на отрядных сборах. Форум лагеря (возможность вынесения проблемы, идеи, события в общее обсуждение) |
Итоговая диагностика | Анкетирование Творческий отзыв (рисунок « Наш лагерь») Беседы в отрядах Цветопись Народный форум (фабрика достижений лагеря) |
9. Методическое сопровождение программы
-Основными методами организации деятельности являются:
- Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
- Методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);
- Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
- Метод коллективной творческой деятельности (КТД).
-Психологические услуги.
Психологические услуги предоставляются в следующих формах:
- Проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье;
- Беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.
Формы и методы работы
Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии); метод интерактивного обучения (социально-психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии); в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации; методики коллективно-творческого воспитания Иванова И. П. . одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления-самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.
10. Инструктажи:
- Вводный инструктаж. (Воспитатели)
- Инструктаж по правилам дорожного движения. (Воспитатели)
- Инструктаж по ТБ во время спортивных мероприятий. (Учитель физ.культуры)
- Инструктаж по ТБ при организации игр на территории (Воспитатели).
- Текущие инструктажи (Воспитатели).
11.Работа с родителями
Мероприятие | Дата |
Выпуск листовок для родителей по итогам анкетирования и мониторинга | В теч. смены |
Индивидуальные беседы | В теч.смены |
Выпуск листовок для родителей «Здоровье ребёнка» | В теч. смены |
Организация выставок рисунков и поделок | В теч. смены |
12.Критерии эффективности программы
- благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах;
- удовлетворенность детей предложенными разнообразными видами деятельности, формами работы;
- желание участвовать в работе лагеря в дальнейшем;
- проявление инициативы детей в организации досуга;
- внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
- укрепление здоровья воспитанников;
- развитие творческой активности каждого ребенка;
- укрепление связей между разновозрастными группами детей.
13. Схема управления программой
Участниками данной программы являются дети в возрасте от 6 до 18 лет различных социальных групп (дети из благополучных семей, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации).
Для организации работы по реализации программы смены:
-проводятся ежедневные планерки воспитателей;
-составляются планы работы, где отражаются и анализируются события и проблемы дня;
-проводятся анкетирование и тестирование воспитанников на различных этапах смены;
-оказывается методическая и консультативная помощь педагогам;
-сотрудники обеспечиваются методической литературой, инструментарием по проведению тренинговых мероприятий, тематических мероприятий и т. д.;
-проводятся инструктажи с педагогами по охране жизни здоровья; мероприятий по профилактике детского травматизма.
В основе воспитательной системы – активный подход к реализации детского самоуправления в форме совета командиров (обеспечивает порядок и жизнедеятельность лагеря) и инициативных групп (временные объединения для подготовки и проведения отдельных дел, тематических дней). Основным по значимости в лагере является совет командиров.
14. Организация взаимодействия летнего пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
на базе МКОУ СОШ С УИОП пгт Нагорск
15. Заключение
Лагерь работает не первый год. За это время сложилось немало традиций.
Педколлектив лагеря работает над развитием личности каждого ребенка, над выявлением его способностей, даже скрытых.
Любимые детьми конкурсы, фестивали, игры, спортивные соревнования в измененном виде проводятся каждый год.
В конце смены наиболее активным, преодолевающим себя детям вручаются Дипломы. Традиционным остается состав педагогического коллектива лагеря, который видит свою роль в том, чтобы формировать активную жизненную позицию учащихся, развивать их коммуникативные и организаторские способности.
16. Учебно-методическое оснащение программы
- Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009 г.
- Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г.
- Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2008 г.
- Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2007 г.
- Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.
- Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.
- Шмаков С.
- А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Город Солнца"
Программа оздоровительного лагеря...
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Страна здоровья»
Цель программыСоздание условий для оздоровления учащихся и организационного отдыха в летний период, укрепления физического, духовного и эмоционального здоровья детей, развитие творческих способностей ...
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Весёлые каникулы - 2013"
1. Программа лагеря разработана на основе нормативных документов Министерства образования Нижегородской области "Об организации и проведении летней кампании" 2. Ежедневное планирование лагеря "Ве...
программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей...
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков «Фабрика звёзд»
Представлена программа летнего отдыха учащихся в условиях школы. http://vlager.edu.ru/program/?search=%D1%84%D0%B0%D0%B1%D1%80%D0%B8%D0%B......
ПРОГРАММА Летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей БОУ «Воронцовская СШ» «Дети Земли» (с экологическим уклоном)
Задача экологического воспитания подрастающего поколения выдвигается сегодня в качестве одной из важнейших. Истоки современных проблем в экологии - в бездумном и жестоком отношении человека к природе....
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Агентство добрых дел»
Реализация целей и задач смены осуществляется по программе «Агентство добрых дел». Все учащиеся делятся на четыре возрастные группы. Каждый отряд (отдел) планирует свою работу...